Бытовое загрязнение мирового океана. Экологические проблемы - загрязнение воды. Источники загрязнения воды. Проблема загрязнения вод мирового океана. Основные загрязнители океанов в мире

Источники нефтяного загрязнения Мирового океана

Мусазаде Ольга Владимировна

специалист

фрилансер

инженер-эколог

Аннотация:

в статье выделяются основные источники загрязнения нефтью Мирового океана и последствия для окружающей среды при таком загрязнении, затрагивается проблема нефтедобычи в арктической зоне. При рассмотрении проблемы применялись методы анализа, синтеза, сравнения. В результате были выделены источники, создающие наибольшее загрязнение Мирового океана нефтью, а также предложены меры по снижению такого загрязнения.

The article highlights the main sources of oil pollution of the world ocean and the consequences for the environment with such pollution, touches upon the problem of oil production in the Arctic zone. Methods of analysis, synthesis and comparison were used in considering the problem. As a result, sources creating the greatest pollution of the world ocean with oil were identified, as well as measures to reduce such pollution were proposed.

Ключевые слова:

экология; нефть; мировой океан; загрязнение; окружающая среда

ecology; oil; world ocean; pollution; environment

УДК 504.054

Вода является источником жизни на земле. Загрязняя её, мы подвергаем человечество опасности человечество и всю глобальную экосистему. Одним из самых опасных и распространённых источников загрязнения Мирового океана является нефть.

В современном мире нефть является не только одним из важнейших полезных ископаемых, использование которого во многом определяет развитие энергетики и, как следствие, других отраслей современной мировой экономики. Доступ к месторождениям нефти имеет также политическое значение - не случайно в последние десятилетия участились политические и даже военные конфликты, в основе которых лежит обеспечение доступа к этому ценному ресурсу.

Одна из главных опасностей для здоровья океана - нефть. Наибольшую опасность представляют нефтехимические разработки на континентальном шельфе. Аварии на таких объектах всегда представляют угрозу для водных объектов, животного мира, атмосферы и почвы. Ярким примером здесь служит недавняя авария на нефтяной платформе в Мексиканском заливе.

Тема исследования является очень актуальной, поскольку в мире активно ведутся разработки месторождений континентальных шельфов, в том числе и в Российской Федерации. Арктический континентальный шельф Российской Федерации также является богатым на залежи нефти. Но разработка этого шельфа не застрахована от возможных аварийных ситуаций. Исходя из этого, необходимо детально изучать такие крупные разливы нефти, как в Мексиканском заливе. Это позволит в дальнейшем учесть возможные последствия, рассчитать риск, предотвратить возникновение аварийных ситуаций и усовершенствовать законодательство в сфере охраны окружающей среды.

Цель статьи - определение основных источников загрязнения нефтью Мирового океана.

Задачи статьи : определение нефти и ее значимости для человечества; выделение источников поступления нефти в Мировой океан; выделение источников наибольшего загрязнения Мирового океана; выделение основных негативных последствий поступления нефти в Мировой океан; определение основных направлений решения проблем загрязнения нефтью Мирового океана.

Материалами к статье послужили труды ученых, справочная информация интернет-ресурсов, картографический материал.

Методы статьи : анализ научных статей, статей информационных ресурсов, карт, синтез полученного материала, сравнение.

Научная новизна статьи заключается в том, что выделены источники поступления нефти в Мировой океан по объему загрязнения.

Для начала разберемся, что такое нефть и почему она опасна для жизни океана.

Нефть включает в себя много различных веществ. Основными элементами нефти являются углерод и водород, также в ее состав входят азот, кислород и сера. Сырая нефть практически не используется, она идет на переработку . Чаще всего из нефти получают топливо, различных видов: бензин, керосин, дизель, мазут и масла. Также в результате переработки нефтепродуктов получают сложные полимерные соединения, которые например, используются при производстве пластика. Также из нефти получают ароматические углеводороды, которые используют в химической промышленности при производстве косметики, лекарственных средств, различных добавок.

Таким образом, нефть используется практически во всех сферах жизни человечества. Важность нефти и нефтепродуктов толкает человечество на поиски и разработки новых месторождений. А нефтяными месторождениями богата как суша, так и океан.

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. Можно выделить несколько путей поступления нефти и ее продуктов в океан:

1) сбросы в море промывочных, балластных и льяльных вод с судов;

2) сбросы в портах и припортовых акваториях, включая потери при загрузке бункеров наливных судов;

3) сброс промышленных отходов и сточных вод;

4) ливневые стоки;

5) катастрофы судов и буровых установок в море;

6) бурение на шельфах;

7) атмосферные выпадения;

8) вынос речным стоком во всем многообразии форм.

Поверхностные стоки с различных территорий, в первую очередь промышленных, автодорожных, портовых, содержат нефтепродукты, такие как бензин, керосин, топливные и смазочные масла, а также различные соединения: бензол, толуол, ксилолы, жирные кислоты, фенолы, глицериды, стероиды, пестициды и металлоорганические соединения. Перечисленные соединения составляют около 90% и выше от суммарного количества всех органических примесей .

Наибольшую опасность загрязнения океана нефтью представляют разливы при бурении скважин в шельфовой зоне. В настоящее время ведутся разработки по добычи нефти в Арктике.

Бурение в Арктике, особенно на шельфе, крайне опасно: в мире не существует успешных практик по ликвидации нефтяных разливов в ледовых условиях. Уже при 10 % покрытии акватории льдами, механические средства сбора становятся неэффективными. Экстремально низкие температуры приводят к загустеванию нефти, что затрудняет работу насосов и других механических, которые используются для ликвидации разливов. Также при проливах нефти используют метод ее сжигания. Однако из-за удаленности платформы такой метод затруднителен, поскольку необходимое оборудование должно быть доставлено к месту разлива в течение 50 часов, в противном случае разлитая нефть будет непригодна для сжигания .

Таким образом, до начала разработки месторождений на континентальном шельфе в Арктике необходимо создать систему предупреждения возможных аварий, а также разработать механизмы и технологии для ликвидации возможных утечек.

Больше всего нефти поступает в океан в результате проливов во время ее транспортировки из районов добычи к потребителям. Утечки происходят из-за аварийных ситуаций, слива промывочных и балластных вод. Часто в целях экономии, большей выгоды транспортные компании пренебрегают правилами безопасности, что приводит к аварийным ситуациям.

Примерные объемы ежегодного загрязнения мирового океана нефтью :

0,1 млн.т.н. - незначительные утечки;

2,0 млн. т. - с бытовыми и ливневыми стоками, попадающими в реки и далее в моря;

0, 5 млн. т. - промышленные стоки.

Попадая в океан, нефть растекается в виде пленки, которая меняет свой цвет в зависимости от толщины, чем больше толщина пленки, тем темнее ее окраска и заметнее радужные разводы.

О степени загрязнения Мирового океана можно сделать вывод, проанализировав карту распределения нефтяных пятен.

Рис. 1. Распределение нефтяного загрязнения в Мировом океане .

Наиболее загрязненной является акватория Атлантического океана. Это объясняется тем, что основные поставки нефти осуществляются от континентов Северной и Южной Америки к Европе. Как показывает анализ карты (Рис. 1), нефтяная пленка покрывает значительную часть Атлантического океана, главным образом центральную часть, между Центральной Америкой, Европой и Африкой.

Наибольшее загрязнение океана нефтью происходит из-за аварий на буровых платформах и аварий танкеров, перевозящих нефть. В качестве примера можно привести аварию на буровой платформе «Браво» в 1977 г., которая произошла в центральной части Северного моря. Тогда в море попало 13 тысяч тонн нефти, из которых было собрано только 750 т.

В 1978 г. недалеко от побережья Бретани произошла авария либерийского супертанкера «Amoco Cadis», в результате чего в море вылилось более 200 т. тонн сырой нефти и мазута. Ущерб был нанесен не только флоре и фауне моря, но и рыбному и устричному промыслу .

Крупнейшей аварией стал взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в 2010 г, когда в океан попало около 5 миллионов баррелей нефти .

Также следует отметить, что кроме аварийных ситуаций большое количество нефти попадает в океан при выносе реками. Большей частью загрязнены устья рек, в частности в районе портов, а также в местах протекания рек через месторождения нефти.

Еще один источник загрязнения Мирового океана - перенос воздушными потоками микроскопических капель бензина, керосина и других легких фракций нефти. Даже если суда не перевозят нефть, все равно вода загрязняется мазутом и дизельным топливом.

Однако больше нефти поступает через воздушные потоки в результате горения нефти и нефтепродуктов. Здесь возможны два варианта: сжигание нефти и нефтепродуктов в печах и возгорание в результате аварии. При горении нефти и ее продуктов в атмосферу поступают такие вредные вещества как азота диоксид, ангидрит сернистый, бенз/а/пирен, сажа, сероводород и углерода оксид. В атмосфере такие вещества смешиваются с микрочастицами влаги и выпадают на землю в виде осадков, в том числе попадая в водные объекты.

В результате пожара при аварии и в первую очередь при взрыве на объектах, связанных с нефтепродуктами, кроме указанных загрязняющих веществ могут поступать в атмосферу и частицы самих нефтепродуктов (бензин, дизель, мазут). В частности, в процессе эксплуатации нефтяных и газонефтяных скважин на поверхность земли могут вырываться напорные струи в виде фонтанов, которые нередко становятся пожарами. Условно фонтаны подразделяются на газовые (содержащие газа 95-100 %), нефтяные (содержащие нефти более 50 %, а газа меньше 50 %), газонефтяные (содержащие газа более 50 %, нефти меньше 50 %).

При взрывах нефтесодержащих емкостей частицы нефти и ее продуктов могут выбрасываться на значительное расстояние от места аварии. Так, к примеру, в соответствии с Методикой расчета выбросов вредных веществ в атмосферу при свободном горении нефти и нефтепродуктов, а также Временным методическим руководством по оценке экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций радиус выброса частиц составляет до восьми диаметров емкости во все стороны. Таким образом, при взрыве емкости диаметром в 30м:

R= 16*30*√0.08*1800/41 = 899,2, м - зона теплового воздействия при пожаре с выбросом горящей жидкости.

Отсюда следует, что при пожарах и взрывах на нефтесодержащих объектах есть риск попадания частиц нефти и ее продуктов в ближайший водный объект, в том числе морскую акваторию.

Нефть загрязняет не только поверхность воды, но и проникает на глубину. Нефть распределяется в толще воды в зависимости от ее плотности, содержания парафина и асфальтенов. Так более тяжелыми будут нефтяные марки Arabian Super Light (Саудовская Аравия) и Merey (Венесуэла), а более легкой будет нефть марки Brent (Россия). Кроме того, в состав воды (как морской, так и речной) входят взвешенные вещества, которые могут вступать в соединение с частицами нефти, что приведет к оседанию таких частиц на дно. Наличие взвешенных частиц, в первую очередь песчаных, увеличивается с приближением прибрежной зоны, таким образом, больше частиц нефти оседает именно вблизи побережья. А в случая возгорания нефтяного пролива образуются частицы горения, и некоторые из них обладают большим коэффициентом оседания, например сажа . Учитывая этот фактор, не рекомендуется использовать песок для сбора пролитой нефти в акватории. Такой способ сбора нефти применим только на суше.

Нефть загрязняет не только поверхность воды, но и проникает на глубину. Таким образом, вредному воздействию подвергаются организмы, живущие от поверхности до дна водного объекта.

Моллюски и зоопланктон способствуют очищению воды от нефти. Однако, поскольку они не переваривают нефть, а лишь переносят её, то большого плюса это не приносит. Моллюсками и зоопланктоном питаются другие животные. Они тоже отравляют свой организм. И таким образом нефть переходит по трофической цепочке к другим видам животных, даже если они находились не вблизи места разлива.

Для водных организмов нефть смертельно опасна даже в минимальных количествах. Осевшие на дно тяжелые фракции (наподобие мазута, битума) губят бентосные сообщества, а местами, например, в акваториях крупных портов, они образуют на дне сплошную корку, напоминающую асфальт. Жизнь в таких условиях невозможна.

Даже при небольшой утечке нефти на поверхности воды образуется тонкая нефтяная пленка. Она препятствует проникновению солнечного света и воздуха в толщу воды, тем самым затрудняя поступление кислорода в воду, вызывая гибель планктона и других организмов. Не исключена и гибель взрослых рыб в результате отравления растворенной нефтью, либо их вынужденные миграции из района катастрофы.

Сырая нефть и нефтепродукты отличаются разнообразием токсичного воздействия на разные виды рыб. Концентрация 0.5 миллионной доли или менее нефти в воде способна привести к гибели форели. Почти летальный эффект нефть оказывает на сердце, изменяет дыхание, увеличивает печень, замедляет рост, разрушает плавники, приводит к различным биологическим и клеточным изменениям, влияет на поведение живого организма .

Выводы . Нефть является опасным загрязнителем Мирового океана. Существует множество источников её поступления в океан. Наибольшее загрязнение нефти происходит из-за аварийных ситуаций при ее добыче и транспортировке, вынос нефтепродуктов реками, поверхностный сток промышленных территорий. Это создает глобальную экологическую проблему. Здесь задействованы десятки государств. Поскольку нефть является необходимым элементом развития техники и технологий, она применяется практически во всех сферах жизнедеятельности человека, отказаться от её добычи невозможно. Однако поскольку нефть губительна для животных и растений, а загрязненная ей вода опасна для человека, необходимо снижать её содержание в Мировом океане, разрабатывать новые безопасные технологии по ее добыче и ликвидации проливов, а также строго следить за выполнение требования по добыче и транспортировке.

Библиографический список:


1.КузнецовА.Н., Федоров Ю.А. Нефтяное загрязнение в водных экосистемах. Саарбрюкен: Lambert academic publishing, 2011 2.Михаил Глазов. Здоровье океана. –М.; Норма, 2005. С. 156 3.Романов В. Прикладные аспекты аварийных выбросов в атмосферу. –М.; Физматкнига, 2006. С.176 4.Судо М.М. Судо Р.М. Нефть и углеводородные газы в современном мире М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 256 с. 5.Географо-этнографический справочник– URL: http:// geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/map010.shtml (дата обращения: 20.02.2018) 6.Информационное агентство ИТАР-ТАСС. Авария на нефтяной платформе "Дипуотер хорайзoн" в Мексиканском заливе – URL: http://www.itar-tass.com/c81/123259.html (дата обращения: 20.02.2018) 7.Информационное агентство РиаНовости. Экологические последствия разлива нефти в Мексиканском заливе – URL: http:// eco.ria.ru/documents/20090605/173349317.html (дата обращения: 20.02.2018) 8.Общественная экологическая организация Гринпис – URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/protect-the-arctic/threattothe Arctic/ (дата обращения: 20.02.2018) 9.Поведение морских разливов нефти. Технический информационный документ. - URL: http:// http://www.itopf.com/uploads/translated/TIP_2_2011_RU_Fate_of_marine_oil_spills.pdf (дата обращения 27.02.2018). 10.Экологический центр «Экосистема». Раздел: Химическое загрязнение среды промышленностью – URL: http:// www.ecosystema.ru/07referats/him_sreda.htm (дата обращения: 20.02.2018)

Рецензии:

26.02.2018, 20:28 Соболев Николай Андреевич
Рецензия : Статья представляет собой обзор, который может быть интересен тем, кто интересуется проблемами загрязнения океанов нефтью. Вот мне как неспециалисту в данной области, было интересно. Желательно добавить ссылки на источники информации о воздушном переносе нефтяного загрязнения и о проникновении нефти в толщу воды и до дна. Возможно, надо опубликовать в качестве научно-популярной статьи.

27.02.2018 9:09 Ответ на рецензию автора Мусазаде Ольга Владимировна :
Добрый день! Спасибо большое за хороший отзыв. Я постараюсь найти информацию о воздушном переносе нефти и проникновении в толщу и до дна.


27.02.2018, 11:59 Ященко Ирина Германовна
Рецензия : Работа представляет собой собранный и пересказанный материал из опубликованных работ, она может понравиться школьникам в виде лекции на общие проблемы, но не специалистам. В статье нет материала о самостоятельных исследований, ведь нефть настолько сложная природная система, она настолько уникальна и разнообразна, ее химический состав различен и может в разной степени влиять на экологию Мирового океана, этого абсолютно не отражено в статье. Да, показана интересная карта, а где отражение загрязнений в нашей Арктической зоне, в статье это заявлено. Я не могу рекомендовать данную работу для публикации, она требует больших изменений.

27.02.2018 13:13 Ответ на рецензию автора Мусазаде Ольга Владимировна :
Добрый день! Целью статьи было выделение основных источников поступления нефти в Мировой океан, а не о влиянии различных составов на организмы. Это уже тема для другой работы. При внесении таких изменений статья не будет соответствовать заявленной теме, цели и задачи. Что касается лекций для школьников. В предыдущем отзыве было указано, что статья будет интересна не специалистам в отрасли.

Ежегодно в Мировой океан попадает более 10 млн. т нефти и до 20% его площади уже покрыты нефтяной пленкой. В первую очередь это связано с тем, что добыча нефти и газа в Мировом океане стала важнейшим компонентом нефтегазового комплекса. В 1993 году в океане добыто 850 млн. т нефти (почти 30% мировой добычи). В мире пробурено около 2500 скважин, из них 800 в США, 540 – в Юго-Восточной Азии, 400 – в Северном море, 150 – в Персидском заливе. Эти скважины пробурены на глубинах до 900 м.

Загрязнение гидросферы водным транспортом происходит по двум каналам. Во-первых, морские и речные суда загрязняют ее отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, и, во-вторых, выбросами в случае аварий токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов. Энергетические установки судов (в основном дизельные двигатели) постоянно загрязняют атмосферу, откуда токсичные вещества частично или почти полностью попадают в воды рек, морей и океанов.

Нефть и нефтепродукты являются главными загрязнителями водного бассейна. На танкерах, перевозящих нефть и ее производные, перед каждой очередной загрузкой, как правило, промываются емкости (танки) для удаления остатков ранее перевезенного груза. Промывочная вода, а с ней и остатки груза обычно сбрасываются за борт. Кроме того, после доставки нефтегрузов в порты назначения танкеры чаще всего направляются к пункту новой погрузки порожними. В этом случае для обеспечения надлежащей осадки и безопасности плавания танки судна наполняются балластной водой. Эта вода загрязняется нефтяными остатками, а перед погрузкой нефти и нефтепродуктов выливается в море. Из общего грузооборота мирового морского флота в настоящее время 49% падает на нефть и ее производные. Ежегодно около 6000 танкеров международных флотилий транспортируют 3 млрд. т нефти. По мере роста перевозок нефтегрузов все большее количество нефти стало попадать в океан при авариях.

Огромный ущерб океану нанесло крушение американского супертанкера «Торри Каньон» у юго-западного побережья Англии в марте 1967 года: 120 тысяч т нефти вылилось на воду и было подожжено зажигательными бомбами с самолетов. Нефть горела несколько дней. Были загрязнены пляжи и побережья Англии и Франции.

За десятилетие после катастрофы танкера «Торри Канон» в морях и океанах погибло более 750 крупных танкеров. Большинство этих крушений сопровождалось массовыми выбросами нефти и нефтепродуктов в море. В 1978 году у французских берегов снова произошла катастрофа, еще более значительная по последствиям, чем в 1967 году. Здесь в шторм разбился американский супертанкер «Амоно Кодис». Из судна вылилось более 220 тыс т нефти, покрыв площадь 3,5 тыс. кв. км. Был нанесен огромный ущерб рыболовству, рыбоводству, устричным «плантациям», всем морским обитателям этого района. На протяжении 180 км побережье покрылось черным траурным «крепом».

В 1989 году авария танкера «Валдиз» вблизи побережья Аляски стала крупнейшей экологической катастрофой подобного рода в истории США. Огромный, с полкилометра длиной, танкер сел на мель примерно в 25 милях от берега. Тогда в море вылилось около 40 тыс. т нефти. Огромное нефтяное пятно растеклось в радиусе 50 миль от места аварии, покрыв плотной пленкой пространство 80 кв. км. Были отравлены самые чистые и богатые фауной прибрежные районы Северной Америки.

Для предотвращения подобных катастроф разрабатываются двухкорпусные танкеры. При аварии, если будет поврежден один корпус, второй предотвратит попадание нефти в море.

Происходит загрязнение океана и другими видами отходов промышленности. Во все моря мира сброшено примерно 20 млрд. т мусора (1988 год). Подсчитано, что на 1 кв. км океана приходится в среднем 17 т отбросов. Зафиксировано, что за один день в Северное море было сброшено 98 тыс. т отбросов (1987 год).

Известный путешественник Тур Хейердал рассказывал, что когда он и его друзья плыли на плоту «Кон-Тики» в 1954 году, они не уставали любоваться чистотой океана, а во время плавания на папирусном судне «Ра-2» в 1969 году он и его спутники, «проснувшись утром, увидели океан настолько загрязненным, что некуда было окунуть зубную щетку. Из голубого Атлантический океан стал серо-зеленым и мутным, и повсюду плавали комки мазута величиной от булавочной головки до ломтя хлеба. В этой каше болтались пластиковые бутылки, будто мы попали в грязную гавань. Ничего подобного я не видел, когда сто одни сутки сидел в океане на бревнах «Кон-Тики». Мы воочию убедились, что люди отравляют важнейший источник жизни, могучий фильтр земного шара – Мировой океан».

До 2 млн. морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие-либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.

ФРГ, Бельгия, Голландия, Англия сбрасывали в Северное море ядовитые кислоты, в основном 18-20%-ную серную кислоту, тяжелые металлы с грунтом и осадками сточных вод, содержащими мышьяк и ртуть, а также углеводороды, в том числе ядовитый диоксин (1987 год). К тяжелым металлам относится ряд элементов, широко применяемых в промышленности: цинк, свинец, хром, медь, никель, кобальт, молибден и др. При попадании в организм большинство металлов очень трудно выводятся, имеют свойство постоянно накапливаться в тканях разных органов, и при превышении определенной пороговой концентрации наступает резкое отравление организма.

Три реки, впадающие в Северное море, Рейн, Маас и Эльба, ежегодно приносили 28 млн. т цинка, почти 11000 т свинца, 5600 т меди, а также 950 т мышьяка, кадмий, ртуть и 150 тыс. т нефти, 100 тыс. т фосфатов и даже радиоактивные отходы в разных количествах (данные на 1996 год). С судов ежегодно сбрасывалось 145 млн. т обычного мусора. Англия сбрасывала 5 млн. т канализационных стоков в год.

В результате добычи нефти из трубопроводов, связывающих нефтяные платформы с материком, каждый год в море вытекало около 30000 т нефтепродуктов. Последствия этого загрязнения нетрудно видеть. Целый ряд видов, которые некогда обитали в Северном море, в том числе лосось, осетр, устрицы, скаты и пикша, просто-напросто исчезли. Гибнут тюлени, другие обитатели этого моря нередко страдают от инфекционных заболеваний кожи, имеют деформированный скелет и злокачественные опухоли. Гибнет птица, питающаяся рыбой или отравившаяся морской водой. Наблюдалось цветение ядовитых водорослей, которое привело к уменьшению рыбных запасов (1988 год).

В Балтийском море в течение 1989 года погибли 17 тыс. тюленей. Проведенные исследования показали, что ткани погибших животных буквально пропитаны ртутью, которая попадала в их организм из воды. Биологи считают, что загрязнение воды привело к резкому ослаблению иммунной системы обитателей моря и их гибели от вирусных заболеваний.

Крупные разливы нефтепродуктов (тысячи тонн) происходят в Восточной Балтике один раз в 3-5 лет, мелкие (десятки тонн) – ежемесячно. Крупный разлив поражает экосистемы на акватории в несколько тысяч гектаров, мелкий – в несколько десятков гектаров. Балтийскому морю, проливу Скагеррак, Ирландскому морю угрожают выбросы иприта – химического отравляющего вещества, созданного Германией в годы Второй мировой войны и затопленного Германией, Великобританией и СССР в 40-е годы. Свои химические боеприпасы СССР топил в северных морях и на Дальнем Востоке, Великобритания – в Ирландском море.

В 1983 году вошла в силу международная Конвенция по предотвращению загрязнения морской среды. В 1984 году государства Балтийского бассейна подписали в Хельсинки Конвенцию по защите морской среды Балтийского моря. Это было первое международное соглашение на региональном уровне. В результате проведенной работы содержание нефтепродуктов в открытых водах Балтийского моря снизилось в 20 раз по сравнению с 1975 г.

В 1992 году министрами 12 государств и представителем Европейского Сообщества была подписана новая Конвенция по охране среды бассейна Балтийского моря.

Происходит загрязнение Адриатического и Средиземного морей. Только через реку По в Адриатическое море с предприятий промышленности и сельскохозяйственных ферм ежегодно попадает 30 тыс. т фосфора, 80 тыс. т азота, 60 тыс. т углеводорода, тысячи тонн свинца и хрома, 3 тыс. т цинка, 250 т мышьяка (1988 год).

Средиземному морю грозит участь превратиться в мусорную свалку, сточную яму трех континентов. Ежегодно в море попадает 60 тыс. т моющих веществ, 24 тыс. т хрома, тысячи тонн нитратов, применяемых в сельском хозяйстве. К тому же 85% вод, сбрасываемых из 120 крупных приморских городов, не очищаются (1989 год), а самоочищение (полное обновление вод) Средиземного моря осуществляется через Гибралтарский пролив за 80 лет.

Из-за загрязнений Аральское море с 1984 года полностью потеряло рыбохозяйственное значение. Его уникальная экосистема погибла.

Владельцы химического комбината «Тиссо» в городке Минамата на острове Кюсю (Япония) долгие годы сбрасывали в океан сточные воды, насыщенные ртутью. Прибрежные воды и рыба оказались отравленными, и с 50-х годов 1200 человек умерли, а 100000 получили отравление различной тяжести, в том числе психопаралитические заболевания.

Серьезную экологическую угрозу для жизни в Мировом океане и, следовательно, для человека представляет захоронение на морском дне радиоактивных отходов (РАО) и сброс в море жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Западные страны (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия и др.) СССР с 1946 года начали активно использовать океанские глубины для того, чтобы избавляться от РАО.

В 1959 году ВМС США затопили в 120 милях от Атлантического побережья США неудачный ядерный реактор от атомной подводной лодки. По данным «Гринпис», наша страна сбросила в море около 17 тыс. бетонных контейнеров с РАО, а также более 30 корабельных атомных реакторов.

Наиболее тяжелая обстановка сложилась в Баренцевом и Карском морях вокруг ядерного полигона на Новой Земле. Там помимо бесчисленного количества контейнеров затоплено 17 реакторов, в том числе с ядерным топливом, несколько аварийных атомных подводных лодок, а также центральный отсек атомохода «Ленин» с тремя аварийными реакторами. Тихоокеанский флот СССР захоранивал ядерные отходы (в том числе 18 реакторов) в Японском и Охотском морях, в 10 местах недалеко от берегов Сахалина и Владивостока.

США и Япония сбрасывали отходы деятельности АЭС в Японское, Охотское море и Северный ледовитый океан.

Жидкие радиоактивные отходы СССР сливал в дальневосточных морях с 1966 года по 1991 год (в основном вблизи юго-восточной части Камчатки и в Японском море). Северный флот ежегодно сбрасывал в воду 10 тыс. куб. м ЖРО.

В 1972 году была подписана Лондонская конвенция, запрещающая сброс на дно морей и океанов радиоактивных и ядовитых химических отходов. К той конвенции присоединилась и наша страна. Военные корабли, в соответствии с международным правом, в разрешении на сброс не нуждаются. В 1993 году запрещен сброс ЖРО в море.

В 1982 году 3-я Конференция ООН по морскому праву приняла конвенцию по мирному использованию Мирового океана в интересах всех стран и народов, которая содержит около тысячи международно-правовых норм, регламентирующих все основные вопросы использования ресурсов океана.

Воды на Земле огромное количество, снимки из космоса доказывают данный факт. И в настоящее время вызывают опасения о быстротечном загрязнение этих вод. Источниками загрязнения являются выбросы в Мировой океан бытовых и промышленных сточных вод, .

Причины загрязнения вод Мирового океана

Люди всегда стремились к воде, именно эти территории люди пытались освоить в первую очередь. Порядка шестидесяти процентов всех больших городов находятся на прибрежной зоне. Так на побережье Средиземного моря находятся государства, население которых численно равно двести пятьдесят миллионов человек. И при этом большие промышленные комплексы выбрасывают в море порядка несколько тысяч тонн всевозможных отходов, в том числе большие города туда же сливают и канализацию. Поэтому не стоит удивляться, что когда воду берут на пробу, то там находят огромное количество различных вредных микроорганизмов.

С ростом количества городов и растет количество выливаемых отбросов в Мировой океан. Даже такому большому природному ресурсу не под силу переработать столько отходов. Происходит отравление и как прибрежной, так и морской, упадок рыбного хозяйства.

Борются с загрязнениями города следующим образом – отходы сбрасывают подальше от берега и на большую глубину с помощью многокилометровых труб. Но это вообще ничего не решает, а лишь отсрочивает время уничтожения полностью флоры и фауны моря.

Виды загрязнения Мирового океана

Один из самых главных загрязнителей вод океана является нефть. Попадает она туда всячески: при крушении нефтерудовозов; аварий на морских нефтепромыслах, при добыче нефти из морского дна. Из-за нефти гибнет рыба, а та, что выживает, имеет неприятный привкус и запах. Вымирают морские птицы, лишь в прошлом году умерло тридцать тысяч уток – морянок около Швеции из-за нефтяных пленок на поверхности воды. Нефть, плавая по морским течениям, и, приплывая к берегу, сделала непригодными для отдыха и купания многие курортные зоны.

Так Межправительственная морское общество создало соглашение, по которому нельзя сливать нефть в воду за пятьдесят километров от берега, большинство морских держав его подписало.

Кроме того постоянно происходит и радиоактивное заражение океана. Это происходит через течи в ядерных реакторах или от затонувших ядерных подводных лодок, что приводит к радиационному изменению флоры и фауны, ему в этом помогло течение и с помощью цепей питания от планктона к большой рыбе. В настоящий момент многие ядерные державы используют Мировой океан для размещения ракетно–ядерных боеголовок подлодок, производят захоронение отработанных ядерных отходов.

Еще одна из катастроф океана — это цветение воды, связано с разрастанием водорослей. А это приводит к сокращению улова лосося. Быстрое размножение водорослей происходит из-за большого количества микроорганизмов, которые появляются в результате выброса отходов промышленностью. И напоследок разберем механизмы самоочищения вод. Их подразделяют на три вида.

  • Химические — соленая вода богата различными химическими соединениями, в которых при попадании кислорода возникают окислительные процессы, плюс облучение светом и в итоге происходит эффективное перерабатавание антропогенных токсинов. Соли возникающие в результате реакции просто оседают на дно.
  • Биологические – вся масса морских животных живущих на дне, пропускают через свои жабры всю воду прибрежной зоны и тем самым работают как фильтры, хоть и умирают тысячами.
  • Механические – когда течение замедляется, взвеси выпадают в осадок. В результате происходит конечное захоронение антропогенных веществ.

Химическое загрязнение океана

С каждым годом воды Мирового океана все чаще загрязняются отходами химической промышленности. Так была замечена тенденция увеличения количества мышьяка в океанических водах. Значительно экологический баланс подрывают тяжелые металлы свинца и цинка, никеля и кадмия, хрома и меди. Еще урон наносят всяческие пестициды, такие как эндрин, альдрин, дильдрин. Кроме того, пагубное влияние на морских жителей оказывает вещество трибутилоловохлорид, которое используется для покраски кораблей. Оно предохраняет поверхность от зарастания водорослями и ракушками. Поэтому следует все эти вещества заменить на менее токсичные, чтобы не вредить морской флоре и фауне.

Загрязнения вод Мирового океана связано не только с химической промышленностью, но и с другими сферами деятельности человека, в частности, энергетикой, автомобилестроением, металлургией и пищевой, легкой промышленностью. Не менее пагубное влияние оказывают коммунальные предприятия, области сельского хозяйства и транспорта. Самыми распространенными источниками загрязнения воды являются стоки промышленных и канализационных отходов, а также удобрения и гербициды.

Загрязнению вод способствуют отходы, возникающие вместе с торговыми и рыбацкими флотами, а также нефтеналивными танкерами. В результате деятельности человека в воду попадают такие элементы, как ртуть, вещества группы диоксинов и ПХД. Накапливаясь в организме, вредные соединения провоцируют появления серьезных заболеваний: нарушается обмен веществ, снижается иммунитет, репродуктивная система работает неполноценно, а также появляются серьезные проблемы с печенью. Более того, химические элементы способны влиять на генетику и изменять её.

Загрязнение Мирового океана пластмассами

Пластмассовые отходы составляют целые скопления и пятна в водах Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Большинство мусора образуется из-за сброса отходов с густонаселенных районов побережья. Часто морские животные проглатывают пакеты и мелкие частицы пластика, путая с пищей, что приводит к их гибели.

Пластмасса распространилась так сильно, что её уже можно найти в субполярных водах. Установлено, что только в водах Тихого океана количество пластика увеличилось в 100 раз (исследования проводилось в течение последних сорока лет). Даже маленькие частицы способны изменить естественную океаническую среду. В ходе подсчетов около 90% животных, умирающих на берегу, погибают он пластикового мусора, который ошибочно принимают за пищу.

Кроме того, опасность представляет суспензия, которая образуется в результате распада пластиковых материалов. Заглатывая химические элементы, морские обитатели обрекают себя на сильные мучения и даже смерть. Не стоит забывать о том, что люди также могут употреблять в пищу рыбу, которая загрязнена отходами. В составе ее мяса присутствует большое количество свинца и ртути.

Последствия загрязнения Мирового океана

Загрязненная вода становится причиной многих заболеваний людей и животных. В результате сокращаются популяции флоры и фауны, а некоторые даже вымирают. Все это приводит к глобальным изменениям экосистем всех акваторий. В достаточной мере загрязнены все океаны. Одним из наиболее загрязненных морей является Средиземноморское. В него стекают сточные воды из 20 городов. К тому же негативную лепту вносят туристы популярных курортов Средиземноморья. Самыми грязными реками мира являются Цитарум в Индонезии, Ганг в Индии, Янзцы в Китае и Кинг Ривер в Тасмании. Среди загрязненных озер специалисты называют Великие североамериканские озера, Онондага в США и Тай в Китае.

Как следствие, происходят значительные изменения вод Мирового океана, в результате чего исчезают глобальные климатические явления, образуются мусорные острова, цветет вода в связи с размножением водорослей, повышается температура, провоцирующая глобальное потепление. Последствия данных процессов слишком серьезные и главной угрозой является постепенное сокращение выработки кислорода, а также снижение ресурсности океана. Кроме этого, в разных регионах могут наблюдаться неблагоприятное развитие событий: развитие засух в определенных областях, наводнений, цунами. Охрана Мирового океана должна быть приоритетной целью всего человечества.

Интересное видео о загрязнении Мирового океана

В детстве океан у меня ассоциировался с чем то могущественным и великим . Три года назад я побывала на острове и увидела океан своими глазами. Он притягивал мой взор своею силою, и необъятною красотою, которую не возможно измерить человеческим глазом. Но не все так прекрасно, как кажется на первый взгляд. В мире есть достаточно много глобальных проблем, одна из которых экологическая проблема ,а точнее, загрязнение океанов.

Основные загрязнители океанов в мире

Главная проблема в химических веществах которые выкидывают разные предприятия. Основные загрязнители это:

  1. Нефть.
  2. Бензин.
  3. Пестициды, удобрения и нитраты.
  4. Ртуть и прочие вредные химические соединения.

Главным бедствием для океана является нефть

Как мы увидели первой в списке стоит нефть, и это не случайно. Нефть и нефтепродукт- наиболее распространенные засоряющие вещества в Мировом океане. Уже к началу 80-ых годов в океан каждый год выкидывалось 15.5 миллионов тонн нефти , а это 0, 22% мировой добычи . Нефть и нефтепродукты, бензин а также пестициды, удобрения и нитраты, даже ртуть и прочие вредные химические соединения - все они во время выброса предприятий попадают в Мировой океан. Все вышеуказанное приводит океан к тому, что загрязнения формируют свои поля максимально интенсивно , и особенно в районах нефтедобычи.

Загрязнение Мирового океана - к чему это может привести

Самое главное, что нужно понять, это то, что з агрязнение Мирового океана - это действие которое напрямую связано с человеком. Накопленные многолетние химикаты и токсины уже сейчас влияют на развитие в океане засоряющих веществ, а они в свою очередь имеют негативное отражение на морские организмы и организм человека. Последствия, к которым ведёт действия а также бездействие людей ужасающие. Уничтожение множество видов рыб а так же и других обитателей вод океана - это далеко не всё, что мы мы получаем из за безразличного отношения человека к Океану. Нам стоит задуматься, что убыток может быть гораздо и гораздо больше,чем нам может показаться. Не стоит забывать, что у Мирового океана иметься очень важная роль, он имеет общепланетарные функции , океан - это мощнейший регулятор теплового режима и влагооборота Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загрязнения способны привести к неисправимому изменению всех этих характеристик. Самое страшное, что такие изменения наблюдаются уже сегодня. Человек может многое, он может как сберечь природу так и погубить ее. Нам стоит задуматься над тем, как человечество уже навредило природе, мы с вами должны понимать что многое уже непоправимо. С каждым днем мы становимся все холоднее и бездушнее к нашему дому, к нашей Земле. А ведь нам и нашим потомкам еще жить на ней. Поэтому мы должны беречь Мировой океан!

Если взглянуть на фотографию нашей планеты, сделанную с космоса, то становится непонятно, почему ее назвали «Земля». Более 70% всей ее поверхности покрыто водой, что в 2,5 раза больше общей площади суши. С первого взгляда кажется невероятным, что загрязнение мировых океанов может оказаться настолько существенным, что эта проблема потребует внимания всего человечества. Однако цифры и факты заставляют серьезно задуматься и начать принимать меры, чтобы не только спасти и поддержать экологию Земли, но и обеспечить выживание человечества.

Основные источники и факторы

Проблема загрязнения мирового океана с каждым годом вызывает все большую тревогу. Вредные вещества в него попадают преимущественно из рек, воды которых каждый год приносят в колыбель человечества свыше 320 млн тонн различных солей железа, более 6 млн. тонн фосфора, не говоря уже о тысячах других химических соединениях. Кроме того, происходит также и из атмосферы: 5 тыс. тонн ртути, 1 млн тонн углеводородов, 200 тыс. тонн свинца. В их воды попадает примерно треть всех минеральных удобрений, используемых в сельском хозяйстве, только фосфора и азота ежегодно попадает примерно 62 млн тонн. Вследствие этого бурно развиваются некоторые образующие местами на поверхности океана огромные «одеяла» площадью в целые квадратные километры и толщиной более 1,5 метра.

Действуя словно пресс, они медленно душат в морях все живое. Их гниение поглощает из воды кислород, что способствует гибели донных организмов. Ну и конечно же, мирового океана напрямую связано с использованием человечеством нефти и нефтепродуктов. При их добыче с морских месторождений, а также в результате берегового стока и аварий танкеров ежегодно выливается от 5 до 10 млн тонн. Нефтяная пленка, которая образуется на поверхности воды, блокирует жизнедеятельность фитопланктона, который входит в число основных производителей атмосферного кислорода, нарушает влаго- и теплообмен между атмосферой и океаном, убивает мальков рыб и прочих морских организмов. В бездонные глубины колыбели человечества попало более 20 млн тонн твердых бытовых и промышленных отходов и громадное количество радиоактивных веществ (1,5-109 Ки). Самое большое загрязнение мировых океанов происходит в прибрежной мелководной зоне, т.е. в шельфе. Именно здесь протекает жизнедеятельность большей части морских организмов.

Пути преодоления

В настоящее время проблема защиты мировых океанов стала настолько актуальной, что касается даже тех государств, которые не имеют непосредственного выхода к его границе. Благодаря ООН сейчас действует ряд важных соглашений, связанных с регулированием рыболовства, судоходства, из морских глубин и т.д. Самым известным среди них является «Хартия морей», подписанная в 1982 году большинством стран по всему миру. В развитых странах работает система запрещающих и разрешающих экономических мер, помогающих предотвратить загрязнения. За состоянием земной атмосферы следят многочисленные «зеленые» общества. Огромное значение имеет просветительская и результат которой отлично виден на примере той же Швейцарии, где своей страны дети воспринимают с молоком матери! Неудивительно, что после того, как они вырастают, сама мысль о посягательстве на чистоту и красоту этой прекрасной страны выглядит кощунством. Существуют и другие технологические и организационные средства борьбы, направленные на то, чтобы предотвратить дальнейшее загрязнение мировых океанов. Главная задача для каждого из нас - это не быть равнодушным и всячески стремиться к тому, чтобы наша планета выглядела настоящим раем, которым она изначально и являлась.