Презентация на тему речь как средство коммуникации. Презентация на тему " речь и общение". Краткая характеристика видов речи

Тема урока : Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Маки.

Цели урока:

Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;

Раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

развивать художественную осведомленность, фантазию;

Задачи урока:

воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;

обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;

развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски,вода, соль.

Использование ИКТ : презентация к уроку.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы : - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ – презентации по теме урока);

Социальный (сочетание индивидуальной работы);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке:

Фронтальная.

Ход урока:

1. Организационный момент:

проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;

повторение правил техники безопасности;

оценка благоприятности психосферы учебного занятия.

2. Изучение нового материала:

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.

На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие и т. д.

Основные виды декоративно-прикладного искусства:

Батик

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с одним из разновидностей ДПИ - Батик. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем : «Батик, способ окрашивания тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе».

По словарю Ожегова. Батик - многоцветная ткань у народов Индонезии.

По толковому словарю Даля Батик (малайск.)

1. Техника художественной росписи тканей.

2. Многоцветная ткань, украшенная такой росписью.

нанесение рисунка на ткань с помощью узлов - одна из древнейших форм ручной отделки текстиля, широко распространенная у восточных народов; вид многоцветной ткани: каждый цвет наносят на ткань, освобождая ее для этого от слоя воска, - производство батика особенно развито у народов Индонезии.

Изделия из батика ручной работы по натуральному шелку - это эксклюзивные работы, это редкость. Они экстравагантны и в то же время практичны; их можно не только носить, но и просто наслаждаться их видом, получая эстетическое удовольствие (батик картина).

Современные техники росписи ткани очень разнообразны.

Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

Существует горячий и холодный батик.

Горячий батик - В качестве резерва в горячем батике используется воск.

Воск наносится с помощью специального инструмента. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение.

Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде.

Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик - в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, при этом роль резерва выполняет специальный материал. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами - стеклянными трубочками.

Холодный батик требует более аккуратной работы, так как он создаётся «в один слой». Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания живописных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли.

Техника узелкового батика

Он был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

3. Закрепление изученного материала:

Какие основные виды декоративно-прикладного искусства вы сегодня запомнили?

Что такое холодный и горячий батик?

Физкультминутка.

4. Практическая творческая работа:

Сегодня на уроке мы используем технику холодного батика на примере Красного мака с добавлением соли.

Выполнить предварительный эскиз (в тонких линиях) изображения на тему «Маки»;

сделать заливку цветом, соответственно цветовой гамме вашего цветка;

посыпать солью;

дать высохнуть.

Давайте окунемся в историю. Что символизирует «красный мак»

Египет. Для жителей этой страны цветок был символом молодости, женской красоты и очарования

Античность. Можно сказать, что в Древнем Риме и Элладе этот цветок почитали более всего, именно оттуда родом несколько легенд о его происхождении. Согласно одной легенде, Венера после смерти Адониса долго плакала, ничто не могло ее успокоить. И каждая ее слезинка превращалась в мак.

Восток В персидской культуре мак - символ счастья, вечной любви, радости. Буддисты были твердо убеждены в том, что мак появился после того, как засыпающий Будда коснулся ресницами земли.

В Китае цветок ассоциировали с успехом, красотой, отдыхом и отдаленностью от суеты

Новое время Существовало поверье, что не просто так красные маки растут на полях сражений. Они якобы символизируют кровь погибших солдат

Красный мак - символ памяти жертв Первой мировой войны, а впоследствии - жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов, начиная с1914 года.

Посмотрите на красоту этих цветов.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

контроля за правильностью выполнения приемов работы;

Оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;

контроль объема и качества выполненной работы.

5. Анализ и итоги урока:

В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.

Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

6. Рефлексия

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы. На доске изображена ваза. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Цвета:

  • красный - восторженное;
  • оранжевый - радостное, теплое;
  • желтый - светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий - неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый - тревожное, напряженное;
  • черный - упадок, уныние.

Краснодарский край, ст. Староминская

учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №9

Грудьева Наталия Алексеевна

Урок изобразительного искусства для 5 класса

Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства

Цель урока: создать изделие декоративно – прикладного искусства в современном стиле

Задачи:

    познакомить с современными видами декоративно – прикладного искусства;

    познакомить с новой технике работы «квиллинг»;

    воспитывать любовь к окружающему миру.

Техника исполнения: бумагокручение

Вид урока: Урок творчества

Оборудование

Для учителя: презентация

Для детей: лист А4 цветная бумага , ножницы, клей ПВА.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Основной этап

1. Рассказ учителя.

Декоративное искусство продолжает жить в современном мире, находит новые средства выразительности.
Современные художники смело экспериментируют с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.
Сегодня мы тоже будем современными художниками и познакомимся с новой техникой - квиллинг.
Изображения в квиллинге создаются из полосок бумаги, свёрнутых в разные фигуры и наклеенных на основу, например на... открытку. Полоски можно купить, но проще вырезать из двусторонней цветной бумаги. Накручивать можно на обычную деревянную зубочистку. Формируй из скатанного шарика всё, что тебе надо и клей на лист, составляй из полученных деталей объемные или плоские композиции. При помощи этой техники можно оформить практически все, что подскажет вам ваша фантазия: рамки для фотографий, поздравительные открытки, различные предметы интерьера. Да мало ли что можно сделать… Главное, что все изделия, созданные теплотой человеческих рук, получаются красивые, необычные и передают настроение автора.

2. Упражнение.

    Вначале освоим основные элементы техники квилинг.

    Нарежьте полоски разного цвета и попробуйте накрутить спираль.

    Выполнить плотную спираль, свободную и придайте ей форму капли, цветка, лепестка. Работа вместе с учителем.

Инструкция

    Возьмите полоску нужного цвета, длины и ширины.

    Плотно намотайте её на инструмент для квиллинга.

    Аккуратно снимите получившийся рулончик (ролл) и дайте ему немного развернуться.

    Подклейте внешний конец полоски.

    Придайте элементу нужную форму, сгибая, прижимая, защипывая и сдвигая бумагу пальцами с разных сторон.

3. Инструктаж ТБ при работе с ножницами.

4. Практическая часть

Изготовление собственных работ. Оформить открытку, рамку, сделать оригинальную работу (цветы, гусеница, бабочка)

5. Анализ и итоги урока.

С какой техникой познакомились?
- Что вам больше всего понравилось?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УРОК ИЗО

«Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства.

Мозаика»

Составитель:

учитель ИЗО.

Рузаевка, 2013

I. Дидактическое обоснование занятия.

Цели занятия:

1 Образовательные:

· обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;

· способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах;

· создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2 Развивающие:

· способствовать развитию творческой фантазии;

· способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

· способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

· способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 Воспитательные:

· создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

· способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).

Методическое оснащение занятия:

1. Материально-техническая база:

· кабинет информатики;

· компьютеры.

2. Дидактическое обеспечение:

· рисунки;

· репродукции;

· плакаты;

· образцы работ.

Методы обучения:

· проблемный;

· объяснительно-иллюстративный;

· репродуктивный;

· частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

· фронтальная;

· индивидуальная.

Словарная работа:

· мозаика, смальта.

Тип занятия:

· интегрированный;

· комбинированный.

II Ход занятия.

1. Организационный момент:

· приветствие;

· проверка готовности учащихся к уроку.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

2. Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения). (Слайд 2).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка » под редакцией).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

· Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). (Слайд 3).

· Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему. (Слайд 4).

· Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины?

· Попросить учащихся сделать вывод о месте расположения и размерах мозаичных картин.

(Станковые или монументальные). (Слайд 5, 6).

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

3. Изложение нового материала:

3.1 Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла. (Слайд 7).

3.2 История развития.

Мозаика появилась несколько тысячелетий назад. Древние мозаики создавались из разноцветной глины, камня и гальки . Греки и римляне использовали мозаику для оформления интерьера – пол (Слайд 8).

В эпоху расцвета христианства стены и потолки византийских храмов украшались мозаичными изображениями евангельских сцен. Для этого было создано разноцветное непрозрачное искусственное стекло – смальта. (Слайд 9).

В XVI веке в Италии, которая была богата месторождениями мрамора, возник новый вид мозаики – флорентийская. Итальянские мастера заметили, что мрамор в одном куске имеет множество оттенков. Для создания мозаичных картин можно было использовать не мелкие, а крупные кусочки. (Слайд 10).

В России смальтовую мозаику возродил Михаил Васильевич Ломоносов. Его мозаичная палитра включала 112 тонов и 1000 оттенков. (Слайд 11). Самая большая его мозаичная картина «Полтавская битва», созданная при помощи учеников, находится в Академии наук в Санкт-Петербурге. (Слайд 12).

4. Закрепление материала.

· Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики. (Слайд 13-18).

· Проверка (глина, галька, камень, мрамор, смальта)- слова на доске.

· Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

· Кто возродил смальтовую мозаику в России.

5. Практическая работа.

5.1. Вводный инструктаж.

· Сообщение названия практической работы «На морском дне». (Слайд 19).

1. Изображение рыб и рамки.

(Слайд 20).

3. Деление рисунка на части. (Складывание из разноцветных кусочков). (Слайд 22, 23).

5. Выбор палитры. (Слайд 24).

5.2. Закрепление материала.

· Самостоятельно рассказать последовательность выполнения мозаичной картины.

2.Изображение рыбы

3.Морское дно.

4.Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).

5.Выбор палитры.

· Проверка.

· Устранение ошибок.

· Просмотр и обсуждение работ учащихся других классов. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы . Показ слайдов. (Слайд

· Вопросы.

6. Самостоятельная работа учащихся.

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

· Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

· Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

· Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

· Рациональное использование учебного времени учащимися.

6.3. Физкультминутка.

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три – четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 – 6. повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).

7. Подведение итогов.

· Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

· Что узнали нового?

· Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?

· Просмотр работ.

· Выставление отметок в классный журнал.

· Сообщение о теме следующего урока.

«Мозаика. Натюрморт» с детальной прорисовкой. (Передача объёма более мелкими составляющими частичками и тщательным подбором цвета).