При какой нагрузке учителю положен методический день. Методический день: кому, для чего и как предусматривают. Как оформляется методический день

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952; 2005, N 7, ст. 560) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1289; 2005, N 7, ст. 560), а также в целях упорядочения режима рабочего времени педагогических и других работников образовательных учреждений в течение учебного года, в каникулярный период и в период отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, приказываю:

1. Утвердить согласованное с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации, Общероссийским объединенным профсоюзом работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания "Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ" и Российским профессиональным союзом учителей прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.

А.ФУРСЕНКО

Приложение

Утверждено

Приказом Минобрнауки России

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

I. Общие положения

1.1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее — Положение) устанавливает порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников с учетом особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.

1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

1.3. Режим работы руководителей образовательных учреждений, их заместителей, других руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспечения руководства деятельностью образовательного учреждения.

Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

II. Режим рабочего времени учителей,

преподавателей, педагогов дополнительного образования,

тренеров-преподавателей образовательных учреждений

в период учебного года

Режим рабочего времени преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования определен в разделе VII настоящего Положения.

2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

Как оформляется методический день?

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее — учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе "динамический час" для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

2следующая →

Смотреть полностью

Добрый день!

В соответствии со статьей 108 Трудового кодекса РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Таким образом, речь идет только о предоставлении одного перерыва для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, который не включается в рабочее время работника.

Методические дни: право или привилегия?

При этом допускается возможность приема пиши в рабочее время (например, учителям может быть предоставлена возможность приема пищи одновременно с обучающимися во время перемен, являющихся их рабочим временем).

Согласно Положению «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Приказ № 69 от 27.03.2006 г. Министерства образования и науки РФ)

В образовательных учреждениях при составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

Установление нескольких перерывов в рабочем времени учителя («окон»), в т.ч. перерыва, составляющего два и более часа подряд, противоречит трудовому законодательству. Такой режим работы является неудобным и предполагает компенсацию, порядок и размеры которой могут предусматриваться коллективным договором.

Что касается права на установление учителям, так называемого методического дня, то нормативной основы для его введение не предусмотрено, скорее всего, такое право закреплено во внутренних нормативных документах образовательного учреждения (устава учреждения, внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, коллективного договора и т.д.) . Отсутствие для учителей таких свободных дней не противоречит законодательству.”

В Вашем случае, вопрос с предоставлением Вам методических дней Вам следует решать с администрацией Вашей школы по согласию сторон.

Всего доброго.

Валентина СОКОЛОВА

Вы спрашивали…

Каким документом установлен методический день педагогическим работникам школ? Методический день – это выходной или свободный день?
Имеет ли право администрация школы вызывать учителя на работу, если в его методический день проводятся общешкольные мероприятия? Обязан ли директор школы давать учителю отгулы, если он по своей инициативе проводил в свой методический день мероприятия?

Нормативного правового документа, обязывающего администрацию школы устанавливать для учителей методический день, нет, и вряд ли такой документ когда-нибудь появится – слишком в разных условиях работают учителя: у каждого из них свой объем учебной нагрузки, и число параллелей, в которых преподается предмет. Более того, само словосочетание «методический день» не обозначает (так же, как, например, «декретный отпуск») юридически признанный термин.

Методический день для педагога

Под методическим подразумевается рабочий день, когда по расписанию учитель свободен от проведения занятий (уроков) с учащимися.
Расписание уроков составляется и утверждается руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным комитетом профсоюза с учетом обеспечения педагогической целесообразности, соблюдения санитарно-гигиенических норм и максимальной экономии времени учителя.
При составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые, в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, рабочим временем педагогических работников не являются.
«Методический день» – не синоним выходного, нерабочего дня. В этот день учитель свободен от выполнения аудиторской нагрузки, но не свободен от выполнения других обязанностей, в частности от присутствия на заранее запланированных общешкольных мероприятиях или выполнения работы в соответствии с индивидуальным планом.
Такой вывод можно сделать из анализа следующих документов.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, «рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени» (ст. 91).

В зависимости от занимаемой должности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации (ст. 333 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Согласно постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» продолжительность рабочего времени педработников включает «преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке».
В Примерном положении о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, являющемся приложением к Отраслевому соглашению по учреждениям системы Минобразования России на 2004–2006 гг., прошедшему уведомительную регистрацию в Минтруде России 2 февраля 2004 г. за № 572-ВЯ, определено, что «дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.» (п. 2, 4).
Таким образом, учитель обязан быть в школе в свой методический день, если на этот день запланированы и заранее объявлены мероприятия, в которых участие учителя предусмотрено его должностными обязанностями (например, педагогический совет). Никаких «отгулов» в этом случае, а также в случае, если учитель в свой методический день по своему индивидуальному плану выполнял какую-то работу в школе, предусмотренную его трудовым договором, его должностными обязанностями, не предоставляется.

В каких случаях могут быть отозваны из отпуска педагогические и руководящие работники начальной школы?

В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 125) установлено, что любой работник (следовательно, и учитель, и директор школы) может быть отозван из отпуска только с его согласия. Отказ работника выйти на работу до окончания отпуска, то есть независимо от причины отказа, не является нарушением трудовой дисциплины и не может повлечь за собой какое-либо взыскание.
Если работник дал согласие на отзыв из отпуска, то неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по его собственному выбору в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.
Трудовой кодекс РФ прямо запрещает отзыв из отпуска работников моложе 18 лет, беременных женщин и работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.
Отзыв из отпуска оформляется в отношении учителя или иного работника школы – приказом директора школы, в отношении директора школы – приказом руководителя органа управления образованием, выполняющего функции учредителя. К приказу прилагается письменное согласие работника на его отзыв из отпуска. Этим же приказом, как правило, решается вопрос о времени использования работником оставшейся части отпуска.
Отзыв из отпуска влечет за собой перерасчет заработной платы. Как правило, денежные средства за период неиспользованного отпуска засчитываются в счет заработной платы работника по выходе на работу. При предоставлении работнику неиспользованной части отпуска расчет оплаты данного периода необходимо производить заново.

Еще статьи по теме

Методический день учителя

Надежда (07.02.2013 в 10:14:24)

Добрый день!

В соответствии со статьей 108 РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Таким образом, речь идет только о предоставлении одного перерыва для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, который не включается в рабочее . При этом допускается возможность приема пиши в рабочее время (например, учителям может быть предоставлена возможность приема пищи одновременно с обучающимися во время перемен, являющихся их рабочим временем).

Согласно Положению «Об особенностях времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Приказ № 69 от 27.03.2006 г. Министерства образования и науки РФ)

В образовательных учреждениях при составлении расписаний учебных занятий работодатель обязан исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

Установление нескольких перерывов в рабочем времени учителя («окон»), в т.ч. перерыва, составляющего два и более часа подряд, противоречит . Такой режим работы является неудобным и предполагает компенсацию, порядок и размеры которой могут предусматриваться .

Что касается права на установление учителям, так называемого методического дня, то нормативной основы для его введение не предусмотрено, скорее всего, такое право закреплено во внутренних нормативных документах образовательного учреждения (устава учреждения, внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, коллективного договора и т.д.) . Отсутствие для учителей таких свободных дней не противоречит законодательству.”

В Вашем случае, вопрос с предоставлением Вам методических дней Вам следует решать с администрацией Вашей школы по согласию сторон.

Любой учитель стремится к тому, чтобы детям нравился его предмет. Для того чтобы школьники демонстрировали высокое качество знаний в рамках итоговой аттестации, педагог должен уделять время собственному развитию.

Нельзя прийти в образовательное учреждение и провести урок без предварительной подготовки к нему. В этом случае трудно рассчитывать на совершенствование интереса к предмету, глубокое осознание изучаемого материала.

Время для саморазвития

Методический день необходим для того, чтобы у педагога была возможность подготовиться к урокам, пообщаться с коллегами, пройти дополнительную профессиональную подготовку в рамках курсов, семинаров, конференций.

Нельзя забывать о том, что каждый урок предполагает предварительную подготовку, подбор основного материала, заданий, упражнений.

Сложно полноценно осуществлять такую подготовку при полной занятости в школе. Именно поэтому во многих образовательных организациях педагогам предоставляется методический день.

Как провести «выходной»

Люди, которые далеки от специфики работы педагога, убеждены в том, что в каникулярное время учителя отдыхают вместе с детьми. Методический день они ассоциируются с выходным днем, не осознавая, что педагоги проводят его со специальной литературой, повышая свой интеллектуальный уровень.

Важные аспекты

Попробуем понять, в чем суть освобождения для учителя одного рабочего дня в рамках учебной недели. Методический день в школе педагог может использовать не только для подготовки к урокам и внеурочным мероприятиям, но и для самообразования.

Повышение профессионализма педагогов особенно актуально. Ведь современная школа и ее ученики стремительно развиваются. Если педагог не следит за изменениями, происходящими в современном обществе - он не сможет дать своим воспитанникам качественные и актуальные знания.

Праздник науки

В некоторых школах стало доброй традицией проведение методического дня в виде семинара. Администрация школы выбирает день, в рамках которого в образовательном учреждении будет осуществляться методическая работа. Как можно запланировать работу в единый методический день? Педагоги заблаговременно сообщают о своем желании провести открытые уроки или внеклассные мероприятия для коллег. На основе заявок составляется расписание «открытых уроков», посетить которые могут не только педагоги школы, но и коллеги из других образовательных организаций.

Особенности организации фестивалей

Всем гостям предлагается бланк, в котором они могут оставить свои отзывы о посещенном внеклассном мероприятии или тематическом учебном занятии. Для того чтобы в полном объеме осуществлялось воспитание и обучение подрастающего поколения, происходил обмен опытом работы, организуется и «круглый стол», в рамках которого учителя обсуждают определенную проблему, вместе ищут способ ее рационального решения. Методические темы дней предлагают сами педагоги, учитывая запросы и пожелания родителей и воспитанников.

В рамках города, к примеру, одна из школ может стать экспериментальной площадкой для внедрения определенных методов и приемов воспитательного и образовательного процесса. В таком случае, этим вопросам и будет посвящен методический день.

Сценарий подобного мероприятия составляет заместитель директора образовательной организации по учебно-методической работе, привлекая в помощь группу инициативных педагогов.

Особенности оплаты

Как производится начисление заработной платы? Методический день оплачивается также, как и любой другой рабочий день. В тех школах, где администрация заботится о профессиональном уровне своих педагогов, директора стараются выделять «свободный день» всем учителям, независимо от их нагрузки. Подобная мера способствует повышению уровня подготовки учителей, повышению их мотивации к работе.

Положение о методическом дне

В некоторых школах разрабатываются (на базе коллективного договора) положения о предоставлении дня для профессионального роста педагога.

  1. Целью является создание благоприятных условий для совершенствования педагогического мастерства современного учителя.
  2. Право на методический день имеют учителя, работающие на полную ставку в ОУ.
  3. Предоставляемый день не является выходным днем педагога.
  4. Учитель занимается самообразованием, изучая нормативные документы и законодательные акты по вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения.

В рамках методического дня работа осуществляется по определенным направлениям:

Заключение

После принятия профессионального стандарта педагога, каждый учитель обязан предоставлять администрации школы или руководителю методического объединения план, согласно которому он будет развивать свои профессиональные качества, повышать педагогическое мастерство. Как правило, выбирается одна методическая тема, над которой учитель будет работать 2-3 года, указываются действия, что будут способствовать выполнению поставленных им задач. В течение учебного года педагог знакомит коллег с наработанным опытом на заседаниях школьных, городских, районных методических объединений, отмечает те моменты, которые уже достигнуты.

В сам методический день учитель должен принимать активное участие в тех мероприятиях, которые проводятся в образовательной организации, а также за ее пределами.

В случае необходимости (по согласованию с педагогом) осуществляется замена заболевшего учителя. Педагог, находящийся на методическом дне, обязан посещать открытые уроки коллег по МО. В случае выполнения им обязанностей классного руководителя, учитель приходит на дежурство по школе.

Контроль над соблюдением всех основных правил, разработанных для поведения учителями образовательного учреждения в предоставляемый им день для самообразования, осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и руководитель школьного методического предметного объединения.

В некоторых российских школах, гимназиях, лицеях один раз в полугодие (в год) в рамках школы проводятся методические декады, посвященные определенной предметной области. По Правилам внутреннего распорядка, действующих в ОУ, педагоги, находящиеся на "свободном дне", обязаны принимать активное участие в тех мероприятиях, которые запланированы в рамках предметной декады.

Выделение в рабочей неделе одного дня для самообразования учителей, является экономически обоснованным и целесообразным мероприятием. Подобные действия позволяют избегать психологической и физической перегрузки школьных педагогов, способствуют интеллектуальному самосовершенствованию учителей, их позитивному отношению к своим профессиональным обязанностям.

Педагоги получают отличную возможность для эмоциональной разгрузки, изучения дополнительной методической литературы, обобщения своего профессионального опыта, публикации его в учительских журнала и газетах, разработки новых интересных уроков и внеурочных мероприятий.

Последние вопросы по теме: "Методический день учителя по новому закону об образовании в рф 2017"

Какие права учителя в методический день?

Наталья, г. Жердевка

Методический день учителя по новому закону об образовании в рф 2017

Юрист: Владимир Александрович Борисов

сейчас offline

директор заставляет учителя сидеть в школе в метод день (когда нет уроков). За отсутствие на раб месте в метод день фиксирует прогул и увольняет. Кто прав? Какие законы защищают учителя?
Наталья

Добрый день!

В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»:

п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями , преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой .

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов .

п. 2.4. Дни недели (периоды времени , в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников , ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п . И эту работу не обязательно выполнять в образовательном учреждении.

Таким образом, Наталья, если у Вас в свободный от занятий день нет других обязанностей, то Вы вправе использовать это время в соответствии с п. 2.4, поставив в известность руководителя.

"Советник в сфере образования", 2008, N 4
Вопрос: Я работаю учителем в школе. У меня есть методический день, который не оплачивается. Имеют ли право вызывать меня на работу в этот день, например, на школьную олимпиаду, для дежурства по школе, на совещание? И как это должны оплачивать?
Ответ: Выполнение педагогической работы учителями характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся (в том числе "динамический час" для обучающихся I класса). При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69, в п. 2.3 определяет, что другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.
Она включает выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.
Сюда же относятся организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий.
В другую часть входят периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться для подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися (воспитанниками), обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями.
При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия.
За выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, устанавливается соответствующая дополнительная оплата труда - за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.
В соответствии с п. 2.4 Положения дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.
В.Д.Соколова
Консультант
Управления экономики и финансов
Федерального агентства по образованию,
консультант-эксперт
Издательского Дома "Советник бухгалтера"
Подписано в печать
25.07.2008