Общество — живой организм. Значение слова «страна»


Герберт Спенсер

Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903).

Как и Конт, Спенсер был широкообразованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. В своем основном сочинении - «Системе синтетической философии» - он глубоко и подробно изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также в труде «Основные начала». Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении, названном «Научные, политические и философские опыты».

Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.

Легко заметить, что система приводимых доказательств сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В подтверждение разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в государстве уподобляется им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца - с деньгами. Телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма. «Проводя сравнение до мелочей, - писал Спенсер, - мы находим, что эти крупные (приведенные выше. - Авт.) аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать».

Представляет интерес теория эволюции Г. Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). «Что такое социальная эволюция?» - ставит вопрос Спенсер. И отвечает на него в том духе, что социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Он показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей. Это, пишет он, наблюдается во всех областях общественной жизни, в том числе в области развития государственной власти. «Правительственная эволюция является результатом социальных потребностей.… Конституции не создаются, они сами вырастают», - утверждает он, подчеркивая обусловленность развития политических процессов потребностями и интересами людей.

С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов. Он писал: «Прогресс в человеческих обществах всегда происходит в направлении поглощения индивидуальных действий действиями корпоративных органов». В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь «возрастают в размере, в разнообразии, в определенности и сложности».

Г. Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Напротив, он постоянно подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности, ставил и решал вопросы мотивации социального поведения и деятельности людей. Более того, он заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время каждый гражданин должен смотреть на себя с точки зрения не только объективной исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе как «одной из многочисленных общественных единиц». Как член общества он должен действовать в направлении улучшения социальной жизни, альтруистические действия так же необходимы, как и эгоистические.

Нельзя обойти вниманием взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе, которые до него ставил и решал О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, наконец, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, обществом и личностью. Со времен Конта и Спенсера эта проблема постоянно решается в западной социологии.

Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок, -писал он. Этот процесс совершается прежде всего под воздействием внутренних причин, а также внешних. Последние характеризовались Спенсером как некое «новое движение извне». Распадение общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов», движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков. При распадении общества, продолжает Спенсер, происходит «уменьшение интегрированных движений (экономической и политической интеграции - сказали бы мы сегодня - авт.) и возрастание движений дезинтегрированных (центробежных)». Растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия, «прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом».

Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсера, глубину и четкость его суждений. Картина распада (распадения) общества отражена им всесторонне и глубоко и дает немало для понимания современных процессов, происходящих также и в нашем обществе. Можно с полным основанием сказать, что многие суждения и взгляды Г. Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснования путей достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, его учения о социальной эволюции как закономерного и прогрессивного развития общества, а также решения многих проблем более частного характера.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru

Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическим организмом. Спенсер, по-видимому, осознавал условность такой аналогии, но постоянно пользовался сравнениями типа: «кровяные частицы уподобляются деньгам», «различные части социального организ­ма, подобно различным частям индивидуального организма, борются ме­жду собой за пищу и получают большее или меньшее количество ее, смот­ря по большей или меньшей своей деятельности».

Спенсер подчеркивал не столько материальное сходство, сколько сходство принципов системной организации, стремился соединить организм, растворяющий индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом буржуазного либерала. Это противоречие было источником всех его теоретических трудностей и компромиссов. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства вос­производятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений.

Он потратил много усилий, определяя специфические черты «со­циального организма» и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы:

1.Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы и др.).

2.Как и в случае биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.

3.Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями.

4.В обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависи­мости и взаимодействия частей.

5.Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.

Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биоло­гию наполнял социологическими аналогиями. Пытаясь избежать грубого редукционизма, к которому так склонны были многие эволюционисты, Спенсер использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию ин­дивида, в отличие от Конта Спенсер резко критикует органицизм, обраща­ет внимание на существенные различия социального и биологического ор­ганизма:

1.В отличие от биологического организма, образующего «тело», имею­щего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.

2.Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию.

3.В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

4.Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры.

5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общест­во, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его суще­ствуют для блага общества.

Спенсер не вполне осознавал, что утилитаристская антропология не со­гласуется с организмом. Он предлагал компромиссное решение: на ранних этапах эволюции природная конституция человека определяет свойства социального агрегата, в последующем решающую роль в социальной эво­люции играют свойства целого. Проблема отношений индивида и общест­ва решалась ссылкой на их взаимодействие. Во времена Спенсера трудно было предложить более конкретное решение проблемы, так как социаль­ная психология как наука еще не существовала.

1. Политология – наука, изучающая

В) политику во всех ее проявлениях;

2. Политология является:

В) интегрированной (комплексной) наукой о политике.

3. Цели политологии как учебной дисциплины:

В) политическое образование и воспитание граждан.

4. Предметом политологии является

Б) политическая власть;

5. Политико-практические, управленческие приложения теоретического и эмпирического политологического знания, политологической методологии и методов исследования - это сфера политологии

Г) фундаментальной.

6. Исследуя и объясняя политическую действительность, политология использует категории (понятия):

Г) общенаучные, общественных наук, политологические.

7. Такие важнейшие для политического знания понятия как «политика», «власть», «государство», «закон», «право», «республика», «демократия», «монархия», «аристократия», «олигархия», «тирания», «деспотия», «свобода» были введены в оборот в эпоху

Б) Возрождения;

8. Школа политических наук" была организована в 1880 г. при университете

А) Колумбийском;

9. Характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом ________ определения политики

А) экономические;

10. Цивилизационное развитие Республики Беларусь определяется

В) ментальностью;

11. Теологическая парадигма в политических исследованиях базируется на

Г) объяснении государственной власти божьей волей;

12. «Государство», «Политика», «Законы» являются основными трудами

Б) Платона;

    13. Становление теорий естественного права и общественного договора принадлежит периоду

А) нового времени;

14. Правильная» форма государства по Аристотелю

Б) аристократия;

15. Назвал «политией» наилучшую форму государственного устройства древнегреческий философ

Б) Аристотель;

Б) «Сумма теологии»;

17. Политические мыслители периода Возрождения и Реформации исходили в своих концепциях из

Г) идеи о равноправии власти церковной и государственной.

18. Концепция «создания по литического организма как подлинного договора между народами и правителями» принадлежит

19. Считали, что Россия шла тем же историческим путем, что и Запад, но отстала от Европы и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации

Г) западники.

20. Основной труд Т. Гоббса -

Г) «Левиафан».

21. Чем объяснить тот факт, сто статус политологии, как учебной дисциплины был признан в Беларуси только в начале 1990-х гг.?

Г) недемократичностью советской политической системы.

Раздел II. Теория и методология политической науки

1. Политика – это:

В) сфера социальных отношений по поводу использования государственной власти;

2 . Трактуют политику как соперничество определенных общественных групп _______ определения политики

В) социологические;

3. Какие методы познания политики вы считаете наиболее продуктивными?

Г) совокупность методов общенаучных, общественных наук, политических.

4. Процесс выполнения политикой функции управления обществом включает:

Б) прогнозирование политического развития общества;

5. Власть – это:

В) возможность управлять людьми;

6. Акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, ________дефиниции политики

Г) конфликтно-консенсусные.

7. Политика - это деятельность, направленная на достижение общего блага. Такая дефиниция характерна для трактовки политики

В) экономической;

8. Политическая власть – это:

Б) способность субъектов политики реализовывать свою политическую волю и интересы, используя механизм власти государства;

9. Государственная власть является высшей формой политической власти, потому что она:

В) управляет от имени всего общества, доминирует над другими видами власти.

10. Уподобляют общество живому организму сторонники

Б) органической школы в социологии;

    11. Подразумевает разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые осуществляют свои функции и полномочия самостоятельно, уравновешивая друг друга, принцип

В) разделения властей;

    12. Исторически сложившаяся организация политической власти, контролирующая совместную деятельность и отношения между различными социальными группами и общностями; центральный, основной институт политической власти - это

Г) государство.

13. Антропологические определения политики делают ударение на

Г) природу человека.

В) М.Вебер;

15. По мнению Н. Макиавелли, народ - это

Г) пассивный объект государственной власти.

16. Полагал, что политическая жизнь есть борьба и смена, «циркуляция» элит

В) В. Парето;

17. Представляет из себя систему органов государственного управления, обладающую полномочиями обеспечивать действие законов и решений на всей территории страны и осуществлять функции управления всеми сферами жизнедеятельности общества _________ власть

Г) законодательная.

18. Руководители властных структур, непосредственно влияющие на принятие решений, значимых для всего государства - это_______________ элита

А) высшая;

19. Способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведение людей называется:

Г) властью.

20. Какой тип легитимности власти в Республике Беларусь?

Б) харизматический;

21. Всеобщая декларация прав человека была принята:

22. Ныне действующая Конституция Республики Беларусь состоит из:

А) преамбулы, девяти разделов, восьми глав;

23. «Сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти» – к какому понятию относится это определение:

Г) к понятию «классовая борьба».

24. Власть, обладающая полномочиями издавать законы, обязательные для исполнения на определенной территории и на конкретном участке деятельности - это власть

Г) законодательная.

25. Слова «Человек - существо политическое» принадлежат

В) М. Веберу;

26. Наилучшей для России формой правления Н.М. Муравьев считал

Б) парламентскую республику;

27. Н. Макиавелли считал, что вся полнота власти в государстве должна принадлежать

Б) Г. Моска;

29. Термин «элита» ввел в политологию

Г) В. Парето.

30. Процесс усвоения политического опыта называется

В) политической социализацией;

31. Какая из концепций политики обосновывает необходимость государственного регулирования экономики?

Общество , как организм имеет совокупность развивающих, взаимодействующих между собой органов, разрушение которых, каждого в отдельности, ведет к полному разложению всего организма.

Цель данной статьи раскрыть наши проблемы, проблемы общества. Открыто посмотреть на развитие отношений в повседневной жизни.

В настоящее время все люди находятся в различных жизненных условиях: финансовых, социальных и т.д. В результате чего каждый пытается переплюнуть друг друга, норовя доказать свое преимущество перед остальными, проявляя высокомерие, подчеркивая свой статус.

В наших школах отношение детей к учителям стало потребительским. Многие дети совсем не проявляют уважение к человеку, который дает им знания. Порой, оскорбляя и унижая учителей, проявляя свой характер, опять же демонстрируют статус своих родителей. А ведь это всего лишь дети, наше будущее!

И какое же будет это будущее?

В общественных местах, торговых центрах, магазинах мы снова пытаемся показать свое положение. Пытаемся напомнить свои права, ведя себя вызывающе, «плюясь» доказываем банальное понятие «Клиент всегда прав».

А что мы получим от этого?

Ничего кроме как, удовлетворения от того, что унизили человека и радости от победы в этой асоциальной, конкурентной борьбе. Очередной повод продемонстрировать свое высокомерие. В результате зарождается и укрепляется ненависть друг к другу.

Со слов Абдуллаха бин Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!» Услышав это, один человек спросил: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие - это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям».

Св. хадисов Муслима, 91.

К сожаленью , в сознании большинства представителей общества нет стремления к созиданию, к созданию чего-либо, что можно было бы оставить после себя. Общество не имеет целей, объединяющих и сплачивающих людей. Каждый в отдельности выживает сам - в результате чего общество, как организм, разлагается.

Нрав мусульманина никогда не позволит совершить подобных действий, никогда не повлияет на разложение общественных отношений, - более того он будет бороться с этой грязью, путем предоставления хороших примеров со своей стороны.

Стремление к знаниям как светским, так и духовным. В последующем, используя полученные знания на практике, в жизненных условиях. Умение ставить себе цели, стремиться к ним, достигать их. Все эти качества должен развивать в себе истинный мусульманин.

На сегодняшний день мусульмане являются хорошим примером, во взаимодействии между собой. Поддерживая друг друга в трудных ситуациях, крепко держась «за руки». Радуясь вместе за дары Аллаха. Имея общие цели, стоя плечом к плечу и смотря в одну сторону, мы стараемся делать как можно больше благих дел, в надежде на милость Всевышнего Аллаха.

И очень хочется верить, что ни один мусульманин (мусульманка), являясь примером крепких и здоровых отношений в исламском обществе, никогда не поддастся данной проблеме и сделает все, чтобы «организм » только рос и укреплялся!!!

Руслан Хайруллин

1. Кто ввел в научный оборот термин «Социология»:
A. О.Конт
3. Кто автор «Курса позитивной философии»:
A. О.Конт
4. Кто из ученых рассматривал общество по аналогии с живым биологическим организмом:
А. Г.Спенсер
5. Исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями это:
A. Общество
6. Выражение общественной сущности жизни людей, социальной специфики их отношений и взаимодействий
A. Социальность
7. Совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности это:
A. Социальная структура общества
8. Относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами это:
A. Социальные общности
9. Опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов это
A. Предварительное тестирование
10. Стратегический документ исследования, представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений это
A. Программа социологического исследования
11. Человек это:
A. родовое понятие, совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих человека в отличие от других живых существ
12. Теория которая рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения,
A. Марксистская теория личности
13. Наука, изучающая социальные аспекты экономики.
A. Экономическая социология
14. Система общества ответственная за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг необходимых для жизнедеятельности людей
A. Экономическая сфера
15. Отрасль социологии, которая изучает социальные группы и индивидов, включенных в процесс труда, а также их профессиональные и социальные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности.
A. Социология труда
17. Синергия это
A. Организационный эффект
18. Устойчивая форма организации и регулирования общественной жизни, как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
A. Социальный институт
19. Функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.
A. Управление
20. Впервые характеристики управления организации определил
A. Г. Файоль
21. Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе это
A. культура
22. Культура присущая определённой социальной группе или слою общества
A. субкультура
23. Поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам.
A. Девиация
24. Автор работы «Самоубийство»
А. Э.Дюркгейм
25. Основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью
A. Семья
26. Исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности
A. Брак