Главная


Школьная жизнь

Педагогам и родителям

Школьникам

Поздравляем!
Поздравляем с 1 сентября - Днем Знаний!
Коллектив Самарского школьного портала поздравляет всех учащихся, учителей и родителей школьников с Днем Знаний! Пусть новый учебный год принесет вам новые успехи в учебе, радости новых достижений и открытий!
Поздравил: Самарский_школьный_портал
Ответов: 0

Опрос
Почему мало учителей-мужчин в школах?
Всего ответов: 1828

На сайте:

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Начальные классы » Окружающий мир

Конспект урока и презентация "Зеленая аптека" в 3 классе
Автор: Паплевко Екатерина Васильевна
Учитель начальных классов МБОУ "СОШ№64" г.Астрахани
Скачать (3.27Mb) 21.08.2013, 22:26
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
г. Астрахани

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.
« Зелёная аптека»
(УМК «Школа России»)

Подготовила
учитель начальных классов
Паплевко Екатерина Васильевна

г.Астрахань
2013.



Тема урока: Зелёная аптека.
Цели урока: 1.Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.
2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний
3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.
4.Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.
5 Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, презентация «Зелёная аптека», альбом «Если хочешь быть здоров». Сбор трав: ромашка, мята, зверобой, календула, порез-трава, верблюжья колючка, полынь. Растения: овёс( зёрна), лук, чеснок. Газета «Тайны растений». Сборник рецептов- травник. Корзинка с «витаминами»: лук, репа, капуста, редька, морковь, чеснок, лимон, укроп, свекла.
Ход урока.

1. Организация класса.
2. Проверка творческих заданий учащихся / по выбору/.
3. -Учащимся дано задание на выбор:
- выполнение рисунка на тему: « Если хочешь быть здоров »
- составление правил закаливания организма.
- выявление способов закаливания организма.
В итоге идет создание устного журнала «Если хочешь быть здоров »
3. Сообщение темы урока.
- Мы многое узнали о нашем организме, учимся его беречь, укреплять, но, к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.
-Что делает ваша мама, когда вы болеете? (ответы детей )
-Где берете лекарства? (В аптеке)
-Что такое аптека?
-Аптека- учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.
-Тема нашего урока - « Лекарственные растения. Зеленая аптека».
СЛАЙД № 1.
Как вы думаете, что это такое?
-Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.
СЛАЙД №2
Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.
Травник – человек который, разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.
-Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей) -А сейчас сами растения расскажут нам об этом.
РОМАШКА
-Я - ромашка, знакома вам тоже
Лекарственный друг всегда вам поможет
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.
СЛАЙД №3

ПОДОРОЖНИК.
-Вырастает подорожник, лишь подходит срок
На земле сухой и твердой около дорог
Говорят о нем в народе добрые слова:
Вам поможет подорожник, скромная трава.
Если ты порезал руку или ногу сбил
Он тебе залечит рану и прибавит сил
Помогая молча людям, не боясь невзгод
Рядом с нами подорожник на земле живет.
Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.
СЛАЙД №4

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ )
-На солнечной опушке я расцвела
Лиловенькие ушки тихонько подняла
В народе говорят в траве она хоронится
Не любит лезть вперед
Но всякий мне поклонится и бережно возьмет
-Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)
СЛАЙД №5
МАТЬ-И-МАЧЕХА.
Применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.
СЛАЙД №6
МЯТА.
-По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице, при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.
СЛАЙД №7
ВАЛЕРИАНА.
-Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением- жителем пустырей - пустырником.
СЛАЙД №8

ЗВЕРОБОЙ.
Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили , что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название- зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.
СЛАЙД №9
КАЛЕНДУЛА.
В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.
СЛАЙД №10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (у учащихся на столах образцы трав и растений).
-Обратите внимание на образец №1. Это ромашка. Вспомните, при каких заболеваниях применяется? Понюхайте душистые измельчённые соцветия, которые собирают с июня по август (в зависимости от региона).
-Понюхайте образец №2. Что за душистая трава? Это мята. Когда её применяют? Собирают листья и соцветия в июне, июле.
-Образец №3. Это зверобой. Почему такое название? Что лечит? Собирают с июня по август.
-Образец №4. Это календула. Приятно пахнут душистые цветочные корзинки. Собирают с июля по август. От каких болезней помогает?
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Простуда
Ожоги
Ранки и порезы
Кашель
Головная боль
Аллергия
Желудок
-Кто внимательно слушал, тому нетрудно к каждому недугу подобрать лекарственное растение.
СЛАЙД №11

ЗНАКОМСТВО С ЛЕКАРСТВЕННЫМИ РАСТЕНИЯМИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ.
-А как вы думаете, в Астраханской области растут лекарственные растения или они встречаются в северной полосе России и в Северных районах?
-В Астрахани в 40-х годах 18 века (почти 300лет назад) был заложен «аптекарский огород». В нём росли айва, абрикосы, акация, тутовник. Всего во флоре Астраханской области было отмечено более 100 видов лекарственных растений. Многие семена и травы собирались в Астрахани и пересылались в Петербург.
СЛАЙД №12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (дети с учителем обращаются к травам и растениям на столе).
-Образец №5. Это порез – трава или гусиные лапки. Хорошо заживляет порезы, ранки. Много появляется весной в районе Бэровских бугров( Астраханская область)
-Образец №6. Это верблюжья колючка. Хорошо лечит заболевания желудочно-кишечного тракта нормализует пищеварение.
-Образец №9. Это полынь. Лечит заболевания пищеварения нервной системы. Свежий сок способствует заживлению ран.
-Образец №7. Это овёс. Употребляются отвары и настои для восстановления сил при нарушении аппетита при заболеваниях желудка. Выводит шлаки, нормализует обмен веществ, в нём много антиоксидантов.
СЦЕНКА «РОМАШКА И ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА»
Ромашка. Много трав растёт полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма. Я хочу тебе дружок
Дать в букет ещё цветок
Ромашка - Разгадала твой обман!
Посмотрите! Вот дурман – ядовитая трава!
Разболится голова от подарка твоего
Забирай назад его!
-Ох уж эта Травяная ведьма! Так и хочет сделать гадость! То корешок подсунет ядовитый, то траву несъедобную.
Травяная ведьма. - Я одумалась, ребята
Лучше вместе в лес пойдем
Соберем шалфей и мяту
Нежных ландышей нарвём
Дома их поставим в воду
Ромашка. Поняла я братцы сразу
Хитрый замысел её
А ну-ка уходи отсюда, вредная!
Мы растения эти знаем, бережём и охраняем
От таких как эта – собирательница букетов!
В Красную книгу они давно уже занесены
Мы их рвём не на потеху
Отнесём мы их в аптеку
Из даров лесного царства люди делают лекарства!

- Почему ромашка не взяла дурман? Ландыш?
Дурман – ядовитое растение, может вызвать сильную головную боль, применять по рецепту врача. Успокаивает кашель, применяют люди, страдающие морской болезнью.
Ландыш – ядовитое растение, занесено в Красную книгу. Им нельзя вылечить порез, кашель, но он помогает при болезнях сердца, бессоннице.
Строго по рецепту и рекомендациям врача!
СЛАЙД №13
Ещё в красную книгу занесены такие растения Астраханской области как чилим (водяной орех) СЛАЙД№14

Лотос СЛАЙД№15
Водную гладь покрывают крупные, округлые, похожие на зонт листья. Они покрыты водоотталкивающие веществами. Самой красивой частью являются цветки лотоса. Лотос – лекарственное растение. Его использовали в Китайско-Тибетской медицины для лечения ревматизма. Орешки лотоса могут произрасти даже через тысячу лет. Это считается священным растением Индии, других стран.
- Почему же растения оказываются в Красной книге?
- Деятельность человека губительным образом сказывается на видовом составе флоры. Многие растения часто попадают в букеты. Их становится меньше и меньше. Что же делают люди для сохранения растений? Создают ботанические сады, теплицы, оранжереи, заповедники. Ботанические сады – научно-исследовательские учреждения, в которых разводят растения, коллекционируют их.
СЛАЙД№16

Поэтому людям, занимающимися сбором и заготовкой растений необходимо соблюдать некоторые правила.
СЛАЙД№17
Правила сбора
1. Что собирать – человек должен уметь различать лек. растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)
2. Когда собирать – лек. растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.
3. Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож.
4. Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)
5. Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.

- Практическая групповая работа (по рядам).
-А мы что можем сделать? (рассказать, поделиться данной информацией, агитировать людей любоваться цветочным лугом, полем, не рвать цветы.)
- выполнение аппликации: знаком
1. Не вытаптывайте цветы
2. Не рвите цветы
3. Берегите природу (звучит песня Ю. Антонова – «Не рвите цветы»)
Дети выполняют аппликации
Практическая работа (травы)
-Что осталось на столе? (лук, чеснок)
-Почему они вместе с лек. растениями?
Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить.
-Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство.
-Чеснок – хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.
/КОРЗИНКА/ лимон, капуста, укроп, петрушка, морковь, редка, свекла
-Что ваша мама использует, когда вы болеете?
Петрушка – сердце редька – кашель
Морковь - глаза
Свекла - кишечник

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /в парах/дети соединяют растение и недуг/

Лук ангина
Лимон расстройство желудка
Капуста насморк
Укроп ожоги

СЛАЙД№18 – проверь себя
Итог урока. Блиц- опрос.
- Назовите любимую траву кошки?
- Чем можно заменить?
- Растение, которым лечили веснушки?
- Вместо бинта при ожогах и ранах?
- Какое растение узнают даже слепой?
- В какой части растения накапливаются лек. вещества?
a) у валерианы
b) у ромашки
c) у подорожника
-Что нового узнали?
-Чего не знали?
Творческое домашнее задание / на выбор/
- Подобрать букет цветов для лечения какого-либо органа:
желудок, печень, глаза, кишечник и т.д.
- составить рецепт с применением лек. растений для лечения простуды и повышения иммунитета.
Стихотворение учителя
Я не степью хожу – я хожу по аптеке
Разбираясь в её травяной картотеке
Беспредельная степь, бесконечная степь
Ты природой написанный верный рецепт.
Категория: Окружающий мир | Добавил: Паплевко
Просмотров: 3726 | Загрузок: 642 | Рейтинг: 0.0/0

0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Навигация

Вход в сообщество
Нет фото
Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  

Новости форума
  • Вопросы о публикации материалов на сайте (161)
  • Тема: « В гости к бабушке» (0)
  • Практический форум по психологии развития (1)
  • "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ" (1)
  • Практический форум-Инновации в логопедии: опыт и перспективы (1)
  • Это актуально и интересно! (0)
  • Коррекционные классы в средних общеобразовательных школах (1)


  • ©  Самарский школьный портал 2017

    Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


    СШП
    Обратная связь
    Отзывы о сайте
    Полезные ссылки
    Мы в социальных сетях:
      Наши партнеры:
    Отзывы о роддомах
    Сообщество "Я - Учитель!"
    Конкурсы Рунета