Преподавательская практика. Дневник педагогической практики. Разработка программы обучения

Так сложилось, что я на волонтерских началах захотел преподавать информатику в техническом лицее недалеко от своей работы.

Директриса долго отпинывалась, да и я со своим характером не сахар. Но тем не менее в сентябре мне вручили журнал 7а класса по предмету «Вводный курс информатики и программирования».

Ребята очень активные и веселые. Класс дружный, но при этом абсолютно отсутствует стадный инстинкт и иерархия как таковая.

Практически сразу я понял, что стандартный подход лекция-контрольная не будет здесь работать - это примут 2-3 человека, а остальные просто забьют на уроки. Пятерки для них не важны, а меня все равно заставят поставить нужные для медалей оценки, окончательно подкосив авторитет как учителя.

Как понимаете, мотивировать такой коллектив очень сложно, и я решил что нужно их заинтересовать.

Дав на первом уроке вводную по основным технологиям, которые используются сейчас в отрасли - от С до Node.js, не ударяясь в подробности, и описывая только преимущества, в качестве ДЗ я попросил написать на листочке ту технологию, которая понравилась больше всех и то, чем нравится заниматься во внешкольное время.

На следующем уроке я вытащил несколько из этих листочков и рассказал как я вижу соединение написанных вещей. Импровизация произвела на них впечатление. ДЗ - эссе про то, как они видят объединение этих сфер. И оставил свой мобильник для тех, кому нужна будет помощь в поиске этих связей.

Они сразу поняли, что можно на халяву выполнить дз. Что мне собственно и было нужно. Я пообщался почти с каждым учеником, и хоть не запомнил их имен, но записал все что они собрались делать.

Следующий урок был посвящен жизненному циклу ПО, ДЗ - начать проектировать сформированные в прошлый раз требования.

Они быстро просекли, что я домашку не собираюсь проверять, и у меня на столе оказалось всего 10 проектов, из 20 человек в классе.

Урок я посвятил такому понятию как «команда», рассказал чем занимаются архитекторы, аналитики, front-end программисты, и откуда появились эти профессиии, а именно из-за необходимости разделения данных, логики и представлений. Закончил рассказ словами Брукса, что «первая система обречена быть провальной», предложил переписать проекты, основываясь на полученных знаниях, а для тех, кто не хочет в одиночку заниматься, найти свою команду и определить там свою роль. Те, кто не определился, пишет реферат на тему «роль информационных технологий в современном обществе».

Через неделю у меня было 6 проектов, и один реферат. Второму, кто должен был писать реферат, была предложена тройка и возможность заниматься чем угодно на уроках. Как понимаете, игрушек на компьютерах нет:)

Он согласился, но гордость была задета, и я сыграл на этом, пообещав добавить по одному баллу за каждую сотню символов в минуту печати. Немного рассказал про слепой десятипальцевый метод, про раскладку дворака, про IDE, как они помогают в создании сложных систем, вскользь коснулся профайлера, дебаггера, интерпретаторов, компиляторов и байт-кодовых машин. Дал советы, как нужно подбирать IDE (что такое автокомплит, сниппеты, рефакторинг). На примерах привел необходимость использования VCS, и предложил SVN для этих целей. Заострил внимание на том, что в команде желательно пользоваться одними и теми же версиями программ, пару слов о том, как это помогает в изучении возможностей этих программ. Ну и в качестве дз - настроить среды разработки. В случае возникновения вопросов, для разрешения споров или для получения студенческих лицензий, предложил звонить мне на мобильник.

Следующий урок был посвящен абстракциям, как надо превращать их в код, рассказал о методах уменьшения количества кода, повторном использовании, на примерах показал необходимость создания базовых абстракций, подробно о моделях, контроллерах и представлениях, не забыл о спиральной, водопадной и итерационной моделях разработки. ДЗ - определиться, как будете работать, и создать рабочее приложение, которое я мог бы запустить и проверить.

Собственно этим мы и занимались оставшуюся часть четверти. По итогам я поставил всем оценки. Пятерки выставлял публично, рассказывая, чем этот человек отличился. Четверки и тройки без публичности в дневник, с небольшим вкладышем-комментарием.

В следующей четверти мы занимались наращиванием функционала, а когда не было вопросов, по памяти пересказывал just for fun. Я сразу обозначил, что не требую с них больше полутора часов в неделю. Если кто-то хочет, может перенести разработку в школу - это только приветствуется.

Третью четверть тоже неспеша допиливали проекты, я рассказывал про то, как устроен интернет, о том как он развивался, про то, как борются с высокими нагрузками. Не забыл оптимизацию, помог настроить профайлеры, показал как ими пользоваться и как находить бутылочные горлышки, рассказал о способах стрессового тестирования. Ребята уже были поглощены проектом, Большую часть времени урока я проводил в общении с небольшими группами учеников, пытаясь научить их правильно пользоваться гуглом.

Успеваемость повысилась - ребята действительно прониклись, а совместная работа только подогревала интерес. Более того, уже начали оформляться готовые приложения.

И вот 4 четверть. Тестирование. Поняв, что среди команд разгораются нешуточные дебаты о применяемых технологиях, я решил на этом сыграть. Устроили соревнование - 2 проекта, по результатам имеющие наименьшее число багов, едут на конференцию, защищать школу. Установил редмайн, рассказал как им пользоваться. Для подогрева отдал в тестирование готовые версии наиболее активным критикам, пару советов о проведении тестирования - проверка граничных условий, ввод некорректных данных, использование не типичных последовательностей действий. Намекнул, что если баг исправлен в процессе тестирования, то он закрывается и его как бы не было, и то, что можно тестировать любое приложение, вне зависимости от того, какое задание получила команда.

Теперь мы уже на финишной прямой.

В конце года у нас получились очень неплохие приложения.

Первое находило все аксиомы и теоремы по геометрическому чертежу + умела обучаться по паттернам и написана на ActionScript под AIR.

Второе занималось подсчетом времени, когда ученики должны быть дома, основываясь на электронной версии школьного журнала, и в случае, если до определенного времени ученик не приходил домой и не отмечался в системе, отсылала e-mail по адресу, указанном в этом журнале. Это PHP+JQuery.

Просто, но не примитивно.

Как и было обещано, я съездил с ребятами на конференцию, но к сожалению, мы были вне конкурса, т.к. в школах информатика преподается с 9 класса. Но тем не менее нам дали выступить, мы всласть потроллили москвичей, они тоже не остались в долгу. Нам подарили проектор, и мы отправились по домам.

В сентябре мы решили объединить наши усилиия, начав писать API для проектов. Решили не распыляться, а пилить 2 основных направления - это выйгравшие в прошлом году.

К сожалению, пропустили всероссийскую конфу, но взамен нам подарили несколько паяльных станций, стендов и кучу электронных деталей. Но ребята еще не знают об этом, и считают себя крутыми программистами…

Правду говорят - детство - это неосознанное счастье.

Я смотрю на них и понимаю, что не ошибся с выбором профессии.

Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рязанцева Ирина Валериевна,

учитель русского языка и литературы

МКО СОШ № 4 г.Куйбышев НСО

Педагогическая практика – ответственный этап на пути к педагогическому Олимпу

Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!

Подчеркивая важность учебной педагогической практики, известный педагог П.П. Блонский писал, что "педагогике невозможно научить книгами... Также необходима практика, но не копирующая (такая практика убийственна), а творческая и осознающая" .

Педагогическая практика для студента является очень сложным и ответственным этапом на пути к профессии учителя. Проблема профессионального становления студента в ходе педагогической практики осложняется и тем, что одна деятельность, еще незавершенная (учебная), накладывается на другую (педагогическую), имеющую принципиально другие средства.

Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической практики у студента происходит рассогласование "модели" идеального учителя и "реального", формируется образ "оптимального" учителя, конкретного человека.

Хорошо известно, что сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Если студент выбрал профессию, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе.

Студент, пришедший в школу без любви к своей профессии, превращается в урокодателя, для которого личность ученика – на втором плане. Такой преподаватель не сможет осуществлять духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. .

Именно во время прохождения педпрактики студент может реализовать себя в качестве учителя, проявить свои профессиональные и творческие способности, убедиться в правильности выбора будущей профессии.

Как расценивают сами студенты цель педагогической практики?

  1. Почти все студенты считают, что смысл педагогической практики заключается в том, что она дает возможность "примерить" на себе роль учителя.
  2. Для некоторых студентов педагогическая практика - это возможность применять теоретические знания на практике.
  3. Есть такие, которые отмечают, что смысл педагогической практики в приобретении навыков общения с детьми.
  4. Очень редко находятся студенты, которые считают, что цель практики в школе - вооружение учащихся знаниями.

В процессе нескольких лет работы со студентами-практикантами были выявлены трудности, с которыми они сталкиваются во время прохождения педагогической практики в школе:

  1. Налаживание дисциплины в классе;
  2. Проблемы психологической подготовки к уроку;
  3. Отбор учебного материала к уроку;
  4. Отсутствие контакта с классом.

Вторая трудность связана с переводом теоретического знания в плоскость решения педагогических проблем. Студенты, имея в целом хорошие теоретические знания в области педагогики, психологии, методики, испытывают серьезные трудности при их применении в учебно-воспитательном процессе.

Беседы с начинающими учителями, свидетельствуют, что сами они дают положительную оценку своей подготовке как учителя-предметника, значительно ниже как учителя-организатора, учителя-воспитателя. Именно практических знаний и глубокого понимания условий и смысла педагогической деятельности, психологической готовности не хватает студентам.
Как, например, наладить в классе дисциплину? Как в течение урока удерживать внимание учащихся? Как научиться не бояться детей? Что делать в каждом конкретном случае не с обобщенным, а с конкретным ребенком? Именно эти и многие подобные проблемы встают перед студентами в процессе педагогической практики.

Многолетнее руководство педагогической практикой студентов, наблюдения за их работой в школе, анализ итогов исследования позволяют сделать следующий вывод. В педагогической практике, как представляется, изначально присутствуют факторы, препятствующие творческой деятельности будущего учителя. К числу таких факторов можно отнести:

  1. слабую уверенность студента в своих силах;
  2. сильную привязанность к определенным схемам, установку на заданный способ организации учебно-воспитательного процесса;
  3. опасение контроля со стороны методиста кафедры, учителя-предметника, однокурсников;
  4. боязнь ошибиться и в связи с этим быть понятым неправильно;
  5. состояние повышенной тревожности, чрезмерно сильная концентрация внимания на своих переживаниях и т.д.

Необходимо научить студентов нейтрализовать эти факторы. Педагогическая практика должна носить личностно-ориентированный, творческий характер и способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Ее главным итогом должна быть твердая убежденность студентов в правильности однажды сделанного выбора - стать учителем, посвятить себя самой гуманной профессии на земле - воспитанию человека.

Библиографический список

1. Барбина Е.С. Теоретико-методологические основы профессинальной подготовки будущих учителей. Научно-методическое пособие. - Херсон, 2001. - 70 с.

2. Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971.

3. Кулюткин ЮН. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы пси-

хологии. 1986. № 2. С. 26-30.

4. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7.

С. 82-88.

5. Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей // Педагогика. – № 7. – 2000. – С. 75-79.


Одним из этапов обучения в магистратуре любого государственного университета и не только является прохождение педагогической практики. Этот вид деятельности магистранта нацелен на овладение основами мастерства педагога, развитие профессиональных навыков преподавателя, умения самостоятельного ведения преподавательской работы, навыки руководства группой студентов. Такая практика необходима не только будущим педагогам, но и юристам, психологам, специалистам в области экономики и даже строительства. Поэтому проходят эту практику не только в школах, но и на базе ВУЗов. Итогом преподавательской деятельности магистранта является представленный на кафедру ВУЗа отчет и дневник.

Особенности прохождения педагогической практики

Магистранты ведут учебную и педагогическую деятельность на базе своей выпускающей кафедры. Цель педагогической практики магистрантов в развитии способностей преподавания, стратегического мышления, умения руководить студентами. Во время своей рабочей деятельности на кафедре они обязаны следовать правилам внутреннего трудового распорядка.

В ходе работы студента решаются задачи:

Перед началом деятельности учащиеся составляют с научным руководителем индивидуальный план магистранта по педагогической практике. По итогам выполнения этой программы в дальнейшем готовится отчет и дневник.

Как написать отчет о преподавательской практике для магистранта

Работа магистранта в процессе прохождения практики организуется исходя из его индивидуального плана и предполагает следующие виды деятельности:

  • учебно-методическую, включающую разработку учебных мероприятий;
  • непосредственно учебную, включающую проведение лекций и семинаров в группе студентов.

Все этапы прохождения работы документируются в дневнике. По итогам самостоятельной работы магистрант создает отчет.


Структура отчета

Отчет по педагогической практике магистранта должен содержать 20 – 25 страниц текста и следующие основные разделы:

1. Титульный лист.

2. Введение, в котором указываются:

2.1. Цель, задачи, место и время прохождения практики.

2.2. Перечень выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных навыков и умений.

4.2. Индивидуальные выводы о проделанной работе.

5. Список источников.

6. Приложения

Отчет передается научному руководителю вместе с другими документами.

Особенности отчета о педагогической практике

Основная часть отчета должна включать:

  • раздел «Учебно-методическая работа», где приводится анализ: учебного плана, учебных занятий ведущих преподавателей кафедры, рабочей программы преподаваемой дисциплины;
  • раздел «Учебная работа», где приводится план лекций и семинаров, проведенных магистрантом, а также его личный анализ этих занятий.
  • приложения: рецензии на проведенные студентом лекции и семинары от научного руководителя и других преподавателей кафедры; тексты лекций и планы семинаров, подготовленные задачи, кейсы и т. д.;
  • рецензия на учебное мероприятие другого магистранта. Занятия магистранта должны посетить другие магистранты и оставить свой отзыв.

Пример отчета

Отчет отражает всю деятельность студента и его правильное составление свидетельствует об успешности прохождения практики. Чтобы избежать ошибок в оформлении этого документа, необходимо изучить все требования к его составлению, которые предъявляет конкретный ВУЗ. Также можно запросить образец отчета у своего научного руководителя. Он может предоставить все необходимые бланки, а также готовый отчет в качестве примера.

Отчет по педагогической практике магистранта - образец

Дневник по педагогической практике магистранта

В процессе всей преподавательской практики учащийся должен уделять внимание регулярному заполнению дневника. Этот документ необходимо заполнить вовремя и предоставить на кафедру вместе с отчетом. На основе хорошо подготовленного дневника легче подготовить грамотный и полный отчет.

Особенности заполнения дневника

В дневнике должны найти отражение все этапы преподавательской деятельности.

На первом этапе студент в соответствии с индивидуальным заданием:

  • изучает различные методики подготовки и проведения лекций и практики со студентами;
  • изучает современные образовательные технологии.

На втором этапе студент посещает занятия ведущих преподавателей кафедры, включая лекции и семинары. В дневник заносится анализ посещаемых учебных мероприятий, на которых он выступал в роли наблюдателя. Он производит разбор организации учебного процесса, особенностей общения преподавателя и студентов, формы проведения занятия и т. д. Итоги анализа оформляются в свободной форме.

Третьим этапом работы является самостоятельное проведение магистрантом занятий, а также участие в иных формах учебной деятельности кафедры. Минимально необходимый объем учебных мероприятий лучше уточнить на кафедре ВУЗа. Проведение учебных занятий обязательно для учащихся очной формы обучения, а для заочников возможны иные варианты. Также необходимо будет посетить лекцию или семинар других магистрантов и оставить свою рецензию.

В ходе проведения учебных мероприятий учащийся самостоятельно готовит и проводит лекцию и практический семинар, хотя присутствие в аудитории опытного преподавателя на занятии обязательно. Темы занятий утверждаются руководителем. Во время этих занятий рекомендуется демонстрация различных подготовленных наглядных пособий и применение иных инновационных форм занятий. Для уроков информатики в школе, например, подойдут яркие презентации и т.д. Методическим обеспечением подготовленных занятий выступают конспекты лекции, планы семинарских занятий, наглядные пособия, презентации и иные материалы.

Руководитель готовит письменную рецензию работы магистранта по прохождению практики, дает свою характеристику и предлагает оценку. В характеристике отражается уровень подготовки магистранта, его отношение к работе.

Образец заполнения дневника по педагогической практике

Дневник является обязательным документом для учащегося и предоставляется на кафедру вместе с отчетом и характеристикой от руководителя. Бланк дневника практиканта и заполненный образец можно запросить на кафедре университета или воспользоваться поиском в сети интернет.

Заполненный дневник по педагогической практике магистранта

Педагогическая практика обязательна для специалистов разных направлений, проходящих обучение в магистратуре. Она ставит цель сформировать навыки преподавания, общения с аудиторией, систематизировать теоретические знания учащегося, научиться правильно составлять отчеты по итогам своей работы. Это важный этап в подготовке выпускной работы.

Введение

Цели и задачи педагогической практики

Тема и тип занятия

Разработка программы обучения

Анализ обратной связи

Самоанализ проведенного занятия

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки магистров.

В ходе практики студенты изучают основы учебно-методической педагогической работы в высшем учебном заведении, знакомятся с современными методами учебной работы в вузе, с содержанием и особенностями педагогической деятельности преподавателей, овладевают навыками проведения занятий, осваивают методику преподавания учебных дисциплин в высшем учебном заведении, приобретают опыт подготовки и проведения экономических дисциплин, а также опыт общения со студентами младших курсов и преподавателями.

Главная цель педагогической практики магистров заключается в формировании компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу. Важно отметить, что образовательная программа магистерского уровня подготовки не ставит целью сформировать готового преподавателя, но она обеспечивает базу для развития необходимых навыков преподавания, создаёт условия для приобретения педагогического опыта.

Исходя из этого, основными задачами педагогической практики магистров являются:

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрами в процессе изучения дисциплин магистерской программы.

Изучение методик и техник подготовки и проведения лекционных, семинарских и практических занятий.

Развитие навыков методического анализа учебных занятий.

Формирование представления о современных образовательных технологиях, активных методах обучения в вузе.

Развитие навыков самостоятельности, самообразования и самосовершенствования в осуществлении научно-педагогической деятельности.

1. Цели и задачи педагогической практики.

Местом прохождения научно-педагогической практики является магистратура Российского Государственного Аграрного Университета МСХА имени К.А Тимирязева.

Педагогическая практика магистрантов, обучающихся по образовательной программе подготовки магистров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлениям магистерской подготовки. Педагогическая практика магистрантов имеет целью приобретение практических навыков проведения учебных занятий. Педагогическая практика ориентирует обучающихся на выполнение следующих видов профессиональной деятельности: преподавательской, научно-методической, консультационной; организационной, научно-исследовательской.

Основные требования от педагогической практики - это получить понимание:

Основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса в вузе;

Системы компетенций и профессионально-значимых качеств обучаемых и обучающих;

Требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях.

Кроме того, магистрант должен овладеть умениями:

Осуществления методической работы по проектированию и организации учебного процесса;

Публичного выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий;

Анализа возникающих в педагогической деятельности затруднений и принятия плана действий по их разрешению;

Самоконтроля и самооценки процесса и результата практики

В задачи научно-педагогической практики входит создать рабочею программу проведения занятия по дисциплине «Управление проектами», которая включает в себя:

· Подготовить практический материал на тему «Оценка риска методом математической статистики»

· Определить место дисциплины в структуре основной образовательной программы (определить на какую целевую группу рассчитан курс)

· Организовать распределение времени по проведению занятия.

· Подготовить и использовать на практике учебно-методические материалы (презентации, кейсы)

· Подготовить информационное обеспечение дисциплины (включает списки основной и дополнительной литературы, программное обеспечение).

· Определить аудиторию с наиболее подходящим материально-техническое обеспечением для проведения занятия (проектор, компьютеры).

· Подготовить анкету обратной связи «Преподаватель глазами студентов».

По итогам учебной работы должен быть проведен самоанализ проведенных занятий. Он делается на основе:

) анализа проблемных ситуаций

) результатов самонаблюдения;

) данных промежуточной проверки знаний по разобранной теме;

) данных анкетирования студентов.

педагогический практика магистр преподаватель