Курская подлодка. Шесть подводных лодок, погибших при невыясненных обстоятельствах. Столкновение с подводным объектом

Идея боевого применения подводного судна впервые была высказана Леонардо да Винчи. Впоследствии он уничтожил свой проект, так как опасался разрушительных последствий подводной войны. Идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли.

Хотя важнейшее тактическое свойство и преимущество подводной лодки - скрытность, до 1944 года все подлодки большую часть времени проводили в надводном положении и по сути были погружающимися лодками - надводными кораблями.

Сегодня мы вспомним крупнейшие катастрофы подводных лодок, ведь временами эти металлические монстры уходят под воду навсегда…

Субмарина ВМС США SS-109 (1927)

40 человек погибли, когда американская подлодка «SS-109» (USS S-4) затонула после того, как ее протаранил американский корабль береговой охраны у полуострова Кейп-Код.

Удивительный факт: субмарина вернулась в строй спустя год после этой аварии и активно прослужила вплоть до своего списания в 1936 году.

Советская подводная лодка С‑117 «Щука», 1952 год

«Щ-117» - советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ - «Щука». 10 июня 1949 года переименована в «С-117».

Щ-117, 1930-е годы:

К началу пятидесятых годов С-117 была уже далеко не новым кораблем, однако возложенные на нее задачи она выполняла успешно. В декабре 1952 года в Японском море «Щука» должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила.

Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны. Она как-будто исчезла.

На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров. Поиски С-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Подводная лодка ВМС США «Трешер», 1963

Американская субмарина затонула во время учений возле полуострова Кейп-Код у берегов штата Массачусетс, унеся жизни 129 членов экипажа.

Механическая поломка привела к тому, что лодка быстро затонула и взорвалась. Согласно выводам, сделанным исследовавшим гибель лодки экспертом Брюсом Рулом (Bruce Rule), окончательное разрушение корпуса «Трешера» произошло на глубине 732 м и заняло не более 0.1 секунды. Ее обломки были обнаружены на глубине более 2500 метров. Корпус лодки распался на шесть основных частей - носовая секция, гидролокационный купол, рубка, хвостовая секция, машинное отделение, командный отсек, лежащих в радиусе 300 метров.

Фотография вертикального руля «Трешера», лежащего на дне:

Гибель советской подлодки К‑129, 1968 год

Дизельная подводная лодка ВМФ СССР К-129, на борту которого находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, вышел на боевое дежурство в северной части Тихого океана в феврале 1968 года.

8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота, оснащенная ядерными боеголовками. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли.

Причина катастрофы неизвестна. Относительно этой аварии существует целый ряд теорий, включая столкновение с неким американским кораблем, однако Вашингтон последовательно это отрицал, и, согласно официальному отчету ВМС США, виной гибели советской субмарины был «трагический взрыв на борту». Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

Советская сторона организовала поиски пропавшей субмарины, которые не принесли результата. Впоследствии К-129 обнаружили американцы, которые и организовали ее подъем.

Подводная лодка к-129 на дне:

При подъеме подлодка разломилась надвое, но несколько ее отсеков удалось доставить на одну из баз ВМФ США. Во время их обследования были обнаружены тела шестерых советских подводников. Американцы отдали погибшим воинские почести и похоронили погибших подводников в море.

Американская USS Scorpion (SSN-589), 1968 год

Закладка корабля ВМС США состоялась 20 августа 1958 года. Лодка затонула 21 мая 1968 года в 740 км к юго-западу от Азорских островов на глубине в 3000 метров, за 5 дней до возвращения на базу в Норфолк. Погибло 99 человек.

Затонувшую лодку искали в течение 5 месяцев, в поисках было задействовано более 60 кораблей и судов, до 30 самолётов. Через неделю после начала поиска в 100 милях от Норфолка была обнаружена немецкая подводная лодка, потопленная в годы второй мировой войны. Поиски долгое время были тщетными.

Вскоре лодка была найдена на глубине 3047 метров и сфотографирована судном «Мизар». Причина гибели корабля до сих пор не установлена, наиболее вероятной версией считается взрыв торпеды. Но есть и другие версии…

США и Россия уже почти 40 лет по взаимной договоренности тщательно скрывают факт уничтожения американской атомной подводной лодки «Скорпион» боевой торпедой, выпущенной советской подводной лодкой, утверждает автор опубликованной в США новой книги-расследования «Scorpion Down» военный журналист Эд Оффли.

Оффли при этом утверждает, что уничтожение «Скорпиона» было «местью» советских подводников, считавших, что США были причастны к гибели советской подлодки К-129, ушедшей после взрыва на борту на дно со всем экипажем в составе 98 человек в Тихом океане в марте 1968 года.

Трагедии 1968 года были частью подводной «разведывательной войны», многие подробности которой до сих пор засекречены, полагает автор книги.

Фрагмент корпуса лодки. Видны деформации от чрезмерного давления:

Советская подводная лодка K-8, 1970

Советская атомная подводная лодка К-8 проекта 627А «Кит» вступила в состав Северного флота 31 августа 1960 года.

Находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка была направлена в район Северной Атлантики для участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание - к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина - 22 апреля 1970 года.

Последние часы жизни К-8 и части ее экипажа:

АПЛ К‑8 погибла 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости. Подводная лодка затонула на глубине 4680 метров в 490 км к северо-западу от Испании. Погибли 52 члена экипажа. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы.

Памятник экипажу К-8:

Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота.

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», 1989 год

Советская атомная подводная лодка 3-го поколения К-278 «Комсомолец» была единственной лодкой проекта 685 «Плавник». Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок - 1027 метров (4 августа 1985). Лодка имела шесть носовых 533-мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжания. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Погибли 42 человека, многие от переохлаждения.

Российская подлодка «Курск, 2000 год

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен на «Севмаше» в 1990 году принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года.

Российская подводная лодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года на глубине 108 метров во время военно-морских учений в Баренцевом море, в акватории между Норвегией и Россией, после того как на борту произошло два взрыва, вызванных утечкой топлива торпедного двигателя.

Большинство из 118 человек на ее борту моментально погибло. 23 человека сумели выбраться в задний отсек, однако умерли от удушья на следующие сутки.
По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Все этапы операции по подъему «Курска» проводились в течение года. В ней были задействованы около 120 компаний из 20 государств. Стоимость работ оценивалась в 65 - 130 млн долларов США. В результате операции подъёма лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Три тела найти так и не удалось. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора

Китайская подлодка «Мин 361», 2003

Подводная лодка была спущена на воду в 1995 году. Приписана к Восточному флоту ВМС КНР

16 апреля 2003 года во время учений произошла поломка дизельного двигателя подлодки «Мин 361», когда она находилась в заливе Бохайвань в Желтом море у северо-восточного побережья КНР. Поломка привела к резкому снижению кислорода на борту и удушению всех 70 членов экипажа.

Это был первый случай, когда Китай обнародовал случай гибели своей дизель-электрической подводной субмарины. Согласно агентству «Синьхуа» от 2 мая 2003 года, лодка была обнаружена китайскими рыбаками 25 апреля 2003 года, когда они зацепили сетями её перископ. Позже субмарина была поднята на поверхность и отбуксирована.

Аргентинская подлодка «Сан-Хуан», 2017

Подводная лодка ВМС Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь 15 ноября на переходе из военно-морской базы Ушуайя в Мар-дель-Плата. В момент последнего сеанса связи с субмарины сообщили об аварии. На борту находились 44 человека.

Через 15 дней после исчезновения субмарины ВМС Аргентины сообщили, что операция по спасению 44 членов экипажа подлодки «Сан-Хуан» прекращается, но будет продолжен поиск самой субмарины.

Капитан пропавшей подводной лодки ВМС Аргентины «Сан-Хуан» пообещала своей матери, что это будет его последний поход. так и получилось.

Что касается атомных подводных лодок, всего с 1955 по 2017 год затонуло 8 атомных субмарин: 4 советских, 2 российских, 2 американских. Все они погибли в результате различных аварий: три - из-за технических неисправностей, две - в результате пожаров, две - из-за проблем с вооружением, причина гибели одной лодки достоверно неизвестна.

Атомный крейсер К-141 — подводная лодка«Курск» являлась ракетоносцем. Субмарина сконструирована в рамках проекта 949А «Антей», реализация которого привела к появлению средств противодействия группировкам ВМС иностранных государств. По классификации НАТО такие подводные лодки относятся к классу субмарин Oscar-2.

Строительство началось в 1990 году в Северодвинске под руководством конструкторов П. П. Пустынцева и И.Л. Баранова. В эксплуатацию был введен в конце 1994 года, после чего до 2000 года находился в составе Северного флота в Видяево (40 км от Мурманска)

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Длина, м 154
Ширина, м 18
Осадка, м 9.3
Высота, м 18.2
Скорость над водой, морских узлов 15
Скорость под водой, морских узлов 33
Водоизмещение, тонн 14720/23690
Глубина погружения (макс), м 500
Экипаж, чел 130
Отсек, шт. 10
Тип энергетической установки Атомная ОК-650
Тепловая мощность энергетической установки, МВт 2 Х 190
Мощность на валу, л.с. 50 000
Мощность паровой турбины, л.с. 2 Х 90 000
Стоимость на момент производства, руб. 228 000

Кроме все прочего, подлодка была способна ложиться на грунт. Длительность автономного пребывания под водой составляла до 4 месяцев, с запасом плавучести в 30 %.

Про подводную лодку «Курск» говорили, что она была в состоянии контролировать целые районы океанов и сухопутных территорий.

Кроме того, 3 крейсера и ударный авианосец против одной «К-141» являлось нормальным соотношением сил для ведения боя. По подавляющему большинству показателей эта подводная лодка превосходила в несколько раз передовые образцы иностранных ВМС.

Описание конструкции


В носовом (торпедном) отсеке имелись 6 аппаратов для пуска торпед, в которые с помощью устройства быстрого заряжания подавали торпеды с верней палубы. Весь цикл перезарядки при этом составлял 5 минут. Огнеопасные АКБ отделены специальным настилом и находятся на нижней палубе. В этом отсеке согласно штатного расписания несет службу 5 моряков.

Во втором отсеке находятся 4 палубы, где самой важной являлась верхняя. Именно там находился командный пункт, где находился ЦПУ и другие пульты, системы поддержания микроклимата, перископы, посты вахтенных офицеров и навигационные системы.

В верхнем отсеке подлодки есть спасательная всплывающая камера.

С помощью ручного привода в нее можно подать кислород, необходимый для дыхания личного состава, и всплыть на поверхность в случае затопления.

Для выживания моряков в ней предусмотрен НЗ — неприкосновенный запас продуктов, АКБ, средств радиосвязи. Большинство из находящихся здесь — офицеры. Всего около 30 человек.

В радиоэлектронном отсеке находилась аппаратура для связи и радиоразведки. Она была представлена радиолокационными и многопрофильными антеннами для космической связи и приема целеуказаний от космических спутников и самолетного пункта наблюдения.

В жилом отсеке, кроме спальных кубриков, находились:

  • кают — компания;
  • душевые;
  • спортзал;
  • сауна;
  • комната эмоциональной разгрузки (оранжерея, аквариум);
  • система пожаротушения.

В моторном отсеке находились дизельный генератор для выработки электричества и сопутствующие механизмы, а также ГСМ. Дезактивация моряков, которые работали в отсеке с реактором проводилась в отсеке 5-бис.

Ядерные установки находились в 6 отсеке, объем которого равен 641.3 куб. м.

На боевом дежурстве в 6 отсеке находились 5 человек.

Объем турбинного отсека составлял 1116 куб. м., где находились распределительный щит, пульт аварийного управления, электрическая станция и агрегаты, которые обеспечивали движение подводной лодки. Все находившиеся здесь моряки перешли в другой отсек.

Это были капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, старший мичман Владимир Козадеров, мичман Фанис Ишмуратов, главный старшина Ришат Зубайдулин, старшина 2 статьи Роман Аникеев, старшина 2 статьи Владимир Соловьев, матросы Илья Налетов, Роман Кубиков и Алексей Некрасов.

Назначение восьмого отсека объемом 1072 куб. м. схоже с предыдущим отсеком.

Тут были расположены:

  • турбины;
  • генератор для обеспечения электрической энергией;
  • установки для опреснения воды;
  • электростанция.

Крайний девятый отсек - это, по сути, убежище, где состав дежурной смены был всего 3 человека. Кроме того, тут находилось 120 противогазов и самоспасательных комплектов, 6 плавательных платов.

Также были размещены:

  • запас продовольствия на 6 дней;
  • насосы;
  • станция управления электродвигателем;
  • токарный станок;
  • гидравлика рулевой системы;
  • душевая кабина;
  • аварийный люк с тубусом для одиночного свободного всплытия;
  • боевой пост резервного управления рулями.

атмосфер такое давление выдерживали переборки между отсеками

Каждый отсек был отделен переборками, которые выдерживали давление до 10 атмосфер. При необходимости люки между отсеками герметизируются.

Высокая живучесть подлодки была достигнута дублированием основных механизмов и элементов (2 турбины, 2 винта, 2 реактора)

На случай аварии было предусмотрено применение всплывающего аварийного информационного устройства, которое в течение 5 дней передает сигнал SOS и отстреливается самостоятельно.

Вооружение

АПЛ «Курск» имела грозное вооружение, основой которого были 24 крылатые сверхзвуковые ракеты комплекса П-700 «Гранит», которые были расположены по обеим сторонам рубки в пусковых контейнерах.


Боевые возможности и характеристики комплекса П-700

Количество ракет, шт. 24
Наименование ракеты ЗМ-45
Наклон контейнера, град. 40
Тип двигателя и наименование Маршевый турбореактивный КР-93 с кольцевым твердо-топливным ракетным ускорителем
Вес боевой части, кг 750
Мощность взрыва ядерной боевой части, Кт 500
Дальность, км 550
Скорость, м/с 2.5
Масса ракеты, кг 7000
Длина ракеты, м 19.5
Диаметр корпуса, м 0.88
Размах крыла, м 2.6

Стоит отметить, что особенностями комплекса являются:

  • Возможность одновременного залпа ракет с последовательным распределением целей;
  • Высокая вероятность преодоления ПРО и ПВО противника учетом сверхзвуковой скорости, высокой маневренности и смены траектории ракетами ЗМ-45;
  • Радиомолчание при полете на маршевом участке.

Для уничтожения подводных и надводных целей на борту подлодки находилось 4 торпедных аппарата калибра 533-мм и 2- калибра 650-мм. Боекомплект составляет 24 торпеды.



История службы

История подводной лодки Курск началась задолго до ее ввода в эксплуатацию в 1994 году. Да и названия у подлодки тогда еще не было. Подбор личного состава начали с офицеров и мичманов и 18 марта 1991 года было закончено формирование экипажа, основой которого стали недавние выпускники военно-морских училищ и получившим шутливое прозвище «экипаж старлееев».

Капитан 1 ранга В.Н. Рожков, старпомом которого был капитан 2 ранга И. Сидоров, лично отбирал офицеров и мичманов боевых частей. После дополнительной подготовки в учебном центре г. Обнинск в начале 1993 года экипаж для доукомплектования матросами и стажировки на однотипном «Воронеже» прибыл в п. Видяево (Мурманская область).

Свое имя АПЛ получила весной 1993 года в связи с Директивой ГК ВМФ «О присвоении АПРК К-141 почетного наименования «Курск», связанной с одним из важнейших сражений ВОВ «Курская битва».

К концу 1993 закончилось комплектование личного состава матросами и старшинами, а 14 мая 1994 года подводная лодка «Курск» была спущена на воду в Северодвинске.

После проведения всех необходимых испытаний 30 декабря 1994 года был подписан акт о приемке корабля флотом от промышленности и 20 января был поднят Андреевский флаг, который поднимал старший мичман Николай Мизяк.

1995 год ознаменовался участием «Курска» в сопровождении спасательного корабля к месту гибели «Комсомольца», где было совершено погружение на глубину.

В начале 1998 года был проведен плановый ремонт и осуществлена модернизация торпедных аппаратов для пуска новых торпед. В этом же году субмарина была освящена епископом Белгородским Иоанном, который подарил копию иконы Курской Божией Матери и небольшую икону Николая Угодника каждому подводнику.


В 1999 году лодка находилась в автономном походе в течение 3 месяцев в Атлантике и Средиземном море, выполнив перед этим ракетные стрельбы и продемонстрировав отличные показатели.

Четверть всего экипажа являлись мастерами военного дела, а остальные имели 1 и 2 классные специальности, что сделало в 1999 году этот экипаж лучшим в дивизии.

Почему утонула подводная лодка Курск

10 августа 2000 года подводная лодка выполняла учебную задачу в р-не Кольского залива с задачей учебного торпедирования группы кораблей и поражения условной цели крылатой ракетой.

12 августа 2000 года официальная дата гибели подводной лодки «Курск», когда она приступила к выполнению задачи. Группой обозначения противника были назначена эскадра во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и крейсером-атомоходом «Петр Великий», атака которых должна была начаться с 11.40 до 13.40. Однако этого так и не произошло, а последняя запись в бортовой журнал была занесена в 11.15.

Примерно в 11.30 аппаратура «Петра Великого» зафиксировала небольшой хлопок, а потом крейсер очень сильно встряхнуло. Командир крейсера капитан 1 ранга В. Касатонов получил доклад о хлопке, но значения не придал, а Командующему Северным флотом, который находился на крейсере хлопок объяснили включением антенны РЛС. Никто даже представить себе не мог, что в тот момент оборвалась история подлодки Курск.

Торпедные атаки по плану так и не начались, командир «Курска» на связь не вышел даже в положенное время в 17.00. Поиски пропавшей подводной лодки результатов не дали и в 23.30 была объявлена аварийная ситуация.

Только на следующее утро в 4.50 гидроакустическая аппаратура «Петра Великого» нашла «Курск» на глубине в 108 метров.

Причина затопления Курска

Согласно официальной версии трагедии, которая была обнародована по результатам проведенного расследования причиной гибели стал взрыв торпеды 65-76А в четвертом торпедном аппарате. Утечка перекиси водорода стала причиной сильного пожара, который спровоцировал взрыв торпед в первом отсеке.

К взрыву также привела заправка торпед необезжиренным воздухом высокого давления, выполненная 11 августа. Реакция разложения перекиси водорода была неконтролируемой, а взрывная волна ввиду конструкции судна не была ослаблена какими-либо препятствиями, что привело к тому, что весь экипаж 2 отсека получил травмы и был контужен.

Другая версия гибели «Курска» говорит, что она столкнулась с грунтом на скорости 3 узла под углом 40-42 градуса, что привело ко второму взрыву, после чего торпеды начали взрываться одна за другой.

Причины гибели подводной лодки Курск

Официальные причины гибели подводной лодки Курск достаточно долго не были известны, а материалы бортовых самописцев засекречены, что привело к появлению иных версий аварии. Среди них была и ложная версия теракта, которую опубликовал «Кавказ-центр» и не терпящая никакой критики версия столкновения с миной времен ВОВ.

«Толедо»

американская подлодка, наблюдавшая за ходом российских учений

Наиболее обсуждаемой версией называли уничтожение «Курска» американским крейсером «Мемфис».

Это подводное судно ВМС США совместно с подводной лодкой «Толедо» наблюдало за ходом российских учений, что является распространенной мировой практикой.

Неожиданно «Толедо» и «Курск» столкнулись и опасаясь торпедирования российской подлодкой командир «Мемфиса» открыл огонь на поражение.

Художественный фильм «Курск»: подлодка в мутной воде», снятый Жан-Мишелем Каре раскрывает именно эту версию, в пользу которой, приводятся следующие доказательства:

  • дипломатическая договоренность между США и РФ о списании российского долга в 10 млрд долларов;
  • подводные лодки США зафиксировали 2 подводных взрыва. Второй был мощнее первого;
  • однако Норвежский институт сейсмических исследований утверждает, что сильнее был первый взрыв, который мог быть вызван столкновение двух подводных лодок, а второй- взрывом торпед;
  • летчики самолетов противолодочных эскадрилий, которые были подняты в небо для поиска «Курска» упоминали о масляных следах на воде, оставленных другой подлодкой;
  • спасатели на морском дне обнаружили ограждение боевой рубки, характерное для американских подводных лодок.


Подъем Курска

21 августа 2000 года благодаря водолазам норвежского спасательного судна «Seaway Eagle» был вскрыт кормовой аварийный спасательный люк. Отечественные специалисты начала осуществлять выемку секретной документации и поиск тел погибших. ФГУП ЦКБ МТ «Рубин» предоставил план работы по подъему АПЛ»Курск» Президенту РФ.

В начале 2001 года голландская фирма Mammoet Transport BV предложила поднять подлодку с помощью гидравлических домкратов, находившихся на их судне. При расчете поднятия учитывались сила притяжения грунта дна и опасность отрыва первого отсека, что привело бы к радиоактивному заражению.

Первый отсек отрезали и транспортировали отдельно.

После чего на 6 часов системе подъема дали 50% нагрузку, а после последовательно увеличили нагрузку до 100 %.

Базой для технических спасательных средств стала баржа Giant 4, корпус которой дополнительно усилили энергоносителями и прочими рабочими средами, чтобы выдержать 26 домкратов. Каждый домкрат обеспечивал подъем 54 стренда (специальный трос), который выдерживал нагрузку в 1000 тонн.


Трос пилы при отделении первого отсека обрывался и каждый раз для помощи привлекались водолазы судов «Мауо» и «Carrier». В октябре 2000 года вскрытие корпуса АПЛ проводилось американской компанией Halliburton при участии российских специалистов. Из 9 отсека удалось достать 12 тел (в т.ч. капитана Дмитрия Колесникова, у которого нашли записку).


Записка Дмитрия Колесникова

Для заведения в плавучий док ПД-50 были специально изготовлены два L-образных понтона, фирмой Mammoet Transport BV.
Участники подъема «Курска» были награждены медалями «За подъем АПЛ «Курск».


Катастрофа подводной лодки Курск в Баренцевом море

Подводная лодка «Курск» потерпела крушение в 175 км от Севедвинска в Баренцевом море на глубине 108 метров. Координаты: 69°39’59″N 37°34’57″E или 69°40′00″ с. ш. 37°35′00″ в. д.

Командиры

Капитан 2-го ранга — Рожков Виктор Николаевич.


Родился в г. Москва 4 июля 1954 года. Стаж военной службы в ВМФ — 25 лет (20 лет подряд на подводных лодках Северного флота). По словам сослуживцев, интересы службы всегда ставил выше личных. 12 офицеров и мичманов экипажа «Курска», лично отобранные Рожковым, погибли на АПЛ 12 августа 2000 года.

Капитан 1-го ранга — Лячин Геннадий Петрович.


Родился в свх. Сарпинском Сарпинского р-на Сталинградской области СССР (в н.в.- пос. Дозмакин республики Калмыкия). Окончил ВВМУППим. Ленинского комсомола в 1977 году. Прошел должности от командира группы управления ракетной боевой части до командира атомной подводной лодки.

Четверть века назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота — 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». И даже по прошествии 25 лет продолжаются споры о причинах и виновниках той страшной трагедии.

Подводная лодка «Комсомолец» была уникальной, единственной представительницей проекта «685» «Плавник».

Ещё в 1966 году командование ВМФ СССР поставило перед конструкторами задачу создания опытной подводной лодки с повышенной глубиной погружения.

Проектирование уникального подводного атомохода заняло целых восемь лет. Для решения поставленной задачи конструкторы использовали титан, чтобы создать лёгкий и прочный корпус.

Закладка лодки на предприятии в Северодвинске состоялась в 1978 году, а на воду К-278 была спущена в 1983 году.

За использование сверхдорогого титана, а также за длительность проектирования и постройки лодку на флоте прозвали «золотой рыбкой».

Но К-278 действительно была уникальным кораблём. Она могла действовать на глубинах, где не обнаруживалась никакими средствами наблюдения противника и была недосягаема для любого оружия с обычным взрывчатым веществом. Атомная подлодка была вооружена торпедами и крылатыми ракетами «Гранат». Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой.

Несостоявшийся Герой

Начиная с 1984 года К-278 , включённая в состав Северного флота, эксплуатировалась как опытная подлодка и база для экспериментов в области сверхглубоких погружений.

Предполагалось, что эксплуатация К-278 позволит накопить опыт для создания целой серии новейших подводных лодок следующего поколения.

4 августа 1985 года К-278 под командованием капитана 1-го ранга Юрия Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. При всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками.

Эти испытания показали, что Советский Союз получил подводную лодку, не имеющую аналогов в мире. Капитан Зеленский представлялся к званию Героя Советского Союза, однако награждение не было утверждено.

В конце 1986 - начале 1987 года К-278 под командованием Юрия Зеленского совершила свой первый автономный боевой поход. Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе - октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку». Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль».

Подводная лодка «Комсомолец», 1 января 1986 года. Фото: Public Domain

Пожар на глубине

В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин.

Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела.

Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может.

7 апреля 1989 года в 11:03, в тот момент, когда «Комсомолец» шёл на глубине 380 метров со скоростью в 8 узлов, в 7-м отсеке лодки по неустановленной причине вспыхнул мощный пожар. Основной версией считается возгорание электрооборудования.

Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения (ЛОХ), однако это не дало результата.

Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин.

К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности.

Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность.

Репродукция рисунка «Норвежское море. Атомная лодка». Фото: РИА Новости / Сергей Компанийченко

Борьба за живучесть

Положение на «Комсомольце» было очень тяжёлым — 6-й и 7-й отсек охвачены огнём, 2-й, 3-й и 5-й задымлены. В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов.

Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19. К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами.

Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли.

Вертолёты и гидросамолёты ВМФ не могли добраться до места аварии, расположенного в 980 километрах от советской границы.

К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть.

Ил-38 под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00.

К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро.

Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль.

Лодка затонула за несколько минут

В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно.

В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них.

Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли.

В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил.

Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел…

Выживший в бездне

К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. В тот момент, когда «Комсомолец» уходил на дно, в ВСК оказались пятеро: командир лодки Евгений Ванин, капитан 3-го ранга Юдин, мичманы Слюсаренко, Черников и Краснобаев.

Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним. Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом.

Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки.

Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты!» Это успели сделать только Слюсаренко и Черников — остальные, включая самого Юдина, погибли.

Подводники погибли из-за угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления.

Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца».

Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку из-под шампанского. Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко. Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно.

Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели. Виктор Фёдорович Слюсаренко — единственный человек в мире, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакилометровой глубине.

Последнее пристанище

С момента затопления «Комсомольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алексей Хлобыстов» прошло около 70 минут. Эти минуты оказались роковыми для большинства членов экипажа. 16 человек утонули, ещё 16 умерли от переохлаждения, и их тела были подняты на борт вместе с оставшимися в живых 30 моряками.

Ещё трое скончались уже на борту плавбазы, хотя на первый взгляд их состояние не вызывало опасений. Медики потом пояснили — пребывание в холодной воде уже запустило в их организмах необратимые изменения, и спасти их было невозможно.

В итоге из 69 членов экипажа 42 человека погибли, 27 выжили. 12 мая 1989 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» — живых и мёртвых — орденом Красного Знамени.

Траурная процессия во время похорон моряков подводной лодки «Комсомолец», 1989 год. Фото: РИА Новости / В. Кузнецов

Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря. С 1989 по 1998 годы с помощью глубоководных аппаратов «Мир» проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилось наблюдение за состоянием лодки, а также работы по обеспечению радиационной безопасности. Было установлено, что реактор лодки заглушён надёжно, и она в настоящее время не представляет угрозы для окружающей среды.

В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма подводной лодки и её осмотра не представляется возможным».

На субмарине погибли все 118 членов экипажа [фото, видео, аудио]

Изменить размер текста: A A

12 августа исполняется пятнадцать лет со дня трагедии атомной подводной лодки «Курск», в которой погибли все 118 членов экипажа.

«ПРИБОРЫ БЫЛИ ЗАКРЕПЛЕНЫ»

Звезда героя на кителе командира спецотряда водолазов капитана 1-го ранга Андрея Звягинцева - единственная награда, которая одновременно повод и для гордости, и для скорби. Ничто в этом мире не сможет заставить его забыть август 2000 года, когда его команде, неспешно собирающейся на плановые учения, был дан срочный приказ отправляться в Баренцево море. На связь не вышел атомоход «Курск ».

Сразу стало понятно, что дело серьезное, - вспоминает Андрей. - Однако мы даже близко не понимали, насколько все страшно. Никакой паники не было. Собрались, поехали. По пути разговоры были только о работе.

Водолазы узнали о трагедии одними из первых. И неспроста. На учениях они как раз планировали отрабатывать подобный сценарий. Вот только на то, что с ним придется столкнуться в жизни и так скоро, они не рассчитывали.

Какая-то мгновенная растерянность, какая-то боль, - делится Звягинцев. - Но она нас не сковала, а наоборот, заставила собраться.

Командир честно признается: спасатели были не готовы. Не духовно или профессионально, а технически.

У нас не было той технической мощи, которая имелась в Советском Союзе, - грустно объясняет водолаз. - Были подготовленные люди, это да. Но этого не хватило.

Спасатели долго готовились к погружению. Однако время поджимало. А тут еще и погода, словно намерилась помешать вытащить подводников из стального гроба. Было тяжко осознавать, что они не в силах помочь морякам. Все это давило на психику.

Первая мысль была о том, что гибнут моряки российского флота. Наши коллеги. Наши братья. Наши друзья, - вспоминает Андрей.

К счастью, спасателям было не до новостей и они не слышали критику в свой адрес, которая звучала со страниц газет и телеканалов. А вот прибывшие на помощь иностранные коллеги оценили их действия как профессиональные и правильные. Правда, легче от этого не стало.

ПЕРВЫЙ СПУСК

И вот, наконец, спуск под воду. Погружение шло в не самых простых условиях, но спасатели не собирались отступать. Двадцать метров, пятьдесят, сто ...

Знаете, даже сейчас мне больно вспоминать, каким я увидел «Курск» в тот раз, - Звягинцев делает паузу, пытаясь подобрать слова. - Представляете, атомный крейсер, гордость российского флота. И вот он безжизненный там, во тьме воды. Видеть мертвую лодку на глубине и в таком состоянии - это больно.

Андрей совершил больше погружений к «Курску», чем кто-либо другой. Более 870 часов, проведенных под водой на глубине ста метров. Но именно тот первый раз стал для него моментом, который он будет помнить всю жизнь, который будет ему сниться.

Водолаз не любит рассказывать, что он первым вошел в искореженную подлодку. Хотя тогда с этой работой не смогли справиться даже иностранные профессионалы. А вот его отряд смог. Возможно, помогло напутствие родственников экипажа.

Мы как раз решали, насколько опасно было бы попытаться проникнуть на борт, когда к нам пришли родные ребят с «Курска», - делится Звягинцев. - Они тогда уже знали, что мы хотим сделать, и попросили наше руководство не разрешать нам эту операцию, если риск слишком большой. Сказали: «Если море уже забрало наших ребят, то пусть хоть остальных не тронет». Но мы все равно решились.

МЕРТВАЯ ПОДЛОДКА

Мало кто знает подробности первого посещения лодки. В то время спасателям было не до журналистов. Они отчитывались только перед своим начальством и прокуратурой. Так что кошмар затонувшей субмарины не стал достоянием общественности.

Внутри все было перевернуто. На местах остались только закрепленные приборы. Везде на стенах черные разводы. Видно было, что вода несколько раз то заполняла отсеки, то наоборот спадала, - рассказывает спасатель. - Безжизненный корпус, а не боевое судно.

Звягинцев вспоминает, что никакие личные вещи в тот момент ему на глаза не попадались. Да и не время было их искать. Уже потом, когда нашли тело капитана Колесникова и записку при нем, а также другие личные вещи моряков, удалось составить картину трагедии.

Нам необходимо было оценить состояние субмарины, что могло в ней произойти. Но в отличие от многих, кого там не было, мы не делали никаких предположений о том, почему произошла авария, - предрекая мой будущий вопрос, уточняет Андрей. - Мы - трансляторы. Увидели что-то, поднялись на поверхность и рассказали. Времени строить теории у нас не было.

Через несколько лет за эту работу Звягинцев получит звание Героя России . Но почетная награда для него менее ценна, чем благодарности родных экипажа. Со многими из них он общается до сих пор. И временами не может понять, чем он заслужил их внимание, ведь ребят они спасти все же не смогли. И тогда хочется снять с кителя высокую награду.

СКАЗАНО!

«Я надеюсь, государство продолжит работу по подъему всех советских и российских лодок и кораблей, покоящихся на дне океана».

(Андрей ЗВЯГИНЦЕВ, капитан 1-го ранга.)

ПРЕДЧУВСТВИЙ НЕ БЫЛО

Вдова капитана 1-го ранга Владимира Багрянцева Екатерина долгие годы отказывалась от общения с прессой. Но для журналистов «Комсомолки» все-таки сделала исключение.

Мы встречаемся в сетевой закусочной на окраине Петербурга , и Екатерина Дмитриевна торопит: давайте уже скорее задавайте вопросы. Видно, что 56-летней женщине физически тяжело возвращаться в август 2000 года, и она просто пытается сделать эту боль чуть менее громкой.

Я с двумя сыновьями отдыхала в Крыму , в Севастополе . С Володей созвонились 9 августа, все было нормально. Ни у меня, ни у него не было никаких дурных предчувствий, - признается Екатерина Дмитриевна.

На следующий день Багрянцевы сели в поезд до Москвы . Женщина планировала провести время в столице с пользой. На носу 1 сентября - надо бы мальчишкам присмотреть что-то. Да и для мужа сделать несколько покупок.

Но все это стало уже неважным на перроне Курского вокзала, где семью встречали друзья.

Они меня спросили, знаю ли я новости. Я говорю: нет, откуда? И они мне рассказали, что лодка легла на грунт, - вспоминает Екатерина Багрянцева.

МЛАДШИЙ СЫН ПОШЕЛ ПО СТОПАМ ОТЦА

Дальнейшее, по ее собственным словам, было как в тумане. Куда -то шли, доставали билет до Видяево , где жили тогда, а потом уже в своей квартире ждали вестей. Десять долгих дней.

У журналистов есть верный прием: мол, родные до последнего верили в лучшее. Это уже штамп, избитая фраза - ну кто не будет верить, когда любимый человек в смертельной опасности? Но спустя годы Багрянцева признается: жены офицеров всегда смотрят правде в глаза.

Да, я надеялась, но у нас с Володей на глазах погиб «Комсомолец» (подлодка утонула в 1989 году в Норвежском море. - Прим. ред.). И когда ты замужем за военным, ты знаешь: может случиться все, что угодно. Как-то подсознательно готова ко всему, - рассказывает Екатерина Дмитриевна.

Спустя всего несколько месяцев она переехала с сыновьями в родной Петербург. Тогда при помощи клуба подводников губернатор выделил трехкомнатную квартиру в новостройке. Останки Владимира Багрянцева опознали только в феврале 2002 года.

Он, кстати, вообще не должен был быть на «Курске», но в последний момент руководство назначило его как одного из самых опытных командиров.

Комментировать ход спасательной операции Екатерина категорически отказывается: мол, это политический момент.

И о семье поначалу говорит с осторожностью: старший сын - ему 33 - стал инженером, женат, растит двух дочек. А младший, 26-летний Игорь, пошел по стопам отца. Служит на атомоходе на Северном флоте. Неужели не пытались отговорить?

Нет, ну что вы! - удивляется Багрянцева. - Это мужская работа, это его желание. Я всегда его в этом поддерживала.

Чуть позже Екатерина нашла в мобильном и показала нам фото Игоря. Симпатичный парень с удивительно ясным взглядом и обворожительной улыбкой держит на руках племянницу. Своей семьи у Багрянцева-младшего пока нет. На уме только служба.

ОТЕЦ ВАСИЛИЙ СПАС

Мы беседуем уже почти час, и вроде бы все ключевые вопросы заданы, но разговор никак не клеится. Багрянцева держит самое сокровенное при себе. Где познакомились с мужем? Почему выбрали Северный флот? «Посмотрите в интернете, ведь уже столько всего написано...»

И только когда заговариваем о духовнике семьи, известном питерском священнике Василии Ермакове , глаза у Екатерины Дмитриевны в буквальном смысле загораются.

Отец Василий более 35 лет служил настоятелем в храме Преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Багрянцевы впервые приехали к нему в 1996 году.

Для кадрового военного советской закалки ходить в церковь и тем более иметь своего духовника - это было, мягко говоря, нетипично. Владимир Багрянцев не видел в этом ничего противоестественного.

Наверное, его душа была готова. Он этого не скрывал и не стеснялся, - рассказывает теперь Екатерина.

Отец Василий, узнав о трагедии «Курска», позвонил женщине в Видяево: возвращайся домой, в Петербург. И если бы не он, еще неизвестно, как сложилась бы судьба Екатерины и мальчишек.

Он не то что поддержал нас - только благодаря ему я встала на ноги, смогла вернуться к жизни, - говорит Багрянцева. Она произносит это так искренне и с таким жаром, что я точно знаю: отец Василий разделил эту боль вместе с ее семьей.

Екатерина работала при храме Серафима Саровского до самой смерти отца Василия в 2007-м. Все эти годы она была рядом с могилой мужа - он похоронен как раз на Серафимовском кладбище. Теперь она работает уже в другом храме, но название просит не упоминать - не хочет повышенного внимания к себе.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА СЕВЕР

Годовщину гибели «Курска» Екатерина Дмитриевна встретит в Мурманске . Мероприятия запланированы и в Видяево. Она вернется туда впервые за четырнадцать лет.

Я еду отдать дань памяти мужу, - объясняет Багрянцева. И добавляет: ничего не ждет ни от властей, ни от сослуживцев супруга.

Удивительный факт: почти за месяц до гибели Владимир подарил отцу Василию штурвал с часами. Он долго раздумывал над подарком. Хотел, чтобы это была не простая побрякушка, а вещь со смыслом. Так и получилось в итоге.

Это символично: Володя передал штурвал управления нашей семьей отцу Василию. И никто бы не сделал для нас больше, чем батюшка, - говорит Багрянцева.

Спустя пятнадцать лет после гибели любимого мужчины Екатерина, кажется, нашла ответы на все вопросы: почему так вышло и как быть дальше. И хотя воспоминания о днях, когда погибал «Курск» по-прежнему даются ей непросто, она приняла свою судьбу - судьбу жены морского офицера.

ЭХО ТРАГЕДИИ

Помощь для родных экипажа собирал весь Петербург

О том, как пытались спасти экипаж, как родственники ждали новостей, а власти пытались разобраться в ситуации, написано множество статей и книг. Но вот только мало кто знает о той значительной роли, которую сыграли в помощи семьям экипажа обыкновенные петербуржцы. «Комсомолка» узнала, как жители Северной столицы пытались оказать содействие в те страшные для семей подводников дни.

АТОМНЫЕ ЛОДКИ НА ГРУНТ НЕ ЛОЖАТСЯ

Как и все россияне, петербуржцы узнали о трагедии «Курска» не 12 августа и даже не 13-го, а лишь утром 14-го, в понедельник, когда включили радио. И первые же слова диктора выбили многих моряков из колеи. Серьезным, почти механическим голосом он произнес, что в Баренцевом море во время учений одна из атомных лодок вынуждена была лечь на грунт.

Первое, что пришло мне тогда в голову: «Атомные лодки на грунт не ложатся». Ведь они конструктивно не предназначены для этого, - рассказывает руководитель петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин. - Ну и, конечно, сразу в голову закралась мысль, что ситуация гораздо хуже, чем ее описывают СМИ. К сожалению, предчувствие нисколько нас не обмануло.

Он еще не знал, что в тот момент журналисты и родственники членов экипажа буквально организовали дежурства у всех мест, где можно было получить информацию.

Именно к нам первой обратилась семья офицера Милютина . Он был командиром дивизиона борьбы за живучесть на «Курске», - вспоминает руководитель клуба. Позвонила его мама, учительница. Она сказала, ей знакомые посоветовали обратиться к нам. До остальных дозвониться не могли. Люди терялись в догадках, а им никто ничего не объяснял. Ужасная ситуация.

В тот день первую точную информацию петербуржцам «слили» в конструкторском бюро «Рубин». Сказали немного: все произошло в субботу и лодка действительно лежит на грунте на глубине более ста метров с огромным креном. Правда, потом оказалась, что и эта информация не совсем точная. Лодка фактически лежала на ровном киле. Тогда и стало ясно, что это не проблема с всплытием. Субмарина реально затонула.

Звонки от родных стали массовыми. Им срочно требовалась помощь.

ПЕРВЫХ РОДСТВЕННИКОВ УВОЗИЛИ ЖУРНАЛИСТЫ

Все началось как раз с Милютиных, семьи командира дивизиона живучести БЧ-5 «Курска». Они только приехали из отпуска, денег не было совсем, а лететь туда надо было, - рассказывает Курдин. - Я тогда поймал журналистов, которые ко мне обращались за комментариями, и давай их шантажировать. Мол, если они хотят контактов с родственниками, должны купить этой семье билет до Мурманска. И репортеры не подкачали. Купили этот билет.

Ну а потом начало работать «сарафанное радио», и все завертелось. Тогда в Северной столице жило не более десяти семей с «Курска». Остальные прилетали лишь на время - мало у кого хватало средств, чтобы купить и билеты, и необходимые в поездке вещи сразу на весь путь. Люди летели даже не с сумками - просто с пакетами.

Тогда петербургские подводники и моряки самостоятельно организовывали отправку родственников экипажа на Север. За сутки процесс довели до автоматизма.

Мы дружили тогда с аэропортом Пулково . Что говорить, я тогда на своей машине подъезжал к трапу самолета, - уточняет подводник. - А в Мурманске их встречал наш человек - Олег Горелов , капитан 1-го ранга. Мы звонили ему и просто говорили: «Встречай». И он несся к аэропорту, чтобы забрать людей. Я помню, как в один день собрал очередную группу в Пулково, чтобы посадить на рейс до Мурманска. И вдруг ко мне подошел пожилой мужик в короткой рубашке, под которой было видно тельняшку. Говорит: «Послушайте, я тут пытаюсь в Мурманск улететь, а вы тут что-то делаете, как-то помогаете». А я ему: «Вы кто?» И тихий ответ: «Отец капитана 1-го ранга начальника штаба дивизии Багрянцева. Из Севастополя лечу, нас обещали отправить военным бортом, но за два дня ничего так и не решилось. А вот денег до Мурманска мне не хватает». И тут я достаю пачку денег из кармана и только одно прошу: «Куртку теплую где-нибудь найдите, холодно там». В итоге ему ее передали уже по прилете.


СТЕРЛИНГИ В УПАКОВКЕ ДЛЯ ТЕЛЕВИЗОРА

С первых дней петербуржцы стали приносить деньги на помощь морякам.

Вначале организаторы даже растерялись: помощи было так много, что всех не успевали запоминать. Создали ведомость. Но и тут были курьезы.

К нам приходили люди с золотыми цепями толщиной с большой палец на шеях и резонно говорили, что ничего подписывать не будут. В жизни ничего не подписывали и здесь не собираются, - делятся воспоминаниями те, кто пытался организовать сборы. - Однако деньги при этом свои давали.

Ну а еще тогда в момент аварии военный атташе Великобритании , капитан 1-го ранга Джеф Макриди привез коробку из под телевизора с деньгами. Представляете, целая коробка, в которой было около десяти тысяч фунтов мелкими купюрами от английских подводников, - до сих пор удивляется Курдин. - Он приехал вручать ее вместе со своим младшим 6-месячным сыном.

Кстати, именно англичане первыми из иностранных моряков решили поддержать российских подводников. Даже организовали благотворительную лотерею, собрав двадцать тысяч фунтов.

Простые петербуржцы приносили лекарства - от валерьянки до дорогих препаратов, теплые вещи. Город был постоянно на связи с Видяево. Необходимо было все. Ведь тогда еще верили, что экипаж до сих пор жив. Что говорить, но даже на крейсере «Аврора» стоял небольшой ящичек, в который люди бросали купюры. Приносили и по несколько тысяч и по сто рублей.

ХРОНОЛОГИЯ ТРАГЕДИИ

23.30 - во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море на сеанс связи не вышла атомная подводная лодка К-141 «Курск».

03.21 - эхолот крейсера «Петр Великий» обнаружил на морском дне «аномалию», которой, как стало ясно впоследствии, оказался лежащий на дне «Курск».

10.00 - первый спасательный корабль прибыл на место происшествия и начал попытки спасения подводной лодки.

11.00 - ВМФ впервые сообщает о затоплении «Курска» . По словам военных, с лодкой установлена радиосвязь, однако затем эта информация опровергается сообщениями о том, что единственным способом общения с экипажем является «перестук».

14.00 - НТВ сообщает о затоплении носовой части субмарины.

16.00 - военные отрицают затопление и впервые сообщают о времени аварии.

05.00 - жестокий шторм не дает спасателям начать работу.

09.00 - по словам военных, они слышали акустические сигналы от экипажа и знают, что моряки живы.

15.00-18.00 - по словам официальных лиц, спасательная операция началась. Представитель ВМФ утверждает, что кислорода на борту «Курска» осталось немного.

21.00 - под воду опускается первая спасательная капсула. Менее чем через час попытка прекращена из-за сильного шторма.

15.00 - глава правительственной комиссии первый вице-премьер Илья Клебанов говорит, что признаков жизни на борту подводной лодки нет.

16.00 - Москва официально запросила помощи у Лондона и Осло .

Предпринимается шесть попыток пристыковать спасательную капсулу к люку подводной лодки, однако все они оканчиваются неудачей из-за тяжелых погодных условий.

Утро. Предпринимается очередная попытка стыковки спасательного аппарата. Сила шторма - два балла, скорость ветра - десять метров в секунду. Данные о состоянии лодки и экипажа по-прежнему недостоверные.

Вечер. Руководитель пресс-службы ВМФ России называет ситуацию на борту «Курска» закритической.

Ночь. Владимир Путин по возвращении из Крыма в Москву заявляет, что остается мало надежды на спасение кого-либо из находящихся на борту атомохода.

17.00 - начальник штаба Северного флота адмирал Михаил Моцак делает заявление, что на борту «Курска» в живых никого не осталось.

Утро. К спасательной операции подключаются британцы и норвежцы.

12.30 - норвежский робот-манипулятор достиг подлодки.

17.00 - появляются сообщения о том, что норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка «Курска», но поднять крышку они не могут. Тем не менее водолазы считают, что в шлюзовой камере есть человек, который, похоже, пытался выбраться наружу.

07.45. Норвежским водолазам удалось открыть люк. В шлюзовой камере людей не обнаружено.

17.00 - начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск».

"Курск". 10 лет спустя. Фильм Аркадия Мамонтова. Эта была трагедия новой России, которая затронула сердце каждого... В августе 2000 года у российских моряков в Баренцевом море наступил праздник -- в соответствии с годовым планом на Северном флоте начала проводиться комплексная подготовка кораблей многоцелевой группы. Это были широкомасштабные учения. Все проходило штатно. Но вдруг срочное сообщение. 12 августа в 23:00 командир АПЛ "Курск" не вышел на связь. Началась спасательная операция, борьба за жизни 118 моряков-подводников. В район операции прибыли норвежские и английские специалисты. На 100-метровую глубину начали погружаться спасательные подводные аппараты. Самыми тяжелыми для всех были часы ожидания. Все надеялись, что в подводной лодке еще могут быть живые моряки... За ходом спасательной операции следил весь мир. На 100-метровую глубину, несмотря на тяжелые погодные условия, опускались подводные аппараты. Но вскоре стало понятно, что спасать некого. Весь экипаж АПЛ "Курск" погиб. Версий трагедии было много...

Военный обозреватель "КП" Виктор Баранец - о выводах после трагедии:

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

12 лет назад, 12 августа 2000 года, затонула атомная подводная лодка "Курск" , входившая в состав Северного флота России . На ее борту находились 118 членов экипажа, все они погибли.

В 1992 году на Северном машиностроительном предприятии в городе Северодвинске была заложена атомная подводная лодка К‑141 проекта "Антей". Главными конструкторами были Павел Петрович Пустынцев и Игорь Леонидович Баранов. 6 апреля 1993 года лодке было присвоено наименование "Курск" - в честь победы на Курской дуге. В мае 1994 года подводная лодка "Курск" была спущена на воду, а 30 декабря того же года принята в эксплуатацию.

1 марта 1995 года АПЛ "Курск" была зачислена в списки Северного флота и вошла в состав 7‑й дивизии 1‑й флотилии АПЛ (место базирования: Западная Лица (Большая Лопатка).

12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море АПЛ "Курск" (командир лодки ‑ капитан 1 ранга Геннадий Лячин), которая находилась в полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь . В 23:44 в районе, где находилась АПЛ, был зафиксирован взрыв.

13 августа на поиски атомного подводного крейсера отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04:51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

14 августа в 11:00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка "Курск" легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат "Колокол" осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало.

15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа "Курска" планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно‑спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер "Петр Великий" и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу. Представители министерства обороны России в Брюсселе в это время вели переговоры с НАТО о возможности предоставления помощи России.

В тот же день представитель штаба Северного флота сообщил журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки "Курск" живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявил, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек.

16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна "Рудницкий" спущен глубоководный спасательный аппарат "Приз". Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке.

17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно "Seaway Eagle" с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно "Normand Pioneer" с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм).

19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки "Курск" прибыло норвежское судно "Normand Pioneer" с британской спасательной мини‑лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.

20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно‑спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.

21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13.00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9‑й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15.27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7‑го и 8‑го отсеков АПЛ. В 9‑м отсеке АПЛ было обнаружено тело моряка.

В тот же день в 17 часов начальник штаба Северного флота вице‑адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К‑141 "Курск".

Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года . Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ.

Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.

Для работы на АПЛ "Курск" были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт‑Петербургского военных округов. Члены следственных групп проходили специальный психологический отбор, а также в течение года изучали строение АПЛ для того, чтобы знать, где и какие параметры снимать для проведения необходимых экспертиз.

27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена "в течение шести‑семи, максимум восьми часов". Устинов отметил, что подлодка "Курск" очень пострадала, все переборки прочного корпуса "срезаны как ножом". Однако преграда, отделявшая 6‑й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.

26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель "Курска" произошла "вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ". Устинов также сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода "Курск" за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели "Курска", нет состава преступления.

За мужество, героизм и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, члены экипажа атомного подводного крейсера "Курск" Указом президента Российской Федерации были награждены орденами Мужества (посмертно), а командир корабля капитан 1 ранга Геннадий Лячин удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).

В августе 2003 года в Санкт‑Петербурге завершились работы по созданию мемориального комплекса на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 подводника, погибших на АПЛ.

19 марта 2005 года в Севастополе на кладбище Коммунаров торжественно открыт памятник севастопольцам, погибшим на атомном ракетном подводном крейсере "Курск" .

В 2009 году в Мурманске на смотровой площадке у храма Спас‑на‑Водах была установлена рубка АПЛ "Курск" . Она стала частью мемориала "Морякам, погибшим в мирное время".

31 июля 2012 года родственники погибших моряков с АПЛ "Курск", участники четвертого международного автопробега ветеранов Военно‑морского флота и представители командования Северного флота на дне Баренцева моря.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости