Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1834

На сайте:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Начальные классы » Разное

Социальный проект как средство самореализации младших школьников
Автор: Князева Наталья Александровна
Учитель начальных классов МБОУ-кадетская школа №95
Скачать (45.5Kb) 02.09.2012, 23:53
Настойчивое продвижение общества по пути демократических преобразований делает актуальным вопрос соответствия педагогической науки динамике жизни. Обозначилось обращение к гуманистическим идеалам, когда основами образования становятся его внутренние ценности: развитие, сотрудничество, самоопределение и др. Изменение критериев оценки человеческой деятельности в сторону их гуманизации определяет возрастающую роль личности во всех сферах ее жизнедеятельности и выражается в разнообразии способов ее проявления.
Как следствие сказанного, в поле зрения педагогической мысли "обнаружилась внутренняя суть человека, его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой - то, что обычно не входило в круг педагогических ценностей, развивалось стихийно" [Н.Б. Крылова]. Личность ученика при этом рассматривается как субъект собственного развития, а не средство реализации школьных планов и программ.
В такой ситуации определяющей становится гуманистическая направленность, выражающаяся в процессах «самости». Относительно самореализации это особенно значимо, поскольку «человека можно заставить принудить выполнить ту или иную деятельность, но нельзя заставить его реализовать (выполнить) себя» [Л.Н. Коган].
Актуальность проблемы иллюстрируется положением в Законе Российской Федерации «Об образовании», подчеркивающим «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации» [Раздел II, статья 14].
В этой связи практической педагогикой признается тот факт, что в каждой личности ребенка заложено позитивное начало, предназначение которого направлять человека по пути его самореализации.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и гуманизма.

Младший школьный возраст – это ступень личностного становления ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
Гуманизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Гуманизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной начальной школе является формирование гуманизма, толерантности и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Понятие гуманизма и патриотизма включает в себя:
Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.
Уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины.
Осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества).
Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине.
Гордость за социальные и культурные достижения своей страны.
Гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ.
Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
Ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.
Гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Описываемый педагогический опыт вписывается в деятельность МОУ – кадетской школы № 95, являясь неотъемлемой частью самореализации младших школьников.
В рамках этой программы целесообразно проводить часы интересного общения на темы: «Друг в беде не бросит», «Я- будущий кадет», «Дорогие мои старики», «Верные сыны России»,
организовывать встречи с ветеранами войны и труда, проводить праздники: «Посвящение в юные кадеты», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Твои защитники», участвовать в конкурсе инсценированной песни «Тебе, моё Отечество». Дети активно самореализуются в таких мероприятиях, как: уроки – диспуты «Что такое толерантность?», КВН «А, ну-ка, мальчики!», рыцарские турниры. Учащиеся с удовольствием принимают участие в выставках рисунков и детского творчества «Недаром помнит вся Россия» и в выездных экскурсиях к святым местам боевой славы.
Формирование гражданско-нравственной позиции личности младшего школьника, на наш взгляд, лучше и успешнее всего реализуется через организацию и проведение социальных проектов. В кадетской школе реализован коллективный проект «Доброта спасет мир»
Для успешной реализации проекта были поставлены следующие цели:
1. Воспитание у детей толерантности.
2. Вовлечение каждого участника в данный проект.
3. Формирование активной гражданской позиции.
На мотивационном этапе этого проекта был проведен классный час на тему «Доброе сердце» с просмотром видеоролика о жизни детей – инвалидов в пансионате № 1. Ребята задумались над тем, как тяжело жить людям с ограниченными возможностями и им захотелось внести свой вклад, а решение этой проблемы.
На втором этапе была спланирована деятельность учащихся начальной школы по выполнению проекта. Ребята участвовали в следующих мероприятиях:
• Благотворительные акции: «Пятачок», «Одна упаковка = одна вакцина» (помощь детскому дому «Малютка»).
• Оформление Дерева добрых дел
• Сбор пожертвований и изготовление новогодних игрушек
для детей инвалидов.
• Посещение пансионата № 1 для детей- инвалидов с концертной программой и вручением благотворительных подарков.
• Участие в заключительном этапе городской благотворительной акции «Пятачок».

На третьем этапе выполнения проекта (информационно – операционном) дети выяснили, сколько организаций и отдельных граждан занимаются благотворительной деятельностью, для чего проводятся благотворительные акции, куда и на что идут собранные средства.
Результатом рефлексивно – оценочного этапа стало оформление фото альбома «Доброта спасет мир»
Результатом реализации проекта явились многочисленные отзывы самих детей, их родителей, благодарственные письма из благотворительный фондов, от администрации дома - инвалидов, публикации в СМИ.

За время работы над проектом мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, приобретали опыт общения. Но каждый шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а в месте мы делали одно дело.
Разработка подобных социальных проектов- это путь к само развитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию в гражданско-нравственном воспитании. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, определяется социальная позиция ребенка, повышается степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности, развиваются социальные навыки младших школьников в процессе коллективной деятельности, приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности.
Таким образом, гуманизм и толерантность формируются в процессе социализации и воспитания школьников.
Категория: Разное | Добавил: Ната
Просмотров: 2078 | Загрузок: 248 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета