Кукольный сценарий по сказам бажова. Волшебные сказы: сценарий по произведениям П. Бажова. Составила ЯговцеваЛ.Ю. – учитель высшей категории

Звучит фонограмма песни “Земля Бажова” (муз.С.Сиротина, сл.В.Радкевича).

Демонстрируется слайд-шоу “Горные пейзажи”.

Ведущая: Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Древние горные кряжи, разделившие две части света – Европу и Азию, то сжимаются в узкую полоску, то рассыпаются веером горных вершин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменные уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре Первом возникли здесь первые металлургические заводы и рудники.

Чтецы:

То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнем гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
В.Радкевич “Земля Бажова”

Ведущая: На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Издавна существуют здесь совершенно особенные сказки. Точнее – сказы.

Сказы – это волшебные и простые истории о добытчиках золотых, серебряных и медных руд. О людях, об упорстве и мастерстве. О таинственных силах природы, о горных духах-волшебниках, что охраняют богатства уральских недр – “Земляные богатства”.

Глубоко-глубоко спрятались от людского глаза драгоценные металлы и камни. Не всякий догадается, где нужно искать эти сокровища. Немногим открывает природа свои вековые тайны. Нужно очень хотеть овладеть этими тайнами, желать добра не только себе, а многим людям, чтобы встретить Голубую змейку, бабку Синюшку, хранящую самоцветы, красавицу Медной горы Хозяйку или веселую девчоночку Огневушку-поскакушку.

Но если пожадничаешь, схватишь столько, что и одному унести нельзя, - не жди пощады. Природа накажет скупого да завистливого, заманит в глубокие пещеры, в глубины свои и не выпустит!

Так еще двести лет назад говорили уральские добытчики. Горщики, рудознатцы, камнерезы – все искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение любовь русских людей к родной земле.

Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение, говорили они о неисчерпаемых сокровищах уральской земли.

В семье мастера одного из медеплавильных заводов 28 января 1879 года родился будущий писатель Павел Петрович Бажов.

Демонстрируется портрет П.П.Бажова.

Ведущая: С молодых лет Бажову открылась неписаная история родного края, внутренний мир трудового горнозаводского люда; он учился видеть и понимать красоту Урала с лесистыми его горами, прозрачными глубокими озерами, высоким небом и тенистыми каньонами.

Ценой многих лишений постарались родители будущего писателя дать своему единственному сыну образование, вывести его “в люди”. И Бажов оправдал надежды своих родителей. Получив образование, он в 1899 году стал народным учителем в глухой уральской деревушке.

В течение 15 лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по родному краю, смотрел, как люди живут, пытливо изучал труд камнерезов, сталеваров, оружейников и многих других уральских мастеров.

Демонстрируется иллюстрация к сказу П.П.Бажова “Серебряное копытце”.

Ведущая: Посмотрите, дети!

Художник нарисовал иллюстрации к одному из сказов П.П.Бажова, а надпись сделать забыл.

Как вы думаете, кто здесь изображен?

Дети отвечают на вопрос, а затем вместе с ведущей вспоминают этот сказ.

Ведущая: В своих сказах писатель воссоздал благородный образ русского рабочего, показал его ясный ум, силу духа, умение противостоять любым жизненным испытаниям. Автор воспевает смелую выдумку, умелые рабочие руки, способные осуществить любой замысел мастера, воспевает труд, превращающийся в творчество.

Демонстрируется мультфильм “Горный мастер”.

Ведущая: Любовь к труду, гордость своим мастерством, непрестанное стремление совершенствоваться – вот качества, которые воспеваются на каждой странице бажовской книги. Счастье для героев Бажова не в приумножении богатства, не в обладании им, а в радостях творческого труда и познании мира.

Демонстрируется диафильм “Золотой волос”.

Ведущая: Друзья, давайте посмотрим, как вы запомнили сказы Павла Петровича Бажова, которые прочитали раньше и которые услышали сегодня. Попробуйте угадать, о ком или о чем я буду вам сейчас рассказывать.

Внимание! Викторина!

О ком идет речь?

“... Да еще сказывают, будто она иной раз человеком прикидывается, только узнать ее все-таки можно. Как идет, так даже на самом мелком песке следов не оставляет. Трава и та под ней не гнется. Это первая примета, а вторая такая: из правого рукава золотая струя бежит, из левого – черная пыль сыплется”. (Голубая змейка)

Назовите героиню сказа.

“... Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий, а сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе и не место”.

(бабка Синюшка из сказа “Синюшкин колодец”)

Назовите имя девочки.

“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила.видит, полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девочоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.

(Даренка из сказа “Серебряное копытце”)

Чей сад так описывается?

“Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня... Ну, всякие... Только живые, с сучьями, с листочками... Понизу трава, тоже каменная...”

(Сад Хозяйки медной горы из сказа “Каменный цветок”)

Кто носил такую одежду?

“... А одежа, и верно, такая, что другой на свете не найдешь, - из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз – как шелк, хоть рукой погладить”. (Медной горы Хозяйка)

Кому принадлежит творенье это?
Когда оно явилось на простор?
Кто знает изначальную примету?
Наверное, Хозяйка Медных Гор?

В горах ли, на равнине песня спета –
Не знаем, но хранит ее фольклор
От древности седой до наших пор,
Как знаки стародавнего завета.

И сохраняет байки или были
Своеобразный местный говорок
С отсылкой на естественный исток:
- Еще, де, “стары люди” говорили...

Проводится игра “Стары люди говорили...”

Ведущая предлагает детям объяснить значения встречающихся в сказах слов и выражений:

  • Бадожок – дорожный посох, палка;
  • долить – одолевать;
  • зарукавье – браслет;
  • изробиться – выбиться из сил от тяжелой работы;
  • косоплётки плести – сплетничать;
  • листвянка – лиственница;
  • парун – жаркий день после дождя;
  • робить – работать;
  • синюха, синюшка – болотный газ;
  • тонцы-звонцы – танцы, веселье;
  • удобриться – стать добрым, ласковым.

Проводится дидактическая игра “Сказы П.П.Бажова”.

Ведущая раздает детям маленькие карточки, просит прочитать, что на них написано, и вспомнить, в каком из сказов П.П.Бажова есть такие герои или упоминаются такие предметы.

Затем ведущая раздает другим детям карточки с названиями сказов. К ним надо подобрать карточки меньшего размера с именами героев и названиями предметов, относящихся к данному сказу.

Например:

  • сказ “Огневушка-Поскакушка” – Федюнька, дедко Ефим, филин, лопатка.
  • сказ “Травяная западенка” - Яшка Зорко, Устя, голос женский, Карасья горка.
  • сказ “Голубая змейка” - Ланко и Лейко, Марьюшка, гребешок, золотой обруч.
  • сказ “Синюшкин колодец” - Илья, бабка Лукерья, решето, три перышка, колодец.
  • сказ “Про Великого Полоза” - Левонтий, змей, Рябиновка, старик Чертознай.

Ведущая: Подходит к концу наша встреча с прекрасными сказами великого русского сказителя Павла Петровича Бажова.

Вы услышали старинные сказы о чудесах и тайных силах, которые уральцы передавали из уст в уста, вкладывая в них свою мечту о счастье.

Замечательный писатель П.П.Бажов поведал эти “тайные сказы” всем – взрослым и детям.

Бажовские сказы прочли люди во многих странах. От него узнали и про Малахитовую шкатулку, и про Хозяйку медной горы, и про козлика Серебряное копытце... Узнали о многих чудесах уральской земли. И эти волшебные истории и поверья в книге сказочника засверкали всеми цветами уральских самоцветов.

Звучит фонограмма пьесы “Вечер в горах” Э.Грига.

Ведущая:

С уральских гор скатился дивный сказ,
Кому принадлежит творенье это?
Азов-горе, чей голос не угас,
Зеленой ящерке или перу поэта?

Искатели золотоносных масс,
Таежным речкам, озаренным светом,
Еланям, топям, чудесам рассвета,
Легенде, что хранились про запас?

Юлой летит девчонка над костром,
Устал стоять в дозоре Марков Камень.
Ревдинских зорь неугасимый пламень,
Айлып и Полоз, барин-дуролом.

Летят года, не умеряя прыть,
А сказ бажовский продолжает жить.
М.Луцкий “Счастье Сказочника” (венок сонетов)

Литература:

  1. Павел Бажов. “Уральские сказы”. Москва, “Эгмонт Россия Лтд”, 2004 г.
  2. серия “Русская классика”
    Павел Бажов. “Малахитовая шкатулка”. Москва, “АСТ, Астрель, ВКТ”, 2010 г.

Ресурсы сети Интернет:

  1. http://www.poezia.ru›article.php?sid=69112

Челябинская область Сосновский район с. Долгодеревенск

ое МОУ Долгоеревенская СОШ

Корниенко Оксана Юрьевна

Квест-игра по сказам

П.П. Бажова «Сокровища малахитовой шкатулки»

Цель: приобщение детей к литературным богатствам Урала.

Задачи :1.Повышение читательской активности через развитие интереса детей к творчеству П.П. Бажова 2. Актуализация знаний об уникальности родного края.3.Воспитание патриотических качеств.4.Укрепление сотрудничества с родителями.

Подготовительная работа:

Знакомство с биографией уральского сказителя П.П. Бажова 2017г

Чтение сказов П.П. Бажова «Медной горы хозяйка», «Огневушка – поскакушка», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Таюткино зеркальце», «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец», «Горный мастер», «Хрупкая веточка», «Золотой волос», «Кошачьи уши», «Про великого полоза», «Приказчиковы подошвы»

Экскурсия в г. Златоуст. Посещение завода «Оружейник», «Бажовского парка»

Организация книжной выставки «Сокровища малахитовой шкатулки»

Участники: родители и учащиеся 4-е класса МОУ Долгодеревенская СОШ Сосновский район Челябинская область

Место проведения: районная детская библиотека с. Долгодеревенское Сосновский район

Сценарий квест-игры по сказам П.П. Бажова «Сокровища малахитовой шкатулки»

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости нашего праздника! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по сказочному родному Уралу и увидим сокровища малахитовой шкатулки.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая пушистая борода и живые, необыкновенно лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Волшебник Бажов!

Ну а почему волшебник? Может, он занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это было волшебство писателя , который смог создать великолепную книгу – «Малахитовая шкатулка».

Павла Петровича Бажова называют чудесным сказочником, певцом родного Урала . Под его пером заговорил вдруг этот удивительный край – проснулись горы, заиграли камни, ожили добрые и злые чудовища, голубые змейки, яркие ящерки.

С раннего детства Павел слушал истории рабочих о Медной горе, о тяжёлом труде людей. Лучшим рассказчиком среди них был Василий Андреевич Хмелинин. Позднее, в сказках, он предстанет перед читателями под именем дед Слышко . Бажов рос смышлёным парнишкой. Он был единственным ребенком Но вскоре началась Гражданская война. Бажов вступает в ряды Красной армии и участвует в боях. Когда война отгремела, Павел Петрович стал работать журналистом. в семье, и родители горячо любя своего сына, хотели чтоб его судьба была счастливее, чем у них. Павла отдают учиться в земскую школу. Там он проявил себя как любознательный и способный ученик. Учился на пятёрки, много читал, обладал хорошей памятью.

Развлечение на тему «Волшебные сказы П.П. Бажова»

Подготовительная группа

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы поговорить об уральском сказочнике, или еще как его называли «дедушка Бажов».

Бажов Павел Петрович – знаменитый уральский сказочник , прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов .

Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами , с его богатейшим языком.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.

Какие произведения П. П. Бажова вы знаете? Назовите их.

Дети : «Серебряное копытце» , «Огневушка – поскакушка» , «Синюшкин колодец» , «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» .

Ведущий: Какой камень воспел Павел Петрович Бажов в своих сказах?

Дети : Малахит!

Ведущий: Правильно! Посмотрите, какой красивый и необычный этот камень- малахит! Самое время и в игру с ним поиграть, свою ловкость показать.

Игра «Малахит»

Дети под музыку передают самоцвет, на ком музыка обрывается, тот – говорит прилагательное о камне и танцует

Ведущий: Вот посмотрите, какой у меня есть короб. Он не простой, в нём лежат очень интересные предметы. И вы сейчас назовёте эти предметы, и скажите, из какого они сказа .

    Малахитовая шкатулка (Сказ «Малахитовая шкатулка» ).

Ведущий: А в малахитовой шкатулке драгоценности, эти драгоценности добывают старатели(геологи), у них очень тяжелый труд (ходят по горам, чтобы добыть камень нужна сила и сноровка) и мы проверим, кто у нас самый быстрый и ловкий.

Эстафета- Перенеси камень

2. Оранжевый платочек (Огневушка-поскакушка)

Танец с платочками -девочки

    Кошка Мурёнка (Сказ «Серебряное копытце» )

Серебряное копытце копытцем постучал и набросал разных камней, но вот беда, они упали в снег и теперь нам надо найти, кто самый быстрый.

Эстафета: «Добытчики»- в обруче лежат в перемешку кубики и камни, надо выбрать именно камни.

    Ящерка (Сказ «Хозяйка Медной горы» ).

Ящерка у нас очень быстрая и ловкая, непросто по камням бегать. Может и нам попробовать.

Эстафета: «Преодолей препятствия» - проползти по мату, обежать вокруг обручей и предать эстафету.

Ведущий: Любите, ребята, сказки? Вижу, заблестели глазки. Сядьте тихо, посидите, мою сказку не вспугните.

Показ сказки «Серебряное копытце»: кукольный театр.

Ведущий: А теперь отгадайте загадку:

Сироткой рос мальчишечка: голубеньки глазёнки.

Волосики кудрявеньки, а сам наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича малахитову делу обучался

И с самой хозяйкой Медной, говорят в народе, знался. (Данило-мастер)

Ведущий: Мы с вами станем тоже горными мастерами и сами сделаем красивый камень. Перед вами пластилин разных цветов, вы можете по своему желанию перемешать пластилин и создать свой драгоценный камень.

МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

Провела: Каткова е.П.

с. Ширингуши

2017 г.

Задачи:

1. Познакомить детей с великим сказочником Урала П.П. Бажова

2. Раскрыть творчество П.П. Бажова

3. Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию.

4. Прививать интерес и любовь к богатой природе Урала.

5. Воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

Рассматривание иллюстраций;

Организация развивающей среды:

Компьютерная презентация;

Иллюстрации к сказам;

Портрет П. П. Бажова;

Шкатулка с камнями.

Место проведения: летний оздоровительный лагерь «Цветик – семицветик»

Ход мероприятия

Ведущий: Мы с вами познакомились с некоторыми сказами Бажова, а сегодня я хочу вас познакомить со сказочником Павлом Петровичем Бажовым. Показ портрета писателя.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня, заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали «тайные сказы» - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых «тайной силой» - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и Павел Бажов.

У П. П. Бажова рано проявились способности к учебе, он легко запоминал стихи. Закончил 4-классную поселковую школу. Друзья отца советовали дать мальчику хорошее образование. Но на гимназию для сына у родителей денег не было.

Пришлось везти десятилетнего Пашу в Екатеринбург, устраивать в бесплатное духовное училище с общежитием.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет.

А после окончания Бажов работал учителем в начальной школе. В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

В 1939 г. (когда П. П. Бажову уже было 60 лет) выходит самое знаменитое произведение - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию.

Сказы были так хороши, что "Малахитовую шкатулку" послали на Международную выставку в Нью-Йорк (1939! Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике. На серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. "Малахитовую шкатулку" перевели на 80 языков мира!

В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Трудно отделить сказы Бажова о наших земляках-южноуральцах, от сказов о мастерах всего Урала. О камнерезах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.

Павел Петрович умер 3 декабря 1950 года (в 71 год) (61 год назад) в Кремлевской больнице от рака легких. А похоронен в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Теперь там на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход «Павел Бажов».

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера «Каменный цветок») .

По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.

Ведущий: А сейчас я вас приглашаю в картинную галерею по сказам Бажова.

В нашей галерее находятся картины - иллюстрации к сказам. А узнаете ли вы сказ по картинам - это мы сейчас проверим.

(Картины показываются по - порядку. Дети рассматривают, называют сказ, по возможности пересказывают изображенный сюжет.)

1. «Серебряное копытце»: «Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.»

2. «Малахитовая шкатулка»: «Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила…»

4. «Синюшкин колодец»: «Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз всё же таки сажени две ко взгорочку, шапку под голову. Да растянулся. Глядит – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платишко на ней сине, платок на голове синий, и сама вся синёхонька, …

5. «Голубая змейка»: «одно показалось им непривычным: идёт, как плывёт, совсем, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от неё золотое облачко колышется, с левой – чёрное.»

6. «Серебряное копытце»: «Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит – старик весёлый да ласковый. Она и говорит: - Пойду. Только ты эту кошку Мурёнку тоже возьми: гляди, какая хорошая.»

7. «Малахитовая шкатулка»: «Как выдался такой часок, Танюшка и позвала ту женщину в голубец. Достала Танюшка шкатулку, показывает, а женщина поглядела маленько, да и говорит: - Наденько на себя – виднее будет.»

Молодцы, ребята узнали сказы и вспомнили сюжеты. Понравились вам картины?

Ведущий: А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

«Отгадайте загадки»:

    Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка …

(Дарёнка)

    Шапочка Лейка

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас

(Золотая Змейка)

    Круглое окошко, - как в ключе, водица.

Возле той водицы старушонка злится.

Синенькая, тощая: дунь - и нет её,

Охраняет старая сокровище своё.

(Синюшкин колодец)

«Из какого сказа эти строки?»

    «Змейка всё же их перехитрила – меж ног у ребят прокатила. У каждого одна штанина золочёной оказалась, другая как дёгтем вымазана.» («Голубая змейка»)

2. «Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку.» («Синюшкин колодец»)

3. «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает.» («Серебряное копытце»)

4. «Потом, когда подросла Танюша, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или ещё куда, Танюшка останется домовничать» («Малахитовая шкатулка»)

«Ответьте правильно на вопросы»

    Какой писатель рассказывал про уральских мастеров, да про богатства Медной горы хозяйки? (П. П. Бажов)

    Как звали друга Ланко Пужанко? (Лейко Шапочка)

3. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы? (Малахитовую шкатулку)

4. Что оставила бабка Лукерья Илюше в наследство? (Перышки)

5. Чьи это слова: «Пр-равильно говоришь, пр-равильно.» (Кошка Мурёнка)

6. Что попросили у Голубой Змейки Ланко и Лейко?

Ведущий: Ну что, ребята, вы порадовали своими ответами. Давайте ещё раз повторим, какие сказы Бажова вы знаете?

Я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к сказу, который вам больше всего понравился.

П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»

Составила ЯговцеваЛ.Ю. – учитель высшей категории ,

МКОУ СОШ №6 Г.Кушва

Цели:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

2. Прививать любовь к чтению.

Задачи:

1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

2. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.

3. Через творчество П. П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.

4. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей.

Оборудование:

Портрет П.П.Бажова (1879-1950).

Книги П. П. Бажова.

Выставка уральских самоцветов.

Предметы из сказов (пуговица, молоток, ящерка на камне, брошь) .

Презентация с иллюстрациями к сказам Бажова.

На стене написан эпиграф:
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок

(Е. Хоринская)

Ведущий:
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые: родители, коллеги – учителя. Мы рады приветствовать вас в этом уютном светлом зале. И приглашаем вас в литературное путешествие по просторам родного Урала. Урал – край, славный своими трудовыми традициями. Уральские умельцы приоткрыли нам секреты своего мастерства. Настоящим праздником души пусть станет для вас открытие сокровищ народной мудрости, сохраненных в песнях, сказках, записанных в книгах. Итак, я приглашаю вас в путь к родным истокам, к новым открытиям.

Ход мероприятия.

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.

1 ведущий:
Уральские горы по каменным плитам
Ведут за собой нас в страну малахита.
В страну, где не счесть драгоценных камней,
В страну работящих и добрых людей. (В.Степанов)

2 ведущий:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

Верно, это - Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

1 ребенок:

«Это сверкающий самоцвет уральской литературы»

2 ребенок:

«Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»

3 ребенок:

«Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

4 ребенок:

В его произведениях фантастическое сливалось с реальным. В них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».

1 ведущий:

Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас литературный праздник, посвященный творчеству П. П. Бажова, и называется «Сказы из малахитовой шкатулки».

Под спокойную мелодию водили девушки хороводы по вечерам, и стар и млад вели беседы неспешные. Для вас заводят хоровод девочки из 2 в класса.

Звучит музыка Л. Шварца их кинофильма «Каменный цветок».Учащиеся в костюмах крестьянских детей начала 20 века входят под музыку в зал. На «завалинку» усаживается Дед Слышко (ученик в костюме, загримирован под старичка), остальные учащиеся рассаживаются по периметру импровизированной поляны. Старик бьёт по железу.

Старик:

Эй, кто там? Что за люди у казённого места в поздний час шляются? По какому праву? А?!

Дети: - Это мы – ребята заводские…

Старик: - Да не мыкай, а толком отвечай – кто идёт.

Девочка: Мы, дедушка, за сказками пришли.

Старик:

За сказками? Придумали тоже! Сказки – это, слыш – ко, про Курочку Рябу да золотое яичко. Ты, поди, опоздала такие сказки слушать! Про старинное житьё расскажу. Только это не сказки, а сказы да побывальщина называется. Эх, вы, скворчата, за день набегались, накричались, теперь ушам охота работу дать? Ладно уж, расскажу вам.

Мальчик: - А это новая сказка?

Старик:

Чур, не перебивать! Я, может, про твою прабабку говорить буду, а ты говоришь – сказку! Слушай вот и примечай себе на пользу, какие в старину девушки были…

2 ведущий:

Вот так много – много лет назад дедушка по прозвищу «Слыш – ко» начал рассказывать ребятишкам сказы старого Урала. Именно они и составили первый сборник сказов Павла Бажова.

5 ребенок:

Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость и горе.

В них горы до неба почти достают,

Красива природа, покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

Умели наряжаться народы Урала в праздники в нарядные сарафаны, расшитые рубахи, пояса. Играли на гуслях, балалайках, гармошках… Сами отдыхали и народ веселили. На сцену приглашаются ребята из ансамбля ложкарей ДМШ г. Кушва. Руководители: Осолодкова Вера Михайловна, Уржумов Валерий Павлович.

Ведущая. Что это за гостья суровая да строгая к нам явилась? Небольшого росту девка и сама вся статная,

И коса чернява, да такая ладная.

Платье цвета малахита, в косе ленты красные,

Глаза, словно изумруды.-Волшебные, ясные.

( ответы детей:Хозяйка Медной горы)

Сценка

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка (кричит). Кто тут вспомнил про меня, да про старый, добрый Урал? Кто это ко мне в гору пожаловал?.. А, это вы, люди добрые! Что ж, здравствуйте! Умельцам завсегда рада! Я – Хозяйка Медной горы, ящерки - мои слуги. П оставлена я оберегать богатства моего края. А край мой очень знаменит природными красотами, полезными ископаемыми, людьми мастеровыми. Вот я вас заберу в свою Медную гору да заставлю работать, добывать драгоценные каменья да самоцветы!

Ведущий: Зачем же ты, гостья дорогая, нас пугаешь?

Хозяйка:

Я вас не пугаю! А предупреждаю: если вы не знаете содержания «Уральских сказов», то заберу всех в гору и буду целыми днями эти сказы вам читать!

Ведущая. Вот строгий до чего характер у этой хозяйки! И правду говорят, что «злому человеку с ней встретиться - горе, да и доброму радости нет».

Хозяйка. Мало ли, что про меня говорят. Я вот устрою ребятам экзамен! Трудный, сложный! И если они не справятся, то...

Ведущая. Слышали уже, слышали, что заберешь к себе в горные мастера. Но запомни, ребята у нас умненькие и на все твои вопросы ответят! Не сумеешь ты их провести!

Хозяйка. Это мы еще посмотрим.Вот вам ребята первое задание.

Козел тот особенный был: правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет – камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется. Издалека – то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему, как не старайся, не подойдешь.

Ребята. Серебряное копытце.

Под волшебную музыку вбегает козлик.

Козлик:

Стучу я «цок – цок - цок» копытцем.

Хочу я с вами подружиться!

Козлик я лесной, дружите со мной!

Я – Серебряное копытце. На правой передней ноге волшебное копытце. В каком месте топну этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топну – там один камень, два топну – два камня, а где ножкой бить стану – там груда дорогих камней. Обо мне рассказано в сказе «Серебряное копытце». Молодцы, ребята, что отгадали мое имя. Теперь я буду вам помогать. А то, я смотрю, Хозяйка Медной горы вас совсем запугала.

Хозяйка. (задает вопросы)

Ответьте, ребята, в какой сказке были старик по прозвищу Кокованя, девочка Даренка и кошка Муренка? («Серебряное копытце»)

Назовите мне, чем еще особенным отличался от других козликов козлик Серебряное копытце? (Он всегда ходил с рожками, в то время как зимой обычные козлики рожки сбрасывали; на рожках у него было по пяти веточек, а у обычных козликов только три.)

А вот о ком сказ? «Махонькая девчонка, как куколка, а живая, подбоченится, платочком махнёт и пойдёт плясать кругами. Как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, свистнула: «Фи – и – и – ть! Й – ю – ю – у…!» И никакой девчонки не стало» Кто это?

БалтенковаЕсения «Семеновские частушки»

Махонька девчоночка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет,

В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка)

Ответы детей Огневушка-поскакушка

Танец Огневушки

Огневушка – поскакушка . Посмотрите ребята на экран и отгадайте, к каким сказам выполнены иллюстрации.

Козлик : - Это - Огневушка – поскакушка - вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такаяПоскакушка покажется, там и золото. Не сильное, зато грудное и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше – всё меньше и меньше. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего. Об этом рассказано в сказе, который называется «Огневушка – поскакушка».

Ведущий: А теперь, чтобы доказать Хозяйке Медной горы, что ребята хорошо знают «Уральские сказы» Бажова, ученики… класса покажут разученную сценку.

Появляются персонажи сценки: Данилушко и бабушка Вихориха. Вихориха держит в руках букетик из разных трав и лесных цветов.

Данилушко. Хорошо мне, бабушка, у тебя живется. Вот ты и травы всякие знаешь.

Бабушка. Да, я бабка Вихориха, много лет прожила. Про любую траву тебе расскажу, про любой цветок!

Данилушко. А ты всякий цветок в наших местах знаешь?

Бабушка. Хвастать не буду. Любой знаю из тех, которые открытые.

Данилушко. А разве еще неоткрытые бывают?

Бабушка. Есть и такие. Папору вот слыхал?

Данилушко. Это - папоротник?

Бабушка: Да. Будто он на Иванов день цветет. Тот цветок колдовской – клады им открывают. Для человека он вредный.

Данилушко: А ещё?

Бабушка: На разрыв-траве цветок – бегучий. Только поймай его – и все затворы тебе открыты. Это воровской цветок. А еще каменный цветок есть.

Появляется Хозяйка Медной горы с цветком (имитация каменного). Она таинственно кружится вокруг Данилушки и бабушки Вихорихи.

Бабушка: Это цветок в Малахитовой горе будто растет. Говорят, что на змеиный праздник он полную силу имеет. И несчастным будет тот человек, который каменный цветок увидит.

Данилушко: А чем несчастный, бабушка?

Бабушка: А я и сама не знаю, Данилушко. Так мне сказывали. Ведь этот цветок сторожит сама Хозяйка Медной горы.

Бабушка уходит. Данилушко надевает фартук, повязывает вокруг головы, на манер ободка, полоску ткани и берет в руки молоток.

Хозяйка: Много лет прошло с того бабушкиного рассказа. Стал Данилушко совсем взрослым. И посмотрите – заказали ему чашу сделать из камня, на цветок похожую.

Данилушко: Хоть и стал я хорошим мастером, а не выходит у меня чаша! Никак не выходит! Сколько я малахита извел, а все без толка!

Хозяйка ( подходит ближе) . Что, Данило-мастер, не выходит у тебя чаша?

Данилушко: А ты откуда взялась? Кто ты такая? (изумленно) Не иначе – ты Хозяйка Медной горы. И платье на тебе из шелкового малахита.

Хозяйка: Так сегодня же праздник – змеиная горка.

Данилушко: Покажи каменный цветок.

Хозяйка: Показать-то я тебе его покажу. Да только потом жалеть будешь.

Данилушко: Не отпустишь из горы?

Хозяйка: Почему не отпущу? Дорога открыта, да только ко мне же воротишься!

Данилушко: Покажи, сделай милость. Без каменного цветка мне жизни нет. Покажи!

Хозяйка: когда так, то пойдем Данило-мастер в мой сад. Вот – смотри! (обводит вокруг себя цветком)

Данилушко ( оглядывается по сторонам): Деревья-то какие высоченные, только не как в наших лесах, а каменные! Которые мраморные, а которые из змеевика – камня … И травка каменная1 Лазоревая, красная! Промеж леревьев змейки золотые трепыхаются, как пляшут. От них свет идет.

Хозяйка: А вот посмотри – в этом углу сада земля простая, как глина. А кусты черные, словно бархат.И на этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовые, и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми малахитовыми цветами сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют.

Данилушко: Так вот они какие, каменные цветы.

Хозяйка: Что, Данило-мастер, поглядел?

Данилушко: Не найдешь камня, чтобы так сделать.

Хозяйка: Кабы сам придумал, дала бы я тебе такой камень. А теперь не могу.

Под музыку герои уходят со сцены.

Ведуший. Молодцы, ребята! Вот и Хозяйка Медной горы помогла нам сценку показать по одному из сказов Павла Петровича Бажова.

Хозяйка . И я рада! Никого мне не пришлось забирать в свою гору!

Помошник. Напевает за кулисами:

Эй – ка, эй – ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись!

Колеском покружись!

(повторяется 2 раза)

Старик.

Кто появляется, заслышав эту песенку?

Ребята. Это – Голубая змейка.

Старик. « Одному увидеть Голубую змейку – прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. И много его. По верху большими кусками лежит. Только оно с подвохом. Если лишку захватишь, да хоть капельку сбросишь, всё в простой камень повернётся. Второй раз тоже не придёшь, потому – место сразу позабудешь. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, тогда вовсе чёрная беда – все перессорятся. Да ещё сказывают, что иной раз Голубая змейка человеком прикидывается».

Голубая змейка. - По каким приметам вы меня узнаёте, когда я человеком прикидываюсь?

Старик. - Молодцы! Слушайте дальше. «Из водяного окошка старушонка вышла. Ростом не более трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушку. А глаза девичьи и голос, как у молоденькой». Кто это?

Ответы детей: Бабка Синюшка

Старик: Г де Бабка Синюшка сидит, тут и богатство положено. Она может обернуться и пригожей девушкой: глаза - звездой, брови – дугой, губы – малина, русая коса и в косе – лента синяя. Но такой она кажется только добрым и хорошим людям. Про неё сказ «Синюшкин колодец».

- Про Синюшку Илья много слыхал. Вот, дескать, по глухим болотным местам, а то и по старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места, -и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев. Тогда и греби, сколь рука взяла. Придя на прииск и потеряв бабкины перья, стал готовиться к встрече с Синюшкой.

(Берет ковш и навязывает его на палку)

- Как месяц на полный кружок обозначился, Илюха и пошел. Добрался до места. Глядит – никого нет.

Илья: (тихонько говорит) «Без ковша пришел»

Синюшка: - Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь.
(крышку над колодцем подняла, а там и открылось богатства всякого. Илья близко не подходит)

Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколько в кошель войдет.

Илья: - Кошеля-то у меня нету, да и от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

Синюшка: - Вишь ты, привередник какой! Ему ещё подноси! Ну, будь по-твоему!
(выходит из колодца девица с золотым подносом, и с поклоном подает ему поднос. На подносе золото.)

Девица 1: -Прими-ка, молодец!

Илья: - Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

Синюшка: - Не возьмешь?

Илья: - И не подумаю.

Синюшка: - Ну, будь по твоему! Другой подарок дам.
(Выходит Девиц 2 с серебряным подносом и серебром)

Илья: -Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.
(Синюшка рассмеялась.)

Синюшка: - Ладно, будь по-твоему! Тебя и себя потешу. Потом, чур, не жалеть. Ну, жди.
(Вышла девчонка3 подает ему бабки Лукерьи решето с ягодами, а сверху три перышка, синей ниточкой перевязано)
- Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца. (Берет решето)

Илья: - Ты чья, красна девица?Скажись, как тебя звать-величать?
Девчонка (усмехнулась) - Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает.

Илья: - Перышки-то у тебя откуда?

Девушка: - Да вот один за богатством приходил. Сам в колодец угодил, и кошели свои утопил, а твои - то перышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.
(стоит ленту в косе перебирает)

Синюшка. Зачерпни – ка, мил – друг Илюшенька, ковшичком из моего колодца еще раз.

Илья черпает и достает вещи. - Ой, что это? Чьи это вещи? Вы не знаете ребята?

Молоток – «Каменный цветок» (инструмент Данилы-мастера) .

Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей) .

Подошвы (Северьяна Кондратьича, приказчика с прииска Полевой, - “Приказчиковы подошвы”).

Зеркальце (Таюткино - “Таюткино зеркальце”).

Лопата (Федюнькина - “Огневушка - Поскакушка”).

Банный опарыш - веник (Яшка Зорко - “Травянаязападенка”).

Решето и три перышка (Ильи - “Синюшкин колодец”).

Девушка: - Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась. (Вздохнула) (Уходят)

Дома решето у Илюши потяжелело, ягоды стали самородками да дорогими каменьями. С таким богатством Илья сразу от барина откупился, на волю вышел, дом себе хороший справил, лошадь завел. Вскоре женился Илья на девке похожей точь –в-точь на Синюшку. А на месте синюшкиного колодца прииск открыли богатый золотом.

Ведущий (замечает забытую Хозяйкой малахитовую шкатулку)

Давайте посмотрим, что там? (открывает шкатулку, там «камни самоцветные») бречка журчит звучала песня. А потом другая – грустная протяжная, как дорога, по которой едут долго – долго… Песню «Русские края» исполняет Барбина Ирина, ученица 3 в класса, аккомпанирует Коврижных Светлана Александровна.

Вот и закончился наш праздник! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

Ведущий. Бажов писал сказы о простых людях, рабочих, которые занимались тяжелым трудом и были не богатыми, а бедными. И во всех этих историях живет мечта людей о помощи волшебных сил - чтобы волшебные герои немного помогли в трудной жизни рабочих

Козлик. И, как видите, к добрым людям мы приходим на помощь. Я - Серебряное копытце - одарил драгоценными камнями бедняков Даренку и Кокованю. Бабка по имени Синюшка помогла простому работяге с добрым сердцем Илюхе, а Голубая змейка заставила двух мальчиков понять, что плохо, а что хорошо, как научиться быть добрыми и справедливыми, и еще подарила каждому по мешочку с золотым песком.

Ребенок:

Я сказы Бажова люблю и читаю, хотя в них не все я еще понимаю.

На помощь приходит и папа, и мамаи бабушка Нина – папина мама.

Мне в сказах Бажова по нраву девчушка,

Которую Павел Петрович назвал Поскакушкой.

Понравился очень мне сказ про Танюшку,

Девчонку Даренку и про Марьюшку.

Дети – артисты выходят на построение.

Ребенок:

В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко

Спасибо, добрый дедушка Бажов.

Ведущий: Пришла пора вас одарить за умения и старания (награждение).

Любите свой край, берегите его. И он откроет вам свои богатства. Главное

помните: труд да усердие горы сворачивают, а чистое бескорыстное сердце

любые трудности преодолевает. Раздает мешочки с «самоцветами» классным

руководителям и провожает классы из зала.