Курская подлодка. Безразличие и ложь Путина!!! Подлинная история гибели подлодки "Курск"!!! Взрыв учебной торпеды


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

14 декабря 1952 года подводная лодка Щ-117 вышла в свой последний поход. Она пропала без вести.

Причины ее гибели не установлены до сих пор. По этому случаю мы расскажем о шести подводных лодках, погибших при невыясненных обстоятельствах.

Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ - «Щука».



14 декабря 1952 года Щ-117 вышла в свой последний поход в рамках учений ТУ-6 по отработке атаки целей группой подводных лодок. В учениях должны были принять участие шесть подводных лодок бригады, а Щ-117 должна была наводить их на корабли условного противника. Ночью с 14 на 15 декабря с лодкой состоялся последний сеанс связи, после чего она пропала. На борту находилось 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Поиски Щ-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Согласно официальной версии, причиной гибели мог стать отказ дизелей в условиях шторма, подрыв на плавучей мине и другие. Однако точная причина так и не была установлена.

Американская атомная подводная лодка «Трешер» затонула в Атлантическом океане 9 апреля 1963 года. Крупнейшая катастрофа подводного флота в мирное время унесла жизни 129 человек. Утром 9 апреля лодка вышла из гавани Портсмута, штат Нью-Гэмпшир. Затем от подводников поступали неопределенные сигналы о том, что существуют «некоторые проблемы». Через некоторое время американские военные констатировали, что лодка, считавшаяся пропавшей без вести, затонула. Причины катастрофы до конца так и не установлены.



Атомный реактор «Трешера» все еще покоится где-то на дне океана. Еще 11 апреля 1963 года ВМС США замерили радиоактивность океанской воды. Показатели не превышали нормы. Высшие американские офицеры уверяют, что реактор неопасен. Морские глубины охлаждают его и препятствуют плавке ядра, а активная зона ограничена прочным и нержавеющим контейнером.

Дизель-электрическая подлодка типа «Щука», Щ-216 , считалась погибшей, но необнаруженной в течение многих лет. Подводная лодка погибла 16 или 17 февраля 1944 года. Считается, что подводная лодка получила повреждение, но ее экипаж отчаянно боролся, пытаясь подняться на поверхность.

Летом 2013 года исследователи обнаружили лодку неподалеку от Крыма: они увидели взорванный отсек и рули, приведенные в положение всплытия. При этом, помимо одного разрушенного отсека, корпус выглядел неповрежденным. При каких обстоятельствах погибла эта лодка, не установлено до сих пор.

С-2 , советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX, отправилась в поход 1 января 1940 года. Перед командиром С-2 капитаном Соколовым была поставлена следующая задача: прорыв в Ботнический залив и действия на коммуникациях противника. 3 января 1940 года был получен последний сигнал с С-2. Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа достоверно ничего не было известно.



По одной версии, подлодка погибла на минном заграждении, выставленном финнами в районе к осту от маяка на острове Меркет. Версия подрыва на минах является официальной. В истории отечественного флота эта лодка до недавнего времени значилась как пропавшая без вести. Информации о ней не было, местоположение было неизвестно.

Летом 2009 года группа шведских дайверов официально объявила о находке советской подлодки С-2. Оказывается, что еще лет 10 назад смотритель маяка на острове Меркет Экерман, вероятно наблюдавший уничтожение С-2, показал своему внуку Ингвальду направление со словами: «Там лежит русский».

U-209 - средняя немецкая подводная лодка типа VIIC времен Второй мировой войны. Лодка была заложена 28 ноября 1940 года и спущена на воду 28 августа 1941 года. Лодка вошла в строй 11 октября 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Бродды. U-209 входила в состав «волчьих стай». Она потопила четыре судна.



U-209 пропала без вести в мае 1943 года. До октября 1991 года историки считали, что причиной гибели стала атака британского фрегата HMS Jed и британского шлюпа HMS Sennen 19 мая 1943 года. Однако затем выяснилось, что на самом деле в результате этой атаки погибла U-954. Причина гибели U-209 остается не выясненной до сих пор.
«Курск»

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Лодка была принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России.



«Курск» затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Согласно официальной версии, лодка затонула из-за взрыва торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды. Однако многие эксперты до сих пор не согласны с этой версией. Многие специалисты считают, что лодка могла быть атакована торпедой или столкнуться с миной времен Второй мировой войны.

Ровно 15 лет назад произошла трагедия — в Баренцевом море утонула подводная лодка «Курск», погибли все 118 членов экипажа. Результатом расследования стала сухая формулировка «уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления».

То есть, погибло более ста человек, но в этом никто не виноват. Естественно, такая трактовка событий мало кого устроила, поэтому журналисты, эксперты и моряки стали строить свои гипотезы гибели атомохода. В день 15-летия этой трагической даты, сайт собрал самые распространенные версии о причинах произошедшего.

Официальная версия

Официальная версия гласит, что в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65−76А («Кит») в торпедном аппарате № 4, причиной которого стала утечка компонентов топлива торпеды, а точнее — пероксида водорода. Возникший в результате пожар привел к детонации основного боекомплекта и гибели подлодки.

Хотя к этой версии есть много вопросов. Если все так просто, то почему уже через два дня после гибели «Курска» Москву внезапно посетил директор ЦРУ, а России простили большой долг и даже дали кредит в 10 миллиардов. Возможно, именно эти события стали причиной многочисленных домыслов.

Мина времен Второй мировой войны

По одной из самых первых версий , произошел подрыв на мине. Но акватории, где проводятся учения, давно неоднократно проверены и протралены, используются они уже десятилетиями. К тому же, «Курск» был оснащен специальным гидроакустическим комплексом, который был способен обнаруживать мины.


Фото: news. pn

Не в пользу подрыва на мине говорят и повреждения, полученные кораблем. Во-первых, они должны были иметь характерную форму, во-вторых, мина тех лет не может нанести кораблю столь существенные повреждения. Да и если бы произошел подрыв на мине времен Первой или Второй мировой войны, других версий бы не возникло. Кстати, такой точки зрения придерживался вице-премьер России Илья Клебанов.

Преступная халатность

В книге «В кильватерном строю за смертью» вице-адмирал Валерий Рязанцев, который в 1999 году руководил комиссией, проводившей проверку дивизии подводных лодок, в которую входила ПЛ «Курск» высказал свою версию. Имея возможность наблюдать происходящее изнутри, автор напрямую называет виновных, по чьей преступной халатности в августе 2000 г. произошла катастрофа в Баренцевом море.

По мнению Рязанцева, причиной трагедии стал взрыв торпеды 65−76 ПВ, которую по ошибке пополнили необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года. Это произошло из-за того, что экипажу были даны неправильные инструкции.

До 12 августа необезжиренный воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как практическая торпеда была на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства.

После загрузки торпеды в торпедный аппарат началась неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода. Все лодки проекта 949А «Антей» имеют конструктивный недостаток, из-за которого для предотвращения повышения давления в первом отсеке при залповой стрельбе торпедами подводники всегда оставляют открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции.


Поэтому в случае с «Курском» после детонации торпеды 65−76 ПВ взрывная волна попала во второй отсек и весь личный состав командного отсека получил тяжёлые контузии и оказался в неработоспособном состоянии.

После взрыва лодка потеряла управление и на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40−42 градуса на глубине 108 метров ударилась о грунт. При столкновении смялись и разрушились оснащенные взрывателями боевые торпеды в аппаратх № 1, 3, 5 и 6. В этот момент сами боеприпасы сдетонировали.

Торпедирование иностранной подлодкой

На той части «Курска», что удалось поднять с морского дна, четко видно ровное круглое отверстие, края которого загнуты во внутрь. Эту пробоину многие эксперты принимают за точку попадания американской торпеды МК-48, которая способна проходить через стальную обшивку благодаря специальному механизму, который находится на носу и способен расплавлять медь.


В день трагедии за российской подводной лодкой следили сразу две иностранные: американские «Мемфис» и «Толедо» (подглядывать друг за другом — обычная практика для российского и натовского флотов). Последняя АПЛ находилась «в тени» своей американской коллеги. В какой-то момент «Толедо» и «Курск» столкнулись (если внимательно посмотреть видеозапись лежащей на дней российской АПЛ, то можно увидеть длинные разрывы на корпусе), а американцам показалось, что русские открывают крышку торпедного аппарата. В результате «Мемфис» выстрелил торпедой МК-48 по «Курску».


Эта версия также получила название французской, так как французский режиссёр Жан-Мишель Карре посвятил ей целый фильм «Курск. Подводная лодка в мутной воде».

Столкновение с неизвестной субмариной

Существует версия , по которой «Курск» протаранила американская подлодка «Мемфис». Этот сценарий выглядит вполне правдоподобно — в тот день «Мемфис» действительно вел наблюдения за учениями в Баренцевом море. Также неподалеку находились АПЛ «Мемфис», «Толедо» ВМС США и АПЛ «Сплендид» ВМС Великобритании.


Корпус «Мемфиса» сделан из специального сплава, способного выдержать не только погружение на 1 километр, но и столкновение с другой субмариной. Вполне вероятно, что столкновение произошло под острым курсовым углом на скорости около 20 узлов. От удара правый торпедный аппарат, где и находилась злополучная торпеда 65−76, был смят меньше, чем за секунду. В одно мгновение смешался весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды.

Мощность взрыва в таких условиях могла составить порядка 150 кг в тротиловом эквиваленте (кстати, взрыв именно такой мощности зафиксировала в этот день норвежская сейсмическая станция). В результате в первом отсеке случился сильнейший пожар, вызвавший короткое замыкание в основной силовой электросети. Курск потерял ход, сработала аварийная защита ядерных реакторов, а температура в отсеке подскочила до 500−700 градусов, отчего детонировали 18 стеллажных боевых торпед, лежащих в этом отсеке. Также короткое замыкание вызвало возгорание в главных распределительных электрощитах и пультах управления в турбинных 7-м и 8-м отсеках. Когда наконец-то появилась возможность поднять тела погибших, многие из них были со следами ожогов, полученных в борьбе за живучесть лодки.

Кстати, впоследствии на морском дне спасатели обнаружили ограждение боевой рубки, которое обычно устанавливается на американских подводных лодках.


Кроме перечисленных, существует еще немало версий гибели российской подлодки, но ни одна из них не может точно объяснить, что случилось в тот день.

Пролить свет на произошедшее могли бы оставшиеся в живых подводники. Но по странному стечению обстоятельств иностранным специалистам, имеющих все необходимое оборудование, разрешили участвовать в спасательной операции только спустя неделю после затопления «Курска». Норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини‑лодкой LR5 прибыло на место трагедии только 19 августа.

Норвежцы сумели изготовить специальный инструмент для вскрытия люка и 21 августа в 13:00 проникли в 9‑й отсек АПЛ. Но к этому времени все было кончено, живых свидетелей на «Курске» не осталось. Поэтому сегодня досканально известно только одно: «она утонула».

На субмарине погибли все 118 членов экипажа [фото, видео, аудио]

Изменить размер текста: A A

12 августа исполняется пятнадцать лет со дня трагедии атомной подводной лодки «Курск», в которой погибли все 118 членов экипажа.

«ПРИБОРЫ БЫЛИ ЗАКРЕПЛЕНЫ»

Звезда героя на кителе командира спецотряда водолазов капитана 1-го ранга Андрея Звягинцева - единственная награда, которая одновременно повод и для гордости, и для скорби. Ничто в этом мире не сможет заставить его забыть август 2000 года, когда его команде, неспешно собирающейся на плановые учения, был дан срочный приказ отправляться в Баренцево море. На связь не вышел атомоход «Курск ».

Сразу стало понятно, что дело серьезное, - вспоминает Андрей. - Однако мы даже близко не понимали, насколько все страшно. Никакой паники не было. Собрались, поехали. По пути разговоры были только о работе.

Водолазы узнали о трагедии одними из первых. И неспроста. На учениях они как раз планировали отрабатывать подобный сценарий. Вот только на то, что с ним придется столкнуться в жизни и так скоро, они не рассчитывали.

Какая-то мгновенная растерянность, какая-то боль, - делится Звягинцев. - Но она нас не сковала, а наоборот, заставила собраться.

Командир честно признается: спасатели были не готовы. Не духовно или профессионально, а технически.

У нас не было той технической мощи, которая имелась в Советском Союзе, - грустно объясняет водолаз. - Были подготовленные люди, это да. Но этого не хватило.

Спасатели долго готовились к погружению. Однако время поджимало. А тут еще и погода, словно намерилась помешать вытащить подводников из стального гроба. Было тяжко осознавать, что они не в силах помочь морякам. Все это давило на психику.

Первая мысль была о том, что гибнут моряки российского флота. Наши коллеги. Наши братья. Наши друзья, - вспоминает Андрей.

К счастью, спасателям было не до новостей и они не слышали критику в свой адрес, которая звучала со страниц газет и телеканалов. А вот прибывшие на помощь иностранные коллеги оценили их действия как профессиональные и правильные. Правда, легче от этого не стало.

ПЕРВЫЙ СПУСК

И вот, наконец, спуск под воду. Погружение шло в не самых простых условиях, но спасатели не собирались отступать. Двадцать метров, пятьдесят, сто ...

Знаете, даже сейчас мне больно вспоминать, каким я увидел «Курск» в тот раз, - Звягинцев делает паузу, пытаясь подобрать слова. - Представляете, атомный крейсер, гордость российского флота. И вот он безжизненный там, во тьме воды. Видеть мертвую лодку на глубине и в таком состоянии - это больно.

Андрей совершил больше погружений к «Курску», чем кто-либо другой. Более 870 часов, проведенных под водой на глубине ста метров. Но именно тот первый раз стал для него моментом, который он будет помнить всю жизнь, который будет ему сниться.

Водолаз не любит рассказывать, что он первым вошел в искореженную подлодку. Хотя тогда с этой работой не смогли справиться даже иностранные профессионалы. А вот его отряд смог. Возможно, помогло напутствие родственников экипажа.

Мы как раз решали, насколько опасно было бы попытаться проникнуть на борт, когда к нам пришли родные ребят с «Курска», - делится Звягинцев. - Они тогда уже знали, что мы хотим сделать, и попросили наше руководство не разрешать нам эту операцию, если риск слишком большой. Сказали: «Если море уже забрало наших ребят, то пусть хоть остальных не тронет». Но мы все равно решились.

МЕРТВАЯ ПОДЛОДКА

Мало кто знает подробности первого посещения лодки. В то время спасателям было не до журналистов. Они отчитывались только перед своим начальством и прокуратурой. Так что кошмар затонувшей субмарины не стал достоянием общественности.

Внутри все было перевернуто. На местах остались только закрепленные приборы. Везде на стенах черные разводы. Видно было, что вода несколько раз то заполняла отсеки, то наоборот спадала, - рассказывает спасатель. - Безжизненный корпус, а не боевое судно.

Звягинцев вспоминает, что никакие личные вещи в тот момент ему на глаза не попадались. Да и не время было их искать. Уже потом, когда нашли тело капитана Колесникова и записку при нем, а также другие личные вещи моряков, удалось составить картину трагедии.

Нам необходимо было оценить состояние субмарины, что могло в ней произойти. Но в отличие от многих, кого там не было, мы не делали никаких предположений о том, почему произошла авария, - предрекая мой будущий вопрос, уточняет Андрей. - Мы - трансляторы. Увидели что-то, поднялись на поверхность и рассказали. Времени строить теории у нас не было.

Через несколько лет за эту работу Звягинцев получит звание Героя России . Но почетная награда для него менее ценна, чем благодарности родных экипажа. Со многими из них он общается до сих пор. И временами не может понять, чем он заслужил их внимание, ведь ребят они спасти все же не смогли. И тогда хочется снять с кителя высокую награду.

СКАЗАНО!

«Я надеюсь, государство продолжит работу по подъему всех советских и российских лодок и кораблей, покоящихся на дне океана».

(Андрей ЗВЯГИНЦЕВ, капитан 1-го ранга.)

ПРЕДЧУВСТВИЙ НЕ БЫЛО

Вдова капитана 1-го ранга Владимира Багрянцева Екатерина долгие годы отказывалась от общения с прессой. Но для журналистов «Комсомолки» все-таки сделала исключение.

Мы встречаемся в сетевой закусочной на окраине Петербурга , и Екатерина Дмитриевна торопит: давайте уже скорее задавайте вопросы. Видно, что 56-летней женщине физически тяжело возвращаться в август 2000 года, и она просто пытается сделать эту боль чуть менее громкой.

Я с двумя сыновьями отдыхала в Крыму , в Севастополе . С Володей созвонились 9 августа, все было нормально. Ни у меня, ни у него не было никаких дурных предчувствий, - признается Екатерина Дмитриевна.

На следующий день Багрянцевы сели в поезд до Москвы . Женщина планировала провести время в столице с пользой. На носу 1 сентября - надо бы мальчишкам присмотреть что-то. Да и для мужа сделать несколько покупок.

Но все это стало уже неважным на перроне Курского вокзала, где семью встречали друзья.

Они меня спросили, знаю ли я новости. Я говорю: нет, откуда? И они мне рассказали, что лодка легла на грунт, - вспоминает Екатерина Багрянцева.

МЛАДШИЙ СЫН ПОШЕЛ ПО СТОПАМ ОТЦА

Дальнейшее, по ее собственным словам, было как в тумане. Куда -то шли, доставали билет до Видяево , где жили тогда, а потом уже в своей квартире ждали вестей. Десять долгих дней.

У журналистов есть верный прием: мол, родные до последнего верили в лучшее. Это уже штамп, избитая фраза - ну кто не будет верить, когда любимый человек в смертельной опасности? Но спустя годы Багрянцева признается: жены офицеров всегда смотрят правде в глаза.

Да, я надеялась, но у нас с Володей на глазах погиб «Комсомолец» (подлодка утонула в 1989 году в Норвежском море. - Прим. ред.). И когда ты замужем за военным, ты знаешь: может случиться все, что угодно. Как-то подсознательно готова ко всему, - рассказывает Екатерина Дмитриевна.

Спустя всего несколько месяцев она переехала с сыновьями в родной Петербург. Тогда при помощи клуба подводников губернатор выделил трехкомнатную квартиру в новостройке. Останки Владимира Багрянцева опознали только в феврале 2002 года.

Он, кстати, вообще не должен был быть на «Курске», но в последний момент руководство назначило его как одного из самых опытных командиров.

Комментировать ход спасательной операции Екатерина категорически отказывается: мол, это политический момент.

И о семье поначалу говорит с осторожностью: старший сын - ему 33 - стал инженером, женат, растит двух дочек. А младший, 26-летний Игорь, пошел по стопам отца. Служит на атомоходе на Северном флоте. Неужели не пытались отговорить?

Нет, ну что вы! - удивляется Багрянцева. - Это мужская работа, это его желание. Я всегда его в этом поддерживала.

Чуть позже Екатерина нашла в мобильном и показала нам фото Игоря. Симпатичный парень с удивительно ясным взглядом и обворожительной улыбкой держит на руках племянницу. Своей семьи у Багрянцева-младшего пока нет. На уме только служба.

ОТЕЦ ВАСИЛИЙ СПАС

Мы беседуем уже почти час, и вроде бы все ключевые вопросы заданы, но разговор никак не клеится. Багрянцева держит самое сокровенное при себе. Где познакомились с мужем? Почему выбрали Северный флот? «Посмотрите в интернете, ведь уже столько всего написано...»

И только когда заговариваем о духовнике семьи, известном питерском священнике Василии Ермакове , глаза у Екатерины Дмитриевны в буквальном смысле загораются.

Отец Василий более 35 лет служил настоятелем в храме Преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Багрянцевы впервые приехали к нему в 1996 году.

Для кадрового военного советской закалки ходить в церковь и тем более иметь своего духовника - это было, мягко говоря, нетипично. Владимир Багрянцев не видел в этом ничего противоестественного.

Наверное, его душа была готова. Он этого не скрывал и не стеснялся, - рассказывает теперь Екатерина.

Отец Василий, узнав о трагедии «Курска», позвонил женщине в Видяево: возвращайся домой, в Петербург. И если бы не он, еще неизвестно, как сложилась бы судьба Екатерины и мальчишек.

Он не то что поддержал нас - только благодаря ему я встала на ноги, смогла вернуться к жизни, - говорит Багрянцева. Она произносит это так искренне и с таким жаром, что я точно знаю: отец Василий разделил эту боль вместе с ее семьей.

Екатерина работала при храме Серафима Саровского до самой смерти отца Василия в 2007-м. Все эти годы она была рядом с могилой мужа - он похоронен как раз на Серафимовском кладбище. Теперь она работает уже в другом храме, но название просит не упоминать - не хочет повышенного внимания к себе.

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА СЕВЕР

Годовщину гибели «Курска» Екатерина Дмитриевна встретит в Мурманске . Мероприятия запланированы и в Видяево. Она вернется туда впервые за четырнадцать лет.

Я еду отдать дань памяти мужу, - объясняет Багрянцева. И добавляет: ничего не ждет ни от властей, ни от сослуживцев супруга.

Удивительный факт: почти за месяц до гибели Владимир подарил отцу Василию штурвал с часами. Он долго раздумывал над подарком. Хотел, чтобы это была не простая побрякушка, а вещь со смыслом. Так и получилось в итоге.

Это символично: Володя передал штурвал управления нашей семьей отцу Василию. И никто бы не сделал для нас больше, чем батюшка, - говорит Багрянцева.

Спустя пятнадцать лет после гибели любимого мужчины Екатерина, кажется, нашла ответы на все вопросы: почему так вышло и как быть дальше. И хотя воспоминания о днях, когда погибал «Курск» по-прежнему даются ей непросто, она приняла свою судьбу - судьбу жены морского офицера.

ЭХО ТРАГЕДИИ

Помощь для родных экипажа собирал весь Петербург

О том, как пытались спасти экипаж, как родственники ждали новостей, а власти пытались разобраться в ситуации, написано множество статей и книг. Но вот только мало кто знает о той значительной роли, которую сыграли в помощи семьям экипажа обыкновенные петербуржцы. «Комсомолка» узнала, как жители Северной столицы пытались оказать содействие в те страшные для семей подводников дни.

АТОМНЫЕ ЛОДКИ НА ГРУНТ НЕ ЛОЖАТСЯ

Как и все россияне, петербуржцы узнали о трагедии «Курска» не 12 августа и даже не 13-го, а лишь утром 14-го, в понедельник, когда включили радио. И первые же слова диктора выбили многих моряков из колеи. Серьезным, почти механическим голосом он произнес, что в Баренцевом море во время учений одна из атомных лодок вынуждена была лечь на грунт.

Первое, что пришло мне тогда в голову: «Атомные лодки на грунт не ложатся». Ведь они конструктивно не предназначены для этого, - рассказывает руководитель петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин. - Ну и, конечно, сразу в голову закралась мысль, что ситуация гораздо хуже, чем ее описывают СМИ. К сожалению, предчувствие нисколько нас не обмануло.

Он еще не знал, что в тот момент журналисты и родственники членов экипажа буквально организовали дежурства у всех мест, где можно было получить информацию.

Именно к нам первой обратилась семья офицера Милютина . Он был командиром дивизиона борьбы за живучесть на «Курске», - вспоминает руководитель клуба. Позвонила его мама, учительница. Она сказала, ей знакомые посоветовали обратиться к нам. До остальных дозвониться не могли. Люди терялись в догадках, а им никто ничего не объяснял. Ужасная ситуация.

В тот день первую точную информацию петербуржцам «слили» в конструкторском бюро «Рубин». Сказали немного: все произошло в субботу и лодка действительно лежит на грунте на глубине более ста метров с огромным креном. Правда, потом оказалась, что и эта информация не совсем точная. Лодка фактически лежала на ровном киле. Тогда и стало ясно, что это не проблема с всплытием. Субмарина реально затонула.

Звонки от родных стали массовыми. Им срочно требовалась помощь.

ПЕРВЫХ РОДСТВЕННИКОВ УВОЗИЛИ ЖУРНАЛИСТЫ

Все началось как раз с Милютиных, семьи командира дивизиона живучести БЧ-5 «Курска». Они только приехали из отпуска, денег не было совсем, а лететь туда надо было, - рассказывает Курдин. - Я тогда поймал журналистов, которые ко мне обращались за комментариями, и давай их шантажировать. Мол, если они хотят контактов с родственниками, должны купить этой семье билет до Мурманска. И репортеры не подкачали. Купили этот билет.

Ну а потом начало работать «сарафанное радио», и все завертелось. Тогда в Северной столице жило не более десяти семей с «Курска». Остальные прилетали лишь на время - мало у кого хватало средств, чтобы купить и билеты, и необходимые в поездке вещи сразу на весь путь. Люди летели даже не с сумками - просто с пакетами.

Тогда петербургские подводники и моряки самостоятельно организовывали отправку родственников экипажа на Север. За сутки процесс довели до автоматизма.

Мы дружили тогда с аэропортом Пулково . Что говорить, я тогда на своей машине подъезжал к трапу самолета, - уточняет подводник. - А в Мурманске их встречал наш человек - Олег Горелов , капитан 1-го ранга. Мы звонили ему и просто говорили: «Встречай». И он несся к аэропорту, чтобы забрать людей. Я помню, как в один день собрал очередную группу в Пулково, чтобы посадить на рейс до Мурманска. И вдруг ко мне подошел пожилой мужик в короткой рубашке, под которой было видно тельняшку. Говорит: «Послушайте, я тут пытаюсь в Мурманск улететь, а вы тут что-то делаете, как-то помогаете». А я ему: «Вы кто?» И тихий ответ: «Отец капитана 1-го ранга начальника штаба дивизии Багрянцева. Из Севастополя лечу, нас обещали отправить военным бортом, но за два дня ничего так и не решилось. А вот денег до Мурманска мне не хватает». И тут я достаю пачку денег из кармана и только одно прошу: «Куртку теплую где-нибудь найдите, холодно там». В итоге ему ее передали уже по прилете.


СТЕРЛИНГИ В УПАКОВКЕ ДЛЯ ТЕЛЕВИЗОРА

С первых дней петербуржцы стали приносить деньги на помощь морякам.

Вначале организаторы даже растерялись: помощи было так много, что всех не успевали запоминать. Создали ведомость. Но и тут были курьезы.

К нам приходили люди с золотыми цепями толщиной с большой палец на шеях и резонно говорили, что ничего подписывать не будут. В жизни ничего не подписывали и здесь не собираются, - делятся воспоминаниями те, кто пытался организовать сборы. - Однако деньги при этом свои давали.

Ну а еще тогда в момент аварии военный атташе Великобритании , капитан 1-го ранга Джеф Макриди привез коробку из под телевизора с деньгами. Представляете, целая коробка, в которой было около десяти тысяч фунтов мелкими купюрами от английских подводников, - до сих пор удивляется Курдин. - Он приехал вручать ее вместе со своим младшим 6-месячным сыном.

Кстати, именно англичане первыми из иностранных моряков решили поддержать российских подводников. Даже организовали благотворительную лотерею, собрав двадцать тысяч фунтов.

Простые петербуржцы приносили лекарства - от валерьянки до дорогих препаратов, теплые вещи. Город был постоянно на связи с Видяево. Необходимо было все. Ведь тогда еще верили, что экипаж до сих пор жив. Что говорить, но даже на крейсере «Аврора» стоял небольшой ящичек, в который люди бросали купюры. Приносили и по несколько тысяч и по сто рублей.

ХРОНОЛОГИЯ ТРАГЕДИИ

23.30 - во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море на сеанс связи не вышла атомная подводная лодка К-141 «Курск».

03.21 - эхолот крейсера «Петр Великий» обнаружил на морском дне «аномалию», которой, как стало ясно впоследствии, оказался лежащий на дне «Курск».

10.00 - первый спасательный корабль прибыл на место происшествия и начал попытки спасения подводной лодки.

11.00 - ВМФ впервые сообщает о затоплении «Курска» . По словам военных, с лодкой установлена радиосвязь, однако затем эта информация опровергается сообщениями о том, что единственным способом общения с экипажем является «перестук».

14.00 - НТВ сообщает о затоплении носовой части субмарины.

16.00 - военные отрицают затопление и впервые сообщают о времени аварии.

05.00 - жестокий шторм не дает спасателям начать работу.

09.00 - по словам военных, они слышали акустические сигналы от экипажа и знают, что моряки живы.

15.00-18.00 - по словам официальных лиц, спасательная операция началась. Представитель ВМФ утверждает, что кислорода на борту «Курска» осталось немного.

21.00 - под воду опускается первая спасательная капсула. Менее чем через час попытка прекращена из-за сильного шторма.

15.00 - глава правительственной комиссии первый вице-премьер Илья Клебанов говорит, что признаков жизни на борту подводной лодки нет.

16.00 - Москва официально запросила помощи у Лондона и Осло .

Предпринимается шесть попыток пристыковать спасательную капсулу к люку подводной лодки, однако все они оканчиваются неудачей из-за тяжелых погодных условий.

Утро. Предпринимается очередная попытка стыковки спасательного аппарата. Сила шторма - два балла, скорость ветра - десять метров в секунду. Данные о состоянии лодки и экипажа по-прежнему недостоверные.

Вечер. Руководитель пресс-службы ВМФ России называет ситуацию на борту «Курска» закритической.

Ночь. Владимир Путин по возвращении из Крыма в Москву заявляет, что остается мало надежды на спасение кого-либо из находящихся на борту атомохода.

17.00 - начальник штаба Северного флота адмирал Михаил Моцак делает заявление, что на борту «Курска» в живых никого не осталось.

Утро. К спасательной операции подключаются британцы и норвежцы.

12.30 - норвежский робот-манипулятор достиг подлодки.

17.00 - появляются сообщения о том, что норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка «Курска», но поднять крышку они не могут. Тем не менее водолазы считают, что в шлюзовой камере есть человек, который, похоже, пытался выбраться наружу.

07.45. Норвежским водолазам удалось открыть люк. В шлюзовой камере людей не обнаружено.

17.00 - начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск».

"Курск". 10 лет спустя. Фильм Аркадия Мамонтова. Эта была трагедия новой России, которая затронула сердце каждого... В августе 2000 года у российских моряков в Баренцевом море наступил праздник -- в соответствии с годовым планом на Северном флоте начала проводиться комплексная подготовка кораблей многоцелевой группы. Это были широкомасштабные учения. Все проходило штатно. Но вдруг срочное сообщение. 12 августа в 23:00 командир АПЛ "Курск" не вышел на связь. Началась спасательная операция, борьба за жизни 118 моряков-подводников. В район операции прибыли норвежские и английские специалисты. На 100-метровую глубину начали погружаться спасательные подводные аппараты. Самыми тяжелыми для всех были часы ожидания. Все надеялись, что в подводной лодке еще могут быть живые моряки... За ходом спасательной операции следил весь мир. На 100-метровую глубину, несмотря на тяжелые погодные условия, опускались подводные аппараты. Но вскоре стало понятно, что спасать некого. Весь экипаж АПЛ "Курск" погиб. Версий трагедии было много...

Военный обозреватель "КП" Виктор Баранец - о выводах после трагедии:

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

12 августа 2000 года, 18 лет назад, в Баренцевом море потерпела аварию атомная подводная лодка К-141 «Курск», проводившая учения в Баренцевом море. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Г. П. Лячин, всего на борту в момент катастрофы находилось 118 человек.
Вместе с ракетоносным крейсером погибли все.
Но даже сегодня, по прошествии стольких лет, трагедия имеет больше вопросов, чем ответов.

«Антей»

Именно так называют атомные подводные ракетоносные крейсеры проекта 949А. Эти лодки также принято гордо величать «убийцами авианосцев». Как бы там ни было, субмарины проекта 949А «Антей» являются очень мощными кораблями, на борту которых находится смертоносное вооружение. Лодка является двух корпусной: ее конструкция включает внешний легкий и внутренний прочный корпуса. Расстояние между ними - 3,5 м, и такая особенность повышает шансы выжить при столкновении с другой субмариной. Корпус АПЛ разделен на десять отсеков. Лодки проекта 949А очень широкие и могут при необходимости ложиться на грунт. Лодки проекта 949А «Антей» были построены довольно крупной (по меркам АПЛ) серией, включающей одиннадцать субмарин.
Сейчас в составе Северного и Тихоокеанского флотов продолжают нести службу еще восемь этих лодок, а вскоре их дополнит К-139 «Белгород». Частичной их заменой станут подводные лодки проекта 885 «Ясень».

«Курск»: поход в никуда

Но вернемся к погибшей субмарине. Можно ли детально восстановить хронологию событий - спорный вопрос. Многие аспекты засекречены, и о них мы никогда не узнаем. Известно, что в свой последний поход подводный крейсер отправился 10 августа 2000 года. А уже через два дня, 12 августа, корабль не вышел на связь. По плану учений экипаж должен был отработать пуск крылатой ракеты П-700, а также произвести стрельбу по мишеням торпедами близ Кольского залива. На лодке находился полный состав крылатых ракет, а также весь возможный боезапас торпед (24 штуки).
Между тем учебно-боевые торпедные атаки обнаружены не были, а командный пункт не получил соответствующего доклада. Проходившие с участием «Курска» военно-морские учения стали самыми масштабными с момента краха СССР.
Конечно, здесь был замешан престиж России как великой морской державы. Отчасти именно этим объясняется путаница в словах руководства ВМФ. Только через два дня после трагедии появились первые официальные сообщения о катастрофе, а до этого момента простые люди могли лишь догадываться о ней. Не было сделано никаких официальных заявлений.

Нуж

Нужно полагать, опасения закрались еще 12 августа, когда в 11:28 утра по местному времени на атомном крейсере «Петр Великий» зафиксировали хлопок. Тогда судьба подводников и их командира - капитана I ранга Геннадия Лячина - не казалась предрешенной, а странный звук списали на активацию антенны радиолокационной станции. Через 2 минуты 15 секунд после первого взрыва последовал и второй, более мощный. Но даже несмотря на это радиограмма на «Курск» была отправлена только через пять с половиной часов. Экипаж «Курска» не вышел на связь ни в 17:30, ни в 23:00 того же дня. Ситуацию признали аварийной, а утром в 4:51 лежащую на дне подлодку обнаружил гидроакустический комплекс «Петра Великого». Корабль находился на дне Баренцева моря на глубине 108 м, в 150 км от Североморска. После спуска водолазного колокола лодку обнаружили визуально, а спасатели услышали слабые стуки «SOS. Вода». Началась долгая эпопея спасения лодки, вскрывшая многие проблемы отечественного флота.

Западные страны быстро откликнулись на трагедию. Свою помощь предложили Beликобритания и США. На Западе предлагали использовать их глубоководные аппараты, чтобы спасти оставшихся в живых моряков. Но Россия от помощи наотрез отказалась… 15 августа выяснилось, что нос лодки сильно поврежден и при самом благоприятном развитии ситуации воздуха на борту хватит до 18 августа. Тогда же англичане выслали свой глубоководный аппарат LR-5 в норвежский порт - дожидаться разрешения РФ они не стали. На следующий день Россия все же позволила европейцам оказать помощь, и на выручку отправились норвежские суда Normand Pioneer и Seaway Eagle. Первый из них транспортировал аппарат LR-5, а второй - группу водолазов.
Официальная версия гласит, что лежавшая на дне подлодка имела крен в 60 градусов. В сочетании с плохой видимостью и волнением моря это привело к тому, что подводные аппараты АС-15, АС-32, АС-36 и АС-34 ни 13-го, ни 14-го, ни 15 августа, ни позже так и не смогли выполнить свою задачу. Однако вот что говорит по этому поводу командир отряда спасателей британец Дэвид Рассел (David Russel): «Мы поняли, что сообщаемая нам информация - ложь. Была хорошая видимость и спокойное море. Положение лодки «Курск» было доступным, и можно было помочь выжившим морякам». О дезинформации сообщил и норвежский адмирал Эйнар Скорген (Einar Skorgen), участвовавший в операции: «Водолазы погрузились очень быстро - АПЛ была там. Ее положение полностью горизонтальное, сильное течение отсутствует. Россияне нам говорили, что кольцо спасательного шлюза повреждено, но это оказалось неправдой». Так что к «Курску» можно было пристыковаться, и последующие события это доказали. Почти сразу по прибытии норвежцам сопутствовал успех. В 13:00 20 августа, после пристыковки спасательного аппарата, они вскрыли 9-й отсек подлодки. Уже через два часа власти официально заявили, что живых на борту нет.
О том, что АПЛ полностью затоплена, стало известно еще 19 августа после простукивания водолазами корпуса «Курска». Осенью 2001 года лодку подняли на поверхность и при помощи понтонов отбуксировали в сухой док. Перед этим носовую часть погибшего крейсера отрезали и оставили на дне моря, хотя многие эксперты предлагали поднять его полностью.

Тайна гибели подводной лодки «Курск». Официальная версия

Официальный отчет в 2002 году подготовил тогдашний генеральный прокурор Владимир Устинов. Согласно этой версии, «Курск» погиб в результате взрыва 650-мм торпеды « Кит» в четвертом торпедном аппарате. Это довольно старая торпеда, созданная в 1970-е, одним из компонентов ее топлива является пероксид водорода - именно его утечка и спровоцировала взрыв. После этого произошла детонация других торпед, расположенных в носу лодки. Торпеды на пероксиде водорода во многих других флотах не используются больше полувека по причине их небезопасности. Характер повреждений первого отсека таков, что версия о взрыве торпеды кажется правдоподобной. Части торпедного аппарата и гидроакустической станции, другое оборудование были буквально оторваны от корпуса АПЛ. Анализ деформации обломков торпедного аппарата дает основания думать, что внутри него действительно произошел взрыв. Другой вопрос - почему он случился. Известно, что утечка топлива для торпеды и его контакт с окружающей средой могли На борту «Курска» имелись средства спасения. Была спасательная капсула, которая в теории могла поднять на поверхность все 118 человек. Если глубина небольшая, экипаж может покинуть борт через торпедные аппараты, хотя в этом случае возможно декомпрессионное заболевание, грозящее даже смертью. Наконец, убежищем для моряков служит расположенный в хвосте лодки девятый отсек, к нему могут пристыковываться подводные аппараты.
Что же касается причины самой утечки, то здесь вопрос открыт. Одни эксперты указывают на брак, другие полагают, что торпеду могли повредить при погрузке на лодку. В сторону «торпедной» версии склоняется и вице-адмирал Валерий Рязанцев, изложивший свою версию в книге «В кильватерном строю за смертью». И хотя он также говорит о взрыве торпеды на борту, его выводы во многом не совпадают с официальной трактовкой. Недостатки конструкции лодки, по словам Рязанцева, вынуждают при залповом пуске торпед остав лять открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции (так предотвращают резкий скачок давления в первом отсеке). Вследствие этой особенности ударная волна попала во второй командный отсек и вывела из строя весь личный состав. Затем неуправляемая лодка врезалась в грунт и произошла детонация оставшегося боезапаса. После первого взрыва первый отсек был охвачен пламенем. Ударную волну ощутил и второй отсек. Второй взрыв был намного сильнее, и перегородка первого/ второго отсеков врезалась в перегородку второго/третьего. Только кормовая перегородка отсека 5-бис выдержала удар, хотя и погнулась. Если следовать официальной версии, то межотсечные двери были закрыты и задраены. Как минимум 23 моряка пережили взрывы и укрылись в кормовом девятом отсеке корабля, имеющем спасательный шлюз.

Тайна гибели подводной лодки «Курск». Столкновение подлодок

Одна из версий гласит, что «Курск» мог столкнуться с американской субмариной. Такой версии придерживается и капитан I ранга Михаил Волженский. Главным виновником называют субмарину В пятом отсеке «Курска» находился самописец, а также вахтенная документация, поврежденная при трагедии. На момент катастрофы аппаратуру магнитофонной записи «Снегирь» отключили, хотя регламент предписывает, чтобы при учебных стрельбах она была включена. Таким образом, не удалось восстановить переговоры по громкой связи на момент гибели. Всего было расшифровано 22 кассеты магнитофонных записей. На бортубыли найдены и три записки самих подводников, но ни одна из них не дала ответа на вопрос о причинах трагедии. Во всяком случае так было заявлено официально. «Толедо», принадлежащую к типу АПЛ «Лос-Анджелес». Подлодки ВМС США действительно следили за ходом учений флота России. Все они обладают высокой скрытностью, что позволяет максимально близко подходить к отечественным кораблям. Эта версия имеет ряд противоречий. Любая западная многоцелевая подлодка несравнимо меньше «Курска»: длина лодки типа «Лос-Анджелес» составляет 109 м против 154-х у «Курска». Самая мощная американская многоцелевая субмарина типа «Сивулф» имеет длину 107 м. Добавим, что лодки проекта 949А несравнимо шире и, в целом, массивнее заокеанских. Иными словами, столкновение с «Курском» должно было нанести самим американцам еще больший вред. Но ни одна из лодок ВМФ США тогда не пострадала.
Схожие шероховатости имеет и гипотеза о столкновении с надводным кораблем. Чтобы пустить на дно «Курск», удар должен был быть колоссальной силы, и все равно вероятность гибели такой большой лодки была бы незначительной.

Тайна гибели подводной лодки «Курск». Торпедная атака

Куда более интересна версия о торпедировании «Курска» подлодкой НАТО. Конечно, Североатлантический альянс не ставил целью ее уничтожение, просто в сложной ситуации, когда корабли находились рядом, капитан американской лодки мог отдать приказ о пуске торпед. Этой точки зрения придерживаются создатели документального фильма «Курск. Подводная лодка в мутной воде». Согласно ей, атаку произвела лодка «Мемфис», относящая к типу «Лос-Анджелес». Там же присутствовала и лодка «Толедо», прикрывавшая атакующую субмарину. Доказательством атаки может служить пробоина в передней правой части «Курска». На некоторых фотографиях отчетливо виден круг с вогнутыми вовнутрь краями. Но что могло оставить такие повреждения? Подводные лодки ВМС США используют торпеды Магк-48, однако их детальные характеристики доподлинно неизвестны. Дело в том, что эти торпеды многократно модернизировались с момента их принятия на вооружение в 1972 году. Одни специалисты говорят, что Магк-48 поражает лодку направленным взрывом и, соответственно, не может оставить таких повреждений на борту (речь идет о ровном, почти круглом отверстии). А вот в уже упомянутом фильме Жана-Мишеля Карре (Jean-Michel Carre) утверждается, что Магк-48 обладает проникающим действием и такое отверстие - ее визитная карточка. Сам фильм изобилует массой технических огрехов, и отделить правду от вымысла в данном случае очень тяжело. Иными словами, вопрос о торпедной атаке до сих пор остается открытым.

Тайна гибели подводной лодки «Курск». Мина

Вообще версия о столкновении «Курска» с миной никогда не стояла на повестке дня. Писатели и журналисты не видели в ней ничего «таинственного»: эта версия уж никак не походила на заговор. Техническая сторона вопроса также вызывает сомнения, ведь «Курск» был одной из самых больших в мире АПЛ, и его уничтожение старой миной времен Второй мировой вряд ли возможно. Однако есть и куда более правдоподобная гипотеза. Мины, как известно, бывают разные, и далеко не все они созданы в период Второй мировой войны. Существует, например, американская морская мина Mark-60 Captor, представляющая собой якорный контейнер с торпедой Мк.46. Специальная аппаратура распознает шумы вражеских подводных лодок, и торпеда с кумулятивной боевой частью наводится на переднюю, наиболее уязвимую часть лодки. Ряд экспертов считает, что именно этим можно объяснить наличие круглой пробоины в передней части « Курска».

Тайна гибели подводной лодки «Курск». Альтернативная версия

Одной из версий стала гипотеза капитана I ранга Александра Лескова. В 1967 году он пережил пожар на атомной подводной лодке К-3, а кроме того был командиром атомной субмарины К-147. Офицер подверг критике официальную версию, согласно которой «Курск» во время первого взрыва был под водой. Имея длину 154 м, такая лодка, согласно Лескову, не должна была погружаться при столь малой глубине моря (напомним, ее нашли на глубине 108 м). По требованиям безопасности для погружения нужна глубина в три длины самой подводной лодки. Бывший подводник утверждает, что лодку нашли на дне с выдвижными устройствами, которые поднимают только при надводном положении корабля.
Версию о взрыве торпеды он называет ошибочной, поскольку торпеды имеют четыре уровня защиты и детонация одной из них не влечет за собой взрывы других. Возникает резонный вопрос: что же тогда погубило лодку? Лесков однозначно заявляет, что ею стала пущенная во время учений российская ракета. Это могла быть ракета береговых комплексов класса «земля - земля». Офицер считает, что в «Курск» попала не одна, а две ракеты, что и стало причиной обоих взрывов. Отметим, что гипотеза Лескова, как и все остальные, также страдает отсутствием доказательств. Кроме основных существуют еще, как минимум, две конспирологических версии. Одна из них гласит, что на «Курске» мог произойти бунт вследствие нежелания капитана подчиняться приказам власти. Якобы правительство само пошло на ликвидацию лодки. Вторая версия - захват лодки чеченскими боевиками и, как следствие, ее гибель. Причем сторонники этой версии говорят, что от «Курска» власть могла сама избавиться, чтобы не поднимать лишнего шума в прессе. Оба предположения не имеют никаких доказательств.

Вместо эпилога

Правду о трагедии на атомной подлодке «Курск» мы, вероятно, не узнаем никогда. Это тот случай, когда официальную версию и конспирологию разделяет лишь тонкая грань, и на чьей стороне истина - неизвестно. Отказ РФ от международной помощи и путаницу в словах высокопоставленных лиц можно списать на самозащиту. И правда, ни командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, ни другой активный участник тех событий - вице-адмирал Михаил Моцак ответственности так и не понесли. Иностранцев к лодке действительно пускать не хотели, поскольку боялись нарушить пресловутую «секретность», доставшуюся в наследство от СССР. И здесь невольно вспоминаются слова булгаковского профессора Преображенского о разрухе в головах. Но как быть с деталями катастрофы? Версия о столкновении с подводным или надводным объектом кажется неправдо-подобной. На момент первого взрыва норвежская сейсмостанция ARCES зафиксировала удар силой в 90-200 кг в тротиловом эквиваленте. Таким образом, первый взрыв торпеды действительно мог произойти. Через две минуты сейсмологи зафиксировали еще один взрыв, в разы сильнее - это мог детонировать оставшийся боезапас лодки. Но какая именно торпеда погубила «Курск»? Боевая часть «Кита» составляет 450 кг, американской Магк-48 - 295, а Магк-46 - 44 кг. Теоретически взрыв каждой из них мог оказаться первым зафиксированным ударом. Никакого смысла торпедировать «Курск» для американцев не было, разве только в крайних условиях самообороны. А шансы поразить АПЛ с земли ракетой класса «земля - земля» были не больше, чем вероятность того, что в «Курск» попадет метеорит. Что же касается взрыва торпеды на борту, то он мог произойти только при стечении обстоятельств и в условиях тотальной халатности на всех уровнях. Это совершенно недопустимо на подводном флоте, но для того времени не кажется чем-то невероятным. Самой страшной аварией в послевоенной истории советского подводного флота стала гибель дизель-электрической подводной лодки Б-37, которая произошла 11 января 1962 года. Тогда в результате взрыва всего боезапаса торпед погибли 122 человека. Если говорить конкретно об атомных подводных лодках, то их затонуло восемь. При этом шесть из восьми принадлежали отечественному флоту. Некоторые имели ядерные боеголовки, но официально «Курск» не брал их на борт.

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей.

Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик».

До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.

В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.

Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.

А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

Почему капитану «Курска» присвоили звание Героя России?

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.

Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.