Ход занятия понятия вверху внизу выше ниже. Конспект урока по математике на тему " « Пространственные отношения «вверху», « внизу», « слева», " справа". Основной акцент на

Урок математики. Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Вверху, внизу,слева,справа.
Дата, тема урока,
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
04.09.2013
Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Вверху, внизу, слева, справа. 1.Организационный момент.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.
-С каким настроением вы начинаете урок математики?
-Что вы пожелаете друг другу? Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
С хорошим.
Успехов, чтобы всё получилось на уроке.
2. Актуализация знаний
Повторение изученного материала.
На доске геометрические фигуры.

○○
-Первый ряд задаёт вопросы со словом сколько, а второй ряд отвечает
-Какой ряд справился лучше?
-У кого было сложнее задание?
-Оцените коллективную работу
-Оцените свою работу в группе -Сколько всего фигур?
-Шесть
-Сколько треугольников?
-Три
-Сколько маленьких треугольников?
-Один
-Сколько квадратов?
-Один
-Сколько кругов?
-Два
-Сколько больших фигур?
-две.
-Оба
-У первого ряда.
-Показывают смайлики
Показывают смайлики
3.Самоопределение к деятельности.
-В какой руке большинство людей держат ручку?
-А теперь покажите левую руку
-Где находится потолок?
-Где находится пол?
-Почему я задавала вам такие вопросы?
-Откройте учебник на стр 6 и прочитайте тему урока
-Молодцы. Вы правильно угадали тему урока.
-В правой.(показывают)
-
Показывают левую руку
-Вверху(показывают)
-Внизу (показывают)
-Вспомним право,лево, вверху, внизу
Читают: Верху. Внизу. Слева. Справа.
4.Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику
Стр 6
-Будем учиться определять, кто где находится
-Расскажи, что ты видишь на рисунке.
-Сколько детей?
-Сколько мальчиков, девочек?
-Кто ещё есть на площадке?
Используй слова: вверху,внизу, слева, справа, левее, правее.
-Молодцы, вы все вместе справились с заданием. Открывают учебник на стр 6
Сморят рисунок.
-На рисунке дети играют на игровой площадке.
-шесть
-Три мальчика, три девочки
-Один кот и две собачки, одна птичка и одна бабочка
-Вверху на грибке лежит кот.
Внизу под грибком в песочнице играют девочка и мальчик.
Справа от них щенок бежит за бабочкой..Вверху на горке съезжает собачка с поводком.
Внизу девочка. Справа от них на горку лезет мальчик по лесенке.
Левее от горки качели. Справа качается мальчик, слева качается девочка.
Физминутка-Повторяйте за мной, на каждый счёт хлопаем в ладоши
Один, два, три,
Четыре,пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Можно всё пересчитать,
Начертить, измерить, взвесить. Повторяют за учителем,
2.Возьми карандаш, ручку и линейку. Положи их так, чтобы карандаш был справа от линейки,а ручка – слева..
-Сравните с товарищем по парте.
-Хорошо.
3. Сравни каждую пару картинок на полях стр 6. Объясни,чем они похожи, чем различаются.
-Молодцы.
4. Переходим на стр 7
-Расскажи,как мальчику дойти до школы.
-А как дойти до кинотеатра?
-Сколько цветков слева от мальчика, сколько справа?
5. Работаем на полях стр 7
-Представь, как катился Колобок от избушки до ёлочки. Расскажи об этом. Используй слова: налево, вперёд, направо.
-Молодцы, справились со сложным заданием.
2.Выполняют задание. Сравнивают
-Все сделали правильно.
3.Вверху девочка к нам спиной,совок в левой руке, ведёрко- в правой.
Внизу девочка лицом к нам, совок в правой руке, ведёрко в левой.Вверху машины едут влево, внизу –вправо.
4.Отвечают на вопросы по рисунку с 7
-Иди прямо и поверни на право.
-Иди прямо и поверни на лево.
-слева от мальчика три цветка, а справа -два.
-Составляют рассказ про Колобка.
-Покатился Колобок от дверей вперёд по тропинке, около земляники повернул налево до гриба, от гриба покатился вперёд,у цветка повернул направо и прямо докатился до Ели.
физминуткаРаз, два, три, четыре, пять -
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул 10 раз.
Дети повторяют слова и упражнения за учителем
4.3.Работа в тетрадях -Откройте тетради, повторите бордюр.
Вспомните.как надо правильно сидеть,держать ручку и тетрадь
-Пишем палочки по образцу
-Сравните с образцом и оцените себя. -Открывают тетради,изучают бордюр, обводят и дописывают

Оценивают
5.Итог урока
Рефлексия 1.. Проверка знаний
-Проверим, чему вы уже научились.
Читает задание на стр 7 ,дети выполняют на парте
-Проверим, что получилось (на доске правильный вариант выкладывает желающий ученик)
-Оцените себя
2.Что делали на уроке?
Почему так важно знать,где лево,где право,вверх и низ
- Расскажите родителям, что вы узнали на вашем первом уроке. математики. Повторите считалку и посчитайте что-нибудь.-Оцените себя на уроке. Берут три круга, красный, зелёный и фиолетовый.
Выкладывают их в ряд так, чтобы красный был справа от фиолетового, а зелёный находился справа от красного.
Фиолетовый,красный,зелёныйоценивают
-Вспомнили правую и левую стороны, верх и низ
- Если спросят дорогу, мы сможем объяснить куда идти.
-Показывают смайлики. Объясняют выбор.


Приложенные файлы

Конспект занятия по математике в средней группе детского сада. Сначала проходит организационный момент, затем - введение в игровую ситуацию. Детям предлагается выполнить первое задание. Затем - физкультминутка. Выполняются еще два задания и подводятся итоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №29 г.Липецка

Методическая разработка по ФЭМП

в средней группе

Тема: «Вверху, внизу»

Воспитатель: Дюсекеева В.О.

г.Липецк, 2016г.

Тема: «Вверху, внизу»

Цель: Формирование пространственных представлений «вверху», «внизу» у дошкольников.

Задачи:

  1. Закреплять на предметной основе представление о геометрических фигурах, счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, сравнивать группы предметов по количеству.
  2. Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять их в группы.

Раздаточный материал: листы бумаги, по два круга разного цвета и два треугольника разного цвета.

Ход занятия.

Организационный момент.

Давайте поздороваемся!

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Введение в игровую ситуацию.

Ребята, сейчас мы с вами представим, что находимся на кухне и помогаем маме по хозяйству. Какая мебель есть на кухне?

Ответы детей.

Правильно. На кухне есть стол, стулья, а также шкафы и полки.

Задание №1. Сейчас я раздам каждому из вас листок бумаги, который разделен на две части линией. Ребята, это – две кухонные полки: верхняя и нижняя. Проведем пальчиком по верхней полке. А теперь по нижней (дети проводят пальчиком). Теперь я даю каждому два круга – это тарелки и треугольники – это стаканы. Вы должны поставить тарелки на нижнюю полку, а стаканы на нижнюю (дети выполняют задание). Давайте посчитаем, сколько у нас тарелок, сколько стаканов (считаем вместе). Какого цвета кружки? Какого цвета тарелки?

Физкультминутка.

Все ребята дружно встали (выпрямиться).

И на месте зашагали (ходьба на месте).

На носочках потянулись (руки поднять вверх),

И немножечко встряхнулись (встряхнуть руками).

Как пружинки мы присели (присесть).

И тихонько разом сели.

Задание №2:

Игра. Ребята, сейчас я буду называть предметы, а вы должны ответить, где они находятся в пространстве – вверху или внизу. Если вверху – поднимаем руки вверх, если внизу – опускаем вниз.

Итак, самолёт, машина, птичка, цветочек, трактор, солнышко.

Речевой контроль: где самолёт? (вверху…)

Задание№3:

Сейчас я буду показывать картинки. На них изображены герои сказок. На какой части листа изображен Карлсон?

Ответы детей.

А в какой части листа расположен доктор Айболит?

Ответы детей.

Итог.

Что мы помогли маме сегодня сделать на кухне?

Полные ответы детей.

Смогли ли мы расставить посуду на верхней и нижней полке?

Ответы детей.

Чем вам понравилось заниматься больше всего?

Ответы детей.

Спасибо, ребята. Занятие закончено.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №129»

г.Перми

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по предмету «Математика» в 1 классе

Тема: «Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу»

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №129» г.Перми

Аннотация к уроку математики в 1 классе

«Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу»

Методическая разработка урока раскрывает опыт работы проведения урока по предмету математика по учебнику для 1 класса авторов Муравина Г.К, Муравиной О.В.

Урок проводится в 1 классе по теме: «Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу».

Тип урока дает возможность всем учащимся класса ощутить себя участником открытий новых знаний. На уроке используются активные методы и приемы обучения. Урок развивает исследовательские умения и навыки учащихся, аналитическую деятельность, критическое мышление, умение работать в коллективе и самостоятельно. Групповая форма работы является особенно актуальной и продуктивной в процессе изучения нового материала – формируются универсальные учебные действия. Урок проведен с использованием ИКТ. Данный урок предназначен учителям начальной школы.

Основная часть

Тема урока «Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу» актуальна, так как формирует навыки ориентирования в пространстве, необходимые в жизнедеятельности каждого человека. Раздел программы «Пространственные отношения» является обязательным компонентом начального курса математики, который способствует развитию пространственного воображения и усилению его прикладного значения. Рассмотрение пространственных отношений между предметами (вверху - внизу, слева - справа, ниже - выше, между) помогает учащимся сначала ориентироваться на плоскости собственного стола, листа бумаги, рабочей тетради, а затем на плане класса, местности или на географической карте.

Методическое обоснование темы

На основе рабочей программы уроков математики в 1 классе – 1 урок отводится на изучение темы: «Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу» В ходе урока реализовываются умения:

    Моделировать различные ситуации расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию.

    Описывать расположение объектов с использованием слов: слева , справа , вверху , внизу и др.

    Играть в паре с соседом по парте: задавать и отвечать на вопросы, исправлять ошибки; оценивать ответы.

    Искать антонимы к изученным словам; отгадывать загадки, в которых используется изученная терминология.

    Выполнять проект на тему «Мой сборник математических загадок»: подбирать и систематизировать математические загадки, оформлять сборник загадок.

На уроке используются современные образовательные технологии. Урок строится с позиции компетентностного подхода. Непосредственным результатом образовательной деятельности становится способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Для развития умения ориентироваться в пространстве и на плоскости детям предлагаются разнообразные деятельностные задания, моделируется практическая, жизненная ситуация; строится на актуальном для учащихся материале.

Изучение материала опирается на знания детей. Обучающимся предлагаются задания, требующие нового способа деятельности, фиксируются затруднения. На протяжении всего урока они учатся рассуждать, отстаивать свои мнения. Обучающиеся учатся строить план своих действий, определяют шаги выполнения задания.

Работая, над изучением новой темы, учитель использует групповую работу, направленную на исследование. При проведении проверки используются: самопроверка, взаимопроверка, фронтальная проверка.

Обучающиеся приобретают новые знания в процессе игровой деятельности, учитель использует литературные произведения, опирается на жизненный опыт учащихся. На этапе проверки полученных знаний обучающиеся выполняют задание самостоятельно, которое позволяет сделать выбор.

В конце урока обучающиеся самостоятельно делают выводы, подводят итог урока, выясняют, что на уроке узнали нового, а что уже было знакомо. По окончанию урока учитель проводит рефлексию.

План урока

Предмет: математика.

Класс: 1

Тема урока: «Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу».

Тип урока: Урок по первоначальному формированию умений и навыков

Время реализации урока : 35 мин.
Цель: умение определять пространственное расположение предмета

Предметные результаты:

определять пространственное расположение предмета, используя слова «вверху», «внизу», «слева», «справа»; обобщать имеющие знания счёта.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сравнивать и находить различия в предметах;

отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

Личностные результаты:

проявлять интерес к предмету

проявлять уважение к своим товарищам;

проявлять умение работать в коллективе.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. компьютер;

    мультимедийный проектор;

5. учебник математики: учебник для 1 класса начальной школы/ Москва, Дрофа, 2013,

6. рабочая тетрадь,

7. электронное приложение к учебнику,

8. презентация к уроку Microsoft PowerPoint (Приложение 1)

9. Карточка для групповой работы (приложение 2)

Связь с изученными темами: умение сравнивать предметы по различным признакам

Межпредметные связи:

литературное чтение, окружаюший мир.

Реализация целей урока будет достигнута через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы, использование компьютерной поддержки процесса обучения.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Тема урока: Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу.

Тип урока: Урок по первоначальному формированию умений и навыков

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Организационный момент

Активное слушание учителя,

эмоциональный настрой на урок

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности,

выявление готовности к уроку

Актуализация необходимых знаний. Целеполагание

Выделять из потока информации сведения, приводить пример,

выдвижение предложений о теме урока,

выполнять задания на ориентацию предметов на плоскости

Определение правой и левой руки, что они умеют ими делать Выполнение действий под музыку с ориентацией в пространстве

формулирование собственных ожиданий,

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Анализ информации, навык чтения

Правило определение правой и левой стороны

Установление причинно-следственных связей

Слушает, рассуждает, приводит примеры из жизни, отвечают на вопросы,

активизация имевшихся ранее знаний

активное погружение в тему,

высказывание различных вариантов решения данной проблемы

умение слушать в соответствии с целевой

установкой,

принимать и сохранять учебную цель и

построение понятных для собеседника высказываний,

развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения,

умение полно и точно выражать свои мысли

Принятие целей и задач урока,

составление алгоритма действий по достижению цели и задач самоконтроль

Проблемное изложение нового знания

Развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

Ориентироваться на плоскости

Распределять предметы в пространстве по заданию

Строят предложения с использованием слов «вверху», «внизу, «слева», «справа»

Умение общаться в группе,

Умение слушать, высказывать свою точку зрения

Организация работы в группе,

Осуществление взаимоконтроля

Первичное закрепление

Умение сравнивать, анализировать, находить сходство и отличия Составлять рассказ по теме

Работать в электронном приложении

Ориентироваться на клетчатой бумаге

Составляют рассказ по картине с описанием местоположения предметов

Умение грамматически правильно строить предложения, составлять текст-описание,

формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Организация работы в группе, паре

Осуществление взаимоконтроля, самоконтроля (сравнение с образцом) восприятие, осмысление, запоминание учебного материала,

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Рефлексивно-оценочный

Рефлексия, оценка и самооценка учебной деятельности

обобщение и систематизация знаний,

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Умение оценивать степень своих достижений,

Подведение итогов

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Мотивационно-целевой этап

Приветствие,

проверка готовности учащихся к уроку,

настрой учащихся на работу:

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Слушай внимательно,

Работай старательно.

Проверяют готовность к уроку

Чтение учителем стихотворения В.Берестова «Где право, где лево?» стр 22, 1 часть. (Приложение 1)

Беседа по вопросам: Как ученик определил, какая рука у него правая?

Для чего нам необходимо уметь определять, где лево, где право? Какие ещё слова можем использовать для определения местоположения предмета или объекта?

Коллективное исполнение танца «Буги-Вуги» (Приложение 1)

Определение целей и задач урока, построение плана урока

Выполняют движения под музыку, ориентируясь в пространстве

Практический этап урока

Организует групповую работу по распределению предметов по заданию

(Приложение 2)

Распределяют картинки по заданию на листе бумаги

формирование умения работать в группе

Учит детей сравнивать картинки, строить предложения, используя слова «вверху», «внизу, «слева», «справа»

Учит подбирать антонимы (физкультминутка)

Организует работу в паре по составлению рассказа по картинке с описанием местоположения объектов

Организует работу с электронным приложением по распределению предметов в пространстве

Организует работу в тетради

Сравнивают картинки, анализируют,

Составляют рассказ по картинке учебника

Выполняют задания в электронном приложении по распределению предметов в пространстве

Выполняют графический диктант

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

формирование умения работать в парах, в группах,

самоконтроль выполнения задания,

взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока,

объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

Самоконтроль

Заключение

Данный урок рассчитан на 1 класс общеобразовательной школы, занимающийся по учебникам Муравина Г.К. , Муравиной О.В.

Урок строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения первоклассников. Время на уроке было распределено оптимально для реализации каждого задания. При организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому методу. Тема этого урока раскрывается в определенной последовательности:

Постановка проблемы и ее анализ учащимися совместно с учителем;

Самостоятельная формулировка детьми правил, определений, способ деятельности;

Проверка сформулированных учащимися выводов, правил учителем;

Закрепление и обобщение знаний

Верх (картины, листа книги, тетради) — это са-мая высокая часть этого предмета: картины, листа книги, тет-ради, дома, дерева».

Заучивание слова «верх» — дети повторяют его хором и ин-дивидуально несколько раз.

Про какие предметы в групповой комнате можно сказать, что они находятся сверху, над нами? (Люстра, потолок, верх-няя часть стен.)

«Низ (картины, листа книги, тетради) — это часть этого предмета у основания: картины, листа книги, тетради, дома, дерева. Основание — это часть, с которой начинается предмет».

Заучивание слова «низ» — дети повторяют его хором и инди-видуально несколько раз.

Затем дети находят низ предметов (шкафа, стола, стены, до-ски, окна, двери, проговаривая: «Это низ шкафа»).

Про какие предметы в групповой комнате можно сказать, что они находятся внизу, под нами? (Пол, ковер, стул.)

  1. Физкультминутка. Игра «Верх, низ». На команду дефектолога: «Верх» дети встают на носочки и тянутся вверх; на команду: «Низ!» — при-седают 3—4 раза.
  • Покажите нижнюю часть стола.
  1. Работа в тетради

Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по разделу РЭМП «Понятия «сверху», «снизу».»

Тема: Понятия «сверху», «снизу»

Лексическая тема. «Деревья».

Цель: Учить детей ориентироваться в окружающем простран­стве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.

Материалы к занятию:

Демонстрационный – Сюжетная картинка (вверху - Солнце, облака, птицы; внизу - деревья, цветы, грибы, насе­комые, животные).

Раздаточный – Набор предметных картинок (Солнце, облако, дерево, гриб).

Ход занятия:

    Организационный момент.

На доске выставлена сюжетная картинка, на которой вверху изображено Солнце, облака, птицы; внизу - деревья, цветы, грибы, насекомые, животные. Дефектолог задает вопросы по картине, каждый ребенок называет один предмет.

    Работа с демонстрационным материалом

    • Что изображено вверху картины? Что изоб­ражено внизу картины?

Дефектолог показывает указкой на верхнюю часть картины и сообщает: «Верх (картины, листа книги, тетради) - это са­мая высокая часть этого предмета: картины, листа книги, тет­ради, дома, дерева».

Заучивание слова «верх» - дети повторяют его хором и ин­дивидуально несколько раз.

Затем дети находят верх предметов (шкафа, стола, стены, доски, окна, двери), проговаривая: «Это верх шкафа».

- Про какие предметы в групповой комнате можно сказать, что они находятся сверху, над нами? (Люстра, потолок, верх­няя часть стен.)

Дефектолог показывает указкой на нижнюю часть картины и сообщает: «Низ (картины, листа книги, тетради) - это часть этого предмета у основания: картины, листа книги, тетради, дома, дерева. Основание - это часть, с которой начинается предмет».

Заучивание слова «низ» - дети повторяют его хором и инди­видуально несколько раз.

Затем дети находят низ предметов (шкафа, стола, стены, до­ски, окна, двери, проговаривая: «Это низ шкафа»).

- Про какие предметы в групповой комнате можно сказать, что они находятся внизу, под нами? (Пол, ковер, стул.)

    Физкультминутка. Игра «Верх, низ». На команду дефектолога: «Верх» дети встают на носочки и тянутся вверх; на команду: «Низ!» - при­седают 3-4 раза.

    Работа с раздаточным материалом.

Определение верха и низа на плоскости стола. Перед каждым ребенком предметные картинки: Солнце, облако, дерево, гриб.

    Покажите верхнюю часть стола.

    Покажите нижнюю часть стола.

    Какие картинки можно расположить сверху? (Дети выполняют соответствующее действие.)

    Какая картинка расположена сверху?

    Какие картинки можно расположить снизу?

    Какая картинка расположена снизу?

    Работа в тетради

    Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме занятия.