Дядя ваня читать краткое содержание. Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (1986). Невозможно скрыть эмоции

Пьеса «Дядя Ваня» Чехова была написана в 1896 году. Первоначально произведение называлось «Леший», однако результат не устроил автора, и он внес значительные изменения в рассказ о русской интеллигенции. Так появилась знаменитая драма «Дядя Ваня», в которой Антон Павлович мастерски расставил акценты на нравственных и социальных проблемах российского общества.

Главные герои

Войницкий Иван Петрович (дядя Ваня) – умный, глубоко порядочный человек, способный на жертвы ради других, опекун Сони.

Серебряков Александр Владимирович – ученый, профессор в отставке, эгоистичный, капризный, брюзгливый мужчина.

Астров Михаил Львович – доктор, талантливый, мыслящий человек, переживающий за свою страну, народ.

Софья Александровна (Соня) – дочь Серебрякова от первого брака, умная, практичная, жертвенная девушка.

Елена Андреевна – молодая супруга Серебрякова, умная, красивая, но совершенно ленивая, праздная женщина.

Другие персонажи

Телегин Илья Ильич – разорившийся помещик, крестный Сони, глубоко несчастный в личной жизни человек.

Марина – старая нянюшка, добрая, ласковая, милосердная женщина.

Действие первое

В усадьбе Александра Васильевича Серебрякова за чашкой чая беседуют старая нянюшка Марина и врач, Михаил Львович Астров. Они припоминают, сколько времени уже знакомы друг с другом, и доктор сокрушается, что за эти « десять лет другим человеком стал »: постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке. Он жалуется своей внимательной слушательнице, что « от утра до ночи все на ногах », без единого выходного, окружающая его « жизнь скучна, глупа, грязна », и он утратил смысл своего существования.

Выходит Войницкий, и рассказывает, что с приездом профессора Серебрякова их привычный уклад изменился не лучшим образом. Теперь вся семья вынуждена подстраиваться под ученого, у которого совершенно нет никакого режима.

Войницкий продолжает обсуждать своего родственника, который переселился в именье первой жены только потому, что жить в городе ему не по карману. Профессор уже четверть века « пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве ». Он « вечно жалуется на свои несчастья » и многочисленные болезни, но при этом пользуется большим успехом у женщин.

Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная супруга Серебрякова, любила мужа больше жизни, а « его вторая жена, красавица, умница » – добровольно « отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск ».

К разговору о супружеской верности присоединяется Телегин, чья жена сбежала от него на следующий день после свадьбы. Он до сих пор любит ее, и помогает финансово ей и ее детям, которых она прижила от другого мужчины.

Астров остается на ночлег в имении, и в разговоре затрагивает свою любимую тему – сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня рассказывает, что « Михаил Львович каждый год сажает новые леса », и даже получил за это медаль и грамоту.

Елена Андреевна замечает, что девушка влюблена в интересного доктора. Войницкий признается Елене Андреевне в любви, и просит не отвергать его.

Действие второе

Серебряков утомляет свою молодую супругу жалобами на свой возраст и слабое здоровье. Он говорит о своей « старости таким тоном », точно все в этом виноваты.

Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь « в этом склепе », вынужденное общение со скучными людьми, удаленность от блестящей светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Лишь старой верной нянюшке удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, очень нуждается в жалости.

Наедине с Войницким Елена Андреевна сетует на то, что ей очень тяжело находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь, Иван Петрович принимается изливать молодой женщине признания в своих чувствах. Заметив, что ее собеседник пьян, Елена Андреевна покидает его.

Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что многое в его жизни было напрасным, бессмысленным.

Входят Астров и Телегин с гитарой. За рюмкой коньяка мужчины принимаются дискутировать на философские темы.

Соня укоряет дядю Ваню за то, что тот « опять напился с доктором ». Когда он уходит, девушка общается с Астровым, который делится с ней своими сокровенными мыслями. Он не удовлетворен, поскольку презирает « жизнь, уездную, русскую, обывательскую ». Доктор признается, что никогда не любил и не полюбит более.

Действие третье

Войницкий сообщает все домашним, что их хочет собрать профессор, чтобы сообщить какую-то важную новость. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно заняться полезным делом – было бы желание. « Скука и праздность заразительны », и нужно всеми силами бороться с ними.

Соня делится с мачехой своей неразделенной любовью: вот уже шесть лет она любит Астрова, но он не обращает на нее никакого внимания. Елена Андреевна предлагает поговорить с доктором « осторожно, намеками ».

В приватной беседе Михаил Львович делится, что не испытывает ровно никаких чувств к Соне. Елена Андреевна просит его уехать и появляться в усадьбе как можно реже, чтобы не тревожить своим видом влюбленную девушку.

Доктор признается в своей любви к Елене и умоляет ее о свидании. Невольным свидетелем этой сцены становится Войницкий.

Серебряков собирает родственников и сообщает, что намерен продать имение, вырученные « деньги обратить в процентные бумаги и на излишек, какой останется, купить дачу в Финляндии ». Дядя Ваня возмущен, ведь он уверен, что имение принадлежит Соне. Он сообщает, что только благодаря его усилиям удалось выплатить все долги за имение, на котором он каторжно работает во уже двадцать пять лет. Находясь во власти сильных чувств, он достает револьвер и пытается убить ненавистного ему профессора.

Действие четвертое

Обсуждая предстоящий отъезд четы Серебряковых в Харьков, нянюшка Марина и Телегин рады – наконец, жизнь в доме пойдет « как было, по-старому ».

Войницкий обескуражен своей меткостью – « стрелять два раза и ни разу не попасть!». Боясь, чтобы дядя Ваня не сделал ничего лишнего, рядом с ним постоянно находится Астров. Доктор настойчиво просит его вернуть то, что он взял у него – пузырек с морфием.

Войницкий мечтает переписать жизнь с чистого лица, но понимает – в его сорок семь лет сделать это уже невозможно. Соня призывает любимого дядю последовать ее примеру – просто жить и терпеть, пока жизнь « не окончится сама собою ». Ей удается уговорить его отдать доктору морфий.

Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина решительно настроена покинуть поместье. Прощаясь, Серебряков мирится с дядей Ваней. Они заверяют друг друга, что « все будет по-старому ».

Покидает поместье и Астров. Соня с дядей принимаются разбирать запущенные дела. Девушка рассуждает о том, как они будут усердно трудиться, безропотно принимая жизненные испытания, чтобы после смерти, наконец, увидеть « жизнь светлую, прекрасную, изящную ».

Заключение

Благодаря точному подбору характеров главных персонажей автору удалось отобразить духовную жизнь интеллигенции на фоне российской действительности конца XIX столетия.

После ознакомления с кратким пересказом «Дядя Ваня» рекомендуем прочесть пьесу Чехова в полной версии.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 100.

Антона Павловича Чехова.

Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот.

Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в мире и согласии — чего еще нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», — дважды произнесет Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.

Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряженной драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.

Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», — жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я […] стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен…»

Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери. Войницкий презирает ученые занятия Серебрякова: «Человек […] читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену. И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».

Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору — он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… я работал на него как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!»

Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «…мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг». Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков — «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти. «Неужели же, — спрашивает он свою жену, — я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака. Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? […] Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдем, батюшка, в постель… Пойдем, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…»

Но одна старая нянька не могла и не смогла, конечно, разрядить гнетущую, чреватую бедой атмосферу. Конфликтный узел так туго завязан, что происходит кульминационный взрыв. Серебряков собирает всех в гостиной, чтобы предложить для обсуждения придуманную им «меру»: малодоходное имение продать, вырученные деньги обратить в процентные бумаги, что позволило бы приобрести в Финляндии дачу.

Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору!

Возмущенный, взбешенный Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается.

Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в свое небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги. Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой. А Соня окончательно убеждается, что её, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет.

Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживем, как было, по-старому», — мечтает нянька. Без последствий остается и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, — обнадеживает профессор Войницкого. — Все будет по-старому». И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь». Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счет, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов…» Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры…

Казалось бы, сбылись ожидания старой няньки: все стало по-старому. Но пьеса так строится, что она постоянно — и в большом и в малом — обманывает ожидания и её героев, и читателей. Ждешь, к примеру, музыки от Елены Андреевны, выпускницы консерватории («Мне хочется играть… Давно уже я не играла. Буду играть и плакать…»), а играет на гитаре Вафля… Действующие лица расставлены так, ход сюжетных событий принимает такое направление, диалоги и реплики спаяны такими смысловыми, часто подтекстовыми перекличками, что с авансцены оттесняется на периферию традиционный вопрос «Кто виноват?», уступая её вопросу «Что виновато?». Это Войницкому кажется, что его жизнь погубил Серебряков. Он надеется начать «новую жизнь». Но Астров рассеивает этот «возвышающий обман»: «Наше положение, твое и мое, безнадежно. […] Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. На какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все».

В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни: «Мы, дядя Ваня, будем жить, […] будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; […] мы покорно умрем и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. […] Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнем! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнем! (Занавес медленно опускается.)».

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель В. А. Богданов

Сцены из деревенской жизни в четырех действиях

Действие первое
Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти. Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали профессор Серебряков и его вторая жена Елена Андреевна, вся жизнь в доме «выбилась из колеи». Дядя Ваня критикует профессора за эгоизм, за постоянные жалобы, за то, что тот двадцать пять лет пишет об искусстве, ничего в этом не понимая. Астров болеет за судьбу русского леса, который бессмысленно вырубают. Сам он находит время спасать крестьянские леса от порубки и насаждать молодые деревья. Это настоящий подвижник. Он очень симпатичен Соне, дочке профессора от первого брака, которая живет в усадьбе и вместе с дядей Ваней ведет хозяйство.

Войницкий высказывает свои чувства Елене Андреевне, та отмахивается от него.

Соня старается не сердиться на мачеху и рассказывает Елене Андреевне о своей любви к Астрову.

Действие третье
Соня называет мачеху колдуньей — та заразила всех своей праздностью: все обленились. Дядя Ваня ходит за ней, как тень; доктор бросил свои леса и медицину. Соня жалуется Елене Андреевне, что доктор не замечает ее чувств. Мачеха предлагает поговорить с доктором. Астров показывает Елене Андреевне свою карту, где регистрируется, как беднеет флора и фауна края. Истребление леса, вырождение народа его волнует и сердит.

Женщину же занимают совсем другие мысли, она пытается выведать у доктора о его чувствах к Соне. Доктор же называет Елену хищницей, ведь она не может не догадываться, что Астров ездит в дом вовсе не ради Сони. Он обнимает женщину, целует ее волосы, назначает ей свидание в лесничестве. Эту сцену видит дядя Ваня. Он смущен и испуган. Елена Андреевна хочет уехать.

Серебряков собирает всех и объявляет о своем решении продать имение, а деньги вложить в ценные бумаги, которые дадут им с женой средства жить в городе. О том, где и как будут жить Соня и Войницкий, он не подумал. А ведь имение принадлежит Соне! Оно перешло ей в наследство от покойной матери. Дядя Ваня объявляет Серебрякову, что тот погубил его жизнь — ему сорок семь лет, а он не жил! Не жил! Только работал на неблагодарного и самодовольного человека. Разгорается скандал. Дядя Ваня с нелепым возгласом «Бац!» стреляет в профессора из револьвера, но промахивается.

Действие четвертое
Астров и дядя Ваня беседуют о безнадежности своей жизни. Серебряков с женой собираются уезжать в Харьков. Все остается по-старому. Соня и Войницкий проверяют запущенные счета. Соня мечтает о лучшей жизни: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах... Мы отдохнем!»

Астров Михаил Львович из пьесы «Дядя Ваня» - врач. Из его внешности Чехов выделяет длинные усы, о которых Астров сам с недоумением и иронией говорит: «ишь, громадные усы выросли... Глупые усы». За последние десять лет он сильно постарел, объясняя это тем, что заработался, от утра до ночи на ногах. Астров утомился, чувства, по его словам, притупились, ничего он не хочет и считает себя чудаком. Жизнь кажется ему скучной, глупой, грязной.

Однако лень этого героя несколько напускная. Хотя он и не удовлетворен жизнью, вместе с тем, однако, деятелен и берет на себя функции, которые вовсе не обязан исполнять. Как выясняется, у него небольшое имение, десятин тридцать, в котором образцовый сад и питомник, какого нет «за тысячу верст кругом». Кроме того, он фактически заведует всеми делами в соседнем казенном лесничестве, лесничий которого стар и постоянно болеет. Астров каждый год сажает новые леса, за что даже награжден бронзовой медалью и дипломом. Михаил Львович в своем роде романтик. Он произносит возвышенный монолог о необходимости спасения лесов и своем вкладе в лучшее будущее, а также знаменитый монолог о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». По словам влюбленной в него Сони, он считает, что люди не творят, а только разрушают то, что дано им свыше. Хотя Астров говорит, что ничего не ждет для себя и не любит людей, тем не менее в нем есть жажда жизни. Его влечет красота. Он признается жене Серебрякова Елене Андреевне, что увлечен ею, и предлагает встречаться.

Войницкая Мария Васильевна — вдова тайного советника, мать первой жены профессора Серебрякова и Ивана Петровича. Она обожает Серебрякова и поклоняется ему, сына же упрекает в том, что он сильно изменился. Раньше, по ее словам, он был светлою личностью, с убеждениями, но не сумел реализовать их, потому что не делал дело. Она постоянно принимает сторону Серебрякова.

Войницкий Иван Петрович (дядя Ваня) главный герой пьесы Чехова «Дядя Ваня». Ему 47 лет. На вопрос Астрова, что нового, отвечает о себе, что стал хуже, так как обленился, ничего не делает и только ворчит. Его сестра, «прекрасное, кроткое создание», была первой женой Серебрякова. Войницкий сокрушается, что не видел настоящей жизни, потому что отуманивал свои глаза схоластикой, что глупо проворонил время. Он влюблен в жену Серебрякова Елену Андреевну, не скрывает своих чувств и готов любить ее даже без взаимности. Он постоянно спорит с Серебряковым, который когда-то был его кумиром и которого он теперь ненавидит, виня в крахе своей жизни. В ответ на предложение Серебрякова продать имение Войницкий взрывается и обвиняет того в том, что он погубил его жизнь. «Если бы я жил нормально, — говорит дядя Ваня, — то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский...» Скандал достигает апогея: дядя Ваня дважды стреляет в Серебрякова, но промахивается.

Еще одним подспудным мотивом бунта Войницкого становится то, что он случайно оказывается свидетелем любовного объяснения доктора Астрова с Еленой Андреевной. После всего происшедшего ему мучительно стыдно. Он мечтает о том, чтобы начать новую жизнь, и спрашивает Астрова, с чего начать, на что доктор с досадой отвечает, что их положение безнадежно. Дядя Ваня берет украдкой у Астрова морфий, чтобы покончить с собой, доктор пытается отобрать его. Иван Петрович отдает его только после вмешательства Сони. Из измученной души героя вырывается: «Но надо скорее работать, скорее делать что-нибудь, а то не могу... не могу...» Финальная сцена — дядя Ваня и Соня работают, и Соня утешает его тем, что они еще увидят «жизнь светлую, прекрасную, изящную».

Елена Андреевна — жена профессора Серебрякова. Родилась в Петербурге. Окончила консерваторию. Ее образ возникает в пьесе еще до ее появления на сцене — о ней мечтает Войницкий, о ней он разговаривает с Астровым, удивляясь, как она могла отдать Серебрякову «молодость, красоту, свободу, свой блеск». Елена Андреевна остро чувствует напряженную, неблагополучную атмосферу в доме, страдая от этого и бессильная внести мир. Мирясь с дочерью Серебрякова Соней, которая долго злилась на нее и не хотела разговаривать, она клянется, что вышла замуж за Серебрякова вовсе не по расчету, а потому что увлеклась им как ученым и известным человеком. Героиня сама понимает, что ее любовь была искусственной, но тогда ей казалось, что она настоящая. Она называет себя эпизодическим лицом и чувствует себя несчастной. После сцены с объясняющимся ей в любви Астровым, случайным свидетелем которой становится Войницкий, она просит мужа поскорее уехать. Перед отъездом Елена Андреевна признается Астрову, что немного увлеклась им и будет вспоминать о нем с удовольствием.

Марина (Марина Тимофеевна) — старая няня. Соотносима с типом старого слуги в других пьесах Чехова. Постоянно вспоминает былое. В атмосфере взаимного разлада и недовольства она одна как бы не замечает этого, связывая всех сердечным теплом и сочувствием. Она, по сути, главная хранительница очага, к ней обращаются в самые напряженные минуты другие персонажи, она способна утешить и умиротворить бескорыстным и самозабвенным вниманием или незло побранить, назвав повздоривших мужчин «гусаками».

Серебряков Александр Владимирович — отставной профессор. Сын простого дьячка, ставший известным в науке человеком. Этот герой пьесы «Дядя Ваня» даже в жаркий, погожий день в пальто, калошах, с зонтиком и в перчатках (мотив футляра, у Чехова всегда негативно окрашивающий образ). Как желчно характеризует его Войницкий, «человек ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве... И в то же время какое самомнение! Какие претензии!».

С его приездом все в доме, по словам Войницкого, выбилось из колеи. С утра до глубокой ночи Серебряков сидит в своем кабинете и пишет. По ночам его мучает подагра и тоска старости. Ему кажется, и не без основания, что он раздражает всех в доме. Серебряков не может жить в деревне и предлагает продать имение, чтобы вырученные деньги превратить в процентные бумаги и получать проценты, на которые можно будет не только жить, но и купить дачу в Финляндии. Это вызывает возмущение Войницкого, который вложил в имение много сил, чтобы оно было свободно от долгов и приносило доход. Своим предложением Серебряков дает дяде Ване повод высказать ему в лицо все, что тот о нем думает. Возникший скандал оканчивается тем, что Войницкий дважды стреляет в него, но промахивается. В финале пьесы герой примиряется с Войницким и перед отъездом в Харьков дает всем наставление: «...Надо, господа, дело делать! Надо дело делать!»

Софья Александровна (Соня) — дочь Серебрякова от первого брака. Она влюблена в доктора Астрова, почти не скрывает своих чувств и страдает из-за его равнодушия, а также потому, что считает себя некрасивою. Вместе с дядей Ваней занимается хозяйством, печется о сенокосе и прочих делах, ее тоже мучает неудовлетворенность жизнью. Она соглашается с предложением жены Серебрякова Елены Андреевны осторожно разузнать, как Астров относится к Соне и, если он не любит ее, сказать, чтобы он перестал к ним ездить. Соня утешает дядю Ваню и говорит, что тоже несчастна, но будет терпеть до конца жизни. И ему она тоже советует терпеть. Финальная сцена, где Соня и дядя Ваня работают после отъезда Серебрякова с женой и Астрова, завершается знаменитым лирическим монологом героини, утешающей дядю Ваню, монологом, полным светлой грусти и искреннего вдохновения.

Телегин Илья Ильич (Вафля) — обедневший помещик, приживальщик, живет в имении Серебрякова. Из его рассказа о себе известно, что жена бежала от него на следующий день после свадьбы по причине его непривлекательной наружности, но он тем не менее не нарушает своего долга, любит ее по-прежнему и отдал свое имущество на воспитание девочек, которых она прижила с другим человеком. «Счастья я лишился, но у меня осталась гордость», — говорит он. Вместе с тем он воспринимается как чудак, неустроенный и лишенный личного счастья, хотя и старающийся принимать жизнь как она есть и даже считающий ее блаженством.

Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара - старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», - предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», - отвечает тот.

Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в мире и согласии - чего еще нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», - дважды произнесет Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.

Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряженной драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.

Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», - жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я […] стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен…»

Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери. Войницкий презирает ученые занятия Серебрякова: «Человек […] читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену. И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».

Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору - он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… я работал на него как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!»

Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «…мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг». Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков - «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти. «Неужели же, - спрашивает он свою жену, - я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака. Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? […] Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдем, батюшка, в постель… Пойдем, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…»

Но одна старая нянька не могла и не смогла, конечно, разрядить гнетущую, чреватую бедой атмосферу.