Крестьянин в западной европе название. Положение крепостных крестьян в западной европе

В Средние века были сосредоточены вокруг замков феодалов, и крестьяне всецело зависели от этих господ. Это происходило потому, что на заре формирования феодализма короли раздаривали своим вассалам земли вместе с людьми, на них проживающими. К тому же внутренние и внешние войны, в состоянии которых постоянно пребывало средневековое общество, разоряли крестьян. Нередко случалось, что сами крестьяне просили феодалов о помощи, когда не могли самостоятельно защитить себя от набегов и грабежей своих соседей или чужестранцев. В таких случаях они должны были отдать свои наделы феодалу-защитнику и оказывались в полной зависимости от него. Крестьяне, которые были официально свободны, но не имели прав на владение землей, назывались земельно зависимыми. Во Франции, Англии, Италии и Западной Германии их называли вилланами. Крестьяне лично зависимые были самыми бесправными. В Испании их называли ременсами, во Франции – сервами. А в Англии даже вилланы не имели права покидать своего господина ни при каких обстоятельствах.

Кроме налогов, крестьяне платили своему сеньору за пользование его мельницей, печью, виноградным прессом и прочими приспособлениями, которых не было в хозяйстве крестьян. Чаще всего крестьяне отдавали за это часть своей продукции: зерно, вино, мед и т.д. Чтобы получить свободу (это стало возможным в XII – XIII вв.), крестьяне могли заплатить большой выкуп, но земля по-прежнему оставалась во владении феодала.

Скандинавские крестьяне эпохи Средневековья находились в самом выгодном положении: они были свободными владельцами земли, но должны были выплачивать какой-то процент своей продукции . Жизнь крестьян в средневековые времена, как и теперь, была тяжелее и суровее, чем жизнь горожан. Чтобы вырастить урожай, надо было много месяцев трудиться не покладая рук и молить Бога о благоприятной погоде, о том, чтобы не забрали кормильца на очередную войну, чтобы по крестьянскому полю не проскакали несколько десятков всадников из свиты феодала в погоне за лесным зверем во время охоты, чтобы овощи не погрызли зайцы, а зерно не поклевали птицы, чтобы не сожгли, не разорили урожай какие-нибудь лихие люди. И даже если все будет благополучно, выращенного вряд ли хватит, чтобы досыта прокормить обычно очень большую семью. Часть урожая нужно отдать феодалу, часть – оставить на семена, а уж остальное – семье.

Крестьяне жили в маленьких домиках, крытых камышом или соломой. Дым от очага клубился прямо в жилом помещении, стены которого были вечно черные от сажи. Окон или вовсе не было, а если и были, то очень маленькие и без стекол, так как стекло было слишком дорогим для бедного крестьянина. В холодную пору эти отверстия просто затыкали какими-нибудь тряпками. Зимой часто даже свою немногочисленную скотину крестьяне держали у себя в жилище. Темно, тесно, дымно было в домах средневековых крестьян. Зимними вечерами при тусклом свете лучины (свечи стоили дорого) крестьянин что-нибудь мастерил или ремонтировал, его жена шила, ткала, пряла. Еда в доме была скудной и однообразной: лепешки, похлебки, каши, овощи. Хлеба часто не хватало до нового урожая. Чтобы не пользоваться мельницей феодала (ведь за это надо платить), крестьяне просто толкли зерно в долбленной деревянной посудине – получалось нечто вроде муки. А весной снова пахать, сеять, оберегать поля. И молиться, молиться истово, чтобы не случились заморозки на всходы, чтобы не было засухи, пожара или другой беды. Чтобы чума и мор не пришли в деревню, чтобы и в этом году не случилось очередного военного похода, для участия в котором могли забрать сыновей. Бог милостив, хотя на все воля Его святая.

Термин «Средние века» больше всего применим к Западной Европе, потому что именно здесь имели место все те явления, которые прочно связаны с представлениями о средневековье. Это замки, рыцари и многое другое. У крестьян в этом обществе было свое место, которое практически не менялось в течение нескольких столетий.

На рубеже VIII и IX вв. во Франкском государстве (оно объединяло Францию, Германию и большую часть Италии) произошел переворот в отношениях вокруг владения землей. Сложилась феодальная система, которая и была основой средневекового общества.

Короли (обладатели верховной власти) опирались на поддержку армии. За службу приближенные монарха получали большие земельные угодья. Со временем появился целый класс зажиточных феодалов, которые имели огромные территории внутри государства. Крестьяне, жившие на этих землях, становились их собственностью.

Значение церкви

Еще одним крупным собственником угодий стала церковь. Монастырские наделы могли охватывать множество квадратных километров. Как жили крестьяне в Средние века на таких землях? Они получали небольшой личный надел, а в обмен на это должны были трудиться определенное число дней на территории владельца. Это было экономическое принуждение. Оно затронуло почти все европейские страны, кроме Скандинавии.


Церковь играла большую роль в закрепощении и обезземеливании жителей деревни. Жизнь крестьян легко регулировалась духовными властями. Простолюдинам внушалась мысль о том, что безропотная работа на церковь или передача ей земли позже отразится на том, что случится с человеком после смерти на небесах.

Обнищание крестьян

Существовавшее феодальное землевладение разорило крестьян, почти все они жили в заметной нищете. Это было связано с несколькими явлениями. Из-за регулярной воинской повинности и работы на феодала крестьяне были оторваны от собственной земли и практически не имели времени заниматься ею. Кроме того, на их плечи ложились самые разные налоги со стороны государства. Средневековое общество было основано на несправедливых предрассудках. Например, крестьяне облагались самыми высокими судебными штрафами за проступки и нарушения законов.

Жители деревни лишались собственной земли, но никогда не сгонялись с нее. Именно натуральное хозяйство было тогда единственным способом выжить и заработать. Поэтому феодалы предлагали безземельным крестьянам брать у них землю в обмен на многочисленные обязательства, которые описаны выше.

Прекарий

Основным механизмом возникновения европейского крепостного права был прекарий. Так назывался договор, который заключался между феодалом и нищим безземельным крестьянином. В обмен на владение наделом пахарь обязывался или платить оброк, или выполнять регулярную барщину. Средневековая деревня и ее обитатели часто целиком были связаны с феодалом договором прекарий (буквально «переданного по просьбе»). Пользование могло быть дано на несколько лет или даже пожизненно.


Если сначала крестьянин оказывался только в земельной зависимости от феодала или церкви, то со временем из-за обнищания он терял и личную свободу. Этот процесс закрепощения становился следствием тяжелого экономического положения, которое переживала средневековая деревня и ее обитатели.

Власть крупных землевладельцев

Бедняк, который был не в состоянии уплатить весь долг перед феодалом, попадал в кабалу по отношению кредитору и фактически превращался в раба. В целом это приводило к тому, что крупные земельные хозяйства поглощали мелкие. Этому процессу также способствовал рост политического влияния феодалов. Благодаря большой концентрации ресурсов они становились независимыми от короля и могли делать на своей земле все, что хотели, не считаясь с законами. Чем больше средние крестьяне попадали в зависимость от феодалов, тем сильнее росло могущество последних.

То, как жили крестьяне в Средние века, часто зависело еще и от правосудия. Этот вид власти также оказывался в руках феодалов (на их земле). Король мог объявить об иммунитете особенно влиятельного герцога, чтобы не идти с ним на конфликт. Привилегированные феодалы могли без оглядки на центральную власть судить своих крестьян (иначе говоря, свою собственность).

Иммунитет также давал право крупному владельцу лично собирать все денежные поступления, шедшие в казну короны (судебные штрафы, налоги и другие поборы). Также феодал становился предводителем ополчения крестьян и солдат, которое собиралось во время войны.


Иммунитет, даруемый королем, был лишь формальным оформлением той системы, частью которой было феодальное землевладение. Крупные собственники владели своими привилегиями задолго до получения разрешения со стороны короля. Иммунитет лишь придавал законность порядкам, при которых проходила жизнь крестьян.

Вотчина

До того как произошел переворот в земельных отношениях основной хозяйственной единицей Западной Европе была сельская община. Также их называли марками. Общины жили свободно, но на рубеже VIII и IX веков они ушли в прошлое. На их место пришли вотчины крупных феодалов, которым подчинялись крепостные общины.

Они могли быть самыми разными по своей структуре, в зависимости от региона. Например, на севере Франции были распространены крупные вотчины, которые включали в себя по несколько деревень. В южных же провинциях общего франкского государства средневековое общество в селе жило в маленьких вотчинах, которые могли ограничиваться дюжиной дворов. Эта разделение по европейским регионам сохранилось и просуществовало вплоть до отказа от феодальной системы.


Структура вотчины

Классическая вотчина делилась на две части. Первой из них был господский домен, где крестьяне работали в строго определенные дни, отбывая свою повинность. Вторая часть включала в себя дворы сельских жителей, из-за которых они и попадали в зависимость от феодала.

Труд крестьян обязательно применялся и в барской усадьбе, которая, как правило, была центром вотчины и господского надела. Она включала в себя дом и двор, на котором были различные хозяйственные постройки, огороды, сады, виноградники (если позволял климат). Также здесь работали господские ремесленники, без которых также не мог обойтись землевладелец. В усадьбе также часто были мельницы и церковь. Все это считалось собственностью феодала. То, чем владели крестьяне в Средние века, находилось на их участках, которые могли располагаться чересполосно с наделами землевладельца.

Зависимые сельские труженики должны были работать на участках феодала с помощью своего инвентаря, а также пригонять сюда свой скот. Реже использовались настоящие рабы (этот социальный слой был гораздо меньшим по численности).


Пахотные наделы крестьян соседствовали друг с другом. Они должны были пользоваться общим участком для выпаса скота (эта традиция осталась со временем свободной общины). Жизнь такого коллектива регулировалась с помощью сельского схода. На нем председательствовал староста, который избирался феодалом.

Особенности натурального хозяйства

В вотчине преобладало натуральное хозяйство. Это было связано с малым развитием производственных сил в деревне. Кроме того, в селе не было разделения труда между ремесленниками и крестьянами, что могло бы повысить его производительность. То есть ремесленные и домашние работы появлялись как побочное явление сельского хозяйства.


Зависимые крестьяне и ремесленники обеспечивали феодала различной одеждой, обувью, а также необходимым инвентарем. То, что производилось в вотчине, по большей части использовалось при дворе хозяина и редко оказывалось в личной собственности крепостных.

Крестьянская торговля

Отсутствие циркуляции товаров тормозило торговлю. Тем не менее неправильно говорить, что ее вовсе не было, и крестьяне в ней не участвовали. Имели место рынки, ярмарки, а также денежное обращение. Однако все это никак не сказывалось на жизни деревни и вотчины. Крестьяне не имели никаких средств к самостоятельному существованию, и хилая торговля не могла помочь им откупиться от феодалов.

На средства, вырученные с торговли, в деревне покупали то, что не могли произвести самостоятельно. Феодалы приобретали соль, оружие, а также редкие предметы роскоши, которые могли привезти купцы из заморских стран. Сельские жители в таких сделках не участвовали. То есть торговля удовлетворяла только интересы и потребности узкой верхушки общества, у которой имелись лишние деньги.

Крестьянский протест

То, как жили крестьяне в Средние века, зависело от размера оброка, который уплачивался феодалу. Чаще всего его отдавали в натуральной форме. Это могло быть зерно, мука, пиво, вино, домашняя птица, яйца или ремесленные изделия.

Лишение остатков имущества вызывало протест крестьянства. Он мог выражаться в различных формах. Например, сельские жители бежали от своих угнетателей или даже устраивали массовые бунты. Крестьянские восстания каждый раз терпели поражения из-за стихийности, раздробленности и неорганизованности. В то же время даже они приводили к тому, что феодалы старались зафиксировать размер повинностей для прекращения их роста, а также увеличения недовольства среди крепостных.


Отказ от феодальных отношений

История крестьян в Средние века - это постоянное противостояние с крупными землевладельцами с переменным успехом. Эти отношения появились в Европе на руинах античного общества, где вообще царствовало классическое рабство, особенно ярко выражавшееся в Римской империи.

Отказ от феодальной системы и закрепощения крестьян произошел в Новое время. Ему поспособствовало развитие экономики (в первую очередь легкой промышленности), промышленный переворот и отток населения в города. Также на рубеже Средневековья и Нового времени в Европе возобладали гуманистические настроения, которые ставили свободу личности во главе всего остального.

Крестьяне, обладавшие лишь ограниченными правами на землю — главное богатство Сред-невековья, — занимали подчинённое положе-ние в обществе. Но именно их труд являлся его основой.

Крестьяне и сеньоры

В Средние века те, кто трудился, — а более 90% их составляли крестьяне — считались третьим сословием , необходимым, но самым низшим. Их низкое положение связывалось с зависимостью и тем, что они не имели в своей собственности зем-ли — она была владением сеньора. В то же время считалось, что крестьянин всех кормит и что его труд угоден Богу.

Земля сеньора обычно была поделена на две части. Одну он оставлял для себя: леса для охоты, луга, где паслись его кони, господское хозяй-ство. Весь урожай с господского поля шёл в имение сеньора. Другая часть земли дели-лась на наделы, которые передавались кресть-янам. За использование земли крестьяне несли повинности в пользу сеньора: работали на господском поле (барщина), платили оброк продуктами или деньгами, были и другие повинности. Судил крестьян тоже сеньор.

Свободных крестьян к XII в. в Западной Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни несли неболь-шие повинности, а другие подолгу работали на барщине или отдавали сеньору половину урожая. Самым тяжёлым было положение лично зависимых крестьян . Они несли повин-ности и за землю, и за себя лично.

Крестьянские повинности часто были весьма обременительны, зато они подолгу не менялись. А если сеньоры пытались увеличить их, нарушая давний обычай, то кресть-яне сопротивлялись, искали спра-ведливости в суде короля или даже восставали.

Жизнь в средневековой деревне

В раннее Средне-вековье в сельском хозяйстве распространилось трёхполье, при котором сельскохозяйственные культуры чередовались в определённом поряд-ке и земли меньше истощались. Урожайность оставалась низкой: в XI-XIII вв. с каждого мешка посеянного зерна собирали урожай от двух до четырёх мешков. А ведь крестьянин должен был оставить семена для посева, отдать десятину церкви и оброк сеньору, а на осталь-ное прожить вместе с семьёй до следующего урожая! Даже в урожайные годы многие крестьяне недоедали, но часто случались недороды и неурожаи, вызывавшие голод и болезни. Благополучие крестьянина легко мог-ли разрушить и набег врага, и распри феода-лов, и произвол сеньора.

Жизнь крестьян текла неспешно и однооб-разно. Её ритм был задан самой природой. Выживать вместе было легче, и крестьяне одной или нескольких деревень объединялись в общину . На её собраниях решались многие вопросы. Она определяла, чем засеять поле, устанавливала правила пользования общими деревенскими угодьями (сенокосом, пастби-щем, лесом ), разрешала споры между кресть-янами, организовывала помощь нуждаю-щимся, поддерживала порядок в округе.

Натуральное хозяйство

Крестьяне обеспе-чивали продовольствием и себя, и своего сеньора с его людьми, и ближайший город. Почти всё необходимое для жизни произ-водилось в каждой деревне. Покупали мало, да и платить за покупки было нечем.

Такое положение, когда почти всё необхо-димое не покупается, а производится на мес-те, называется натуральным хозяйством . В раннее Средневековье оно господствовало, но кое-что всё же приходилось покупать или выменивать, например соль. Да и сеньоры нуждались в дорогих и престижных товарах: в тонких тканях, в хорошем оружии, в поро-дистых конях; всё это привозилось издалека. Так что даже при натуральном хозяйстве тор-говля полностью не прекращалась. Материал с сайта

Жатва. Витраж XII в.

Стрижка овец. Миниатюра XV в.

Крестьянская культура

Кресть-яне помимо труда умели и наслаждаться отдыхом. На празд-никах они пели и танцевали, состязались в силе и ловкости. Крестьянские праздники, хотя и были освящены христианством, но час-то восходили к языческим обрядам. Да и сами крестьяне верили в колдовство и домовых.

Средневековая деревня была почти сплошь неграмотной. Зато устное народное творчест-во — старинные песни, сказки и пословицы — вобрало в себя народную мудрость. Мечту крестьян о справедливости воплотил образ благородного разбойника, мстящего за оби-женных. Так, английские баллады рассказы-вают о бесстрашном Робин Гуде, метком стрелке и защитнике простых людей.

Весной крестьяне пахали землю, сеяли яровые, ухаживали за вино-градниками. Летом заготавливали сено, жали серпами созревший урожай, ссыпали зерно в закрома. Осенью собирали виноград, дела-ли вино, сеяли озимые. В страду, когда решалась судьба урожая, работали от зари до зари. Затем наступало короткое время отдыха. И вот уже пора готовиться к новой полевой страде.

На этой странице материал по темам:

  • Презентация крестьяне в деревне средние века

  • Жизнь крестьян в средневековой деревне

Вопросы по этому материалу:

Дата публикации: 07.07.2013

Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV - XVII вв. Средневековью присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней, грязи и аморальности...

История

Сам термин «средние века» впервые был введен в 1453 г. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. До этого использовали термин «темные века», который на данный момент обозначает более узкий отрезок временного периода средневековья (VI—VIII века). В оборот данный термин был введен профессором Галльского университета Христофором Целлариусом (Келлером). Этот человек также разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время.
Стоит сделать оговорку, сказав, что речь в данной статье пойдет именно о европейском средневековье.

Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны:
- иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
- ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
- идеалы рыцарства;
- расцвет средневековой архитектуры - готики (в искусстве в том числе).

В период с Х по ХII вв. увеличивается численность населения европейских стран, что приводит к изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Начиная с XII - XIII вв. в Европе произошел резкий подъем развития технологий. За столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура.

За исключением Восточной Европы, которая подверглась нашествию монголов. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Жизнь и быт

Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 - 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.

В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей.

Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных - земледелие.

Все беды средневекового человека (болезни, кровопролитные войны, голод) приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 - 32 года. До 70-летнего возраста доживали единицы.

Образ жизни средневекового человека зависел во многом от места его обитания, но, вместе с тем, люди того времени были достаточно мобильны, и, можно сказать, постоянно находились в движении. Сначала это были отголоски великого переселения народов. Впоследствии в дорогу людей толкали уже другие причины. По дорогам Европы двигались крестьяне, поодиночке и группами, искали лучшей доли; «рыцари» - в поисках подвигов и прекрасных дам; монахи - переходя от монастыря к монастырю; паломники и всевозможные нищие и бродяги.

Лишь с течением времени, кода крестьяне обзаводились определенным имуществом, а феодалы большими землями, тогда начали расти города и на тот момент (примерно XIV век) европейцы становятся «домоседами».

Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых.

Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой.

Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.

Пища

Большинство европейцев питалось очень скромно. Ели обычно дважды в день: утром и вечером. Повседневной пищей были ржаной хлеб, каши, бобовые, репа, капуста, зерновая уха с чесноком или луком. Мяса потребляли мало. Тем более что в течение года было 166 дней поста, когда мясные блюда запрещалось есть. Значительно больше в рационе было рыбы. Из сладостей был только мед. Сахар попал в Европу с Востока в XIII в. и был очень дорогим.
В средневековой Европе много пили: на юге - вино, на севере - пиво. Вместо чая заваривали травы.

Посуда большинства европейцев - миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать. Вилок не было, за столом ели ложками. Куски мяса отрезали ножом и ели руками. Крестьяне ели пищу из одной миски всей семьей. На пирах знати ставили на двух одну миску и кубок для вина. Кости бросали под стол, а руки вытирали скатертью.

Одежда

Что касается одежды, то она была во многом унифицирована. В отличие от античности, прославление красоты человеческого тела церковь считала греховным и настаивала на том, чтобы его прикрывали одеждой. Лишь к XII в. стали появляться первые признаки моды.

Изменение стиля одежды отражали тогдашние общественные предпочтения. Возможность следовать моде имели преимущественно представители зажиточных слоев.
Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе. В наряде состоятельных преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна. Обувью мужчин и женщин были кожаные остроносые ботинки без твердой подошвы. Головные уборы возникли в XIII в. и с тех пор непрерывно менялись. Привычные перчатки приобрели при средних веках важное значение. Пожать руку в них считалось оскорблением, а бросить кому перчатку было проявлением презрения и вызовом на поединок.

Знать любила добавлять к своей одежде различные украшения. Мужчины и женщины носили кольца, браслеты, пояса, цепочки. Очень часто эти вещи были уникальными ювелирными изделиями. Для бедноты все это было недостижимым. Значительные средства тратили состоятельные женщины на косметику и парфюмерию, которую привозили купцы с восточных стран.

Стереотипы

Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, тупыми мужланами. Но было ли это в действительности так? Это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят описывать эдаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Стоит ли продолжать список? Это все были государи, образцы для своих подданных. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. К примеру, сеньор Этьен II де Блуа был женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя. Этьен, как это и было положено тогда христианину, отправлялся в крестовые походы, а жена его оставалась дома. Казалось бы, что ничего особенного во всем этом нет, но до нашего времени дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Это свидетельство и показатель того, как средневековый рыцарь мог относиться к собственной жене. Можно также вспомнить Эдуарда I, которого погубила смерть его любимой жены. Или к примеру, Людовик XII, который после свадьбы из первого развратника Франции превратился в верного мужа.

Говоря о чистоте и уровне загрязненности средневековых городов, тоже зачастую перегибают палку. Вплоть до того, что утверждают, будто бы отходы жизнедеятельности человека в Лондоне сливались в Темзу, вследствие чего она была сплошным потоком нечистот. Во-первых, Темза не самая маленькая река, а во-вторых, в средневековом Лондоне количество жителей было около 50 тыс. Так что подобным образом загадить реку они попросту не смогли бы.

Гигиена средневекового человека была не столь ужасна, как нам представляется. Очень любят приводить в пример принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года. Но этот ее поступок вызывал большой резонанс в Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет. Но если посмотреть статистику производства мыла в Средние Века, то можно понять, что утверждение о том, что люди не мылись годами, далеко от истины. Иначе для чего было бы необходимо такое количество мыла?

В Средние века не было такой необходимости в частом мытье, как в современном мире - окружающая среда не была так катастрофически загрязнена как сейчас... Не было промышленности, пища была без химикатов. Потому, с человеческим потом выделялись вода, соли, а не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Еще один стереотип, закрепившийся в общественном сознании о том, что от всех ужасно воняло. Русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами. Духами они действительно пользовались. Но объясняется это тем, что в России было не принято сильно душиться, тогда как французы просто обливались духами. Потому для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь».

В заключение можно сказать, что реальное Средневековье сильно отличалось от сказочного мира рыцарских романов. Но вместе с тем и некоторые факты во многом искажены и преувеличены. Думается что правда, она как всегда где-то посередине. Также как и всегда, люди были разными и жили они по-разному. Некоторые вещи по сравнению с современными, действительно кажутся дикими, но все это происходило столетия назад, когда нравы были другими и уровень развития того общества не мог позволить себе большего. Когда-нибудь для историков будущего и мы окажемся в роли «средневекового человека».


Последние советы раздела «История»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

3.1.Положение крестьян в средневековом обществе. Роль крестьян в обществе определялась теорией о трех общественных группах, согласно которой общество сравнивалось с человеческим телом. Так как в жиз­ни человека необходима духовность, моральные устои, по­этому священники молятся Богу за всех. Правители страны и знать сравни­вались с руками, они были воинами, сражающимися за интересы всего общества. А крестьяне сравнивались с нога­ми, они должны кормить и одевать своих господ.

Людям внушалось, что как органы человеческого тела взаимно дополняют друг друга, так и священники, господа и крестьяне нуждаются друг в друге. Поэтому людей призывали жить в согласии и дружбе, потому что нога чело­века - не враг его руке, а рука - его душе.

В отличие от рабов крестьяне берегли и улучшали свои орудия труда. Труд крестьянина был производительнее труда раба, что привело к подъему феодального хозяйства.

3.2.Расслоение крестьян. В период феодализма крестьян разделялись на зависимых и вольных. Зависимые крестьяне полностью подчинялись власти феодалов, которые имели право их продавать, обме­нивать и дарить, но не имели права убивать. При побеге зависимого крестьянина разыскивали и возвращали хозя­ину. В ряды зависимых крестьян постепенно попадали бывшие рабы. Такие крестьяне во Франции называлась «сервами».

Вольных крестьян в Англии назы­вали «вилланами». Они могли свободно распоряжаться своим имуществом и орудиями труда. Воль­ные крестьяне имели право оставлять свои земельные наделы в наслед­ство детям.

3.3.Повинности крестьян. За пользование землей крестьяне должны были нести повинности, главными из которых были барщина и оброк. Барщиной называли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала, т.е. отработка трудом. Крестьяне должны были отдавать владельцу поместья оброк – долю продуктов своего хозяйства.

Вместе с тем крестьяне привлекались к «общественным работам». На­пример, раз в год они должны были бесплатно принимать участие в строительстве моста, ремонте дорог и на других работах. В пользу церкви крестьяне должны были отдавать церковную десятину – десятую часть урожая и приплода скота.

3.4.Быт крестьян. Жизнь средневековых крестьян была тяжелой. Из-за слабого развития производства вся их домашняя утварь была грубой и примитив­ной. Все необходимые в быту вещи крестьяне изготовляли сами. Обычно дома строили из дерева, камня. Крышу покрывали камышом или соломой. Вместо окон делались маленькие отверстия.

При отоплении печной дым за­полнял все помещение, так как дома не имели дымоходов. В сильные холода мел­кий скот держали прямо в доме. Одежду шили из домотканой материи, холста, грубо обработанных шкур. Обувь изготовляли из кожи, стеб­лей растений, коры деревьев.

3.5.Борьба крестьян с феодалами . Крестьяне не были по-настоящему за­интересованы в повышении производительности труда, так как феодалы и король облагали их непосильными налогами и повинностями. При низких урожаях у крестьян оставалось мало излишков, которые изымали у них феодалы.

В средневековых документах говорится, что многие феодалы пре­небрежительно относились к крестьянам, считая их «ленивыми», «не­вежами», «грубиянами». В свою очередь, крестьяне называли своих феодалов «скупыми», «жестокими» и «ненасытными».

Когда жестокость и несправедливость со стороны господ пере­полняли народное терпение, крестьяне поднимали восстания, ра­зоряли хозяйства феодалов. Крестьянские восстания вынуждали феодалов уменьшать размеры взимаемых на­логов и повинностей.