Методики психологические на диагностику личностных особенностей. Методики диагностики личностных особенностей (самопроверка). Диагностические методы изучения личности учащегося

Основными методами диагностики личности являются личностные опросники. Это целый класс психодиагностических методик, которые предназначены для определения выраженности у человека определенных личностных особенностей. Опросники могут быть в виде анкет или тестов, составленных согласно тематике. Это самые широко используемые методы измерения личностных качеств, обладающие всеми атрибутами эффективных тестов: дискриминативностью, надежностью и стандартизованностью.

Каждая из методик представляет собой стандартизованную анкету. Она состоит из набора предложений, со смыслом которых испытуемый может согласиться либо выразить свое несогласие. Вопросы построены так, чтобы в ходе ответа на них испытуемый сообщал о своих типичных формах поведения в разных ситуациях, о своем самочувствии, оценивал себя с различных позиций, раскрывал особенности своих взаимоотношений с окружающим миром.

Личностные опросники

Их всегда создают на базе одной или сразу нескольких шкал установок. Вопросы группируют так, чтобы ответы позволяли оценить отдельное свойство или состояние человека. Эти сгруппированные вопросы (шкалы) различаются по наименованию интересующего свойства личности (шкалы лидерства, тревожности, агрессивности и т.д.). Данные, полученные после опроса, переводятся при помощи специальных статистических процедур в баллы, изображаемые обычно в виде графика.

Сегодня существует огромное число опросников различных типов - в зависимости от конкретной теории личности. Одни комплексные - предназначенные для одновременной оценки нескольких сторон личности, другие же направлены на изучение лишь отдельных свойств характера. Во многих опросниках выявление черт личности основано на различных техниках факторного анализа. Основной недостаток таких опросников в том, что испытуемые иногда могут отвечать, учитывая требования ситуации опроса. Так человек вольно или невольно может искажать сообщаемые о себе сведения.

Проективные методики

Это особый тестовый материал, применяемый для исследования в целом личности или только ее отдельных сторон. В основе действия подобных методик лежит механизм самопроекции. Он был впервые обнаружен Зигмундом Фрейдом и описан как присваивание своих желаний и чувств объекту, находящемуся во вне. Такая проекция носит подсознательный характер и выполняет защитные функции, удаляя противоречия между истинными стремлениями человека и принятыми в обществе социальными нормами.

К основным особенностям проективных методик относятся:

  • неоднозначность стимульного материала или инструкции;
  • отсутствие видимой оценки со стороны экспериментатора, невозможность оценить свои ответы как «правильные» и «неправильные»;
  • направленность на цельное изучение личности.

Кроме указанных достоинств, проективные методики имеют и свои объективные минусы. В числе первых - недостаточная стандартизованность данных исследований. Качество интерпретации методики зависит лишь от профессионализма психодиагноста. Сомнение также вызывает и надежность информации, таким образом полученной. Проективные методики не ориентированы на количественную оценку, то есть они показывают отклонение от нормы, но не саму величину этого отклонения. Для повышения достоверности результатов лучше сочетать данный метод с обычным тестовым. Тогда будут получены более четкие и корректные данные.

Объективные методики

Личностные тесты - методы психодиагностики, при помощи которых измеряются стороны личности: отношения, установки, ценности, мотивационные, эмоциональные и межличностные особенности поведения. Основное назначение личностных тестов - определять выраженность мотивации, эмоций, интересов и отношений человека, а также особенностей его поведения в нестандартных ситуациях.

К личностным тестам относятся тесты на темперамент, характер, мотивацию, эмоции. Также сюда включены тесты способностей и ценностных ориентаций. С другой стороны выделяются комплексные личностные тесты. Они способны дать разностороннюю оценку личности или отдельных личностных свойств. Также есть еще частные личностные тесты, которые оценивают отдельные черты личности, эмоции, мотивы и ценности.

Основные способы получения данных о личности в психодиагностике

В практической работе психолог-диагност использует в основном три пути выявления психических особенностей человека, необходимых для постановки надежного психологического диагноза. Во-первых, поведенческие реакции, психические проявления, диагностируемые с помощью наблюдения в реальных, жизненных или специально смоделированных ситуациях. В некоторых случаях, например, при диагностике проблем развития детей младшего дошкольного возраста данные наблюдения могут быть единственным источником психологической информации. Во-вторых, широкой популярностью в современной психологической диагностике пользуется информация об обследуемом, полученная от него самого, то есть субъективные представления человека о самом себе, самооценки, самоотношение. Большими возможностями в этом плане обладают методы самоописания, самоотчета. К ним относятся, прежде всего, опросники, различные шкалы самооценки и способы самонаблюдения. В-третьих, существенное место в психологической информации занимают объективные сведения, полученные на основании экспериментальных исследований и тестов. Тестовая техника позволяет выявить не только осознаваемые личностью переживания, взаимоотношения с окружающими людьми и представления о мире, но и неосознаваемое содержание сознания и ведущих установок.

Выделяют 3 типа данных для диагностики личности:

1) L – life record data – данные, описывающие жизнь. Данные, которые получаются в ходе наблюдения за реальной жизнью человека. Для их получения используются эксперты, самые дорогостоящие и самые достоверные диагностические данные.

2) Q – questionnaire data – данные опросников. Самые дешевые и наименее достоверные данные. Источники ошибок: 1 – отсутствие навыков интроспекции у испытуемых; 2 – разница в культурных стандартах (все тесты разрабатываются в основном для американских людей); 3 – использование неверных эталонов; 4 – мотивационное искажение (аггравация – подчеркивание собственных недостатков), 5 - диссимуляция – социальная желательность ответов; 6 – симуляция (изображение вымышленного персонажа).

3) T – objective test data – данные объективных тестов. Использование экспериментальной ситуации, когда не рассказывает, а показывает реальность; маскировка истинной цели тестирования; неожиданность постановки задачи; создание эмоционального напряжения (когда человек ведет себя наиболее искренно).

В диагностике личности выделяется несколько теоретических подходов в зависимости от того, что понимается под личностью.

1. Диагностика личностных черт.

Личностная черта – это особенность поведения, присущая всем людям без исключения. Люди между собой различаются выраженностью личностных черт. Набор личностных черт определяется концепцией, лежащей в основе диагностической методике/теста.



Выделяют 3 вида черт:

Конституциональные – те черты, которые даны от рождения.

Индивидные черты – формируются в процессе жизни на основе врожденных особенностей и проявляют себя во взрослом возрасте. Большинство тестов-опросников изменяют индивидные черты, они загадочным образом непонятно откуда появляются.

Личностные черты в узком смысле слова. При их описании в основу легла концепция Шарлоты Бюлер, говорила, что личность существует в моменты самоопределения, т.е. когда человек ставит индивидуальные отличные от других цели и сам их достигает. Собственноличностные черты – это те характеристики, которые человек формирует сознательно и целенаправленно. Эти характеристики диагностируются только в ходе беседы.

Опросник Айзенга.

R. Kettell (в основе лежит математическая модель личности)

Название опросника: 16 P.F. (16 личностных факторов). Консультировать по нему трудно, но для научных исследований очень хороший. (#результат одного из исследований: инфаркт – проблема любви к себе, инсульт – человек берет много ответственности на себя, мозг начинает отказывать).

Методика Big Five – современный аналог Кэттэла. Там 5 основных шкал. Базовые характеристики: интеллектуальность, экстраверсия (рассматривается как базовая хар-ка человека, а интроверсия является социально обусловленной), стабильность (качество, которое связанно со стрессоустойчивостью), сознательность (экзистенциальный подход к жизни, сознательность предполагает, что человек понимает, как его жизнь складывается вследствие его личных жизненных поступков), толерантность/дружелюбие (терпимость к другим, приятие других и т.д.).

2. Блочный подход диагностики личности.

Личность рассматривается как состоящая из отдельных независимых подструктур, которые можно диагностировать отдельными методиками. Этот подход методологически слабо обоснованный, во многом противоречит современным представлениям о человеке, но на практике используется очень хорошо.

В рамках этого подхода выделяют следующие блоки:

Блок психофизиологических характеристик, связанных с темпераментом. Методики, которые выявляют врожденные свойства, выделяют реагирование в стрессе.

Блок эмоциональных реакций и эмоциональных состояний. Методики, которые выявляют особенности агрессивного поведения, уровень активности человека, уровень стресса, уровень тревожности. Методики работают откровенно плохо. (опросник двоечника – опросник Спилберга Хаина).

Блок самоидентификации. Методики на самооценку, самая простая, известная, хорошо работающая - тест Будасси (советский) – классический квазиэксперимент. Диагностика уровня притязаний Хоппе. По содержанию является экспериментом со скрытой целью тестирования. В этой методике испытуемому говорят, что задача измерения интеллекта, даются карточки, с одной стороны номер карточки (от 1 до 10 по сложности), с другой – задание. Задача: набрать максимальное количество балов за определенное время, анализируется поведение человека в стрессовой ситуации. Смотря с какой карточки начнет человек – измеряется исходный уровень самооценки, реакция на успех, реакция на неудачу, реакция на несправедливость, реакция на доброжелательность (поощрение за не совсем правильный ответ). Так же есть современные опросники самоотношений, которые измеряют «Я» концепцию, шкалы субъективного благополучия.

Блок жизненных ценностей. Методики, в основе которых лежит концепция Рокича. Американский психолог. Ввел понятие терминальной ценности. Терминальная ценность – это убежденность человека в преимуществах одних жизненных целей по сравнению с другими. Разработал список терминальных ценностей и предложил методики для их оценки. Популярный опросник «смысла жизненных ориентаций» (СЖО) – в основе концепция Франкла.

3. Психодинамический подход диагностики личности.

Рассматривает личность в развитии динамики, при этом предполагается, что сегодняшняя ситуация обусловлена прошлыми событиями. Прошлые события определяют мотивацию человека и структуру имеющихся потребностей. Соответственно к динамическому подходу относятся проективные методы психодиагностики.

4. Интеракционический подход к психологии личности.

В рамках этого подхода признается коммуникативная картина мира, человек рассматривается в непрерывном взаимодействии с другими людьми, т.е. человека рассматривают через призму отношений с другими людьми.

В рамках этого подхода выделяют 2 группы методов:

Диагностика взаимоотношений внутри реально – существующей группы.

Экспериментальные методики по форме напоминающей психологический тренинг, они диагностируют реальные эмоциональные связи внутри группы. Методика социометрия – главное требование: одновременное присутствие всех членов группы при диагностике. Социометрия позволяет количественно измерить уровень авторитета каждого члена в группе. Выделяют лидеров, предпочитаемых, принебрегаемых и отвергаемых. Главный недостаток – методика количественная и не дает ответа на вопрос почему сложилась такая ситуация в группе. Если это лидер, то какой это лидер, если этот человек отвергается, то почему/за что его отвергают. Поэтому к ней в довесок есть методика для определения мотивационного ядра группы. Основывается на пирамиде Маслоу, к каждой мотивации подбирается 2-3 характеристики человека. Затем всех членов группы ранжируют по выраженности этих характеристик. Выделяются информационное ядро группы. Референтометрия позволяет определять скрытых лидеров или референтную группу, на мнение которой ориентируются все остальные. Методика внутригрупповой идентификации. Она показывает характер мотивации поступков у членов группы. Высокий уровень идентификации, когда к другим относятся так же, как к себе, и наоборот. Внутригрупповая идентификация – это тренинговые упражнения, в которой есть стрессовая ситуация либо угроза, членам группы грозят некоторые санкции и нужно принять общее решение и кем-то пожертвовать.

Диагностика коммуникативных особенностей конкретного человека.

Выделяют: методики на диагностику особенностей поведения в конфликте, диагностика используемых коммуникативных стратегий, диагностика коммуникативной компетентности. Нарративный подход диагностики личности. Нарративный (сюжет) подход выявляет общие принципы отношения к жизни, ко времени, предпочитаемые жизненные цели и стратегии их достижения.

Личностный опросник

Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения .

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике - 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, a X-XII - производными, интегрирующими .

  • 1 Невротичность;
  • 2 Спонтанная агрессивность;
  • 3 Депрессивность;
  • 4 Раздражительность;
  • 5 Общительность;
  • 6 Уравновешанность;
  • 7 Реактивная агрессивность;
  • 8 Застенчивость;
  • 9 Открытость;
  • 10 Экстраверсия - Интроверсия;
  • 11 Эмоциональная лабильность;
  • 12 Маскулинизм - феминизм.

Диагностика личностной креативности Е. Е. Туник

Методика определения личностной креативности состоит из 50 вопросов и 4 шкал таких как:

  • · Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
  • · Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
  • · Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
  • · Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится .

Готовность к риску (PSK) Шуберт

Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности. Опросник содержит 25 вопросов, 5 категорий ответов, за которые начисляются баллы: "полностью согласен", "полное да" - 2 балла; "больше да, чем нет" - 1 балл; "ни да, ни нет", "нечто среднее" - 0 баллов; "больше нет, чем да" - 1 балл; "полное нет" - 2 балла. Все полученные баллы суммируются .

Обоснование выборки

Выборку исследования составили спортсмены в возрасте от 18 до 30 лет, всего 60 человек. В связи с поставленной гипотезой они были разделены на 2 группы по 30 человек в каждой. В первую группу входят баскетболисты, во вторую спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта, такими как горнолыжный спорт, паркур, рафтинг, маунтинбайк. Учавствовавшие в исследовании спортсмены занимаются спортом от одного года до десяти лет .

Данные виды спорта включены в классификацию Международного Олимпийского Комитета. В ней баскетбол относится к первой группе видов спорта, то есть спорт характеризующийся активной двигательной деятельностью спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Горнолыжный спорт включён в шестую группу. Особенностями этих видов спорта являются сложнокоординационные и разнообразные движения, имеющие высокие требования к способностям и выносливости спортсмена, что в свою очередь является особенностью экстремальных видов спорта. Ещё одной их особенностью является его новизна и молодой возраст спортсменов. По нашему мнению влияние на выбор экстремального вида спорта оказывают такие личностные особенности как: экстраверсия, маскулинность, склонность к риску и уровень стрессоустойчивости .

Ход эксперимента

1 Постановка проблемы исследования.

Проводился анализ актуальности и разработанности различных аспектов психологической действительности, в результате была сформулирована проблема, положенная в основу данного исследования.

2 Обзор литературы. На данном этапе исследования использовался библиографический метод. В ходе использования этого метода производится анализ и систематизация материала, охватывающего предмет исследования данной проблемы.

В последнее время появилось много видов экстремального спорта, что непременно повлекло за собой увлечённость ими молодого поколения. Экстрим привлекает собой количеством получаемого адреналина, разнообразием физической активности, количеством и качеством испытываемых эмоций и многим другим. Многие исследователи заинтересовались данной тематикой и активно проводят исследования, но по сей день слабо разработана теоретическая база. В связи с этим была поставлена задача определить круг особенностей личности влияющих на выбор экстремального спорта.

3 Этап экспериментально-психологического исследования.

Подбор респондентов и последующее деление на группы проводилось в зависимости от вида спорта Так в первую группу респондентов вошли спортсмены занимающиеся баскетболом (30 человек) - данная группа является контрольной (КГ), во вторую группу вошли спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта (30 человек) - данная группа является экспериментальной (ЭГ). Исследование было полностью анонимным и добровольным. Респонденты были осведомлены о цели исследования. В итоге в психодиагностическом эксперименте приняло участие 60 человек.

Процедура исследования:

Респондентам обоих групп был предложен пакет методик включающий методику определения личностной креативности, которая была выбрана для выявления склонности к риску (Р), модифицированный опросник FPI, для определения уровня стрессоустойчивости и маскулинизации-феминизации и методика диагностики склонности к риску (PSK) Шуберта.

Заполнение методик занимало в среднем 30-40 минут.

4 Анализ и интерпретация данных, полученных эмпирическим путем.

По завершению этапа психодиагностики проводилась обработка данных. Полученные данные по методикам Модифицированный опросник FPI, Склонность к риску (PSK) Шуберта, Диагностика креативности личности Е. Е. Туник обрабатывались по стандартным процедурам.

Полученные количественные данные анализировались с помощью следующих инструментов статистического и математического анализа:

  • · T- критерий Стьюдента.
  • · Корреляционный анализ.
  • 5 Подведение итогов исследования.

По итогам проведенного исследования были изложены основные результаты исследования, с учетом степени достижения цели и задач исследования. Также были сделаны выводы по эмпирической части, которые представляют особую ценность и являются ответом на поставленные в исследовании задачи.

Анализ результатов исследования

В исследовании участвовали 2 группы респондентов. В первой группе опрашиваемые занимающиеся баскетболом (n=30), эта группа является контрольной (КГ), во второй спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта (n=30), эта группа является экспериментальной (ЭГ). Выборка составила 60 человек. Исследовались респонденты в возрасте от 18 до 30 лет. В дальнейшем исходный материал обрабатывался с учётом выделенных групп .

Результаты исследования позволили описать влияние особенностей личности на выбор вида спорта .

Данные методики Диагностика личностной креативности Е.Е. Туник

Для того чтобы определить различия в результатах исследования был использован Т-критерий Стьюдента.

Из таблицы 1 видно, что статистически достоверным (р<0,05 ; t=2,124) является различие по шкале склонности к риску, который проявляется в том, что спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта более склонны к отстаиванию своих идеи, не обращая внимания на реакцию других; постановке перед собой высоких целей и к попыткам их осуществить, а так же допускать для себя возможность ошибок и провалов сильнее, нежели спортсмены занимающиеся баскетболом.

Таблица 1 - Средние значения по шкалам методики Диагностика Личностной креативности Е.Е. Туник

Данные личностного опросника FPI

Сравнительный анализ результатов личностного опросника FPI (Таблица 2) показывает, что статистически достоверными являются различия по шкалам «невротичности» (р<0,05 ; t=3,238), «спонтанной агрессивности» (р<0,05 ; t=2,269), «депрессивности» (р<0,05 ; t=2,618), «раздражительности» (р<0,05 ; t=2,832), «застенчивости» (р<0,05 ; t=3,864), «открытости» (р<0,05 ; t=2,197), «эмоциональной лабильности» (р<0,05 ; t=4,654) и «маскулинности - фемининности» (р<0,05 ; t=2,458). Спортсмены из первой группы по сравнению со спортсменами из второй группы показывают более высокую чувствительность, слабый самоконтроль, чуткость, ранимость, отзывчивость, некоторую неуверенность в себе. В свою очередь спортсмены второй группы отличаются ярко выраженной смелостью, предприимчивостью и стремлением к самоуважению .

Таблица 2 - Средние значения по шкалам методики личностного опросника FPI

Группа 1 (n=30)

Группа 2 (n=30)

Невротичность

Спонтанная агрессивность

Депрессивность

Раздражительность

Общительность

Уравновешенность

Реактивная агрессивность

Застенчивость

Открытость

Экстраверсия- Интроверсия

Эмоциональная лабильность

Маскулинность-Фемининность

<0,05 при сравнении групп

Данные методики Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта

При обработке методики Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта, были получены достоверные различия по шкале «склонности к риску» (р<0,05 ; t=2,101), что говорит о высокой готовности к риску сопровождающейся низкой мотивацией к избеганию неудач (Таблица 3).

Таблица 3 - Средние значения по методике Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта

Данные корреляционного анализа показателей шкал методик опросников А.М. Шуберта «Склонность к риску» (PSK), личностного опросника FPI, Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности»

На следующем этапе анализа и интерпретации, полученных данных эмпирического исследования с целью выявления взаимосвязи уровня маскулинности, склонности к риску, экстраверсии и стрессоустойчивости был проведен корреляционный анализ .

Корреляционный анализ данных психодиагностического обследования 1-й группы

Как видно из таблицы 4 достоверно значимой является корреляционная связь (р 0,05) данных по шкале «невротичность» личностного опросника FPI и данных по шкале «воображение» опросника личностной креативности Е.Е. Туник.

Таким образом, баскетболисты при более высоком уровне тревожности склонны замечать необычное в обыденном, к мечтательности, размышлениям.

Так же была обнаружена <0,05) данных по шкале «спонтанная агрессивность» личностного опросника FPI и данных по шкале «любознательность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Для спортсменов - баскетболистов при более низком уровне самоконтроля и импульсивности свойственна любознательность, то есть склонность к изучению нового .

Таблица 4 - Коэффициенты корреляции показателей шкал методик опросников А.М. Шуберта «Склонность к риску» (PSK), личностного опросника FPI, Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности» 1-й группы

Склонность к риску

Любознательность

Сложность

Воображение

Креативность

Склонность к риску

Личностный опросник FPI

Невротичность

Спонтанная агрессивность

Депрессивность

Раздражительность

Общительность

Уравновешенность

Реактивная агрессивность

Застенчивость

Открытость

Экстраверсия-Интроверсия

Эмоциональная лабильность

Маскулинность-Фемининность

*достоверность различий при р <0,05 при сравнении групп

Нами была обнаружена достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) данных по шкале «общительность» личностного опросника FPI и данных по шкалам «склонность к риску», «сложность» и «креативность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Это говорит о том, что спортсмены первой группы ориентированны на познание сложных вещей и если для них что-то покажется важным, они рискнут, при этом мало обращая внимание на мнение окружающих .

Достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) была обнаружена между данными по шкале «реактивная агрессивность» личностного опросника FPI и данными по шкале «любознательность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Таким образом, спортсмены занимающиеся баскетболом отличаются большой любовью к чувственным наслаждениям и удовольствиям, что в сочетании с любознательностью говорит о том, что они склонны пробовать новые способы получения удовлетворения .

Из этого можно сделать вывод, что для спортсменов - баскетболистов более характерна низкая конформность, тяга к наслаждениям и острым ощущениям, открытость к новым социальным контактам, раскованность .

Корреляционный анализ данных психодиагностического обследования 2-й группы

Как видно из таблицы 5 достоверно значимой является корреляционная связь (р 0,05) данных по шкале «невротичность» личностного опросника FPI и данных по шкалам «воображение» и «креативность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Таким образом, спортсмены - экстремалы, так же как и баскетболисты, при более высоком уровне тревожности склонны к мечтательности, размышлениям и замечать необычное в обыденном, но они более творческие натуры .

<0,05) данных по шкале «спонтанная агрессивность» личностного опросника FPI и данных по шкале «склонность к риску» методики склонности к риску (PSK) А.М. Шуберта. То есть, для экстремальщиков низком уровне самоконтроля и импульсивности свойственна склонность к риску, которая сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач .

Таблица 5 - Коэффициенты корреляции показателей шкал методик опросников А.М. Шуберта «Склонность к риску» (PSK), личностного опросника FPI, Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности» 2-й группы

Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности».

Склонность к риску

Любознательность

Сложность

Воображение

Креативность

Склонность к риску

Личностный опросник FPI

Невротичность

Спонтанная агрессивность

Депрессивность

Раздражительность

Общительность

Уравновешенность

Реактивная агрессивность

Застенчивость

Открытость

Экстраверсия-Интроверсия

Эмоциональная лабильность

Маскулинность-Фемининность

*достоверность различий при р <0,05 при сравнении групп

При подсчёте была обнаружена достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) данных по шкале «раздражительность» личностного опросника FPI и данных по шкале «склонность к риску» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Это говорит о том, что спортсмены второй группы при низком уровне контроля за действиями, имеют склонность к рискованным действиям и решениям.

Достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) была обнаружена между данными по шкале «реактивная агрессивность» личностного опросника FPI и данными по шкалам «склонность к риску» и «креативность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Таким образом, спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта отличаются стремлением к немедленному удовлетворению своих желаний, нетерпимостью к контролю их поведения из вне и к постановке перед собой высоких целей .

Так же была обнаружена достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) данных по шкале «эмоциональная лабильность» личностного опросника FPI и данными по шкалам «склонность к риску» и «креативность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Для спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта характерна чувствительность, ранимость, артистичность в сочетании с рискованным поведением и творческим началом .

Достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) была обнаружена между данными по шкале «маскулинность - фемининность» личностного опросника FPI, данными по шкале «креативности» опросника личностной креативности Е.Е. Туник и и данных по шкале «склонность к риску» методики склонности к риску (PSK) А.М. Шуберта. Что говорит о трезвых и реалистичных суждениях спортсменов - экстремальщиков, высокой степени готовности к риску в сочетании с креативным, творческим подходом к выполняемой деятельности .

В ходе проведённого исследования была показана достоверно значимые различия в двух группах респондентов, по таким шкалам как: склонность к риску, невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, застенчивость, открытость, эмоциональная лабильность и маскулинность - фемининность. Это говорит о том, что спортсмены занимающиеся баскетболом показывают более высокую чувствительность, слабый самоконтроль, чуткость, ранимость, отзывчивость, некоторую неуверенность в себе. Также они при более высоком уровне тревожности склонны замечать необычное в обыденном, к мечтательности, размышлениям. Спортсмены первой группы ориентированны на познание сложных вещей и если для них что-то покажется важным, они рискнут, при этом мало обращая внимание на мнение окружающих .

Из этого можно сделать вывод, что для спортсменов - баскетболистов более характерна низкая конформность, тяга к наслаждениям и острым ощущениям, открытость к новым социальным контактам, раскованность

В свою очередь спортсмены второй группы отличаются ярко выраженной смелостью, предприимчивостью и стремлением к самоуважению, они более склонны к отстаиванию своих идеи, не обращая внимания на реакцию других; постановке перед собой высоких целей и к попыткам их осуществить, а так же допускать для себя возможность ошибок и провалов сильнее .

Таким образом, можно сделать вывод, что спортсменам, занимающимся экстремальными видами спорта более характерна склонность к рискованным действиям, трезвость суждений, чувствительность, художественное восприятие окружающего .