Описание древних дорог приморского края. Приморский край.История Приморского края. Районы Приморского края

История Приморского края насчитывает длительный период, приблизительно 30 тысяч лет. Это подтверждают древние В более поздних китайских летописях можно найти сведения о населении Приморского края. Согласно им, эта территория была довольно густо заселена. Древние люди занимались ловлей рыбы, собирательством, охотой, разводили свиней и собак. В период средневековья здесь были свои центры цивилизации - государства тунгусов Бохай, Чжурчженей.

Памятники доисторического периода

Самым ранним памятником доисторического периода истории Приморского края является пещера Географического общества, находящаяся в скале Екатерининского массива, которую историки относят ко времени раннего палеолита, ее возраст 32 тысячи лет. Расположена она в Партизанском районе недалеко от села Екатериновка.

Подтверждают древнюю историю Приморского края находки, сделанные археологами. К этому времени относятся и памятники Осиновской культуры, расположенные у деревни Осиновка Михайловского района, и Устиновской культуры, находящиеся недалеко от села Устиновка Кавалеровского района. Они были открыты в 1953 году.

К неолиту относятся памятники нескольких культур, таких как зайсановская, бойсманская, иманская, веткинская, руднинская. Они представлены находками гончарных и текстильных изделий. Наиболее значимые расположены в пещере в могильниках на берегу Бойсмановской бухты. Представители зайсановской культуры, заселявшие южные районы Приморского края занимались земледелием.

Бронзовый век в истории Приморского края характеризуется появлением укрепленных поселений, что говорит о вооруженных конфликтах. Памятники маргаритовской культуры находятся в восточном районе края, в бухтах Моряк-рыболов, Ольга, Преображения, Евстафия.

Век железа

С наступлением железного века (800 лет до н.э.) возникают поселения. Их обитатели - представители янковской культуры. Это первые в истории Приморского края древние люди, которые занимались выращиванием сельскохозяйственных культур. Они сажали просо и ячмень, делали гончарные изделия и металлические орудия труда, занимались рыболовством, собирательством.

Практически в то же время на Западе Приморья проживали представители другой культуры - кроуновской. Это племена воцзюй.

Первые государства

Об этом периоде истории Приморского края кратко можно сказать следующее. В 500 годах нашей эры Приморье заселяют племена сумо моэх, которые образовывают первое в истории края государство. Оно в VIII веке стало называться Бохай, но существовало недолго (698-926 гг.). Этот период истории характеризуется тем, что начинается расслоение общества, и появляются сословия, органы власти, базирующиеся на легитимном насилии.

В экономике появляются качественно иные формы хозяйствования: распашное земледелие, зарождаются ремесла, такие как кузнечное, гончарное дело, ткачество. Происходит появление первых городов. В начале X века государство Бохай было уничтожено кочевыми монгольскими племенами киданями. Территория была разграблена и лежала в запустении.

В результате объединения хэйшуй моэх, которые с Х века носят название чжурчжени, образовалось новое государство Цзинь, или Золотая империя. Время существования - с 1115 до 1234 гг. Это государство проводило воинственную политику. В 1125 году победила Ляо - киданьскую империю, вела войны с китайской империей Сун, в результате чего ей удалось подчинить Северный Китай. Закат империи Цзинь наступил в XIII веке из-за монгольских нашествий. Сказать кратко: в истории Приморского края, время древних городов было закончено.

Восточные остатки империи, сохранившие независимость, образовали государство Восточное Ся, просуществовавшее до 1233 года. После третьего похода монголов оно прекратило свое существование. После четвертого нашествия монголов, которые принудительно забрали мужское население в войско, а остальных жителей переселили в долину реки Ляохе, сделав их рабами. Наличие других государств на территории Приморского края историки не обнаружили.

История освоения Приморского края русскими первопроходцами

Документально подтверждено, что появление русских в Приморском крае датируется 1655 годом. Это время освоения Сибири. Казаки шли дальше на Восток по огромной практически не заселенной территории пока не достигли побережья Тихого океана. Первый отряд, достигший северного Приморья, пришел под командованием О. Степанова. Постепенно продвижение русских на Восток становилось все более заметным. Сюда пробирались из центральной России беглые крестьяне, каторжане, авантюристы, раскольники, которые сыграли значительную роль в истории освоения Приморского края.

Препятствие составляли труднопроходимые земли. Но установление централизованной власти в Сибири явилось причиной движения русского населения на Восток. Приморский край интересовал не только русских исследователей, но и французов. В начале XVIII века, в 1787 году, в Приморье работали картографические экспедиции из Франции.

Восточное побережье было обследовано известным французским путешественником Жаном Лаперузом. Их исследования оставили значительный след в истории освоения и изучения Приморского края. Картами, составленными французами долгое время пользовались русские первопроходцы.

Чтобы закрепить за собой официально территорию Приморского края, российское правительство решается узаконить ее, образовав Приморскую область. В нее вошли приморские земли Восточной Сибири, включая Камчатку. Через год, в 1857 году, из состава Приморской области выделяется Амурская область.

Включение Приморья в состав России

Суверенная территория любого государства имеет границы. После того как Приморье было включено в состав России, граница с Китаем была юридически оформлена Айгуньским договором (1858) и подтверждена и расширена Пекинским (1860). Определенная договорами территория стала практически такой же, как в настоящее время. Хочется отметить, что китайцы считают договоры несправедливыми и уверены, что рано или поздно территория, включающая Владивосток, перейдет к ним.

Основание Владивостока

Главным центральным поселением стал город Николаевск, входящий в настоящее время в состав Хабаровского края. В этом районе базировался Тихоокеанский флот. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьев-Амурский в 1859 г. осматривал на своем корабле прибрежную местность, чтобы выбрать удобную бухту для строительства порта. Он нашел ее - это защищенная бухта Золотой Рог. Ровно через год здесь был устроен военный пост, а впоследствии был построен город Владивосток. В этом году ему исполнится 158 лет.

Основание Уссурийска

Одним из крупных городов Дальнего Востока является город Уссурийск Приморского края. История его образования является одной из многих похожих историй других населенных пунктов Приморья. Первоначально поселение, основанное переселенцами, носило название Никольск в честь Николая Угодника. Оно было основано в 1866 г. переселенцами из Воронежской и

Впоследствии сюда были переселены выходцы из Украины. Здесь базировался самый большой гарнизон. Через 30 лет со дня основания количество жителей было более 8 тысяч человек. Первоначально город носил название Никольск-Уссурийский, до 1957 г. он назывался Ворошилов. В настоящее время это Уссурийск.

Заселение Приморского края

Самую значимую роль в истории создания Приморского края сыграли казаки. Именно они создали первые станицы и военные посты в бухтах Японского моря. Перед ними правительство поставило две наиважнейшие задачи: обосноваться на новых землях, построить новые поселения и вести охрану на принадлежащей им территории.

Первопроходцами стали отряды вновь сформированного батальона округа Амурской области. Их летом 1889 г. в принудительном порядке подвергли переселению из других казачьих частей России. Согласно полученному приказу, определяли тех, кто должен был навсегда покинуть родину, бросая жребий. Поэтому казаки воспринимали переселение как ссылку. Это длилось долгих четыре года - с 1858 по 1862 гг.

Правительством Российской империи были разработаны и опубликованы специальные Правила, которые определяли порядок поселения граждан России и иностранцев в Приморской и Амурской областях, открытыми для заселения. История открытия Приморского края показывает, что переселение на Дальний Восток всколыхнуло всю Россию. Желающих оказалось много, но не совсем достаточно для огромной пустующей территории. С 1861 по 1917 гг. в Приморский край было переселено 269 тысяч человек. Сам процесс можно условно разделить на три этапа.

Три этапа заселения Приморского края

Первый этап включает в себя переселение казаков и военных, а также крестьян из центральных районов России и Украины. Люди отправлялись в путь семьями, а иногда целыми деревнями двигались на Восток пешком, на повозках, груженных годами нажитым скарбом.

Неэффективность этого способа заставило правительство организовать морской путь, по которому люди через несколько месяцев достигали места постоянного жительства. В 1882 г. был открыт регулярный рейс Одесса - Владивосток. Этим способом добирались в большей степени жители украинских губерний. Процент украинских переселенцев составил от 70 до 80% от общего количества. Историю сел Приморского края можно проследить по их названиям.

Окончание строительство Транссиба в 1901 году позволило сократить время в дороге до 18 дней. Этот путь работал до 1904 года. Начало русско-японской войны остановило переселение. Но впоследствии оно продолжалось вплоть до 1917 г.

Причины переселения

История образования Приморского края - это интересный материал для исследования. Сотни тысяч людей были сорваны с постоянного места проживания и двинулись на Восток. Кто-то шел по доброй воле. Казаки и военные переселялись в принудительном порядке. Причин, вызвавших заинтересованность правительства в этом вопросе, было несколько.

  • Первая, самая важная, это малое количество людей, проживавших на огромной территории. Плюс отсутствие населенных пунктов: городов, сел. Ведь именно с приходом переселенцев началась история развития Приморского края. Появились крупные и небольшие поселения. Распахивалась целинная земля, появлялись мастерские, начался промысловый лов рыбы, добыча полезных ископаемых, активизировалась торговля.
  • Вторая причина - это отмена крепостного права, вызвавшая появление тысяч безземельных крестьян, которые стали перебираться в города, где и без них положение становилось все более накаленным. Этому способствовало сложное экономическое положение, революционное настроение народа, плачевные результаты русско-японской войны.
  • Стратегическое значение выхода к Тихому океану. Укрепление позиций России на Тихоокеанском побережье было невозможно по причине малонаселенности территории, большой удаленности от заселенных и экономически развитых районов, отсутствие транспортных путей.

Количество переселенных составило 269 тысяч человек. Оно было бы более результативным, но этому помешали Первая мировая война и революция 1917 года.

Первые поселения

В 1859 году появились первые казачьи поселки Княжеский, Ильинский, Верхне-Михайловский и другие, ставшие впоследствии станицами. В 1861 году было построено село Фудин - первое в истории переселения. Список сел Приморского края пополнялся с каждым годом - деревня Воронежская, села Владимиро-Андреевское, Раздольное, Астраханка, Никольское, впоследствии ставшее городом Уссурийском.

В Южном Приморье, на реке Ханка, казаки создали 10 поселков. Постепенно люди обживались, происходило развитие сел. Примером может служить история Уссурийска Приморского края, ставшего одним из крупных городов на Дальнем Востоке.

На первичном этапе заселения люди занимались промыслами: заготовкой леса, ловлей рыбы, охотой, сбором ягод, грибов, женьшеня. Во Владивостоке появился История городов, поселений, сел в Приморском крае пополнилась рядом знаменательных событий. В начале XX века мир поразил кризис. В России это усугубилось политической нестабильностью. Не осталось это незамеченным в Приморье, так как отразилось на строительстве железных дорог, количестве переселенцев, сокращении инвестиций, субсидирования. Сократили объемы работ приморские предприятия.

Разразившаяся русско-японская война тяжелым бременем легла на плечи жителей Приморья. Нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, дороговизна, моральное состояние после сокрушительного поражения в русско-японской войне, оторванность от основной территории России делало положение жителей Приморья удручающим. Улучшение наступило только к 1908 году. Но новая война, на этот раз Первая мировая, принесла новые разочарования и лишения.

Приморский край в 1917-1922 гг.

После прихода к власти большевиков был обнародован декрет о мире и заключено перемирие с Германией. Это совсем не устраивало страны Антанты, которые предприняли ответные меры - интервенцию против России. На Дальнем Востоке в 1918 году высаживаются англичане, которые будут хозяйничать там до 1922 года.

Отсутствие охраняемых границ, открыло путь иностранным мигрантам, которые свободно проходили на территорию России. Корейцы образовывали здесь свои поселения, китайцы так же заполонили приграничные территории, свободно проходя вглубь страны. Политическая жизнь региона продолжалась, 08.04.1920 года объявлено о создании Дальневосточной республики (ДВР), куда вошла и Приморская область.

В мае 1921 г. на юге Приморского края, в результате свержения Советской власти, образуется Приамурский земский край, который просуществовал до взятия армией ДВР города Владивостока в 1922 году. История районов Приморского края продолжалась, переживая все новые и новые события.

В состав РСФСР вошла в 1922 году. Придя к власти, правительство большевиков столкнулось с той же проблемой, что и царское - малонаселенность края. Были отменены сословия, и это послужило тому, что в органах местного управления оказались десятки тысяч десятин земли Уссурийского казачьего войска, владельцы которых погибли или сбежали за границу.

С 1926 по 1928 гг. в Приморский край прибыли переселенцы из переживших голод поволжских городов, которых направили на освоение Ханкайской равнины. Именно они составили костяк при коллективизации. Другая часть переселенцев - это демобилизованные военные, оставшиеся после службы в Приморском крае. На то, что они оставались здесь, была своя причина.

Дело в том, что в 1932 году были введены паспорта. В то время их в СССР получали только горожане. Сельским жителям паспорта выдавали по решению сельских Советов, которые давали согласие в исключительных случаях. Формально жители сел были закреплены к определенному месту. Но военнослужащим паспорт выдавался по месту демобилизации. Поэтому многие принимали решение остаться в Приморье, чтобы получить документ сначала на год, затем на пять лет.

Большое количество молодых и здоровых парней создавало еще одну проблему - нехватку женского населения. И тогда жена майора Хетагурова обращается ко всем девушкам страны с призывом приехать на Дальний Восток. Пять тысяч молодых девушек откликнулись на него.

Районы Приморского края

Край был образован правительством СССР в 1938 году. Его административный центр - Владивосток. Интересна и история районов Приморского края. Освоение их зависело от климатических условий.Большинство из них находятся в умеренном муссонном поясе. Здесь проживает большая часть населения. Четыре района относятся к районам Крайнего Севера. В крае проживает 2 миллиона человек. В 1922 году общая численность населения составляла около 600 тысяч человек.

Развитие Дальнего Востока

В годы Великой Отечественной войны и сразу после нее жизнь в Приморском районе замерла. Но в 1950-1960 годах правительство СССР разработало ряд мероприятий по развитию Дальневосточного региона. Это были эффективные меры, которые позволили привлечь и закрепить там большое количество добровольцев, количество которых в три раза увеличило число проживающих в Приморье. Главной задачей было создание комфортных условий труда и проживания, что и удалось сделать.

В крае развивались оборонная, рыболовная, строительная промышленность. Правительство представляло ряд льгот. Люди поехали сюда на постоянное место жительства. В 90-е годы произошел коренной перелом. Льготы были отменены, оборонная промышленность практически прекратила свое существование. Закрывались заводы, промышленные предприятия. Это спровоцировало обратный отток людей, который не остановлен до настоящего времени.

1. Доисторический период

К концу каменного века на территорию Приморья начинает проникать примитивное земледелие, и уже ближе к началу I тысячелетия до нашей эры местное население овладело бронзовыми орудиями труда и оружием.

2. Древний мир

В начале железного века - примерно в 800-е годы до нашей эры - прибрежную зону занимало население янковской культуры. В это время появляются крупные поселки, в которых люди жили круглый год. Основным видом деятельности было рыболовство, собирание растений, так же было развито земледелие. На побережье выращивали преимущественно просо, а в континентальной зоне - ячмень.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры, в западных районах Приморья появляются племена воцзюй - носители кроуновской культуры. В середине I тысячелетия нашей эры Приморье было заселено племенами сумо моэх.

3. Средние века

На территории Приморья в средние существовало три империи, последовательно сменившие друга друга, Бохай (698-926 гг.), Цзинь (1115-1234) (1115-1234 гг.), Восточное Ся (1215-1233 гг.).

Этот период истории края характеризуется появлениям неравенства и сословий, становлением неподконтрольных народу органов власти, которые основаны на легитимном насилии. Экономика характеризуется качественным преобразованием хозяйства (в первую очередь его производящих форм, таких как земледелие), развитием ремесла, торговли. Развитие экономики приводит к появлению первых городов. В области культуры начинается поляризация идеологии на элитарную и массовую.

С начала VIII века территория края входила в состав государства Бохай , и на тот момент делилась, как минимум, на две территориально-административные единицы: область Шуайбинь, названная по реке Суйфун (ныне Раздольная), в долине которой располагался ее центр, и округ Янь (Яньчжоу), с центром находящимся вблизи современного поселка Краскино в Хасанском районе.

В 926 году Бохай был уничтожен под натиском киданий , после чего начинается объединение части племен хэйшуй моэх (чжурчжени), которое завершилось созданием государства Цзинь, разгромившем в 1125 году киданьскую империю Ляо. Позже в ходе войн с китайской империей Сун Цзинь удалось захватить весь Северный Китай, и удерживать его в течения столетия.

В начале XIII века территория Восточной Азии подверглась монгольским нашествиям. Это привело к потере восточных территорий империи Цзинь, которые выделились в самостоятельное государство «Восточное Ся» . В это время, бывшее далекой окраиной, Приморье стало одной из центральных областей нового чжурчжэньского государства. Однако, в 1233 году, пройдя через Корё, монгольские войска осадили Южную столицу Восточного Ся, и с этого момента государство прекратило свое 19-тилетнее существование.

Окончательным итогом монгольских нашествий стало разрушение древних цивилизаций, опустошение и разорение Приморья. Как писал один из китайских летописцев на том месте, где стояли города и кипела бурная жизнь, царило запустение и паслись дикие звери . Вплоть до появления русских первопроходцев, край оставался нетронутым и забытым. Этому отчасти способствовала политика самоизоляции, проводившаяся в Китае и Кореи в XVII-XIX веках.

4. XIX век - начало XX века

В середине XIX века Россия начала укреплять свои позиции на восточном побережье Тихого океана.

В 1856 году из приморских частей Восточной Сибири вместе с Камчаткой была образована Приморская область, из состава которой в 1857 году была выделена Амурская область. В 1858 году в состав Приморской области вошло все, вновь приобретенное по Айгунскому договору, пространство между правым берегом Амура, рекой Уссури и Японским морем, центром управления областью сделан город Николаевск, куда был переведен из Петропавловска флот, однако, эта территория на тот момент объявлялась в совместном хозяйственном ведении России и Китая.

В том же году было основано село Хабаровка, а в 1859 году заложен Софийск. 20 июня (2 июля по новому стилю) 1860 года был основан Владивосток, как военный пост. 14 ноября этого же года был подписан Пекинский договор, результатом подписания которого явилась передача южных земель Дальнего Востока под полную юрисдикцию России, с тех пор южная часть Приморья приняла нынешние очертания.

В это же время начинается переселенческое движение, которое осуществлялось двумя способами: принудительным и добровольным. В первом случае происходила отправка воинских команд по приказу, отправка казаков по жребию, направление крестьян в счет рекрутов, административное водворение государственных крестьян, ссылку катаржан и т. д. Добровольный способ, в отличие о принудительного, характеризовался свободным переселением желающих на новые земли.

В 1880 году областное управление было переведено в Хабаровку, а из состава области выделен Владивостокский порт с полуостровом Муравьев-Амурским, образовавший отдельное Владивостокское военное губернаторство.

В 1884 году учреждено Приамурское генерал-губернаторство , в состав которого вошли области Приморская, Амурская и Забайкальская области и Сахалин, в том же году Сахалин был изъят из ведения губернатора Приморской области. В 1888 году Владивостокское военное губернаторство было опять присоединено к Приморской области, а областное управление перенесено во Владивосток.

26 июня 1889 года в составе Приморской области был образован округ Уссурийского казачьего войска с четырьмя станичными округами: Казакевичевским, Козловским, Платоно-Александровским и Полтавским.

Дальнейшее укрепление российских позиций на Дальнем Востоке ограничивалось малочисленностью российского населения и отдалённостью от населённых частей империи. С целью сократить время пути из Европейской части России до 2-3 недель, в мае 1891 года было начато строительство Транссибирской магистрали - железнодорожной магистрали между Челябинском и Владивостоком длиной около 7 тысяч километров. Регулярное сообщение между столицей империи - Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России - Владивостоком и Дальним - по железной дороге было установлено 1 (14) июля 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную эксплуатацию.

Немного ранее, в 1899 году, во Владивостоке был открыт Восточный институт - первое высшее учебное заведение в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке , и одно из старейших в Восточной Азии.

17 июня 1909 года согласно закону «Об административном переустройстве Приморской области и острова Сахалина» из состава Приморской области были выделены Сахалинская и Камчатская области. В том же году Южно-Уссурийский уезд был разделён на 3 уезда: Никольск-Уссурийский, Иманский и Ольгинский. 26 февраля 1914 года из Приморской области в состав Сахалинской области был передан Удский уезд (центр - город Николаевск).

С 1861 по 1917 годы в Приморье прибыло 245476 крестьян, которыми было основано 342 селения, и уже к началу февральской революции численность населения Приморья составила 307332 человек.

5. Революция и Гражданская война

Сразу после Октябрьской революции, в ходе которой к власти пришли большевики, был объявлен «Декрет о мире» - Советская Россия 2 декабря 1917 года заключила перемирие и вышла из Первой мировой войны. 15-16 марта 1918 в Лондоне состоялась военная конференция Антанты, на которой обсуждался вопрос о начале интервенции. 1 августа 1918 года английские войска высадились во Владивостоке. На Дальнем Востоке интервенты продержались до 1922 года.

В это время граница Приморья была слабо охраняемой, что позволило перейти в Россию тысячам корейских иммигрантов, большая часть которых осела во Владивостокском округе, и составив в Посьетском районе до 90 % населения. Границу пересекали также и китайские иммигранты, которые, в отличие от корейцев, приходили в Приморье, как правило, на сезонные заработки.

6 апреля 1920 года была провозглашена Дальневосточная республика (ДВР), состав которой вошла, в том числе, и Приморская область. 22 ноября 1920 года из Иманского, Сахалинского, Удского и Хабаровского уездов Приморской области была образована Приамурская область ДВР с центром в городе Хабаровске.

26 мая 1921 года в южной части территории Приморской области в результате свержения власти большевиков было образовано независимое государственное образование - Приамурский земский край.

В ноябре 1921 года из Владивостока начался поход на Хабаровск и Анучино, завершившийся провалом.

Просуществовал Приамурский земский край до 25 октября 1922 года, когда Владивосток был взят войсками НРА ДВР под командованием Иеронима Уборевича.

6. Советский период

15 ноября 1922 года Дальневосточная республика была включена в состав РСФСР как Дальневосточная область с центром в Чите (с декабря 1923 года - в Хабаровске). Приморская область была переименована в Приморскую губернию. В августе 1923 года в состав Приморской губернии вошла территория ликвидированной Приамурской губернии.

4 января 1926 года декретом ВЦИК Дальневосточная область преобразована в Дальневосточный край, в составе которого предусматривалось 9 округов, объединяющих 76 районов. Территория упразднённой Приморской губернии была разделена на четыре округа: Владивостокский (в пределах Владивостокского уезда (за исключением северной части Тетюхинской волости), Никольско-Уссурийского уезда, а также Шмаковской, Спасской, Яковлевской и Чугуевской волостей Спасского уезда Приморской губернии, с центром в городе Владивостоке), Николаевский, Сахалинский и Хабаровский.

К середине 20-х годов население Приморья достигло 600 тысяч человек, что равнялось 44 % всех дальневосточников.

20 октября 1932 года вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О новом территориальном делении и районировании Дальневосточного края». В составе Дальневосточного края были образованы четыре области, в том числе Приморская с центром в городе Владивостоке.

В 30-е годы началась форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Это привело к миграции на Дальний Восток жителей западных и сибирских районов СССР. Миграция была как добровольной, так и принудительной (депортация заключенных ГУЛАГа).

Одновременно с этим сталинское руководство проводили политику этнических и социально-демографических чисток, результатом которых стало выселение нескольких десятков тысяч «неблагонадежных» и «социально-чуждых» лиц. В 1937 - 1938 годах принудительно были депортировано 200 тысяч жителей корейской (в Казахстан и Среднюю Азию) и китайской (в основном в Китай) национальностей. В результате этнических депортацией до конца 80-х годов XX века китайцы и корейцы исчезли из национального состава населения Приморья.

Летом 1938 года на самой южной границе Приморского края, в районе озера Хасан, между Маньчжоу-го (марионеточным государством, находящимся под управлением Японии) и Советский союзом произошли военные столкновения, вошедшие в историю, как Хасанские бои. Причиной конфликта послужили претензии Японии на территорию озера Хасан и реки Туманная, в результате двухнедельных столкновений победу одержал СССР. Потери СССР составили 960 погибших, 2752 раненых, потери Японской стороны - 650 убитых, 2500 раненых.

В том же году, 20 октября указом Президиума Верховного Совета СССР был образован Приморский край в составе РСФСР с центром во Владивостоке, в состав которого вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края.

18 сентября 1943 года была ликвидирована Уссурийская область, ранее входившая в Приморская край.

После окончания второй мировой войны Приморский край продолжал развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока, но при этом сохранял сырьевую специализацию. Значительную роль в экономике края играл железнодорожный и морской транспорт.

В середине 60-х гг. XX века были созданы, ранее не имеющеюся в крае, отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.

В это же время продолжались миграция жителей Европейской части России и Сибири, которая привела к увеличению численности населения края, с 1381 тысяч человек в 1959 до 1978 тысяч в 1979 году, при этом в социально-демографической структуре края преобладало городское население.

6. Советский период

В середине 80-х годов началась «перестройка», которая внесла существенные изменения в экономическую, политическую, демографическую и социальную жизнь всего СССР, не исключением был и Приморский край.

В 1992 году Владивосток был открыт для иностранных граждан.

С началом в России экономических реформ в Приморье произошло разукрупнение большинства предприятий с образованием на их базе малых, акционерных, смешанных компаний, создание совместных с зарубежными фирмами предприятий. Развалилась система морского транспорта, огромный урон понесла рыбная промышленность, сельское хозяйство пришло в упадок. Понижение жизненного уровня населения привело к резкому снижению рождаемости, и эмиграции населения в Европейскую часть России, а так же частично на Украину и в Белоруссию.

В 2000 году был создан Дальневосточный федеральный округ с центром в Хабаровске, в состав которого вошли все дальневосточные регионы России, в том числе и Приморский край.

В первой половине 2010 года в южной части Приморья действовала группа патриотически настроенной молодежи, получившая известность, как «Приморские партизаны», которая нападала на отделы милиции, посты ДПС, занималась экспроприациями и разбоем.

8. Саммит АТЭС 2012

В начале XXI века наметилось некоторое улучшение социальной и экономической обстановки. Огромное значение для края, и особенно для Владивостока, имеет запланированное проведение саммита АТЭС на острове Русский осенью 2012 года. Кроме того существуют планы по созданию Большого Владивостока, самой крупной на Дальнем Востоке России городской агломерации.

Список литературы:

    Приморье в истории Восточной Азии и России

    Эпоха средневековья

    Государство Бохай (698-926 гг.)

    Восточное Ся

    Приморский край во второй половине XIX-начале XXв

    Среднее специальное и высшее образование

    Освоение Приморья (XIX-XX)

    Приморский край в советский период

    Вооруженный конфликт с Японией в районе оз. Хасан

    Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. - М.: Олма-Пресс, 2001. - С. 173.

    Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1938 года «О разделении Дальневосточного края на Приморский и Хабаровский края»

    Указ Президиума ВС СССР от 18 сентября 1943 года «О ликвидации в составе Приморского края Уссурийской области»

Территория Приморья, являющаяся южной частью Дальневосточного региона России (до революции обозначалась географами как Южно-Уссурийский край), была включена в состав Российского государства на основе Айгуньского (1858) и Пекинского (1860) договоров, юридически оформивших границы между Россией и Китаем. В административном отношении край стал частью Приморской области, образованной в 1856 г. и входившей в состав Восточно-Сибирского, а с1884 г. – Приамурского генерал-губернаторства. Как и другие дальневосточные территории, Уссурийский край был очень слабо заселен: в 1861 г. в нем насчитывалось менее 20 тысяч человек.

В 1861 г. российское правительство встало на путь государственного поощрения переселения в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет. Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет – от рекрутской повинности; за плату поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры, а так же отмена в 1861 г. крепостного права в России, усилившая миграционную подвижность населения, способствовали притоку на дальневосточную землю крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий.

Большое значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока (и Уссурийского края в частности) имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали : в период сооружения восточного ее участка – Уссурийской железной дороги – резко возрос приток капиталов и рабочих. С началом проведения правительством, возглавляемым П.А. Столыпиным, аграрной реформы переселенческое движение на окраины поощряется с помощью предоставления переселенцам различных льгот, и приток крестьян на дальневосточную окраину сильно возрастает. Численность населения в Приморье в начале ХХ века продолжала расти и к 1913 г. достигла 480 тысяч человек.

Хозяйственное освоение Дальнего Востока и Приморья происходило на основе свободных рыночных отношений. Обилие свободных плодородных земель давали простор для быстрого развития аграрного производства. Ведущей отраслью сельского хозяйства было земледелие. В целом Приморье отличалось разнообразием возделываемых культур: здесь выращивались пшеница, рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза и пр. С конца ХIХ века развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство . Большое значение имело животноводство . Разводили, главным образом, крупный рогатый скот, лошадей, свиней, зарождалось пантовое оленеводство, развивались пчеловодство и птицеводство . С 1912 г. организуется агрономическая помощь селу, формируются значительные высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей.

Промышленное освоение Приморья осуществлялось в первую очередь за счет разработки богатейших природных ресурсов . Так как уже первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля, золота, полиметаллических руд и пр. К концу ХIХ в. промышленное значение приобретает добыча рыбы, морепродуктов, развивается лесодобывающая отрасль . Обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет тех отраслей, которые не испытывали сильной конкуренции со стороны фабрично-заводской промышленности центральных районов России и зарубежных стран, обладали прочной сырьевой базой и давали большие прибыли. В первую очередь это отрасли по переработке сельскохозяйственных и природных продуктов. Развивалось производство стройматериалов, представленное кирпичными, известковыми и бетонными заводами . Заметную роль приобрела металлообработка . На фоне мелких частных предприятий особенно выделялся Владивостокский казенный судоремонтный завод . В начале ХХ в. более динамично развивалась обрабатывающая промышленность, прогрессировала горнодобывающая промышленность, началась промышленная эксплуатация полиметаллического месторождения, успешно развивалась лесодобывающая отрасль, рос экспорт леса.

Развитие торговли особенно активизируется с 1890-х годов. Быстро возрастала роль городов как емких товарных рынков и товарораспределительных центров. Выдающуюся торгово-транспортную роль стал играть Владивосток, вошедший в пятерку крупнейших портов России. Усилилось международное значение Владивостока: в городе действовало более десятка консульств, большое количество иностранных торговых представительств.

Во второй половине ХIХ века Дальний Восток стал все больше привлекать внимание русских ученых и исследователей. Российская Академия наук и различные научные общества организовывали экспедиции, которые изучали прошлое и настоящее Дальнего Востока, его флору, фауну, этнографию. Их труды значительно расширили и углубили знания о Приморском крае. Становление и развитие региональной науки связано с деятельностью научных обществ. В 1884 г. во Владивостоке было создано Общество изучения Амурского края . Его члены вели активную научно-краеведческую работу, собирали материалы о крае, создавали коллекции, писали научные исследования. Существенный вклад в развитие науки внес Восточный институт – единственное на Дальнем Востоке высшее учебное заведение, которое являлось и первым научным центром в регионе. Основные усилия ученых были направлены на изучение современных живых языков, на исследование современной истории, географии, экономики, правоведения азиатских стран. Активно развивались контакты научных учреждений Приморья с учеными зарубежья.

На Дальнем Востоке трудился выдающийся российский деятель генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский , который внес большой вклад на дипломатическом поприще. С его участием были ратифицированы Айгуньский, затем Пекинский договоры , регламентирующие взаимоотношения Российской империи с Китаем. Далекое Приморье всегда влекло к себе российскую общественность. В разные годы здесь побывали ученые и путешественники, поэты и актеры, певцы и писатели: П.В. Виттенберг, Н.В. Комаров, С.О. Макаров, Н. Асеев, Д. Бурлюк, А. Фадеев, певица Л. Вяльцева, актриса В. Комиссаржевская . Огромный вклад в изучение края внес выдающийся путешественник и ученый В.К. Арсеньев . Более тридцати лет своей жизни он отдал исследованиям Дальнего Востока. Его книги, очерки способствовали широкому распространению знаний о крае.

Уже с начала ХХ века Приморье становится наиболее заселенной и промышленно развитой территорией российского Дальнего Востока. В середине 20-х гг. здесь проживало около 600 тысяч человек, что составляло 44% всех дальневосточников. В 1923-1924 гг. был национализирован ряд заводов, пищевые предприятия, домовладения, восстановлены угольные шахты, пущены в эксплуатацию цеха крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия – Дальзавода, расширялась сфера действия Владивостокского торгового порта.

В 1930-е годы край начинает получать существенные бюджетные капиталовложения, так как был подключен к реализации программы форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в соответствии с первыми пятилетними государственными планами. Приморье рассматривалось государством как сырьевая база страны, в этом направлении и шло его экономическое развитие. Развернулось широкое строительство дорог, новых промышленных предприятий – горных, лесных, рыбных, судоремонтных и т. д. Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края по-прежнему оставалась рыбная отрасль . Развивались также различные виды транспорта – железнодорожный, воздушный , значительно увеличились возможности Дальневосточного морского пароходства . В сельском хозяйстве были созданы колхозы , зажиточные крестьяне подвергались раскулачиванию и репрессиям. Бурное экономическое развитие потребовало обеспечение края новыми рабочими руками. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных регионов России, а также демобилизованных красноармейцев. Но, заселяя край российским населением, руководство страны в 1930-е гг. одновременно провело социально-демографическую “чистку” Приморья. Отсюда были принудительно выселены несколько десятков тысяч так называемых неблагонадежных и социально-чуждых лиц. Кроме того, в 1937-1938 гг. была проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской и китайской национальностей, всего около 200 тысяч человек. Тем не менее, несмотря на принудительные выселения, депортации, расстрелы и возвратную миграцию, население Приморья в 30-гг. росло довольно быстро. К 1940 г. его численность достигла 939 тысяч человек.

Годы второй мировой войны стали для приморцев временем напряжения всех жизненных сил. На край легла большая нагрузка по производству военной техники и снарядов, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных металлов. Приморье вместе с другими прибрежными районами Дальнего Востока стало практически единственной рыбопромысловой базой страны. Порт Владивосток, Дальневосточное морское пароходство и Дальневосточная железная дорога выполняли основной объем транспортных перевозок в СССР.

После окончания второй мировой войны Приморье продолжало развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Здесь осваивались все новые и новые месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые электростанции. Кроме того, крупные государственные капиталовложения были внесены на создание предприятий военно-промышленного комплекса. Большинство предприятий добывающей и военно-промышленной отрасли имели всесоюзное значение и подчинялись союзным министерствам и ведомствам. К середине 1960 гг. созданы также новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.

В геополитической системе советского государства Приморье, как и в дореволюционный период, занимало место одной из составных частей российского дальневосточного региона. В 20-е – 30-е годы под воздействием общегосударственных территориально-административных преобразований оно неоднократно меняло свой статус и имя. С 1922 по 1926 гг. это была Приморская губерния, которая входила в Дальневосточную область (ДВО). В 1926 г. ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала во Владивостокский округ, затем – в Приморскую и Уссурийскую области. Административным центром Дальнего Востока с 1923 по 1938 гг. был г. Хабаровск, где размещалось все региональное руководство, в непосредственном подчинении которого находились и приморские власти. 20 октября 1938 г . Указом Президиума Верховного Совета СССР “О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края” ДВК был разделен на две самостоятельные административно-территориальные единицы: Хабаровский край с центром в г. Хабаровске и Приморский край с центром в г. Владивостоке . С тех пор и по настоящее время Приморье имеет статус Приморского края с непосредственной подчиненностью Москве.

Современное Приморье – обширный по территории регион. Площадью более 165 тыс. кв. км – около 1% территории России. По площади край превышает Бельгию, Голландию, Данию и Швейцарию вместе взятые. Расстояние от Владивостока – краевого центра Приморья – до Москвы – 9288 км. На юге и востоке омывается водами Японского моря, на севере граничит с Хабаровским краем, на западе – с Китаем и КНДР. Общая протяженность границ края – более 3000 км, из них 1350 км составляет морская граница. В состав Приморского края входят острова, расположенные в заливе Петра Великого: Русский, Попова, Рейнике, Рикорда, Путятина, Аскольд и др.

Выделение Приморья в самостоятельную единицу способствовало дальнейшему росту его производительных сил. Рост экономики промышленного производства в свою очередь отразился на развитии населенных пунктов. Ко времени организации край насчитывал 6 городов и 9 рабочих поселков. В настоящее время в крае 12 городов и 24 района. По состоянию на 01.01.2006 г. в Приморском крае проживает 2019 тысяч человек. Административный центр – г. Владивосток с населением 613,4 тысяч человек.

Приморье – край многонациональный. Помимо коренных народов – удэгейцев, орочей тазов, нанайцев, входящих в “Северную ассоциацию народов” - в крае насчитывается более 120 национальностей. Наиболее многочисленны – русские, украинцы, белорусы, корейцы, татары и др. Созданы семь национально-культурных автономий – 3 корейских, 2 украинских, 1 немецкая и 1 еврейская автономия. Основная деятельность всех национально-культурных объединений направлена на сохранение и развитие национальной культуры, традиций народа, гармоничного развития межнациональных отношений, проведения совместных культурных мероприятий. Ежегодно проводятся традиционные праздники национальных культур – украинской, татарской, польской, еврейской и других.

С конца 1991 г. Приморский край, оставшись тем же административно-территориальным региональным образованием, стал входить фактически в другую, новую страну – в Россию. В этой связи произошло существенное изменение факторов и предпосылок социально-экономического развития Приморья. Распад СССР оказал двоякое влияние на развитие Дальнего Востока и Приморья. Во-первых, отрицательное – в связи с разрывом многих экономических связей и по ресурсам и по готовой продукции вследствие резко усложнившихся проблем движения товаров и денежного обращения в СНГ. Произошел также разрыв социальных связей не только в СНГ, но и между западными и восточными регионами России. В то же время геополитическая и экономическая роль Дальневосточного региона и особенно Приморья в России существенно возросла. Территория России по сравнению с СССР уменьшилась на 24%, природно-ресурсный потенциал – примерно на 20-25%, а социально-экономический потенциал, включая население, валовой и национальный продукт, объем промышленного производства – на 50%. В этих условиях возросла роль природных ресурсов Приморья: цветных и редкоземельных металлов, горно-химического сырья, биохимического сырья, в т. ч. морского, разнообразных лесных, рекреационных ресурсов и других. Возросло значение и местных топливно-энергетических ресурсов , прежде всего угольных , а также – гидроэнергетических, океанических и других. С отделением от России приморских районов – прибалтийских, украинских, грузинских – повысилось значение транспортно-транзитных функций Дальневосточного региона, особенно портов Приморья, его роль во внешнеэкономических связях России со странами АТР.

Основу внешней торговли края составил товарообмен со странами дальнего зарубежья. Приморские предприятия поддерживают торговые отношения с 80 иностранными государствами, но главными партнерами края, как и в прежние годы, остались Япония, Республика Корея, Китай и США. В краевом экспорте преобладают рыба, морепродукты, необработанные лесоматериалы, руды и концентраты цветных металлов, производные борной кислоты, лом и отходы черных и цветных металлов. В импорте края преобладают продукты питания, сырье для их производства, товары народного потребления, машиностроительная продукция и продукция нефтехимического комплекса.

Наряду с внешнеторговой деятельностью в крае продолжает развиваться рынок международных услуг. Международный сервис представлен пассажирскими и грузовыми перевозками, услугами связи, гостиничными, туристскими, коммерческими и другими услугами. Ведущее положение, как в экспорте, так и в импорте занимают транспортные услуги. Активно действуют в международном сервисе акционерные общества “ДВМП”, “ПМП”, “Владивосток-Авиа”.

Мощным толчком в наращивании научного потенциала на востоке страны явилось создание в 1970 г. Дальневосточного научного центра АН СССР, ныне Дальневосточное отделение Российской академии наук. ДВО РАН представляет собой сеть научных центров, расположенных в шести территориальных центрах. Приморский научный центр во Владивостоке – самый крупный, здесь находится около половины научного потенциала Отделения. Здесь же расположен Президиум ДВО РАН. Дальний Восток с его своеобразным климатом, животным и растительным миром во многом определили лицо академической науки. Главным объектом изучения является Тихий океан. Активное взаимодействие крупнейшего из материков Земли с величайшим из океанов порождает множество явлений, которые и являются предметом фундаментальных исследований институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук.

В сфере образования подготовкой специалистов занимаются 12 вузов (включая филиалы), более 40 средних учебных заведений. Кроме того, в крае работают три негосударственных вуза, 7 университетов и 3 академии. В краевом центре Приморья Владивостоке сосредоточенны основные культурные учреждения края: Академический драматический театр им. М. Горького, краевой Театр молодежи, театр кукол, театр КТОФ, филармония, краевая картинная галерея.

Приморский край живет и развивается согласно “Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 г.”, в которой значительное место отводится проблемам хозяйственного освоения Приморья. Также в крае приняты несколько губернаторских программ: “Приморье без наркотиков”, “Квартира молодой семье”, “Приморье без сирот”, программа по восстановлению основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, “Дороги Приморья” и другие.

В 1995 г. Думой Приморского края был принят Устав Приморского края , разработана символика – герб и флаг , установлен День Приморского края - 25 октября.

Заселение территории современного Приморья началось еще в эпоху палеолита. Первыми здесь появились собиратели и охотники на диких зверей: бизнов, носорогов, мамонтов, лосей и т.д. В конце каменного века в Приморье начинает культивироваться примитивное земледелие, а к началу первого тысячелетия до н.э. местные жители уже пользуются бронзовыми орудиями труда и оружием.

В эпоху железного века (800-е годы до н. э.) в прибрежной зоне появляются первые крупные поселки, приспособленные для круглогодичного проживания. Люди занимаются собирательством растений, рыболовством и выращиванием проса и ячменя.

Во второй половине первого тысячелетия до н. э. западные районы Приморья начинают осваивать племена воцзюй, а в середине первого тысячелетия н. э.– племенами сумо моэх.

В средние века на территории Приморья последовательно находились три империи: Бохай (698-926 гг.), Цзинь (1115-1234 гг.) и Восточное Ся (1215-1233 гг.). В этот период в Приморье появляются первые города, развиваются земледелие, ремесла, торговля. Губительным для Приморья явилось монгольское нашествие, которое привело не только к распаду империи Восточное Ся– монголы разрушили и разорили города и в целом привели к опустошению Приморья.

Первые русские землепроходцы появились в Приморье в середине XVII в., но интенсивная русская колонизация края началась только с середины 19-го века. Здесь в 1856 году была образована Приморская область. В 1858 году было основано село Хабаровка, а в следующем году–заложен Софийск. В 1860 году был заложен Владивосток, как главный военный форпост России на Дальнем Востоке.

Заселение Приморья проводилась как в принудительном, так и в добровольном порядке. Всего же за период с 1858 по1914 годы в Приморье переселилось более 22 тысяч крестьянских семей, в основном, с Украины и казачьи семьи. По точным статистическим данным, с 1861 по 1917 годы в Приморье переселилось 245 476 крестьян, которыми было основано 342 поселения; к началу февральской революции население Приморья составляло 307 332 человека.

С целью дальнейшего укрепления российских позиций на Дальнем востоке, в 1891 году было начато сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали длиной около 7 тысяч км. В 1903 году, с приемом в постоянную эксплуатацию КВЖД, было налажено регулярное ж/д сообщение между Санкт-Петербургом и портами Владивосток и Дальний.

В 1899 году во Владивостоке был основан Восточный институт– первое высшее учебное заведение в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В годы Гражданской войны Приморье было ареной ожесточенных боев и окончательно взято под контроль большевиками лишь в октябре 1922 года. К середине 20-х годов население Приморья уже составляло 600 тысяч человек, или почти половину всех дальневосточников. 30-е годы в Приморье, как и в целом по стране, характерны форсированной индустриализацией и коллективизацией сельского хозяйства. Эти процессы сопровождались миграцией на Дальний Восток жителей сибирских и западных районов СССР.
Тридцатые годы также отмечены Хасанскими боями (1938 год) между СССР и японским марионеточным государством Маньчжоу-го.

В годы ВОВ Приморье являлось глубоким тылом, полностью работавшим на фронт. В послевоенный период продолжилось социально-экономическое развитие края с образованием крупных предприятий различных отраслей промышленности и транспорта.

К 1979 году общее население края приблизилось к двум миллионам, с преобладанием городского населения.
С началом «перестройки» (середина 80-х годов) в Приморье произошли существенные экономические, политические и демографические изменения. Так в 1992 году Владивосток был лишен статуса «закрытого» города; произошло разукрупнение крупных предприятий с образованием на их базе акционерных, малых, смешанных компаний; создание совместных предприятий с зарубежными партнерами. Развал в экономике края привел к понижению уровня жизни, снижению рождаемости и обратной миграции населения в центральные регионы России и зарубежье.


История Приморья с древнейших времен и до наших дней богата яркими страницами и запоминающимися событиями. На территории современного Приморья жили, сменяя друг друга, первобытные племена и народы, здесь возникали и погибали средневековые государства. Были века, когда, казалось, все забыли об этих диких краях, и только немногочисленные группы охотников и сборщиков женьшеня бродили по долинам таежных речек. Но в середине XVII века в далекие земли у берегов Тихого океана пришли русские первопроходцы, и с тех пор история Приморья стала историей российского Приморья. Страницы этой истории писали исследователи О. Степанов, Г. И. Невельской, В. К. Арсеньев и др., первые переселенцы из Европейской России, революционные матросы и красные партизаны. Пишется эта история и сегодня, когда Приморье превращается в один из самых перспективных регионов России.




Человек впервые появился на территории Приморья и континентальных районов Азии в эпоху палеолита более 30 тыс. лет назад. Это были собиратели и охотники на мамонтов, диких лошадей, бизонов, носорогов, медведей, лосей. На финальной стадии каменного века население континентальной части Приморья осваивает примитивное земледелие. В конце II тысячелетия до н.э. древние люди начинают использовать бронзовые орудия труда и оружие.


В начале железного века - около 2800 лет назад - прибрежную зону Приморья занимало население янковской археологической культуры. Люди круглый год жили в крупных поселках. На побережье выращивали просо, в континентальной зоне - ячмень. Занимались рыболовством, собирали моллюсков и растения, охотились. Примерно в это же время, 2300 лет назад, в западных районах Приморья появились носители кроуновской культуры (племена воцзюй).


В середине I тысячелетия н.э. Приморье было заселено племенами сумо, моэх, было образовано государство, с начала VIII в. получившее название Бохай (). На территории Приморья, южная часть которого оказалась в составе Бохая с середины VII в., находились по меньшей мере две территориально- административные единицы: область Шуайбинь, названная по реке (Суйфэнь, Суйфун, Раздольная), в долине которой располагался ее центр, и округ Янь (Яньчжоу), остатками центрального города его является городище близ пос. Краскино в Хасанском районе. В 926 г. Бохай был уничтожен киданями.


После 926 г. происходит объединение части племен Хэйшуй Моэх, известных с X в. под именем Чжурчжени. Образованное ими государство Цзинь (Золота империя,) разгромило киданьскую империю Ляо () и в ходе войн с китаиской империей Сун завоевало весь Северный Китай.