Потерянные сокровища — ожерелье Патиала. Тайна запечатанной двери индийского храма Падманабхасвами

Удивительная находка индийских археологов


В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы.

Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности.

В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729— 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам — столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами.

Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам — главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром.





Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.



Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами — формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне.



Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше — царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви.

Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма — через одни видны стопы, через другие — тело, а через третьи — грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну.



Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура — лишь видимая часть богатства Падманабхасвами. Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие.

Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма.

Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет» , — сообщил офицер полиции.

В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.



В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.



По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели!

По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад. Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.

После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы — вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался.



Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ — верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома.

В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства.

Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии — от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон.



Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся.

Тайна запечатанной двери храма Падманабхасвами

Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать.


Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.

Эта дверь не имеет замков, болтов, защелок или каких-либо других фиксаторов. Считается, что она герметично закрыта посредством звуковых волн.

Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.



Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями.

В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую.

Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя — это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам — должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства.

А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это — уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет.

«А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей.

А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться — судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность.

Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности.

Верховный суд Индии пытается сейчас решить судьбу огромного богатства, хранящегося в подвалах вишнуистского храма в городе Тируванантапурам. Речь идет о сокровищах, чья стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиарда долларов. С одной стороны, на них претендуют потомки раджей, веками копивших золото и драгоценные камни. С другой — верующие индуисты и профсоюз служителей храма. Между тем цена вопроса может подскочить значительно выше, поскольку еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов.

«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Так описал сокровища храма Падманабхасвами один из членов спецкомиссии, назначенной Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы — каллары, в которой раджи Траванкора, древнего княжества на территории нынешнего штата Керала, веками складировали свои богатства. В присутствии потомка раджей одно из хранилищ вскрыли, чтобы убедиться: древние легенды о бесчисленных богатствах княжеской семьи не лгут.

Сейчас Падманабхасвами находится под круглосуточной охраной 200 полицейских. Все подходы к храму просматриваются камерами наружного наблюдения, на входе установлены рамки металлоискателя, а на ключевых позициях размещены пулеметчики. Эти меры не выглядят избыточными: хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, речь, по самым скромным подсчетам, идет о ценностях, слегка превышающих бюджет Хорватии. Среди наиболее примечательных экспонатов из чистого золота — полноразмерный трон, усыпанный сотнями бриллиантов и другими драгоценными камнями, 800 килограммов монет, цепь длиной в пять с половиной метров и золотой сноп весом более полутонны.



При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать.

Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма.

С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы.

Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора.



PS: К началу 20 века 80% всего золота мира было состредоточено в Азии, в том числе Индии и Китае. Именно ФРС США постаралась, чтобы это золото не вошло в мировой оборот...


Махараджа Бхупиндер Сингх в ожерелье Патиала, созданном Cartier

Вскоре после образования Де Бирс (De Beers Consolidated Mines Limited) в марте 1888 г, в одной из копей был найден невероятной величины желтый алмаз весом в 428,50 старых карат (использовалась до 1913 г). Размеры его были 47,6 мм х 38,1мм. Камень назвали в честь компании - Де Бирс, и он стал самым крупным алмазом найденным в копях компании в Кимберли в то время.
Сейчас Де Бирс считается 7 по величине бриллиантом в мире (234,65 карат). Место огранки камня неизвестно, но судя по всему это было сделано в Амстердаме, который считался основным центром огранки бриллиантов.

Алмаз был выставлен в Париже, где его и приобрел махараджа Патиала. В 1928 г. компания Картье использовала камень в качестве основного при изготовлении церемониального украшения, которое стало всемирно известным как Ожерелье Патиала.

Но как оно и бывает в периоды исторических катаклизмов, с окончанием эпохи махараджей исчезло и ожерелье. С тем, чтобы его останки были найдены в 1998 г. в ювелирной комиссионке в Лондоне. Все крупные камни исчезли: семь камней размерами от 17 до 13 карат составлявших подвеску и собственно желтый бриллиант Де Бирс.

Тем не менее Картье выкупили остатки ожерелья и спустя 4 года воссоздали былое величие украшения. Вместо утраченных крупных бриллиантов использовались цирконы (cubic zirconium) и синтетические рубины вместо бирманского великолепия, мелкие бриллианты заменили бриллиантами. Проблема возникла при воссоздании центрального камня - желтого бриллианта Де Бирс. Известно, что использовался синтетический материал, однако прессе точнуую информацию не открыли. Предполагается, что это был желтый кубический цирконий.

Оригинальное ожерелье состояло из 2930 бриллиантов весом 962,25 карат.

В настоящее время колье выставляется на Биеннале антиквариата в Париже.
Что касается алмаза Де Бирс, то он "всплыл" в 1982 г на аукционе Сотбис и был продан за 3,16 млн. долл., дешевле чем планировалось (резерв был 4,5 млн. долл

Махараджа — одно только это слово сразу вызывает в воображении волшебные дворцы, полные слуг и возлюбленных, украшенных драгоценностями слонов и сокровищницы, ломящиеся от алмазов и изумрудов. Индийские князья издревле владели баснословными ценностями; завоевание Индии Великими Моголами в XVI-XVII веках не разрушило ее богатств в отличие от завоевания Индии британцами в XVIII веке. Ислам Великих Моголов не был фанатичным, они не преследовали индуизм и насаждали в Индии изысканную, рафинированную персидскую культуру. Кроме того, они любили выставлять свое богатство напоказ, и с этого момента сокровища Индии стали для Европы великим соблазном.

Индийский и европейский вкус к драгоценным камням и ювелирным техникам встретились в XVI веке, когда португальские купцы, обосновавшиеся в Гоа, впервые увидели огромные, покрытые гравированными узорами изумруды, а местные владыки близко познакомились с европейским оружием.

Расцвет взаимных влияний случился в XVII веке. Именно тогда европейские мастера начали гранить драгоценные камни для махараджей, потому что индийская традиция предпочитала лишь подчеркнуть естественные свойства камня. Покрыв, например, огромный изумруд тонкой резьбой со всех сторон, мастера стремились не столько скрыть дефекты камня, сколько подчеркнуть его природные качества.

Портрет Махараджи Майсура.

Музей Виктории и Альберта, Лондон

И с того же момента европейские художники (и их местные последователи) начали писать парадные портреты махараджей, украшенных жемчужными нитями, серьгами и плюмажами, с ожерельями, браслетами, кольцами и кинжалами, усыпанными рубинами, изумрудами и алмазами .

Шкатулка из желтого жадеита, украшенная рубинами, бриллиантами, изумрудами, 1700-1800 г.од

С начала XVII века при могольском дворе появляются европейские ювелиры и золотых дел мастера. Шах-Джа-хан, по некоторым сведениям, пригласил некоего Остена Бордоского изготовить из драгоценных камней двух павлинов для своего трона и заказал в Италии пять панно из самоцветов для балкона своего дворца в Дели. Европейские ювелиры научили индийских технике многоцветных эмалей — и сами научились многому, например, способу сплошной ленточной или рельсовой закрепки камней, утопленных по всей золотой поверхности, покрытой тонким гравированным узором из вьющихся листьев и побегов.

Махараджи из рода Великих Моголов сильно подрастеряли свой блеск в колониальную эпоху. Тем не менее еще в начале ХХ века они поражали парижских, лондонских и нью-йоркских ювелиров, появляясь в их мастерских с целыми чемоданами драгоценных камней, которые в конце концов перекочевывали к другим владельцам.

Жак Картье с индийскими торговцами драгоценными камнями, 1911 (фото из архива Cartier). С момента своего первого визита в Индию, в 1911 году, Жак Картье (1884-1942) познакомился с экстравагантными вкусами махараджей. Сказочно богатые и жадные до драгоценных камней, индийские князья не останавливались ни перед чем, чтобы удовлетворить свой вечный аппетит к драгоценностям.

Эскиз церемониального ожерелья для махараджи Наванагара, 1931 год (фото из архивов Cartier Лондон). Жак Картье представил Махарадже свой ослепительной эскиз. К сожалению, Махараджа Наванагара недолго носил этот звездный каскад из цветных бриллиантов. Он умер в 1933 году, через два года после того, как ожерелье было доставлено ему.

Наверное, самое знаменитое из всех сокровищ махараджей — это "ожерелье Патиалы", парадное ожерелье махараджи Бхупиндара Сингха: оно было изготовлено парижским домом Cartier для махараджи Патиалы в 1928 году. Весило оно почти 1000 карат и включало в себя знаменитый бриллиант De Beers весом в 234.69 карат.

Патиала — самый крупный сикхский штат в Индии, его правители сохранили свои сокровища и при британском правлении. Его правитель махараджа Бхупиндар Сингх (1891-1938) был истинным восточным владыкой. Он заказывал свои ружья у Westley Richards в Бирмингеме, Dupont из Парижа поставлял для него уникальные драгоценные зажигалки, а Rolls-Royce изготовлял автомобили на заказ. Махараджа был сказочно богат и он обеспечил работой не только ювелиров Cartier, но и мастеров дома Boucheron.

История ожерелья началась в 1888 году, когда в Южной Африке был добыт алмаз весом в 428,5 карат - седьмой по величине камень в мире.

После огранки он был выставлен на Всемирной выставке 1889 года в Париже, где был куплен махараджей Патиалы и принцем индийской провинции Пенджаб Радженджрой Сингхом (Rajendra Singh).

В 1925 году сын махараджи Бхупиндар (Bhupindar) привез бриллиант в Париж и обратился в ювелирный дом Cartier с просьбой создать на его основе экстравагантное ожерелье.

Три года мастера Картье трудились над этим ожерельем, в центре которого блистал алмаз «Де Бирс». Законченное украшение являло собой каскад из 2930 бриллиантов общим весом 962, 25 карат и двух рубинов в оправе из платины. Будучи завершенным, ожерелье махараджи Патиалы не имело себе равных в мире. Картье столь гордился своей работой, что попросил разрешения выставить ожерелье до того, как его отправят в Индию. Махараджа согласился. Позднее он часто фотографировался с этим ожерельем. Последний раз в нетронутом виде ожерелье видели на его сыне, махарадже Ядавиндра Сингхе в 1941 году.

В конце 40-х - начале 50-х гг. для махараджей Индии наступили нелёгкие времена. Многим семьям пришлось расстаться с частью своих драгоценностей. Не избежало этой участи и знаменитое ожерелье махараджи Патиалы: наиболее крупные камни, включая алмаз «Де Бирс» и рубины, были сняты и проданы. Последними продали платиновые цепи.
И вот по прошествии многих лет эти цепи появились в Лондоне в 1998 году. Картье случайно наткнулся на них, узнал, купил и решил восстановить ожерелье, хотя и считал, что найти достойную замену алмазу «Де Бирс» и рубинам будет практически невозможно.

Работа это была невероятно трудной, тем более, что единственным свидетельством существования ожерелья была черно-белая фотография, сделанная в первой половине XX века.

За прошедшие годы ожерелье сильно пострадало. По сути, от оригинала мало что осталось: большинство камней, в том числе гигантский бриллиант и рубины, исчезли. Потребовалось почти два года, чтобы заново восстановить ожерелье. В 2002 году восстановленное ожерелье было выставлено в Париже. Новое ожерелье выглядит точно так же, как оригинал, по крайней мере, для неопытного глаза. Синтетические камни почти безошибочно передают великолепие оригинала, но в Картье не теряют надежды когда-нибудь заменить их на подлинные.

Одна из значительных коллекций драгоценностей XIX века была у махараджей Бароды — в ней хранилась "Звезда Юга", бразильский бриллиант весом 129 карат, и "Инглиш Дрезден", ограненный в виде капли бриллиант весом 78,53 карата. Но самой большой драгоценностью сокровищницы Бароды было огромное, в семь рядов, ожерелье из натурального жемчуга.

В XX веке эту коллекцию наследовал махараджа Пратапсингх Гаэквар, который царствовал в 1939-1947 годах, потом они достались его молодой жене по имени Сита Дэви. Молодая жена жила в основном в Европе и заказывала прославленным западным ювелирам модные украшения с наследственными драгоценными камнями.

Принц Гаэквар Барода

Из числа таких изделий — ожерелье с изумрудами и бриллиантами и серьги Van Cleef & Arpels, которые были проданы на Christie"s в Женеве 15 мая 2002 года.

По-видимому, Сита Дэви же распорядилась переделать и мужское ожерелье в семь нитей, слишком громоздкое для женской шеи. В 2007 году на аукционе Christie"s то, что осталось от ожерелья Бароды,— две нити огромных жемчужин с застежкой Cartier с бриллиантом огранки "подушка", брошь, кольцо и серьги — было продано за $7,1 млн.

В сокровищнице Бароды было и еще кое-что. В 2009 году на аукционе Sotheby"s в Дохе был продан (за $5,5 млн) жемчужный ковер, 150 лет назад сотканный по заказу богатейшего махараджи Гаэквара Кханди Пао в качестве дара пророку Магомету. Ковер расшит двумя миллионами жемчужин и украшен тысячами самоцветов — алмазами, сапфирами, изумрудами и рубинами. Общий вес камней составляет поразительные 30 тысяч карат.

Махараджа Дилип Сингх из Лахора. 1852 год. Портрет Джорджа Бичи. Изображен в пятнадцать лет. Среди многих других драгоценных камней, он носит бриллиантовый эгрет с тремя перьями из бриллиантов и изумрудом, расположенным в центре.

Эгрет из бриллиантов, сапфиров,рубинов, жемчуга и золота

Крупнейшие в мире гравированные изумруды происходят, по-видимому, из коллекции махараджи Дарбханги Бахадура Сингха. В октябре 2009 года на аукционе Christie"s почти за $800 тыс. был продан изумруд "Тадж-Махал", названный так потому, что мотивы его гравировки — лотос, хризантема и маки — совпадают с узорами в Тадж-Махале. Шестиугольный изумруд весит около 141 карата и датируется примерно серединой XVII века. В собрании махараджей Дарбханга был и еще один камень — "Изумруд Моголов", он датируется 1695-1696 годами. На одной из его сторон выгравированы каллиграфией пять линий шиитской молитвы, другую сторону украшает цветочный узор. Он был продан на аукционе Christie"s в 2001 году за $2,3 млн частному лицу.

Этот захватывающий дух алмаз цвета виски весом 61.50 карат под названием"Глаз тигра" был установлен Картье в эгрет на чалму для махараджи Наванагара в 1934 году.

Невероятный красоты меч был подарен королю Эдуарду VII махараджей Джайпура, Савай сэра Мадхо Сингх Бахадур в честь коронации в 1902 году. Изготовлен он из стали и золота, покрыт синей, зеленой и красной эмалью и инкрустирован более чем 700 белыми и желтыми бриллиантами весом в 2000 карат, составляющими узор из цветов и листьев лотоса. Photo: PA

Чалма Махараджи Сингх Бхупендра Патиала. 1911 отделана эгретом от Картье в сочетании с другими украшениями для чалмы. В то время, как передняя часть эгрета украшена бриллиантами, рубинами и изумрудами, боковые части составляют мастерски исполненный замысловатый узор из лиственных мотивов, выполненных из красной, зеленой и синей эмали. Махараджа также носит ожерелье из четырнадцати нитей натурального жемчуга.

Махараджа Савай Джай Сингх Бахадура из Алвара, родился в 1882 году. Кроме традиционных индийских украшений, он носит звезду - высший индийский знак отличия, дарованный ему королем, что считалось в то время частью королевских регалий.

Махараджа Сарайджи-Роа, Гаеквар, Барода. 1902 год украшен семью рядами своего знаменитого бриллиантового колье и другими украшениями с бриллиантами. В конце 19 и начале 20 веков, практически каждый индийский махараджа имел официальное фото, на котором он были представлены наиболее важные драгоценности как символ власти и положения.

Межкультурный обмен, Живописная миниатюра из Национальной галереи современного искусства, Нью-Дели, Индия. 1902. Неизвестный индийский художник изобразил короля Эдварда VII и королеву Александру как короля-императора и королеву-императрицу Индии.

Эгрет для чалмы из платины с бриллиантами и изумрудами. Частная коллекция. 1930 год

Драгоценности для парадной униформы махараджи, конец 19 века .

Парадный тюрбан от Картье для махараджи Капуртхала

Махараджа Колхапура

Махараджа Дарбханга

Махараджа Алвара (1882-1937).

Знаменитый сапфир "Звезда Азии" весит 330 карат

Изумрудное и бриллиантовое колье, содержащее 17 прямоугольных изумрудов, 277 карат. Изумруд в подвеске весил 70 карат и был известен тем, что происходил из коллекции бывшего султана Турции.

Жак Картье изготовил колье в стиле ар-деко для махараджи Наванагара.

Махарана Удайпура

Махараджа Бхупиндра Сингх из Патиалы

Махараджа Джамму и Кашмира

Изумрудное ожерелье с кулоном, которое принадлежало Махарани Прем Кумари, жене махараджи Капуртхала, 1910 год

Россыпь цветов из драгоценных камней - эгрет на чалму из рубинов, изумрудов и бериллов на одной сторону, и с теми же камнями? но с добавлением бриллиантов на другой стороне. Стебель и боковые ветки драгоценности покрыты прозрачной зеленой эмалью. Эгрет когда-то принадлежал махарадже Джайпура.

Ныне большинство старинных драгоценностей индийских махараджей многократно переделаны и сменили нескольких владельцев. Но и по сей день провенанс "принадлежало махарадже" значительно повышает цену камней и ожерелий на всех значимых аукционах мира.

Махараджа Бхупиндер Сингх в ожерелье Патиала, созданном Cartier

Вскоре после образования Де Бирс (De Beers Consolidated Mines Limited) в марте 1888 г, в одной из копей был найден невероятной величины желтый алмаз весом в 428,50 старых карат (использовалась до 1913 г). Размеры его были 47,6 мм х 38,1мм. Камень назвали в честь компании - Де Бирс, и он стал самым крупным алмазом найденным в копях компании в Кимберли в то время.
Сейчас Де Бирс считается 7 по величине бриллиантом в мире (234,65 карат). Место огранки камня неизвестно, но судя по всему это было сделано в Амстердаме, который считался основным центром огранки бриллиантов.

Алмаз был выставлен в Париже, где его и приобрел махараджа Патиала. В 1928 г. компания Картье использовала камень в качестве основного при изготовлении церемониального украшения, которое стало всемирно известным как Ожерелье Патиала.

Но как оно и бывает в периоды исторических катаклизмов, с окончанием эпохи махараджей исчезло и ожерелье. С тем, чтобы его останки были найдены в 1998 г. в ювелирной комиссионке в Лондоне. Все крупные камни исчезли: семь камней размерами от 17 до 13 карат составлявших подвеску и собственно желтый бриллиант Де Бирс.

Тем не менее Картье выкупили остатки ожерелья и спустя 4 года воссоздали былое величие украшения. Вместо утраченных крупных бриллиантов использовались цирконы (cubic zirconium) и синтетические рубины вместо бирманского великолепия, мелкие бриллианты заменили бриллиантами. Проблема возникла при воссоздании центрального камня - желтого бриллианта Де Бирс. Известно, что использовался синтетический материал, однако прессе точнуую информацию не открыли. Предполагается, что это был желтый кубический цирконий.

Оригинальное ожерелье состояло из 2930 бриллиантов весом 962,25 карат.

В настоящее время колье выставляется на Биеннале антиквариата в Париже.
Что касается алмаза Де Бирс, то он "всплыл" в 1982 г на аукционе Сотбис и был продан за 3,16 млн. долл., дешевле чем планировалось (резерв был 4,5 млн. долл

О многомиллиардном “кладе” знали давно

Не счесть алмазов в каменных пещерах… Столица индийского штата Керала с практически невыговариваемым названием Тируванантапурам теперь известна на весь мир. В воскресенье в подземных катакомбах местного храма Шри Падманабхасвами были обнаружены баснословные сокровища. “МК” связался с представителем местной администрации в надежде выяснить подробности удивительной находки.

Храм таил огромные сокровища.

— Кто и как нашел эти громадные сокровища?

— Это была целенаправленная акция, так как власти уже давным-давно опасались за сохранность артефактов и драгоценностей в этом храме, — рассказал “МК” по телефону представитель местной администрации Т. А. Шайн. — Высший суд выбрал семь квалифицированных специалистов. И эти люди открыли потайные помещения, где и были найдены сокровища. Однако никто не разглашал подробной информации о том, сколько там ценностей и какова их общая стоимость. Данные о стоимости драгоценностей, которые сообщаются в СМИ, неточные.

— Кому это богатство будет принадлежать?

— В ближайшие десять дней Высший суд штата Керала должен опубликовать отчет по этому решению, тогда станет ясно, кому достанутся сокровища. Кроме того, нужно провести опись и регистрацию всех артефактов.

— А что делается для обеспечения безопасности ценностей?

— Вокруг храма уже установлены круглосуточные посты охраны…

Действительно, находка в храме — не из тех, которые делаются случайно (Падманабхасвами — не единственное культовое сооружение, в котором хранятся несметные ценности. Например, в храме Тирумал в штате Андхра-Прадеш хранится 3 тонны золота.)

Было известно, что в стенах храмового комплекса в штате Керала спрятаны многочисленные сокровища — драгоценные подношения, скопившиеся за многие и многие годы. Одну из секретных комнат, например, не открывали почти 140 лет. Но власти пошли на это после того, как один из местных юристов обратился в суд, требуя обеспечить охрану ценностям.

В своей нынешней форме этот индуистский храм был построен одним из самых могущественных правителей Траванкора царем Мартханда Вармой в XVIII веке (хотя история его начинается аж с VIII столетия). В 1750 году махараджа посвятил свое царство Падманабхе (воплощению Вишну), главному божеству в царстве. Столетиями паломники приносили подаяния в обитель Вишну, одного из самых почитаемых богов в индуизме.

Теперь вокруг Шри Падманабхасвами постоянно дежурят многочисленные наряды полиции, оснащенные металлодетекторами, чтобы предотвратить возможные попытки прихватить хоть кусочек из найденного богатства. Святыню уже осаждают многочисленные паломники и просто зеваки. Местные власти решили от греха подальше отправить к святыне отряд коммандос.

Похоже, назначенные судом члены комиссии, которые должны были провести инвентаризацию, понятия не имели о количестве сокровищ, покоящихся в храме.

Несмотря на нежелание властей называть цифры, на сайте храма вполне подробно описано содержимое сокровищниц — золотые монеты времен Ост-Индской компании (их нашли аж 17 кг), мешки с всевозможными драгоценными камнями (от изумрудов до бриллиантов), 30-сантиметровая статуэтка Вишну из чистого золота, инкрустированная каменьями, а также золотая статуя Кришны, весящая под 5 кг. В сокровищницах покоились старинные короны, а также всякие золотые безделушки общим весом в тонну. Известно также, что среди находок — шестиметровое ожерелье из чистого золота весом 2,5 кило. Все это, по мнению администрации сайта, стоит приблизительно $22 млрд.

И тут встает сакраментальный вопрос: а что делать с вытащенными на белый свет миллиардными ценностями? Этот вопрос не на шутку взбудоражил индийское общество. Взять все и поделить? Так, чтобы на каждого индийца пришлось бы по $20? Нет, нет и нет. Дом одного общественного активиста, предложившего отдать сокровища на народные нужды, атаковали разозленные верующие. Многие набожные индуисты считают, что драгоценности принадлежат их богу. К тому же на сокровища могут найтись и земные претенденты. Дело в том, что сам храм, в отличие от многих других в штате Керала, не является собственностью государства, а до сих пор принадлежит королевской семье Траванкор. Хотя Индия давно республика, бывшие махараджи до сих пор имеют немалый вес.