Вавилония. Какой город и почему стал главным в Древнем Двуречье? Какой город и почему стал главным

Город, возникший не позднее III тыс. до н. э. и исчезнувший в начале I тыс. н. э., столица Древней Месопотамии, крупнейший центр цивилизации Древнего мира. Наиболее знаменитый источник сведений о Вавилоне - Ветхий Завет, наиболее точный - результаты раскопок археологов. Они начались только вXIX в., и многие особенности вавилонской цивилизации до сих пор оставляют обширное поле для гипотез о ней.

«ВРАТА БОГА»

Вавилон перестал существовать еще в III в. н. э., а его руины были занесены песками. Но сведений о нем не могло не сохраниться - ведь этот город был столицей первой в истории могущественной империи.

Зта держава называлась по городу - Вавилония (II-I тыс. до н. э.), или так же - Вавилон. Начало строительства поселения на берегу Евфрата в долине Сеннаар (как она названа в Ветхом Завете), или Шумер, археологи и историки связывают со второй половиной III тыс. до н. э. В Книге Бытия рассказывается, что после Потопа люди, говорившие на одном языке, поселились в Сеннааре, где началось строительство Вавилонской башни по велению «нечестивого царя Нимрода, не чтившего Иегову». Безлюдной долина не была и ранее. Здесь жили земледельцы, выращивавшие в год по два урожая пшеницы и ячменя на плодородных аллювиальных почвах Тигра и Евфрата, сажавшие финиковые пальмы и разводившие скот: быков и овец. Они же и стали первыми строителями Вавилона. В клинописных шумеро-аккадских текстах Вавилон впервые упоминается в XXII в.дон. э., хотя некоторые археологи эти же глиняные таблички склонны датировать скорее XXIV-XXIII вв. до н. э.

Русский вариант названия Вавилон связан с византийской традицией, которая перешла в церковнославянский язык. В западноевропейских языках принят латинизированный вариант названия - Бабилон. Историки-лингвисты считают это название смысловой калькой шумерского названия «Кадигирра», где «ка» - ворота», «дигир» - «бог». Ученые-ассириологи, специалисты по истории Передней Азии, полагают, что позднее появившийся топоним Babili (m) - результат взаимовлияния языков обитавших в Междуречье народов. А на аккадском языке он четко означает то же самое, что и на так называемом протоевфратском, - «Врата Бога» («Баб или»). В то же время в Ветхом Завете это название связывается с древнееврейским понятием «бабел» - «смешение». Несмотря на споры ученых, противоречия здесь, по существу, нет: с одной стороны, Вавилон был городом, посвященным верховному богу пантеона шумеров и аккадов Мардуку, а с другой - здесь жили носители большого количества языков Ближнего Востока: образное выражение «вавилонское смешение» [языков] существует в культуре и литературе многих народов и Ближнего Востока, и Европы.

При царях III шумерской династии Ура (около 2112 г. - 2003 г. до н. э.) Вавилон становится центром нома (провинции) и резиденцией царского наместника. В конце XXI в. до н. э. Шумеро-Аккадское царство распалось. Вавилоном завладевают сначала эламиты, а затем, в XIX в. до н. э., - семиты амореи. Они создают в Месопотамии города-государства, одно из которых - Вавилон.

При шестом правителе аморейской династии Хаммурапи (правил приблизительно в 1792-1750 гг. до н. э.) в Месопотамии начинается возвышение Вавилона. Хаммурапи создал Свод законов из 282 статей. Они четко регламентировали правовые, экономические и семейные отношения. В экономических статьях был закреплен приоритет государства в любой хозяйственной сфере.

Хаммурапи вел войны, и при нем под власть Вавилона перешли земли Шумера, Ассирии, некоторых областей левобережья Тигра и Евфрата в его среднем течении. В городе начинается интенсивное строительство: прокладываются прямые улицы, возводятся новые храмы. Время правления амореев в Вавилоне принято называть старовавилонской эпохой.

В XVI в. до н. э. город захватили хетты, частично разрушившие его. Хеттов сменили касситы, выходцы из горных областей Западного Ирана. Период 1595 г. - около 1004 г. до н. э., когда Вавилоном правили касситы, считается средневавилонской эпохой, в которую Вавилону было возвращена его роль в Месопотамии, благодаря, прежде всего, захвату новых земель. Город был отстроен заново. Цари-касситы, рассчитывая на поддержку крупных землевладельцев и глав племен, освободили их от податей.

Руины исторического Вавилона находятся в южной части Месо-потамской низменности, или Междуречья. В категориях современного географии - в центральной части территории Ирака, в 10 км к северу от города Хилла (Эль-Хилла), основанного в 1101 г., ныне - административного центра мухафазы (провинции) Бабиль. Река Арахту (Евфрат, аккадское название - Пуратту) разделяла Вавилон на две части.

УТРАЧЕННОЕ ВЕЛИЧИЕ

Исторический материал, лежащий в основе наших знаний о Вавилоне, относится главным образом к нововавилонской эпохе, а еще конкретнее - ко времени правления царя
Навуходоносора II (634-562 гг. до н. э.).

Он правил с 605 г. по 7 октября 562 г. до н. э. Навуходоносор II был талантливым полководцем. Покорил Заречье (земли, лежащие за Евфратом по направлению к Средиземному морю) - Сирию, Финикию и Иудейское царство, воевал с Египтом, подчинил себе Иерусалим и Тир, завладев несметными богатствами и множеством рабов. Экономический подъем и культурный ренессанс - так коротко можно охарактеризовать жизнь Вавилона при этом царе. «Вавилонское смешение» было выражено еще более характерно, чем прежде. К вавилонянам, происходящим из разных племен, добавились мидийцы, египтяне, иудеи, арабы и другие. Вавилон преображался на глазах, превращаясь в самый прекрасный город Ближнего Востока.

Был воссоздан зиккурат Этеме-нанки - «Вавилонская башня», до этого несколько раз разрушенная, восстановленная и считавшаяся одним из семи чудес света. Грандиозное семиярусное сооружение с храмом на вершине достигало высоты более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания зиккурата составляла также более 90 м.

Строились величественные дворцы, дороги мостили обожженным кирпичом и каменными плитами. Дворец Навуходоносора II украшали висячие сады - по легенде, сады Семирамиды, жены царя, которую на самом деле звали Амитис (или Ама-нис). К тройному кольцу стен Навуходоносор добавил две замковые крепости у прекрасных и величественных ворот Иштар (579 г. до н. э.), облицованных синей глазурованной плиткой и украшенных изображениями сиррушей и быков. Стены «Дороги процессий» украшали изображения львов и сомкнутых рядов воинов. По периметру Восточного города выросла еще одна, Внешняя стена, длиной почти 18 км. Но и это еще не все: на подступах к городу была выстроена оборонительная Мидийская стена длиной почти 150 км. Казалось, Вавилон был совершенно неприступен.

Но нашлась сила, превзошедшая эту силу. И имя ее - Персия. 10 октября 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском воинов царя Кира II. Греческие историки Геродот и Ксено-фонт, описывая это событие, рассказывают о том, что персы взяли Вавилон хитростью, заранее отведя из его крепостных рвов воду. Это, скорее всего, миф, но факт остается фактом: город был взят почти без боя. Самая вероятная причина этой драмы - его неготовность к обороне.

Покорив Вавилон, Ахемениды, однако, сохранили за ним статус столицы Месопотамии. Пока в 479 г. до н. э. (уже не в первый раз) вавилоняне не восстали. Подавив восстание, персидский царь Ксеркс лишил город всех прав. Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) намеревался сделать Вавилон своей столицей, но здесь его настигла внезапная смерть. В 312 г. до н. э. городом овладел бывший полководец Македонского Селевк I Ника-тор. Он разобрал значительную часть построек и из этого материала возвел новую столицу Месопотамии Селев-кию, на реке Тигр, переселив в нее жителей Вавилона. В дальнейшем хозяевами города были парфяне (140 г. до н. э.), римляне (115 г. н. э.), Сисаниды (227 г. н. э.), пока наконец после покорения страны арабами в 624 г. не исчезло и то небольшое поселение, которое еще существовало возле полуразрушенных стен Вавилона. В Ветхом Завете содержится семь пророчеств о гибели Вавилона. Ученый мир до сих пор пытается вывести связь между деталями этих пророчеств и фактами. Есть некоторые совпадения, но в целом убедительной связи не получается. Американский археолог и ассириолог Эдвард Чиера (1885-1933 гг.), много работавший на раскопках Вавилона, писал: «...хотел бы я знать причину всего этого запустения. Почему должен был погибнуть цветущий город, столица целой империи? Что превратило прекрасный храм в обиталище шакалов? Проклятие пророка? Погиб ли этот город за грехи своих жителей? Или роковая участь человечества состоит в том, что все цивилизации должны погибнуть по достижении своего расцвета?»...

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Серьезное научное изучение Вавилона началось лишь в XIX в. Наибольший вклад в него внесли немецкие археологи под руководством Роберта Кольдевея, работавшие на раскопках Вавилона в 1898-1917 гг.

■ Некоторые ученые-правоведы полагают, что в Кодексе Хаммурапи заложен принцип «презумпции невиновности», применяемый в современном уголовном праве. Согласно этому принципу, считается, что человек, подозреваемый в преступлении, не считается виновным, пока не доказано обратное, он также не обязан свидетельствовать против самого себя, а его собственные устные признательные показания не могут служить доказательством его вины.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Утраченные:
■ Так называемый Южный дворец Навуходоносора (комплекс из пяти огромных дворов, окруженных анфиладами комнат и отдельными зданиями). К самому главному, третьему двору (60x55 м) примыкал знаменитый тронный зал площадью около 900 м2.
■ Северный дворец-крепость Навуходоносора.
■ Главный дворец Навуходоносора у ворот Иштар, где хранились древние надписи, рельефы, статуи, библиотека, трофеи, добытые вавилонскими царями во время походов, в том числе в Ассирию.
■ Храмы, посвященные Иштар, Нанне, Ададу, Нинурте, и другие культовые сооружения.
■ Культовый комплекс Эсагила с зиккуратом Этеменанки, святилищем бога Мардука («Вавилонская башня»).
■ Висячие сады («сады Семирамиды») - террасы со сводчатыми проходами.

Сохранившиеся в музейной среде достопримечательности:
■ Ворота Иштар и часть «Дороги процессий» (воссозданы из подлинных фрагментов VI в. до н. э.), а также изваяния из камня, бронзовые скульптуры, сосуды, оружие, украшения из археологических раскопок -Пергамский музей древней культуры Передней Азии в Берлине.
■ Вавилонская карта мира - глиняная табличка (конец VIII - начало VII в. до н. э.) и другие свидетельства нововавилонской эпохи - Британский музей, Лондон.
■ Каменная стела с Кодексом законов Хаммурапи (копия имеется в Музее слепков им. И. В. Цветаева, филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве) и другие арте-фак1ы вавилонской цивилизации - Лувр, Париж.
■ Коллекция артефактов Вавилона - Национальный музей Ирака, Багдад.
■ Реконструкция городских строений эпохи царя Навуходоносора II на месте раскопок (эта работа продолжается).

Атлас. Целый мир в твоих руках №212

Читайте в этом номере .

Вызванный серьезными экономическими процессами, прежде всего приватизацией, социальный кризис сопровождался заметным ослаблением политической власти и децентрализацией, под знаком которой прошли два века. Это было время ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий различного происхождения - аморейских, эламитских и собственно месопотамских, среди которых на рубеже XIX - XVIII вв. до н.э. стала выделяться Вавилония. Новый центр Двуречья Вавилон, со временем превратившийся в величайший город мира, стал возвышаться с начала правления шестого представителя вавилонской династии, Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.). За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.

Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, следствием чего были вторжения эламитов, а затем и завоевавших Вавилонию в XVI в. касситов, именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полном смысле этого слова. Речь идет не о централизованной эффективной администрации на большой территории - это было в Двуречье со времен Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока.

В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно-территориальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Возник и весьма многочисленный слой неполноправных выходцев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полноправных общинников. И хотя между первым и вторым отмеченными здесь слоями была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (эта разница отражалась в документах, терминологии - неполноправные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было то, что все они считались и именовались царскими людьми, т.е. людьми, непосредственно занятыми в системе администрации или причастными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внимания и заботы со стороны правящих верхов.

Государство Хаммурапи обладало монополией силы, твердо опираясь на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижение на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20 - 30 % годовых), вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников.

Как известно, частное предпринимательство обладает само по себе огромными потенциями; его внутренняя сила - если ей не поставить преград - способна за короткий срок кардинально изменить облик общественных отношений, всю структуру общества, как то было наглядно продемонстрировано несколько позже античной Грецией. В Вавилонии Хаммурапи потенции частного сектора уже давали о себе знать с достаточной очевидностью. На фоне этих возможностей централизованной администрации стало ясно, что прежние псевдолатифундистские методы хозяйства на царско-храмовых землях экономически неэффективны, что они изжили себя. На смену этим методам пришла практика раздачи царско-храмовых земель (они, по некоторым подсчетам, составляли до 30 - 40 % пашни) в виде должностных наделов царским людям первой категории - это была форма их жалованья – и в виде неотчуждаемых обязательных наделов царским людям второй категории, выплачивавшим за пользование этим наделом долю урожая в казну. При этом наделы царских людей первой категории, как и наделы родовитых сановников и жрецов, включая и поля правителя, обычно обрабатывались примерно на тех же началах обязательной аренды, что и остальные земли храмов (обязательные наделы), хотя в этом случае в качестве арендаторов могли выступать как зависимые царские люди второй категории, так и полноправные общинники.

Особо следует сказать о полноправных общинниках. Этот слой в Месопотамии всегда преобладал. И хотя не всегда общинники были в одинаковом правовом и социально-экономическом положении, важно подчеркнуть, что различия обычно касались потенциальных возможностей, но не реального их статуса, как раз определявшего место этого слоя в обществе. В частности, применительно к Вавилонии Хаммурапи необходимо заметить, что хотя формально процесс приватизации охватывал все земли и всех людей, кроме царско-храмовых земель и связанных с ними царских людей, фактически ситуация была много сложнее. Не следует представлять дело таким образом, что, коль скоро товарно-денежные отношения вторглись в недра крестьянской общины, она была тем самым уже заведомо обречена на быстрое превращение в коллектив частных собственников, строящий свои взаимоотношения на основах товарного хозяйства и рыночных связей, что не могло бы не привести к быстрому разложению общины.

В отличие от античности на Востоке не было условий для такого развития. Напротив, были мощные силы, действовавшие в ином направлении. Централизованная власть, которая здесь была нормой, диктовала свои условия развития. Применительно к общинной деревне это означало, что государство принимало энергичные меры для предотвращения деструктивного процесса гибели традиционной общины. Вот почему, хотя некоторое количество беднейших общинников, несмотря на все ухищрения противодействовавших этому властей, все-таки разорялось и продавало свои земли соседям, этот процесс обычно ограничивался лишь небольшой частью общины и был к тому же обратимым. В результате подавляющее большинство общинников, пусть с трудом сводя концы с концами, продолжало вести свое по преимуществу натуральное хозяйство, и это было нормой, переходящей из поколения в поколение. Отсюда и результат: сфера действия нового частнособственнического сектора в пределах социально-экономической структуры в целом была не столь значительна, чтобы поколебать и тем более преобразовать по своему образу и подобию всю структуру.

Не сумев этого добиться, частнособственнический сектор достаточно гармонично и непротиворечиво вписался в издавна существовавшую систему отношений, приведя ее к некоторой модификации. Суть модификации сводилась к тому, что государство, опираясь на древнюю основу - неотчуждаемые коллективные общинные и царско-храмовые земли, - допускало существование частнособственнического сектора в виде включенного в товарооборот небольшого клина земель, наемного труда, частной аренды, ростовщичества, долгового рабства и вообще системы товарно-денежных отношений. Все это было необходимо для нормального функционирования большого развитого социального организма. Но при всем том государство достаточно жестко ограничивало и контролировало реальные возможности, сферу влияния и вообще потенции частного сектора.

1. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Го­рода Двуречья долго воевали между собой - кому из них быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под вла­стью которого объединилось почти всё Двуречье. Распо­лагался Вавилон в очень удобном месте - в самом центре Двуречья, там, где близко сходятся Тигр и Евфрат. По ре­кам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывози-

Сказание о Гильгамеше

(По клинописному тексту на глиняных табличках)

В городе Уруке жил некогда царь Гильгамёш. Решили боги испытать его силу и послали против него могучего Энкйду - полузверя-получело­века. В единоборстве ни тот ни другой не смогли одержать победу. И заключили Гильгамёш и Энкиду дружбу навеки. Вместе отправились они в далёкие страны, в горы, поросшие кедровым лесом. А лес охранял страшный великан Хумбаба. Сразились с ним два силача и повергли его наземь. Новые подвиги ожидали их. Но Энкиду заболел и умер. Горько плакал над ним Гильгамёш: «Друг мой любимый стал землёю. Неужели и я, как он, лягу, чтобы не встать во веки веков?» Отправился герой искать себе бессмертия. Раздобыл он чудесную траву жизни, от которой старик молодеет. Но лишь только Гильгамёш уснул, подкралась змея и проглоти­ла её. Недоступно бессмертие людям.


\ у.Эшнунн;

власть от богов. Более ста лет назад архео­логи нашли большой столб из твёрдого чёр­ного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней ча­сти камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог в высо- Глиняная клино- ко" короне, а перед ним, ростом пониже, писная табличка, в почтительной позе стоит царь. Это бог

Миф о потопе

(По клинописному тексту на глиняной табличке)

Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом праведному человеку по имени Утнапйшти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот чёрная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя су­хого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил воро­на, и нашёл ворон сушу.

На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажёг огонь и принёс богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным.

Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл - знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается на небе и на земле. Шамаш - небесный судья и владыка, а Хамму­рапи - земной.

3. Царские законы. Главное, что было написано на чёр­ном камне, - законы Хаммурапи. По этим правилам, установленным царём, а не по собственному произволу должны были судьи разбирать все споры между людьми. И жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание.

В надписи на камне царь угрожает будущим правите­лям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод, потоп и заразные болезни. Ведь царские законы - это воля самих богов, и она неколебима во веки веков.

Порой судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиня­емого тогда вели к реке и заставляли по­грузиться в воду. Если он тонул - значит, бог реки забрал его к себе как виновато­го. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен.

В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве. Хамму­рапи видел справедливость в том, чтобы отплатить, как говорится, «око за око, зуб за зуб». Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать!

4. Законы о рабах. Но не все в Вави­лонии были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «чело­век», то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были ещё и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по закону Хаммурапи ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господину. Убежать
с отрезанным ухом было не­возможно: все знали - это раб, к тому же строптивый.

Рабов покупали и прода­вали так же, как домашнюю скотину и всякое иное иму­щество. А если по чьей-либо вине чужой раб потерял жизнь, то виновный должен был только заплатить цену раба его хозяину или отдать своего раба.

5. Законы о богачах и бедняках. Некоторые вави­лоняне были очень богаты. Они владели обширными по­лями и садами с финиковыми пальмами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях. Но было и множество бедняков.

Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засеять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками.

Порой подходил срок возврата долгов, а платить-то бед­няку нечем. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или свою жену. Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих долж-

Из законов Хаммурапи

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть со­седи разделят между собой.

ников, но Хаммурапи повелевает: «Работать на хозяина он должен лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу». Если должник отдавал ростовщику своего сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права - иначе у него самого в наказание убивали сына. Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обра­щения в рабство.

Но если семья бедняка голодает, ему придётся снова де­лать долги и отдавать детей богачу. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь такой порядок тоже устано­вили боги - есть люди свободные, а есть рабы, есть бога­тые, а есть нищие.

Объясните значение слов: закон, ростовщик, раб-должник. Проверьте себя. 1. Какой город и почему стал главным в Древнем Дву­речье? 2. Что продавали купцы, прибывшие в Вавилон с севера? Что они покупали в Вавилоне? 3. Как вавилонские судьи решали, виновен ли обвиняемый, если не было свидетелей преступления? 4. Чем отли­чалось положение вавилонянина, отрабатывавшего долг, от положения раба-чужеземца?

1. Борьба городов Двуречья и возвышение Вавилона. После падения III династии Ура в двуречье на протяжении двух с лишним столетий наблюдается усиление центробежных сил, политическая раздробленность и междоусобные войны.

Завоеватели-амористы основали несколько государств, из которых два оказались более сильными, и властители их именовали себя царями Шумера и Аккада, т. е. претендовали на власть над всей страной. Этими государствами были Исин и Ларса. Однако, ослабляя друг друга, они не в силах были осуществить свои притязания. Ларса находилась к тому же под сильным влиянием соседнего Элама, цари которого сажали на престол этого города-государства своих ставленников. Самостоятельную роль играли аморитские царства за пределами собственно Двуречья.

Кроме того, в дела Двуречья пытается вмешиваться семитский город-государство Ашшур (на среднем Тигре, ядро будущей Ассирийской державы). Наконец, возвышается город, которому суждено было в дальнейшем стать на много веков основным центром в долине Тигра и Евфрата и затмить своим блеском более древние города.

Это был Вавилон (точнее Бабили - «врата бога»). До XIX в. до н. э. этот город, расположенный на левом берегу Евфрата (южнее современного Багдада), не играл самостоятельной политической роли и отнюдь не отличался большими размерами.

В дальнейшем, однако, Вавилон усиливается экономически и политически, используя упадок и разорение ближайших соседей - Киша и Аккада.

Выгодное расположение на скрещении речных и караванных путей способствовало его превращению в крупный торговый центр. Население увеличивалось за счет притока аморитских переселенцев, двигавшихся из Сирийской степи.

2. Образование Старовавилонского царства. С 1894 по 1595 г. до н. э. здесь уже правит самостоятельная династия, которая ведет активную внешнюю политику и стремится к объединению всего бассейна Тигра и Евфрата под своей властью.

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который проявил себя опытным умелым дипломатом, использующим распри и столкновения соседей. Он заключает тесный союз с богатым государством Мари, держащим в своих руках торговый путь, ведущий к побережью Средиземного моря.

Обеспечив, таким образом, свою северную границу, Хаммурапи сосредоточивает главный удар против Ларсы, связанной с Эламом.

Разгромив этого наиболее опасного соперника, Хаммурапи решительно разрывает дружеские отношения с Мари, захватывает этот город и разрушает его дворец (одно из лучших архитектурных сооружений того времени, о чем мы можем судить по руинам, вскрытым французскими археологами). Под его власть попадает также Ашшур, и таким образом создается обширное Старовавилонское царство, охватившее большую часть Месопотамии.

3. Свод законов царя Хаммурапи. О внутренней политике Хаммурапи мы узнаем из его переписки с вельможами и чиновниками и в особенности из изданного им свода законов.

Эти законы начертаны на базальтовом столбе, украшенном рельефными фигурами, изображающими самого царя стоящим перед троном бога солнца, правды и справедливости Шамашем и получающим из его рук регалии высшей судебной власти (жезл и обруч).

Законы Хаммурапи охватывают самые различные сферы жизни и деятельности населения. Особое внимание сельскому хозяйству. Каждый земледелец строго отвечает за сохранность плотины, прилегающей к его участку, и если по его вине произошло наводнение, то его и все его имущество продают, чтобы возместить убытки соседям.


Самым детальным образом регулируются условия аренды поля и сада. Нерадивый арендатор-издольщик, не собравший урожая вследствие лености, уплачивает натуральную арендную плату, исчисленную по норме урожая на соседнем участке. Так же регулируется аренда скота. Много статей законов посвящено выработке ремесленных изделий на заказ (по определенной таксе), торговым и ростовщическим операциям.

Наряду с сохранившимися еще элементами натурального хозяйства (иногда товары оплачиваются зерном и возмещение убытков производится натурой) все более усиливаются денежные отношения, причем мерилом стоимости является серебро в слитках (сикль - 8 граммов, мина - 500 граммов, талант - 30 килограммов).

Сельская община находилась уже в состоянии полного разложения. Земельные участки (за исключением царского фонда) подлежали купле-продаже. О былых переделах земли не упоминается. Однако как административная единица соседская община (село, а в городе - квартал) сохраняется.

Крупные царско-храмовые хозяйства времен III династии Ура к этому времени уже распались. Земли, непосредственно принадлежащие дворцу, раздают в условное владение воинам или земледельцам, уплачивающим за них натуральные взносы.

Все население страны резко делится на свободных, находящихся под охраной закона, и рабов, рассматривающихся, подобно скоту, как имущество, находящееся в полном распоряжении господина.

За убийство чужого раба полагается отдать его господину другого раба (или возместить его стоимость). За увечье, нанесенное чужому рабу (выбитый глаз, сломанная кость), возмещается половина стоимости раба. Если раб ударит свободного человека, то ему за это отрезают ухо.

Однако в отличие от времен III династии Ура принимаются меры к тому, чтобы свободный вавилонянин не попадал в рабство (только тяжелые преступления влекут за собой лишение свободы).

Главным способом превращения массы сограждан в рабов была долговая кабала, и именно ее законы Хаммурапи стремятся ограничить. Удивляться этому не приходится. Беспощадные действия ростовщиков, от которых страдали не только бедняки, но и многие собственники, вызывали всеобщее недовольство и наносили ущерб царю, который лишался подданных (ибо раб целиком принадлежал господину). Стоя на страже частной собственности, закон допускал взыскания долга и процентов, но вводил это взыскание в определенные рамки, обуздывая чрезмерные аппетиты хищных заимодавцев. Долг отрабатывал не сам должник, а его жена или дети, притом лишь в течение трек лет, причем в отличие от рабов эти кабальные люди охранялись законом и ростовщик отвечал жизнью своего сына за насильственную смерть сына должника, отрабатывающего долг отца.

Хотя о рабах в законах Хаммурапи говорится очень много, но они составляют лишь часть (хотя и довольно значительную) непосредственных производителей.

Наряду с ними эксплуатируются различные категории свободных. Кроме вышеупомянутых арендаторов, отдающих хозяину от 1 / 2 до 2 / 3 урожая, и кабальных людей, отрабатывающих долг главы семьи, упоминаются еще многочисленные батраки, не имеющие собственного хозяйства и получающие за свой труд натуральную или денежную заработную плату.

Наряду со всевозможными экономическими градациями в общей массе свободного населения различались еще чисто юридические категории. С одной стороны, упоминаются полноправные «сыны мужа» (мар-авелим), а с другой стороны, подданные (мушкену).

Последние были собственниками и частично даже рабовладельцами (быть может, связанными с дворцом), но юридические права их были ограничены (как предполагают, в связи с происхождением).

3а нанесение увечий мушкену виновник платил штраф, тогда как за членовредительство, нанесенное «сыну мужа», преступник карался по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»).

Царская власть при Хаммурапи имела деспотический характер и вмешивалась во все взаимоотношения между подданными. Во вступлении к своду законов говорится, что сами боги наделили царя неограниченными полномочиями.

Однако на практике царь считался с традиционными правами патриархальной семьи. Муж имел право убить на месте жену за измену и ее соблазнителя. 3а соучастие в убийстве супруга преступная жена сажалась на кол, а за дурное поведение и расточительство выгонялась из дому или даже обращалась в рабство. Сын, ударивший отца, наказывался отсечением кисти руки, в то время как избиение сына не считалось преступлением.

Иногда дети даже отвечали за преступления отца. Например, сын строителя подвергался смертной казни, если дом, построенный его небрежным отцом, обрушивался и под его развалинами погибал сын домовладельца (принцип талиона - «сын за сына»).

Но государственная власть вносит все-таки некоторые ограничения в суровое семейное право. Муж, оклеветавший невинную жену, должен дать ей почетный развод (с денежной компенсацией). Отец не может произвольно лишить сына наследства. Он может сделать это только по суду. Таким образом, органы государственной власти вмешивались в личную жизнь подданных, не говоря уже о том, что ирригационные сооружения создавались под наблюдением царя и использование их зависело от верховной власти и ее представителей на местах.

Никаких ограничений царя в его действиях законы Хаммурапи не предусматривают.

В поэтическом произведении (правда, относящемся к несколько более позднему времени) «Разговор господина с рабом» прямо говорится, что восстающего против царя или убивают, или ослепляют, или заключают в темницу. По-видимому, все это делалось без санкции суда, ибо в законах ничего об этом не говорится.

4. Вторжение касситов. При преемниках Хаммурапи центральная власть в Вавилонии вновь ослабевает. Происходит отпадение южных областей, а с северо-запада вторгаются народы Малой Азии хетты и касситы.

Если нашествие хеттов, разграбивших около 1595 г. до н. э. Вавилон, было лишь сокрушительным набегом, то касситы внедрялись постепенно и прочно. В середине II тысячелетия в Вавилонии утвердилась касситская династия (1518-1204 гг. до н. э.).

Завоеватели образовали господствующий слой военной знати, оттеснив на задний план туземных воинов.

Господство воинственных горцев, захвативших страну с высокой земледельческой культурой, было связано с известным регрессом. Так, возрождаются в известной степени сельские общины. Но в то же время широко начинают применяться малоизвестные прежде лошади и мулы (в военном деле и транспорте как упряжные животные). Совершенствуется земледельческая техника (появляется плуг-сеялка). Устанавливаются регулярные связи с Египтом (теперь уже безусловно прямые и непосредственные).

Таким образом, после короткой временной заминки поступательное движение возобновляется с новой силой.

Дальнейшие судьбы Вавилонии уже тесно связаны с историей Ассирии и будут рассматриваться в связи с ней.

— Источник—

Редер, Д.Г. История древнего мира. Часть 1/ Д.Г. Русин [и д.р.]. – М.: Просвещение, 1970.- 287 с.

Post Views: 223

На протяжении многих веков город Вавилон - "врата бога" - считался центром первого "мирового царства", наследниками которого выступали великие империи. Библия связывает основание города с именем Нимрода - правнука Ноя . Он же считается и строителем знаменитой Вавилонской башни. Ассирийские цари, жестоко расправлявшиеся с непокорными народами и стиравшие с лица земли и города, не просто сохраняли особый статус Вавилона, но и восстанавливали древние храмы, строили новые. О значении города в древнем мире свидетельствовало и то, что Александр Македонский, захвативший Вавилон в 331 г. до н. э., намеревался сделать его столицей своей империи. Память о Вавилоне надолго пережила сам город. Согласно исторической традиции, знаки царского достоинства византийских императоров и русских царей происходят также из Вавилона. В русском "Сказании о Вавилоне-граде" это описывается так: "Услышал же князь Владимер Киевский, что царь Василий получил из Вавилонского царства такие великие царские вещи, и послал к нему своего посла. Царь же Василй ради чести своей послал князю Владимеру в Киев в дарах сердоликову крабицу да мономахову шапочку." И с того времени прослышал великий князь Владимер Киевский Мономах. А ныне та шапочька в Московском государстве в соборной церкви. И как бывает властя поставление, тогда ради чину воскладывается на главу». Как же выглядел этот город, чьё имя стало нарицательным для многих народов?

Раскопки, производившиеся английскими археологами в начале XX в. н. э., позволили восстановить облик древнего города и его историю. Археологи доказали, что первые камни в его основание были заложены шумерами в начале III тысячелетия до н. э., но столицей государства город стал примерно в 1894 г. до н. э. когда в Двуречье вторглись племена амореев. В XVIII в. до н. э. при царе Хаммурапи Вавилон превратился в крупнейший политический и культурный центр всей Передней Азии.

В VII в. до н. э. знаменитый царь Навуходоносор развернул огромные строительные работы, превратившие Вавилон в роскошную столицу мира. Руины грандиозных и величественных построек, воздвигнутых Навуходоносором , сохранились до наших дней.

Карта Вавилонского царства

Когда в V в. до н. э. греческий географ и историк Геродот посетил этот город, он был потрясён его размерами и величием. В то время Вавилон входил в состав персидской державы, но ещё сохранял положение величайшего города мира, а проживало в нём более одного миллиона жителей. Жилые кварталы тянулись по обе стороны Евфрата длинной полосой. Город был окружён глубоким рвом, заполненным водой, и тремя поясами высоких кирпичных стен, увенчанных башнями. Крепостные стены достигали в высоту 20 м, а в ширину - 15 м, имели 100 ворот из кованой меди. Парадным входом служили ворота богини Иштар, облицованные синими глазурованными изразцами с чередующимися барельефными изображениями животных (575 фигур быков, львов и фантастических драконов-сиррухов). Улицы древнего города совсем не напоминали хаотичную планировку большинства городов Востока, а были расположены в соответствии с чётким планом: одни шли параллельно реке, другие пересекали их под прямым углом. Жители Вавилонского царства застраивали улицы трёх и четырёхэтажными домами. Главные улицы были выложены камнем.

В северной части города, на левом берегу реки, возвышался большой каменный дворец, построенный Навуходоносором, а по другую сторону - главный храм столицы, достигавший высоты восьмиэтажного дома.

В основании храм представлял собой прямоугольник со сторонами 650 и 450 м. В нем находилось святилище со статуей бога Мардука и чистого золота весом около 20 т., а так же ложе и золотой стол . Сюда могла входить лишь особая избранница - жрица. Геродоту рассказывали, «будто сам бог посещает этот храм и отдыхает на ложе». Невдалеке от храма возвышалась легендарная ступенчатая семиэтажная Вавилонская башня высотой 90 м. Археологи обнаружили её фундамент и остатки стен.

История государства Вавилон

Следует отметить, что Вавилон впервые возвысился над другими городами Двуречья и стал столицей государства, объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии, ещё в XX в. до н. э. Несмотря на то что это объединение просуществовало лишь на протяжении жизни одного поколения, оно надолго сохранилось в памяти людей. Вавилон остался традиционным центром страны до конца существования аккадского языка и клинописной культуры.

Это было время расцвета городской культуры, развития литературы и законодательства. Именно в этот период были унифицированы и записаны знаменитые законы царя Хаммурапи .

В 1595 г. до н. э., после того как в Месопотамию вторглись хетты, власть в Вавилонии захватили кочевники-касситы. Их правление продолжалось более 400 лет.

Последующие столетия государство Вавилон сохранял формальную независимость, но всё больше оказывался под политическим влиянием северного соседа - . Но вот её господству был положен конец. Начался новый период подъёма Вавилона .

Особого могущества империя достигла в период правления сына покорителя Ассирии Набопаласара - Навуходоносора. Были окончательно подчинены Сирия и Палестина. Вавилон перестроили, и он стал крупнейшим центром международной торговли. Это время подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития всей Передней Азии. После долгих войн здесь наконец установился относительный мир.

Весь Ближний Восток был разделён между тремя великими державами - Вавилонией, Мидией и . У них сохранялись настороженные, даже враждебные отношения, но крупных переделов сфер влияния уже не происходило.

Прошло полстолетия, и новая угроза процветанию пришла с востока. В 553 г. до н. э. началась война между Мидией и её восставшими подданными - персами .

Вавилон в эпоху Нововавилонского царства VI в. до н.э. реконструкция

Вавилон поражал воображение иноземцев своей архитектурой. Одно из семи чудес света - висячие сады Семирамиды были сооружены на искусственных террасах, где высаживались пальмы, фиги и другие деревья. Царица Семирамида на самом деле не имела к ним никакого отношения. Сады построил Навуходоносор для своей жены Нитокрис, страдавшей от душного климата Месопотамии, вдали от родных гор и лесов, откуда она была родом. Вавилонская царица Нитокрис снискала себе славу благодаря строительству плотин, оросительных каналов и большого разводного моста, соединявшего две части столицы. Мост был сложен из больших необтёсанных камней, скреплённых специальным раствором и свинцом. Его средняя часть, сделанная из брёвен, на ночь разбиралась.

В 312 г. до н. э. один из полководцев Александра Македонского - Селевк, ставший правителем обширной ближневосточной империи, переселил большую часть жителей «вечного города» в свою новую столицу Селевкию, расположенную недалеко от Вавилона. А древняя мировая столица утратила своё прежнее положение и через несколько столетий окончательно была погребена под пылью веков.