Методические материалы по направлению опыт и ошибки

Каков срок действия сертификатов, полученных в 2019-2020 годах и позже?

С введением нового ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ изменились и правила, которыми устанавливается, сколько действуют результаты ЕГЭ. Так, в ст. 70 данного НПА определены нормы, которыми должны пользоваться вузы при организации приема абитуриентов, желающих обучаться по программам бакалавриата или специалитета.

Прочитав эти нормы, становится понятно, сколько лет действуют результаты ЕГЭ: 4 года, начиная со следующего за сдачей ЕГЭ. На практике абитуриенты должны рассчитывать, сколько действуют результаты ЕГЭ 2019 года, так: их результаты будут действительны до 2023 года. Получается, что выпускник школы может откладывать свое поступление в вуз несколько лет, и ему не придется снова проходить итоговую аттестацию.

Отдельно стоит рассмотреть, сколько действует ЕГЭ-2019 для призывников. Сейчас срок службы в армии составляет 1 год. А поскольку результаты ЕГЭ действительны целых 4 года, то после того, как военнослужащий вернется со службы, можно будет спокойно ими воспользоваться.

Интересно: ответ на вопрос: «Сколько действует ЕГЭ?» — в одном случае может иметь иной ответ. В соответствии с п. 4.5 ст. 15 закона № 273-ФЗ военнослужащие-срочники в течение года после увольнения имеют право использовать результаты ЕГЭ, полученные за 12 месяцев до призыва. Дополнительными условиями предоставления такого правомочия является поступление на обучение на бюджетной основе в аккредитованное учреждение высшего или средне-специального образования.

Сколько лет было действительно ЕГЭ, сдававшееся до 2011 года включительно

Скачать форму аттестата

Ввиду изменения правил поступления в вузы, которые произошли одновременно с принятием нового закона № 273-ФЗ, выпускники, окончившие школу до его принятия, особенно в 2012 году, стали задаваться актуальным вопросом, сколько действуют результаты ЕГЭ 2012 года и более ранние. Он обусловлен тем фактом, что согласно новому закону результаты ЕГЭ можно применять на протяжении 4 лет.

Не знаете свои права?

С 2009 года и до момента вступления в силу новых правил выпускникам выдавалось свидетельство, в котором были зафиксированы результаты прохождения ими итоговой аттестации по окончании школы. Так вот, это свидетельство действовало в течение года, когда сдавались экзамены, и следующий год до 31 декабря включительно. Таким образом, раньше выпускник мог поступать в вуз только 2 года подряд после сдачи ЕГЭ (так было установлено в старом ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1), а теперь 4.

Самым проблемным было определить, сколько действует ЕГЭ 2012 года как года, в котором были приняты новые правила. Поскольку закон вступил в силу с сентября 2013-го, уже после того, как была пройдена итоговая аттестация, новые правила, по сути, должны касаться только выпускников 2013 года. Но в письме Минобразования РФ от 20.11.2013 № ДЛ-344/17 на вопрос, сколько действует ЕГЭ-2012, дан следующий ответ: до 2016 года. Ведомство объясняет это тем, что на момент принятия нового закона в ходу были свидетельства, выданные в 2012 и 2013 годах.

Чтобы понять, сколько действует ЕГЭ 2019 года, нужно обратиться к закону № 273-ФЗ. Именно в нем срок действия результатов итоговой аттестации в школах продлен с 1,5 до 4 лет. Теперь выпускники 2019 года могут воспользоваться ЕГЭ до 2023 года включительно.

Что самое главное, ответ на вопрос, сколько действует ЕГЭ-2019, скорее всего, уже не изменится. Даже если появится новый закон, вряд ли он будет иметь обратную силу.

Результаты ЕГЭ актуальны в течение 4 лет , начиная со следующего после итоговой аттестации года. Этот норматив, установленный впервые в 2012 году, действует с 2013 г по настоящее время и отражен в последней редакции (от 27.06.2018) ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Это значит, что результаты итоговой аттестации, полученные в 2017, могут быть предъявлены приемным комиссиям вплоть до окончания 2021 г., а баллы, полученные за ЕГЭ в 2018 г., будут учтены при поступлении с 2019 по 2022 г. Выпускники 2019 г. могут воспользоваться свидетельством о результатах ЕГЭ, которое с 2018 г. не выдается в бумажном варианте, а заносится в единую информационную базу, до конца 2023 г.

Кому это важно?

  1. Выпускникам, призванным после окончания средней общеобразовательной школы на срочную службу, не стоит беспокоиться. Отслужив положенный срок, молодые люди используют сертификаты с результатами итоговой аттестации для поступления в высшее учебное заведение. Важно использовать это право в течение обозначенного в законе срока – 4 года после получения свидетельства об итоговой аттестации.
  2. Всем выпускникам, по каким-то причинам (семейные обстоятельства, болезнь и пр.) отложившим поступление в высшие учебные заведения, не придется подавать заявку на пересдачу Единого Государственного Экзамена в течение ближайших 4 лет. Если же решение продолжить обучение сформировалось по истечении этого срока, для поступления в вуз придется сдавать экзамены заново.
  3. Выпускники, продолжившие по окончании школы обучение в техникумах, колледжах и других профессиональных учебных заведениях, нередко принимают решение получить высшее образование. Поскольку для получения среднего профессионального обучения требуется не менее 2 лет, получив диплом, можно успеть поступить в вуз.

Что делать, если свидетельство о результатах ЕГЭ просрочено?

Если решение о поступлении в вуз созрело, когда сроки сданного когда-то ЕГЭ уже не действительны, придется пройти итоговую аттестацию повторно. Для этого надо узнать, где находится ближайший пункт, в котором примут заявление. Информация о таких пунктах, форме заявления, необходимых документах, сроках и т.д. есть на официальном портале ЕГЭ ege.edu.ru .

В рекомендованном пункте сдачи ЕГЭ примут заявление и проконсультируют по всем вопросам. После успешной сдачи экзаменов результаты будут также действительны в течение 4 лет, отсчет которым начнется со следующего после повторной аттестации года.

Для выпускников 11-х классов (ЕГЭ) у учеников и их родителей появилось множество вопросов, многие из которых не доносятся в доступной форме до понимания общественности. Сегодня мы поговорим о ключевых моментах: как устроен экзамен, зачем он нужен, а главное, сколько действует результат ЕГЭ, что будет особенно полезно людям, по какой-либо причине не поступившим в высшее учебное заведение после выпуска из школы или пожелавшим сменить институт.

Что такое ЕГЭ?

Перед тем как переходить непосредственно к особенностям единого госэкзамена и вопросу о том, сколько действует результат ЕГЭ, необходимо установить, что это вообще такое и зачем это было введено. Единый государственный экзамен представляет собой заключительную итоговую аттестацию, проводимую в универсальной форме и обязательную для выпускников всех российских школ.

К участникам, которым необходимо подтвердить знание курса средней школы как минимум удовлетворительной сдачей экзамена, относятся не только обычные выпускники школ РФ, но и иностранные граждане, беженцы и переселенцы, категории лиц без гражданства, которые, тем не менее, окончили школу в России.

Обязательные предметы

Обязательных для сдачи предметов два - это математика и русский язык. Именно по ним необходимо набрать количество баллов, равное или превышающее минимальный, установленный Российским министерством образования (Минобром), порог. В полученном свидетельстве (сертификате) будут указаны полученные положительные результаты (если они отрицательны, то свидетельство просто не выдается) как по обязательным предметам, так и по дополнительным, которые на свое усмотрение выбирает ученик. Последних может быть неограниченное количество (хоть все из возможных), однако для каждого учеником должно быть подано заявление в установленные правилами сроки.

При этом часто учеников интересует не то, сколько действует результат ЕГЭ или как он отразится на дальнейшей жизни выпускника, а то, как ежегодно изменяется процедура контроля знаний. Это действительно важный пункт, ведь реформы и нововведения наблюдаются в системе ЕГЭ регулярно.

Ряд обязательных к знакомству новшеств

Сегодня уже ни для кого не секрет, что металлоискатели, осмотры учеников на наличие шпаргалок и средств технической связи в структуре проведения единого государственного экзамена дело обычное. ЕГЭ действительно проводится в строгой, требующей от выпускников дисциплины и понимания серьезности происходящего, форме. Однако появляются здесь и новые пункты, которые нагоняют на ребят все новые страхи.

Так, реформа 2017 года затрагивает уже сами предметы: к обязательным планируется добавить ещё один, который будет относиться к природоведческим или точным наукам. Министерство образования объясняет это нежеланием учеников выбирать подобные предметы в качестве сдаваемого материала ввиду его программной сложности, поэтому выбора у них не будет: каждому придется остановить свое решение на химии, физике, биологии, обществознании или другом пункте из списка.

Для русского языка и ряда гуманитарных наук планируется ввести обязательную устную часть для выявления умения выпускника связно излагать мысли в речи. Кроме этого, изменения коснутся и английского языка: сначала он будет введен в качестве экспериментального обязательного предмета в ряде учебных заведений (очевиднее всего, языковых), а к 2022 году постепенно сделается обязательным для сдачи уже во всех школах страны.

Кстати, Крым, который сегодня официально считается одной из составляющих территории Российской Федерации, с 2017 года также перейдет на систему универсального контроля ученических знаний, то есть ЕГЭ. Крымским выпускникам будут предложены общероссийские стандарты проведения единого экзамена.

ЕГЭ - для всех! 4, 9, 11-е классы

Сама же система ЕГЭ касается не только 11-го класса, как об этом можно подумать изначально. В скором времени подобная форма проверки усвоения программы будет повсеместно введена и для учеников 4-х классов (во многих учреждениях это практикуется и сегодня). Согласно планам Минобра, количество сдаваемых младшими школьниками предметов в итоге достигнет 6. А единый экзамен под названием ОГЭ (обязательный государственный экзамен, в прошлом «ГИА» - государственная итоговая аттестация) для выпускников 9-х классов существует уже давно. Поэтому, как видно, единый госэкзамен вводится на всех этапах обучения для объективной оценки знаний учащихся.

Трижды проходимый за всю школьную программу контроль поможет на ранних порах определить, обладает ли ученик предрасположенностью и способностями к гуманитарным или техническим наукам, для которых в скором времени появятся отдельные классы. В результате буквально со школьной скамьи будет закладываться подготовка будущих специалистов определенного направления. Как видно, вопрос о том, сколько лет действуют результаты ЕГЭ, будет актуален у выпускников еще долго, ведь отменять такую форму экзамена в стране никто не собирается.

А что с оценками?

Помимо поиска ответа на вопрос, сколько действует результат ЕГЭ, ребята часто теряются и не знают, что в этом самом результате будет указано - оценка или количество баллов (их может быть максимум 100). Здесь есть ещё одна не слишком утешительная новость: если раньше баллы экзамена, которые также переводились и в оценку, не влияли на оценку в аттестате (выдается в период с 20 по 30 июня; ранее сюда заносился показатель обычной успеваемости ребенка по предмету), то с 2017 года именно оценка ЕГЭ будет проставлена в аттестат.

Иными словами, если раньше ученик мог получить экзаменационную тройку по русскому языку, но учился стабильно на четыре, то в аттестате у него стояло именно «хорошо». Сегодня в такой же ситуации будет проставлено уже «удовлетворительно». Однако отдельно будет выдаваться и сертификат с показателями баллов.

Недостатки

Несмотря на внушительный список достоинств (универсальная форма сдачи, которая ставит всех учеников в одинаковые условия, наличие возможности у талантливых и даровитых ребят из глубинок вырваться в большие города на учебу, отсутствие необходимости сдавать экзамены дважды, после окончания школы и перед поступлением в вуз и т. д.), в системе ЕГЭ имеется и ряд существенных недоработок.

Так, родителям и особенно самим выпускникам приходится испытывать серьезный психологический стресс. Школьники боятся ЕГЭ, что оказывается очевидно, если обратиться к статистике за 2016 год, согласно которой количество поступающих в вузы ребят снизилось. Это связано не с тем, что они не были приняты; они просто-напросто даже не попытались.

Кроме того, существенным недостатком является однотипность предлагаемого на экзамене материала: вопросы регулярно повторяются, а значит, проверяют не столько знания, сколько хорошую память, отработку конкретных поверхностных тем и игнорирование нюансов и тонкостей.

Утечка информации - ещё один минус в копилке ЕГЭ. Как с преодолением эмоционального барьера у выпускников и искоренением существующих недостатков будут справляться разработчики экзамена, пока не ясно. Зато известно, сколько времени действуют результаты ЕГЭ. Это, пожалуй, действительно приятный пункт для школьников, родителей и учителей.

Сколько действуют результаты ЕГЭ (2016 и 2017 года)

Итак, наконец, можно перейти к вишенке на торте. В данном случае информация действительно обнадеживает: период действительности полученного сертификата составляет целых 4 года! Решение о продлении срока действия свидетельств о сдаче экзамена было принято в 2013 году, а до этого времени, например в 2012-м, результаты были действительно только 1,5 года. Поэтому сегодня любой выпускник может при необходимости отложить поступление в вуз, и целых 4 года проходить итоговую аттестацию заново ему не понадобится. Итак, попробуем рассчитать, сколько времени действуют результаты ЕГЭ 2016 года. Крайний срок - только декабрь 2020! А сколько действуют результаты ЕГЭ 2017 года? По аналогии получаем дату: декабрь 2021. Кстати, для ушедших в армию призывников срок действия результатов ЕГЭ лет продлен на 1 год после возвращения со службы.

Результаты ЕГЭ актуальны в течение 4 лет , начиная со следующего после итоговой аттестации года. Этот норматив, установленный впервые в 2012 году, действует с 2013 г по настоящее время и отражен в последней редакции (от 27.06.2018) ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Это значит, что результаты итоговой аттестации, полученные в 2017, могут быть предъявлены приемным комиссиям вплоть до окончания 2021 г., а баллы, полученные за ЕГЭ в 2018 г., будут учтены при поступлении с 2019 по 2022 г. Выпускники 2019 г. могут воспользоваться свидетельством о результатах ЕГЭ, которое с 2018 г. не выдается в бумажном варианте, а заносится в единую информационную базу, до конца 2023 г.

Кому это важно?

  1. Выпускникам, призванным после окончания средней общеобразовательной школы на срочную службу, не стоит беспокоиться. Отслужив положенный срок, молодые люди используют сертификаты с результатами итоговой аттестации для поступления в высшее учебное заведение. Важно использовать это право в течение обозначенного в законе срока – 4 года после получения свидетельства об итоговой аттестации.
  2. Всем выпускникам, по каким-то причинам (семейные обстоятельства, болезнь и пр.) отложившим поступление в высшие учебные заведения, не придется подавать заявку на пересдачу Единого Государственного Экзамена в течение ближайших 4 лет. Если же решение продолжить обучение сформировалось по истечении этого срока, для поступления в вуз придется сдавать экзамены заново.
  3. Выпускники, продолжившие по окончании школы обучение в техникумах, колледжах и других профессиональных учебных заведениях, нередко принимают решение получить высшее образование. Поскольку для получения среднего профессионального обучения требуется не менее 2 лет, получив диплом, можно успеть поступить в вуз.

Что делать, если свидетельство о результатах ЕГЭ просрочено?

Если решение о поступлении в вуз созрело, когда сроки сданного когда-то ЕГЭ уже не действительны, придется пройти итоговую аттестацию повторно. Для этого надо узнать, где находится ближайший пункт, в котором примут заявление. Информация о таких пунктах, форме заявления, необходимых документах, сроках и т.д. есть на официальном портале ЕГЭ ege.edu.ru .

В рекомендованном пункте сдачи ЕГЭ примут заявление и проконсультируют по всем вопросам. После успешной сдачи экзаменов результаты будут также действительны в течение 4 лет, отсчет которым начнется со следующего после повторной аттестации года.

Официальный комментарий
В рамках направления возможны
рассуждения о ценности духовного и
практического опыта отдельной
личности, народа, человечества в целом,
о цене ошибок на пути познания мира,
обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься
о взаимосвязи опыта и ошибок: об
опыте, предотвращающем ошибки, об
ошибках, без которых невозможно
движение по жизненному пути, и об
ошибках непоправимых, трагических.

Методические рекомендации
«Опыт и ошибки» – направление, в котором в
меньшей степени подразумевается четкое
противопоставление двух полярных понятий,
ведь без ошибок нет и не может быть опыта.
Литературный герой, совершая ошибки,
анализируя их и приобретая тем самым опыт,
меняется, совершенствуется, встает на путь
духовного и нравственного развития. Давая
оценку действиям персонажей, читатель
приобретает свой неоценимый жизненный опыт,
а литература становится настоящим учебником
жизни, помогающим не совершить собственных
ошибок, цена которых может быть весьма
высока.

Говоря о совершаемых героями
ошибках, следует отметить, что
неверно принятое решение,
неоднозначный поступок могут
повлиять не только на жизнь
отдельной личности, но и самым
роковым образом сказаться на
судьбах других. В литературе мы
встречаем и такие трагические
ошибки, которые затрагивают судьбы
целых наций. Именно в этих аспектах
можно подойти к анализу данного
тематического направления.

Афоризмы и высказывания
известных людей
Не следует робеть из опасения наделать ошибок,
самая большая ошибка - это лишать себя
опытности.
Люк де Клапье Вовенарг
Ошибаться можно различно, верно поступать
можно лишь одним путем, поэтому-то первое
легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно
попасть в цель.
Аристотель
Во всех делах мы можем обучаться только
методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и
исправляясь.
Карл Раймунд Поппер

Глубоко ошибается тот, кто думает, что
он не ошибется, если за него будут
думать другие.
Аврелий Марков
Мы легко забываем свои ошибки, когда
они известны лишь нам одним.
Франсуа де Ларошфуко
Извлекай пользу из каждой ошибки.
Людвиг Витгенштейн

Стыдливость может быть уместна
везде, только не в деле признания
своих ошибок.
Готхольд Эфраим Лессинг
Легче найти ошибку, чем истину.
Иоганн Вольфганг Гёте
Во всех делах мы можем обучаться
только методом проб и ошибок,
впадая в заблуждение и исправляясь.
Карл Раймунд Поппер

В качестве
опоры в своих
рассуждениях
можно
обратиться к
следующим
произведениям.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Раскольников, убивая Алену Ивановну и
признаваясь в содеянном, не осознает в полной
мере весь трагизм совершенного им
преступления, не признает ошибочность своей
теории, ему лишь жаль, что не смог преступить,
что не сможет отнести теперь себя к числу
избранных. И лишь на каторге душой
измаявшийся герой не просто раскаивается
(раскаялся он, признавшись в убийстве), а
становится на тяжелый путь покаяния. Писатель
подчеркивает, что человек, признающий свои
ошибки, способен измениться, он достоин
прощения и нуждается в помощи и сострадании.

М.А. Шолохов «Судьба человека»,
К.Г. Паустовский «Телеграмма».
Герои столь разных произведений совершают
схожую роковую ошибку, сожалеть о которой
буду всю жизнь, но исправить уже, к
сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов,
уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его
жену, героя раздражают ее слезы, он злится,
считая, что она его "заживо хоронит", а выходит
все наоборот: он возвращается, а семья
погибает. Эта потеря для него – страшное горе,
и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с
невыразимой болью говорит: "До самой смерти,
до последнего моего часа, помирать буду, а не
прощу себе, что тогда её оттолкнул!"

Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об
одинокой старости. Брошенная собственной дочерью
бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не
переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на
тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает
себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». Думая
о посторонних людях, организуя выставку молодого
скульптора, дочь забывает о единственном родном
человеке. И лишь услышав теплые слова
благодарности «за заботу о человеке», героиня
вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма:
«Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает
слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться?
Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет
роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела,
лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение
просить уже не у кого. Горький опыт главных героев
учит читателя быть внимательным к близким «пока не
стало поздно».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду
ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю.
Лермонтова. Григорий Александрович Печорин
принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые
разочаровались в жизни.
Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два
человека: один живет в полном смысле этого слова,
другой мыслит и судит его". Лермонтовский персонаж
– энергичный, умный человек, но он не может найти
применения своему уму, своим знаниям. Печорин –
жестокий и равнодушный эгоист, потому что он
причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не
волнует состояние других людей. В.Г. Белинский
называл его "страдающим эгоистом", потому что
Григорий Александрович обвиняет себя за свои
поступки, он осознает свои действия, переживает и
ничего не приносит ему удовлетворения.

Григорий Александрович – очень умный и
рассудительный человек, он умеет признавать
свои ошибки, но хочет при этом научить
других сознаваться в своих, как, например, он
все пытался натолкнуть Грушницкого на
признание своей вины и хотел разрешить их
спор мирным путем.
Герой осознает свои ошибки, но ничего не
делает для того, чтобы их исправить, свой
собственный опыт его ничему не учит. Не смотря
на то, что у Печорина есть абсолютное
понимание того, что он разрушает человеческие
жизни («разрушает жизнь мирных
контрабандистов», по его вине гибнет Бела и
т.д.), герой продолжает «играть» судьбами
других, чем делает себя несчастным.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если
герой Лермонтова, осознавая свои
ошибки, не смог стать на путь
духовного и нравственного
совершенствования, то любимым
героям Толстого, приобретенный
опыт помогает стать лучше. При
рассмотрении темы в этом аспекте
можно обратиться к анализу
образов А. Болконского и П.
Безухова.

М.А. Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как
опыт военных сражений меняет людей,
заставляет дать оценку своим жизненным
ошибкам, можно обратиться к образу Григория
Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на
стороне красных, он понимает, какая чудовищная
несправедливость вокруг, да и сам совершает
ошибки, приобретает военный опыт и делает
самые важные выводы в своей жизни: «…моим
рукам пахать надо». Дом, семья – вот ценность. А
любая идеология, толкающая людей убивать, –
ошибка. Уже умудренный жизненным опытом
человек понимает, что главное в жизни не война,
а встречающий у порога дома сын. Стоит
отметить, что герой признает, что был не прав.
Именно этим обусловлены его неоднократные
метания от белых к красным.

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить
об опыте как «процедуре воспроизведения
какого-нибудь явления экспериментальным
путем, создания чего-нибудь нового в
определенных условиях с целью исследования»,
то практический опыт профессора
Преображенского для «выяснения вопроса о
приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о
его влиянии на омоложение организма у людей»
вряд ли можно назвать удачным в полной мере.
С научной точки зрения он весьма успешен.
Профессор Преображенский проводит
уникальную операцию. Научный результат
получился неожиданным и впечатляющим, но в
бытовом, житейском плане он привел к самым
плачевным последствиям.

Проанализировав свою ошибку, профессор
понимает, что собака была гораздо
«человечнее», нежели П.П. Шариков. Таким
образом, мы убеждаемся, что человекообразный
гибрид Шариков – это скорее неудача, чем
победа профессора Преображенского. Он и сам
понимает это: “Старый осел... Вот, доктор, что
получается, когда исследователь вместо того,
чтобы идти параллельно и ощупью с природой,
форсирует вопрос и приподымает завесу: на,
получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп
Филиппович приходит к выводу, что
насильственное вмешательство в природу
человека и общества приводит к
катастрофическим результатам.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой».
Рассуждая об ошибках, непоправимых и
приносящих страдание не только каждой
отдельно взятой личности, но и народу в
целом, можно обратиться и к указанной
повести писателя ХХ века. Это не просто
произведение о потере родного дома, но
и о том, как ошибочные решения влекут
за собой катастрофы, которые
обязательно скажутся на жизни
общества в целом.

Для Распутина совершенно ясно, что крушение,
распад нации, народа, страны начинается с
распада семьи. А виной тому трагическая
ошибка, заключающаяся в том, что прогресс
гораздо важнее душ стариков, прощающихся со
своим домом. И нет в сердцах молодежи
раскаяния.
Умудренное жизненным опытом старшее
поколение не желает покидать родной остров не
потому, что не может оценить всех благ
цивилизации, а прежде всего потому, что за эти
удобства требуют отдать Матёру, то есть предать
свое прошлое. И страдания стариков – это тот
опыт, который должен усвоить каждый из нас.
Не может, не должен человек отказываться от
своих корней.

В рассуждениях по данной теме можно
обратиться к истории и тем
катастрофам, которые повлекла за
собой «хозяйственная» деятельность
человека.
Повесть Распутина – это не просто
рассказ о великих стройках, это
трагический опыт предшествующих
поколений в назидание нам, людям XXI
века.

ИСТОЧНИКИ
http://www.wpclipart.com/blanks/book_blank/diary_open_blank.png тетрадь
http://7oom.ru/powerpoint/fon-dlya-prezentacii-bloknot-07.jpg листы
https://www.google.ru/search?q=%D0%B5%D0%B3%D1%8D&newwindow=1&source=lnms&tbm
=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjO5t7kkKDPAhXKEywKHc7sB-IQ_AUICSgC&biw=1352&bih=601#new
window=1&tbm=isch&q=%D0%B5%D0%B3%D1%8D+%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D
0%BF&imgrc=QhIRugc5LIJ5EM%3A
http://www.uon.astrakhan.ru/images/Gif/7b0d3ec2cece.gif компас
http://4.bp.blogspot.com/-DVEvdRWM3Ug/Vi-NnLSuuXI/AAAAAAAAGPA/28bVRUfkvKg/s1600/essay-c
lipart-24-08-07_04a.jpg
ученик
http://effects1.ru/png/kartinka/4/kniga/1/kniga_18-320.png книги
Методические рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения в 2016/2017
учебном году для учителей русского языка и литературы – Ставрополь, 2016. – 46 с.
Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСОАлания Погребняк Н.М.