Сочинение - рассказ по данному началу. Работа над изменением текста

Р /р. Рассказ на основе услышанного. *97

Цель:

    познакомить с жанром рассказа на основе услышанного.

Задачи:

    написать сочинение- рассказ на основе услышанного;

    формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;

    совершенствовать письменную речь учащихся;

Ход урока

    Организационный момент.

    Формулирование темы и целей урока.

Внимательно послушайте отрывок. Из какого произведения? Кто автор? В чем особенность текста?

Все взоры обратились на Анну Савишну Глобову, довольно простую вдову, всеми любимую за добрый и веселый нрав. Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ.

- Надобно знать, что тому три недели послала я приказчика на почту с деньгами для моего Ванюши. Сына я не балую, да и не в состоянии баловать, хоть бы и хотела; однако сами изволите знать: офицеру гвардии нужно содержать себя приличным образом, и я с Ванюшей делюсь, как могу, своими доходишками. Вот и послала ему 2000 рублей, хоть Дубровский не раз приходил мне в голову, да думаю: город близко, всего семь верст, авось бог пронесет. Смотрю: вечером мой приказчик возвращается, бледен, оборван и пеш - я так и ахнула. «Что такое? что с тобою сделалось?» Он мне: «Матушка Анна Савишна, разбойники ограбили; самого чуть не убили, сам Дубровский был тут, хотел повесить меня, да сжалился и отпустил, зато всего обобрал, отнял и лошадь и телегу». Я обмерла; царь мой небесный, что будет с моим Ванюшею? Делать нечего: написала я сыну письмо, рассказала все и послала ему свое благословение без гроша денег…

Все слушали молча рассказ Анны Савишны, особенно барышни.

Сформулируем тему урока. (*97)

Определимся с целью работы.

* Узнать, что такое рассказ на основе услышанного.

* Р/р. Упр.578.

3. Усвоение темы.

1) Анализ текста А.С.Пушкина.

Как построен текст? Построение схемы.

Рассказчик - 1) тот, кто рассказывает что-нибудь; 2) некий человек, от лица которого ведётся в литературном .

Прошедшее время

2. Основная часть . Повествование от лица рассказчика - Я.

Сюжет:

З. – Р.д. – К. – Р.

Настоящее время

Настоящее время

1. Вступление.

Подготовить к рассказу:

От кого?

Где?

Когда?

При каких обстоятельствах услышал рассказ?

3. Заключение.

Судьба рассказчика. Чувства и мысли, вызванные услышанным.

Что такое композиция?

Познакомились с композиционным приёмом, который называется обрамлением.

Обрамление – это композиционный приём, при котором финал возвращает к началу произведения на новом уровне осмысления ситуации.

Иначе построение текста с помощью обрамления в литературе называется кольцевая композиция.

(У рассказчика

Свой характер;

Своя манера говорить;

Он сам видел и знает, о чём рассказывает.

Это реальный человек, которому веришь.

Например, у помещицы Глобовой добрый и весёлый характер, говорит она быстро, она симпатична свое материнской любовью. Ей доверяют, и поэтому Дубровский нравится гостям).

2) Выполнение упр.577.

4. Алгоритм выполнения д/з. Упр.578

1. Выбрать рассказчика.

2. Определиться с темой рассказа.

3. Записать услышанное как можно точнее, сохраняя манеру речи.

4. Отметит свои чувства и мысли от услышанного.

5. Выполнить работу над черновиком, следуя плану.

6. Озаглавить сочинение.

5. Рефлексия.

Я узнал…

Я не понял…

Д/з. Упр.578 (черновик)

Рассказ на основе услышанного.

Случай с лисёнком.

Я люблю слушать истории моей мамы из её детства. Она выросла в деревне, и поэтому мне очень интересно то, что она рассказывает. Однажды я услышала вот что…

Этот случай я особенно запомнила, хотя была совсем маленькой. Папа мой был охотником и однажды, возвращаясь с охоты, он принёс маленького лисёнка. С этого всё и началось.

Мы с мамой отнесли рыженького в сарай, поставили ему блюдечко с молоком, а сами ушли. Папа сказал: «Пусть лисёнок освоится на новом месте». И весь день мне не терпелось его увидеть, ещё раз на него посмотреть. Я то и дело подходила к сараю и слушала, что там делает лисёнок один. И вот пришёл вечер, и мы стали ложиться спать. Я проснулась среди ночи и слышу, что кто-то шуршит на дворе. Я открыла занавеску и вижу: по двору бегает лиса и что-то держит в зубах. Потом лисица подбежала к сараю и стала лапами подрывать землю, но это у неё не получилось. Она повертелась вокруг сарая и убежала. А утром мы с папой увидели у дверей сарая большого убитого зайца. «Вот это да! Какая заботливая мамаша! - сказал папа.- Уже успела позаботиться о своём лисёнке».

А на следующее утро у сарая лежала задушенная соседская курица. Соседи очень возмутились, приходили и жаловались папе. Потом лисица принесла ещё одну курицу своему малышу. Тут уж соседи стали говорить, чтобы мы отнесли лисёнка в лес. И на следующее утро, очень рано, папа отнес лисёнка к лисьим норам. С тех пор лисица больше не прибегала.

«Ну, вот и весь рассказ», - сказала мама. А я подумала о том, какими любящими и преданными могут быть даже дикие животные.

Лобанова О. 6 А класс

Урок русского языка в 6 классе (развитие речи)

подготовила и провела учитель I кв. категории

Барахова Татьяна Сергеевна

Тема:

Цель:

    познакомить учащихся с особенностями написания рассказа на основе услышанного;

    развивать аналитическое мышление, ОУУН, творческие способности, грамотную речь, учащихся;

    воспитывать навыки коллективного труда, уважение к поколению ветеранов.

Ход урока

    Оргмомент

Эпиграфом к уроку послужила пословица, прочитаем её и выясним смысл.

В умной беседе быть –

Ума прикупить,

А в глупой –

И свой потерять.

Каков смысл данной пословицы?

Сегодня на уроке у нас будет проходить очень «умная» беседа, в которой, у вас есть возможность прикупить ума.

    Организационный

Для того чтобы работа была плодотворной, вы разделились на три группы – команды, поэтому сейчас предлагаю каждой команде дать себе «имя», связанное с тематикой уроков русского языка, и выбрать капитана.

Итак, какое имя дали себе члены первой группы? Кого выбрали капитаном?

Вторая?

Третья?

    Сообщение темы урока, постановка проблемы

Вижу, что команды готовы, поэтому, думаю, пришло время сообщить тему урока. А звучит она так:

Рассказ на основе услышанного.

Беседа:

Скажите, а что такое р а с с к а з?

(- это повествовательное произведение, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя).

Какие элементы входят в композицию рассказа?

(экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка – эпилог).

На какие части можно разделить рассказ? (вступл. – основн. часть – заключ.)

А приходилось ли вам встречаться с рассказами на основе услышанного? Знаком ли вам этот вид работы? (Нет)

Давайте предположим, с какими трудностями можно столкнуться при написании рассказов такого вида?

Может кто-нибудь может сформулировать проблему, которая возникает перед нами?

Проблема:

    Незнание особенностей создания рассказов на основе услышанного.

Данная проблема может быть как личной, так и общей. Личная – это проблема одного человека, а общая – проблема многих.

Скажите, а какая у нас определилась проблема личная или общая?

Проблемы можно решать различными способами.

Какими, как вы думаете? (Посмотреть ответ на вопрос в справочнике, словаре, Интернете, спросить у взрослого и т.д.)

Да, конечно, все верно, но есть еще один эффективный способ решения проблемы – это создание проекта. Именно этому мы и будем сегодня учиться!

В результате проделанной работы у вас должна получиться собственная памятка-рекомендация

На своих столах вы видите образцы некоторых памяток, которые могут понадобиться в процессе работы, также там имеется и план-задание, которому вы должны следовать и обязательно выполнить (Приложение).

Чтобы было проще освоить учебный материал, предлагаю определенный алгоритм (последовательность действий) работы:

    Прочитайте внимательно план-задание.

    Рассмотрите имеющиеся на столах памятки.

    Изучите лингвистический текст о рассказах на основе услышанного.

    Выделите главное из этого текста, подберите материал для памятки.

    Подготовьтесь к защите своей работы.

    Выступите с полученной информацией.

Помните о рациональном использовании времени! Распределите между собой виды работ – это позволит сократить время.

Желаю удачи!!!

    Самостоятельная коллективная работа учащихся

В тексте вам встретилось понятие слушатель и рассказчик, скажите кто из них кто?

Задание первой группе:

    Каковы особенности написания вводной части?

    Найдите вводную часть в рассказе «Военное детство».

    Что мы узнали о рассказчике истории в приведенной вами вводной части?

    Подтверждается ли в примере полученная вами из лингвистического текста информация?

Задание второй группе:

    Прочитайте лингвистический текст.

    Каковы особенности написания основной части?

    Найдите в рассказе «Военное детство» основную часть.

    Как ведется повествование в основной части?

Задание третьей группе:

    Прочитайте лингвистический текст.

    Каковы особенности написания заключения?

    Найдите в рассказе «Военное детство» заключительную часть.

    Подтверждается ли в примере информация, полученная вами из лингвистического текста?

    Выступления учащихся

Спасибо за выступления.

VI . Обобщение

А сейчас нам осталось обобщить информацию, полученную каждой группой в результате самостоятельной коллективной работы, в единое целое. Сделав это, мы и получим памятку-рекомендацию «Особенности написания рассказа на основе услышанного » как результат, продукт проекта.

Кто желает сделать это?

    Домашнее задание

Дома, пользуясь полученной памяткой, напишите рассказ на основе услышанного. Темой данного рассказа пусть будет история из вашего детства, рассказанная вам мамой.

Итог урока

Прикупили ли вы сегодня себе ума в нашей «умной» беседе?

Приложение

Лингвистический текст

Рассказ на основе услышанного начинается обычно с введения, так как необходимо подготовить читателя к восприятию рассказа, т.е. предварительно пояснить в нем такие детали, без знания которых понять рассказ невозможно.

Введение должно вызвать интерес читателя ко всему рассказу, объяснив где? когда? и как? автор узнал о том, что произошло с героем рассказа.

Основная часть рассказа включает в себя следующие композиционные элементы: завязку, развитие действия, кульминацию, спад действия и развязку, возможен эпилог. Все эти элементы подробно повествуют нам о том, какой же рассказ услышал автор. Здесь важно не исказить информацию, услышанную от рассказчика, постараться передать ее как можно точнее.

Заключительная часть сообщает читателю о впечатлениях слушателя, т.е. человека, пишущего рассказ, его пожеланиях рассказчику.

Повествование в рассказах на основе услышанного обычно ведется от 3 лица, но автор может излагать материал и от 1 лица, такое повествование оживляет рассказ, позволяет охарактеризовать рассказчика через его речь (прямую речь).

Как работать над рассказом

    Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.

    Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.

    Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.

    Повторите схему композиции рассказа.

    Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в нем вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.

    Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: наиболее полно в нем должно быть показано главное событие.

    Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.

    Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как готовиться к устному высказыванию

    Подумайте, с какой целью вы будете говорить.

    Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический и т.д.).

    Соберите или отберите необходимый материал.

    Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?

5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой).

    Составьте план.

    Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.

Попросите кого-нибудь из друзей послушать вас, учтите их замечания.

Используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам усовершенствовать свое высказывание.

«Особенности написания рассказа на основе услышанного»

    Расскажите о рассказчике.

    Охарактеризуйте его.

«Особенности написания рассказа на основе услышанного»

    1. Напишите, при каких обстоятельствах вы услышали рассказываемую вами историю.

      Расскажите о рассказчике.

      Охарактеризуйте его.

      Передайте подробно услышанную историю.

5. Постарайтесь не исказить полученную информацию.

6. Выскажите свое впечатление от услышанного.

7. Пожелайте что-нибудь рассказчику.

«Особенности написания рассказа на основе услышанного»

    1. Напишите, при каких обстоятельствах вы услышали рассказываемую вами историю.

      Расскажите о рассказчике.

      Охарактеризуйте его.

      Передайте подробно услышанную историю.

      Постарайтесь не исказить полученную информацию.

      Выскажите свое впечатление от услышанного.

      Пожелайте что-нибудь рассказчику.

«Особенности написания рассказа на основе услышанного»

1. Напишите, при каких обстоятельствах вы услышали рассказываемую вами историю.

    Расскажите о рассказчике.

    Охарактеризуйте его.

    Передайте подробно услышанную историю.

    Постарайтесь не исказить полученную информацию.

    Выскажите свое впечатление от услышанного.

    Пожелайте что-нибудь рассказчику.

«Военное детство»

Мою бабушку зовут Полина Ивановна Алексеева, она родилась в деревне Ярцево Красноярского края. Сейчас ей 75 лет. Сколько она пережила за свою жизнь! Самые страшные события - трагическая смерть отца и ранняя гибель мужа. Но особенно поражают рассказы бабушки о военных и послевоенных годах. Я не могу даже представить, как можно такое пережить и как можно выжить в таких условиях! В семье было 3 детей. Перед войной бабушкин папа был рыбаком и промышлял пушниной, этим он кормил свою семью. Но после его смерти жена и трое детей остались и без жилья, и без пропитания. Самой вкусной едой были лепешки, которые мама стряпала из очистков картошки и отходов от зерен, тайком подобранных детьми на полях. Еще питались травой-лебедой, полевым хвощом: варили из них похлебку и растирали в кашу. Уже в 42 году бабушке пришлось зарабатывать на хлеб. Семилетней пацанкой она бегала лесом в другую деревню, где ее взяли нянькой для грудного ребенка. Отец малыша был председателем колхоза, поэтому семья жила в достатке, и маленькую няньку кормили картошкой и хлебом. А по окончании работы ей подарили отрезы льна и ситца, которые потом были проданы. На эти деньги семья смогла купить плохонькое, но свое жилье – «засыпушку». Позже бабушка стала работать на станке. Он стоял на воздухе и был накрыт только тентом. Летом, чтобы защитить от дождя, зимой – от снега. Зимы были суровые, холодные. Мороз доходил до 50 градусов. Но рабочим разрешалось заходить в каморку только на несколько минут, ведь останавливать станок было нельзя: в мороз его уже не завести. У рабочих был обморожены руки, лица, но никто не сказал: «Не могу больше». Такое было время, всем было трудно. На всю жизнь бабушке запомнилось, как 9 мая 1945 года в класс зашел директор школы и сказал: «Идите домой и наденьте самое лучшее, потому что закончилась война. Мы победили!» Все дети побежали домой. У бабушки на двоих с сестрой был красивый красный платок. Она повязала его и побежала в школу радоваться вместе со всеми. Я восхищаюсь своей бабушкой! Она пережила столько бед и несчастий, одна воспитала девятерых детей. Сейчас бабуля плохо видит, тяжело передвигается, часто болеет. Но все равно многие говорят, что она очень красивая, хотя старенькая и вся в морщинах. А когда я гляжу на фотографии молодой бабушки, то восхищаюсь ее красотой: черные глаза, брови соболиные, длинные черные волосы, заплетенные в косу. Моя бабушка – оптимистка. Вспоминая свою жизнь, всегда и во всем видит хорошее, светлое. Говорит, что люди в трудные времена были «изработанные, но добрые и веселые». Жили дружно, «горевали и гуляли всей деревней». Возможно, именно это и позволило нашему народу выжить в страшные годы войны.

Сочинение – рассказ на основе услышанного 6 класс

Белькова Маргарита Александровна


  • Разработала учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 9 г. Новый Уренгой ЯНАО
  • Белькова Маргарита Александровна

Обучающий урок

Цель: развивать умение писать сочинение в определенном жанре, выбирать соответствующий тип речи.


  • 1) повторить композицию сочинения – рассказа;
  • 2) провести работу по развитию речи: подбор синонимов, эпитетов, сравнений, эмоционально – экспрессивной лексики; составить рабочие материалы к сочинению;

  • 3) познакомить учащихся с видами связи предложений в тексте
  • 4) развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
  • 5) совершенствовать работу по комплексному анализу текста

Что такое рассказ?

  • Рассказ - малый эпический жанр : прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик.

Что такое композиция?

  • Композиция – это построение художественного произведения.

Композиция сочинения- рассказа

I. Вступление (кто и при каких обстоятельствах вспоминает эту историю)

II. Основная часть (где, когда происходили события, с кем произошла рассказанная история)

III. Кульминация (самый интересный, запоминающийся момент в развитии действия)

IY. Эпилог (послесловие)


  • Какой тип речи вы будете использовать в своем сочинении:
  • повествование
  • описание
  • рассуждение?

  • Повествование с элементами описания и, может быть, и рассуждения .

Примерный образец вступления

Примерный образец вступления

  • Эта история произошла давно, в годы Великой Отечественной войны. Мой прадедушка по линии мамы, как и многие другие советские люди, был призван на фронт. А было ему тогда всего 18 лет.

Примерный образец вступления

  • Эту невероятную (или забавную, или трагическую, или драматическую ) историю я услышал(- а) от своего друга(подруги), и произошла она в прошлом году в городе …Анапа.

Примерный образец вступления

I. ВСТУПЛЕНИЕ



II. Основная часть

  • - Когда я был работала на пасеке, которая находилась приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния, и грохотал страшный гром.

  • Женщина промокла насквозь и кое –как брела по раскисшей дороге. Она почти дошла до дома и остановилась отдышаться под массивными деревянными воротами с козырьком. Рядом рос молодой серебристый тополь.


III. КУЛЬМИНАЦИЯ

Вдруг она подняла глаза и увидела прямо возле лица золотой переливающийся шар. Женщина замерла и даже перестала дышать.

Она догадалась, что это шаровая молния. Шар медленно приближался к ее лицу. «Ну, вот и конец », - обреченно подумала женщина, заворожённо глядя на молнию.




  • Когда страх немного отступил, женщина увидела, что молния ударила в верхушку тополя и словно разрезала её пополам чуть ли не до самой середины. Ствол обуглился и почернел.
  • - Так и стоит с тех пор этот тополь. Первое время он словно засох, но мама не разрешала его срубить, она считала, что он спас ей жизнь, приняв на себя удар молнии, - продолжал рассказывать Иван Егорович, наш сосед.

ЭПИЛОГ (послесловие)

С тех пор прошло много лет. Красавец – тополь опять зазеленел, разросся, обтянулся свежею корой. И только расщепленная надвое крона напоминает о том страшном и необычном событии.

Вот какая история произошла много лет назад в подмосковной деревне.



Работа над лексикой

  • Обратите внимание на определения в тексте.
  • Как называются яркие, запоминающиеся определения в художественном тексте ?

РАБОТА НАД ЛЕКСИКОЙ

  • Назовите определения в тексте

НАХОДИМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ!

  • Однажды я очутился в одной подмосковной деревне, где жили мои знакомые. В доме напротив возле ворот рос кудрявый красавец –тополь. Я обратил внимание на его раздвоенную верхушку, словно расщепленную острым ножом. Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревне.

Средства связи предложений . Подбор синонимов, союзов, союзных слов

  • Однажды я очутился в одной подмосковной деревне, где жили мои знакомые. В доме напротив возле ворот рос кудрявый красавец –тополь. Я обратил внимание на его раздвоенную верхушку, словно расщепленную острым ножом. Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревне.

Эпитеты – яркие, необычные, запоминающиеся определения, выражаются чаще всего прилагательными

  • кудрявый красавец
  • раздвоенную верхушку
  • необыкновенную историю.


  • Однажды я очутился в одной подмосковной деревне, где жили мои знакомые. В доме напротив возле ворот рос кудрявый красавец –тополь. Я обратил внимание на его раздвоенную верхушку, словно расщепленную острым ножом . Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревне.

  • Как называется выделенное средство художественной выразительности текста ?

  • СРАВНЕНИЕ – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

«Прекрасна, как ангел небесный»

«Глаза как звёзды »


Работа над лексикой. Подбор глаголов.

  • Когда я был совсем мальчишкой, - начал старик, - моя мама работала на пасеке, которая находилась в трех километрах от села. Маме приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать там. И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния, и грохотал страшный гр ом.

Выпишите глаголы

  • Когда я был совсем мальчишкой, - начал старик, - моя мама работала на пасеке, которая находилась в трех километрах от села. Маме приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать там. И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния, и грохотал страшный гром.

  • Когда я был совсем мальчишкой, - начал старик, - моя мама работала на пасеке, которая находилась в трех километрах от села. Маме приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать там. И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния и грохотал страшный гром.

ГЛАГОЛЫ

  • Женщина промокла насквозь и кое –как брела по раскисшей дороге. Она почти дошла до дома и остановилась отдышаться под массивными деревянными воротами с козырьком. Рядом рос молодой серебристый тополь.


Средства связи предложений

  • Женщина промокла насквозь и кое –как брела по раскисшей дороге. Она почти дошла до дома и остановилась отдышаться под массивными деревянными воротами с козырьком. Рядом рос молодой серебристый тополь.

  • ТАКОЙ СПОСОБ СВЯЗИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ НАЗЫВАЕТСЯ ЦЕПНОЙ СВЯЗЬЮ.
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОВНО ЦЕПЛЯЮТСЯ ДРУГ ЗА ДРУГА

  • Женщина промокла насквозь и кое –как брела по раскисшей дороге. Она почти дошла до дома и остановилась отдышаться под массивными деревянными воротами с козырьком. Рядом рос молодой серебристый тополь.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА ОПРЕДЕЛЕНИЯ !

  • Женщина промокла насквозь и кое –как брела по раскисшей дороге. Она почти дошла до дома и остановилась отдышаться под массивными деревянными воротами с козырьком. Рядом рос молодой серебристый тополь.
  • Есть ли среди этих определений эпитеты? Необычные, запоминающиеся определения?

  • по раскисшей дороге
  • под массивными воротами
  • молодой серебристый тополь.

Обращаем внимание на синтаксис! (построение предложений)

  • [Однажды я очутился где жили мои знакомые ). В доме напротив возле ворот рос кудрявый красавец – тополь . Я обратил словно расщепленную острым ножом . Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревне.

Вывод

  • 1 предложение сложноподчиненное
  • [Однажды я очутился в одной подмосковной деревне], (где жили мои знакомые ).

ВЫВОД

  • Остальные все простые
  • 1 зпт стоит в сложноподчиненном предложении
  • 2 зпт выделяет сравнительный оборот
  • Я обратил внимание на его раздвоенную верхушку, словно расщепленную острым ножом .

Наблюдаем над синтаксисом

  • - Когда я был совсем мальчишкой, - начал старик, - моя мама работала на пасеке, которая находилась в трех километрах от села. Маме приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать там. И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния, и грохотал страшный гром.

Наблюдаем над синтаксисом и пунктуацией

  • - ( Когда я был совсем мальчишкой), - [ начал старик] , - [моя мама работала на пасеке], ( которая находилась в трех километрах от села). (Диалог) Маме приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать там. И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния, и грохотал страшный гром .

  • 1 сложное, сложноподчиненное предложение – фрагмент диалога.
  • -Когда я был совсем мальчишкой, - начал старик, - моя мама работала на пасеке, которая находилась в трех километрах от села.

  • 2 предложение простое, осложненное однородными сказуемыми
  • Маме приходилось каждый день туда ходить пешком , а то и ночевать там.

  • 3 предложение простое
  • И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень.

  • 4 предложение сложное, сложносочиненное, соединенное союзом И
  • Сверкала синими змеями молния , и грохотал страшный гром .


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • 1. написать сочинение – рассказ на основе услышанного по упр. 520 на стр. 217
  • ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Уро 185-186. Развитие речи. Рассказ на основе услышанного

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Цели: Повторить знания о типах речи; вспомнить структуру повествования; рассмотреть построение сочинений – рассказов.

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Беседа по вопросам.

Какие типы речи вы знаете?

3.Терминологический диктант . Запишите названия типов речи.

1)Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.(Описание.)

2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова:во-первых, значит, следовательно, поэтому. (Рассуждение.)

3)Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно совершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.(Повествование.)

4.Повествование и его структура

Кульминация

Вступление Завязка Развязка Заключение

5.Объяснение учителя.

Сегодня мы познакомимся с разновидностью сочинений-рассказов-рассказ на основе услышанного .

Вам, наверное, приходилось слышать рассказы взрослых о себе, о годах детства, каких-либо случаях из жизни. Иногда писатели создают свои произведения на основе услышанных в жизни рассказов. При этом мастера слова нередко рассказывают о том, как, при каких обстоятельствах они услышали тот или иной рассказ и готовят читателя к этой истории, о которой речь пойдёт дальше.

Рассказы, написанные на основе услышанной от кого-либо истории, более сложны, чем рассказы, в основе которых лежит произошедший с автором случай.

Услышанные рассказы тоже надо уметь обработать-отсечь ненужные подробности и детали, на которых мог остановиться рассказчик, особенно тщательно продумать мотивированность действий упоминаемых им лиц, т.к. рассказчик иногда упускает эти моменты, поэтому может быть не всё понятно слушателю или читателю.

Пример (начало сочинения):

Есть у нас во дворе мальчишка Витька.

Один раз летом поехал он в деревню к бабушке. А бабушка у него строгая была-не разрешала одному далеко ходить… (Из этого начала неясно, откуда автор знает о том, что приключилось с Витькой в деревне.)

У нас в деревне жил старик. Звали его Константин Николаевич. Однажды с ним произошла интересная история.

Взял он ружьё и пошёл в лес… (Автор ничего не сообщает о том, как он узнал о случившемся.)

Таким образом, в рассказе, который ведётся от какого-то другого лица, должно быть введение или обрамление , в котором указывается:

-- когда

При каких обстоятельствах

Как вели себя при этом рассказчик и слушающий.

В обрамлении сообщается самое важное , что необходимо знать о герое :

Чем занимается

Описывается внешность (если требуется), манера говорить

Иногда даётся краткая характеристика героя.

Более ярко описать природу

Переживания героев

Кроме введения, «рамка» включает и заключение , в котором автор может:

Сообщить о судьбе рассказчика

О том, чем закончилась их встреча

Пример. Сочинение- рассказ на основе услышанного.

Воспоминания прабабушки.

Этот рассказ я услышала от своей прабабушки- Анны Даниловны Гатиловой. Она прожила трудную, но интересную жизнь. Больше всего любила она рассказывать о своём детстве, которое прошло в Алтайском крае.

Вот одна из этих историй: «Особенно хорошо помню тысяча девятьсот тридцать третий год. Голод. Холод. Мы, маленькие ребятишки, ходим по полям и выкапываем промерзшую прошлогоднюю картошку, коренья, дикий чеснок. И полуголодные идём в школу. В школе холодно: мы сидим в фуфайках. шапках. И…слушаем рассказ учителя и переносимся на тёплое Чёрное море, потом на берега Африки. И становится теплее, и хочется узнать ещё больше, и хочется там побывать. И какие бы трудности мы ни испытывали, нам ни разу не пришла в голову мысль не ходить в школу, именно здесь мы могли забыть о тяжёлой жизни и помечтать».

Я часто вспоминаю этот рассказ бабушки и задаю себе вопрос: «Почему многие из нас с такой неохотой ходят в школу, не ценят возможность учиться?» Но ответить на него не могу, думаю: у каждого ученика в моём классе есть что сказать, но хочется, чтобы ребята помнили, что у каждого из них есть дедушки и бабушки, которым нелегко пришлось в жизни. И у моей бабушки светлые воспоминания детства связаны со школой, её рассказ чем-то напомнил мне «Уроки французского» В.Г. Распутина, эту книгу так любила моя бабушка…

Валекжанина Анастасия, ученица 6 класса.

6.Д.з.Написать сочинение по упр.520.