Методика определения уровня субъективного контроля. Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера. Обработка, результатов и выводы

При отборе претендентов на руководящие должности, формировании команд часто возникает потребность определить, насколько человек ответственен, выяснить, насколько он «владеет собой» в различных профессионально значимых ситуациях, оценить степень его активности и эмоциональной зрелости.

Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т. е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Впервые методики диагностики такой характеристики личности были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известная среди них - шкала локус контроля (locus of control scale ), разработанная Дж. Роттером (J. B. Rotter ). Эта шкала основана на положении о том, что все люди делятся на два типа - интерналов и экстерналов - в зависимости от того, как они оценивают, что является причиной различных событий в их жизни и кто несет за них ответственность. Каждого человека можно оценить по шкале «интернальность-экстернальность» . Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы - внешний. Различия между двумя типами локализации контроля могут оказаться существенными с точки зрения успешности профессиональной деятельности (интернальный локус контроля значимо коррелирует с индексом профессионального успеха).

Люди интернального типа оценивают все происходящие с ними значимые события как результат их собственной деятельности. Они продуктивнее трудятся в одиночестве, более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство.

Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то внешних сил (Бога, других людей, судьбы и т. д.). Поскольку экстерналы не чувствуют себя способными как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, они снимают с себя всякую ответственность за все, происходящее с ними. Вместе с тем, они характеризуются большей конформностью, более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.

В отечественной практике используется методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) , созданная Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева на основе шкалы Дж. Роттера. Авторы данной методики исходят из того, что направленность субъективного контроля у одного и того же человека может иметь вариации в различных жизненных сферах. Поэтому УСК включает ряд шкал, измеряющих не просто интернальность-экстернальность, но и проявления этой характеристики в таких областях, как отношение к достижениям, неудачам, к здоровью и болезни, а также в сфере семейных, производственных и межличностных отношений.

Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформировавшийся у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

ОПРОСНИК
для исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:

3 - полностью согласен
+2 - согласен
+1 - скорее согласен, чем не согласен
–1 - скорее не согласен, чем согласен
–2 - не согласен
–3 - полностью не согласен

Старайтесь использовать весь диапазон оценок.

Бланк для ответов
_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество


п/п

Утверждение

Оценка

Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу
Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим
Осуществление моих желаний часто зависит от везения
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность
Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий
Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу
осуществить их
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье
Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными
То, что со мной случается, - дело моих рук
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать
самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей
или на судьбу
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания
В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения

Обработка результатов

Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» - с обратным знаком.

Ключи к шкалам

1. Шкала общей интернальности (И о)

2. Шкала интернальности в области достижений (И д)

3. Шкала интернальности в области неудач (И н)

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (И п)

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (И з)

В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки


Нажмите на изображение для увеличения

Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:

Итоговая таблица результатов

Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стенов). Показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 - об экстернальном.

Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.

Пример графика УСК

Пример профиля УСК

Интерпретация полученных результатов

В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Шкала общей интернальности (И о). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Испытуемые с низким уровнем субъективного контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

Шкала интернальности в области достижений (И д). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач (И н). Высокий показатель по этой шкале отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкий показатель свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в области семейных отношений (И с). Высокий показатель И с означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель И с указывает на то, что субъект считает своих партнеров ответственными за возникающие в его семье ситуации.

Шкала интернальности в области производственных отношений (И п). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что в организации своей производственной деятельности человек полагается в основном на себя. Он считает, что может влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думает, что его профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от него самого, чем от других людей или от внешних сил. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой - начальство, коллеги, везение и др. - определяют все, что с ним происходит в этой области.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (И м). Высокий показатель И м свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель , напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (И з). Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по этой шкале считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего - врачей.

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (И п). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

На бога надейся, а сам не плошай, гласит мудрая народная пословица. Хочешь быть счастливым - будь им, говорил Козьма Прутков. А ведь если задуматься, в этих словах заключен очень глубокий смысл.

Локус контроля - психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля), либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).

Тест Как управлять своей жизнью? Тест на уровень субъективного контроля (Тест УСК) Джулиана Роттера· (Адаптация Е.Ф.Важина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда):

Инструкция .

Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и если вы согласны с ним поставьте напротив номера вопроса плюс, если не согласны - минус.

Стимульный материал к тесту УСК Дж. Роттера:

1.Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться к друг другу.

3. Болезнь - дало случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими иэ-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит везения.

6.Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то что происходит мной.

9. Как правило руководство оказывается более эффективно, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий. .

11. Когда я строю планы, то я в общем верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13.Думаю, что правильный образ жизни может помочь больше здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16 Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немало не зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если уж очень захочу, то смогу расположить к себе любого.

28. На подрастающее поколение влияет так немало разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, лени и мало зависело от везения или невезения.

Ключ к тесту УСК.

Для того чтобы вычислить свои значения сложите плюсы на ответы в верхней строке шкалы и минусы на ответы в нижней.

1. Шкала Ио

+: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34,. 36, 37, 39, 42, 44.

-: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43.

2. Шкала Ид: +: 12, 15, 27, 32, 36, 37.

- : 1, 5, 6, 14, 26, 43.

3. Шкала Ин: +: 2, 4, 20, 31, 42, 44.

- :7,24,33,36,40,41

4. Шкала Ис: +: 7, 24, 33, 36, 40, 41

-: 7, 14, 26, 28, 41

5. Шкала Ип: . +: 19, 22, 25, 31, 42.

-: 1, 9, 10, 24, 30

6. Шкала Им. +; 4, 27.

7. Шкала И. +: 13, 34.

Интерпретация.

1. Шкала общей интернальности И о. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Вопрос "как управлять жизнью?" перед ними не встает - потому что они понимают взаимосвязь приложенных усилий с полученными в итоге результатами. Низкий показатель по шкале И о соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контро­лировать их развитие и полагают, что большинство их являют­ся результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений И д. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале И д свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам-везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач И н. Высокие показатели но этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным собы­тиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели И н свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях И с. Высокие показатели по этой шкале означают, что человек читает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий И с указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений И п. Высокий И п свидетельствует о том, что чело­век считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складываю­щихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий И п указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам-руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений И м. Высокий показатель И м свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий И м, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья к болезни И з. Высокие показатели И з свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во немало м ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во немало м зависит от его действий. Человек с низким И з: считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, первым делом врачей.

Как управлять своей жизнью? Тест на уровень субъективного контроля (Тест УСК) Дж. Роттера· (Адаптация Е.Ф.Важина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).

Название: методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК).

Контингент испытуемых: подростки и взрослые.

Цель исследования: изучение уровня субъективного контроля.

Материал и оборудование: текст методики, бланк ответов.

Процедура исследования: в основу определения уровня субъективного контроля личности положены 2 предпосылки:

    Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

    Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

Методика УСК включает в себя следующие диагностические показатели илишкалы:

1. И о - шкала общей интернальности.

2. И д - шкала интернальности в области достижений.

3. И н - шкала интернальности в области неудач.

4. И с - шкала интернальности в семейных отношениях.

5. И п - шкала интернальности в производственных отношениях.

6. И м - шкала интернальности в области межличностных отношений.

7. И з - шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

В ходе проведения методики УСК испытуемому предлагается 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Ему необходимо оценить степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 7-балльной шкале :

Полное Полное несогласие -3 -2 -1 0 1 2 3 согласие

Другими словами, испытуемому необходимо обвести против каждого утверждения один из 7 предложенных баллов с соответствующим знаком «+» (согласие), «-» (несогласие) или 0 (не знаю).

Обработка и интерпретация результатов: обработка результатов данной методики включает три этапа.

ЭТАП 1

Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по 7-ми шкалам (И о, И д, И н, И с, И п, И м, И з) осуществляется с помощью ключа. Необходимо посчитать сумму Ваших баллов (с учетом знака) по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+» берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак Вашего балла на обратный.

Ключ к методике уск

И о

И д

И н

И с

И п

И м

И з

Итак, в итоге Вы получили 7 сумм баллов.

ЭТАП 2

Затем осуществляется перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Таблица для перевода «сырых» баллов в стены

И о

И д

И н

И с

И п

И м

И з

ЭТАП 3

Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам. Отложите свои 7 результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

Тест-опросник, разработанный Е.Ф. Бажиным и др. на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера

Исследование субъективного контроля

Инструкция испытуемому . «Предлагаемый Вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны Вы с данным утверждением или нет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны – знак «-«. Помните, что в тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел Вам в голову».

Опросник

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь – дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

7. Внешние обстоятельства (родители, благосостояние) влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), а не от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.



13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я часто чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я. часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того,что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще больше были виноваты другие люди, чем я.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема разрешится сама собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов

Цель обработки результатов– получить показатель локуса субъективного контроля, то есть показатель общей интернальности «Ио». Он представляет собой сумму совпадений ответов испытуемого с ответами на вопросы, приведенными в ключе.

Анализ результатов

Локус контроля – это характеристика волевой сферы человека, которая отражает его склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям и усилиям. Приписывание ответственности за результаты своей деятельности внешним силам носит название экстернального, или внешнего, локуса контроля, а приписывание ответственности собственным способностям и усилиям – интернального, внутреннего, локуса контроля.

Таким образом, возможны два полярных типа личностей в зависимости от локализации контроля: экстернальный и интернальный. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

0 _______________¦______________ 44

экстернальный интернальный

Полученный в процессе обработки результатов показатель локуса контроля (Ио) расшифровывается следующим образом:

В целом, чем больше величина интернальности, тем меньше экстернальность.

Локус контроля, характерный для человека, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля проявляется и в случаях неудач и в случаях достижений, причем это наблюдается в разных сферах жизнедеятельности субъекта.

Для определения уровня локуса контроля пользуются нижеследующими границами шкалы интернальности.

При низком уровне интернальности люди мало прослеживают связь между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать развитие таких событий и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. Поэтому «экстерналы» эмоционально неустойчивы, склонны к неформальному общению и поведению, малообщительны, у них плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Высокий уровень интернальности соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди, имеющие такой локус контроля, считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и чувствуют ответственность и за эти события, и за то, как складывается их жизнь в целом. «Интерналы» с высокими показателями субъективного контроля обладают эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, отличаются общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью.

Средний уровень интернальности характерен для большинства людей. Особенности их субъективного контроля могут несколько изменяться в зависимости от того, представляется ли человеку ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.п. Но хотя их поведение и психологическое чувство ответственности за него зависит от конкретных социальных ситуаций, все же можно и у них установить преобладание того или иного вида локуса контроля.

Таким образом, субъективный локус контроля связан с ощущением человека своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Поэтому, составляя рекомендации для самосовершенствования, следует учесть, что:

· конформное, уступчивое поведение в большой степени присуще людям с экстернальным локусом контроля; интерналы менее склонны подчиняться давлению (мнению, эмоции и др.) других людей;

· человек с интернальным локусом контроля лучше работает в одиночестве;

· интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы;

· у интерналов более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью.

Исследования показали, что интерналы более популярны, занимают благоприятную позицию в системе межличностных отношений. Они более благожелательны, увереннее в себе и терпимее.

Лица с интернальным локусом контроля предпочитают недирективные методы воспитания и психокоррекции. А в работе с экстерналами важно позаботиться о снижении часто наблюдающихся тревожности и депрессии.

Методика изучения самооценки личности
Инструкция : Внимательно прочтите слова, характеризующие отдель­ные качества личности (черты характера):

· аккуратность, · беспечность, · вдумчи­вость, · восприимчивость, · гордость, · грубость, · жизнерадостность, · заботливость, · завистливость, · отзывчи­вость, · педантичность, · подвижность, · подозрительность, · принципиальность, · по­этичность, · презрительность, · радушие, · застенчивость, · злопамятность, · искренность, · изысканность, · ка­призность, · легковерие, · медлительность, · мечтательность, · мнительность, · мсти­тельность · развязность, · рассудочность, · решитель­ность, · самозабвение, · сдержанность, · сострадательность · стыдливость, · настойчивость, · нежность, · непринужденность, · нервозность, · нере­шительность, · несдержанность, · обаяние, · обидчивость, · осторожность, · терпели­вость, · трусость, · увлекаемость, · упорство, · уступчивость, · холодность, · энтузиазм.

Составьте два ряда слов по 10-20 в каждом.
В первый столбец - назовем его «Мой идеал» - поместите слова, которые характеризуют ваш идеал.

Во второй - назовем его «Антиидеал» - слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

Из первого(«положительного») и второго («отрицательного») рядов выбе­рите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо производить по системе «да - нет»: есть эта черта у вас или нет, независимо от степени ее выраженности.

Обработка, результатов и выводы

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы, скорее всего, себя переоце­ниваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о недооценке и повышенной самокритичности; при результате близком к 0,5 - нормальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете.

Таким же способом делаются выводы на основании сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице - заниженной, к 0,5 - нормальной.

Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голыкиной, А.М. Эткиндом.

Цель методики : изучение уровня субъективного контроля.

Инстукция: вам предлагается ряд утверждений. Последовательно прочитайте их и выразите свое отношение к каждому пункту, используя семибальную шкалу от –3 («полностью не согласен») до +3 («полностью согласен»). Баллы занесите в бланк ответов.

Вопросы:

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
  2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
  3. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, То ничего не поделаешь.
  4. Люди оказываются одинокими из-за того, то сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
  7. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
  10. Мои отметки в школе, в институте часто зависят от случайных обстоятельств (например, настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий.
  11. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.
  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут.
  15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  16. Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  18. Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности.
  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.
  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.
  25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах.
  27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
  28. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.
  29. То, что со мною случается, - это дело моих собственных рук.
  30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
  31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.
  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.
  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.
  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
  41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
  43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
  44. Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов теста-опросника субъективного контроля (УСК):

Этап 1.

Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам. Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак Вашего балла на обратный.

1. Шкала Ио

2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34,. 36, 37, 39, 42, 44

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

2. Шкала Ид

12, 15, 27, 32, 36, 37

1, 5, 6, 14, 26, 43

3. Шкала Ин

2, 4, 20, 31, 42, 44

7, 24, 33, 36, 40, 41

4. Шкала Ис

2, 16, 20, 32, 37

7, 14, 26, 28, 41

5. Шкала Ип

19, 22, 25, 31, 42

-: 1, 9, 10, 24, 30

6. Шкала Им

7. Шкала Из

Этап 2.

Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Этап 3. Построение «профиля УСК» по семи шкалам. Отложите свои семь результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

Ио __1__________________5,5____________________10__

Ид __1__________________5,5____________________10__

Ин __1__________________5,5____________________10__

Ип __1__________________5,5____________________10__

Ис __1__________________5,5____________________10__

Им __1__________________5,5____________________10__

Из __1__________________5,5____________________10__

Таблица для перевода «сырых» балов в стены

Ио Ид Ин Ип
от до = от до = от до = от до =
-132 -13 1 -36 -10 1 -36 -7 1 -30 -11 1
-13 -2 2 -10 -6 2 -7 -3 2 -11 -7 2
-2 10 3 -6 -2 3 -3 1 3 -7 -4 3
10 22 4 -2 2 4 1 5 4 -4 0 4
22 33 5 2 6 5 5 8 5 0 4 5
33 45 6 6 10 6 8 12 6 4 7 6
45 57 7 10 15 7 12 16 7 7 11 7
57 69 8 15 19 8 16 20 8 11 14 8
69 80 9 19 23 9 20 24 9 14 18 9
80 132 10 23 36 10 24 36 10 18 30 10
Ис Им Из
от до = от до = от до =
-30 -4 1 -12 -6 1 -12 -3 1
-4 0 2 -6 -4 2 -3 -1 2
0 4 3 -4 -2 3 -1 1 3
4 8 4 -2 0 4 1 3 4
8 12 5 0 2 5 3 4 5
12 16 6 2 5 6 4 5 6
16 20 7 5 7 7 5 7 7
20 24 8 7 9 8 7 9 8
24 28 9 9 11 9 9 11 9
28 30 10 11 12 10 11 12 10

Анализ результатов . Проанализируйте количественно и качественно ваши показатели УСК по семи шкалам, сравнивая свои результаты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (более 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (менее 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показа­тель по этой шкале соответствует высокому уровню субъектив­ного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответ­ственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями к значимым для них событиям их жиз­ни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действии других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными со­бытиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами доби­лись всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкие показатели по шка­ле Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои ус­пехи и достижения обстоятельствам -- везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интериальности в области неудач (Ин). Высо­кие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в области семейных отноше­ний (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает партне­ров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что чело­век считает свои действия важным фактором организации соб­ственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важ­ное значение внешним обстоятельствам - руководству, товари­щам по работе, везению - невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий, напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели. Показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими показателями Из считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего врачей.

Валидность шкал УСК демонстрируется их связями с дру­гими характеристиками личности, измеренными при помощи личностного опросника Кэттелла. Человек с низким субъективным контролем (склонный считать свои успехи и неудачи следствием обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор -С), склонен «к неформальному поведению (фактор -G), малообщителен (фактор + Q,), у него плохой самоконтроль (фактор -Q^) и высокая напря­женность (фактор + Q„). Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью (фак­тор + С), упорством, решительностью (+ G), общительностью (фактор -Су, высоким самоконтролем (фактор + Q,) и сдержанностью (фактор -q().

Интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстраверсией-интраверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуатив­ными характеристиками субъективного контроля.

Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор + С), самоконтроля (фактор -Q,), социальной экстраверсией (факторы + А; -Су, чем субъективный контроль над нега­тивными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными (фактор -М), чем люди с сильным кон­тролем в этой области, что нехарактерно для субъективного конт­роля над позитивными событиями.

Бланк к тесту УСК

№_________________________Дата_________________________

Ф.И.О.__________________________________________________

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3
1 23
2 24
3 25
4 26
5 27
6 28
7 29
8 30
9 31
10 32
11 33
12 34
13 35
14 36
15 37
16 38
17 39
18 40
19 41
20 42
21 43
22 44

Литература:

Основы психологии. Практикум./Ред.- сост. Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, 1999