Историческое описание нотр дама в париже. Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери. Экстерьер и интерьер

Побродив по кварталу Маре, 1 мая мы направились в колыбель Парижа - остров Сите , чтобы посмотреть одну из главных достопримечательностей Парижа - собор Парижской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame de Paris ).

Именно на острове Сите (Île de la Cité ) зародился Париж. Свыше 2 тыс. лет назад его заселило галльское племя паризиев. Благодаря стратегическому положению острова он оставался центром всех городов, которые воздвигались здесь при римлянах, франках, Капетингах. В результате градостроительных преобразований барона Османа облик острова Сите изменился почти до неузнаваемости. Сохранились, однако, такие значительные средневековые постройки, как собор Парижской Богоматери , Сен-Шапель и Консьержери.

Сначала мы очень мило посидели в сквере Иоанна XXIII (Square Jean XXIII ) на берегу Сены, позади собора Нотр-Дам. Несмотря на обилие народа, здесь было довольно спокойно и уютно, очень зелено и приятно. Из этого сквера открывается великолепный вид на собор и его скульптурные композиции, а также поддерживающие крышу и стены Нотр-Дама контрфорсы. В XVII веке здесь находилась резиденция архиепископа, однако в 1831 году архиепископский дворец был разграблен и осквернен революционерами, а позже разрушен. Потом этот пустырь купил парижский префект граф Рамбюто (Comte de Rambuteau ), он же в 1844 году разбил здесь чудесный сад. С 1845 года садик украшает псевдоготический фонтан Девы или архиепископский фонтан (la fontaine de la Vierge или la fontaine de l"Archevêché ), созданный по проекту архитектора Альфонса Вигурё (Alphonse Vigoureux ). Фигура Богоматери с младенцем выполнена скульптором Луи Мерльё (Louis Merlieux ). На постаменте, где она стоит, можно заметить фигуры 12 апостолов (по четыре на каждой из трех граней), а в самой нижней части фонтана - фигуры трех архангелов (из их ног, собственно, и льется вода). Сам сквер назван в честь одного из самых популярных пап XX века - Иоанна XXIII , который был римским папой в 1958-1963 гг.

Вид на фонтан Девы и собор Парижской Богоматери из сквера Иоанна XXIII:

Посидев в скверике Иоанна, мы отправились к главному входу в собор. Очередь - на всю площадь! Но, к счастью, двигалась довольно бодро. Внутри собора, соответственно, тоже народу предостаточно. Спасает то, что все двигаются организованно, против часовой стрелки: от западной стороны собора к южной и затем, через алтарную (восточную) часть, к северной.

Рядом с собором находится статуя Карла Великого, который объединил христианские народы Запада. В 768 году Карл стал королем, а в 800 году - императором.

История собора Нотр-Дам-де-Пари

История собора Нотр-Дам-де-Пари на острове Сите довольно любопытна. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) был построен на месте развалин римского храма. Первый камень в его основание заложил папа Александр III в 1163 году (по другим сведениям, это был епископ Морис де Сюлли). Работы над строительством огромного собора были завершены лишь к 1330 году. При размерах 130 м в длину и 35 м в высоту (не считая сводов) Нотр-Дам-де-Пари далеко превосходил по масштабам большинство других готических соборов. Для реализации проекта даже пришлось изменить планы застройки целого района!

В 1793 году революционеры превратили собор в «храм разума» и ограбили (Робеспьер приказал обезглавить «каменных королей, украшающих церкви»), в 1795-1802 гг. он был закрыт и даже служил винным складом. В 1804 году здесь состоялась коронация Наполеона (именно при Наполеоне Нотр-Дам был возвращен церкви и вновь освящен). В 1944 году в Нотр-Даме прошла церемония по случаю освобождения Парижа, а в 1977 году - похороны генерала де Голля.

В 1841 году начались работы по полной реставрации Нотр-Дама под руководством известного архитектора и реставратора Виолле-ле-Дюка (Viollet-le-Duc ) (он же, кстати сказать, занимался реставрацией Сент-Шапель). Работы по восстановлению здания и реставрации скульптур, замене разбитых статуй и сооружению 90-метрового шпиля, спроектированного Виолле-ле-Дюком вместо разобранного в 1786 году, велись 23 года.

Собор Нотр-Дам-де-Пари: интересные факты

У основания шпиля собора Нотр-Дам установлены фигуры 12 апостолов , спускающихся вниз. Каждая группа состоит из трех апостолов, и каждую сопровождает крылатое существо, символизирующее одного из четырех евангелистов (ангел, лев, телец и орел). Взгляды всех апостолов направлены вниз, в сторону города, и лишь один апостол, св. Фома, смотрит на собор : он обернулся, чтобы в последний раз взглянуть на свое творение. Дело в том, что, по замыслу Виолле-ле-Дюка, фигура этого апостола (покровителя архитекторов) олицетворяет его самого, его профессию; это своеобразная подпись мастера (неслучайно в руках у этого апостола линейка).

Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари

Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора (в средние века химер на Нотр-Даме не было). Знаменитые химеры прячутся на верхней площадке у подножия башен.

Гаргульи парижского Нотр-Дама относятся к средним векам, а точнее к XIII веку, и известны не менее, чем химеры. Самые красивые гаргульи, как считается, находятся на уровне больших аркбутанов хора (они более вытянутые и, если можно так выразиться, стройные, чем их чуть более молодые сестры (в районе 1225 против 1240 года)). Благодаря прочному известняку (лиесу ), добываемому в бассейне Сены, чудовища хорошо сохранились. К тому же, помимо идеального строительного материала, стоит отметить, что Париж эпохи средневековья был большим городом, куда стекались работать множества замечательных мастеров и, в частности, скульпторов. Вот фотографии нескольких гаргулий, сделанные нами во время этой поездки (точно не знаю, с какой части фасада сделаны эти снимки):

Строго говоря, гаргульи (иногда встречается написание горгульи ) - это вовсе не то же самое, что химеры. Хотя их часто путают. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Впечатляющие ливневые массы могут извергаться из их пастей далеко за пределы собора, так что гаргульи, по сути, защищают стены храма от повреждений, а фундамент здания - от разрушения.

Что же касается химер , установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими звериными атрибутами. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, - чисто декоративная.

На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chimères ). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. В средние века этих скульптурных элементов на соборе не существовало: их, как говорилось выше, решил ввести Виолле-ле-Дюк , чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома (). Виолле-ле-Дюк и его команда не побоялись нового и доказали, что собор Парижской Богоматери - это не музей и не застывший памятник прошлого, а живой храм, который развивается и дополняется новым декором.

Наиболее известная химера Нотр-Дама - это Стрикс (la Stryge ) (от греч. strigx , то есть «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком. Уже римляне опасались этих зловредных ночных духов, напоминающих вампиров. Химера-стрикс прославилась благодаря офортам французского гравёра Шарля Мериона (Charles Meryon ) (1821-1868) с видами Парижа. Вот эта знаменитая гравюра 1853 года:

Чтобы попасть на галерею химер, нужно пройти 387 ступеней северной башни, и тогда открывается прекрасная панорама города и можно сделать отличные снимки знаменитых чудовищ, взирающих на расстилающийся внизу Париж и будто насмехающихся над всеми мерзостями и безобразиями, которые происходят на земле. Мы, правда, подниматься на башню не стали, уже не помню точно, почему. Наверное, из-за очереди...

Порталы главного фасада Нотр-Дам-де-Пари: внешний вид собора

Общий вид собора:

Парижский Нотр-Дам представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами. Готические соборы с двойными боковыми нефами строились довольно редко, что ставит собор в привилегированное положение. Двойные нефы разделены пополам продольными рядами гигантских колонн.

Три портала главного (западного) фасада собора:

Три портала главного (западного) фасада собора (центральный западный (Страшного суда), северный (слева) портал Девы Марии и южный (справа) портал Св. Анны, матери Марии) украшены великолепными скульптурами. Насколько я помню, весь народ впускали как раз через дверь правого портала, то есть портала Св. Анны, что вполне логично, учитывая направление осмотра.

По обеим сторонам от западного окна-розы (1225 году) на главном фасаде тянется галерея Царей. В галерее Царей (La galerie des rois ) представлены 28 фигур библейских (иудейских) царей, предков Христа. В 1793 году фигуры были обезглавлены революционерами, так что нынешние головы - дело рук реставраторов XIX века, работавших под руководством Виолле-ле-Дюка (правда, в 1977 году во время строительных работ в 9-м округе Парижа, на улице Шоссе д"Антен, удалось найти 21 из 28 голов царей, сейчас они выставлены в средневековом музее Клюни (musée de Cluny ); хотя и покалеченные, они сохранили некоторые следы былой полихромности: красный оттенок губ, розовые щеки, черные брови и т.п.). Высота каждой фигуры - свыше трех с половиной метров. Створки ворот собора украшены прекрасным узором из кованого железа.

Нижняя западного фасада с галереей королей (фрагмент):

Над Галереей царей расположена знаменитая розетка западного фасада с так называемым балконом Девы (Le balcon de la Vierge ). Статуя Девы Марии с младенцем в окружении двух ангелов была выполнена в XIX веке под руководством Виолле-ле-Дюка, взамен оригинальной средневековой фигуры, сильно пострадавшей от времени и климатических воздействий.

По обеим сторонам от розетки (соответственно, над порталом Девы и порталом Св. Анны, на уровне галереи (балкона) Девы) установлены скульптуры Адама и Евы . Эти скульптуры вызывают серьезную полемику искусствоведов; многие считают их появление на фасаде принципиальной ошибкой Виолле-ле-Дюка. В древности эту часть собора украшала только скульптура Девы Марии.

Над центральным порталом западного фасада собора помещено изображение Страшного суда (Portail du Jugement dernier ). Этот портал с поразительным скульптурным оформлением относится к XIII веку (1220-1230 гг.). Портал представляет Страшный суд так, как он описан в Евангелии от Матфея. В центре, на междуоконном столбе (trumeau ), разделяющем двери центрального портала на две половины, располагается большая статуя Иисуса Хриса, Благого Господа (Le Beau-Dieu ) с Книгой Жизни (на постаменте, где он стоит, изображены фигуры, олицетворяющие свободные искусства). Эта фигура Христа считается самым знаменитым творением французского скульптора XIX века Жоффруа-Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume ) (она была создана по рисунку Виолле-ле-Дюка).

Центральный портал (портал Страшного суда) западного фасада собора:

По сторонам от Христа, на откосах стен портала, в проемах (ébrasements ) помещены статуи двенадцати апостолов , по шесть с каждой стороны: на левом опорном столбе Варфоломей, Симон, Иаков Алфеев (Младший), Андрей, Иоанн и Пётр, на правом - Павел, Икаков Зеведеев (Старший), Фома, Филипп, Иуда Фаддей и Матфей. Апостолы обращены к Христу, проповедующему на центральной колонне. Статуи апостолов были уничтожены революционерами в 1793 году и впоследствии воссозданы Виолле-ле-Дюком, который вернул главному фасаду собора первоначальный облик.

У ног апостолов, на цоколе портала , в своеобразных «медальонах» представлены добродетели и противоположные им пороки. Например, овечка изображает кротость, доспехи - силу. А скажем, такой грех, как непостоянство, олицетворяет монах, забрасывающий свою рясу в кусты крапивы. Этим барельефам почти 800 лет. Тема добродетелей и пороков также обыгрывается в мотивах западной розетки.

Также на откосах стен портала, только ближе ко входу, на косяках роскошной двери, расположены десять фигур дев , по пять с каждой стороны. Символика этой части портала такова: не стоит отчаиваться, нужно просто бодрствовать и поддерживать огонь в своей лампе, как это делают мудрые девы , изображенные на левом опорном столбе (со стороны Рая). С противоположной стороны мы видим дев неразумных , у которых больше не осталось масла в светильниках, а ламповым маслом они не запаслись, когда вышли навстречу жениху. Имеется в виду притча о десяти девах , которая приводится в Евангелии от Матфея. Скульптуры дев также были воссозданы в XIX веке.

На нижней перемычке (по французски называемой linteau ) изображены мертвецы, вставшие из могил . Их разбудили два ангела с трубами (стоят по обеим сторонам). Среди мертвецов - один король, один папа, воины, женщины и даже один африканец (что символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества).

Из первых двух архивольтов, обрамляющих тимпан, за воскресением мертвых наблюдают ангелы. Каждый по-своему выражает удивление этим зрелищем: во всей композиции не найдется двух одинаковых жестов или поз. Некоторые фигуры ангелов сохранили следы былой раскраски, эту средневековую полихромность (на следующей фотографии обратите внимание на складки драпировки и крылья):

Уровнем выше, на верхней перемычке изображен архангел Михаил , который взвешивает души умерших на весах правосудия, определяя избранных в Рай (левая сторона, то есть по правую руку от Христа). Два дьявола, большой и маленький, пытаются перетянуть одну чашу весов на свою сторону. Другие черти, такие же уродливые и рогатые, уводят грешников на цепи в ад. На лицах грешников отражены страх и отчаяние. Обе перемычки были реконструированы в XIX веке.

Сцена взвешивания душ и черти, которые утаскивают грешников в ад, - рельеф на верхней перемычке (виден также фрагмент нижней перемычкой с ангелом, возвещающим начало Страшного суда) (кстати, на этой фотографии достаточно четко видна граница, отделяющая старинные скульптуры XIII века (справа) от созданных в XIX веке (слева)):

Сцену взвешивания душ венчает небольшая арка, на которой покоятся ноги Христа. Грешник, не успевший покаяться, получает заслуженную кару: как показано в правом углу первого архивольта, он летит вниз головой прямо в ад. Но те, кто исповедовал веру Христа, могут присоединиться к блаженным душам в «лоне Авраамовом», на которое указывает ангел в левом углу первого архивольта.

На верхнем надвратном тимпане восседает Христос на престоле судии. Он поднимает руки, демонстрируя свои раны. Тимпан относится к 1210 году. Два ангела по бокам от Христа несут орудия его мучений: тот, что слева, держит копье и гвозди от креста, а тот, что справа, - собственно крест. По углам тимпана, по сторонам от ангелов, мы видим Марию (слева, то есть по правую руку от Христа) и евангелиста Иоанна (справа, по левую руку Христа). Эти фигуры в коленопреклоненных позах молятся за милосердие к роду человеческому.

Христос, восседающий на троне в день Страшного суда, - рельеф на верхнем тимпане:

На охватывающих тимпан изгибах свода (voussures ) - архивольтах портала - мы видим святых и праведников (ангелы, патриархи, пророки, отцы Церкви, мученики и девы), это так называемый cour céleste , то есть собственно обитатели Рая.

Интересно, например, изображение Авраама, который держит души праведников на полотнище, лежащем у него на руках. Это символ Рая, то самое «лоно Авраамово» (видите, на Авраама указывает ангел, а уровнем выше, над фигурой, расположенной слева от Авраама, сидит Моисей со скрижалями в руках).

Аду и его обитателям отведено совсем немного места (справа от зрителя). Но зато до чего колоритные, смачные фигуры! Обратите внимание, в частности, на фигуру пузатого упитанного дьявола в короне, который попирает трех грешников: богача, епископа и короля.

Другие изображения адских мучений и рыцарей Апокалипсиса в этой части портала:

Изображения на архивольтах относятся к XIII веку, как и верхняя часть портала (тимпан). Что касается остального скульптурного оформления портала, то оно было воссоздано в XIX веке усилиями Виолле-ле-Дюка. В то же время всеми признается необычайное качество проведенных реставрационных работ: элементы XIII века практически невозможно отличить от воссозданных Виолле-ле-Дюком и его помощниками, настолько уважительно и бережно они отнеслись к той эпохе, настолько прониклись ее духом.

Интерьер Нотр-Дам-де-Пари: внутри собора

1. Общие виды

Внутреннее убранство Нотр-Дам-де-Пари великолепно. Огромное величественное пространство с прекрасными работами знаменитых скульпторов. Алтарная преграда выполнена Жаном Рави (Jean Ravy ), «Пьету» создал Николя Кусту (Nicolas Coustou ), а статую Людовика XIV - Антуан Куазевокс (Antoine Coysevox ). На экскурсию по Нотр-Даму можно с легкостью потратить час или даже больше, даже если ты осматриваешь собор самостоятельно, без помощи прфессионального экскурсовода.

Внутренний вид собора: высокий неф, хоры и главный алтарь (вид из нефа в сторону алтарной части):

Расположение нефа на плане собора:

Вид на противоположную, западную сторону, где расположено западное окно-роза и большой орган Нотр-Дама:

Западное окно-роза (La rosace ouest ) (ок. 1220 г.) с фигурой Богоматери, которую оттеняют яркие витражи, - это центральный витраж Нотр-Дама . Он кажется огромным, но на самом деле самый маленький из трех розеток собора (витраж имеет 9,6 метров в диаметре). В центре - фигура Богоматери, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи, а также пророки. Витраж был практически полностью переделан Виолле-ле-Дюком в XIX веке. Полностью рассмотреть этот витраж сейчас практически невозможно из-за органа, но это не беда: не менее прекрасными южным и северным окном-розой можно любоваться беспрепятственно.

2. Трансепт: витражи-розетки и статуя Парижской Богоматери

В этой части собора можно полюбоваться южным и северным окном-розой, а также скульптурой Парижской Богоматери с младенцем.

Расположение трансепта (поперечного нефа) на плане Нотр-Дама:

Южное окно-роза (справа, если смотреть со стороны входа, т.е. с запада) (La Rose Sud или Rose du Midi ) - огромный витраж на южном фасаде трансепта , его диаметр составляет 13 м. Часть этого витража XIII в. сохранилась в первозданном виде. Южная розетка была установлена приблизительно в 1260 году. Общее число витражных фрагментов розы: 84; розетка состоит из четырех концентрических кругов (12 медальонов, 24 медальона, затем 4-дольные и 3-дольные панели). Некоторые части розетки были заменены во время реставрации сначала в XVIII, а затем и в XIX веке. Сейчас многие витражи розетки находятся не на своих местах, и не всегда возможно определить, какая сцена первоначально занимала тот или иной участок композиции. Интересно, что во время реставрации, проводившейся в XIX веке, Виолле-ле-Дюк повернул розетку на 15 градусов, чтобы укрепить ее на прочной вертикальной оси (считается, что это несколько смазало первоначальное впечатление вращения, сохранившееся у северной розетки). Витраж изображает Христа в окружении апостолов, а также почитаемых во Франции святых, мучеников, мудрых дев...

В четвертом круге витражей изображены двадцать ангелов со свечами, венками и кадильницами, а также сцены Нового и Ветхого Завета (в третьем и четвертом круге): бегство в Египет, исцеление паралитика, суд Соломона, Благовещение... В третьем круге последовательно представлено девять прекрасно сохранившихся сцен из жизни святого Матфея. Происхождение их неизвестно, однако эксперты единогласно датируют их последней четвертью XII века. Два нижних угловых витража (écoinçons ) изображают, соответственно, Сошествие в ад (причем сверху изображены Моисей и Аарон, а снизу искушение Адама и Евы) (с восточной стороны) и Воскресение Христа (с западной стороны) (сверху изображены святая Магдалина и святой Иоанн, а снизу святые Петр и Павел).

Витраж в центральном медальоне розетки не сохранился, и Виолле-ле-Дюк решил заменить его образом Второго пришествия Христа: меч, исходящий из уст Спасителя, символизирует Слово Божие, которое отделяет истину ото лжи. Вокруг изображены символы четырех евангелистов: ангел, орел, телец и лев, а у ног Христа - Книга Жизни и Агнец.

Розетка покоится на поясе витражных просветов (claire-voie ) - шестнадцать высоких стрельчатых витражных окон-«ланцетов », в сумме с которыми высота витража достигает 19 метров. Все эти узкие витражи, изображающие пророков, были созданы в XIX веке (1861) художником Альфредом Жерентом (или, на английский манер, Джерентом) (Alfred Gérente ) под руководством Виолле-ле-Дюка. По образцу Шартрского собора, в центре представлены четыре великих библейских пророка (Исаия, Иеремия, Даниил и Иезекииль), которые на своих плечах несут четырех евангелистов (Матфей, Марк, Лук и Иоанн), что символизирует связь Ветхого и Нового Завета.

У юго-восточного столба трансепта стоит Богоматерь с младенцем . Эту статую, привезенную в XIV в. из часовни Сент-Эньян (chapelle Saint-Aignan ), называют Парижской Богоматерью . Из этой части алтаря исходил невероятный запах лилий, я всё никак не могла понять, что это такое. Оказалось, что статуя Парижской Богоматери оформлена большим количеством свежих белых лилий!

Огибаем алтарную часть и идем по левой стороне. Здесь можно полюбоваться северным окном-розой (ок. 1250 г.). Это витраж XIII в., расположенный на высоте 21 метра (диаметр, как и у южного витража, составляет 13 метров). Витраж изображает Богоматерь в окружении персонажей Ветхого Завета. Это истинный шедевр высокой (зрелой) готики. В отличие от розетки в южной части трансепта, этот витраж сохранился практически в первозданном виде с XIII века.

Композиция северной розетки очень динамична, здесь нет строго вертикальных или горизонтальных элементов, чем создается образ как будто вращающегося колеса. Этот витраж посвящен Ветхому Завету. Преобладание лиловых и фиолетовых оттенков символизирует долгую ночь в ожидании Мессии. В центре изображены Богоматерь с младенцем, в медальонах вокруг - судьи, пророки, короли и жрецы.

3. Алтарная перегородка

Здесь начинаются прекраснейшие резные сцены из камня. Это алтарная преграда (La clôture du chœur ). В XIV в. Жан Рави (Jean Ravy ) (вероятнее всего, это был он, хотя точно не известно) вырезал из камня высокую перегородку, отделяющую клирос (хоры) от нефа. В середине XIX в. она была отреставрирована Виолле-ле-Дюком. Преграда изображает последовательную серию скульптурных сцен из Евангелия . Все они полихромные. Цвета были также подновлены командой Виолле-ле-Дюка.

Расположение хора (алтарной преграды и алтаря, до апсиды) на плане собора:

Южная часть преграды датируется началом XIV века и состоит из девяти сцен, изображающих явления Иисуса после Воскресения. В отличие от сцен северной преграды, они отчетливо отделены друг от друга столбиками.

« Явление Христа Марии Магдалине » :

« Явление Христа женам-мироносицам » :

Далее следуют сцены: « Явление Христа апостолам Петру и Иоанну » ; « Явление Христа ученикам по дороге в Эммаусе » ; « Явление Христа одиннадцати апостолам на вечери (без Фомы) » ; « Явление Христа апостолу Фоме » ; « Явление Христа ученикам на Тивериадском озере » (три последние сцены частично видны на следующей фотографии):

Две заключительные сцены: « Явление Христа одиннадцати апостолам на горе в Галилее » и «Явление Христа апостолам в вечер воскресения, в Иерусалиме » (последнее явление Христа, заключившееся вознесением Его на небо):

Северная часть преграды относится к последней трети XIII века. Здесь насчитывается 14 сцен, изображающих рождение и жизнь Иисуса до последних дней (не считая страстных событий, которые произошли после Тайной вечери: ареста, суда, бичевания и казни). Сцены следуют одна за другой, не прерываясь, и образуют единое пространство.

«Посещение святой Елизаветы» (Встреча Девы Марии и праведной Елизаветы);« Рождество Христово и б лаговестие пастухам ; « Поклонение волхвов » :

Потом идут сцены «Сретение Господне » (встреча в Иерусалимском Храме младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном); «Христос среди мудрецов в Храме » («Отрок Христос среди учителей иудейских » - посещение 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма); «Крещение Господне » и «Брак в Кане Галилейской »:

Завершается цикл сценами «Вход Господень в Иерусалим » (Пальмовое или Вербное воскресенье); «Тайная вечеря »; « Омовение ног ученикам » (совершенное Иисусом перед Тайной вечерей) и «Гефсиманский сад » (Моление о чаше):

4. Алтарная часть, хор

В глубине центрального нефа находится алтарь. В алтарной части, позади алтаря стоит знаменитая «Пьета» - скульптура Николя Кусту (Nicolas Coustou ) на резном цоколе, выполненном Франсуа Жирардоном.

По обеим сторонам от «Пьеты» установлены статуи двух королей: Людовика XIII работы того же Николя Кусту (Nicolas Coustou ) (справа) и Людовика XIV Антуана Куазевокса (Antoine Coysevox ) (слева). Ансамбль окружают шесть бронзовых ангелов с орудиями Страстей Христовых: терновым венцом, гвоздями, смоченной в уксусе губкой, табличкой INRI («Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), бичом и пикой.

После многих лет бесплодного брака Людовик XIII дал обет украсить собор Парижской Богоматери, если небо пошлет ему наследника. Будущий Людовик XIV родился в 1638 году, но выполнение обета заняло 60 лет. На хорах (с двух сторон) сохранились резные панели начала XVIII века (Les stalles en bois sculpté , то есть деревянные резные скамьи хора ), изображающие сцены из жизни Марии, они как раз выполнены во исполнение обета Людовика XIII.

Витражи хора (алтарной части ) . За алтарем на большой высоте расположены высокие стрельчатые окна с цветными витражами XIX века (первоначальные витражи XIII века утрачены):

5. Капеллы

Стоит также упомянуть многочисленные боковые (северные и южные) капеллы собора Нотр-Дам-де-Пари . Они посвящены различным святым, украшены великолепными статуями и витражами, в них расположены надгробия, мавзолеи и надгробные монументы типа жизан (gisant ) известных религиозных деятелей и других выдающихся людей.

В кольцевом обходе, окружающем хоры (эту галерею называют деамбулаторием - déambulatoire ) также расположены прекрасные капеллы. Пять из них окружают непосредственно алтарный выступ - апсиду и как бы лучами расходятся от нее (такие капеллы так и называются: апсидные или радиальные - chapelles absidiales или chapelles rayonnantes ). Это так называемый венец капелл .

Расположение венца капелл на плане собора:

У восточной стены первой апсидной капеллы - капеллы Святого Гийома (Вильгельма) - расположен мавзолей графа Анри Клода д"Аркура (Henri-Claude d"Harcourt ) (1704-1769), генерал-лейтенанта королевской армии. Надгробие из белого мрамора было выполнено в 1776 году Жаном-Батистом Пигалем (Jean-Baptiste Pigalle ) (1714-1785). В 1771 году Пигалем и супругой графа (скончавшейся в 1780 году и похороненной в этой же капелле) был подписан контракт, устанавливающий скульптурные детали и символику композиции, названной «Воссоединение супругов».

Композиция изображает почившего графа, который, завидев свою супругу, приподнимается из могилы, освобождается от савана, простирает руки навстречу жене, и вот снова горит факел Гименея. За спиной почившего графа стоит Смерть с песочными часами, показывающая графине, что настал ее час. Сама графиня изображена в коленопреклоненной позе у подножия саркофага и всем своим видом выражает нетерпеливое желание поскорее воссоединиться с дражайшим супругом. И тогда ангел-хранитель вновь потушит факел.

Расположение капеллы Святого Гийома на плане Нотр-Дама:

А вот, например, убранство красивейшей капеллы Святого Причастия (chapelle du Saint-Sacrement ) (1296), расположенной в конце нефа по центру этих пяти капелл (так называемая осевая капелла ):

Витражи, статуи, полихромные узорчатые своды со звездами...

Эта капелла предназначена для тихой уединенной молитвы (насколько это возможно при таком скоплении народа). Ее также иногда называют Капеллой Девы Марии или Богоматери Семи Скорбей (Chapelle de la Vierge или Chapelle de Notre-Dame-des-Sept-Douleurs ).

Один из витражей капеллы Святого Причастия изображает бегство в Египет:

Еще витражи этой капеллы:

Расположение капеллы на плане Нотр-Дама:

Вот еще один прекрасный витраж - витраж одной из боковых капелл южной стороны (шестая с правой стороны от входа), капеллы Святой Анны (Chapelle Sainte-Anne ):

В этой же капелле находится картина французского художника XVII века Лорана де ла Ира (Laurent de La Hyre ) «Обращение Савла (апостола Павла)».

Расположение капеллы Св. Анны на плане Нотр-Дама:

А еще в одной из капелл мы обнаружили исторический макет, изображающий ход строительства собора Парижской Богоматери:

После экскурсии по собору Нотр-Дам мы вернулись в квартал Маре: пошли отдохнуть на площадь возле парижской Ратуши (Отель-де-Виль ).

Высота собора – 35 м, длина – 130 м, ширина – 48 м, высота колоколен – 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне – 13 тонн, его языка – 500 кг.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали – на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Собственность

Подобно другим значимым объектам религиозного наследия Франции, собор находится в государственной собственности, а католическая церковь имеет право вечного безвозмездного пользования с 1905 года, когда закон о разделении церкви и государства сделал это, по сути, исключение из своей же статьи 2, которая запрещает субсидирование религии (статья 19 закона утверждает, что «расходы на поддержание памятников не являются субсидиями»). Этот же закон установил право публики на свободное посещение зданий, перечисленных в списке.

Богослужения и церковный статус

Нотр-Дам-де-Пари служит кафедральным собором архиепархии Парижа, здесь находится кафедра парижского архиепископа (с 2005 года пост занимает Андре Вен-Труа). В торжественных случаях парижский архиепископ возглавляет литургические службы в соборе. Священник, ответственный за богослужебную деятельность в соборе, назначается архиепархией и носит титул ректора собора (фр. «recteur-archiprêtre»). С 2016 года этот пост занимает Патрик Шове. Собор Парижской Богоматери – один из пяти храмов Парижа, носящий почётный титул малой базилики.

Богослужения в соборе совершаются регулярно, в будние дни и в субботу ежедневно проходят четыре мессы и служба вечерни (Vesperae), в воскресенье – пять месс, утреня (Laudes) и вечерня. Часть из них проходит на главном алтаре собора, часть в капеллах. Вечерняя воскресная месса проходит на главном алтаре и, как правило, возглавляется архиепископом.

Особенности Собора Парижской Богоматери

Собор поражает своими данными, которые завораживают и ввергают в оцепенение любого туриста.

Вы можете представить себе такие цифры :

  • высота здания – 35 м;
  • длина Собора – 130 м;
  • ширина храма составляет 48 м;
  • высота колоколен – 69 м;
  • вес колокола Эммануэль – 13 тонн;
  • вес его языка – 500 кг.

Удивляет и необычная архитектура Собора, отличительной чертой которой является некоторая двойственность:

  • здесь присутствуют элементы романского стиля из Нормандии: мощь и сила;
  • и здесь же использованы новаторские достижения готического стиля, которые дарят зданию лёгкость и некоторую воздушность.

На верхней части Собора можно увидеть страшные изображения гаргулий и химер, которые своими мордами навевают мистический ужас.

А что внутри?

Собор парижской Богоматери внутри интересен не меньше, чем снаружи. Только здесь вы сможете увидеть такие реликвии, как:

  • Терновый венец Иисуса Христа;
  • самый большой орган, имеющий 111 регистров и около 8000 труб;
  • картины и скульптуры разных художников, хранящиеся в часовне и преподносимые в дар Собору ежегодно;
  • паникадило Собора, выполненное из посеребренной бронзы по проекту Виолле-ле-Дюка.

По Собору можно ходить часами, разглядывая мастерски выполненные скульптуры мрачного средневековья и вспоминая одноимённый роман великого Виктора Гюго.

Быть в Париже и не увидеть Собор Парижской Богоматери – это всё равно, что вовсе не быть в Париже. Этот памятник венчает лучшие достопримечательности Парижа и оставляет в сердце каждого туриста неизгладимые впечатления.

История строительства

Все достопримечательности Парижа имеют свою неповторимую и уникальную историю, но ни одна из них не овеяна такими тайнами и легендами, как Нотр-Дам-де-Пари. Монументальное здание украшает собой восточную часть острова Сите. В древности на этом месте стоял галло-римский храм Юпитера, который снесли и поставили вместо него первый христианский храм Парижа – базилику Святого Стефана. И только с 1163 по 1345 года здесь начали возводить Собор Парижской Богоматери. Во времена Великой Французской революции Собор был провозглашён Храмом Разума.

Строительство данного собора началось еще в 1160 году под покровительством архиепископа Парижа Мориса де Сюлли, а завершилось приблизительно в 1345 году. Семинарии Нотр-Дама фактически стали сосредоточением духовной власти, в период ХIII-ХIV столетия. Из их стен вышло шесть епископов, однако впоследствии собор частично утратил свое превосходство, уступив олимп первенства таким епархиям, как соборы в Реймсе и Сен-Дени.

Проходили столетия, и собор постепенно приходил в упадок. Особенно большой ущерб был нанесен ему во времена Французской революции, когда наиболее яростные приверженцы революционной идеи принялись разрушать статуи иудейских царей на западном фасаде собора, приняв их по невежеству и необразованности за французских монархов.

Значимость собора немного возросла после того, как в 1804 году Наполеон Бонапарт короновался здесь как император, однако к этому времени стены собора настолько обветшали, что для создания величественной обстановки коронации их пришлось даже задрапировать.

Долгожданная реставрация собора Парижской Богоматери началась лишь в 20-х годах XIX столетия во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание широких кругов общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описал плачевное состояние собора.

Виктор Гюго, как и другие писатели романтического жанра, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Реставрация собора была поручена архитектору Виолле-ле-Дюку, который провел весьма объёмные и тщательные восстановительные работы, по мнению некоторых специалистов, даже через чур тщательные.

Была восстановлена большая часть утраченных статуй фасада (их оригиналы ныне хранятся в Национальном музее Средневековья), добавлен шпиль, а также установлены мрачные горгульи (рыльца водосточных труб в виде фантастических фигур).

Их вы сможете увидеть с близкого расстояния, если отважитесь подняться на башни собора (время посещения ежедневно, апрель-сентябрь, понедельник-четверг с 9.00 до 19.30, пятница-воскресенье 9.00-21.00; октябрь-март, 10.00-17.00; стоимость 7 евро). К началу нового тысячелетия фасад собора качественно отмыли, удалив с него глубоко въевшуюся грязь, после чего стала отчетливо видна изумительная по своей красоте резьба на порталах собора.

Экстерьер и интерьер

Внешнее убранство собора

Находясь рядом, хочется рассмотреть его во всех деталях, не уставая удивляться мастерству зодчих, сумевших добиться потрясающего результата в гармонии образов и законченности форм.

Основной вход имеет трое стрельчатых ворот, иллюстрированных экспозициями из Евангелия. Центральный рассказывает историю Страшного суда с главным судьей – Иисусом Христом. По бокам арки выстроились по семь изваяний, внизу – восставшие из своих усыпальниц мертвецы, разбуженные горнами ангелов.

Среди разбуженных мертвых можно рассмотреть женщин, воинов, одного папу и короля. Такая разношерстная компания дает понять, что все мы, независимо от статуса, предстанем перед высшим правосудием, и одинаково ответим за свои земные деяния.

Правый вход украшен статуей Пресвятой Девы с младенцем, а левый отдан Богородице и включает изображения символов зодиака, а также сцену, когда на голову Девы Марии надевают корону. Сразу над тремя порталами находятся 28 венценосных статуй – тех самых королей, которые были свергнуты со своих пьедесталов во время революции, и которых позже восстановил Виолле-де-Дюк.

Выше расцвела большая западная роза ветров. Она единственная, сохранившая частичную аутентичность. В ней два круга с лепестками-витражами (в малом 12 лепестков, большом – 24), заключенные в квадрат, что символизирует единство божественной бесконечности и материального мира людей.

Впервые соборная роза была украшена витражами в 1230 г., а рассказывают они о вечной борьбе между пороками и добродетелью. Еще в нее включены символы зодиака и сцены работы крестьян, а в центре расположена фигура Богоматери с младенцем. Помимо центральной розы, диаметром 9,5 м, другие две по 13 м украшают фасады с юга и севера, считаясь самыми большими в Европе.

Присмотревшись к башням у главного входа, вы заметите, что северная, которая стоит ближе к Сене, выглядит массивнее своей южной соседки. Это потому, что только на ней до XV столетия звонили колокола. Если главный набат подает голос в редких случаях, то остальные оповещают время в 8 и 19 часов.

Каждый колокол имеет индивидуальность, отличаясь собственным именем, тональностью и весом. «Анжелик Франсуаза» – дама тяжеловесная, в 1765 кг и голоском до-диез. Менее фактурная, но тоже внушающая уважение – «Антуанетта Шарлотта» в 1158 кг, звучащая в ре-диез. За ней идет «Гиацинт Жанна», вес которой всего 813 кг, а поет она нотой фа. И, наконец, самый миниатюрный колокол – «Дэнис David», не превышающий вес 670 кг и подпевающий в перезвоне, как фа-диез.

Внутри святая святых

О роскошном внутреннем убранстве храма можно говорить часами, но куда приятнее окунуться в это великолепие лично. Предвкушая осмотр достопримечательности, взгляните на Собор Парижской Богоматери фото, и ощутите его торжественность атмосферы.

Нельзя не упомянуть о впечатлении, когда зал купается в дневных лучах солнца, преломленных сквозь многочисленные витражи, отчего освещение выглядит футуристическим, волшебным, неземным и таинственным, играющим разноцветными бликами.

Всего в соборе 110 окон, и все застеклены витражами с темой на библейские темы. Правда далеко не многие уцелели, поскольку беспощадное время и люди большинство из них уничтожили в разное время, и на их место были установлены копии еще в середине XIX столетия.

Однако некоторым стеклянным панно удалось дожить до наших дней. Они уникальны тем, что из-за несовершенства технологии изготовления стекла того времени выглядят более массивными, неравномерными, и в них присутствуют случайные вкрапления и шарики воздуха. Но даже эти изъяны прежние мастера сумели превратить в достоинства, заставив картины в этих местах искриться, играть переливами света и краски.

Внутри храма розы ветров смотрятся еще удивительней, и даже таинственно, благодаря проникающему сквозь их витражи свету. Нижнюю часть центрального цветка перекрывает внушительный по размерам орган, а вот боковые видны во всем великолепии.

Орган всегда присутствовал в Нотр-Даме, но впервые в 1402 г. он стал действительно большим. Вначале сделали просто – старый инструмент поместили в более новую готическую оболочку. Чтобы поддерживать звучание и вид на должном уровне, его на протяжении истории множество раз настраивали и перестраивали. Не обошла его вниманием и современная цивилизация – в 1992 г. медный кабель сменили на оптический, а принцип управления сделали компьютеризированным.

В храме вы проведете не один час, уделяя внимание картинам, скульптурам, барельефам, орнаментам, витражам, люстрам, колоннам. Ни одну деталь невозможно проигнорировать, ведь каждая, это неотъемлемая часть уникального ансамбля, часть библейской и светской истории.

Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Внутри время словно течет по-другому. Будто проходишь сквозь временную петлю, и окунаешься в совершенно иную реальность. Присядьте на скамью, позвольте себе удивиться уникальному, роскошному интерьеру, а затем закройте глаза и впитайте торжественные звуки органа, насладитесь ароматом свечей.

Но особенно ярко вы ощутите грань веков, когда покинете стены собора, и не сможете устоять перед искушением, вновь вернуться в умиротворяющую атмосферу.

Также вам стоит спуститься в сокровищницу, которая хранит уникальные вещи, а расположена под площадью перед собором. Особую гордость представляет священный артефакт – терновый венец Спасителя, который в 1239 г. передал храму монарх Людовик IX, выкупив у византийского императора.

Легенды Собора Парижской Богоматери

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений. Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого…, нет, не Бога, как подумали некоторые, а дьявола.

Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане. Смотритель собора как-то утром пришел к храму и увидел кузнеца, который лежал на земле без сознания. Прямо возле его тела лежали красивейшие ворота с причудливыми узорами. Естественно, это были те ворота, которые полностью соответствовали значимости и величию собора. Их сразу же установили и врезали замки, и тут произошло непредвиденное происшествие: открыть их было невозможно!

Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров. Ни литьем, ни ковкой их сделать было невозможно…. Бискорне так и не рассказал, каким образом появилось это чудо: некоторые утверждают, что он не желал признаваться в сговоре с дьяволом, а специалисты говорят, что кузнец просто не пожелал раскрывать уникальный секрет.

Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции. Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию.

Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил. Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром. Есть легенда и о том, что архитекторам, составлявшим план Собора Парижской Богоматери, помогали алхимики, которые зашифровали в нем формулу философского камня. Тот, кому удастся прочесть ее среди многочисленной лепнины и скульптур, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы.

  1. Уже в четвертом веке нашей эры на том месте, где сейчас стоит собор, была прекрасная церковь Св. Стефана. К сожалению, ее разрушили норманны, которые вторглись на территорию Франции. В шестом веке рядом построили церковь, посвященную Божьей Матери.
  2. К двенадцатому веку обе церкви пришли в такой упадок, что парижский епископ решил воздвигнуть храм. Так началась история великого храма.
  3. Строительство храма длилось почти два века: с 1163, когда король Людовик VII и Папа Александр III заложили первый камень в основание, до 1330 года.
  4. По замыслу, помещение храма должно было быть таким большим, чтобы вместить всех жителей Парижа (а их в то время было около десяти тысяч). Сейчас население Парижа многократно возросло, но Нотр-Дам де Пари по-прежнему готов принять в своих стенах более девяти тысяч человек.
  5. Расположен самый главный храм Франции на острове Сите посреди Сены. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.
  6. Интересно, что в соборе нет ни одной стены. Все пространство занимают столбы, соединенные арками. В проемах арок – витражи.
  7. В средний неф собора (он самый больший из пяти) можно с легкостью поставить двенадцатиэтажный дом. Два центральных нефа пересекают друг друга, напоминая крест, на котором был распят Иисус Христос.
  8. Три остроконечных арки служат входами. Около них стоят статуи святых, пророков и ангелов. Также статуи стоят в нишах карниза. Это статуи библейских царей.
  9. Большое внимание следует уделить и колокольне, которая, в свое время, служила дозорной башней Парижа. Отсюда можно было вести прекрасное наблюдение за подступами к Парижу и вовремя оповестить жителей города об опасности.
  10. В девятнадцатом веке главное достояние Парижа было приведено в такой упадок, что в 1841 правительству пришлось принять специальное решение, через четыре года после принятия которого началась реставрация.
  11. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий – Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243–1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
  12. Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.
  13. В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся в честь смерти их кумира. В действительности же, колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен.
  14. В средние века Нотр-Дам де Пари был Библией для неумеющих читать – вся история христианства от грехопадения до Страшного суда наглядно расписана в многочисленных скульптурах, украшающих здание. А жутковато-причудливые химеры и гаргули, наблюдающие с крыши за бесконечным потоком прихожан, собрали невероятное количество легенд и мифов о тайном смысле символики мистического храма. Эзотерики считают, что здесь зашифрован код оккультных учений. Виктор Гюго назвал собор Парижской Богоматери «наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма». В XVII веке исследователи пытались расшифровать секрет философского камня, который, согласно преданию, закодировали средневековые алхимики в его архитектуре.
  15. В разгар французской революции, в которой Париж был эпицентром, возмущенный народ ворвался в собор, ставший символом королевской власти, и в пылу обезглавили 28 статуй иудейских царей. Много сокровищ было разрушено или разграблено, лишь большие колокола избежали переплавки. Здание уцелело по счастливой случайности – после уничтожения аббатства Клюни у революционеров закончилась взрывчатка. Так собор Парижской Богоматери объявили Храмом Разума, а помещения использовали как продовольственный склад.
  16. Лишь в середине XIX века, после выхода первого романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Кроме того, дома вблизи собора снесли, чтобы улучшить вид на обновленное здание.
  17. Что же касается его 850-летия, то праздновать круглую дату вся Франция планирует на протяжении года. Программа мероприятий обширна – это богослужения, концерты, выставки, фестивали, научные конференции. Кроме того, почтой Франции запланирован выпуск памятных марок, посвященных юбилею. А сам собор собирается обновить свои колокола, которые будут отлиты по старинным технологиям, реставрировать орган и обновить внутреннее освещение храма. Также к круглой дате подготовлен специальный туристический маршрут, пройдя по которому, можно узнать о малоизвестных фактах в истории Нотр-Дам де Пари. Ведь столько еще тайн и преданий связано с этим местом.
  18. К юбилейным мероприятиям в честь 850-летия собора (которые продлятся почти год – с 12 декабря 2012 до 24 ноября 2013), для собора отлиты девять новых колоколов (общие затраты на создание новых колоколов оцениваются в 2 млн евро), также реконструирован орган. К юбилею приурочен ряд религиозных и культурных инициатив, подготовкой которых занимается совместно парижская архиепархия и власти французской столицы, в январе почта Франции выпустит две памятные почтовые марки. Будет создан специальный «маршрут паломника», следуя которому можно ознакомиться с малоизвестными фактами о прилегающей к собору территории и тайнами двора.

В античные времена на месте собора Парижской Богоматери находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру, с приходом христианства храм уступил место базилике.

В 1163 году епископ Мориса де Сулли на этом месте начал строительство Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительство собора завершили в 1345 году.

В 13 - 14 века Нотр - Дам был сосредоточением духовной власти , из стен семинарии собора вышло шесть епископов , но в последствии он уступил первенство другим епархиям города с центрами в соборах Реймс и Сен-Дени.


Саша Митрахович 20.12.2015 13:40


История начинается в далёкие античные времена, тогда на месте , где сейчас стоит находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру. С усилением влияния христианства античный языческий храм уступил место базилике.

В 1163 году по воле епископа Мориса де Сулли на этом месте было начато строительство . Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и башни, пристроенные по инициативе епископа Эда де Сулли. Под руководством архитектора Жана из Шелл были возведены капеллы в нефах и в хорах.

Около 1250 года по проекту того же Жана из Шелл построили фасад северного крыла трансепта, а восемь лет спустя началось строительство фасада южного крыла, спроектированного Пьером из Монтрёйля. Строительные работы закончились в 1345 году.

В соборе Нотр-Дам крестоносцы возносили благодатные молитвы перед походами за гробом господним, в этих стенах впервые собрался парламент . В 1422 году в соборе венчались Франциск II и Мария Стюарт, а 150 лет спустя - Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа. Богатые парижане были уверены в безопасности этого места и несли хранить сюда свои ценности.


Саша Митрахович 20.12.2015 13:58


Когда во королём был Людовик XIV, начал терять свою значимость и влиятельность, гробницы в стенах храма были разграблены а великолепные витражи в розах разбиты и уничтожены.

Ещё более усугубила положение Собора накатившаяся Французская революция. В планах лидера якобинского движения Робеспьера значилось полное уничтожение собора. Но жители не хотели лишиться своего великолепного храма и собрали откупные в пользу революционеров.

Сам Собор был спасён, но скульптурам иудейских царей на фасадах были срублены головы да уникальные колокола и надгробия переплавили на пушки и пули. Разграблению подверглись великие сокровища храма а в стенах великого сооружения был организован винный склад.

Приход к власти Наполеона I вернуло к жизни уже порядком обветшалое и разрушающее здание Парижского собора. Наполеон выбрал этот храм для своей коронации как императора, облезлые стены задрапировали и помпезно украсили для величественной церемонии.

Время, небрежность людей, войны и попытки грабежей причинили зданию собора значительные повреждения, и в 1844 году под руководством Э.Э. Виолле - ле - Дюка были начаты восстановительные работы, завершившиеся в 1864.


Саша Митрахович 20.12.2015 14:16


Виктор Гюго сюжетом своего популярного романа «Собор Парижской Богоматери», в котором он детально описывал плачевное состояние здания, вернул интерес общественности к великому храму

И шедевром готической архитектуры в мировом масштабе. Он окутан вековыми тайнами и легендами, пережил разруху и возродился вновь. Несмотря на то, что здесь находится Парижская архиепархия, сам религиозный объект относится к государственной собственности. Католической же церкви дано право безвозмездного и бессрочного пользования.

Кафедральный собор возвышается над одним из островов Сены — Сите, расположенном в самом сердце французской столицы. Вокруг культового сооружения разворачиваются главные события во многих художественных произведениях. Самым знаменитым является исторический роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», вышедший в свет в 1831 году и ставший мировым бестселлером. По его мотивам сняты фильмы, созданы оперы, поставлен балет и мюзикл. Кроме того, Нотр-Дам де Пари посвящены документальные фильмы, о нем в той или иной степени упоминается в художественных кинолентах и мультфильмах, песнях, крылатых фразах и даже компьютерных играх.

История

Предположительно, на месте Нотр-Дам де Пари изначально находился языческий храм. В IV веке его заменили раннехристианской церковью, построенной по образу и подобию древних базилик Рима и Равенны. В VII столетии появилось новое, более расширенное культовое строение — храм Святого Стефана. Он периодически подвергался разрушениям, но продолжал восстанавливаться до тех пор, пока принявший в 1160 году парижское епископство Морис де Сюлли не инициировал возведение грандиозного по масштабам и красоте собора Парижской Богоматери.

Строительство Нотр-Дам де Пари началось в 1163 г. Первый камень в основание храма заложил римский папа Александр III, находившийся в то время в Париже. Работы производились в несколько этапов, в общей сложности — 182 года. Они были завершены в 1345 году, после окончании отделки всего собора.

Хронология главных событий:

  • 1177 г. — возведены стены хора (восточная часть храма между нефом и апсидой);
  • 1182 г. — освящение алтаря кардиналом Анри де Марси, имевшим епископский сан;
  • 1196 г. — окончено строительство центрального нефа;
  • 1200 г. — началось оформление западного (главного) фасада;
  • 1240 и 1250 гг. — по очереди закончены соборные башни — сначала южная, а затем — северная;
  • середина XIII — начало XIV вв. — увеличены трансепты, обустроены часовни, закончены фасады.

За время строительства культового здания сменилось немало архитекторов, что отразилось в деталях, разнице в уровнях и смешении стилей. Самыми значимыми мастерами, оставившими свой след в создании образа Нотр-Дам де Пари, считаются французские зодчие Жан де Шель и Пьер-Де Монтрёй. Они руководили работами в период 1250-67 гг.

Вплоть до XVIII столетия значительных модификаций и реконструкций здания не проводилось.

Большой ущерб собору Парижской Богоматери был нанесен в период Великой французской революции. И все из-за того, что парижане отказались платить мзду на нужды в реализации идей освободительного движения в других странах. В 1793 году по личному распоряжению Робеспьера фасадные скульптуры иудейских царей обезглавили, приняв их за фигуры французских монархов. Кроме того, были повреждены уникальные витражи и снесен установленный в середине XIII столетия шпиль. Последний удалось восстановить лишь при проведении реставрационных работ в 1840-е годы.

На пороге XIX века Нотр-Дам де Пари оказался в плачевном состоянии. Его возвратили церкви в 1802 году, а в 1804-м здесь короновался и венчался Наполеон Бонапарт. Тем не менее, восстановлением собора никто не занимался, наоборот — начались разговоры о его сносе. Положение удалось спасти благодаря В. Гюго, написавшему роман «Собор Парижской Богоматери». Произведение увидело свет в 1831 году, а уже через 10 лет началась грандиозная реставрация храма, длившаяся 23 года. В это время были не только восстановлены разрушенные элементы, но и появились новые. Самой примечательной оказалась галерея химер, расположившаяся на верхней площадке фасада. Столь необычная идея принадлежала французскому архитектору Виолле-ле-Дюку.

За свою многовековую историю стены Нотр-Дам де Пари видели коронации и отречения, бракосочетания и крещения, панихиды и реабилитационные суды, передачу тернового венца Христа в лоно церкви и унизительные покаяния. Причем участниками всегда оказывались сильные мира сего.

Архитектура и внешнее убранство собора

Западный (главный) фасад Нотр-Дам де Пари выходит на Соборную площадь, где можно увидеть нулевой километр Франции , представляющий собой точку отсчета всех дорог страны, проходящих через столицу государства. Здесь же находится археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам», в котором представлены античные, средневековые артефакты и предметы из прошлых веков, найденные во время проводимых на острове Сите раскопок. Перед собором стоит конная статуя Карла Великого, а с южной стороны храма — памятник Иоанну Павлу II, причисленному римско-католической церковью в 2014 году к лику святых.

Как добраться до собора Парижской Богоматери

Непосредственно на острове Сите находится станция 4 линии метро — «Cité», а также остановки автобусов:

  • «Pont Neuf» — № 58, 70;
  • «Cité — Palais de Justice» — № 21, 38, 85, 96
  • «Cité — Parvis de Notre-Dame» — № 47.

На левом берегу Сены останавливаются скоростные электрички RER B и RER C — станция «Saint-Michel — Notre-Dame». На правом берегу расположена станция метро линий 1, 7, 11 и 14 — «Châtelet».

Круглосуточные паркинги на острове Сите:

  • Saemes Notre Dame — по адресу Place du Parvis Notre-Dame, заезд со стороны Rue la rue de la Cité;
  • Lutèce-Cité — по адресу Boulevard du Palais.

Фоторепортаж о соборе Парижской Богоматери можно посмотреть в материале, размещенном на нашем сайте.

Невероятные факты

Начало строительства Собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари) началось около 850 лет назад в сердце тогда еще не такого большого Парижа.

Возвышаясь на высоту 69 метров, парижский собор Нотр-дам до сих пор остается одной из самых важных достопримечательностей французской столицы.

Ежегодно через его ворота проходят миллионы туристов, но лишь некоторые обращают внимание на детали.

Пожар в Нотр-даме

15 апреля 2019 года в соборе начался крупный пожар, в результате которого обвалился шпиль и дубовая комната. Пожар длился несколько часов, и потребовалась помощь больше 400 пожарных, чтобы обуздать пламя.

Однако Нотр-дам жив, а французское правительство уже планирует реконструкцию символа Франции.

Вот, несколько интересных фактов о Соборе Парижской богоматери, о которых вы, возможное, не знали.

Парижский собор Нотр-дам де Пари

1. Самый посещаемый памятник в Париже


Франция является одной из самых посещаемых стран в мире. Интересно, что самый посещаемый памятник - это не Эйфелева башня.

Если парижский Диснейленд считается самой популярной достопримечательностью во Франции, то собор Нотр-дам де Пари является самым посещаемым памятником в пределах Парижа.

Больше 13 миллионов посетителей проходят через главные ворота собора ежегодно. А это значит, что каждый день его посещает 35 тысяч людей. Во Франции в 99-ти процентах городов меньше населения, чем посетителей Нотр-дама.

2. Собор построен на священном месте

Собор Парижской Богоматери построен на острове Сите (Île de la Cité) в самом центре Парижа. Довольно сложно представить этот остров без собора Нотр-дам.

Готический шедевр стоит здесь с 12-го века. Однако остров Сите был здесь задолго до появления собора. После того, как римляне одержали победу над галлами в битве при Лютеции (52 до н. э.), на острове Сите был основан новый галло-римский город Лютеция.

С момента своего основания остров Сите был разделен на две части. Западная часть была посвящена делам города и здесь находился Дворец, где располагались правители во время посещения Лютеции. Восточная же часть была отведена для алтарей, где проходили богослужения, которые позже сменили католические церкви. Нотр-дам был позднее построен на останках этих церквей.

3. Все дороги ведут в Нотр-дам


Если вы бывали перед собором Нотр-дам, любовались его фасадами, но никогда не смотрели вниз, то вы упустили одну важную деталь, а именно официальный ориентир, представляющий Париж.

Из-за толп туристов, гуляющих вокруг Нотр-дама, многие упускают небольшой круглый знак с восьмиконечной бронзовой звездой.

Здесь находится французский "нулевой километр ", точка, откуда отсчитывается расстояние от Парижа до всех остальных городов во Франции.

Он был установлен в 1924 году, хотя его временно переносили в 1960-х годах во время раскопок для подземной парковки. Однако планы по ее строительству пришлось отменить, когда были подняты архитектурные останки, которые теперь хранятся в археологической крипте.

4. Колокола имеют собственную историю

Как и в других соборах, колокола Нотр-дама имеют свои названия. В Соборе Парижской Богоматери их называют Мари, Эммануэль, Габриэль, Анн-Женевьев, Дени, Марсель, Этьен, Бенуа-Жозеф, Морис и Жан-Мари .

Интересно, что колокола, которые сейчас слышны – это не те колокола, которые были установлены при завершении строительства собора 600 лет назад.

Дело в том, что после Французской революции в 1791 году большинство колоколов сняли и расплавили, чтобы сделать из них пушечные ядра.

Новые колокола были установлены только в середине 19-го века, но обновленные инструменты были не так тонко настроены, как старые версии и издавали более диссонирующие звуки во время звона.

Наконец, в 2013 году новый ансамбль колоколов воссоздал звучание 17-го века.

5. Химеры собора - не средневековое творение


Типичный элемент готического искусства химеры и гаргульи украшают многие станы Нотр-дама. Гаргульи – это полые статуи, расположенные в определенных местах, для отвода дождевого стока. Химеры же выполняют чисто декоративную роль.

На башнях Нотр-дама знаменитые химеры позволяют туристам сделать известные перспективные снимки с башенными химерами на переднем плане и Парижем на заднем фоне.

Люди часто думают, что химеры представляют средневековый стиль собора. Однако это совсем не так.

В первую очередь, почти все гаргульи были заменены со времен Средневековья. Более того, из-за своих функций многие не предназначены служить долгий срок, и их нужно заменять каждые 150 лет.

Большинство химер тоже заменили, а самую знаменитую в Галерее химер просто добавили во время реконструкции в середине 19-века.

6. Собор был спасен Квазимодо

После Французской революции, собор Парижской Богоматери был серьезно разрушен, включая статуи и колокола. В 19-м веке он был в довольно плачевном состоянии и практически канул в Лету, став религиозным местом хранения.

В 1804 году Наполеон короновал себя императором Франции в соборе, что вернуло интерес к этому месту.

В 1831 году знаменитое произведение Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери ", действие которого происходило в Париже 15-го века в одноименном соборе, принесло беспрецедентную славу давно забытой церкви.

7. Собор является местом обезглавливания


Во время революции люди были настолько возмущены монархией, что начали разрушать любые символы королевства на улицах Парижа.

Революционеры снесли головы 28 статуям в галерее на главном фасаде, приняв их за статуи французских королей. На самом деле, статуи представляли царей древней Иудеи.

У статуй до сих пор нет голов, но 21 из них была найдена во время работ в подвале Французского банка внешней торговли, а сейчас их можно найти в Музее Клюни.

8. На крыше собора расположен целый лес

Размер Нотр-дам де Пари составляет 127 метров в длину и 48 метров в ширину, а высота главного нефа - 43 метра под крышей.

При таких параметрах, удивительно, что конструкция крыши практически полностью была сделана из дерева 12-го века.

Деревянный каркас состоял из более чем 1300 деревьев, а на каждую балку ушло одно дерево. Конструкция крыши получила название "Лес" из-за ее огромных размеров.

9. В Соборе хранится терновый венец


В Нотр-даме хранятся бесценные реликвии, среди которых Терновый венец Иисуса Христа, часть Креста и гвоздь.

Если остальными сокровищами можно любоваться круглый год, то Святые реликвии можно увидеть только в первую пятницу каждого месяца во время богослужений, а также Великого поста и страстной пятницы.

10. Собор построен на основе золотого сечения

В архитектуре золотое сечение видно в любой форме, состоящей из квадрата и прямоугольника, чьи суммарные размеры составляют соотношение 1 к 1,61.

Такое соотношение считается формулой совершенства в искусстве.

В архитектуре многие известные и ценные здания построены на основе золотого сечения, например Парфенон в Греции или Тадж-Махал в Индии.