Обыкновенный крот: роль в природе и для человека. Природное сообщество – луг Роль крота в сообществе луг

Урок окружающего мира на тему «Луг» (3 класс)

I. Организационный момент.

Здравствуйте!

Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем активны, внимательны,
И очень старательны.

Ребята, меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

На уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку, и необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

Ребята, вы знаете что такое природное сообщество? (ответы детей) Давайте попробуем вместе подобрать определение.

Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, взаимно влияющих друг на друга и на окружающую среду.

Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока. Разгадайте кроссворд.

(Кроссворд на доске).

    Назовите самое богатое и разнообразное природное сообщество России. (Лес)

    Не жужжу, когда лежу,
    Не жужжу, когда хожу.
    Если в воздухе кружусь,
    Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

    Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. (Экология).

Сегодня мы:

    П ознакомимся с природным сообществом луга.

    Вспомним свои наблюдения на лугу.

    Узнаем, какие растения, животные там живут.

    Сравним природное сообщество луга и леса.

    Определим, какое значение луг имеет для человека.

Ребята, а вы знаете чем отличается луг от леса? ( Растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли достаточно ровная).

Луг – природное сообщество, в котором преобладают многолетние травянистые травы в условиях достаточного или избыточного увлажнения.

II. Изучение нового материала.

Лес не сплошной стеной тянется. Вот деревья как бы остановились на границе, за которой началось большое открытое пространство, поросшее травой. Это луг - целый ковёр разнообразных цветов. Какие растения растут на лугах? (ответы детей)

Здесь и желтые лютики, и белые ромашки, и голубые колокольчики… Какой красивый букет можно составить из этих цветов. А сколько здесь бабочек.

Как вы думаете, где располагаются луга? (ответы детей)

Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Но сельский житель, которому надо кормить домашний скот, на такой луг не взглянет. Травы здесь малопитательные, а порой и ядовитые, и хорошего сена они не дадут. Он будет искать в долинах рек луг с ценными злаковыми кормовыми травами: мятликом, тимофеевкой, лисохвостом. Такой луг имеет изумрудно-зеленый цвет, на котором пятнами выделяются клевер, мышиный горошек чина. Все эти травы - прекрасный корм для животных и летом, и зимой!.

Два луга - и такие различия! Дело в том, что весной в половодье реки затапливают берега. Почва вместе с многолетними травами оказывается под водой. А потом, когда вода сойдет, в затопленной прежде долине остаются ил другие питательные вещества, которые помогают бурному росту сочной травы. Так на низких берегах рек образуются луга с разнообразными травами – прекрасные пастбища для скота.

Как вы считаете, можно ли проследить ярусность среди растений луга? Почему одни растения выше, а другие – ниже? ( луговые травы растут ярусами - этажами; выше всех светолюбивые, ниже - теневыносливые.)

Рассмотрите рисунок. Какое значение имеет луг для человека? (Пастбище, мёд, лекарственные растения, грибы, ягоды, сенокос, место отдыха)

Давайте познакомимся поближе с некоторым растениями.

Отгадайте загадку:

    Колосится в поле рожь

Там во ржи цветок найдёшь.

Хоть не красный он, а синий

Всё ж на звёздочку похож. (Василёк)

Василёк луговой - многолетнее травянистое растение. У него прямостоячие, крепкие, шероховатые на ощупь побеги. Листья - удлинённые, седоватые. Цветёт в течение всего , украшая луга и поляны яркими розовыми, голубыми и синими пятнами. Отдельные цветущие растения могут встретиться даже осенью, после листопада. Васильки - хорошие медоносы. Используется в народной медицине, обладает мочегонным, желчегонным, противовоспалительным, обезболивающим действием.

Загадка:

    Эй, звоночек сини й !

С языком, а звону нет! (Колокольчик)

Колокольчик - растение светолюбивое, холодостойкое и влаголюбивое. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид - форму колокола. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубенчиками. Особенность у них такая – солнечная погода: полностью раскрыты, начался дождь – они плотно закрылись. В природе встречается более 150 видов колокольчиков.

Загадка:

    Белая корзина золотое донце. (Ромашка)

Растение, которое мы называем ромашкой, оказывается не ромашка, а нивяник обыкновенный , он внесён в Красную книгу, а у ромашки совсем другие листья. Это многолетнее растение, зацветает в конце мая - начале июня и цветёт 40-45 дней. Нивяник предпочитает хорошо освещённые места. Запаха у цветков растения нет. Именно цветки поповника используют для игры в “любит, не любит”. Венки из ромашки делают также именно из поповника. Это чисто декоративное растение!

Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. (Работа с гербарными экземплярами, фото).

Среди растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.

Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить.

А вот белый клевер - растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху, словом, он всем хорош, но вот меньше красного клевера. И поэтому на лугу, где растет белый клевер, меньше косят сена. Придите к вечеру на луг, где растет клевер, и увидите, что листочки клевера приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера спасаются от ночного холода.

Мышиный горошек - это растение, очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Так и растет - ведь стебелек у мышиного горошка совсем слабенький, вот и приходится ему опираться на “соседей”. В много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.

Запомните, они ядовиты:


Калужница Лютик

Осенью жизнь на лугу замирает. Надземные части растений желтеют и засыхают. У однолетних в почве зимуют семена, у многолетних – луковицы, корневища, клубни. Весной из них появляются новые растения.

На всех лугах в изобилии прыгают, ползают, летают насекомые: кобылки и кузнечик, бабочки, пчёлы, мухи, шмели. Много здесь и пауков, которые ловят в свои сети зазевавшихся мошек. С жалобным криком над лугом пролетает хищный канюк, высматривая в траве мышей.

То тут, то там на лугу встречаются холмики свежей земли – кротовины. Крот – насекомоядное животное. Перемещаясь по прорытым ходам в почве, он поедает насекомых и их личинки, червей, мокриц, многоножек.

Как вы думаете, какую роль играет крот в сообществе луг? Почему на лугу не селятся большие животные?

III. Физминутка.

Большинство взрослых насекомых не доживает до зимы. Срок их жизни – один – два теплых месяца. Вот тихо сидит на травинке пёстрый летний мотылёк. Почти месяц он кружил над цветами, пил медовый нектар.

Есть и зимующие насекомые. Бабочки наших лугов – крапивница, траурница и павлиний глаз заберутся осенью глубоко в кучу сухих растений и там в глубоком сне, переживут зиму.

Что вы знаете о бабочке? (ответы детей)

Бабочка – украшение для лугов. У них очень плохая память. Поэтому они собирают нектар только с одного вида – того, который им первым встретится на пути. Нектар добывают при помощи хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют . Только из опыленного цветка вырастет плод растения. Если истребить бабочек, то некому будет опылять растения, цветы, поэтому не будет урожая. К сожаления, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка махаон, самая большая бабочка России, встречается крайне редко. Она занесена в Красную книгу .

Самое прожорливое насекомое на планете. (Стрекоза)

Что про неё вы знаете?

Стрекоза – полезное насекомое. Крупное, с подвижной головой, большими глазами, короткими усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком. При полёте стрекозы машут передней и задней парами крыльев поочерёдно, добиваясь большей скорости. Это воздушные хищники – они на схватывают мух, комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь. Одной из особенностей её глаз является способность оценивать окружающую обстановку с помощью измерения температуры животных и предметов. Это помогает ей наиболее верно ориентироваться в пространстве и находить подходящую добычу.

А вот еще один интересный обитатель луга: кузнечик.

Кузнечик – это интересное насекомое. Задние ноги у него длинные, нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Во время опасности кузнечик подбирает свои ноги под себя. Ноги, как пружины, выпрямляются и бросают кузнечика далеко вперед. На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле твердая жилка. Треск получается от трения ноги о крыло. На ногах кузнечика есть очень дырочки – это уши. Поэтому слышит кузнечик ногами .

Как одним словом назвать всех этих живых существ, о которых мы сейчас говорили? (Насекомые)

Кроме них, на лугу живут и другие представители животного мира. Давайте прочитаем о них.

Как же живут все обитатели луга? (Сообща, поэтому луг называют природным сообществом)

I V . Закрепление изученного.

    Что же значит луг для человека? (Место отдыха, место выпаса скота, место заготовки корма для скота)

    Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие? Кто наносит природе больший вред? (Человек)

    Чем он может навредить? (Рвать траву, уничтожать , насекомых, сжигать траву, пасти животных бездумно)

К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для экосистемы в целом.

    Есть ли связь между растениями и насекомыми луга?

Сегодня нам предстоит работа в паре. Какие правила нужно при этом соблюдать? (Выслушивать все мнения, принимать общее решение, работать сообща.)

Проведём экологическую игру “Найди ошибку в рассказе”. Затем вы составите памятку «Как вести себя на лугу».

(Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на 2 человека)

Этим группа ребят ходила на экскурсию на луга около реки. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните карандашом.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

    Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие? (Каждая группа называет по одной ошибке)

    Как нужно себя вести на природе? (ответы детей)

    Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природного сообщества? ( Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие.)

V . Рефлексия.

Я благодарю вас за урок. До свидания.

Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 3 класс по системе Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг, на формирование у учащихся учебно-организационных умений: определять цель, планировать, работать по плану, контролировать свою деятельность; на формирование учебно-интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, наблюдать, выделять главное; на развитие умения работать с разными источниками информации: учебником, энциклопедиями. Большое внимание уделяется самостоятельному добыванию знаний. Учащиеся на уроке не просто пассивные слушатели, а наблюдатели, исследователи.

Задания, используемые на занятии, создают условия для развития активной жизненной позиции, моторики, фантазии, познавательных процессов и расширяют у детей младшего школьного возраста представления об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе по системе Л.В.Занкова

Тема: Луг - природное сообщество.

Цели: способствовать формированию представлений учащихся о луге, как о природном сооб-

Ществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга; с ролью человека .

Задачи:

предметные: - выяснить, почему луг называют природным сообществом;

Какие живые организмы встречаются на лугу;

Какие растения растут в этом сообществе?

Выяснить какую роль играет человек в этом природном сообществе.

метапредметные:

Помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;

Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать

Пути её решения;

Способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравни-

Вать, обобщать и делать выводы;

Способствовать развитию коммуникативных навыков: уметь грамотно и доходчиво объяснять

Свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению, получать графическую

Информацию;

Создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Планируемые результаты:

1. Знать, как связаны между собой организмы в сообществе.

2.Иметь представление о влиянии человека на сообщество и значение сообщества для человека.

3.Знать, как нужно охранять луга .

Оборудование:

  1. Проектор.
  2. Ноутбук
  3. Таблица «Луг».
  4. Материал для работы в группах.
  5. Маршрутные листы для детей.
  6. «Модель урока».

Ход урока.

  1. Настрой на урок.

На доске слова:

Я умею думать,

Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять.

Как вы думаете, почему эти строчки являются началом нашего урока?

А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать?

Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания. (Приложение 1.)

Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руку, пожелайте удачи.

  1. Моделирование урока.

Сегодня урок-исследование. Что значит исследовать? Вот модель нашего урока

- Перед вами маршрутные листы. Отметьте в них какое у вас настроение в начале урока.

Маршрутный лист

  1. Актуализация знаний.

Зачем нам нужен этот этап?

Во-первых расскажите, какая сегодня погода.

(Дежурный рассказывает о состоянии погоды).

  1. беседа по пройденному материалу.

Что такое луг?

Где располагаются луга?

Почему на лугах не растут деревья?

Можно ли проследить ярусность среди растений луга? (Слайды 1,2,3,4,5) .

  1. проверка домашнего задания.

Найдите лишнее:

Тимофеевка, чина луговая, мятлик, папоротник.

Горошек мышиный, клевер, орешник, ромашка.

Почему эти растения лишние? Почему эти растения там могут расти?

Учитель. А теперь немножко отдохнём. Давайте выполним упражнения «Перекрёстные шаги», «Крюки».

4. Постановка цели.

Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится луг. Пестрят лиловые корзины васильков, голубые колокольчики, шалфей. Через несколько недель этот луг погиб. Почему?

Наш луг прекрасен. И наша задача - сделать его живым. Что для этого необходимо?

Растения находят своё питание, проводя всю жизнь на одном месте. Зелёные растения сами производят себе питание. Но только ли питание необходимо растениям?

Вспомните, что произошло с лесом, в котором было много насекомых?

Может ли такое случиться с лугом?

Цель нашего урока: узнать, какие существуют связи на лугу.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о её разнообразии, о жизни животных и растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

  1. Изучение нового материала.
  1. Насекомые луга.

Есть растения, значит есть и насекомые. Какие же насекомые живут на лугу?

(Слайд 6,7,8).

  1. Работа в группах.

Дети работают с текстами.

Группа 1:

  1. Прочитайте текст и постарайтесь рассказать ребятам самое интересное.
  2. К какому типу животных вы отнесёте пчелу?
  3. К какому типу по способу питания отнесёте пчелу?

Пчела.

Пчела может видеть зелёный, голубой и ультрафиолетовый цвета (последний, кстати, человек не может видеть). Однако для пчелы не существует чистого красного цвета, который она видит как чёрный.

У пчелы есть корзиночки, куда она складывает цветочную пыльцу. Если пчела ужалит, то и сама умрёт. Пчёл не надо трогать. Пчела живёт мало - чуть больше месяца.

А знаете ли вы, что…

…. В пчелином улье каждая пчела имеет свою «профессию»? В улье только одна пчела-матка. Это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых потом выведутся молодые пчёлы.

….Пчела-матка живёт в самой глубине улья и никогда не выходит из него? Как же она питается? (Подумайте сами).

…..правильно. эти пчёлы поменьше матки, но их в улье может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчёлы работают с восхода солнца и до самого заката, собирая с цветков нектар, который потом перерабатывают в мёд. Также рабочие пчёлы собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов.

….пчела -строитель строит соты, в которых хранится мёд и в которых растут маленькие пчёлки-личинки.

……за яйцами и личинками пчёл ухаживают пчёлы-няньки.

……есть в пчелиной семье пчёлы-уборщицы, которые следят за чистотой в улье и выбрасывают из него мусор.

…..но есть и трутни - это пчёлы, которые ничего не делают, только едят мёд. Когда в улье становится мало мёда, пчёлы выгоняют трутней-бездельников.

Несмотря на разделение обязанностей, есть дела, которыми пчёлы занимаются сообща. Так, в жару пчёлы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинают быстро махать крылышками, как маленькие вентиляторы. Жало у пчёл - только для защиты, а не нападения (в отличие от ос). Ужалив, пчела обычно погибает. Вот так и живёт пчелиная семья. (Слайд 7)

Группа 2:

  1. К какому типу животных вы отнесёте божью коровку?
  2. К какому типу по способу питания отнесёте божью коровку?

Божья коровка.

Божья коровка - очень старое народное название. В России его издавна так называют. Название «божья» идёт скорее всего оттого, что этот жучок производит впечатление незлобивого и трогательного создания. По аналогии «божий человек» - так называют доверчивых и безобидных людей. Яркая окраска этого жука предупреждает о его несъедобности. Если же ящерица или птица, не считаясь с этим предупреждением, схватит жука. То он выпустит из брюшка яркую жёлтую каплю-молочко с неприятным запахом. И личинки, и взрослые божьи коровки питаются мелкими насекомыми. Так взрослые жуки уничтожают вредителей растений - тлей, за день один жук может съесть до 200 тлей. А личинки божьей коровки вдвое прожорливее. (Слайд 10)

Группа 3:

1. Прочитайте текст и расскажите самое интересное ребятам.

  1. К какому типу животных вы отнесёте стрекозу?
  2. К какому типу по способу питания отнесёте стрекозу?

Стрекоза.

Самое прожорливое животное - стрекоза. С виду это изящное существо, которое порхает себе беззаботно над растениями, и даже не видно, что она когда-нибудь ест. Стрекоза-коромысло в поисках своего любимого лакомства - мух - способна пролететь за один час 100км и делает при этом 1600 взмахов своими изящными прозрачными крылышками. Причём за этот час эта обжора может проглотить…целых 20 мух.

Стрекоза - коромысло может и в самом деле кому-то показаться попрыгуньей, потому что никогда не летает прямо. Она то резко взмывает вверх, то падает вниз, тут же резко поворачивает вбок, так что никакой мухе от неё не увернуться. Стрекоза и видит прекрасно (Почему?)

Проверка выполнения задания. Работа со слайдом.

Упражнения перед самостоятельной работой: «Восьмёрки для глаз со скрещиванием рук», «Кулак-ребро-ладонь» (Приложение 3).

  1. Бабочки.

Отгадайте загадку:

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

У большинства бабочек плохая память, поэтому они собирают нектар только с одного вида цветов - того, который им встретился первым. Они питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка.

Почему говорят, что «если бабочек прогнать, урожая не видать»?

(Слайды 9,10).

Но, к сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка махаон, самая большая бабочка России (до 16 см) встречается крайне редко - занесена в Красную книгу. Но не все бабочки полезны.

Насекомых на лугу больше, чем в лесу. Почему? Чем питаются насекомые? Сделайте вывод.

(Растительноядные, хищники, всеядные).

  1. Птицы луга. (Слайд 12).

Каких представителей животного мира вы ещё встретите на лугу?

(Жаворонки - питаются преимущественно насекомыми и полузрелыми семенами травянистых растений, замечательные певцы, это перелётные птицы, прилетают к нам в конце марта.

Сова(болотная) устраивает гнездо в высокой траве, питается мелкими грызунами.

Кулик - звуки издаёт при помощи перьев хвоста и звуки эти похожи на блеяние барашка.

Трясогузка - гнездится на земле.

Чибисы, перепёлки 0 птицы выводкового типа (птенцы уже зрячие, опушённые и достают корм сами).

Коростель или дергач (издаёт звуки «дёрг-дёрг»)- все перемещения совершает по земле.)

Многие птицы прилетают покормится на луг.

Вывод: видов птиц немного.

  1. Звери луга. (Слайд 13)

Почему много грызунов и мелких животных?

Среди животных - это кроты. Питаются дождевыми червями, личинками насекомых. Зимой спят.

Землеройка - самый крошечный зверёк на земле больше двух часов без корма не может обходиться - умрёт.

Кто охотится на мелких грызунов?

6) Сообщения учащихся о животных луга.

6.Физминутка. (релаксация).

«Путешествие на облаке» . Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

7.Составление цепей питания. (работа в группах). Оценка работы.

Составьте цепь питания, которая складывается на лугу.

Как связаны между собой клевер, крот, червь?

(Клевер —> червь—> крот)

Как связаны между собой ящерица, кузнечик, одуванчик?

(одуванчик —> кузнечик —> ящерица)

Как связаны колокольчик гусеница бабочки, трясогузка?

(колокольчик —> гусеница бабочки —> трясогузка)

Вывод : - На лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой, зависят друг от друга. Поэтому луг называют природным сообществом.

8.Обобщение.

Что дают луга человеку?

Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота? При заготовке сена?

Луг - стол и дом для насекомых, птиц, грызунов;

Корм для животных;

Лекарства;

Место отдыха.

Почему луг называют природным сообществом? Можно ли луг назвать степью?

Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом - прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.


Класс: 4

Цель урока: сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе.

Задачи:

– сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе;
– познакомить с разнообразием живых организмов луга, взаимосвязь между ними;
– развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
– рассматривать возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком;

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник А.А.Плешакова “Окружающий мир”, иллюстрации растений, насекомых, птиц и животных луга.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

– На столе текст № 1.
– Прочитайте текст и определите тему сегодняшнего урока.

Текст № 1.

Луга – обширные территории с травянистой растительностью, которые располагаются по низменным берегам рек и озер. Луг и лес живут рядом. Обоим сообществам хватает тепла и света. Почвы по составу похожи. Но лес не может расти прямо на берегу реки. Так как весной территория заливается водой при разливе реки. Деревья в такой влаге не могут расти. Травы же после схода воды быстро растут, так как талая вода приносит много ила, который является хорошим удобрением. Такие луга называют заливными. Люди никогда не селятся на лугах. Так как в половодье жилье будет затапливаться.

В природе встречаются еще один тип лугов – в горах. Это – альпийские луга, которые расположены высоко по склонам гор. Чем выше мы поднимаемся в горы, тем холоднее становится. Леса сменяют кустарники, а затем травы. За короткое лето на горных лугах травы успевают вырасти, отцвести и дать семена.

– Сегодня на уроке мы отправляемся в природное сообщество – луг. Ставим перед собой цели: познакомиться с разнообразием живых организмов луга, рассмотрим взаимосвязь между ними, их пищевые цепочки.

– Найдите в тексте, какая характерная растительность луга.
– Как луг и лес расположены?
– Какие луга называют заливными?
– Какие луга называют альпийскими?

3. Изучение нового материала.

Сообщение учителя. (О растениях.)

– У луговых растений тоже есть свои ярусы – этажи, но они выражены не так ярко, как в лесу. Выше всех на лугу растут светолюбивые травы, ниже – тенелюбивые.
– Посмотрите на иллюстрации.

– Прочитайте сообщение о мышином горошке, об одуванчике, о мятлике, о репейнике.

Текст № 2.

1) Мышиный горошек растет, цепляясь за другие растения усиками. Созревает в стручках и с силой разбрасывается вокруг, когда стручок лопается.

2) У одуванчика легкие семена и их разносит ветер.

3) Мятлик. Его семена плохо намокают. Они легкие и как кораблики плывут по воде после дождя.

4) Репейник. Его семена имеют зацепы, которые прикрепляются к шерсти животных и “переезжают” на новые места.

Сообщение учителя:

– Травянистые растения растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений – цветы. Среди них есть кормовые и медоносные, лекарственные растения, растения, занесенные в Красную книгу. Их надо беречь, не рвать. А есть и ядовитые растения.

Сообщение ученика о ядовитом растении – вех ядовитый.

Сообщение учителя (о насекомых).

– Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живет. Но если прислушаться…(включаю звуки луга).
– Какие знакомые звуки вы услышали?
– Каких животных больше на лугу? (Насекомых)

– Назовите знакомых насекомых.
– Среди луговых насекомых можно встретить хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек; всеядных муравьев, которые питаются другими насекомыми, а также соком и нектаром растений.

Отгадайте загадки:

1) Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет. (Бабочка.)

2) На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

3) Черен, а не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит, воет,
Сядет, землю роет. (Жук.)

– На лугу живут жуки – санитары луга. Это жук – могильщик и жук – навозник.
– Прочитайте текст о жуке – могильщике.

Текст № 3.

Жук – могильщик ловко обманывает своих врагов. Оранжевые полоски на крыльях делают его похожим на шмеля, и если на него кто-то нападет, жук начинает гудеть как шмель. Если на земле лежит мертвая мышь, то гораздо раньше, чем ее учует лисица, рядом окажется маленький жучок, сантиметра в два в длину.

– Почему жука – могильщика называют санитаром луга?

Физкультминутка.

Бабочка вспорхнула,
Крыльями взмахнула.
Тут кузнечик скок-скок.
Пчелка летит с цветка на цветок.
Трясогузка хвостиком трясет.
Перепел из земли червячка достает.
Дружно все взмахнули,
Мы немного отдохнули.

– А какие птицы живут на территории лугов?

– Сравните их по размеру и окраске.
– Птицы, как правило, небольшого размера, пестрой окраски, которая сливается с прошлогодней травой. Форма тела птиц – обтекаемая, чтобы легче пробираться в траве.

Сообщение учащихся о перепеле, коростеле, трясогузке.

– Чем питаются луговые птицы?
– Где вьют гнезда?
– А каких животных можно увидеть на лугу?

– Очень много мелких зверьков, особенно грызунов мышей и кротов.
– Почему?
– Мыши питаются травами, семенами растений. На лугах этого в изобилии.

Крот питается насекомыми, живущими в почве, червями.

А их в лугах тоже достаточно.

Игра “Найди верную цепь питания”. (Работа в командах.)

семена растений – мышь – еж
растения – гусеницы – трясогузка
землеройка – перепел – крот

4. Работа с учебником с. 48.

Прочитайте текст. Нарисуйте плакаты – экологические знаки о поведении на лугу. (Работа в командах.)

5. Подведение итогов урока.

– Почему луг можно назвать природным сообществом?
– Как надо относиться к сообществу “луг”?

6. Д.з.

с. 43–49, пересказ, подготовить сообщение об одном лекарственном растении.

"Жизнь луга. Луг - природное сообщество"

Цели урока:

    формирование представления учащихся о луге - природном сообществе как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг; развить представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении, творческие способности и коммуникативные навыки в ходе групповой работы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к Родине.

Задачи урока:

    познакомить с животными и растениями лугов и их особенностью; показать связь между природой и деятельностью человека; воспитывать экологическую культуру, помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охранять.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (работа с гербарием, самостоятельная работа), а также исследовательский метод изучения нового материала.

Форма организации урока: урок – научная экспедиция.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная , работа в парах, в группах.

Оборудование: учебники «Мир вокруг нас» (4 кл.), рабочие тетради, карточки для индивидуальной работы, гербарий «Растения луга нашей местности», карточки-определители, фотоэтюды с изображением лугов края, схема «Луг», картинки «Насекомые», аудиозапись «Голоса луга», Красная книга РФ, стенд «Лекарственные растения нашей местности», выставка рисунков на тему «Животные леса», карта района.


Ход урока:

Орг. момент.

Прозвенел звонок, всех позвал нас урок –

Сегодня, ребята, мы вновь отправляемся в научно-исследовательскую экспедицию. Желаю вам успехов и новых интересных открытий!


Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

(И. Суриков)

Как вы думаете, по чему я начала урок этим стихотворением?

С чем сравнивает поэт зелёный луг? Как описывает букеты луговых цветов?

Кто из вас бывал на лугу? Что особенно запомнилось?

Какие растения там растут? Как их можно назвать одним словом? (Травы) Почему они растут на открытом пространстве?

Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.


Проверка домашнего задания.

– Отправится в новую экспедицию сможет лишь тот, кто хорошо усвоил материал прошлого урока. Проверим домашнее задание.

1) Графический диктант.

Запишите знак +, если утверждение верное, если неправильное поставьте -:

1 Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2 Средний ярус – это мхи и лишайники.

3 В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб-гусеница-птица-микробы.

4 На дереве обитают кроты и землеройки.

5 Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

6 Жуки короеды приносят вред лесному сообществу.

7 Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

8 Все животные леса делятся на четыре группы по типу питания.

9 Бурый медведь хищник.

10 Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

Ответы: +, -, -, -, +, -, -, +, -, -.

2) Фронтальная беседа по пройденному материалу.

– С каким природным сообществом мы познакомились на прошлом уроке?

– Почему ученые называют лес природным сообществом? (Важно чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие)

3) Игра «Деревья, кустарники, травы».

– Если я назову дерево, произрастающее в наших лесах – поднимаете руки, кустарник – просто стоите, траву – приседаете.

Кислица, калина, медуница, липа, ольха, бересклет, лиственница, жимолость, орешник, копы тень, сосна.

4) Работа с выставкой рисунков по теме «Животные наших лесов».

– Посмотрите, какие замечательные рисунки нарисовали ребята на тему «Животные наших лесов».

– Какие это животные, и на каком лесном этаже они обитают?

– Какие цепи питания можно составить с этими животными?

– Какие из этих животных занесены в Красную книгу?

Учитель подводит итог: Лес – природное сообщество нашего края. Его обитатели – растения и животные, грибы и микробы - живут совместно и тесно связаны между собой.

– Скажем лесу: «До свиданья!

Ты расти на радость людям,

Охранять тебя мы будем!»


Изучение нового материала.

Внимательно рассмотрите схему «Луг».

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, Клевер кашка!

Что ещё гвоздика, смолка.


Колокольчик, хвощ как ёлка

А ещё кошачий лапки,

Одуванчиковы шапки, подорожник, васильки,

Грамофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых и пушистых

Разноцветных и душистых (Г, Лагздынь)

Какие растения растут на лугу?

Что объединяет все эти растения?

Знакомство с растениями луга.

Давайте поближе познакомимся с растениями, растущими на лугу.

а) Практическая работа в парах с гербарием луговых растений нашей местности.

Рассмотрите растения, встречающиеся на наших лугах, и узнайте их название с помощью карточек-определителей. Запишите их названия в тетрадь, разделив их на 2 – цветковые и травы.

* Какое луговое растение поможет при простуде?

(ромашка лекарственная)

* Какое луговое растение поможет при болезнях желудка? (тысячелистник)

* Отвар из какого растения освежит и успокоит? (мята)

* Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой)

Закройте глаза, представьте летний луг, прислушайтесь (Звучит запись голосов животных луга)

Кого вы услышали? Богат луг разнообразием животных.

Знакомство с животными луга.

Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения. Они невысокие. Каким же вы представляете животный мир луга? (животные маленькие)

Богат луг разнообразием животных. Какое животное могло бы о себе так сказать?

* «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (кузнечик)

* Я самое прожорливое животное на планете. (стрекоза)

* Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою. (жук)

* Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (пчела)

* Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (бабочка)

* Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (шмель)

* Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (муха)

* Лечу – говорю, сяду – молчу. (оса)

На доску вывешиваются картинки с изображением насекомых.

Как одним словом назвать всех этих животных наших лугов? (Насекомые) Какую помощь они оказывают растениям луга? Какое насекомое является настоящим украшением наших лугов? (Бабочка)

О других животных вы узнаете рассмотрев иллюстрации на стр. 184-185 вашего учебника.

О каких животных говорится в статье?

Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много. Иначе они погубят растения.

Как живут обитатели леса?

Как по этому можно назвать луг? (природное сообщество)


Физкультминутка.

Бабочка вспорхнула

Крыльями взмахнула

Тут кузнечик скок – скок,

Пчелка перелетает

С цветка на цветок,

Трясогузка хвостиком трясёт.

Перепел из земли червячка достаёт.

Дружно все вздохнули, мы немного отдохнули.


Закрепление изученного.

Самостоятельно прочитайте статью «Луга и человек». Перескажите содержание текста друг другу в парах.

Что дают луга человеку?

Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.

Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?

Человек не имеет права нарушать жизнь луга, его природное равновесие, ведь в конечном итоге он пострадает сам.

Какую роль играют растения в жизни животных?

Какую роль играют животные в жизни растений?

Вывод: обитатели луга живут сообща, значит, луг является природным сообществом.

Кого называют санитарами луга и почему?

Используя иллюстрации на стр. 184-185 учебника. Запишите две - три цепи питания сложившиеся на лугу.

Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга: травы – гусеницы ---птицы.

Моделирование схемы «Взаимосвязь живых организмов луга».

Экологические загадки:

б) Что произойдет, если уничтожить норы шмелей?

Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».

Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р. Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прослушайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили?

Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие?


Итог урока.

Почему луг является природным сообществом?

Чем луг отличается от леса?


Рефлексия.

Ребята, что необходимо чтобы вырастить лес? (необходим солнечный свет).

Если вам было на уроке интересно и увлекательно, всё было понятно, то вы прикрепите лучик к первому солнышку.

Если вы испытывали какие-то затруднения, то лучик прикрепите ко второму солнышку.

Желаю вам солнечных дней. Спасибо за урок!


Дата публикации: 06.10.2013

Краткое описание: Урок окружающего мира по теме «Луг- природное сообщество» 3 класс по системе Л.В.Занкова. Работа на уроке направлена на знакомство учащихся с природным сообществом – луг, на формирование у учащихся учебно-организационных умений: определять цель, планировать, работать по

предварительный просмотр материала

Урок окружающего мира в 3 классе по системе Л.В.Занкова

Тема: Луг - природное сообщество.

Цели: способствовать формированию представлений учащихся о луге, как о природном сооб-

ществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга; с ролью человека.

Задачи:

предметные: - выяснить, почему луг называют природным сообществом;

Какие живые организмы встречаются на лугу;

Какие растения растут в этом сообществе?

Выяснить какую роль играет человек в этом природном сообществе.

метапредметные:

Помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;

Создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать

пути её решения;

Способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравни-

вать, обобщать и делать выводы;

Способствовать развитию коммуникативных навыков: уметь грамотно и доходчиво объяснять

свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению, получать графическую

информацию;

Создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Планируемые результаты:

1. Знать, как связаны между собой организмы в сообществе.

2.Иметь представление о влиянии человека на сообщество и значение сообщества для человека.

3.Знать, как нужно охранять луга.

Оборудование:

    Проектор.

  1. Таблица «Луг».

    Материал для работы в группах.

    Маршрутные листы для детей.

    «Модель урока».

Ход урока.

    Настрой на урок.

На доске слова:

Я умею думать,

Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять.

Как вы думаете, почему эти строчки являются началом нашего урока?

А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать?

Для создания рабочей обстановки, давайте выполним упражнения для восстановления дыхания. (Приложение 1.)

Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руку, пожелайте удачи.

    Моделирование урока.

Сегодня урок-исследование. Что значит исследовать? Вот модель нашего урока Актуали

зация знаний

Цель урока

Исследован-ие\

Самостоятельная

- Перед вами маршрутные листы. Отметьте в них какое у вас настроение в начале урока.

Маршрутный лист

Мой настрой

Как я помню предыдущий материал

Как я понял цель урока

Как я понял основное правило урока

Как я умею сам применять правило

Как я работал на уроке

    Актуализация знаний.

Зачем нам нужен этот этап?

Во-первых расскажите, какая сегодня погода.

(Дежурный рассказывает о состоянии погоды).

    беседа по пройденному материалу.

Что такое луг?

Где располагаются луга?

Почему на лугах не растут деревья?

Можно ли проследить ярусность среди растений луга? (Слайды 1,2,3,4,5) .

    проверка домашнего задания.

- Найдите лишнее:

Тимофеевка, чина луговая, мятлик, папоротник.

Горошек мышиный, клевер, орешник, ромашка.

Почему эти растения лишние? Почему эти растения там могут расти?

Учитель. А теперь немножко отдохнём. Давайте выполним упражнения «Перекрёстные шаги», «Крюки».

4. Постановка цели.

Посмотрите, каким пышным разноцветным ковром из цветов смотрится луг. Пестрят лиловые корзины васильков, голубые колокольчики, шалфей. Через несколько недель этот луг погиб. Почему?

Наш луг прекрасен. И наша задача - сделать его живым. Что для этого необходимо?

Растения находят своё питание, проводя всю жизнь на одном месте. Зелёные растения сами производят себе питание. Но только ли питание необходимо растениям?

Вспомните, что произошло с лесом, в котором было много насекомых?

Может ли такое случиться с лугом?

Цель нашего урока: узнать, какие существуют связи на лугу.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о её разнообразии, о жизни животных и растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны природы и бережного отношения к ней.

    Изучение нового материала.

    Насекомые луга.

Есть растения, значит есть и насекомые. Какие же насекомые живут на лугу?

(Слайд 6,7,8).

    Работа в группах.

Дети работают с текстами.

Группа 1:

    Прочитайте текст и постарайтесь рассказать ребятам самое интересное.

    К какому типу животных вы отнесёте пчелу?

    К какому типу по способу питания отнесёте пчелу?

Пчела.

Пчела может видеть зелёный, голубой и ультрафиолетовый цвета (последний, кстати, человек не может видеть). Однако для пчелы не существует чистого красного цвета, который она видит как чёрный.

У пчелы есть корзиночки, куда она складывает цветочную пыльцу. Если пчела ужалит, то и сама умрёт. Пчёл не надо трогать. Пчела живёт мало - чуть больше месяца.

А знаете ли вы, что…

…. В пчелином улье каждая пчела имеет свою «профессию»? В улье только одна пчела-матка. Это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых потом выведутся молодые пчёлы.

….Пчела-матка живёт в самой глубине улья и никогда не выходит из него? Как же она питается? (Подумайте сами).

…..правильно. эти пчёлы поменьше матки, но их в улье может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчёлы работают с восхода солнца и до самого заката, собирая с цветков нектар, который потом перерабатывают в мёд. Также рабочие пчёлы собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов.

….пчела -строитель строит соты, в которых хранится мёд и в которых растут маленькие пчёлки-личинки.

……за яйцами и личинками пчёл ухаживают пчёлы-няньки.

……есть в пчелиной семье пчёлы-уборщицы, которые следят за чистотой в улье и выбрасывают из него мусор.

…..но есть и трутни - это пчёлы, которые ничего не делают, только едят мёд. Когда в улье становится мало мёда, пчёлы выгоняют трутней-бездельников.

Несмотря на разделение обязанностей, есть дела, которыми пчёлы занимаются сообща. Так, в жару пчёлы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинают быстро махать крылышками, как маленькие вентиляторы. Жало у пчёл - только для защиты, а не нападения (в отличие от ос). Ужалив, пчела обычно погибает. Вот так и живёт пчелиная семья. (Слайд 7)

Группа 2:

    К какому типу животных вы отнесёте божью коровку?

    К какому типу по способу питания отнесёте божью коровку?

Божья коровка.

Божья коровка - очень старое народное название. В России его издавна так называют. Название «божья» идёт скорее всего оттого, что этот жучок производит впечатление незлобивого и трогательного создания. По аналогии «божий человек» - так называют доверчивых и безобидных людей. Яркая окраска этого жука предупреждает о его несъедобности. Если же ящерица или птица, не считаясь с этим предупреждением, схватит жука. То он выпустит из брюшка яркую жёлтую каплю-молочко с неприятным запахом. И личинки, и взрослые божьи коровки питаются мелкими насекомыми. Так взрослые жуки уничтожают вредителей растений - тлей, за день один жук может съесть до 200 тлей. А личинки божьей коровки вдвое прожорливее. (Слайд 10)

Группа 3:

1. Прочитайте текст и расскажите самое интересное ребятам.

    К какому типу животных вы отнесёте стрекозу?

    К какому типу по способу питания отнесёте стрекозу?

Стрекоза.

Самое прожорливое животное - стрекоза. С виду это изящное существо, которое порхает себе беззаботно над растениями, и даже не видно, что она когда-нибудь ест. Стрекоза-коромысло в поисках своего любимого лакомства - мух - способна пролететь за один час 100км и делает при этом 1600 взмахов своими изящными прозрачными крылышками. Причём за этот час эта обжора может проглотить…целых 20 мух.

Стрекоза - коромысло может и в самом деле кому-то показаться попрыгуньей, потому что никогда не летает прямо. Она то резко взмывает вверх, то падает вниз, тут же резко поворачивает вбок, так что никакой мухе от неё не увернуться. Стрекоза и видит прекрасно (Почему?)

Проверка выполнения задания. Работа со слайдом.

Упражнения перед самостоятельной работой: «Восьмёрки для глаз со скрещиванием рук», «Кулак-ребро-ладонь» (Приложение 3).

    Бабочки.

Отгадайте загадку:

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

У большинства бабочек плохая память, поэтому они собирают нектар только с одного вида цветов - того, который им встретился первым. Они питаются нектаром цветов, который добывают с помощью хоботка.

Почему говорят, что «если бабочек прогнать, урожая не видать»?

(Слайды 9,10).

Но, к сожалению, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка махаон, самая большая бабочка России (до 16 см) встречается крайне редко - занесена в Красную книгу. Но не все бабочки полезны.

Насекомых на лугу больше, чем в лесу. Почему? Чем питаются насекомые? Сделайте вывод.

(Растительноядные, хищники, всеядные).

    Птицы луга. (Слайд 12).

Каких представителей животного мира вы ещё встретите на лугу?

(Жаворонки - питаются преимущественно насекомыми и полузрелыми семенами травянистых растений, замечательные певцы, это перелётные птицы, прилетают к нам в конце марта.

Сова(болотная) устраивает гнездо в высокой траве, питается мелкими грызунами.

Кулик - звуки издаёт при помощи перьев хвоста и звуки эти похожи на блеяние барашка.

Трясогузка - гнездится на земле.

Чибисы, перепёлки 0 птицы выводкового типа (птенцы уже зрячие, опушённые и достают корм сами).

Коростель или дергач (издаёт звуки «дёрг-дёрг»)- все перемещения совершает по земле.)

Многие птицы прилетают покормится на луг.

Вывод: видов птиц немного.

    Звери луга. (Слайд 13)

Почему много грызунов и мелких животных?

Среди животных - это кроты. Питаются дождевыми червями, личинками насекомых. Зимой спят.

Землеройка - самый крошечный зверёк на земле больше двух часов без корма не может обходиться - умрёт.

Кто охотится на мелких грызунов?

6) Сообщения учащихся о животных луга.

6.Физминутка. (релаксация).

«Путешествие на облаке» . Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное…. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

7.Составление цепей питания. (работа в группах). Оценка работы.

Составьте цепь питания, которая складывается на лугу.

Как связаны между собой клевер, крот, червь?

(Клевер -> червь-> крот)

Как связаны между собой ящерица, кузнечик, одуванчик?

(одуванчик -> кузнечик -> ящерица)

Как связаны колокольчик гусеница бабочки, трясогузка?

(колокольчик -> гусеница бабочки -> трясогузка)

Вывод : - На лугу совместно обитают разнообразные живые существа. Они связаны между собой, зависят друг от друга. Поэтому луг называют природным сообществом.

8.Обобщение.

Что дают луга человеку?

Какие меры предосторожности надо соблюдать при выпасе скота? При заготовке сена?

Луг - стол и дом для насекомых, птиц, грызунов;

Корм для животных;

Лекарства;

Место отдыха.

Почему луг называют природным сообществом? Можно ли луг назвать степью?

Постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом - прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском