Музыкальная форма– это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении, его строение. Музыкальная форма Сколько предложений в периоде

Музыкальный синтаксис. Типы периодов. Теория музыки

Музыкальный синтаксис изучает строение музыкальной речи . Музыкальное произведение делится на части , называемые построениями . Границей между построениями служит цезура . Признаками цезуры являются 1) пауза , 2) ритмическая остановка (долгая длительность), 3) повтор , 4) контраст .

Музыкальное построение , содержащее законченную музыкальную мысль , называется периодом . Законченность музыкальной мысли определяется по ладовому и метроритмическому признаку. Наибольшие части, на которые делится период , называются предложениями . Предложения делятся на фразы , фразы - на мотивы . Мотив - это наименьшая смысловая структурная единица.

Сочетания фраз в периоде образуют масштабно-тематические структуры

1. Периодичность - образуется при сочетании одинаковых по размерам фраз (2т+2т+2т+2т). Шопен Вальс №9 (Ля-бемоль мажор)

2. Суммирование - образуется от сочетания 2-х или нескольких коротких фраз и одной протяженной. Григ "Смерть Озе" из сюиты Пер Гюнт (1+1+2)

3. Дробление - образуется от сочетания более длинной фразы и 2-х или нескольких коротких. Чайковский. Вальс из Детского альбома.(4+2+2).

4. Дробление с замыканием . Григ. Поэтическая картинка №1. Сочетание длинной фразы, нескольких коротких и снова протяженной. (4+1+1+2).

Типы периодов . Все многообразие периодов можно разделить по следующим признакам:

I. Строение . По строению периоды бывают

1. Квадратные - а) общее количество тактов - 8,16,32 и тд б) период делится на 2 одинаковых по размерам предложения. Бетховен Соната №8, II часть.

2. Неквадратные

  • расширенные (2-е предложение больше первого) Бетховен Соната №3, II часть (4+6)
  • сокращенные (2-е предложение меньше первого) Бетховен Соната №7 (5+4)
  • симметричные (делятся на 2 одинаковых предложения, но количество тактов не соответствует норме квадратности (6+6, 7+7 и тд) Чайковский Русская песня из Детского альбома.(6+6)

3. Периоды из 3-х предложений . Шопен Прелюдия №9, Ми мажор.(4+4+4)

II. Тематизм .

1. Повторный период . Повтор бывает точный (Шуман Смелый наездник) и видоизмененный.

Видоизмененный повтор бывает варьированный и секвентный.

При варьированном повторе изменяются отдельные элементы темы: ритм, лад, фактура изложения, мелодия (интонационная сторона), но тема в целом узнаваема. Гайдн. Соната Ре мажор, I часть, ГП, Моцарт Соната №12 Фа мажор, II часть.

Период считается повторным даже в том случае, если 2-е предложение воспроизводит только начальную интонацию 1-го.

При секвентном повторе тема без особых изменений проводится на другой высоте. Григ Концерт Ля минор, II часть.

2. Неповторный период - предложения содержат разный тематический материал, чаще всего 2-е предложение продолжает тему 1-го. Бетховен "Патетическая соната", II часть.

Весь период в целом может быть повторен без изменений (записывается со знаком репризы) или с некоторыми фактурными изменениями. Такой период называется повторенный.

III. Тональное оформление .

1. Модулирующий период - заканчивается в другой тональности по сравнению с началом.(Чайковский Вальс из Детского альбома)

2. Немодулирующий (однотональный)период - заканчивается в начальной тональности.

Период может иметь вступление или дополнение (после окончательного разрешения), которые не влияют на его структуру.

1)Любые консультации по музыкальной журналистике (колледж-консерватория (академия)), по современной музыке (колледж-консерватория (академия), по истории музыки (консерватория (академия)), по музыкальной литературе (колледж) по скайпу. Скайп kramsi651. Почта [email protected]

2)Помощь в написании курсовых, дипломных и кандидатских работ по музыковедению по скайпу. Скайп kramsi651. Почта [email protected]

3)Консультации по музыкальной грамоте (сольфеджио) для родителей и детей (в скайпе). Скайп kramsi651. Почта [email protected]

Вы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.

Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.

Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.

Формы музыкальных произведений

Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение . А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.

Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период» .

Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).

Середина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).

Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных .

Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).

Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).

Сложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).

Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях , да и не менее чаще в композициях современных авторов.

Вариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato ). Есть вариации фигурационные , в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.

Есть и ещё один вид вариаций – характерные вариации , в которых каждое новое проведение темы происходит в новом жанре. Иногда эти переходы к новым жанрам сильно трансформируют тему – вы только представьте, тема может прозвучать в одном и том же произведении и как траурный марш, и как лирический ноктюрн, и как восторженный гимн. Кстати, кое-что о жанрах можно прочитать в статье .

В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.

Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор

Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг» . Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.

Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами ) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.

Сонатная форма , вот мы и до тебя добрались! Сонатная форма или, как её ещё иногда называют, форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений.

В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной» . Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.

Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:

  • экспозиция (представление на суд публики первой, второй и других тем);
  • разработка (этап, на котором происходит интенсивное развитие);
  • реприза (здесь темы, проведённые в экспозиции, повторяются, одновременно происходит и их сближение).

Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).

Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.

Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.

Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.

На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл .

Раздел 2. Простые формы

2.1. Период

период (определение)

виды периодов

период как одночастная форма

ПЕРИОД – простейшая музыкальная форма, представляющая относительно законченную мысль. Также может выступать в качестве формы самостоятельного произведения.

Период – это форма тематического материала в гомофонно-гармонической музыке. Само понятие периода возникло еще в древней Греции, где применялось в риторике. Значительно позже оно было внесено в музыкознание. Окончательная же кристаллизация различных типов этой формы состоялась в классической музыке (середина XVIII века).

Структурные элементы периода: наиболее крупными элементами периода является предложение (типичный период состоит из двух предложений). Более мелкими элементами являютсяфраза и мотив . Мотив может состоять из более мелких единиц, называемых субмотивами. Фраза представляет собой объединение нескольких мотивов, завершающихся остановкой или паузой или повтором. Мотивом называется группа звуков, содержащая одну сильную долю.

Периоды можно классифицировать учитывая их тематическое, тональное строение и внутреннюю структуру.

С тематической точки зрения различают два типа периодов: повторной

и неповторной структуры . В первом случае период состоит из двух (реже – трех) предложений, похожих тематически. Отсюда – эффект повторности материала при его развертывании и соответствующее название целой структуры. Первое предложение периода зовется начальным, а второе – следующим. Их подобие может иметь в целом очень широкие градации – от тождественности к сходству самих лишь начал, а потому принципиальная схема такого периода может быть выражена так: а+а1. Первое предложение при этом в самых простых случаях завершается половинной каденцией на доминанте (или полной несовершенной), а второе – полной совершенной каденцией (в начальной или другой тональности). При всей простоте такой структуры в ней проявляется сильное объединительное действие гармонических функций на уровне формы: доминанта первого предложения разрешается (на расстоянии) в тонику второго. Обе функции хорошо улавливаются ухом – ведь они приходятся на важные, идентичные по значению точки структуры. К специфическим случаям повторного строения следует отнести построение, в котором второе предложение является полностью тождественным с первым, но смещенным по высоте (транспонированным). Такой период можно бы назвать транспозиционным.

Период неповторного строения наоборот, как уже говорит само название, повторности тематического материала в отмеченном более высокие смысле избегает. Здесь возможны два варианта структуры. В первом из них период строится по типу а+б, то есть из двух предложений, которые с точки зрения материала являются разными. Такие периоды сохраняют те же типичные соотношения гармонических каденций, что и периоды повторного строения

структуры: благодаря этим каденциям и становится возможным деление на предложения. При этом между обоими, тематически непохожими предложениями, существуют разнообразные связки – ритмические, интонационные и так далее, которые обеспечивают единство целого построения.

Второй вариант периода неповторного строения – период, который не делится на предложения, является сплошным, монолитным (без половинной каденции). Такой период с точки зрения структуры (с заключительной каденцией) становится подобным предложению (и так часто определяется), хотя и исполняет типичную для периода роль изложения темы.

С точки зрения тонального строения важным является, в первую очередь,

определение крайних точек периода – его начала и завершения. С этой точки зрения есть смысл различать периоды однотональные – то есть такие, которые начинаются и заканчиваются в одной и той же тональности, и модулирующие – то есть те, которые завершаются в другой тональности. Для классического и близких к нему стилей наиболее употребляемыми оказываются модуляции в доминанту или параллельную тональность (при главной минорной тональности), хоть не раз попадаются и другие варианты. Звуковой материал однотональных периодов может быть различным: либо выдержанным в пределах диатоники, либо с использованием хроматики, в том числе благодаря отклонениям (в последнем случае период называется модуляционным). Описанные выше типы периода имеют конечную каденцию (чаще всего на тонике), которая замыкает тематическое развитие в них. Поэтому такие периоды зовут замкнутыми.

Отсутствие завершенной заключительной каденции в периоде дает основание называть его незамкнутым или разомкнутым (часто заканчивается на доминанте).

С точки зрения метрической структуры - способа сочетания, группирования тактов - периоды разделяются на квадратные и неквадратные . Первые из них содержат 8, 16, реже кратное 4 большее число и образуют два, реже четыре предложения. Вторые этой норме не отвечают и общее количество тактов в периоде и его предложениях не является кратным четырем (9, 10. 11 тактов и т.д.).

Для определения квадратности или неквадратности структуры важным является не так общее количество тактов, как их группирование; например, восьмитакт может иметь неквадратное группирование – 5+3. Периоды, которые охватывают 12 тактов и состоят из 3 предложений, занимают промежуточное место.

Различают следующие виды неквадратных периодов:

период с дополнением; после полного совершенного каданса вводятся один или несколько дополнительных кадансов;

период с расширением; предполагавшийся полный совершенный каданс оказывается несовершенным или прерванным, таким образом «настоящий» полный совершенный каданс появляется позже.

Кроме нормативных периодов (нормальный экспозиционный период), существуют разнородные отклонения от отмеченных схем:

сложный период (с большим количеством тактов и расширенными, самостоятельными дополнениями);

двойной период, который характеризуется двойной экспозицией тематического материала. Он состоит из двух периодов, причем второй может немного отличаться от первого

Таблица 2

По тематизму

По масштабу

По тональности

повторного строения

квадратный

однотональный

неповторного строения

неквадратный

модулирующий

слитного строения

с дополнением;

модуляционный

с расширением

с дополнением;

с расширением

Таблица 3

Варианты формы:

Структура:

a+a1

a+a1 +a+a2

a+a 1+2т - с дополнением;

a+a 1+2т - с расширением

Особенности формы:

квадратный/неквадратный;

повторного/неповторного строения;

неделимый на предложения;

замкнутый/незамкнутый;

повторенный;

однотональный/модулирующий.

Наличие иного материала:

вступление;

дополнение/расширение;

заключение (кода)

Поскольку период является формой завершенной или относительно завершенной музыкальной мысли, он может выступать и как форма самостоятельного произведения (одночастная форма). В классическом стиле она встречается скорее как исключение, и то преимущественно в композициях инструктивного значения (этюды Черни). Еѐ можно было встретить в баховское время (маленькие прелюдии И.С.Баха). Но больше всего одночастная форма заявила о себе в творчестве романтиков в инструментальной миниатюре (Ф.Шопен, О.Скрябин). Самостоятельная композиция требует, чтобы в ней были

представлены все более важные стадии: экспонирование материала, его определенное развитие и завершение. Поэтому в данном случае типичными являются расширенные периоды или периоды с дополнением. Кроме того, простая одночастная форма применяется в темах старинных вариаций, пассакалий, чакон, в качестве вступления в крупное произведение, в качестве куплета в вокальной музыке, народной песне (особенно танцевального характера).

2.2. Простая двухчастная форма

определение; происхождение формы

безрепризная пр2хч форма

репризная пр2хч форма

усложнения формы

Простая двухчастная форма состоит из двух частей, каждая из которых является простым построением, не сложнее периода (a+b).

Происхождение и развитие простой двухчастной формы связано в первую очередь с бытовыми танцами и песенными жанрами. Эта форма коренится в народной музыке и тесно связана с сопоставлением двух частей: запева и припева. Ряд танцев 17 века (алеманда, куранта, менуэт, гавот) сочинялись в так называемой старинной двухчастной форме типа а а1, в которой вторая часть вдвое или втрое преобладает первую. В 18 веке она была характерна для лендлеров, а в 19 – для циклических вальсов. Разнообразные примеры двухчастной формы встречаются в песнях и танцах Шуберта, Шумана, Глинки, Даргомыжского, инструментальных пьесах и романсах Чайковского, темах вариаций, массовых песнях, романсах и как составная часть более сложных форм, партиях сонатной и рондо-сонатной форм.

Первая часть простой двухчастной формы, в которой экспонируется основная музыкальная тема, представляет собой период, реже - большое предложение. Во второй части происходит последующее развитие и завершение музыкальной мысли. Каждая часть двухчастной формы может повторяться. Первый период часто модулирует в доминантовую или параллельную тональность. Вторая часть заканчивается в главной тональности. Тональная замкнутость является основным признаком завершенности и самостоятельности двухчастной формы.

Простая двухчастная форма бывает в двух вариантах:

Безрепризная простая двухчастная форма - она основывается на контрастном соединении двух построений, обеспечивая единство целого средствами тональности (а+а1 в+в1). Вторая часть такой формы бывает либо контрастной, либо развивающей. В первом случае тематический материал носит более-менее самостоятельный характер, во втором случае происходит использование тематических элементов из первой части (вторичное изложение, продленное развитие).

Репризная простая двухчастная форма - она, во второй части совмещает две функции, которые реализуются последовательно, - функции контраста и завершения – репризы (а+а1 в+а1). Вторая часть этой формы как бы делится на две секции, первая дает определенный контраст, а вторая повторяет одно из предложений первой части. Репризное предложение может быть расширенным.

Первая часть простой двухчастной формы характеризуется экспозиционным типом изложения:

с тематической стороны ей свойственны повторность или подобие обоих предложений, уравновешенность мелодической линии;

с гармонической - период может быть однотональным или модулирующим в тональности доминантовой группы или параллельный мажор;

по размеру - это чаще квадратный период 4+4, 8+8.

Вторая часть совмещает в себе черты срединности и стойкости и завершается в основной тональности. Форма второй части – обычно период или большое предложение.

В вокальных произведениях, написанных в простой двухчастной форме, иногда есть вступление и заключение (по типу коды). В целом общими чертами простой двухчастной формы является связь с бытовыми жанрами, песенно-танцевальный тематизм, небольшие размеры, четкость строения, опора на квадратность.

Простая двухчастная форма может усложняться за счет повторения частей, например:

Таблица 4

a a b b (||: a:||: b

Простая 2-х частная форма с повторенными частями

Простая 2-х частная форма с повторенной первой

Простая 2-х частная форма с повторенной второй

a b a b1

Простая двойная 2-х частная форма

Для анализа произведения:

Таблица 5

Простая 2-ч форма

Варианты формы:

Структура:

a+a 1b+a 1 – репризная;

a+a 1b+b – безрепризная;

a+a1 b

Особенности формы:

1 часть: период;

2.3. Простая трехчастная форма

определение; область применения формы

особенности частей

разновидности формы

Простой трехчастной называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых не сложнее периода. Первая часть является изложением темы, вторая часть называется - середина, а третья часть – реприза – повторение первой части.

Простая трехчастная форма используется:

в самостоятельных произведениях различных жанров (прелюдии, этюды, ноктюрны, детские пьесы, танцы, арии, романсы и т.д.);

как составная часть более крупной формы;

как отдельная часть цикла;

в оперных и балетных номерах.

Простая трехчастная форма такая симметричная форма, все составные части которой с масштабной точки зрения являются приблизительно равными. Уже с этой точки зрения данная форма имеет более широкие, по сравнению с двухчастной, возможности для введения более развитого контраста, который, в свою очередь, требует для уравновешивания целого полной, соответствующей первой части формы, тематической репризы. Именно по этой причине нерепризные трехчастные формы, в отличие от двухчастных, являются в инструментальной музыке явлением редким, обусловленным преимущественно влиянием песенных форм и жанров (например, тема квартета Ф. Шуберта "Смерть и девушка"). Однако встречаются варианты формы в которой не соблюдаются пропорции частей, нередко середина превышает размеры первой части, например пьесе «Эстрелла» из «Карнавала» Р. Шумана: 12+16+8 тактов.

Первая часть простой трехчастной формы является однотональным или модулирующим периодом из двух предложений, реже двойным, с расширением, с дополнением, квадратным, неквадратным, разомкнутым периодом или предложением. Тип изложения - экспозиционный.

Вторая часть - середина, которая в той или иной мере противопоставляется крайним разделам. Для середины характерен развивающий неустойчивый тип изложения, типичны дробление, отклонения, секвенции и другие приемы развития. По форме середина может представлять: период; малое (8т) или большое предложение (16т); или являться построением не являющимся

периодом, например построенном на: чередовании ходообразных построений; на секвенции или дроблении или повторении гармонически неустойчивых оборотов; нередко используются полифонические приемы развития: канонические имитации, контрапункт и т.д.

Третья часть, которая, как и середина, не содержит более сложные структуры, чем период, является репризой и повторяет музыкальный материал первой части. Общий принцип трехчастной формы с точки зрения тематического и тонального строения имеет несколько интерпретаций. Самые простые образцы простой трехчастной формы представляют собой один и тот же материал, проведенный трижды: в тональностях тоники, доминанты (или параллельного мажора) и опять тоники. Середина в таких случаях является транспозицией первой части в другую тональность и контраст в форме обеспечивается в первую очередь на тональном уровне. Кроме того, здесь может в незначительной мере варьироваться ритм, гармония, фактура (а+а1+а).

Сложнее организованной является форма, в которой средняя часть строится как свободное, за характером неустойчивое развитие предыдущего тематического материала. Средствами, которые служат достижению неустойчивости, является дробление тематического материала, секвенции, отклонения, использование методов мотивной и полифонической разработки и др.; середину в таких случаях можно рассматривать как модулирующую часть, которая контрастирует с крайними (a+R+a).

Другой тип простой трехчастной формы возникает тогда, когда среднюю часть наполняет новая, структурно и тонально оформленная тема. Отсюда и часто употребляемое определение таких форм как двотемных, в отличие от описанных выше однотемных. Но в ряде случаев новая тема может вводиться по принципу производного контраста, то есть строиться из интонаций предыдущего тематического материала (a+b+a).

Иногда случаются как бы мешаные способы построения средней части. Да, в частности, в скерцо из сонаты ор. 2 № 2 Л.Бетховена (до трио) средняя часть распадается на два, тематически и функционально отличных, разделы. Первый из них развивает предыдущий материал и осуществляет модуляцию из Ля мажора в соль-диез минор, который есть, в данном случае, целью предыдущего тонального развития; второй, зато, вводит новую тему, которая однако избегает каденционного завершения и, модулируя, возвращается в основную тональность(a+Rb+a) – промежуточная форма. Кроме того, середина может быть переходом (типа связки) без ярко выраженного тематизма(a+пер.+a).

Гармоническое развитие в средней части можно cвести к трем видам:

1. новая тональность не устанавливается, но и не употребляется тоника в основном виде;

2. встречаются отклонения в родственные тональности;

3. от начала середины появляется новая тональность, но в конце раздела есть возвращение в основную тональность, часто с остановкой на ее доминанте (возможен органный пункт).

Виды реприз:

вариационная (варьированная) - с фактурными изменениями;

сокращенная - проводится не полностью, чаще всего это предложение;

динамическая (динамизированная) - изменение фактурных, гармонических, структурных и других средств, которые могут быть достаточно значительными и существенно влиять на характер тематического материала.

Простая трехчастная форма может иметь вступление и коду.

Простая трехчастная форма может усложняться за счет повторения частей:

Таблица 6

Простая 3-х – 5-частная форма.

Двойная простая трехчастная; с тональными или

другими преобразованиями частей.

Простая 3-х частная форма с повторенными частями

или двойная.

Простая 3-х частная форма с повторенной первой

a b1

Простая 2-х – 3-х частная форма.

Простая трехчастная безрепризная форма или

с тональной репризой.

Промежуточная форма (между простой и сложной

трехчастной).

Для анализа произведения:

Таблица 7

Простая 3-ч форма

a b a1

Варианты формы:

||: a:||: b a:||

Структура:

a+a1 b a+a1

a+a1

Особенности формы:

1часть – период или большое предлдожение;

2 часть – форма различна;

3 часть: реприза –

точная (буквальная); измененная

(варьированная; сокращенная;

тональная; динамизированная).

Наличие иного материала:

вступление

связки; предыкт;

заключение (кода)

Формы производные от простой двух и трехчастной формы:

Формы, которые по внешним структурным признакам принадлежат к более сложным, но по средствам формообразования, смыслу и содержанию представляют собой простые песенные формы, являются производными. Одна из наиболее стабильных форм такого типа образуется способом наложения простой трехчастной формы и простой двухчастной формы. Схема еѐ такова:

Реприза такой формы одновременно являетсяэкспозиционной частью сцепленной с ней простой двухчастной формы. В такой форме четыре части. После простой трехчастной следует ещѐ одна часть, которая представляет собой нормативную вторую часть простой двухчастной безрепризной формы. Подобную структуру имеет пьеса «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Приложение

ПРИМЕРНЫЙ план анализа музыкального произведения (или его части),

написанного в форме периода

1. Анализируемый музыкальный материал это музыкальное произведение или его часть.

если часть: как она завершается (совершенной каденцией или другим образом);

если музыкальное произведение: его жанровая принадлежность, особенности содержания, необходимость выбора данной формы в связи с содержанием и жанром.

2. Тип изложения музыкального материала в периоде экспозиционный: так ли это? По каким признакам это определено?

3. Формообразующее значение мелодии (см. направленность мелодического движения) в данном периоде.

4. Формообразующее значение гармонии (см. кульминацию, каденции предложений).

5. Строение периода: неделимый, из двух или более предложений. Представить схему периода, обозначив строчными буквами предложения, указав на число тактов в каждом из них и другие особенности строения.

6. Если это большой (сложный) период – по каким признакам это определено.

7. Если делится на предложения: характеристика каденций каждого из них, значение различий в каденциях для формообразования.

8. Если это период, состоящий из двух предложений,:

квадратный он или нет (по каким признакам это определено, какая связь с содержанием, жанром).

повторного или неповторного строения (по каким признакам это определено, какая связь с содержанием, жанром).

9. Это период однотональный (замкнутый) или модулирующий

если период модулирующий: место модуляции, ее значения для данного периода.

если этот период – часть другой формы: значение модуляции или замкнутости для связи с другими частями формы.

10.Есть ли вступление к периоду, дополнение, расширение. Их значение для формообразования, необходимость включения этих элементов в связи с содержание, жанром.

Период (от греч. periodos - обход, круговращение, определённый круг времени) - простейшая композиционная форма, входящая в состав более крупных форм или имеющая самостоят. значение. Осн. функция П.- изложение относительно законченной муз. мысли (темы) в произв. гомофонного склада. Встречаются П. разл. структуры. Одна из них может быть определена как основная, нормативная. Это П., в к-ром возникает симметрия двух составляющих его предложений. Они начинаются одинаково (или сходно), но завершаются разл. каденциями, менее законченной в первом и более законченной во втором предложении. Наиболее распространённое соотношение каденций - половинная и полная. Окончанию на доминантовой гармонии в конце первого предложения отвечает окончание на тонике в конце второго (и периода в целом). Возникает гармоническое соотношение простейшей автентич. последовательности, что способствует структурной целостности П. Возможны и др. соотношения каденций: полная несовершенная - полная совершенная и т. п. В виде исключения соотношение каденций может быть обратным (напр., совершенная - несовершенная или полная - неполная). Встречаются П. и с одинаковыми каденциями. Один из распространённых вариантов гармонич. строения П.- модуляция во втором предложении, чаще всего в доминантовую сторону. Это динамизирует форму П.; модулирующий П. применяется исключительно как элемент более крупных форм.

Важную роль играет и метрич. основа П. Типичной для многих (но не всех) стилей и жанров европейской музыки является квадратность, при к-рой число тактов в П. и в каждом предложении равно степени числа 2 (4, 8, 16, 32). Квадратность возникает благодаря постоянной смене лёгкого и тяжёлого тактов (или, наоборот, тяжёлого и лёгкого). Двухтакты группируются по два в четырёхтакты, четырёхтакты - в восьмитакты и т. д.

На равных правах с описанной применяются и др. структуры. Они образуют П., если выполняют ту же функцию, что и осн. тип, а отличия в структуре не выходят за пределы некоей меры, зависящей от жанра и стиля музыки. Определяющие признаки этих вариантов - тип использования муз. материала, а также метрич. и гармонич. строение. Напр., второе предложение может не повторять первое, а продолжать его, т. е. быть новым по муз. материалу. Такой П. наз. П. неповторного или единого строения. Два неоднородных предложения также объединяются в нём сопряжением каденций. Однако П. единого строения может и не делиться на предложения, т. е. быть слитным. В этом случае нарушается важнейший структурный принцип П. И всё же построение остаётся П., если оно излагает опредсл. тематич. материал и занимает то же место в форме целого, что и нормативный П. Наконец, существуют П., состоящие из трёх предложений с самым разл. соотношением тематич. материала (а1 а2 а3; ab1b2; abc и др.).

Отклонения от осн. типа П. могут касаться и метрич. строения. Симметрия двух квадратных предложений может быть нарушена расширением второго. Так возникает очень распространённый расширенный П. (4 + 5; 4 + 6; 4 + 7 и др.). Реже встречается сокращение второго предложения. Существуют и П., в к-рых неквадратность возникает не в результате преодоления изначальной квадратности, а сама по себе, как свойство, органически присущее данной музыке. Такие неквадратные П. типичны, в частности, для рус. музыки. Соотношение количества тактов при этом может быть различным (5 + 5; 5 + 7; 7 + 9 и др.). По окончании П., после заключит. каденции, может возникнуть дополнение - построение или ряд построений, по своему муз. смыслу примыкающие к П., но не обладающие самостоят. значением.

П. часто повторяется, порой с рядом фактурных изменений. Если же изменения при повторении вносят нечто существенное в гармонический план П., в результате чего он завершается др. каденцией или в др. тональности, то возникает не П. и его вариантное повторение, а единая структура сложного П. Два сложных предложения сложного П.- это два бывших простых П.

П. возник в европ. проф. музыке в эпоху зарождения гомофонного склада, пришедшего на смену полифоническому (16-17 вв.). Большую роль в его формировании играли нар. и бытовые танц. и песенно-танц. жанры. Отсюда тенденция к квадратности, составляющей основу танц. музыки. В этом сказалась и нац. специфика муз. иск-ва зап.-европ. стран - в нем., австр., итал., франц. нар. песне также господствует квадратность. Для рус. протяжной песни квадратность нехарактерна. Поэтому органич. неквадратность широко распространена в рус. музыке (М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов).

П. в проф. инстр. музыке в большинстве случаев представляет начальную часть более крупной формы - простой двух- или трёхчастной. Лишь начиная с Ф. Шопена (Прелюдии, ор. 25) он становится и формой самостоятю произв. В вок. музыке П. завоевал прочное место как форма куплета в песне. Существуют и некуплетные песни и романсы, написанные в форме П. (романс С. В. Рахманинова "Здесь хорошо").

Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1, М., 1934, о. 68; Способин И., Музыкальная форма, М.-Л., 1947; М., 1972, с. 56-94; Скребков С., Анализ музыкальных произведений, М., 1958, с. 49; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 115; Ройтерштейн М., Музыкальные формы. Одночастная, двухчастная и трёхчастная формы, M., 1961; Музыкальная форма, под общей ред. Ю. Тюлина, М., 1965 с. 52, 110; Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 493; Бобровский В., О переменности функций музыкальной формы, М., 1970, с. 81; Prout E., Musical form, L., 1893 (рус. пер.- Ppaут Э., Музыкальная форма, М., 1900, с. 17-31, 32-42, 75-94, 1917); Ratnеr L. G. Einghteenth century theories of musical period structure, "MQ", 1956, v. 42, No 4.

В. П. Бобровский

Периодом называется построение, выражающее относительно законченную мысль.

Первое предложение периода из двух предложений обычно оканчивается половинной или полной несовершенной каденцией, выражающей незавершённость мысли. Второе предложение обычно заканчивается полной совершенной каденцией, выражающей завершённость мысли. Но период может быть и незамкнутым, т.е. не заканчиваться даже половинной каденцией. Развиваясь как обычный период, он может в самом конце избежать каденции и перейти в следующий раздел формы (особенно часто в темах средних частей, эпизодах рондо и т.д.).

Период называется однотональным, если он заканчивается в той же тональности, в какой начат (не считая отклонений внутри него) и модулирующим, если в другой.

Период повторного строения – период, делящийся на два сходных по началу предложения. Период, не делящийся на предложения или делящийся на несходные по началу предложения, называется периодом неповторного строения. Неделимый на предложения период – период единого строения.

Период, состоящий из двух мелодических построений с разными каденциями, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом, называется сложным периодом.

Виды периода: из 2 предложений, из 3 предложений, из 4 предложений (сложный период), единого строения, особый период типа развёртывания (в старинной двухчастной форме).

Периоды из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2 – 4+4, 8+8) и неквадратными (5+5, 4+6 и т.п.). Распространены нарушения неквадратности: расширение (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т.п.), сжатии («досрочная» каденция), усечении (внезапное прекращение), дополнении (послекаденционное закрепляющее построение), вводном построении. Период может усложняться чертами других форм, в том числе 3-хчастно (1-е и 3-е предложения нормативные, второе серединного типа).

В песенно-танцевальной музыке периоды встречаются уже в 15-16 вв. С утверждением гомофонии (XVII-XVIII вв.) период служит основанием вех более крупных форм; начиная с эпохи романтизма период может быть и формой самостоятельного произведения.