Три флотских маршала ссср. Адмиралы флота России. Список адмиралов Российского императорского флота и флота Российской Федерации Адмирал флота ссср

Адмира́л (нидерл. admiraal, из ст.-фр. amiral, admiral, из араб. ‏أمير البحر ‎‎ ’амӣр аль-бахр «повелитель моря») - воинское звание (чин) высшего офицерского состава в военно-морских флотах (силах). Звание адмирал на флоте соответствует званию Генерала. Последовательность званий Вице-Адмирал, Адмирал, Адмирал флота до 1955 года, затем Адмирал флота Советского Союза .

Описание звания, История

В Советском союзе (с 1955 года) высшим офицерским чином на флоте был Адмирал Флота Советского Союза и соответствовало званию Маршал Советского Союза

Адмира́л Фло́та Сове́тского Сою́за высшее звание военно-морского флота СССР, было введено 3 марта 1955 года указом президиума Верховного Совета СССР, до этого времени звание Адмирал Флота которое было введено с 7 мая 1940 года.

Знаки различия

Погоны адмирала флота и Адмирала Флота Советского Союза были аналогичны, большая пятиконечная звезда с выходящими из-под неё лучами и чёрным якорем на красном фоне посередине и расположенный по вертикальной оси погона герб СССР. Было 3 цветовых оснастки погон в зависимости от формы одежды. Парадная, повседневная белая, повседневная черная.

На рукавах размещалось 5 полос, 1 широкая и 4 средних, и звезда в лавровом венке белого или черного цвета в зависимости от цвета тужурки.

Носители звания

За всю историю существования СССР звание Адмирал Флота Советского Союза получили и носили лишь 3 человека: Кузнецов Николай Герасимович (3 марта 1955 года), Исаков Иван Степанович (3 марта 1955 года) и Горшков Сергей Георгиевич (28 октября 1967 года). Звание было упразднено с 1991 года после развала СССР. Рассматривался вариант создания Звания Адмирал флота Российской федерации, но этого не произошло, есть только проект мундира со знаками отличия от 1994 года, который на данный момент находится в музее Вооруженных Сил России в Москве.

с 3 марта 1955 года Кузнецов Н.Г. получил звание Адмирал Флота Советского Союза, но пробыл в нем не долго, 17 февраля 1956 года, он был понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку. Причиной послужили обострения отношений с Министром обороны СССР Жуковым Г.К, а поводом послужили обвинения во взрыве на линкоре Новороссийск. После неоднократных обращений ветеранов о восстановлении звания Кузнецову Николаю Герасимовичу 26 июля 1988 года, посмертно, звание было возвращено.

Звание в кораблестроении

Современный ВМФ России является прямым наследником ВМФ СССР - флота адмирала Горшкова, создавшего фактически мощнейший флот в мире. Именем легендарного флотоводца назван один из наиболее современных кораблей ВМФ России - новейший фрегат проекта 22350 - "Адмирал флота Советского Союза Горшков".

История воинских званий "адмирал флота" и "Адмирал Флота Советского Союза" достаточно сложна и запутанна. Достаточно сказать, что в разные исторические периоды эти звания приравнивались к различным сухопутным чинам, и лишь с 1962 года они сосуществовали друг с другом (до этого имелся лишь один флотский класс выше звания "адмирал", соответствовавшего генерал-полковнику).

При учреждении генеральских и адмиральских званий в 1940 году было введено звание "адмирал флота", соответствовавшее сухопутному званию "генерал армии", однако, в отличие от этого последнего, никому не присвоено. До мая 1944 года, когда адмиралами флота стали Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов и начальник Главного штаба ВМФ И. С. Исаков, высшим флотским званием фактически было звание "адмирал"1.

Таким образом, соотношение званий высшего командного состава в армии и на флоте в 1940-1945 гг. было таково:

Маршал Советского Союза - (нет звания)

генерал-полковник - адмирал

Вот что рассказывает о дальнейшей истории званий "адмирал флота" и "Адмирал Флота Советского Союза" Николай Герасимович Кузнецов, без которого последнее, может быть, и не появилось бы:

"В 1944 году Сталин неожиданно для меня поставил вопрос в Ставке ВГК о присвоении мне очередного звания. У нас к этому времени не было звания выше адмирала, а значит, не было предусмотрено и соответствующих погон. Я доложил, что в других флотах существует звание адмирала флота. "Чему это будет равно в наших Вооруженных Силах?" - спросил Сталин. Я ответил, что если выдерживать ту же последовательность, что и в армии, то адмиралу флота следует присвоить погоны с четырьмя звездочками, но это тогда не будет самым высшим званием, какое имеют сухопутные военачальники, то есть звание маршала.

Тогда же было решено учредить пока звание адмирала флота с четырьмя звездочками на погонах, не указывая, кому это звание присваивается в сухопутных силах. Итак, я получил очередное звание адмирала флота с необычными для флота погонами. Носил я их сравнительно недолго. В мае 1944 года было решено заменить эти погоны на маршальские, с одной большой звездой. А когда обсуждался уставной вопрос и в табели о рангах нужно было решить, кому же равен по своим правам адмирал флота, то черным по белому было записано: "Маршалу Советского Союза".

К сожалению, на этом я не могу поставить точку. Позднее (в 1948 г.) я был лишен этого звания и по второму разу надел погоны контр-адмирала. Получил очередное повышение, будучи командующим Тихоокеанским флотом (по второму разу) в 1950 году, а после смерти Сталина восстановлен в прежнем звании Адмирала Флота Советского Союза (в 1953 г.). Уже после войны встал вопрос: следует ли адмиралу флота иметь и носить маршальскую звезду? Помнится, маршал Жуков предложил изменить тогда и название на "Адмирал Флота Советского Союза". Правительство решило внести такую поправку в высшее звание ВМФ, и я вместе с группой маршалов из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилова получил маршальскую звезду. Однако фортуна еще раз отвернулась от меня, и я был понижен в звании до вице-адмирала. Думаю, это уникальный и единственный случай в истории всех флотов. Там же, где я получил маршальскую звезду, я вернул ее, сохранив за собой звание вице-адмирала..."

Приведем точную хронологию указанных Кузнецовым событий: звание "адмирал флота" и погоны с четырьмя звездами Кузнецов и Исаков получили 31 мая 1944 г. (это звание, как мы видели, существовало в ВМФ уже четыре года, хотя никому и не присваивалось - здесь адмирал-мемуарист ошибается), а погоны маршальского типа 25 мая 1945 г., и тогда же звание "адмирала флота", как пишет сам Николай Герасимович, было приравнено к званию Маршала Советского Союза. Разжалован он был 3 февраля 1948 г., восстановлен в звании 11 мая 1953 года.

После того, как звание "адмирал флота" в мае 1945 г. было приравнено к званию Маршала Советского Союза, сложилась удивительная ситуация: на флоте никакое звание более не соответствовало генералу армии, то есть два высших флотских звания разделяли уже не один, а два класса:

Маршал Советского Союза - адмирал флота
генерал армии - (нет звания)
генерал-полковник - адмирал
генерал-лейтенант - вице-адмирал
генерал-майор - контр-адмирал

Воинское звание "Адмирал Флота Советского Союза"было введено 3 марта 1955 г.; тогда же лицам, коим оно присвоено, было указано носить Маршальскую Звезду. Фактически это было переименованием уже существовавшего звания "адмирал флота": новый чин был присвоен ровно тем военачальникам, которые уже имели старый, то есть Н. Г. Кузнецову и И. С. Исакову. Добавление слов "Советского Союза" и введение нового знака отличия в виде Маршальской Звезды преследовали, видимо, цель дополнительно подчеркнуть равенство со званием "Маршал Советского Союза". Оставалось сделать последний, логичный, шаг и вновь приравнять "освободившееся" звание "адмирал флота" к званию "генерал армии". Этого, однако, в 1955 году сделано не было, и еще семь лет сохранялся указанный "перекос" в советской "табели о рангах". Лишь в 1962 году звание "адмирал флота" было восстановлено и заполнило пустую клетку в таблице:

Маршал Советского Союза - Адмирал Флота Советского Союза
генерал армии - адмирал флота
генерал-полковник - адмирал
генерал-лейтенант - вице-адмирал
генерал-майор - контр-адмирал

После того, как Кузнецов был опять понижен в звании (17 февраля 1956 г.), Исаков остался единственным флотским маршалом. Через две недели после кончины Исакова, 28 октября 1967 г., это звание было присвоено преемнику Кузнецова на посту Главкома ВМФ Сергею Георгиевичу Горшкову, который носил его вплоть до своей смерти в 1988 году. С этого времени Адмиралы Флота Советского Союза более в ВМФ не числились.

Восстановленное звание "адмирал флота" в 1962-1989 годах присваивалось неоднократно: Главкомам (С. Г. Горшкову и его преемнику В. Н. Чернавину), заместителям Главкома, начальникам Главного штаба ВМФ и некоторым командующим флотов. Всего (не считая Кузнецова, Исакова и Горшкова) звание "адмирал флота" носили 9 военачальников.

После того, как прекратил своё существование СССР, чин Адмирала Флота Советского Союза был упразднён; в современном российском флоте высшее звание - адмирал флота (соответствующее сухопутному чину генерала армии). Таким образом, восстановлено соотношение высших званий армии и флота, существовавшее в 1940-1945 годах.

В 1962-1997 годах советские (а затем и российские) адмиралы флота носили знаки различия, приближенные к таковым маршалов родов войск. Вместо погонов с четырьмя звёздами были введены погоны с одной большой звездой, а на галстуке при парадной форме носилась Маршальская звезда "малого" образца. Указанное изменение в форме имело целью преодолеть "неравенство" между адмиралами флота и равными им по чину маршалами родов войск. После того, как в 1993 году звания маршалов родов войск в РФ были отменены, исчезла и причина для особых знаков различия адмиралов флота. Указом Президента РФ от 27 января 1997 года адмиралам флота были возвращены введенные в 1943/44 гг. погоны с четырьмя звёздами в ряд, а Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1981 г. N 4735-Х "О маршальских знаках отличия "Маршальская Звезда"..." был признан не действующим в РФ.

1 До присвоения звания "адмирал флота" звание "адмирал" носили: Л. М. Галлер, Н. Г. Кузнецов, И. С. Исаков (все - 4.6.1940), В. Ф. Трибуц и И. С. Юмашев (31.5.1943).

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом, адмирал

Биография

Родился 1 февраля 1955 года в деревне Пустынке Кашинского района Калининской, ныне Тверской области. В ВМФ с августа 1972 г.

В июне 1977 году окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и был назначен командиром электронавигационной группы штурманской боевой части многоцелевой атомной подводной лодки «К-467» проекта 671РТ. С сентября 1979 года - командир штурманской боевой части, с декабря 1982 года - помощник командира корабля.

С ноября 1984 года - старший помощник командира 246-го экипажа 6-й дивизии подводных лодок Северного флота. В августе 1987 года после окончания Высших специальных офицерских классов ВМФ назначен командиром многоцелевой атомной подводной лодки «К-387» 24-й дивизии подводных лодок Северного флота. Во время боевой службы в августе 1991 года успешно выполнил поставленные задачи в Средиземном море в условиях активного противодействия противолодочной авиации отряда ВМС НАТО.

С ноября 1992 года - заместитель командира 24-й дивизии подводных лодок Северного флота. В 1995 году окончил Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. С апреля 1996 года - начальник отдела, а затем службы противолодочной борьбы оперативного управления штаба Северного флота.

В период 2000 - 2002 годов командовал дивизией атомных подводных лодок Северного флота. Контр-адмирал (10.06.2001). С 2002 года - первый командир Гаджиевской военно-морской базы. В последующем - начальник штаба, а с августа 2005 года - командир12 эскадры атомных подводных лодок Северного флота.

С ноября 2007 года - заместитель командующего Северным флотом.

Осенью 2008 года возглавил поход отряда боевых кораблей Северного флота, выполнивший ряд важнейших военно-политических задач в Средиземноморском регионе и Карибском бассейне. Руководил с борта крейсера «Петр Великий» международными учениями «ВЕНРУС-2008» в Карибском море. Под его флагом впервые в истории большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Чабаненко» совершил переход Панамским каналом из Атлантического океана в Тихий и обратно, а также впервые в постсоветский период истории совершил деловой заход в порт Гавана на Кубе, совершил заходы в Венесуэлу и Панаму.

С августа 2009 года - начальник штаба - первый заместитель командующего Северным флотом.

С июля 2010 года - командующий Черноморским флотом. Был инициатором реставрации Храма Святого Равноапостольного князя Владимира в г.Севастополе и создания музейного комплекса легендарной 35-й береговой батареи на м.Херсонес.

С июня 2011 года — командующий Северным флотом. Осенью 2012 года надводные корабли Северного флота под его флагом приступили к освоению Арктики и впервые в российской истории совершили высадку морского десанта на Новосибирские острова.

В декабре 2014 года возглавил объединённое стратегическое командование Северного флота, усиленное Кольским соединением ПВО, отдельными мотострелковой и арктической бригадами и авиацией. Зона ответственности командования на территории Российской Федерации по побережью Северного Ледовитого океана расширилась до административной границы с Чукотским автономным округом. Под его непосредственным командованием в 2015 году происходило активное создание военной инфраструктуры Северного флота в Арктике.

В апреле 2016 года назначен на должность Главнокомандующего Военно-Морским Флотом России.

Участник 18 дальних походов на атомных подводных лодках и надводных кораблях.

Член президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Почетный полярник (2015).

Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», находящегося на заключительном этапе достройки на плаву на в Санкт-Петербурге. С июля 2013 года на корабле ведутся швартовные испытания, но заводские ходовые испытания до настоящего времени еще не начинались. На фотографии хорошо видно нынешнее состояние корабля.

И немного подробнее об этом проекте:

Согласно программе вооружения на 2011–2020 годы, Военно-морской флот России получит фрегаты проекта 22350. Всего за этот срок планируют построить 10 фрегатов этого проекта.

Это первые отечественные крупные корабли, созданные в постсоветскую эпоху. В настоящее время в Петербурге строятся два фрегата проекта 22350 – «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (заложен в 2006 году, спущен на воду в 2010 году, в строй войдет в этом году – по плану), его планируют передать Балтийскому флоту; в 2009 году заложен фрегат «Адмирал флота Касатонов», его ввод в строй запланирован на 2012 год.

История

Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён в июне 2003 года командованием флота. В начале 2005 года проект утверждается как многоцелевой фрегат (по советской классификации - большой сторожевой корабль). 28 февраля 2005 г. был объявлен тендер на строительство этого корабля, в нём участвовали три судостроительных предприятия: «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ФГУП «Севмашпредприятие».

Заказ получило ОАО Судостроительный завод «Северная верфь». 1 февраля 2006 г произошла закладка корабля, и ему был присвоен заводской номер 921. Приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала Владимира Масорина фрегату присваивается имя «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков». 26 ноября 2009 года произошла закладка второго фрегата серии. Ему присвоено имя «Адмирал флота Касатонов». Стоимость головного корабля проекта 22350 должна составить около 400-420 млн. долларов США, но в итоге реальная цена строительства одного фрегата может возрасти до 500 млн. долларов.

Символично, что новые русские фрегаты названы в честь советских адмиралов, так много сделавших для советских ВМФ, связь поколений очень важна. Горшков и Касатонов – однокашники по Военно-морскому училищу, соратники по службе. На параллельных курсах рядом друг с другом они прослужили в течение более полувека. Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков практически в течение трёх десятилетий с 1956 года являлся Главнокомандующим ВМФ и заместителем Министра обороны СССР. До этого в течение четырёх лет (1951–1955) он командовал Черноморским флотом. Фактически Горшков реализовал идею создания океанского флота страны. Одним из его ближайших сподвижников и являлся Владимир Афанасьевич Касатонов.

В.А. Касатонов родился в 1910 году в Петергофе. В 1927 году поступил, а в 1931 окончил Военно-морское училище, затем Военно-морскую академию (1941). В годы Великой Отечественной войны являлся начальником штаба отдельного дивизиона подводных лодок Балтийского флота, где умело применял опыт службы, в своё время приобретённый на Балтике и Тихоокеанском флоте. Затем был переведён в Москву, где служил начальником отдела оперативного управления Главного морского штаба ВМФ. Являлся одним из участников работы Ялтинской конференции, по её результатам готовил боевые действия Тихоокеанского флота на Дальнем Востоке в будущей войне с Японией. В 1945–1947 годах – начальник штаба Кронштадтского морского оборонительного района, начальник морского отдела Главного оперативного управления Генерального штаба. В 1947–1949 годах - начальник отдела и помощник начальника Главного управления Генерального штаба. С 1949 года – начальник штаба 5-го ВМФ, затем – ТОФ, командующий 8-м ВМФ, Черноморским, а в дальнейшем Северным флотами. В 1964–1974 годах – первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР. С 1974 года - в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Герой Советского Союза (1966) адмирал флота Касатонов – один из ведущих организаторов освоения атомного флота. Совершил поход на атомоходе в район Северного полюса. В 1971–1972 годах возглавлял советскую делегацию на переговорах с ВМС США. В результате было принято соглашение «О предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве». Награждён 14 орденами. Умер Владимир Афанасьевич в 1989 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Назначение: Фрегат предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.

Особенности

Фрегаты делаются по современной концепции стелс-кораблей. Они имеют встроенное в корпус ракетное вооружение, и сплошную надстройку, которая выполнена с использованием композитных материалов (на основе поливинилхлорида и углеродных волокон). Это обеспечивает поглощение и распыление радиоволн, что существенно снижает уровень вторичного радиолокационного поля корабля. Значительно снижена эффективная поверхность рассеивания, все это обеспечивается, кроме использования вышеперечисленных материалов, ещё и оригинальной конфигурацией надстройки. Кормовая оконечность корабля – транцевая. Острый форштевень должен обеспечить кораблю хорошие мореходные качества. Фрегаты имеют двойное дно, которое протянулось от носовых отсеков с боезапасом и до машинного отделения и кормового подзора. Установлены новые успокоители качки с неубирающимися рулями. Устройства успокоения качки должны обеспечить уверенное применение всего арсенала вооружения при волнении моря до 4-5 баллов. Боезапас ракет будет храниться в вертикальных пусковых установках, имеющих дополнительную защиту. На корме установлен ангар, в котором сможет размещаться один вертолет Ка-28.

Силовая установка

Для корабля в качестве ГЭУ выбрана дизель-газотурбинная энергетическая установка общей мощностью 65 000 л. с. Установка дизель-газотурбинного агрегата типа CODAG, обеспечивающая совместную работу дизелей и газотурбинных двигателей в агрегате ДГТА-М55МР. Это решение позволит получить большую суммарную мощность и экономичность на малых ходах под дизелями. Компоновка элементов ДГТУ скорее всего будет размещена в двух отсеках: газотурбинные двигатели в носовом, а дизеля в кормовом машинном отделении.

В качестве маршевой установки будут установлены два новых дизеля Коломенского завода 10Д49 по 3825 КВт (5200 л. с.) с автоматизированным управлением, каждый имеет двухскоростную редукторную передачу, обеспечивающую совместную и раздельную работу дизелей со звукоизолирующей композитной муфтой, и локальную систему управления. Ускорительная установка будет представлена двумя ГТД М90ФР совместной разработки НПО «Сатурн» с НПП «Заря - Машпроект» мощностью 27500л.с каждый. Таким образом на двух маршевых дизелях корабль будет иметь мощность 10400 л.с, что будет соответствовать 15-16 уз. экономичного хода. И на полном ходу при совместной работе дизелей и турбин - 64800 л.с. что вполне должно хватить на 29-30 уз. полного хода для корабля такого водоизмещения. Нужно отметить, что это наиболее оптимальное решение для корабля такого класса и ранее в отечественном флоте не было реализовано только по причине сложности конструкции, большой сложности управления установкой из-за разного принципа регулирования маршевого и ускорительного двигателя и нежелания разработчиков агрегатов брать на себя разработку всей установки в комплексе.

Вооружение

Два универсальных корабельных стрельбовых комплекса 3С14У1 (всего два стандартных модуля по восемь ячеек), предназначенных для хранения и запуска шестнадцати противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 «Оникс» (PJ-10 BrahMos), либо противокорабельных и противолодочных ракет семейства «Калибр-НКЭ» (3М-54, 3М14, 91РТЭ2). Применение этого комплекса делает этот боевой корабль по-настоящему многоцелевым. Так как его боевое назначение можно будет легко изменять путем замены боезапаса на другой тип ракет.

ЗРК: Первоначально планировалось установить на корабле ЗРК «Ураган» (или его модернизированную версию «Штиль-1»). Но скорей всего от этой идеи откажутся, так как еще с 90-х годов ведутся работы по созданию нового ЗРК средней дальности с вертикальными пусковыми установками сотового типа на 32 или более ракет. Под эту пусковую установку сейчас активно разрабатывается новая ракета ближнего радиуса действия – до 10км, с диаметром 125мм, аналог авиационной ЗУР РВВ-АЕ (9м100). В одной ячейке можно будет расположить до четырех ракет, и в этом случае полный боекомплект корабля может вырасти до 128 ЗУР малого радиуса, что, согласитесь, немаловажно. Новый зенитный комплекс называется «Полимент-Редут», и он будет максимально унифицирован с разрабатываемым сейчас мобильным сухопутным комплексом «Витязь».

В комплекс будут входить 4 фазированные антенные решетки (АФАР) «Полимент» , РЛС общего обзора, ЗРК «Редут» с вертикальными пусковыми установками (ВПУ) для ЗУР среднего и ближнего радиуса действия, а так же под перспективные создаваемые ракеты в комплекс войдут системы единого управления, средства РЭБ, артиллерийские установки А-192 и ЗАК «Палаш», все элементы будут работать и управляться в едином контуре ПВО, обеспечивая круговую противовоздушную оборону корабля от самолетов и низколетящих целей. Комплекс будет способен одновременно выдавать целеуказание как минимум по 16 целям (по 4 на каждую ФАР). Комплекс сможет поддерживать темп стрельбы до одной ракеты в секунду. После чего прорвавшиеся низколетящие цели будут добивать с помощью артиллерии. Система так же будет подавлять системы наведения ракет с помощью своих систем РЭБ. Всё это позволяет создать систему ПВО с единым контуром. Кроме того, это позволит сократить количество боевых постов и значительно сократить экипаж корабля.

Артиллерийский комплекс: новая 130-миллиметровая артиллерийская установка А-192 (дальность стрельбы до 22 км, скорострельность - 30 выстрелов в минуту). Артиллерийская система имеет широкий диапазон углов обстрела (170/80°); номенклатура боеприпасов позволяет ей поражать береговые, морские и воздушные цели, а новая радиолокационная система управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума» обладает многоканальностью по обстреливаемым целям. Рядом с вертолётным ангаром предполагается разместить по бортам два боевых модуля ЗРАК «Палаш».

Противолодочное вооружение: будет состоять из 2-х пусковых установок Медведка-2. Этот комплекс будет иметь по четыре ракеты в каждом пусковом модуле и размещаться так же по бортам в районе средней части надстройки за лацпортами. Подводные лодки противника будут обнаруживаться гидроакустическим комплексом «ЗАРЯ-М» либо его дальнейшей модернизацией и низкочастотной активно-пассивной гидроакустической станцией «ВИНЬЕТКА-М». Эта станция состоит из буксируемой гибкой протяженной антенной (ГПБА) и низкочастотного излучателя, что обеспечивает в режиме гидролокации эффективное обнаружение малошумных подводных лодок. Кроме того, одновременно с гидролокацией, осуществляется работа гидроакустической системы, что позволит обнаруживать торпеды и надводные корабли на большом расстоянии - до 60 км.

Авиационная компонента: противолодочный вертолет Ка-28.

Основные ТТХ

Водоизмещение - 3900/4500 т,
Основные размеры, м: длина - 130-135 ,
Ширина – 16,
Осадка - 4.5,
Силовая установка - Дизель-газотурбинная энергетическая,
Мощность - 65 000 л. с. (общая),
2 дизельных двигателя 10Д49 мощностью по 5200 л. с.,
2 ГТД М90ФР мощностью по 27 500 л. с.,
Скорость полного хода, уз. – 29,
Дальность плавания, миль (уз) - 4000 (14уз),
Автономность, сутки – 30,
Количество валов - 2,
Тип винтов – ВФШ,
Экипаж, чел. – 180-210,
Вооружение:
Ракетное – УКСК: 2х8,
ЗУР - 4х8 ЗРК «Редут»,
АУ - 130мм (А-192),
ЗРАК - 2 БМ «Палаш»,
ПЛУР - 2х4 «Медведка-2»,
АВ – 1 вертолет Ка-28.

Планы на 2014 год

«Ох, сколько всего не сделано. И сколько еще предстоит не сделать»! Старая флотская шутка хорошо описывает текущую ситуацию в ОСК. На следующий год перенесен ввод строй значительного количества кораблей.

А что происходит с большим десантным кораблем «Иван Грен»? Он строится с 2004 года, и, очевидно, продолжит строиться в дальнейшем.
БДК пр. 11711 «Иван Грен» создан на основе чертежей советских БДК пр. 1171 «Тапир» - чрезвычайно удачных корабликов, вот уже более 40 лет несущих службу в составе отечественного флота. Крепкая, надежная транспортная платформа с носовой десантной аппарелью. Интересно, что при СССР такие БДК строили без лишних разговоров за полтора - максимум два года. Пекли, как горячие пирожки.

«Иван Грен». Никаких сложных ракетных комплексов и радиолокаторов с АФАР - тем не менее, постройка «Грена» растянулась на 10+ лет

В общем, вопросов к ОСК накопилось немало. Но, к счастью, ситуация не настолько критична, как могло показаться с первого взгляда - следующий год обещает преподнести немало ярких сюрпризов.

В первую очередь, речь идет о подлодках: в декабре уходящего года начались государственные испытания третьей РПКСН из семейства «Бореев» - К-551 «Владимир Мономах». В отличие от своих предшественников-долгостроев, этот подводный крейсер строился с 2006 года - и вот, уже год, как находится на плаву, проходя различные этапы ЗХИ/ГИС. Планируется, что лодка пополнит состав флота уже в начале 2014 года.

Еще один ожидаемый - многоцелевая дизель-электрическая подлодка Б-261 «Новороссийск», строящаяся по проекту 636.3. (модернизированная «Варшавянка»). По параметру «скрытность» ДЭПЛ этого типа превосходят любую из существующих атомных подлодок. «Черные дыры» - такое прозвище получили «Варшавянки» на Западе. «Новороссийск» войдёт в строй с обновленным составом вооружения - вместо части ракетного боекомплекта лодка будет оснащена крылатыми ракетами комплекса «Калибр». Б-261 «Новороссийск» была спущена на воду в ноябре 2013 г. и планируется к передаче ВМФ уже летом 2014 года.

Третья по счету крупная боевая единица - десантный корабль-вертолетоносец «Владивосток». Головной представитель семейства «Мистраль а-ля рус». Результат совместных усилий ОСК, французской оборонной компании DCNS и южнокорейской корпорации STX. Крупный 200-метровый корабль был заложен на верфи в Сен-Назере 1 февраля 2012 года - и уже летом 2013 был спущен на воду. К этому времени из России подоспела кормовая часть «Владивостока», строившаяся на мощностях Балтийского завода (согласно условиям контракта, 20% секций корпуса строилось в России). Необходимость тесного сотрудничества с зарубежными коллегами оказала самое благотворное влияние на российских судостроителей. Всё сделали точно и в кратчайшие сроки.

К 16 октября 2013 года французы состыковали кормовую часть с корпусом УДК и спустили готовый корабль на воду. В ближайшие месяцы ДВКД-1 «Владивосток» должны перевести в Санкт-Петербург, к достроечной стенке завода «Северная верфь». Специалистам ОСК останется лишь дооснастить корабль российским вооружением, провести полный цикл заводских и государственных испытаний, после чего передать корабль Тихоокеанскому флоту. С осени 2013 года началось формирование экипажа для первого десантного вертолетоносца в составе ВМФ России. Ожидается, что «Владивосток» пополнит ряды ВМФ в конце 2014 года.

Отдельный интерес представляет история с фрегатом «Адмирал Григорович» - головным кораблем проекта 11356. Строящийся, как более дешевая замена для суперфрегатов пр. 22350, дело с которыми с самого начала не заладилось, «Адмирал Григорович» планировался к спуску на воду уже осенью 2013 года. Увы, до нового года остались считанные дни, а данного события так и не произошло. Несмотря на задержку в строительстве, фрегат находится в высокой степени готовности и может быть принят в состав ВМФ к концу следующего года.

Изначально на 2014 год был запланирован ввод в строй еще двух фрегатов пр. 11356 - «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Но создается ощущение, что данное радостное событие произойдет не ранее 2015-16 гг. У «Макарова» до сих пор не завершено формирование корпуса. Также необходимо учесть, что после спуска на воду кораблям потребуется еще как минимум год для достройки и насыщения всем необходимым оборудованием. А после - продолжительный цикл ЗХИ/ГИС.

Фрегат ВМС Индии F44 «Табар» (экспортная модификация фрегатов пр. 11356 строящихся для ВМФ России)

Корветы! Здесь все по-прежнему. В планах две единицы - «Стойкий» и «Совершенный» (проект 20380). Существует высокая вероятность, что в 2014 году состав Каспийской флотилии пополнит малый ракетный корабль «Великий Устюг» (МРК пр. 21631 шифр «Буян-М»).

На этом список боевых кораблей ВМФ, чье вступление в строй намечено на 2014 год, неожиданно заканчивается. Итого:

Подводный стратегический ракетоносец - 1 ед.;
- многоцелевая ДЭПЛ - 1 ед.;
- десантный вертолетоносец - 1 ед.;
- фрегаты пр. 22350 - 2 ед. (будем надеяться, что на этот раз эпопея с «Горшковым» завершится, следом подоспеет «Адмирал Касатонов»);
- фрегаты пр. 11356 - 1-2 ед.;
- корветы пр. 20380 - 2 ед.;
- МРК - 1 ед.

Мало? Вы ожидали большего?

Положительная тенденция в кораблестроении, наблюдавшаяся в 2012 и 2013 гг., сохраняется, и флот постепенно наращивает свои силы. Помимо вышеперечисленной техники, не стоит забывать о грандиозных замыслах по модернизации атомных «Орланов» - 13 июня 2013 «Севмаш» получил подряд на модернизацию ТАРКР «Адмирал Нахимов» стоимостью 50 млрд. руб. (это в 1,5 раза больше, чем было заплачено за оба «Мистраля»). По состоянию на декабрь 2013 года на крейсере ведутся работы по монтажу средств для проведения ремонтных работ, проводится дефектация и выгрузка старого оборудования. Первый модернизированный «Орлан» обещает пополнить действующий состав ВМФ в 2018 году.

Из отрицательных моментов: по-прежнему не внушают оптимизма сроки постройки. Регулярно возникают скандалы, связанные с превышением смет строящихся кораблей и поиском коррупционной составляющей. Результат предсказуем - через короткое время следует заявление о приостановке серийного строительства того или иного типа кораблей (как произошло с корветами пр. 20385). Прозвучавшее в конце года заявление от официальных лиц о нецелесообразности дальнейшего строительства подводных атомоходов 4-го поколения пр. 885 «Ясень» и «Ясень-М». Якобы лодки имеют запредельную стоимость, потому первоначальные планы о постройке 8 ПЛА следует пересмотреть в сторону их уменьшения. А в качестве их замены нужно разработать проект более простой и дешевой субмарины для массового производства.

Наконец, банальное отсутствие крупных надводных единиц - ракетные крейсеры, эсминцы… Об этом остается только мечтать. Корабли, аналогичные по размерам современным фрегатам, по классификации ВМФ СССР проходили не иначе, как «сторожевики» или БПК II-го ранга. Мелочевка, мелкие «разменные монеты», строившиеся сериями по 30 и более штук. Эхх… (в сердцах взмах рукой).

В общем, проблем достаточно. И их нужно решать.

В следующем, 2014, году ОСК имеет все шансы сохранить и преумножить результаты, достигнутые в предыдущие годы. И сделать это не только за счет сдачи в эксплуатацию долгостроев, но и реализовать по-настоящему смелые замыслы современности!

Так пожелаем отечественным кораблестроителям отметить уходящий год по всем правилам, а после приступить к ударному труду, чтобы побить все рекорды предыдущих лет!

На этом корабле нет пушек и ракет, но его можно смело считать боевым кораблем. Большой разведывательный корабль ВМФ России «Юрий Иванов» (пр. 18280), спущенный на воду в сентябре 2013 года. Согласно плану, должен вступить в строй до конца 2014 года. Именно эти разведчики следят за эскадрами «вероятного противника» в Средиземном море, в Японском море, в Индийском океане, далее - везде

К-560 «Северодвинск», на заднем плане - тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144 «Адмирал Ушаков»

Корвет «Бойкий».

Такие разные судьбы адмиралов флота Советского Союза Николая Кузнецова, Ивана Исакова и Сергея Горшкова.

До 1993 года, пока отряхивающаяся от обломков разваленного СССР новая Россия не взялась перекраивать и систему воинских званий, высшим персональным званием в ВМФ было звание Адмирала флота Советского Союза. Его ввели указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1955 года, и за четыре десятилетия этого звания удостоились только три человека.

Своим появлением звание Адмирала флота Советского Союза обязано разрыву в соответствиях между армейскими и флотскими званиями, который неожиданно возник после введения в 1935 году персональных званий для военачальников РККА и РККФ. Высшим армейским стало звание Маршала Советского Союза, а соответствующего ему звания на флоте не появилось ни тогда, ни в 1940-м, когда верхней ступенью флотских званий стало звание Адмирала флота. На изменении этой обидной для флота ситуации настоял легендарный нарком ВМФ Николай Кузнецов. В его личном архиве есть такая запись (цитируется по примечаниям к мемуарам «Крутые повороты: Из записок адмирала»): «В 1944 году Сталин неожиданно для меня поставил вопрос в Ставке ВГК о присвоении мне очередного звания. У нас к этому времени не было звания выше адмирала, а значит, не было предусмотрено и соответствующих погон. Я доложил, что в других флотах существует звание адмирала флота. «Чему это будет равно в наших Вооруженных Силах?» - спросил Сталин. Я ответил, что если выдерживать ту же последовательность, что и в армии, то адмиралу флота следует присвоить погоны с четырьмя звездочками, но это тогда не будет самым высшим званием, какое имеют сухопутные военачальники, то есть звание маршала. Тогда же было решено учредить пока звание адмирала флота с четырьмя звездочками на погонах, не указывая, кому это звание присваивается в сухопутных силах. <…> В мае 1944 года было решено заменить эти погоны на маршальские, с одной большой звездой. А когда обсуждался уставной вопрос и в табели о рангах нужно было решить, кому же равен по своим правам адмирал флота, то черным по белому было записано: «Маршалу Советского Союза»».
Легендарный адмирал ошибся в дате введения звания Адмирала флота, хотя остальное описано точно. Так и возникла ситуация, когда высшее флотское звание стало выше предыдущего не на одну ступеньку, а на две: ранее соответствовавшее генералу армии, оно «переехало» на строчку выше, сломав стройную систему. Справились с этим только десять лет спустя после Победы. Вот как описывает это Николай Кузнецов: «Уже после войны встал вопрос: следует ли адмиралу флота иметь и носить маршальскую звезду? Помнится, маршал Жуков предложил изменить тогда и название на «Адмирал Флота Советского Союза». Правительство решило внести такую поправку в высшее звание ВМФ, и я вместе с группой маршалов из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилова получил маршальскую звезду…».

Каждый из трёх адмиралов флота Советского Союза - Николай Кузнецов, Иван Исаков и Сергей Горшков - по-разному пришёл к этому высшему званию. И по-разному сложилась судьба каждого из них, хотя и были они тесно переплетены между собой - и далеко не всегда это переплетение играло положительную роль. О судьбах «флотских маршалов» сегодня рассказывает своим читателям «Историк».

Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов

11 июля 1904 года - 6 декабря 1974 года

В 1939–1947 и 1951–1955 годах - нарком Военно-морского флота, военно-морской министр и главнокомандующий ВМФ.
Герой Советского Союза, четырежды кавалер ордена Ленина, трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды кавалер ордена Ушакова
Адмирал Николай Кузнецов неслучайно назвал последнюю книгу своих воспоминаний «Крутые повороты» - именно так короче всего и можно описать его судьбу. Самый молодой нарком Военно-морского флота и первый моряк на этой должности, назначенный на неё 29 апреля 1939 года - и единственный из обладателей высшего флотского звания, который дважды (!) лишался его по воле партийного начальства. Единственный высший офицер СССР, который не побоялся привести флот в состояние полной боевой готовности за два часа до начала Великой Отечественной войны, причём не просто отдав приказ, но и позвонив лично каждому командующему Балтийским, Северным и Черноморским флотом, - и человек, обвинённый в продаже секретов союзникам по антигитлеровской коалиции.
До первых послевоенных лет служебная карьера крестьянского сына Николая Кузнецова развивалась без каких-либо резких перепадов. В 1926 году он окончил Военно-морское училище имени Фрунзе и прошёл все ступеньки от командира батареи линкора «Червона Украина» до наркома ВМФ, всюду показав себя блестящим офицером, отличным тактиком и стратегом. Успел повоевать в Испании (главный военно-морской советник правительства республиканцев под псевдонимом дон Николас Лепанто), бессменно командовал всем советским флотом в годы Великой Отечественной войны - и попал в опалу после Победы. Многие историки флота считают, что это случилось из-за слишком твёрдого и независимого характера Николая Кузнецова, который рисковал спорить с Иосифом Сталиным (причина первой опалы в 1948 году) и категорически не сошёлся характером с Георгием Жуковым (вторая опала в декабре 1955 года). И если в первый раз Кузнецов сумел добиться возвращения ему высшего флотского звания, то второй раз оно вернулось к нему только спустя 14 лет после смерти: слишком уж противился этому его бывший подчинённый и протеже на посту главкома ВМФ Сергей Горшков…

Адмирал флота Советского Союза Иван Исаков

10 августа 1894 года - 11 октября 1967 года
Звание Адмирала флота Советского Союза присвоено: 3 марта 1955 года
В 1938–1950 годах - заместитель наркома (министра, главнокомандующего) Военно-морского флота, в 1941–1943 и 1946–1950 - начальник Главного морского штаба.
Герой Советского Союза (7 мая 1965 года), шестикратный кавалер ордена Ленина, трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды кавалер ордена Ушакова I степени
Если Николая Кузнецова можно назвать гениальным флотоводцем-практиком, то получившего высшее флотское звание в один день с ним Ивана Исакова точнее всего будет назвать гениальным флотоводцем-теоретиком. Но ни в коем случае не кабинетным!

Если у Николая Кузнецова судьба стала делать резкие повороты после Великой Отечественной войны, то судьба Исакова с самого начала была извилистой. Армянин по национальности, уроженец селения Аджикент Карской области (оказавшейся в итоге в Турции), выросший в Тифлисе, он никогда не получил бы погон морского офицера, если бы не Первая мировая война. Осенью 1914-го Исаков стал «чёрным гардемарином»: ученики разночинских Отдельных гардемаринских классов носили чёрные погоны, а не белые, как в Морском корпусе. Но флот ни разу не пожалел о том, что дал восторженно мечтавшему о море юноше такой шанс. Иван Исаков сдал все выпускные экзамены на высший балл - среди десяти других лучших выпускников классов - и вскоре уже принял своё боевое крещение во время Моонзундского сражения 1917 года, будучи ревизором на эсминце «Изяслав». В 1928 году Исаков так же блестяще окончил и Курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии РККА имени К.Е. Ворошилова, а вскоре сумел проявить себя не только как прекрасный штабной офицер, но и как великолепный теоретик и преподаватель. Он хорошо сочетал теорию и практику: начальником штаба Экспедиции особого назначения № 1, проводившей первые корабли для Северного флота по Беломоро-Балтийскому каналу, Исаков стал после публикации статьи, в которой обосновал военное значение этой водной магистрали.

Великую Отечественную войну Иван Исаков встретил на посту начальника Главного морского штаба. Будучи членом Военного совета Северо-Западного направления и координируя действия армии и флота при обороне Прибалтики, а затем Ленинграда, он получил первую тяжёлую контузию и оглох на левое ухо. А вскоре Исакова отправили выполнять ту же трудную работу на Черноморском театре военных действий, где 4 октября 1942 года он был тяжело ранен и потерял правую ногу. При этом умение ясно мыслить и анализировать военачальник сохранил, что и доказал, вернувшись на штабную работу и оставаясь заместителем главкома ВМФ до 1950 года. Потом Исаков занимался изданием «Морского атласа», продолжал активно писать теоретические статьи для «Морского сборника» и даже стал членом Союза писателей СССР.

Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков

13 февраля 1910 года - 13 мая 1988 года
Звание Адмирала флота Советского Союза присвоено: 26 октября 1967 года
В 1956–1985 годах - главнокомандующий ВМФ СССР, заместитель министра обороны СССР.
Дважды Герой Советского Союза (7 мая 1965 года и 21 декабря 1982 года), семикратный кавалер ордена Ленина, четырежды кавалер ордена Красного Знамени, кавалер ордена Ушакова I и II степени
…Спустя год, после того как из Высшего военно-морского училища имени Фрунзе выпустили новоиспечённого морского командира Николая Кузнецова, туда же на штурманский факультет поступил недоучившийся студент физмата ЛГУ Сергей Горшков. Блестящим курсантом он не был, но и в середнячках не ходил, как, собственно, и всю дальнейшую военную карьеру. Она привела его к высшему флотскому званию и высшей флотской должности - главнокомандующего ВМФ, которую он занимал три десятка лет, то есть дольше, чем любой не только военно-морской, но и вообще военный чиновник в СССР!

Секрет такого рекорда традиционен для послесталинского СССР: Сергей Горшков был не просто умелым флотоводцем, которого ни соперники, ни критики никогда не могли упрекнуть в незнании флота или военного дела, но и умелым аппаратчиком. И конечно, свою роль сыграли три важных знакомства, которые будущий главком-рекордсмен свёл за время прежней службы. Первым из них оказалось знакомство с Николаем Кузнецовым, который настолько высоко ценил молодого офицера, что сумел оградить его от наказания за гибель на скалах недавно построенного тихоокеанского эсминца «Решительный». Вторым и третьим - знакомство во время обороны Новороссийска с двумя будущими начальниками Сергея Горшкова: командующим 18-й армией генерал-майором Андреем Гречко, которому суждено было стать одним из самых известных министров обороны СССР, и начальником армейского политотдела Леонидом Брежневым.

Снятый с должности главком ВМФ Николай Кузнецов сумел сделать так, чтобы его пост достался именно Горшкову, которого он ценил. А 10 лет спустя, когда высшие посты в стране заняли Брежнев и Гречко, судьба подарила Горшкову шанс построить такой флот, о котором он мечтал: сильный, океанский, демонстрирующий свой флаг во всех морях и океанах. И, хотя главкому-долгожителю не удалось избежать таких грехов, как пренебрежение интересами подчинённых, нежелание продвигать самостоятельных офицеров, пристрастие к политическим интригам и тяга к внешним атрибутам и наградам, флотскими делами Горшков занимался серьёзно и со знанием проблем. Но многие моряки, которые начали службу ещё в «кузнецовском» флоте, так и не простили адмиралу Горшкову одного проступка: нежелания добиваться возвращения высшего флотского звания его наставнику Николаю Кузнецову. Нежелания настолько сильного, что звание Адмирала флота Советского Союза Кузнецову вернули лишь через три года после отставки и последовавшей за ней смерти Сергея Горшкова.