Семейная драма царя давида. «Авессалом, сын мой Авессалом! Смотреть что такое "Авессалом" в других словарях

О бунте непокорного сына и его последствиях, о смирении отца – царя Давида, о том, что нам делать, когда наши дети оказываются «между небом и землею», – протоиерей Олег Стеняев , продолжает свою беседу, комментируя библейскую историю об Авессаломе (2 Цар. 14–18).

Сказано в слове Господнем:

«Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома» (2 Цар. 15: 12).

Как безумны были эти люди! Они забыли подвиги , забыли, как Давид сокрушил в единоборстве Голиафа, забыли праведность царя, забыли, что самые любимые религиозные псалмы, которые пели люди, прославляя Господа, принадлежали ему, его поистине боговдохновенному языку. Сейчас они думали лишь об этом молодом человеке, они бежали за Авессаломом сломя голову.

Что же предпринимает Давид, когда возникает эта, как бы сейчас сказали, ?

Говорится:

«И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом. И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы – рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата» (2 Цар. 15: 13–17).

Царь Давид, остановившийся у Беф-Мерхата, я думаю, каждому русскому человеку напоминает другого царя-изгнанника – блаженной памяти государя нашего .

О государе Николае II говорили, что он никогда не держался за власть, и когда перед ним встал вопрос: или в стране будет развязана гражданская война, или он должен уйти, – он выбрал второе, отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, за себя и за своего сына отрекся от престола. Это было подлинно религиозное отношение к власти. Человек, который призывается к власти Господом, никогда не держится за нее так, как держатся за власть временщики. Царь Давид понимал, что царство дано ему из рук Господа, и если Господь захочет у него забрать это царство, то Он его заберет, зачем же развязывать бойню посреди Иерусалима, посреди столицы Израиля? А сейчас многие люди именно для того, чтобы удержаться у власти, готовы развязать любую бойню, пролить море крови. Давид так не поступает.

Давид – это образ истинно религиозного правителя, истинно верующего царя. Он оставляет все, пешком уходит из Иерусалима.

«И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя» (2 Цар. 15: 18).

То есть те, кто были верны Давиду по-настоящему с самого начала, остаются и в трудный час верными своему правителю, своему царю.

Царская власть не достигается по воле человека – это власть, которая даруется от Господа

Но вот иные люди – огромная толпа – собираются вокруг Авессалома; они забыли, что царь Давид есть истинный помазанник Божий. Как можно выступать против той власти, которая учреждена действительно волей Господней?

Когда на просторах нашей земли уничтожалось само имя православного царя, то это было страшным грехом и страшным, диавольским коварством, потому что царская власть – это не та власть, которая достигается и осуществляется по воле человека, но та, что даруется с Небес, от Господа. Ибо как священника на высоту его служения возводят архиерейские руки, так же точно и царя архиерейские, патриаршие руки возводят на престол, руки, источающие апостольскую благодать. А современные деятели возносятся на высоту своего положения с помощью интриг, подкупа, предательства, посредством коварства, убийств, крови, насилия, за счет обнищания собственного народа.

Давид не хочет принимать участия в этом безумии, не хочет подыгрывать Авессалому, не хочет развязывать бойню посреди Иерусалима, он уходит – уходит пешком, потому что знает: если угодно будет Богу, то Он защитит его. И Авессалом, этот наглый юнец, входит в Иерусалим, объявляет себя царем и правителем, и начинается его, Авессаломово, царство.

Это был ужасный период в истории Израильского государства. Авессалом начинает свое «правление» с того, что восходит в шатер, где были собраны жены царя Давида, и совершает надругательство над ними на глазах всего Израиля. Что он хотел этим доказать? Желал оскорбить своего отца? Засвидетельствовать, что он теперь является истинным царем? Право же, Авессалом уже сам не знал, что с ним происходит. Человек, который получает власть из рук диавола – путем насилия, коварства, убийств, ценой нищеты своего народа, – сам становится лишь слепым орудием диавольских, бесовских, адских стихий. И Авессалом уже не принадлежал себе, им владел тот, кто показывает все царства мира во мгновение ока и дает их тем несчастным, которые, пав, поклоняются ему (см.: Мф. 4: 8–9). И народ увидел, с чего начинается его царство, увидел, что все слова, которые он говорил людям, были сплошным обманом. Он обещал, что будет справедливо судить людей, но не судил их справедливо. Он обещал, что будет помогать неимущим, но он не помог неимущим. Все, что он говорил, оказалось ложью, неправдой, и люди стали отходить от него, люди разочаровались в нем.

Давид все это время находился в скитаниях, находился в стороне от Иерусалима, и вокруг него стали собираться здравомыслящие люди. И даже те, кто сначала поверил Авессалому, вернулись затем к Давиду. Начинается война – между сторонниками Давида и людьми Авессалома. И в ходе этой войны Авессалом погибает.

«И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал» (2 Цар. 18: 9).

Вы помните, у Авессалома были очень длинные волосы, за которыми он следил, которыми так гордился. И вот, когда он скакал на своем муле и въехал на нем под ветви большого дуба, то подул ветер, и волосы Авессалома, его огромные косы запутались в ветвях; мул выскочил из-под несчастного молодого человека, а Авессалом повис на своих волосах. Повис, как сказано в Библии, «между небом и землею» – между жизнью и смертью. Вот каким печальным может оказаться конец тех людей, которые пытаются чего-либо достичь в этой жизни не по воле Господа, а по воле своего честолюбия, властолюбия, корысти и зависти. Он повис «между небом и землею» , и увидел это некий воин – а армия Авессалома была разбита во время битвы. И донесли Иоаву, тому самому военачальнику Давида, у которого Авессалом сжег ячменное поле, что видели Авессалома висящим на дубе.

«И сказал Иоав человеку, донесшему об этом: вот, ты видел; зачем же ты не поверг его там на землю? Я дал бы тебе десять сиклей серебра и один пояс. И отвечал тот Иоаву: если бы положили на руки мои и тысячу сиклей серебра, и тогда я не поднял бы руки на царского сына; ибо вслух нас царь приказывал тебе и Авессе и Еффею, говоря: “сберегите мне отрока Авессалома”» (2 Цар. 18: 11–12).

Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им?

Да, во время этой войны Давид умолял своих полководцев: «Сберегите мне отрока Авессалома» (2 Цар. 18: 5). Для отца, который поистине любил своего сына, Авессалом был не бунтарь, не узурпатор, но отрок – его дитя.

Точно так же и мы относимся к своим детям: вокруг нас говорят, что наши дети пьяницы, что наши дети блудники, что наши дети воры, злодеи, мерзавцы, подлецы… А это – наши отроки и отроковицы. Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им? Но иногда бывает, что и наше доброе отношение к детям уже ничего не может изменить – когда они слишком далеко заходят в своих грехах, в своих беззакониях.

И вот Иоав отправляется, чтобы увидеть Авессалома. И берет в свои руки три стрелы и подъезжает к Авессалому, который все еще висит на дереве. Наверное, в тот момент Авессалом думал: «Зачем же я сжег его поле?!» Самые серьезные проблемы начинаются именно с мелочей – за

помните это. В тот момент, когда Авессалом был один на один со своим врагом Иоавом, он, наверное, думал: «Зачем я ослушался своего отца? О, если бы рядом со мной был сейчас мой отец, он простил бы меня, он сжалился бы надо мною!» Да, действительно, отец простил бы его, мы еще увидим реакцию Давида на смерть Авессалома и поймем из нее, что Давид продолжал любить сына, несмотря ни на что – несмотря на то, что он обесчестил его жен, несмотря на то, что он узурпировал его власть.

Но вот три стрелы вонзаются в этого красивого человека, о котором Библия говорит нам, что не было изъяна в его теле от темени головы до подошвы ног. И его прекрасные волосы, и его красота, и его крепкое здоровье – все это оказывается тщетою. Три стрелы Иоава вонзились в сердце, и беспомощный, мертвый Авессалом повис на древе.

Не дай Бог, если и наши дети повиснут «между небом и землею» , так и не найдут Церкви Божией, так и будут всю жизнь метаться, искать колесницы, искать удовольствий, славы, богатства и провисят между небом и землей до самой своей смерти. Не дай Бог, чтобы с нашими детьми случилось то, что случилось с Авессаломом, сыном царя Давида.

И вот бегут к Давиду, псалмопевцу Давиду, чтобы обрадовать его, чтобы сказать ему, что враг его убит. Но для него это не враг, это отрок его, сын его. В Священном Писании говорится:

«И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом?» (2 Цар. 18: 32).

А Хусий, один из сановников царских, уже знал судьбу Авессалома, и он отвечает Давиду:

«Да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя, то же, что постигло отрока! И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18: 32–33).

Но все было уже кончено, Авессалом погиб, погиб безвозвратно…

Как прекрасно начинается жизнь многих людей! Мы, священники, часто видим младенцев, которых приносят к нам в храм для того, чтобы крестить их. Какая их окружает радость, какая любовь! Мы погружаем этих детей в купель, помазуем их святым миром, сообщая дары Духа Святаго. И как приятно видеть, когда родители воспитывают своих детей в вере, наставляют их в благочестии, и они вырастают, крепнут, становятся красивыми, сильными, целеустремленными людьми. Но как ужасно, когда человек начинает коверкать все в своей жизни, забывает о том, что он крещен, забывает, что он православный, забывает, что его земля – это Святая Русь, и живет, идя путем греха!

Очень часто мне приходится слышать о том, как много погибает сейчас молодежи. Один мой знакомый работает на кладбище, изготавливает памятники для усопших, и он говорит: постоянно привозят, хоронят совсем молодых людей, которые оказались в разных преступных группировках. Убивают девятнадцати-, двадцати-, тридцатилетних, совсем молодых и юных – они сами убивают друг друга. Да, наша молодежь идет путем Авессалома, многие наши дети идут этим путем. И только по благости Божией, как чудо и как милость, дарованная от Господа, есть еще отроки и отроковицы, дети, юноши, молодые люди, которые не отделяют себя от своей Матери-Церкви. Их судьба – это славная судьба верующих людей, о которых сказано в Писании: «Наставь юношу при начале пути: и он не уклонится от него, когда состарится» (Притч. 22: 6).

Прекрасна юность, посвященная Господу. Однажды один проповедник произнес удивительные слова, которые потрясли меня; он говорил так: «Если вам принесут цветы, которые уже завяли, как вы к этому отнесетесь? Должно быть, вам радостно, когда вам приносят хорошие, благоухающие цветы?» И далее он сказал: «Так и Господь: наверное, Он очень радуется, когда молодые люди приходят в церковь». И я думаю, что каждый из посещающих храм очень любит смотреть на наших совсем юных алтарников; их маленькие фигурки в стихарях поистине украшают собой все богослужение. И как тяжело, выйдя из храма, видеть курящих детей, пьющих молодых людей, беззаботно носящихся на машинах, на своих колесницах, по городу, как ужасно слышать о преступлениях среди молодежи!

Пусть же эта беседа об Авессаломе, сыне царя Давида, станет призывом усилить молитвы за наших детей, потому что мы любим их, несмотря ни на что, как несмотря ни на что Давид продолжал любить своего сына, который всегда оставался для него просто отроком Авессаломом. Как он говорил, как восклицал: «Сын мой, сын мой Авессалом!..»

Авессалом
[Еврейское Авшалом , «отец – это мир/отец мира»]
В 3Цар 15:2,10 в еврейском тексте значится «Авишалом». Третий сын Давида, родившийся в Хевроне от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая (2Цар 3:3 ), т.е. и по материнской линии Авессалом имел царское происхождение. Наделенный необычайной красотой и великолепными волосами (2Цар 14:25 и следующие), Авессалом внешне являл идеальный образ царя. Уже в молодости он попытался за спиной отца склонить израильтян на свою сторону (2Цар 15:1-6 ). Однако над жизнью Авессалома с самого начала нависла тень вины его отца и Божьего суда над Давидом за совершенное прелюбодеяние и убийство Урии (2Цар 12:9-11 ). Излишне снисходительная отцовская любовь Давида усиливает действие вины и меру суда: когда старший сын Давида Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь, Давид оставил это безнаказанным. Но через два года Авессалом пригласил Амнона на праздник стрижки овец и распорядился убить его. После этого Авессалом бежал к своему деду в Гессур, расположеный восточнее Геннисаретского озера. Давид был опечален, но ничего не предпринял (2Цар 13:1 ). Через три года Иоав, воспользовавшись любовью Давида к Авессалому, уговорил царя оправдать Авессалома, что дало возможность последнему безнаказанно вернуться в Иерусалим. Со стороны это выглядит так, как если бы Давид только исполнил просьбу Иоава. Сначала Авессалом не был принят ко двору, но через два года официально добился полного примирения (2Цар 14:1 ). Вернув себе прежнюю свободу, Авессалом завел личную охрану и начал «вкрадываться в сердце Израильтян» (2Цар 15:6 ), обещая им лучшее правосудие, чем при его отце. Централизация власти при царе Давиде, вероятно, вызвала некоторое недовольство, что было выгодно Авессалому. Через 4 года он решил, что его время пришло. Заговорщики собрались в Хевроне. Самым опасным и способным среди них был Ахитофел, советник Давида, дед Вирсавии. Получив известие о восстании, Давид со своим двором и надежным войском покинул Иерусалим, оставив там преданных ему священников и своего доверенного Хусия архитянина (2Цар 15:1 ; сравните с Пс 3:1 ). По совету Ахитофела, Авессалом на глазах у всех вошел к наложницам Давида. Так он формально вступил в права наследника Давида, окончательно отказался от всякого примирения (2Цар 16:15 и следующие) и, одновременно, исполнил Божий суд над Давидом. Теперь Ахитофел советует отправиться в погоню за Давидом во главе отряда отборных воинов и убить царя. Совет был мудрый, но из-за присущей ему неуверенности Авессалом просил совета и у Хусия. Тот, втайне смеясь над честолюбием Авессалома, предложил не рисковать, а действовать наверняка и отказаться от нападения на царя небольшим войском. Авессалом позволил заманить себя в эту ловушку и, таким образом, в первый же вечер своего правления утратил все шансы на успех. В этом открылся Божий суд над Авессаломом Ахитофел сразу же осознал безнадежность положения и кончил жизнь самоубийством. Хусий через священников Садока и Авиафара предостерег Давида, и, перейдя через Иордан, царь избежал опасности (2Цар 17:1 ). Авессалом собрал свои войска и последовал за Давидом, который пришел в Маханаим. Войска встретились в сражении в лесу Ефремовом, и Авессалом, понеся большие потери, потерпел поражение. Спасаясь бегством на муле, Авессалом запутался волосами в ветвях большого дуба и повис. Его, живого, но беспомощного, нашел Иоав и, нарушая приказ Давида о даровании Авессалому пощады, вонзил в его сердце три стрелы. Десять оруженосцев Иоава добили Авессалома и бросили в яму, набросав сверху кучу камней (2Цар 18). Боль Давида не знала границ, и только когда жестокий Иоав пригрозил ему новым отпадением, царь сел у ворот, чтобы встретить победителей (2Цар 19:1 и следующие). У Авессалома было три сына (2Цар 14:27 ), которые, вероятно, умерли молодыми, поскольку он сам поставил себе памятник в долине царей, обосновав этот поступок словами «нет у меня сына» (2Цар 18:18 ). Его дочь, названная им Фамарью в честь сестры, вероятно, была женой Уриила из Гивы и бабушкой царя Авии (2Цар 14:27 ; 2Пар 11:20-22 ;

) – третий сын Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя гессурского, славившийся своею красотой, особенно своими длинными, густыми волосами, которые, когда он стриг их, что делал ежегодно, весили 200 сиклей по весу царскому (). У Авессалома была красивая сестра, по имени Фамарь, которую брат его, Аммон, полюбивши, насильственно обесчестил. Авессалом затаил в сердце своем злобу против Аммона и через два года на празднике, бывшем по случаю стрижки овец, приказал своим отрокам убить его (). Вслед за тем он убежал к своему деду по матери, Фалмаю, царю гессурскому, в Сирию. Пробыв здесь три года и получив исходатайствованное Иоавом позволение возвратиться на родину, он не оказал надежды на исправление и достиг примирения с отцом своим только настойчивостью (). Между тем в его душе созревал мятежнический замысел занять силой престол своего отца. Вкравшись в народную любовь, он (через 4 года) поднял в Хевроне открытое восстание. Огорченный отец с небольшим числом преданных лиц бежал из Иерусалима. Овладев столицей, Авессалом восшел на ложе отца своего (), имея в виду утвердить этим, по восточному обычаю, притязания свои на престол, и с войском пошел против изгнанного царя. Мятежник и кровосник принял достойную казнь. Разбитый близ Иордана, спасаясь бегством на муле через теревинфовый лес, он повис своими густыми волосами на сучьях большого дуба, и Иоав пронзил его тремя стрелами, хотя Давид строго наказывал своему военачальнику щадить жизнь своего сына (). И взяли Авессалома и бросили его в лесу в глубокую яму, и наметали над ним огромную кучу камней, говорит свящ. историограф о сем событии. Крайне огорченный смертью своего сына, Давид оплакал его в прекрасной патетической песне: Сын мой Авессалом, – восклицал он, – сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! () и весь Израиль должен был утешать его. Еще при своей жизни Авессалом поставил себе памятник в царской долине, для сохранения о себе памяти, так как не имел сына. Этот памятник был известен под именем памятника Авессалома (). По свидетельству Иосифа Флавия, это был мраморный столб, находившийся в двух стадиях от Иерусалима. В долине Иосафатовой близ Иерусалима доселе еще существует древний, высеченный над скалою памятник, который, по преданию, считается гробницей Авессалома; но это не совсем вероятно: архитектура его, видимо, принадлежит более новому времени. Даже неизвестно, стоял ли древний памятник Авессалома на том самом месте, на котором находится ныне существующий.

Авессалом

Авессалом (евр. Авшалом, "отец - это мир - отец мира" ). В 3Цар 15:2 ,10 в евр. тексте значится "Авишалом". Третий сын Давида, родившийся в Хевроне от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая (2Цар 3:3) , т.е. и по материнской линии А. имел цар. происхождение. Наделенный необычайной красотой и великолепными волосами (2Цар 14:25 и след.) , А. внешне являл идеальный образ царя. Уже в молодости он попытался за спиной отца склонить израильтян на свою сторону (2Цар 15:1-6) . Однако над жизнью А. с самого начала нависла тень вины его отца и Божьего суда над Давидом за совершенное прелюбодеяние и убийство Урии (2Цар 12:9-11) . Излишне снисходит. отцовская любовь Давида усиливает действие вины и меру суда: когда старший сын Давида Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь, Давид оставил это безнаказанным. Но через два года А. пригласил Амнона на праздник стрижки овец и распорядился убить его. После этого А. бежал к своему деду в Гессур, располож. вост. Геннисаретского озера. Давид был опечален, но ничего не предпринял (2Цар 13) . Через три года Иоав, воспользовавшись любовью Давида к А., уговорил царя оправдать А., что дало возможность последнему безна-казанно вернуться в Иерусалим. Со стороны это выглядит так, как если бы Давид только исполнил просьбу Иоава. Сначала А. не был принят ко двору, но через два года офиц. добился полного примирения (2Цар 14) . Вернув себе прежнюю свободу, А. завел личную охрану и начал "вкрадываться в сердце Израильтян" (2Цар 15:6) , обещая им лучшее правосудие, чем при его отце. Централизация власти при царе Давиде, вероятно, вызвала нек-рое недовольство, что было выгодно А. Через 4 года он решил, что его время пришло. Заговорщики собрались в Хевроне. Самым опасным и способным среди них был Ахитофел, советник Давида, дед Вирсавии. Получив известие о восстании, Давид со своим двором и надежным войском покинул Иерусалим, оставив там преданных ему священников и своего доверенного Хусия архитянина (2Цар 15; ср. Пс 3) . По совету Ахитофела, А. на глазах у всех вошел к наложницам Давида. Так он формально вступил в права наследника Давида, окончат. отказался от всякого примирения (2Цар 16:15 и след.) и, одноврем., исполнил Божий суд над Давидом. Теперь Ахитофел советует отправиться в погоню за Давидом во главе отряда отборных воинов и убить царя. Совет был мудрый, но из-за присущей ему неуверенности А. просил совета и у Хусия. Тот, втайне смеясь над честолюбием А., предложил не рисковать, а действовать наверняка и отказаться от нападения на царя небольшим войском. А. позволил заманить себя в эту ловушку и, т.о., в первый же вечер своего правления утратил все шансы на успех. В этом открылся Божий суд над А. Ахитофел сразу же осознал безнадежность положения и кончил жизнь самоубийством. Хусий через священников Садока и Авиафара предостерег Давида, и, перейдя через Иордан, царь избежал опасности (2Цар 17) . А. собрал свои войска и последовал за Давидом, к-рый пришел в Маханаим. Войска встретились в сражении в лесу Ефремовом, и А., понеся большие потери, потерпел поражение. Спасаясь бегством на муле, А. запутался волосами в ветвях большого дуба и повис. Его, живого, но беспомощного, нашел Иоав и, нарушая приказ Да-вида о даровании А. пощады, вонзил в его сердце три стрелы. Десять оруженосцев Иоава добили А. и бросили в яму, набросав сверху кучу камней (2Цар 18) . Боль Давида не знала границ, и только когда жестокий Иоав пригрозил ему новым отпадением, царь сел у ворот, чтобы встретить победителей (2Цар 19:1 и след.) . У А. было три сына (2Цар 14:27) , к-рые, вероятно, умерли молодыми, поскольку он сам поставил себе памятник в долине царей, обосновав этот поступок словами "нет у меня сына" (2Цар 18:18) . Его дочь, назв. им Фамарью в честь сестры, вероятно, была женой Уриила из Гивы и бабушкой царя Авии (2Цар 14:27; 2Пар 11:20-22; 13:2) ; см. Авия (4) см. Мааха).


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Авессалом" в других словарях:

    АВЕССАЛОМ - Авессалом. Миниатюра из Хлудовской псалтири. IX в. (ГИМ) Авессалом. Миниатюра из Хлудовской псалтири. IX в. (ГИМ) [евр. , отец мира, покоя], 3 й сын царя Давида от Маахи, дочери Фалмая, царя Гессура (2 Цар 3. 3). В Библии особо отмечена красивая… … Православная энциклопедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    - (евр. Авшалом отец мира) (2Цар.3:3) третий сын Давида от Маахи дочери Фалмая, царя Гессурского, славившийся своею красотой, особенно своими длинными, густыми волосами, которые, когда он стриг их, что делал ежегодно, весили 200 сиклей по весу… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Авессалом - третий сын царя Давида, славившийся красотой, в частности густыми и длинными волосами. У него была очень красивая сестра по имени Фамарь, которую обесчестил его брат Аммон. Авессалом ничего не сказал ему, но затаил в сердце обиду. Через два… … Православная энциклопедия

    Авессалом - Авшалом Авессалом 1) сын Давида и Маахи (2 Цар. 3:3), отличался красотой, приятностью в обращении и пышными красивыми волосами, которые ежегодно стриг, и которые весили 200 сиклей (2 Цар. 14:26). Когда Амнон, другой из сыновей царя, обесчестил… … Словарь библейских имен

    АБСАЛОМ или АВЕССАЛОМ (евр.). Мужское имя Avschalom: «отец мира». Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АВЕССАЛОМ см. Абсалом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    АВЕССАЛОМ - (библ.; сын царя Давида, восставший против отца; спасаясь от преследования, А. запутался волосами в ветвях дуба, был настигнут врагами и убит) Ивы провидицы мои! Березы девственницы! Вяз – яростный Авессалом, На пытке вздыбленная Сосна – ты, уст… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    В Ветхом Завете, любимый сын царя Давида (2 Цар 3:3). Когда его сестру Фамарь обесчестил их единокровный брат Амнон, Авессалом, чтобы смыть позор, приказал слугам убить Амнона. Был изгнан, но спустя три года вернулся в Иерусалим. Возглавил… … Энциклопедия Кольера

    Авессалом - Любимый сын царя Давида. Задумал сам стать царем и восстал против отца. Люди Давида разбили войско Авессалома в лесу Ефремовом, а сам Авессалом бежал. Он ехал верхом на муле и запутался волосами в ветвях дуба. Вопреки приказаниям царя,… … Подробный словарь библейских имен

    - (по евр. Абшалом, т. е. отец мира) третий сын царя Давида от жены его Маахи, дочери гессурского царя Птоломея. А. славился своею красотою и роскошностью волос и был честолюбивого характера. Вступившись за сестру свою Фамарь, над которой Амнон,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Каббалистическая астрология , Авессалом Подводный. Авессалом Подводный - известный писатель - эзотерик, астролог. Автор многих книг по астрологии, психологии, целительству. Книга `Каббалистическая астрология` - одиниз наиболее фундаментальных…
открывает самые страшные страницы его жизни: он теряет сначала сына, зачатого от Вирсавии, потом - двух старших сыновей: Авессалом убьет сводного брата Амнона, поднимет мятеж против родного отца и в результате сам погибнет позорной смертью.

Чтобы понять трагизм этой семейной драмы, надо вспомнить, во-первых, что царь Давид имел восемь жен и десять наложниц, что было прямым нарушением закона Моисея, запрещающего царям увеличивать количество жен. Именно между детьми от разных жен разыграется братоубийство.

Во-вторых, Авессалом был рожден от дочери языческого царя провинции Гессур, красавицы Маахи. Давид захватил ее в плен во время войны и она родила ему двоих детей дивной красоты - дочь Фамарь и сына Авессалома. Мааха не была еврейкой и родившаяся еще до обращения Маахи в еврейство Фамарь тоже не считалась еврейкой. Позднее мать с дочерью прошли обряд посвящения в еврейство - гиюр, аналогичной христианскому Таинству Крещения.

Рождение Авессалома от матери-язычницы при фактическом отсутствии отца, погруженного в политические и военные битвы, означало, что мальчик будет воспитываться в языческой традиции. Не случайно Талмуд предупреждает: кто женится на красавице, захваченной в плен во время войны, у того обязательно родится сын-бунтовщик.

Прямого запрета на такой брак нет, но, совершая этот шаг, мужчине следует помнить о его последствиях, которые позднее апостол Павел выразит так: «Всё мне позволено, не всё - полезно». Но Давид, соблазнившийся красотой принцессы Маахи, тогда вовсе не думал, чем это обернется лично для него.

Проводивший большую часть жизни в военных походах, царь вовсе не занимался воспитанием детей, полностью оставляя их на попечении своих жен. Когда же он достиг благополучия и мог наслаждаться спокойной жизнью в родном Иерусалиме, время для воспитания уже было упущено, влияния на детей он уже не имел.

Но Давид безумно любил своих сыновей, особенно Авессалома. Это был красавец, высокого роста, не имеющий недостатков. Обычно Библия не распространяется о красоте своих персонажей, но в данном случае - редкое исключение: подчёркивается исключительность его внешних данных:

«… во всем Израиле не было мужчины, столь славного красотою, как Авессалом: от стопы его до темени не было в нем изъяна. Когда стриг он голову свою - а стриг он ее каждый год, потому что она отягощала его, - то весили волосы головы его двести шекелей».

Сейчас самое время вспомнить о проклятии, которое от имени Бога произносит Давиду пророк Нафан. Придя к царю, чтобы обличить его в страшном грехе, совершенном в отношении Вирсавии, а затем - и ее мужа, посланного на верную смерть, Нафан говорит, что за это он поплатится смертью сына от Вирсавии.

Но это будет только первая смерть в череде последующих несчастий. Нарушив три заповеди (не пожелай жены искреннего своего, не прелюбодействуй и не убий), Давид поплатится за разрушение чужого семейного очага разрушением собственной семьи. Отныне меч и позор не отступят от дома Давидова вовек.

Следующий акт трагедии разыгрался не тотчас, а спустя некоторое время. Первенец Давида, сын Амнон, воспылал нечистой страстью к своей сводной сестре красавице Фамарь, единоутробной сестре Авессалома от Маахи. Они могли бы пожениться, т.к. Фамарь приняла еврейство и уже не считалась язычницей, но Амнон хотел немедленного удовлетворения своей страсти.

Он последовал совету своего друга притвориться больным и, когда придет к нему отец, попросить его прислать к нему сестру в качестве сиделки. Отец незамедлительно исполнил просьбу Амнона и прислал Фамарь. Когда она пришла, Амнон попросил испечь ему лепёшек, а потом отнести их во внутренние покои, где и совершил над ней насилие.

За изнасилование по закону Моисея полагалась смерть, но Давид, узнав о случившемся и не желая огорчать Амнона, только рассердился на него, и всё. Обиду и злость на отца и брата затаил Авессалом, родной брат Фамари, которая теперь жила в его доме. Надо было только дождаться удобного случая, чтобы отомстить обоим.

Однажды Авессалом устроил праздник по случаю стрижки овец, на который пригласил братьев. Напившись вина, Амнон ослабел и Авессалом приказал убить его, что те и исполнили. После убийства Авессалом бежит к своему деду в Гессур и скрывается там три года, пока не изгладился гнев Давида. За самосуд полагалась тоже смертная казнь, но и тут царь Давид нарушил закон, в конце концов простив своего любимца.

Возвращению Авессалома в Иерусалим способствовал главный военачальник царя Давида Иоав. Но согласившись на возвращение Авессалома, Давид поставил условие: сын не должен являться ему на глаза. Авессалом, спустя два года, посчитал, что этого времени достаточно, чтобы искупить свою вину полностью и уже может рассчитывать на встречу с отцом.

Он снова обращается к военачальнику Иоаву - устроить примирение с отцом. Иоав делает вид, что не слышит. Тогда Авессалом опять решил действовать силой: один раз у него это получилось, почему нельзя и второй раз. Он сжигает все поля Иоава и тот вынужден был прийти к Авессалому, чтобы узнать причину такого поступка.

Авессалом, как ни в чем не бывало, ответил, что у него не было другого пути обратить внимание на свою просьбу. Иоав вынужден был устроить встречу Давида с Авессаломом. Примирение состоялось, сын встал перед отцом на колени, прося у него прощение, и они помирились. Но оказалось, что примирение было только частью коварного плана Авессалома - свергнуть отца с престола и самому стать царём.

Оправдывал Авессалом это стремление тем, что ему уже исполнилось сорок лет и настало время царствовать и ему. Давид стал царем тоже в сорок лет. Кроме того, Авессалом узнал, что своим преемником Давид сделал младшего сына (от Вирсавии) Соломона, а не его - старшего, что было нарушением престолонаследия.

И Авессалом начинает действовать открыто, в полной мере проявляя жестокий и коварный характер. Чтобы осуществить свой план, он ведёт себя как царь: добывает в большом количестве лошадей и колесниц, заводит отряд оруженосцев и каждое утро ходит во дворец, заводя разговоры с теми, кто пришел на суд к царю Давиду, но проиграл его.

Он говорит, что никогда они не найдут правды у царя Давида, что только он, Авессалом, будет справедливым царем, если они его помажут на царство. Такими льстивыми речами он склонил на свою сторону многих жителей. План сработал. Прошло еще четыре года.

Однажды Авессалом стал проситься у отца отправиться в Хеврон, чтобы принести там жертву, обещанную еще во время бегства в Гессур. Ничего не подозревающий Давид, согласился. Авессалома сопровождали дввести сторонников, в числе которых оказался хитрый и умный советник Давида Ахитофел, дед Вирсавии, давно затаивший обиду на царя Давида за случившееся с его внучкой.

Прибыв в Хеврон, народ провозгласил Авессалома своим царем, помазав его на царство. Теперь оставалось только пойти в Иерусалим и занять царский трон. Давид, услышав об этом, сначала сильно удивился такой дерзости, потом страшно испугался и решил бежать из Иерусалима, чтобы избежать гражданской войны. Для содержания дворца он оставляет десять своих наложниц.

Давид вспоминает слова Нафана, что на него восстанет некто из царского дома и принимает это как наказание и смиряется. Он бежит босиком с преданной ему стражей. Даже когда священники предлагают взять с собой Ковчег Завета, Давид отказывается: если Богу угодно, то Он спасет его и без Ковчега и царь вернётся в Иерусалим. Никакие талисманы и обряды здесь не помогут.

Когда в него швыряли камнями и грязью, унижали и злословили, он молча принимал это, считая, что проклятия и унижения ему даны от Бога. Приняв позор и унижения, Давид рассчитывал, что Бог в конце концов простит его за такое смирение.

В это время Авессалом, войдя в Иерусалим уже как царь, прислушивается к совету Ахитофела окончательно сжечь за собой мосты: войти на ложе отца своего - к оставленным Давидом наложницам. Это будет означать, что он окончательно вступил в права царя. Тогда Авессалом ставит свою платку на крыше дворца и на глазах у всех насилует наложниц.

Чтобы закрепить успех, Ахитофел дает Авессалому еще один совет: выбрать двенадцать тысяч отборных воинов и догнать Давида, который сейчас ослаблен, а лошадей у него нет и его легко взять голыми руками. Это был мудрый совет, но Авессалом засомневался в успехе и пригласил Хусия, преданного Давиду, чтобы он рассудил их.

Хусий, чтобы отвести неминуемую смерть царя, дает другой совет: собрать войско побольше и самому Авессалому возглавить его. Потом ночью окружить Давида и убить. Авессалому этот план понравился больше. Ахитофел, оскорблённый, что его план не приняли, покончил жизнь самоубийством. Ему было всего 33-34 года. Первое же испытание было воспринято им как оскорбление, которое он не смог перенести.

Тем временем Давид переходит Иордан и уходит в горы. При этом он поет песни, а на вопрос, чему он радуется, отвечает: «Всё могло быть хуже. Если бы восстание возглавил раб, он был бы беспощаден, а здесь родной сын, и можно рассчитывать, что он не будет жесток к родному отцу. Поэтому за всё надо благодарить Бога".

Наконец, два войска встречаются. Битва была жестокой, в ней погибло двадцать тысяч. Авессалом спасается бегством через густой лес. На этом пути, он цепляется своими роскошными волосами за ветки дуба и повисает на них. Пока он доставал меч, чтобы обрезать волосы, его настиг военачальник Иоав и тремя стрелами в сердце убивает, нарушив тем самым просьбу Давида сохранить жизнь Авессалому.

Узнав об исходе битвы и о смерти своего любимого сына, царь Давид горько заплакал: «Авессалом, Авессалом! Лучше бы я умер, а не ты, сын мой!» И так плакал, пока Иоав не остановил его своим словом: «Если бы Авессалом остался жив, он всех бы убил, никого не пощадил, а потому, оплакивая его, ты, царь, любишь ненавидящих тебя больше, чем тех, кто тебя любит», но и это испытание для царя Давида было не последним...

Тина Гай