Когда и где начала действовать дорога победы. Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти. Из воспоминаний П.И. Богомолова

Командующие

Силы сторон

Первая мировая война (28 июля 1914 - 11 ноября 1918) - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Первый глобальный вооруженный конфликт XX века. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Страны-участницы потеряли более 10 млн человек убитыми солдат, около 12 млн убитыми мирных жителей, около 55 млн были ранены.

Военные действия на море в Первую мировую войну

Участники

Основные участники Первой мировой войны:

Центральные державы : Германская империя, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария.

Антанта : Российская империя, Франция, Великобритания.

Полный список участников см.: Первой мировой войны (Wikipedia)

Предыстория конфликта

Военно-морская гонка вооружений между Британской империей и Германской империей была одной из важнейших причин Первой мировой войны. Германия хотела увеличить свой военный флот до величины, которая позволила бы германской заморской торговле не зависеть от доброй воли Британии. Однако увеличение германского флота до величины сопоставимой с британским флотом неизбежно ставило под угрозу само существование Британской империи.

Кампания 1914 года

Прорыв немецкого средиземноморского дивизиона в Турцию

28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Средиземноморская эскадра кайзеровских ВМС под командованием контр-адмирала Вильгельма Сушона (линейный крейсер Goeben и лёгкого крейсер Breslau ), не желая быть захваченным в Адриатике, вышла в Турцию. Германские корабли избежали столкновения с превосходящими силами противника и, пройдя через Дарданеллы, пришли в Константинополь. Прибытие германской эскадры в Константинополь стало одним из факторов, подтолкнувших Османскую империю к вступлению в Первую мировую войну на стороне Тройственного союза.

Действия в Северном море и в проливе Ла-Манш

Дальняя блокада флота Германии

Британский флот свои стратегические задачи намеревался решить посредством дальней блокады германских портов. Германский флот, уступавший силами британскому, выбрал оборонительную стратегию и начал постановку минных заграждений. В августе 1914 г. британский флот осуществлял переброску войск на континент. В ходе прикрытия переброски произошло cражение в Гельголандской бухте .

Обе стороны активно использовали подводные лодки. Германские подводные лодки действовали более удачно, так 22 сентября 1914 года U-9 потопила сразу 3 английских крейсера. В ответ британский флот приступил к усилению противолодочной обороны, был создан Северный патруль.

Действия в Баренцевом и Белом море

Действия в Баренцевом море

Летом 1916 года немцы, зная, что все большее количество военных грузов поступает в Россию северным морским путем, направили в воды Баренцева и Белого морей свои подводные лодки. Они потопили 31 судно союзников. Для противоборства им была создана российская Флотилия Северного Ледовитого океана.

Действия в Балтийском море

Планы обеих сторон на 1916 год не предусматривали каких-либо крупных операций. Германия держала на Балтике незначительные силы, а Балтийский флот постоянно усиливал свои оборонительные позиции устройством новых минных полей и береговых батарей. Действия свелись к набеговым операциям легких сил. В одной из таких операций, 10 ноября 1916 года германская 10-я флотилия «эсминцев» потеряла сразу 7 кораблей на минном поле.

Несмотря на оборонительный в целом характер действий обеих сторон, потери в корабельном составе в 1916 г. были существенны, особенно в германском флоте. Немцы лишились 1 вспомогательного крейсера , 8 эскадренных миноносцев, 1 подводной лодки, 8 тральщиков и малых кораблей, 3 военных транспортов. Русский флот потерял 2 эскадренных миноносца, 2 подводные лодки, 5 тральщиков и малых кораблей, 1 военный транспорт.

Кампания 1917 года

Динамика потерь и воспроизводства тоннажа союзных стран

Действия в западноевропейских водах и в Атлантике

1 апреля - принято решение о введении системы конвоев на всех сообщениях. С введением системы конвоев и увеличением сил и средств противолодочной обороны потери в торговом тоннаже стали сокращаться. Вводились и другие меры для усиления борьбы с лодками - была начата массовая установка орудий на торговые суда. В течение 1917 г. орудия были установлены на 3000 английских судов, а к началу 1918 г. вооружение имели до 90% всех крупнотоннажных британских торговых судов. Во второй половине кампании англичане приступили к массовой постановке противолодочных минных заграждений - всего за 1917 г. они выставили в Северном море и Атлантике 33 660 мин. За 11 месяцев неограниченной подводной войны она потеряла только в Северном море и Атлантическом океане 1037 судов общим тоннажем 2 млн. 600 тыс. тонн. Кроме того, союзники и нейтральные страны лишились 1085 судов вместимостью 1 млн. 647 тыс. тонн. В течение 1917 г. Германия построила 103 новые лодки, а потери составляли 72 лодки, из них 61 погибла в Северном море и Атлантическом океане.

Поход крейсера Wolf

Рейды немецких крейсеров

16 - 18 октября и 11-12 декабря германские легкие крейсеры и эскадренные миноносцы совершили нападения на «Скандинавские» конвои и достигли крупных успехов - пустили ко дну 3 английских конвойных эсминца, 3 траулера, 15 пароходов и повредили 1 миноносец. Германия в 1917 году завершила действовать на коммуникациях Антанты надводными рейдерами. Последний рейд совершил рейдер Wolf - всего он потопил 37 судов общим тоннажем около 214 000 т. Борьба с судоходством Антанты перешла исключительно на подводные лодки.

Действия в Средиземном море и в Адриатике

Отрантский барраж

Боевые действия на Средиземном море сводились в основном к неограниченным действиям германских лодок на морских сообщениях противника и противолодочной обороне союзников. За 11 месяцев неограниченной подводной войны на Средиземном море германские и австрийские лодки потопили 651 судно союзников и нейтральных стран общим тоннажем 1 млн. 647 тыс. тонн. Кроме того, на минах, поставленных лодками-заградителями, подорвалось и погибло свыше сотни судов суммарным водоизмещением в 61 тыс. тонн. Крупные потери от лодок в 1917 г. понесли военно-морские силы союзников на Средиземном море: 2 линейных корабля (английский - Cornwallis , французский - Danton ), 1 крейсер (французский - Châteaurenault ), 1 заградитель, 1 монитор, 2 эсминца, 1 подводная лодка. Немцы потеряли 3 лодки, австрийцы - 1.

Действия на Балтике

Оборона Моонзундского архипелага в 1917 г.

Февральская и Октябрьская революции в Петрограде полностью подорвали боеспособность Балтийского флота. 30 апреля был создан матросский Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт), который контролировал деятельность офицеров.

С 29 сентября по 20 октября 1917 года, используя количественное и качественное преимущество, германские ВМФ и сухопутные силы провели операцию «Альбион» по овладению Моонзундскими островами в Балтийском море. В операции германский флот потерял 10 миноносцев и 6 тральщиков, обороняющиеся - 1 броненосец, 1 эсминец, 1 подлодку, до 20 000 солдат и матросов попали в плен. Моонзундский архипелаг и Рижский залив были оставлены российскими силами, немцам удалось создать для Петрограда непосредственную угрозу военного нападения.

Действия в Черном море

С начала года Черноморский флот продолжил осуществлять блокаду Босфора, в результате которой у турецкого флота закончился уголь и его корабли стояли в базах. Февральские события в Петрограде, отречение императора (2 марта) резко подорвали боевой дух и дисциплину. Действия флота летом-осенью 1917 г. ограничивались набегами эсминцев, которые по прежнему тревожили турецкое побережье.

В течение всей кампании 1917 г. Черноморский флот вел подготовку к крупной десантной операции на Босфор. Предполагалось высадить 3-4 стрелковых корпуса и другие части. Однако сроки десантной операции неоднократно откладывались, в октябре Ставка приняла решение перенести операцию на Босфор на следующую кампанию.

Кампания 1918 года

События на Балтике, на Черном море и на Севере

3 марта 1918 года в Брест-Литовске представителями Советской России и Центральных держав был подписан мирный договор. Россия вышла из Первой мировой войны.

Все последующие боевые действия, которые происходили на данных театрах боевых действий, исторически относятся уже к

Одно из наиболее страшных, масштабных и кровопролитных событий в истории человечества - это 1 мировая война. В то время в конфликт, вызванный экономическими противоречиями, были вовлечены 38 стран.

Несмотря на то что миллионные человеческие жертвы можно было предотвратить и избежать, Австро-Венгрия в союзничестве с Германией выбрали более решительный и жесткий способ урегулировать обстановку в мире.

Причины начала конфликта

В самом начале XX века спокойная обстановка во всем мире сменилась серьезным военным конфликтом, который развернулся из-за желания некоторых стран навязать свое мнение другим государствам. Попытки всемирной глобализации таким жестоким способом привели к колоссальным человеческим потерям.

У Первой мировой есть одна важная особенность, которая отличает ее от других вооруженных противостояний. Историки не дают четкого определения, какая страна относилась к агрессорам, а какая стала их жертвой.

Главными противостоящими друг другу сторонами являлись : Атланта (в этот союз входили Англия, Россия, Румыния, Франция и другие) и Тройственный союз (образован Австро-Венгрией, Италией, Германией, а позже присоединилась Османская империя).

Эти два блока были настроены на войну, к ним со временем присоединялись и другие государства. Нарастающее напряжение в мире было вызвано рядом причин:

  • Англия старалась оставаться единственным экономическим лидером и хотела устранить Германию, как основного конкурента;
  • Франция намеревалась получить компенсацию за то, что ранее не смогла победить во Франко-Прусской войне и потеряла значительную часть территорий (вместе с ресурсами Рурского бассейна);
  • Россия была заинтересована в том, чтобы забрать у Австро-Венгрии и присоединить себе западные территории Украины и польские земли, а также установить контроль в проливах Черного моря и на Балканах;
  • Германия старалась подчинить себе как можно больше колоний, которых она не имела, а еще хотела получить беспрепятственный доступ к Кавказским и Ближневосточным нефтяным месторождениям.

Так как Россия хотела объединить славянство и расширить территории, получив выходы к Черному морю, Австро-Венгрия пыталась любыми усилиями препятствовать ее усилиям. В этой страшной военной кампании, длящейся с 1914 по 1918 год, не было невиновных государств. Некоторые историки считают, что непосредственной первой жертвой была Сербия. Другие ученые настаивают на том, что именно сербская разведка причастна к созданию террористической группировки «Млада Босна», в которой состоял Принцип (убийца Эрцгерцога Франца-Фердинанда, австрийского наследника престола).

Целью многих государств, которые присоединялись к боевым действиям, было вовлечение России в конфликт и окончательное разрушение империи.

Краткая хронология

Трагические события, произошедшие в Сараеве, стали поводом для осуждения со стороны многих стран. Англия открыто называла сербов жестокими варварами, призывая Австро-Венгрию решительно им ответить.

На то время в Европе самыми крупными державами оставались Россия и Германия, и они намеревались сдерживать нарастающее напряжение в мире, откровенно избегая военных провокаций.

Спустя месяц после состоявшегося покушения Сербии выдвинули строгие требования , в числе которых был пункт о разрешении работникам полиции пребывать на территории государства. Отказ от выполнения этой части соглашения стал поводом, чтобы объявить войну. Подтверждением тому оказались первые сброшенные бомбы на территорию Сербии, что доказало намерения австро-венгров.

Россия, выступавшая много лет щитом славянского мира и православия, не смогла дипломатическим путем стабилизировать ситуацию. Поэтому 1 мировая война не могла начаться без участия великой империи.

С даты первых обстрелов произошла череда кровавых провокаций. Боевые действия разворачивались на Ближнем Востоке и на Балканах, в европейских колониях и на Кавказе.

Германия, которая действовала по плану «Шлиффена», ожидала быстрого и благоприятного исхода событий: победу, обед в центре Парижа и вечерний променад в Санкт-Петербурге. Однако стратегия с треском провалилась, так как соперники оказались хорошо подготовленными.

Ситуация на фронтах резко менялась:

  • Германия вошла в Бельгию и Люксембург;
  • Франции пришлось часть своих земель уступить;
  • В Галицийской битве (с конца июля по сентябрь) русские заняли территории Буковины, восточной Галиции и смогли осадить Перемышль;
  • На Кавказе в 1916 году развернулась война между Россией и Турцией, и отечественным войскам удалось занять Трапезунд и Эрзерум.

В 1915 г ситуация начала ухудшаться для российской армии. К зимним наступлениям солдаты не были хорошо подготовлены, из-за чего потерпели поражение в контрнаступательной операции с немцами.

Врагу удалось захватить Галицию и часть польских земель. С этого момента начинается война, которую историки назвали позиционной.

Окончательный развал коалиции произошел после начала конфликта между Австро-Венгрией и Италией, когда последняя вступила в войну. А присоединение Болгарии к противостоянию повлекло за собой создание союза и развал Сербии.

Алгоритм событий 1916−1917 года

В этом году произошло одно из самых значительных и кровопролитных событий - битва при Вердене. Это было настолько масштабное столкновение с огромным количеством жертв (точно сказать, сколько погибших, не удалось, но приблизительно около 1 миллиона человек). В этот же период российская армия осуществила знаменитый Брусиловский прорыв, улучшив положение Антанты и отведя немецких солдат от Вердена.

Окончательное доминирование в регионе удалось установить после крупнейшего Ютландского сражения. Некоторые противники в последние годы Первой мировой войны начали задумываться о мирных переговорах, но война не могла так быстро завершиться.

В 1917 году Россия решила прекратить участвовать в боевых действиях . Кроме того, США присоединились к Антанте, как уже состоявшемуся победителю. В это же время на российских землях происходит революция, что также повлияло на ход истории.

Практически все страны в 1918 году понимали, что война должна скоро закончиться. После оккупации польских территорий и прибалтийских земель был подписан Брестский мир, ознаменовавший начало активных боевых действий на западных фронтах.

Империалистическую Германию потрясла революция, правитель вынужден был бежать. Акт немецкой капитуляции был подписан в 1917 году, и интенсивность сражений снизилась.

Практически для всех государств Первая мировая кончилась со значительными потерями. Историки считают, что уже с того момента начали зарождаться предпосылки для Второй Мировой. Они объясняют это тем, что в Германии жители жаждали реванша, но не было человека, который бы грамотно правил страной.

Итогами войны стали следующие события:

  • по ее окончании уровень жизни населения во всем мире резко сократился;
  • распались крупнейшие империи;
  • Франции вернулись провинции Лотарингия и Эльзас;
  • погибли около 10 миллионов солдат и почти столько же мирных граждан;
  • запрет на создание собственной армии в Германии и выплата репараций на протяжении 30 лет, а также утрата всех колоний с передачей 1/8 территории соседствующим странам.

По приблизительным подсчетам в страшных кровопролитных событиях были задействованы почти 65% населения земного шара. Начало революционного движения привело к следующему конфликту - Гражданской войне.

Стандартная школьная программа предлагает коротко и обзорно изучить события, которые происходили во времена Первой мировой войны: кто с кем воевал, какие сражения стали наиболее значимыми и чем завершились международные противостояния.

Однако, можно узнать и много интересных фактов, о которых почему-то не упоминается в учебниках:

  • четырехлетнее противостояние погубило больше людей, чем самые опасные заболевания (2/3 всех смертей в этот период произошли в боях);
  • в немецких окопах были обнаружены кровати и шкафы, освещение и даже звонки на входе;
  • было использовано 30 видов ядовитых и смертельно опасных ядов (сегодня на них действует запрет во всех странах);
  • турки совершили жестокий акт геноцида, убив 1,5 миллиона человек армянской национальности;
  • впервые были применены для ведения боя огнеметы, противотанковые и химические оружия, а также зенитные установки и противогазы;
  • Россия оказалась единственной страной, где не наблюдалось нехватки продовольствия.

Описанные вкратце события прошлых лет были названы Первой мировой войной только после того, как началась Вторая в 1939 году.

До этого правильным названием противостояния являлось Великая, Большая, Германская или Империалистическая война.

Очень много значений в коротком, но емком слове "Победа". История знаменитого советского автомобиля началась с победы под Сталинградом, мир его увидел после победы над Германией, и назван он был естественно - "Победа".

Через год машина стала настоящим символом Победы Красной армии в Великой Отечественной войне.

Легковушки для народа

Первые "Победы" распределяли только по указанию "сверху", за подписью Молотова. Автомобилей не хватало даже для героев и лауреатов. И все же "Победа" стала машиной, доступной потребителю, - к 1955 году было уже выпущено около 160 тысяч автомобилей.

В первом советском автосалоне в Москве обеспеченным гражданам можно было выбирать между "Москвичом-401" (9 тысяч рублей), "Победой" (16 тысяч) и умопомрачительно дорогим ЗИМом (40 тысяч). Кстати, зарплата опытного рабочего, квалифицированного инженера составляла тогда от пятисот до тысячи рублей в месяц.

Термин "автолюбители" - тоже из того времени, именно так стали именовать первых частных владельцев легковых автомобилей.

С сервисом автолюбители того времени решали проблемы просто. Если машину не могли отремонтировать самостоятельно, владелец забарахлившей легковушки отвозил ее на авторемонтный завод. Заплатив небольшую сумму, он получал возможность выбрать понравившийся ему автомобиль из уже отремонтированных.

Рабочая лошадка

Сначала "Победу" планировали делать в двух вариантах: с 4- и 6-цилиндровыми моторами.

Первый, с рабочим объемом 2,12 л, выдавал 50 лошадей, а второй, 2,85-литровый, - 62 л.с. При этом максимальная скорость должна была составлять соответственно 105 и 120 км/ч.

За экономичность (с бензином было туго) власти отдали предпочтение 4-цилиндровому движку, а "шестерку" решили использовать на более вместительном и тяжелом ЗИМе.

Заморские прототипы

Бытует мнение, что "Победа" - эксклюзивное детище советских конструкторов. Другие уверены, что машину просто скопировали с заокеанских образцов. Все это не совсем так.

Методики расчета несущих кузовов в СССР тогда не было, потому за основу решили взять кузов немецкого Opel Kapitan образца 1938 года. Образец этого авто, отбитый Красной армией у вермахта, попал на Горьковский автозавод им. Молотова в 1941 году. Что же касается двигателя, то в его основу лег американский танковый двигатель Додж.

Однако "Победа" отнюдь не повторила западные модели, более того, во многом превзошла их. В этом превосходстве - секрет ее популярности в тогдашней Европе. Это был особенный, со множеством оригинальных решений автомобиль. Именно таких, сравнительно недорогих, выносливых (о кузове этой машины до сих пор ходят легенды), прихотливых к плохому бензину, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было мало.

С 1951 года производство модели было налажено в Польше. Поляки назвали автомобиль "Варшавой" и продолжали собирать его вплоть до 1973 года. А в СССР "Победу" перестали производить с 1958 года.

Сколько осталось таких машин?

Сергей Степанов, координатор московского клуба любителей автомобилей "Победа":

По нашим подсчетам, в столице осталось около 1400 "Побед". Из них самостоятельно передвигаются 400 автомобилей.

Машина времени

Евгений Магаков - технолог реставрационной мастерской. Владеет тремя "Победами", которые купил за бесценок и собрал заново из груды ржавогометалла.

Этот автомобиль возвращает меня в детство. Он символизируют время, когда все были "добрыми и счастливыми", когда летал Гагарин. У соседей по даче стояла такая машина с желтым номером, и я мог часами разглядывать ее через щели в заборе.

После учебы в институте я получил профессию инженера-механика и пошел работать в обычный автосервис. Но о "Победе" не забыл. Сначала было просто желание иметь такое авто, ездить на нем, мыть его. Свою первую "Победу" 1949 года я купил за 2,5 тысячи рублей у пенсионера. Два года делал ее в гараже, а когда она заблестела как новенькая, понял, что этим стоит заниматься профессионально. Познакомился с людьми, увлекающимися восстановлением старинных авто, и мы вместе придумали организовать мастерскую. Получилась востребованная затея. Сегодня ретро-автомобили в моде. Чтобы попасть к нам "на прием" со своим "железным конем", люди записываются аж на 2012 год.

Ничего себе!

Кроме ностальгии, "Победа" - это ведь еще и очень хорошая машина.

В кузове пятикратный запас прочности, энергоемкая подвеска, по дороге идет с достоинством, как корабль. Лежащих "полицейских" просто не замечает. Финны, которые после войны закупали у нас "Победы", писали в своих газетах, что русские специально сделали этот автомобиль, чтобы ездить по плохим дорогам на бешеной скорости. Клеймо ОТК есть на каждой детали!

В "Победе" ощущаешь себя как в машине времени. Стойки ограничивают обзор, массивный диван, легкий руль, плавность движений. Хромированные рамочки, сегодня такие только у машин представительского класса...

В принципе и сейчас купить такое авто несложно. Снятые с конвейера "Победы" помещались на хранение в подземные бункеры. Неприкосновенный запас государства хранился

15 - 20 лет, потом амбары вскрывались, и машины распродавались. Но получить машину, которая хранилась в таких идеальных условиях, - большая редкость. Две "Победы", реставрацией которых занимаюсь сейчас, я вообще нашел на свалке.

Как реагировали в ГИБДД, когда вы привели свою "Победу" на учет?

Отнеслись с трепетом, но завели уголовное дело: прежний владелец взял, да и заварил номер кузова. Долго разбирались, потом дело закрыли в связи с отсутствием состава преступления. Зато за "моральный ущерб" дали "красивые" номера.

цифра

235 999 автомобилей

ГАЗ-М20 сошло с конвейера завода с 1946 по 1958 год (по данным пресс-службы ОАО "ГАЗ").

Куда выезжаете на своей красавице?

Куда угодно: за покупками, на дачу. Прошлым летом семьей путешествовали по Золотому кольцу. Отличная получилась поездка, душевная. На любой стоянке, даже если не было мест, нам обязательно находили парковку. А в Дивееве местный батюшка даже хотел освятить автомобиль. Так проникся!

На своей "Победе" я участвовал в ралли Москва - Монако в 2004 году. В этом году на 9 Мая хотели колонной из 15 "Побед" поехать в Минск, но не собрали всех сопроводительных документов. Сложно выехать за границу. По закону, если машине более 50 лет, она считается раритетом. Да и ввезти обратно тоже нереально: все старые автомобили не соответствуют по выхлопу нормам "Евро-2". За рубежом система отработана, а у нас все забюрократизировано. А жаль...

Вот многие думают за границей, что советский стиль - это только матрешки и ушанки со звездами. Но ведь есть еще автомобили "Победа" - значительная часть нашей культуры и истории. И, если хотите, часть меня.

история в картинках

Модификации автомобилей "Победа"

1. 1944-1949 гг. - ГАЗ-М20 "Первая серия".

Конструкция оказалась неудачной, кузов прогибался, садились рессоры. До наших дней не дожило не одного авто этой серии.

2. 1949-1955 гг. - ГАЗ-М20 "Вторая серия".

Удачная в целом серия. Из интересных особенностей: для советских военоначальников толщина заднего сиденья машины была уменьшена на пять сантиметров. Только так военоначальники могли ездить в машине, не снимая папахи.

Что больше всех в то время поражало - водителям не надо было махать руками, предупреждая о поворотах: появились электрические поворотники и стоп-сигналы. На машине были впервые установлены и электрические стеклоочистители, т.н. дворники.

Плюс ко всему зимой шофер и пассажиры получили возможность ездить без валенок и тулупа - у машины была печка. Отныне не надо было держать в салоне и мешочки с солью для протирки стекол: дневного света впредь не требовалось, появился плафон освещения салона.

3. 1955-1958 гг. - ГАЗ-М20В "Третья серия".

Стала более массивной решетка радиатора, в салоне появился радиоприемник. Таких машин до наших дней сохранилось больше всего, потому под словом "Победа" обычно понимают именно ГАЗ-20В.

Выпускались также ГАЗ-М72, модификации "Такси", "Скорая помощь", ГАЗ-М20Б кабриолет. Во времена "хрущевской оттепели" именно кабриолет стал неотъемлемым признаком представителей "золотой молодежи" - детей партийных работников, крупных ученых и деятелей торговли.

Самая интересная конструкция - "Победа" для села. Комбинация с ГАЗ-69 позволила легковушке стать внедорожником.

Продолжительность блокады Ленинграда составляла 872 дня. Это было тяжелое время: взятый вражескими войсками в смертельное кольцо, город испытывал острый недостаток в продовольствии и топливе. В результате воздействия голода и холода погибли сотни тысяч жителей.

Советское командование с первых дней пыталось прорвать блокаду, полтора года продолжались бои, множество бойцов полегло под вражеским огнем, большое количество военной техники было загублено – все безуспешно. Лишь только 18 января 1943 года смогли соединиться армии Ленинградского и Волховского фронтов в районе Шлиссельбурга, прорвав блокаду Ленинграда. Эти факты знакомы всем. Однако мало кто знает о том, что, когда весь город праздновал радостное событие, Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве небольшой, но очень важной железнодорожной ветки, протяженностью 33 километра, способной обеспечить связь города с Большой землей.

Немецкая пропаганда писала, что узкая полоска болот у линии фронта, которую смогли отвоевать русские, не сможет ничем помочь городу. Но советские командиры знали, насколько важны эти торфяники, протянувшиеся вдоль Ладоги. Также они понимали, что если не предпринять никаких действий, то неприятель снова постарается сомкнуть кольцо блокады. Было ясно, что необходимо провести перегруппировку войск, подвезти больше боевой техники, боеприпасов, а также обеспечить жителей Ленинграда и войска продовольствием. Таким образом, новый отрезок пути должен был соединить внутреннюю сеть железных дорог с внешней, ведущей на Волховстрой. Именно эту небольшую железнодорожную ветку от Шлиссельбурга до местечка Поляны называли Коридором Бессмертия, Дорогой жизни.

Сразу же после прорыва блокады были выделены все необходимые ресурсы. Задание казалось почти невыполнимым – ведь железная дорога должна была быть построена всего за 20 дней. В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года. Возглавил строительство И. Г. Зубков, который до войны руководил постройкой метро в Ленинграде.

И вот в январские морозы примерно пять тысяч человек приступили к осуществлению этого дерзкого плана. Люди рубили в окрестных лесах деревья, изготавливали рельсы, шпалы. Почти круглосуточно работали геодезисты, железнодорожники, военные. Строительство осложнял еще и тот факт, что местность, где должна была проходить новая ветка – бывшие синявинские торфоразработки – была абсолютно неприспособленной для железной дороги: болотистой, пересеченной. Из-за отсутствия дорог сложно подвозить материалы, в земле скрываются мины, неразорвавшиеся снаряды. Болото необходимо было засыпать, в некоторых местах приподнять насыпь – грунт возили в мешках с карьеров на санях, кусках кровельного железа, приспосабливали для этой цели все, что можно.

Возведение новой линии решили вести по облегченным техническим условиям, а для выхода на станцию Шлиссельбург построить через Неву свайно-ледовый мост. На дно реки вбивались сваи, сверху прямо в лед вмораживались шпалы, на них укладывались рельсы. Мост имел длину 1300 метров, рассчитан был на эксплуатацию только в зимнее время.

Зима 1943 года выдалась суровой: сильные морозы, бураны, пронизывающий ветер. Кроме того, примерно в 5-6 километрах от стройки, на Синявинских высотах, засели неприятельские войска, которые поначалу не могли понять, что делают русские, а когда поняли, то стали обстреливать место стройки непрерывным артиллерийским огнем. При этом часто разрушались только что возведенные участки дороги. Советские зенитки как могли с земли прикрывали стройку от вражеских артобстрелов, с воздуха это делали истребители. И вот в рекордные сроки – за 17 дней, на три дня раньше назначенного, была построена Шлиссельбургская трасса.

Первый поезд с продовольствием вошел в Ленинград уже 7 февраля, люди плакали от радости, вверх взлетали шапки! Привел поезд с Большой земли старший машинист депо Волховстрой И. П. Пироженко. После этого дня в город регулярно стали привозить продовольствие и другие грузы. Но мало кто знал, какой ценой это дается.

Гитлеру донесли о новой ветке железной дороги, построенной русскими. Фюрер потребовал разбомбить трассу, по которой каждый день эшелоны, доставляли продовольствие и боеприпасы в блокированный город. Немецкие офицеры жаловались, что поезда ведут смертники, выпущенные из советских тюрем, которым даже сам черт нипочем. Но они сильно ошибались, потому, что по «коридору смерти» ехали машинисты, которых отозвали с фронта, многих доставляли в Ленинград на самолетах. Молодые девушки – вчерашние ленинградские школьницы, выжившие в блокаду, по направлению комсомола становились кочегарами, помощниками машинистов, стрелочниками и кондукторами. Для движения поездов по Шлиссельбургской трассе была создана 48-я паровозная колонна. Из особого резерва НКПС выделили тридцать мощных паровозов.

Из-за постоянного обстрела фашистами поезда могли передвигаться только ночью с притушенными огнями. Большая часть «коридора» хорошо просматривалась с Синявинских высот, имеющиеся у неприятеля авиационные прожектора и звукоуловители позволяли легко засечь поезд. От разрывов снарядов дыбом вставала земля, а рельсы закручивало, как проволоку. Ремонтировать железнодорожное полотно приходилось по несколько раз в день, под откос летели целые составы. За ночь могли проходить только три поезда в Ленинград и столько же обратно. Увеличить их количество долгое время не удавалось.

Немного улучшить положение можно было бы при помощи автоматической блокировки, но для ее постройки требовалось время и средства. Тогда было решено временно создать простейшие сигнальные посты, своего рода «живые светофоры». Суть такой «живой блокировки» состояла в том, что на расстоянии 2-3 километра друг от друга устанавливались специальные посты, где стоял светофор – керосиновая лампа с красным и зеленым стеклом. Человек, управляющий таким светофором, поворачивал фонарь красным или зеленым светом в сторону поезда.

При наличии «живой блокировки» составы могли теперь следовать один за другим, за ночь проходило 20-25 поездов. В поездах в город провозилось продовольствие, а обратно отправлялись оборудование и различные материалы, также эвакуировалось нетрудоспособное население. Их движение прикрывали зенитно-пулеметные взводы и самолеты. Уже через две недели после окончания стройки шлиссельбургской трассы хлебный паек ленинградцев сравнялся с московским. Жители города по карточкам стали получать крупу, масло, свежее мясо.

После открытия движения ветки Шлиссельбург – Поляны, одновременно началось строительство другого высоководного железнодорожного моста через Неву на свайных опорах с ограждением. После окончания строительства постоянного моста свайно-ледовый хотели разобрать, но потом решили оставить. Дело в том, что новый мост часто подвергался артиллерийским обстрелам, и движение поездов приходилось останавливать. Поэтому временную постройку оставили в качестве дублера, тем более что ее конструкция была относительно простой и восстанавливалась в кратчайшие сроки.

Кроме того, 19 марта 1943 года Военным советом Ленинградского фронта было принято постановление на трассе Шлиссельбург - Поляны построить обходной путь протяженностью 18, 5 километров. Этот путь проходил в 2-3 километрах от основной дороги. Он находился не только дальше линии фронта, но был еще и лучше прикрыт, благодаря особенностям местности и кустарнику. Движение по нему началось 25 апреля 1943 года, к концу мая в Ленинград приходило до 35 составов в сутки. Город, наконец, ожил, а на Ленинградском фронте быстро забыли, что такое «снарядный паек», который бойцы получали с самого начала блокады.

Несмотря на героизм и отвагу железнодорожников, потери были очень велики. Из паровозной колонны в 600 человек, погиб каждый третий, при этом невозможно подсчитать, сколько еще погибло при строительстве, обороне и восстановлению железной Дороги жизни. Все они бесстрашно выполняли свой долг, обеспечивая непрерывность движения поездов по трассе Шлиссельбург - Поляны.