Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности". план-конспект занятия (10 класс) на тему. Классный час на тему "нравственность" Классный час на тему нравственности

Колесникова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ», Кемеровская область, Чебулинский район, д. Михайловка.
Классный час «Азбука нравственности» рекомендован для старших классов. Форма проведения – диспут. Мероприятие способствует воспитанию нравственности, побуждению обучающихся к самостоятельной работе в вопросах морали; способствует формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; развивает умения выступления обучающихся перед аудиторией, творческие способности.

Дата публикации: 01.12.2014

Классный час «Азбука нравственности»

Цель:

Воспитание нравственности, побуждение обучающихся к самостоятельной работе в вопросах морали;

Способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту;

Развивать умения выступления перед аудиторией, творческие способности.

Форма проведения-диспут

Ход мероприятия

Духовная сила человека относится

к физической как три к одному.

Наполеон

(Эпиграф записан на доске)

Учитель. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.

Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом мне с вами хотелось бы поговорить на нашем занятии.

Итак, представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте свой выбор.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4.
Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
5 положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0–1 – низкий уровень.
Задание. Деление на группы по 3-4 человека с помощью цветных жетонов.

Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясните высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному” .

Учитель К ак вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы можно фиксировать на доске).

Учитель Психологи, изучающие становление морального сознания человека, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень . Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).

2-й уровень . Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).

3-й уровень . Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).

4-й (высший) уровень . Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

(Уровни желательно изобразить в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности. На слайде)

Упражнение “Уровень нравственной саморегуляции”.

Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях саморегуляции. Какой уровень у вас преобладает? Какой уровень преобладает в целом по классу?

Учитель Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)

Учитель Однако в нашем современном обществе возникло много отрицательных явлений: грубость, хамство, преступное поведение окружающих. Поэтому следует готовить себя к пониманию сложности мира, к далеко не всегда гуманным и нравственным отношениям в реальном мире.

(Учитель каждому раздает бланк с нравственными качествами для выполнения индивидуального задания.)

Индивидуальное упражнение “Юности честное зерцало”.

Учитель. Перед вами список из 16 нравственных качеств.

Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце. По окончании вы получите свой нравственный “профиль”.

Общительность, открытость, коллективизм

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Замкнутость, скрытность, индивидуализм

Доброта, альтруизм

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Злоба, эгоизм, чувство собственности

Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие

Твердость, самостоятельность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Уступчивость, склонность к подчинению, покорность

Восторженность, импульсивность, азартность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Сдержанность, рассудительность, серьезность

Честность, высокая нормативность поведения

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Недобросовестность, игнорирование общественных норм

Раскованность, склонность к риску, смелость

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Скромность, стыдливость, застенчивость

Мягкость, сострадание, милосердие

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Жесткость, суровость, безжалостность

Бдительность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Доверчивость

Альтруистичность, непрактичность, доверие к людям

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Практичность, цинизм, недоверие

Прямолинейность, правдивость

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дипломатичность, расчетливость

Спокойствие, уверенность в себе

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Тревожность, неуверенность, чувство вины

Склонность к новому

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Склонность к традиционному

Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение

Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения

Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Расслабленность, отсутствие стремления выделиться

Оценка результатов . Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует “современным” нормам нравственности? (Обсуждение)

Задание . Обсудите в группе “нормативы” для современных социальных условий. (Обсуждение)

Учитель. Предлагаю ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения.

“Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь? (Обсуждение)

“Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

“Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.

Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.

В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.

Г) В растерянности не знаете, что с ним делать. (Обсуждение)

Подведение итогов.Учитель. И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность:

Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д.

Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Познание добра - вот нравственность моя.

Уметь его творить, желать творить и делать.

Живи и радуйся, не причиняя зла,

Ты - человек, и докажи все это делом.

Способность мыслить - вот достоинство твое.

Мысли - существенны, а не пространство, время.

Достойно мыслить постарайся, чтоб житье

Не превратилось бы в безнравственное бремя.

«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ: МОРАЛЬ. ЭТИКА. МИЛОСЕРДИЕ»

Каждый учитель и родитель задумывался над тем, какими выходят во взрослую жизнь их ученики и дети. Готовы ли они в полной мере служить гуманистическим идеалам мира и добра? Смогут ли составить свои нравственные убеждения, которые сформировались у них в семье и в школе? Будут ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших, беречь родных и близких? Эти и другие вопросы морально-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда остаются актуальными для нас педагогов и для наших родителей.

Этика (с греческого – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность.

И слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль» и «нравственность». До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду, главным образом, моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни.

Тот содержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей. Поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью.Происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, всё то, что составляет невещественную природу. И эта «вторая природа» предстаёт как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А, это означает, что нравственности можно научиться.

Нравственность – это то, что относится ко «второй природе», к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо.

Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. Это мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, справедливость и дружба и т.д. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все то, что служит укреплению общества и государства.

Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и её назначения.

Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле.

Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и её смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий, человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.

Давно уже стало доброй традицией школы забота о ветеранах нашего микрорайона. Школьники приглашают их на классные часы, беседы, участвуют в совместной деятельности. С огромной охотой и ответственностью готовятся к праздничным концертам, куда приглашают ветеранов, бабушек, дедушек и родителей. Всё это позволяет не прерывать связей между поколениями, сохранять традиции и воспитывать в детях доброе, уважительное отношение к старшим, гордость за их и свои дела.

В этом году сами дети выступили с инициативой посетить близлежащий детский дом № 32 (Варшавское шоссе, дом 143 «В»). Посмотреть, как живут его воспитанники, узнать, чем нужно им помочь, и подарить мягкие игрушки, свои поделки, а главное - просто пообщаться. Так родилась идея акции «Милосердие» в нашей школе и появился особый интерес учащихся к проблеме гуманного отношения к окружающим. Отсюда возникла и необходимость расширения тематики классных часов морально-этической, духовно-нравственной направленности, которые мы и назвали «Уроки нравственности», что предполагает цикличность.

И для нас , педагогов, родителей, это особенно важно и ценно, потому что дети сами прочувствовали наболевшие вопросы нашего общества. А нам остается только искать новые формы и методы, чтобы этот интерес у них не угас.

Цели и задачи классного часа

    Способствовать усвоению понятий «мораль», «этика», «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», «альтруизм»;

    Способствовать развитию нравственного самосознания;

    Развитию доброжелательного, милосердного отношения к людям;

    Способствовать расширению кругозора.

Форма: час общения (практикум)

Подготовительная работа:

    Сбор материала для изучения на классном часе (тексты и иллюстрации);

    Подбор пословиц, поговорок, цитат по теме;

    Подготовка детей для чтения стихов наизусть;

    Отработка художественного чтения отрывка;

    Музыкальное оформление;

    Подбор материалов для стенда.

Оборудование:

    Очерк Д. Гранина «О милосердии».

    Стенд (фотографии: бездомные, беспризорники, пенсионеры, Беслан…).

    Толковый словарь Ожегова для раскрытия понятий «мораль», «этика», «доброта», «альтруизм»…

    Заготовки плакатов с определениями слов – понятий.

    Музыкальное сопровождение.

    Выставка литературы по теме классного часа.

Ход классного часа

    Организационный момент

    • формирование групп

      выбор (ответственного) руководителя группы

    Работа над нравственными понятиями

А) словарная работа

Вопрос классу:

    Как понимаете слова: - мораль

Этика?

    (ответы учеников)

(На доске закрепляются определения из словаря Ожегова - «мораль», «этика»)

    К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия?

(духовно – нравственному)

    Как вы понимаете значения слова «нравственность»?

(ответы детей)

    Вот такое толкование дает словарь – посмотрите на доску

Б) Подбор синонимов

    Какие качества характера человека мы можем отнести к нравственности?

(Опрос)

    работа со схемой:

НРАВСТВЕННОСТЬ

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие

(человечность), (альтруизм)

забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь

    Как по-другому мы можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность»?

В) Художественный пересказ текста:

    Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятия, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина.

(Ученик пересказывает текст)

Г) Беседа по содержанию

    Какую проблему поднимает Д. Гранин?

    По какому поводу собирается он бить тревогу?

    Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие).

    Как вы понимаете значение этого слова?

(несколько ответов)

    Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)

    (Добавляем слово «милосердие» к теме классного часа).

Д) Подбор антонимов

    А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Е) Работа со стендом

(Подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…).

    Беседа «Нужно ли милосердие в наше время?»

    • Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

      Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

      Нужно ли милосердие в наше время?

      В чем оно проявляется? Примеры.

      В чем причины людского равнодушия и невнимания?

      Можно ли воспитать милосердие в себе?

    Работа в группах

    • Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.

Задание группам : (в конвертах). (музыка), (тексты, фотографии, репродукции)

1группа

    Вспомнить притчи о блудном сыне и добром самарянине

    Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?

2 группа

Мать Тереза

Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина)

Движение сестер милосердия

Красный крест

Доктор Л. Рошаль

3 группа

    Вспомнить стихотворение И.С. Тургенева «Два бочага».

    Как вы его понимаете?

4 группа

    Как они понимают, что такое милосердие?

    Что вам понравилось в этих работах?

    Какой совет дает он читателю?

5 группа

    Обдумайте их. Объясните значение.

6 группа

    Составить памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.

    Отчет групп о проделанной работе.

    Принятие за основу «жизненных правил», составленных учащимися.

    Ученик читает стихотворение Э. Асадова.

Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль.

Лицо человека – обида и боль.

В зрачках два черных тревожных

флажка

Выбросила тоска

Измена? Мечты ли разбитой зов?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случилась катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.

А если просто падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска –

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет, к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

    Классный руководитель предлагает учащимся продолжить работу по теме классного часа.

ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»

(Перечень примерный, каждый кл.руководитель самостоятельно прорабатывает памятку с классом)

    Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

    Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

    Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

    Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

    Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

    Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

    Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

; повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.

Задачи классного часа : ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.

Подготовительная работа : подобрать литературу по теме; предварительно обсуждить тему «круглого стола» с учащимися; дать рекомендации по подготовке выступлений; пригласить заведующего библиотекой; подобрать изречения великих людей по теме.

Участники: учащиеся, классный руководитель, библиотекарь, преподаватель этики.

Форма проведения : круглый стол.

Девизы : «Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы» (В.А. Сухомлинский).

«Самый строгий судья - наша совесть».

«Совесть - это зритель и судья добродетели».

Ход классного часа

Ведущий. Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами.

По мере взросления мир человека все больше усложняется, сложняются и его обязанности. Давайте подумаем над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации.

Студенты:

Думаю, что с очень большим кругом обязанностей (с которыми далеко не каждый справляется) человек сталкивается уже с первых лет школьной жизни. Первым делом это обязанность учиться. Затем - жить по определенным школьным правилам. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые тебя окружают, с которыми ты вступаешь в контакт. Потом идут кружки, секции, клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенные обязанности.

Уверен, что к одной из обязанностей, а именно обязанности беречь природу, окружающий нас мир, растущего человека должны приучать с детства.

По мере взросления у человека появляется обязанность трудиться. Иначе как бы существовало общество?

Ведущий . Ты прав. Ведь такая обязанность человека перед обществом даже не зависит от его желания. Она объективно обусловлена. Общество может жить и развиваться только в том случае, когда члены его непременно выполняют все свои обязанности независимо от их субъективных стремлений и склонностей. Существует определенный набор таких обязанностей. А вот он уже определяется местом человека в общественной жизни. Итак, человек должен. Что же это такое, долг?

Студенты:

Если говорить об этике, то долг - одна из основных ее категорий. С точки зрения этики, долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, требование нравственности относится ко всем людям в равной мере. В данном случае это требование превращается в личную задачу каждого человека, решение которой он осуществляет в определенной ситуации.

Значит, долг - это отношение личности к обществу.

Ведущий . Да, личность в данном случае выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. Она осознает и реализует эти обязанности в процессе своей деятельности. А какое определение долга дают психологи?

Студенты:

Долг - это нравственные обязанности, выполняемые человеком из побуждений совести. Долг выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, определенной группе или коллективу.

Надо заметить, что основание и источник долга усматривали во многом. Пытались утверждать, что определять содержание долга может только Бог (божественные заповеди, религиозная мораль). Затем говорили о том, что человеку все диктует общество. Утверждалась зависимость от наличия совести или морального чувства у человека.

Думаю, что в разговоре о самом долге необходимо говорить еще и о содержании морального долга. Сторонники различных взглядов на этот вопрос приходили к разным выводам. Например, некоторые из них пытались утверждать, что вообще неважно, как человек поступает, в чем он видит свой долг. А важно только то, что он следует своему личному замыслу. Сторонники другого направления считают, что при исполнении человеком своего долга важно только само действие. И совсем неважны мотивы, которыми он при этом руководствуется.

Существует еще теория под названием «Теория моральной доброты». Исходя из этой теории решающее значение имеет характер мотива того или иного поступка. К тому же не раз разворачивались дискуссии о том, так ли уж важен реальный результат при исполнении человеком своего долга. Пробовали утверждать даже, что достаточно просто совершить определенные усилия или попытки что-то сделать, предпринять. Не так-то просто разобраться в том, что есть долг, в чем он и перед кем он.

Если говорить о христианстве, то оно различает долг перед Богом, перед людьми и самим собой.

Долг перед Богом - это дело сугубо личное. К тому же у нас так много религий и верований, что, получается, каждый верит в своего Бога. Да и долг, обязанности у каждого народа перед своим Богом разные. Правда, есть то, что связывает все религии и верования, - это долг оставаться порядочным человеком.

Ведущий . А долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете ли об этом вообще?

Студенты:

Я бы сказал, что задумываться над этим вопросом нас заставляет сама жизнь. Человек взрослеет, и ему становится небезразличен вопрос о сути его назначения. Начинается поиск истины, которая оправдывает смысл человеческой жизни на Земле. В таких сомнениях и поисках и возникает чувство ответственности за все, что ты предпринимаешь в жизни. Все взвешивается, оценивается, анализируется. И ты начинаешь понимать, что твой долг перед самим собой - состояться в этой жизни.

Состояться - это не так просто. Для этого надо стать личностью. И не просто личностью, а личностью высоконравственной. А для этого, как минимум, надо быть добродушным, то есть любить людей, стремиться делать им добро. Быть человеком трудолюбивым, получающим удовольствие как от личного труда, так и от труда на общее благо. Мудрость - тоже спутница личности высоконравственной. Она заключается в способности предвидеть последствия своих и чужих поступков. Высоконравственная личность должна быть еще и правдивой, не терпеть ложь и лицемерие. Не думаю, что найдется в наше время большое количество людей, которые бы по-настоящему выполняли долг перед самими собой.

Мне кажется, что если человек воспитывается в нормальных условиях, то он вполне сможет стать высоконравственной личностью. Людям, конечно, свойственны многие пороки или недостатки. Но так же как далеко не все порочны, так же далеко не все и высоконравственны. Я хочу подчеркнуть «высоко». Небольшие недостатки не мешают большинству из нас состояться в этой жизни как профессионалам или просто людям. Я уверен, что чувство долга перед самим собой свойственно очень многим из нас.

Долг перед самим собой - это обязанность по отношению к самому себе. И эта обязанность состоит в том, как писал И. Кант, «чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе». А это значит не только быть в гармонии с самим собой и добиться поставленных жизненных целей, не идущих вразрез с нравственными нормами, но и выполнить все свои обязанности перед семьей, государством и другими людьми.

Считаю, что долг перед самим собой начинается с обязанности стать образованным, умным. Для того чтобы впоследствии достойно выполнять и все другие свои обязанности.

Да, но для этого необязательно стать высокообразованным ученым. Благодаря специальному образованию ты можешь стать профессионалом в своем деле. Стать хорошим тружеником, который сможет достойно выполнить свой долг и перед государством, и перед своей семьей, своими близкими. Хорошие труженики обычно мудрые люди. А у таких чаще всего не возникает проб тем с выполнением своего морального долга.

Уверен, что человеку надо начинать с овладения всеми богатствами и возможностями своего внутреннего мира.

Познавая и развивая себя, он сможет сделать доступным для себя и все многообразие мира внешнего. И не только доступным, но и правильно принятым и понятым. А отсюда уже и руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе осознание своего долга перед Богом и людьми. Считаю, что только такие люди имеют право употреблять такую фразу, как «чист перед Богом и людьми».

Ведущий . Если вы заметили, мы постепенно переходим к следующему моменту - долгу перед людьми. Что же подразумевает это понятие?

Студенты:

Человек живет в этом мире не для себя. Вернее, не только для себя. Возможно, что это и есть главное в жизни. Конечно, могут быть всевозможные нюансы и оттенки. У каждого из нас в жизни есть что-то свое, личное, неповторимое. Но что-то главное должно быть у каждого. Не должен человек в жизни распыляться по мелочам и жить только своими маленькими повседневными заботами. Даже если что-то свое - очень доброе и значительное. Хотя это не так просто и не каждый это может, но человек должен подняться над повседневностью. Должен задумываться о смысле жизни вообще, оглядываясь на прошлое и смело заглядывая в будущее. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».

Думаю, что если честно живешь и трудишься, то этим самым ты отдаешь свой долг Родине и честно служишь людям, выполняя перед ними свой долг.

Ведущий . Рассматривая категорию долга в таком ключе, мы переходим к рассмотрению долга как категории моральной, нравственной. Моральную ценность нашей жизни или отдельных ее поступков, естественно поступков нравственного плана, мы видим в том, что совершаем эти поступки из чувства долга.

Студенты:

Думаю, что чувство долга возвышает человека над собой, теми человеческими склонностями, которые иногда противодействуют выполнению долга. И интересы, как говорят, низшего порядка отходят на второй план (приводит примеры из повседневной школьной жизни, своих поступков, долга по защите Родины).

Действительно, не всегда то, что мы делаем, выполняем, доставляет радость, удовольствие. Но что-то мы просто должны или вынуждены делать. А в результате этого часто совершаются хорошие, добрые и похвальные дела.

Исполнение своего долга, которое, разумеется, подразумевает определенный вид деятельности, дает возможность самопознания. Ты узнаешь, кто ты есть на самом деле и что в тебе ценного. А действовать человеку приходится, выполняя свои обязанности по отношению к обществу и государству, в этом случае мы говорим о патриотическом, гражданском, интернациональном, трудовом долге. Говоря о выполнении обязанностей перед коллективом и организацией (учреждением), мы подразумеваем выполнение долга ученика, студента и т. д. Наши обязанности перед другими людьми - это наш сыновний, материнский, родительский, товарищеский, дружеский долг. И конечно, нравственный долг собственного самосовершенствования.

Я знаю людей, которые относятся к исполнению своего долга, своих обязанностей как к чему-то тяжкому, как к игу, довлеющему над ними. А ведь если хорошо подумать, то твой долг - это, прежде всего, требования каждого дня. И без добросовестного их исполнения ты просто не сможешь достойно существовать в жизни.

(Все говорят о насущных заботах обычного дня, обсуждают ситуации:

1. Из 28 сочинений учителю в срок сдана только половина. Часть ребят из чувства солидарности забирают свои сочинения, не сдают их тоже. Двое учеников не согласны с такой постановкой вопроса. Они сдают свои сочинения в срок.

2. Ученики двух классов работают в подшефном хозяйстве, убирают урожай. Начинается сильный дождь. Один класс бросает все и уходит с поля. Ребята другого класса уходят только после того, как перетаскивают все мешки под навес.

3. Человеку не оказана медицинская помощь, потому что он не имел на это права в данном городе (на основе телевизионного сюжета).

Говорят о нарушении ученического и человеческого долга, о душе, чувстве стыда, совести, своих обязанностях, о безнравственном отношении к самому дорогому на Земле - человеческой жизни.)

Ведущий . Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны.

Студенты:

Согласен, потому что именно от этого зависит сохранение основного права человечества - его права на жизнь.

Каждый человек имеет право на жизнь.

Быть человеком в человеческом обществе - не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Человек должен жить. А это значит исполнять свои обязанности, которые необходимы для своей жизни и жизни других людей.

Ведущий . Это действительно так. Хочу подтвердить наши выводы словами А.И. Герцена: «...Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела». Потому что ты - человек... Люди на земле разные, у всех свои взгляды на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие выполняют не полностью, третьи вообще забывают о нем. Многих (жаль, что не всех) начинают мучить угрызения совести. Взаимосвязь долга и совести очевидна. А что вы знаете о совести?

Студенты:

Совесть - это одна из категорий этики, которая характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она является одним из выражений нравственного самосознания личности.

Психология рассматривает совесть как черту духовного облика личности, которая выражает ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.

Ведущий. Я предлагаю вам вслушаться в звучание этого слова - совесть. На что указывает нам приставка со-? Согласитесь, что на общность, какую-то сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах.

Студенты:

Со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д.

Ведущий. Затем идет корень -весть-. А это значит, что совесть подает нам весть, дает нам знать, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили. Как вы понимаете это слово, как его чувствуете?

Студенты:

Думаю, что о совести можно сказать так: «Это осознание причиненного кому бы то ни было зла».

Для меня совесть - это мой самый строгий судья.

Совесть - это тысяча свидетелей твоего проступка или неправильно принятого решения. Она корит и обвиняет.

Ведущий . О совести обычно говорят как о категории этики и как о качестве личности. Обсуждая вопрос происхождения совести, в споре сходились многие умы. Например, философы-идеалисты рассматривают совесть как нечто врожденное. Они не ищут объяснений в действительной жизни, в ее реальных потребностях. Платон говорил о совести как о врожденном качестве, которое имеет корни за пределами нашего познания. И. Кант утверждал, что человек как существо нравственное имеет в себе совесть от рождения. Философы-материалисты подчеркивали в процессе развития совести важную роль ума, воспитания и просвещения. Натуралистические теории происхождения совести XIX века утверждали, что совесть человека - это продолжение совести животных. Но впоследствии было доказано, что совесть появилась на определенной ступени развития человеческого общества, что она - продукт потребностей человеческого существования. А источником для этого послужил труд, который явился источником и для других социальных чувств человека.

Студент:

Значит, совесть появляется тогда, когда человек сам начинает осознавать, что хорошо и что плохо с точки зрения его обитания, поведения в социальной среде. То есть то добро или зло, которое он совершает и которое приносит ему или чувство удовлетворения, или муки под названием «совесть».

Ведущий . Сейчас мы начали говорить о совести как о качестве личности. Как вы думаете, когда человек должен испытывать самые страшные муки совести?

Студенты:

Думаю, когда он лишает жизни другого человека. Пока люди живы, все поправимо. Можно договориться, разобраться. Но когда человека нет, все непоправимо.

В этой связи я бы добавила, что людям надо вовремя выполнять все свои земные обязанности, свой долг перед другими (особенно перед родителями), чтобы потом до конца жизни не испытывать мук совести за то, что мог бы что-то сделать, предпринять, а забыл, не успел, не придал значения и т. д.

Есть люди с чрезвычайно чуткой совестью. Такие зачастую мучаются, как говорится, по поводу и без. А если к тому же они еще и меланхолики, то так можно стать больным человеком.

Уверена, что такие люди просто очень высоко оценивают свое нравственное «я». И уж лучше бы больше было таких людей, чем тех, которых не мучают сожаления и угрызения совести ни по поводу отданных приказов убивать, ни по поводу чьего-то разорения или просто оскорбления, которое привело человека к сердечному приступу и даже смерти. Совесть у таких людей молчит. Такие говорят: «У него было больное сердце». Или: «Я не виноват, что она такая нервная».

Совесть таких людей называют гибкой, слабой. Да и совесть ли уже это? Такие люди часто заявляют, что у них чистая совесть. Но она чиста не потому, что не запятнана мыслями о причиненном зле, а потому, что у таких людей короткая память.

Ведущая . Народная мудрость говорит: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». Как вы думаете, многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос?

Студенты:

Думаю, более верно сказать, что многих должен бы беспокоить. Потому что в наше время сила зла, открыто разрушающая нравственность, достаточно велика. Убить, разрушить, нажиться любым способом - не об этом ли мы постоянно читаем и слышим? (Приводит примеры.)

С этим, конечно, борется государство, которое корректирует и пересматривает многие законы. К человеческой совести обращается церковь. И должен сказать, что эту проблему всегда поднимала школа.

Я бы хотела заметить, что воспитание совести надо начинать уже с первых осознанных действий ребенка в этом мире. Например, когда он говорит свое первое «не дам, мое», родители должны прилагать все усилия для того, чтобы та конфета, которую он старательно прячет в ладошку, была поделена между ним и родителями. Уверена, что ребенок, постоянно воспитываемый подобными жизненными ситуациями, повзрослев, не забудет о своих родителях, о том, что они в чем-то нуждаются.

Конечно, причинение материального ущерба в различных своих проявлениях - тема в наши дни актуальная. Но ведь существует еще и такое понятие, как ущерб моральный.

И зачастую этот ущерб бывает пострашнее материального. Унижение человеческого достоинства - такое люди переживают тяжелее, чем даже финансовые трудности.

Считаю, что никто не может застраховать себя от того, чтобы никогда никого так или иначе не обидеть. Жизнь - явление сложное. И мало ли что в ней может произойти. Но одни могут покаяться, они стараются загладить свою вину; другие же, наоборот, не порицают себя за это, не испытывают ни стыда, ни мук совести.

Неумолимость беспристрастного внутреннего судьи - совести, выносящего свой приговор человеку, хорошо описана в литературе. Это мы можем увидеть на примере Раскольникова, человека, который совершил поступок искренне раскаявшегося человека - признался в своем преступлении и попросил наказания. Случается ли в наши дни такое? Да. (Приводит пример.)

Порицание себя за что-то, чувство стыда, муки совести - это, конечно, хорошо. Но факт имел место. Страшное свершилось, загублена человеческая жизнь. Кому поможет такое раскаяние? Правда, если говорить о не столь страшных поступках, то недовольство собой и стремление поправить дело очень даже похвальны. А по такому случаю я предлагаю сейчас каждому освежить в своей памяти то, что вызывает у вас чувство внутреннего беспокойства, что не дает успокоиться вашей совести. Возможно, что если наша совесть напомнит нам о чем-то, то это еще можно будет исправить?

(Учащиеся получают карточки со следующими фразами:

1. Мог бы, но не сделал...

2. Из этого поправимо...

3. Совершенно забыл о...

4. Виноват, но до сих пор не извинился...

5. В своем поведении мне стоит избегать...

6. Я раскаиваюсь..., постараюсь не повторять ничего подобного.

7. Мне бы следовало наконец простить...

8. Я, конечно, виноват в том, что...

9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как...

10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне

необходимо...

Ученики могут работать с карточками во время проведения мероприятия (при наличии времени).)

Ведущий . Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно. Искреннее раскаяние в содеянном удерживает человека от дальнейших аморальных поступков, пробуждает чувство ответственности, долга.

Студенты:

А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. А чего только стоят эти расхожие фразы: «Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит.

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам...

Эти слова написал поэт Н. Рыленков. А вот что хотел бы сказать я:

Мир добра и зла, мир войн, противоречий,

Мир, который дорог мне, знаком,

Хватит всех испытывать на прочность,

В том числе и Землю, здесь наш дом.

Ну а дома разрушать устои, мир, ответь мне,

Разве делать это стоит?

Почему ты, мир, жесток и неспокоен

И когда в тебе проснется совесть?

Муки совести изведаешь когда,

Что в ручьях твоих нечистая вода?

Что полно еще и зла, и нищеты?

И тогда ответил мир: «А ты?

Полный отрицательных страстей,

Я ведь состою из вас, людей.

Значит, ты ответь мне, человек,

Почему ты укорачивал мой век?

Почему ты обманул и сжег, украл,

Жизнь людскую почему забрал?

Почему ты, все морали попирая,

Совесть в темный уголок загнал?

Хочешь в мире мир большой сберечь,

Совесть больше слушай, не перечь,

Не перечь ей мудрой, вот она,

Мук стыда, решимости полна

Выполнять свой долг из века в век,

Чтоб напомнить: ты же - человек!

Значит, звание свое не посрами,

С чувством долга перед совестью живи!»

(Для дополнительного обсуждения можно использовать высказывания знаменитых людей о долге и совести; подборку высказываний делают Ребята.)

О долге и нравственных обязанностях

«Нравственным долгом является сопротивление всякому принуждению к безнравственному поступку» (Ф. Энгельс). Умей вовремя остановиться, взвесить все «за» и «против», предусмотреть последующий результат.

«Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересом низшего порядка» (И. Бентам). Наши чувства и желания не всегда совпадают с тем, что мы должны делать.

«Долг - это любовь к тому, что сам приказываешь себе» (И. Гете). Для некоторых это сходно с фразой «кружась, мы скудно любим то, что ненавидим», и тем не менее...

«Наше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга» (А. Смит). Просто живи по законам нравственности.

«Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» (Демокрит). Может быть, это и неплохо - испытывать страх. В особенности это полезно тем, кто забывает о возмездии за совершенные поступки.

Тот, кто любит обращать свой ум на изыскание закона своего долга, близок к науке нравственности. Тот, кто старается исполнять свой долг, близок к человеколюбию, то есть желанию блага всем людям. Тот, кто краснеет за свою слабость в исполнении своего долга, близок к той силе душевной, которая нужна для его исполнения (китайская пословица). Лучше трудно сказать.

«Стремитесь всегда исполнить свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу» (Т. Джефферсон). Может, и не все наши жизненные сражения оканчиваются победой, но...

О совести и чувстве вины

«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро). Можешь осознать или нет - вот в чем вопрос.

«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» (Л. H. Толстой). Вот и применяй совесть согласно закону* как известно, в таких случаях неприятности обходят стороной.

«Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного Ты...» (Л. Фейербах). Я, конечно дороже нам, чем Ты, но что потом делать с совестью?

«Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она - метафизика сердца» (Л. Фейербах). Побольше бы таких микроскопов, применяемых в обязательном порядке.

«Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею» (Л. H. Толстой). К сожалению, жертвовать могут немногие.

«Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть» (Э. Делакруа). Гибкость - это хорошо, но не тогда, когда дело касается совести.

«Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды» (Цицерон). А стоило бы задуматься: так ли все спокойно «в Датском королевстве»?

«Совесть у него чистая, не бывшая в употреблении» (Е. Лец). Совсем безгрешных не бывает, так что совесть, бывшая в употреблении, наверно, то единственное, что ценно после использования.

Студенты (делают выводы):

Быть человеком - значит жить по совести. А это значит быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед собой и людьми.

Долг - дело святое.

Жить по совести - значит хранить в себе человеческое достоинство, развивать телесные и душевные способности для стремления к добру, истине, справедливости.

Долг и совесть - высшие законы нашей жизни. Это вечные ценности, позволяющие всему живущему жить.



Классный час

Тема: Нравственные отношения в семье

Цель: осознать, что семья – это люди, связанные чувством и ответственностью друг за друга. Забота о родителях.

План:

1. Беседа на тему «Семья и семейные отношения».

2. Рассказы детей о своей семье.

3. Обобщение учителя.

4. Правила общения в семье.

5. Деловая игра «Отношения в семье».

6. Тест.

7. Легенда «Родной очаг»

Ход занятия

Добрый день, мои роднульки!

Мы не виделись давно.

Все такие красотульки,

Вот бы снять вас всех в кино!

Подросли, серьёзней стали,

Но не будем долго ждать.

В нашем доме, в нашем классе

Разговор пора начинать!

На первом классном часе этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят, безусловно. О чем я говорю? (Семья)

Когда появилось слово семья!

Когда то о нём не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам,

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила, - Я.

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила, - Я.

Кто пищу сготовит о, радость моя?

И Ева всё так же ответила, - Я.

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

Я, Я – тихо молвила Ева,

Я, Я … - сказала она знаменитых семь Я.

Так на Земле появилась семья.

-Дети, что такое семья? (Люди, которые живут вместе.)

- Зачем создается семья?

В одиночку жить очень неуютно, холодно. Семья - это защита, продолжение рода. Главное в семье - дружба, внимание друг к другу и понимание друг друга, взаимная помощь.

На доске записано слово: СЕМЬЯ.

- Давайте всмотримся в это слово. Что интересного в нем вы видите? (Это слово можно прочесть как СЕМЬ «Я»).

- Как вы думаете, это случайное совпадение?

Я думаю, что это не случайно.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Не важно, семь или три «Я» в слове семья. Важно, что все вместе. И самые сильные и самые от­ветственные в семье - это взрослые. Они заботятся о том, чтобы в доме была еда и все необходимое: они воспитывают детей: лечат их; занимаются с ними, играют и гуляют; заботятся о бабушках и дедушках; поддерживают порядок и чистоту в доме; делают очень много самой разнообразной работы.

Мама и папа, муж и жена. А еще есть слово супруги . Вы, на­верное, слышали его, хотя оно редко употребляется и звучит как ста­ринное.

В давние времена, когда еще не было ве­лосипедов и машин, но были лошади. Как это ни странно, слово подпруга и слово супруги - родственные слова. подпруга - дер­жит, поддерживает, удерживает седло. А супруги - вместе дер­жат, поддерживают дом, семью. Правда, ведь интересно

- А теперь я предлагаю вам рассказать о своей семье.

- Учитель обобщает.

- Даже ваши короткие рассказы подсказывают нам, что каж­дая семья, большая или маленькая, непохожа на другую (как и люди); каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи своя история. Это история о том, как встретились ваши мамы и папы. Конечно, грустно, если в семье иногда оказывается только мама или только папа. Вы уже достаточно большие и знаете, что так бывает. Но и в этих семьях ваши мама и папа когда-то встретились.

- А можно ли считать, что с них началась семья?

Дети вспоминают о бабушках и дедушках и тоже включают их в состав семьи.

- А как называются родители ваших бабушек и дедушек? Пра­бабушки и прадедушки.

- Как называют старших по отношению к младшим? Предки.

- А как называют младших по отношению к старшим? Потомки.

Верно. А все вместе - все предки и все потомки – составляют род.

. Семья – люди связанные кровными узами, чувством и ответственностью друг за друга.

В семейном кругу мы с вами растём.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

- Какие слова ассоциируются со словом семья: (на каждую букву).

С– сильная, смелая, славная, современная, счастливая.

Е – единая, единственная.

М – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная.

Я – яркая, ясная.

- Как вы думаете, какие правила общения в семье должны c уществовать? Согласны ли вы с ними?

Правила общения в семье:

    уважать друг друга;

    стараться не огорчать их учебой или поступками;

    честно признаваться в совершенных проступках и мужест­венно выносить наказание;

    учитывать возможности семейного бюджета в своих требованиях к родителям в покупке вещей и исполнении своих желаний;

    помогать родителям;

    не держать обиду на родителей;

    уметь их прощать.

- Какие бы правила вы еще добавили?

Деловая игра «Отношения в семье»

Класс делится на группы. Определяется жюри. Каждой группе да­ется задание. Определяется время для выполнения задания. Выполнив задание, каждая группа выходит к доске и обсуждает данную ситуацию. Все ребята могут задавать вопросы и высказывать свои мнения.

Задание первой группе:

Мать Лени с ночи занемогла: расходилось больное сердце, трудно стало дышать. Хорошо бы глоток воды да форточку открыть. Но подняться не было сил. Разбудить Леню? Нет, не стоит его беспо­коить. Пусть мальчик спит. На рассвете мама поднялась через силу, приготовила Лене завтрак, проводила в школу. Леня и не заметил, что мама очень больная и держит руку на сердце. Леня очень бодрый от­правился в школу. Мама беспокоилась, что не сможет приготовить сы­ну свежий обед. Время шло к полудню, а сердце не унималось. Пить, так хочется пить. Хорошо бы сейчас чашку горячего чаю. Скорее бы Леня пришел. Когда сын вернулся, мама задремала, сын шумно во­шел, бросил портфель и мимоходом спросил: «Ты что, с работы или выходная?» Не дождавшись ответа, юркнул в кухню.

- Обеда нет? - послышался недовольный голос Лени.

- Разогрей там вчерашний суп и поставь, пожалуйста, чайник.

- Нет, нет, мам, я тороплюсь. У нас сегодня девочка заболела, а мы пойдем навестить.

Леня стал торопливо одеваться. Хлопнув дверью, сын умчался, а мама осталась, и так ей хотелось горячего чаю!

- Оцените, хорошо или плохо поступил Леня.

- Как ты считаешь, уважает ли он свою маму? Внимательно ли он к ней относится? Чутко?

- Что бы ты сделал на его месте?

Задание второй группе:

У мамы был выходной. Она решила сделать уборку в доме. Вы­терла пыль, все убрала. Ей осталось вымыть полы. Сын был в школе. Когда мама взяла ведро, швабру и тряпку, раздался звонок. Мама от­крыла дверь. На пороге стоял сын Леша и четверо его одноклассников.

- Мам, мы все хотим есть и идем играть в футбол с мальчишка­ми из другого двора.

Не обращая внимания на маму, ребята гурьбой зашли на кухню, забыв поздороваться. Алеша достал хлеб, разрезал, намазал маслом и раздал ребятам. Все стали обсуждать предстоящий матч.

- Оцените, хорошо или плохо поступили ребята. Почему?

- Как ты считаешь, уважает ли Леша свою маму?

- Уважительно ли отнеслись ребята к маме Алеши?

- Что бы ты им посоветовал?

Задание третьей группе:

Мама была на работе. Попросила дочку к ее приходу убрать квартиру. Лена с подружками после школы пришла домой. Поели все, что оставила мама. Открыли мамин шкаф. Стали надевать туфли, платья и играть всякие сценки. Девочки так увлеклись, что не замети­ли, что у одного туфля сломался каблук. Потом они быстро собрались, побросали все вещи и ушли домой, оставив Лену убирать квартиру. В это время пришла мама.

- Хорошо или плохо поступили девочки и почему?

- Как ты считаешь, уважают ли девочки родителей?

- Уважают ли девочки себя?

Задание четвертой группе:

Был дождь. Все играли в футбол, и Антон пришел домой весь грязный. Не раздеваясь, прошел в свою комнату. Всю грязную одежду сложил в угол и сел делать уроки. Он устал, и уроки делать не хоте­лось, мамы долго не было. Он стал смотреть телевизор. Папа пришел с работы и застал Антона спящим у телевизора. Уроки были не сделаны, одежда засохла в углу.

- Оцените, хорошо или плохо поступил Антон и почему?

- Уважает ли Антон своих родителей?

- Уважает ли Антон себя?

- Как нужно было поступить в такой ситуации?

Задание пятой группе:

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои коньки, - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

Нет!

- Ну, тетя или знакомая?

- Нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!

- Хорошо или плохо поступил мальчик?

- Уважают ли эти ребята старших людей?

- Уважают ли они себя?

- Как думаешь, почему девочка задавала эти вопросы? Как она поступила бы?

Вывод

Мы рассмотрели некоторые жизненные ситуации, которые показывают отношения в семье. Вы заметили, что отношения в семье могут складываться по – разному. Погода в доме в основном зависит от вас. Вы можете развеять тучи, которые омрачают настроение в вашем доме (улыбка, добрые дела).

Бытует такая пословица: Добрые дети – дому венец, худые дети - дому конец. Сейчас вы младшие школьники, но скоро приобретёте другой статус, вы будете школьниками среднего звена. Вы должны будете уметь принимать правильные, ответственные решения в жизненных семейных ситуациях. Насколько вы готовы это делать мы сейчас и посмотрим.

Психологи придумали разные вопросы, чтобы определить какие-либо отношения. Они называются тестами. Поставь напротив каждого вопроса знак «+» или знак «-» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты даешь.

Тест

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родн ым (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы ты не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а ма­нными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или о тцу и когда собираются приобрести ее?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполня­ть какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или может быть, молча, сидишь с кислым и недоволь ным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны стоять на полях такие: «+ - - + + + + - - - ». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез задуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые совпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.

Одна из заповедей гласит - Почитай отца своего и мать – да будет тебе благо (долг, уважение, внимание).

Легенда «Родной очаг»

Это было давным-давно,

В позабытые предками годы.

Когда жили еще племенами

И везде были чистыми воды.

Там в долине прекрасной,

Что ее не окинешь и взором,

Жило племя людей,

А кругом были яркие горы.

Цепь лесистых бугров и зеленых лугов

Дополняли красоты долины.

На охоту изо дня в день

Уходили в горы мужчины

Родной их очаг - уют и тепло –

Не гаснул ни ночью, ни днем.

В любое ненастье манил он к себе

Ярким красным огнем.

Мужчины, спускаясь в долину с гор,

Видя родной очаг,

Знали, что дома все хорошо,

И прибавляли шаг.

Спокойно и мирно тянулись года,

Но за солнечным днем приходит ненастье.

И вот неожиданная беда

Унесла у людей счастье.

Горе застало племя врасплох:

В горах на охоте были мужчины –

Разрушили варвары вся и все.

Потух их очаг родимый.

Ничто не светит мужчинам вдали –

И стала их поступь тяжелой,

Тревогой сердца их были полны,

Никто не обмолвился словом.

О, где ты, огонь очага?!

Багровый ночью, синеватый при свете дня,

"Отец, страж и спаситель

Даже в самые тяжкие времена.

И вдруг, о, чудо! Слабый огонь

Из уголька возгорается.

Одной из женщин он был сохранен,

Значит, счастье в дом возвращается.

И снова дышит родной очаг.

Звонко смеются дети.

А вот малыш сделал первый шаг

Как жить прекрасно на свете!

Храните, люди, семейный очаг,

В нем сила ваша и крепость –

Это было, это есть и сейчас,

И это так будет вечность.

Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Назовите качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

Дети получают лепестки и крепят подходящие лепестки к серединке цветка на доске. (На лепестках написаны положительные и отрицательные качества.)

Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

Почему вы не выбрали лепестки со словами: зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть?

Пусть этот получившийся цветик – семицветик принесет вашим семьям лишь только хорошее.

1 уч. Семья – это счастье, любовь и удача,

2 уч. Семья – это летом поездки на дачу.

3 уч. Семья – это праздник, семейные даты,

4 уч. Подарки, покупки, приятные траты.

5 уч. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

6 уч. Мечты о хорошем, волнение, трепет.

7 уч. Семья – это труд, друг о друге забота,

8 уч. Семья – это много домашней работы.

9 уч. Семья – это важно!

10 уч. Семья – это сложно!

11 уч. Но счастливо жить одному невозможно!

12 уч. Всегда будьте вместе, любовь берегите,

13 уч. Обиды и ссоры подальше гоните,

14 уч. Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Вместе: Какая хорошая эта семья!

Учитель: Семья - это то, что никогда не выйдет из моды, это самое дорогое, что есть у человека, это то, что не купишь за деньги, и то, что дает силы и огромную поддержку. Семья - это большое счастье, и многие люди готовы отказаться от богатства и престижной работы, только чтобы не расставаться со своей семьей.

С 2008 года в России 8 июля официально отмечается очень важный и красивый праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности.

Закончить мне бы хотелось пожеланием:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

Классный час

«Мои нравственные ценности»

9 «А» класс. Классный руководитель Черкашина Л. М.

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

    Сформировать представление о нравственных ценностях

    На конкретных примерах сформировать представление о понятиях «совесть», «доброта», «милосердие», показать их значимость в жизни каждого человека.

    Воспитывать культуру поведения.

Сценарий классного часа.

1.Вступительное слово учителя. Притча «Мухи и пчёлы»Однажды у мудреца спросили:

Мудрец ответил:

Почему наш классный час с этой притчи? О чём сегодня мы с вами будем говорить? (прослушать рассуждение учеников).

2. Учитель. Правильно! Мы сегодня будем говорить о человеке. О его характере и поступках, то есть о тех ценностях, которые составляют основу нашей жизни.

Итак, тема нашего классного часа «Мои нравственные ценности».

Что же такое ценность? (слад № 3)

Учитель. Ценность это многогранное, которое включает в себя разные черты характера, которые для одного человека важны, а для другого нет. Поэтому эпиграфом к нашему классному часу я предложу вам слова поэта Н. Заболоцкого.

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил. (Слайд 4)

Давайте сегодня вместе с вами попробуем сотворить свой образ человека, наградив его теми ценностями, которые вы выберите сами, и которые наверняка значимы для вас.

Класс разделён на три группы, им предлагается список ценностей, где каждая группа набирает их определённый набор.

Задание группе № 1. Выбрать те ценности, которые вы бы не хотели видеть в образе нашего героя.

Задание группе №2. Эти черты характера вы хотели бы видеть в образе нашего героя.

В течение времени значимость тех или иных ценностей может меняться. Но есть ценности, которые должны сопровождать человека всю его жизнь. Третья группа должна назвать эти вечные универсальные ценности

Задание группе №3. Назовите вечные универсальные ценности (Слайд 5)(Хитрость, совесть, настойчивость, независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие, милосердие, застенчивость, толерантность, зависть, доброта, патриотизм, жадность, наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность,.....)

Учитель. (слайд 6) Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?

Поговорим о совести. Первая группа зачитывает высказывания о совести.

(слайд 8, 9)

Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.

Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком.

Учитель зачитывает «В мире мудрых мыслей» (слайд 10)

В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица) ;

(Л. Ландау);

(Ж. Ж. Руссо)

Притча о старушке, которая собирала стёкла на пляже (слайд 11, 12, 13) В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку.

Ваше мнение. О каких ценностях говорится в этой притче? (сострадание, доброта)

Вторая группа зачитывает высказывание о доброте. (слайд)

Слово предоставляется ученику, который зачитывает стихотворение Льва Ошанина

«Волжская баллада» Лев Ошанин

Третий год у Натальи тяжелые сны,

Третий год ей земля горяча -

С той поры как солдатской дорогой войны

Муж ушел, сапогами стуча.

На четвертом году прибывает пакет.

Почерк в нем незнаком и суров:

«Он отправлен в саратовский лазарет,

Ваш супруг, Алексей Ковалев».

Председатель дает подорожную ей.

То надеждой, то горем полна,

На другую солдатку оставив детей,

Едет в город Саратов она.

А Саратов велик. От дверей до дверей

Как найти в нем родные следы?

Много раненых братьев, отцов и мужей

На покое у волжской воды.

Наконец ее доктор ведет в тишине

По тропинкам больничных ковров.

И, притихшая, слышит она, как во сне:

Здесь лежит Алексей Ковалев.-

Нерастраченной нежности женской полна,

И калеку Наталья ждала,

Но того, что увидела, даже она

Ни понять, ни узнать не могла.

Он хозяином был ее дум и тревог,

Запевалой, лихим кузнецом.

Он ли - этот бедняга без рук и без ног,

С перекошенным, серым лицом?

И, не в силах сдержаться, от горя пьяна,

Где ты, Леша, соколик ты мой?! -

Лишь в глазах у него два горячих луча.

Что он скажет - безрукий, немой!

И сурово Наталья глядит на врача:

Собирайте, он едет домой.

Не узнать тебе друга былого, жена,-

Пусть как память живет он в дому.

Вот спаситель ваш,- детям сказала она,-

Все втроем поклонитесь ему!

Причитали соседки над женской судьбой,

Горевал ее горем колхоз.

Но, как прежде, вставала Наталья с зарей,

И никто не видал ее слез...

Чисто в горнице. Дышат в печи пироги.

Только вдруг, словно годы назад,

Под окном раздаются мужские шаги,

Сапоги по ступенькам стучат.

И Наталья глядит со скамейки без слов,

Как, склонившись в дверях головой,

Входит в горницу муж - Алексей Ковалев -

С перевязанной правой рукой.

Не ждала? - говорит, улыбаясь, жене.

И, взглянув по-хозяйски кругом,

Замечает чужие глаза в тишине

И другого на месте своем.

А жена перед ним ни мертва ни жива...

Но, как был он, в дорожной пыли,

Все поняв и не в силах придумать слова,

Поклонился жене до земли.

За великую душу подруге не мстят

И не мучают верной жены.

А с войны воротился не просто солдат,

Не с простой воротился войны.

Если будешь на Волге - припомни рассказ,

Невзначай загляни в этот дом,

Где напротив хозяйки в обеденный час

Два солдата сидят за столом.

О каком качестве души это стихотворение (милосердие) Высказывание о милосердии зачитывает третья группа. (слайд15)

    Учитель. Но мир и человек не так идеален, как мы его представили. В мире достаточно слёз, боли, горя, разочарований (слайд «Ящик Пандоры», 16) Что выбрать? Задумайтесь над заключительной притчей.

Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет:«Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».
Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»

Просмотр содержимого презентации
«moi_nravstvennye_tsennosti»

Мухи и пчёлы

Однажды у мудреца спросили:

  • -Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?
  • -Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?

Мудрец ответил:

  • -Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей. Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём. Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.
  • -Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей.
  • Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы, то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём.
  • Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок, то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.

У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам .

Классный час

« МОИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

9 «А» класс

Классный руководитель:

Черкашина Л. М.


  • Нравственность- это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий.

Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).


Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?


Ценности для человека. Что выбрать?

  • Хитрость, совесть, настойчивость, независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие, милосердие,

застенчивость, толерантность, зависть, доброта, патриотизм, жадность,наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность,.....


Вечные ценности:

Совесть

Доброта

Милосердие


  • Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла
  • Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.

  • Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком.
  • Совесть- это голос Бога внутри нас. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести.

В мире мудрых мыслей

  • В ком стыд, в том и совесть.

(Русская пословица)

  • Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце.

(Л. Ландау)

  • Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными.

(Ж. Ж. Руссо)


  • В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку.
  • Как вы думаете, что она искала в песке в такую жару?


  • Многого ли достигла в жизни эта старушка?
  • Как вы думаете, каков был ее путь по лестнице жизни?
  • Каковы были ее нравственные ценности?

Доброта

  • Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
  • Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
  • К свойствам доброты относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, бескорыстие.

Милосердие

  • Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
  • Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
  • Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности.
  • Слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

  • Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье...
  • Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все человеческие пороки, несчастья, преступления и болезни вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике среди всех несчастий находилась ещё одно существо. Боги, преисполнившись жалостью к людям, спрятали среди духов зла одно доброе существо, Надежду.Она хотела вылететь вслед за бедствиями, но испугавшаяся Пандора захлопнула крышку, и Надежда осталась на дне. Вылетевшие из ящика злые бедствия, страдания, болезни тотчас распространились по земле. Позже Надежда смогла вырваться из ящика и бросилась исправлять все бедствия.
  • Счастливо раньше жили люди, не зная зла, тяжелого труда и губительных болезней. Теперь незваными гостями днем и ночью стали болезни и бедствия. Так, согласно древним мифам, в мире появилось Зло, принеся с собой невыносимые страдания, но за ним по пятам всегда идет Надежда, помогая страждущим людям и суля им счастливое будущее.

Поэтому, давайте не терять Надежду на то, что рано или поздно на земле снова воцарятся гармония, счастье, спокойствие и миром будет править ДОБРОТА. А для этого каждый из нас должен жить по нравственным правилам людей.


Нравственные правила людей:

  • 1Всегда и во всем слушайся свою совесть.
  • 2.Не проходи мимо нуждающихся в помощи.
  • 3. Не будь злопамятным, умей прощать.
  • 4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
  • 5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  • 6. Заботься о всех живых: и о людях, и о животных.
  • 7. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе.
  • 8. Уважай старших и заботься о младших.
  • 9. Делай людям добро и оно вернется к тебе.