Пакетботы святой петр и павел

Великая Северная экспедиция была осуществлена русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии в 1733—1743 годах. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов, за каждым из которых был закреплен свой участок. Витусу Берингу было поручено возглавить Великую Северную экспедицию. В его задачи входила не только координация работы всей экспедиции, но и непосредственное руководство одним из ее отрядов. Помощником Беринга вновь, как и в Первой Камчатской экспедиции, был назначен Алексей Чириков. Беринг и Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья.

Все необходимое снаряжение и продовольствие для экспедиции было подготовлено к лету 1740 года. Тогда же в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева была закончена постройка двух судов. 8 сентября 1740 года пакетботы «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел» под командованием Чирикова вышли из Охотска. Суда прошли между южной оконечностью Камчатки, называемой мыс Лопатка, и самым северным из Курильских островов. Пройдя 26 сентября пролив, они продолжали идти курсом на северо-запад по направлению к Авачинской бухте. 27 сентября пакетботы подошли к Авачинской бухте, однако тут им встретился густой туман и штормовая погода, так что они были вынуждены снова выйти в море. Наконец 6 октября 1740 года участникам экспедиции удалось войти в Авачинскую бухту и в тот же день стать на место зимовки, которое они назвали Петропавловским портом, поскольку оба судна, носившие имена святых Петра и Павла, были первыми кораблями, которые воспользовались этой гаванью. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

В течение всей зимы между офицерами шли рассуждения о дальнейшем маршруте. Был созван совет из всех офицеров и штурманов, на который, согласно инструкции, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии Делакройер, француз по происхождению. Мнения участников совета разделились: были предложения плыть на северо-восток, на восток, а Делакройер предложил плыть на юго-восток, где, по его мнению, должна была находиться так называемая земля Хуана де Гама. После обсуждения было принято решение исследовать эту землю, а затем продолжить путь к берегам Америки.

2 Мыс св. Илии

Утром 4 июня 1741 года «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Авачинской бухты. Участники экспедиции рассчитывали уложиться в такие сроки, чтобы к концу сентября снова вернуться сюда же.

Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно. Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли — суда разлучились. В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток.

Около четырех недель «Святой Петр» продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли — корабль шел вдоль Алеутских островов. 16 июля 1741 года участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка.

«Мы поплыли дальше, стремясь подойти ближе к берегу, но из-за небольшой силы и переменчивости направления ветра не могли достигнуть его ранее, чем 20 июля, когда вечером в 6 часов бросили якорь на глубине двадцати двух сажен на мягком глинистом грунте вблизи довольно большого острова, расположенного неподалеку от материка. В 8 часов вечера мы послали к берегу шлюпку с заданием — разыскать пресную воду и нашу большую лодку с флот-мастером, ныне капитаном, Софроном Хитрово, чтобы подробнее разведать бухту и побережье и выяснить, не найдется ли более удобного рейда или гавани. Лодка скоро вернулась к кораблю, и Хитрово доложил, что в проходе между несколькими островами, расположенными в недалеком расстоянии, имеется хороший рейд, в котором можно укрыться от ветров почти всех направлений», — писал участник экспедиции Свен Ваксель. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на американский берег.

Хитрово рассказал участникам экспедиции, что на одном из островов он обнаружил несколько небольших построек. Он отметил, что местные жители, очевидно, имеют топоры и ножи, так как их постройки обшиты гладкими досками и украшены резьбой. Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина. Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем).

Участники экспедиции пополнили запасы пресной воды, и 21 июля в 6 часов утра отошли от этого места. На карте они пометили название этого места «мыс св. Илии», так как оно представляло собой длинную выступающую полосу земли, а по календарю день, в который они прибыли к этому месту, был обозначен днем св. Илии. Позднее, уже в 19 веке, остров получил название Каяк.

3 Острова Шумагина

Экспедиция продолжила путь, двигаясь на запад. К концу августа участники экспедиции стали сильно хворать цингой. Запас пресной воды понемногу приходил к концу, и было решено снова поискать землю. 29 августа экипаж «Святого Петра» увидел землю с севера, а 30 августа бросил якорь между несколькими островами. Острова обозначили Шумагинскими, так как там был похоронен первый умерший член команды, под фамилией Шумагин.

Не смотря на плохое качество воды, было принято решение запастись ей в максимальных количествах. На это ушел целый день. Ночью участники экспедиции заметили огонь на берегу соседнего небольшого острова. На следующий день была подготовлена шлюпка, и шесть человек, включая переводчика, отправились на остров. Они отплыли от судна утром и благополучно достигли острова, там они нашли костер, в котором еще не погас огонь, но люди уже исчезли.


Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя)

После исследования острова экипаж снова вышел в море, однако вынужден был вернуться, так как разыгрался юго-западный шторм, сопровождавшийся сильным ливнем. 5 сентября они снова пытались выйти в открытое море, но из-за сильного юго-западного ветра вынуждены были снова повернуть обратно. Однако эти промедления позволили участникам экспедиции все-таки познакомиться с местными жителями. С одного из близлежащих островов они услышали голоса и крики людей и увидели разведенный там костер. Вскоре показались две небольших байдарки, сделанные из тюленьих шкур. В каждой байдарке сидело по одному человеку. Они подплыли к «Святому Петру» и жестами приглашали выйти к ним на берег. На берег были посланы трое членов экипажа. Так произошла первая встреча с местными жителями — алеутами.

4 Остров Беринга

Обратный путь был тяжелым. Туманы и штормы затрудняли движение судна. Заканчивались вода и провиант. Цинга изводила людей. «Святой Петр» дрейфовал по морю до 4 ноября, когда в 8 часов утра экипаж корабля увидели землю — высокие горы, покрытые снегом. Приблизился к земле корабль уже с наступлением темноты. К вечеру начал усиливаться ветер. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Судно было сильно повреждено, но сумело встать на якорь.

6 ноября экипаж судна начал высаживаться на берег. В течение почти двух недель более здоровые участники экспедиции переправляли на берег больных товарищей. Беринга на носилках перенесли в специально подготовленную для него землянку. Во время высадки умерло девять человек. 28 ноября стоявший на якоре пакетбот штормом был выброшен на берег. Этому происшествию моряки не придали большого значения, так как были уверены, что находятся на Камчатке и смогут установить связь с местными жителями. Однако отправленные Берингом на разведку участники экспедиции, поднявшись на гору, установили, что место их высадки — необитаемый остров. Земля вся была покрыта снегом, с гор вытекала небольшая речка с отличной пресной водой, на берегу не росло никакого леса. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом.

Капитан Витус Беринг скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров будет назван в его честь. Оставшихся в живых моряков возглавил Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. На острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека. Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». Среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду. К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.


Смерть Витуса Беринга

Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.

«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля 1741 года достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11" с. ш. и 133° 57" з. д. Не найдя подходящего места для стоянки судна, экспедиция продолжила путь и 17 июля остановилась на широте 57° 50". На берег была отправлена шлюпка с десятью матросами для разведки окрестностей и отыскания места для стоянки. В течение нескольких дней на судне ожидали возвращения группы, а затем на их поиски решено было отправить боцмана с матросом и двумя плотниками. Эта группа также не вернулась обратно. Пройдя вдоль берегов Америки около 400 верст, 26 июля Чириков принял решение отправиться в обратный путь. На судне разыгралась цинга, и к концу сентября среди экипажа не было ни одного здорового человека. Моряки умирали один за одним. Был болен и Чириков, а с 20 сентября он уже не мог выйти из каюты. Управление судном перешло к штурману Елагину. Утром 6 октября штурман наконец заметил вдали берег Камчатки, а 9 октября корабль встал на якорь в Авачинском заливе.

Перезимовав в Авачинской губе и оправившись от болезни, в начале лета 1742 года Чириков с оставшимися в живых членами экипажа «Святого Павла» вновь отправился в плавание к берегам Америки. Экспедиции удалось дойти до западного острова Алеутской гряды (острова Атту), но сильные ветры и туман не позволили продолжить плавание. На обратном пути пакетбот прошел на расстоянии видимости мимо острова, на котором находились моряки с потерпевшего крушение «Святого Петра». 1 июля 1742 года Чириков вернулся на Камчатку, откуда участники экспедиции направились в Охотск.

Модели пакетботов «Святой Павел» и «Святой Петр» от Владислава Ждана Foto///httpblogs.modelsworld.ru

К концу лета 1740 года в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева были построены два пакетбота - «Св. Петр» и «Св. Павел», которые предназначались для исследований северной части Тихого океана по программе Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции.

Чертеж пакетбота для модельрования/ Foto///mochilskoe.ru

Это были четырнадцатипушечные однопалубные двухмачтовые суда с бригским парусным вооружением и хорошими мореходными качествами. Длина пакетбота 24,4 м, ширина 6,7 м, осадка 2,9 м, водоизмещение более 200 т, экипаж 75 человек. В начале сентября суда отправились в плавание. На флагманском пакетботе «Св. Петр» находился руководитель экспедиции командир В. Беринг. «Св. Павлом» командовал опытный» моряк лейтенант А. Чириков. В октябре экспедиция прибыла в Авачинскую губу и остановилась на зимовку в бухте, которую Беринг в честь пакетботов назвал Петропавловской. Позже и основанный здесь город был назван Петропавловском.

Пакетбот Святой Павел у берегов Аляски/

В июне 1741 года суда направились на юго-восток искать берега Америки. Во время шторма они потеряли друг друга и далее действовали порознь. А. Чириков стал первооткрывателем Северо-западного побережья Америки и Алеутских островов. В октябре его пакетбот благополучно вернулся в Авачинскую губу. «Св. Петр» на обратном пути к Камчатке подошел к неизвестному острову (ныне остров Беринга). Здесь 8(19) декабря 1741 года В. Беринг скончался.

Пакетбот «Святой апостол Пётр». История корабля

Корабль «русского Колумба» (даже если он датчанин)

Парусник строился на Охотской верфи для одного из отрядов Великой Северной (иначе Второй Камчатской) экспедиции непосредственно в ходе неё. Корабль спустили на воду 29 июня 1740 г., и он стал самым крупным в Охотской флотилии. Были построены два однотипных парусника, «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел», составившие отдельный отряд капитан-командора Беринга в составе обширной экспедиции.

Мореходность парусников была достаточно высокой, ведь целью данного отряда морской экспедиции было достигнуть американского континента и выяснить возможность сообщения между Камчаткой и Северной Америкой. Чаще всего класс этих кораблей определяют как пакетботы. Общепринятая реконструкция даёт их внешний вид как однопалубных двухмачтовых судов с парусным вооружением брига. Водоизмещение их было около 200 т, длина 24,4 м, команда каждого корабля составляла 75 человек.

Постройка достаточно крупных по местным меркам парусников на краю света и их последующее оснащение было делом сложным и длительным, охотские власти не горели желанием содействовать Берингу. В плавание корабли ушли только в начале сентября 1740 г., флагманский «Святой Пётр» под началом самого командора Витуса Беринга, а «Святой Павел» повёл капитан-лейтенанта Алексей Чириков, опытный моряк и помощник Беринга ещё по его первой экспедиции.

Вскоре мореплаватели вошли в открытую Берингом в 1829 г. Авачинскую губу на Камчатке и остановились на зимовку. Ещё в 1697 г. в этих местах казаками был заложен острог, а к осени 1740 г. мичман Иван Елагин на боте «Св. Гавриил» по заданию Беринга составил карты бухты и отстроил промежуточную базу морской экспедиции. Датой основания города-порта Петропавловск-Камчатский считается 6 октября 1740 г., день, когда в Авачинской бухте бросил якорь «Святой апостол Пётр».

В плавание на поиск пути к берегам Америки оба парусника вышли 4 июня 1741 г. Корабли экспедиции 20 июня были разбросаны штормом и не смогли найти друг друга в густом тумане. «Св. Пётр» под командованием Витуса Беринга пошёл на восток один. Он дошёл до берегов Америки на день позже «Св. Павла», 17 июля 1741 года. Парусник продолжил плавание вдоль южного побережья Аляски, на картах отмечались новые острова и архипелаги. Экипаж «Св. Петра» уже сильно страдал от цинги и недостатка пресной воды.

Последний раз пакетбот подошёл к очередному неисследованному острову 29 августа. Моряки «Св. Петра» впервые встретились с местными аборигенами, алеутами. Судно оставалось у острова неделю, набрав пресной воды и похоронив матроса Никиту Шумагина, первым из команды умершего от цинги. В его память была названа Берингом вся группа островов.

Затем парусник пошёл на запад, вдоль цепи Алеутских остров. К берегу уже не приставали. Командор Беринг уже не мог управлять кораблём из-за тяжёлой болезни. Моряки начали умирать от цинги, за следующие два месяца плавания экипаж «Св. Петра» потерял 12 человек, к концу подходил запас воды и продовольствия. Увидев 4 ноября вершины заснеженных гор, мореходы сначала решили, что это Камчатка и они практически спасены. Однако это был остров, один из тех, которые после этой экспедиции назовут Командорскими. На следующий день «Св. Пётр» встал на якорь близ берега острова, где команда решила зазимовать. Из-за отсутствия гавани пакетбот планировали вытащить на сушу, но 28 ноября поднявшийся ветер перебросил судно через прибрежные рифы, сильно поврежденный парусник уже никак не мог выйти в море. Но всех больных и бо́льшую часть запасов с корабля удалось спасти.

Место для зимовки оказалось относительно удачным. В бухту впадала речка с чистой водой, на острове оказалось множество непуганого морского зверя. Однако зимовать пришлось в наспех построенных покрытых брезентом землянках, моряки продолжали умирать от цинги - всего до весны не дожили ещё 19 членов экипажа. Витус Беринг скончался от неизвестной болезни 8 декабря 1841 г. Впоследствии этот остров был назван его именем.

«Святой Пётр» номер два. Русский моряк не сдаётся (даже если он швед)

Командование остатками экспедиции после смерти командора Беринга принял его старший помощник, лейтенант Савелий (Свен) Ваксель. Весной 1742 г. выжившие моряки начали строить новый парусник из частей полуразбитого «Святого Петра» и собранного на берегу пла́вника. Ни одного из трёх штатных корабельных плотников не осталось в живых, среди уцелевших офицеров корабля специалистов-судостроителей тоже не нашлось. Работами руководил сметливый матрос Савва Стародубцев из красноярских казаков. Он всего лишь успел поработать подручным на строительстве обоих пакетботов экспедиции на охотской верфи! В качестве средства спасения был заложен небольшой гукор, названный в память погибшего пакетбота «Святым Петром».

Кораблик спустили на воду на воду в начале августа, и 14 числа все 46 переживших зимовку моряков, еле поместившись на 11-метровом судне, вышли к родным берегам. 27 августа гукор «Святой Пётр» пришёл в Петропавловский порт. Небольшой парусник «Святой Пётр», несмотря на вроде бы кустарную постройку, оказался прочным и надёжным судном и прослужил целых 12 лет. Он пережил кораблекрушение осенью 1753 г. и погиб в 1755 г., разбившись в шторм у берегов Камчатки.

Из книги Техника и вооружение 2002 05 автора

Между востоком и западом - середина земли. Боевой огонь на Святой Руси "Как много дел считалось невозм ожными, пока не были осуществлены" Плиний Старший Из исторических источников нам известно, что воинам древней Руси приходилось неоднократно сталкиваться с «греческим

Из книги «Сапер ошибается один раз» [Войска переднего края] автора Драбкин Артем Владимирович

Жалин Петр Кондратьевич (интервью Юрия Трифонова) - Я родился 14 сентября 1926 года в деревне Лисова Буда Жуковского сельсовета Монастырщинского района Смоленской области. Родители мои были крестьянами-бедняками, в семье было девять детей. Отец был участником

Из книги Техника и вооружение 2012 12 автора Журнал «Техника и вооружение»

Атомный подводный крейсер Тихоокеанского флота «Святой Георгий Победоносец» Репортаж С. Коновалова. АПКСН «Святой Георгий Победоносец» под командованием капитана 1 ранга Сергея Немогущего вернулся в базу постоянного базирования п. Рыбачий после выполнения боевой

Из книги Артиллерия российских мониторов автора Амирханов Леонид Ильясович

«Петр Великий» Переход американского монитора «Miantonomoh» через Атлантику из Нью-Йорка в Кронштадт произвел огромное впечатление на специалистов. Известный кораблестроитель контр-адмирал А.А.Попов не только посетил «Miantonomoh», но и совершил на нем плавание от Гамбурга до

Из книги Нож в спину. История предательства автора Млечин Леонид Михайлович

ПОГЛАВНИК АНТЕ ПАВЕЛИЧ И СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ Многое в большой политике объясняет личный интерес. Предательство в годы Второй мировой оказалось выгодным делом. Охотнее других помогали Гитлеру хорваты, которым фюрер подарил государство.«На разных участках сербско-хорватской

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Владимир I Святославович Святой Креститель Руси, он же братоубийца и защитник Отчизны от народа печенегов Князь Владимир осаждает КорсуньБудущий креститель Руси был незаконным сыном князя-воителя Святослава от ключницы Малуши. В 970 году отец, отправляясь в поход, из

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Пакетбот «Саванна» К началу XIX в. Северную Атлантику с запада на восток и обратно регулярно пересекали так называемые пакетботы – суда, предназначенные, прежде всего, для перевозки почты. Это были корабли (тип трехмачтового парусника, несущего полную – корабельную –

Из книги Русские агенты ЦРУ автора Харт Джон Лаймонд

Петр Попов Чтобы пролить свет на дело Попова, воспользуемся проведенными ЦРУ психологическими тестами, а также выводами, сделанными мною на основании истории его жизни, рассказанной им самим. Последняя, однако, была изложена Поповым весьма бессистемно, его рассказ

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

Из книги Путь к империи автора Бонапарт Наполеон

Максимы и мысли узника Святой Елены (рукопись, найденная в бумагах Лас Каза) Предисловие английского издателяИзвестно, что после жестокого обращения, коему подвергся господин де Лас Каз со стороны британского министерства и губернатора острова Святой Елены,

Из книги Жуков. Портрет на фоне эпохи автора Отхмезури Лаша

Святой Георгий, сошедший со старинной иконы Самолет Жукова приземлился в московском аэропорту 26 октября. Знал ли маршал, что его ждет? Нет, по версии его дочери Эллы, которая приехала его встречать вместе со своей матерью, Александрой Диевной, и сестрой, Эрой. «Когда он уже

Из книги Я дрался на Т-34 [Обе книги одним томом] автора Драбкин Артем Владимирович

Кириченко Петр Ильич Честно говоря, я считаю, что радист в Т-34 был не нужен. Я родился в интеллигентной семье в Таганроге. Мой отец, горный инженер, закончил Петербургский горный институт. Мать – преподаватель немецкого языка. В тридцать шестом году мы переехали в Москву.

Из книги Мы дрались на истребителях [Два бестселлера одним томом] автора Драбкин Артем Владимирович

Рассадкин Петр Алексеевич Родился в деревне Спаско-Коркодино Клинского района Московской области. Окончил семилетку. Думаю, надо еще куда-то поступить – 7 классов это же мало.– Перед тем, как вы уехали из деревни в город, как жилось в Подмосковье?– Очень хорошо. Я любил

Из книги Шакал (Тайная война Карлоса Шакала) автора Фоллейн Джон

МАРКС И СВЯТОЙ КРЕСТ Я подтверждаю, что меня зовут Ильич Рамирес Санчес, или Карлос. Я родился в 1949 году в Каракасе в Венесуэле. Моя профессия - международный революционер. (Карлос на допросе во французской контрразведке). Никто не спорил относительно того, какую фамилию

Из книги На передних рубежах радиолокации автора Млечин Виктор Владимирович

Пётр Степанович Плешаков В конце 1952 года (если не ошибаюсь) меня вызвал Геннадий Яковлевич Гуськов, в то время начальник лаборатории, и сказал: «Виктор, тебе предстоит провести собеседование с военными, изложишь им особенности работы нашей станции, в частности, их

Из книги Штрихи к портретам: Генерал КГБ рассказывает автора Нордман Эдуард Богуславович

ПЕТР МАШЕРОВ Осенью 1953 года проходил Пленум ЦК КПБ. Заседали три дня. В зале духота, народу – человек 400. Все устали от речей и долгого сидения. Зал приглушенно гудел. Кто слушал вполуха, а кто вполголоса рассказывал анекдоты.Мы, пинчане, обменивались мнениями.– Ну чего