Однажды я ехал в электричке решу егэ. Сочинения по текстам открытого банка фипи. Всего: нарушений речевых норм нет

Что такое счастье? На этот вопрос, как мне кажется, пытается ответить в тексте, предложенном для анализа, публицист, педагог и философ С.Л.Соловейчик. Вопрос сложный, философский, ведь у каждого свои понятия о счастье. Для одного счастье – это творческая самореализация, для другого – материальное благополучие. Кто-то видит счастье в успехах детей или служении людям. Однозначного ответа нет, но проблема счастья волнует каждого человека.

К счастью нужно стремиться, а добиться его можно, только имея духовное стремление достичь желаемого. Случайная собеседница в электричке, к которой Соловейчик обратился с вопросом о счастье, ответила, что счастливым может чувствовать себя человек, чьи духовные стремления удовлетворяются. Похожая точка зрения и у автора. Если у человека «нет собственного стремления победить судьбу, стремления к счастью, то хоть озолоти его – счастья не будет».

Я полностью согласна с авторской точкой зрения. «Счастье в воздухе не вьётся, а руками достаётся», - гласит русская пословица. Метафорический смысл пословицы в том, что счастье нужно добывать собственным трудом, преодолевая испытания и невзгоды. Трудный путь к пониманию счастья и собственного призвания проходят герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. В начале романа Андрей Болконский мечтает о славе, подобной наполеоновской, подвиге, который выделит его среди других людей. Разочаровавшись в своём кумире, ищет счастья в уединении, хозяйственных заботах, воспитании сына. Позже пытается найти своё призвание в государственной службе. В конце жизни, смертельно раненный, умирающий Болконский приходит к пониманию счастья: оно в высшей добродетели, в служении людям и Отечеству, в любви, которую проповедовала его сестра княжна Марья и которую он долго не понимал. На протяжении всего романа ищет своё счастье и Пьер Безухов. Добросердечный, мягкий, совестливый, совершенно не приспособленный к жизни, легко попадающий под чужое влияние, он то проводит время в кутежах и безделье, то ведёт праздный образ жизни московского богача. Такая жизнь не удовлетворяет Пьера. Он понимает, что нужно делать что-то полезное, приобщается к масонству, пытается улучшить жизнь крестьян в своих имениях. Путь Пьера – это движение вперёд, это разочарования и победы, постижение правды жизни. В конце романа перед читателем предстаёт человек, который нашёл гармонию внутри себя и обрёл счастье. Оно в любви, семье, жизни по правде, а не по лжи, в служении людям.

Путь к счастью нелёгок, тернист, но только своими руками человек куёт своё счастье.

Обновлено: 2018-01-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)

Что значит «жить духовной жизнью?» Эту проблему поднимает С. Соловейчик в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста приводит пример из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», в котором есть такие строки: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился…» С. Соловейчик задаётся вопросом: «Что это значит - духовная жажда?» и приходит к выводу о том, что «духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому», так что далеко не всякого человека, посещающего театры, выставки, кино, можно назвать духовным. Поэтому автор текста напоминает всем нам: чтобы быть духовным человеком, нужно иметь так называемые бесконечные желания: «стремление к добру, жажду правды, голод по красоте…»

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении одна из антигероинь Элен Курагина посещает театры, но смешно было бы говорить о том, что она ведёт духовную жизнь. Это человек, погрязший в разврате, мораль и честь для неё - пустые слова. Чего нельзя сказать о её муже Пьере Безухове, который на протяжении большей части романа пытается разобраться в себе, найти своё место в жизни. Я считаю, что Пьера вполне можно назвать духовным человеком, ведь он занимается саморазвитием. И для этого ему не нужны театры, выставки. Таким образом, вести духовную жизнь - это значит всё время работать над своим личностным ростом, а вовсе не посещать светские мероприятия.

Приведу пример из своего жизненного опыта, который показывает: не всякого человека, изучающего искусство, можно назвать духовным, ведь вести духовную жизнь - значит заниматься развитием своей личности. Я как-то общалась с человеком, который достаточно много времени уделил чтению различной литературы, и, надо полагать, он является ценителем литературного искусства. Но его нравственные ориентиры оставляют желать лучшего: он считает, что жить праведной жизнью скучно, постоянного счастья не бывает, поэтому нужно тратить своё время на глупые развлечения и кратковременные удовольствия. Он с насмешкой относится к слову «мораль» и приводит циничные высказывания по поводу этого понятия, словно не понимая того, что честь и нравственность - это добродетели, делающие человека высшим существом, отличным от животных. Самое ужасное в том, что этот человек пытается распространить своё влияние на окружающих, пытаясь сломать их нравственные ориентиры в корыстных целях. Он изучает искусство, но ведёт бездуховную жизнь, поскольку его личностный рост застопорён. Следовательно, вести духовную жизнь - это значит стремиться к высокому и прекрасному, а вовсе не являться ценителем искусства.

В заключение важно отметить: я уверена, что главное в жизни человека - это его бессмертная душа, её развитие, а душе всегда необходимо что-то прекрасное и возвышенное, поэтому духовный человек при помощи искусства будет к этому возвышенному стремиться, в то время как бездуховный, видя в искусстве лишь развлечение, потратит свою жизнь на бессмысленные удовольствия и всё же не обретёт счастья.

Анекдот №3383

К теме "Однажды в поезде..."
ехал я как-то на бешеной электричке Н. Н. - Киров... народу у вагона
столпилось предостаточно, но вся эта серая масса вятско-нижегородской
общественности терпеливо ожидала допуска в вагон... особо выделялась
среди однородной массы молодая девица неопределённых лет с малолетним
ребёнком и спортивной сумкой основательного размера... выделялась эта
особь женского пола не сколько внешне, сколько внутренне... в частности
из неё столько выходило шуму и визгу, что рядом торохтящий ЧМЭ-3 и рядом
не торохтел... дали команду на старт и девица с ребёнком, расталкивая
всех и каждого, устремилась к узкому проходу... толпа благоразумно
расступилась, поскольку приглядевшись к этому шумному созданию с
прицепом никто связываться не стал... итак вся эта колонна, во главе с
источником шума и возни устремилась в вагон... но не на много ибо где-то
в середине вагона организовалась пробка создаваемая главой колонны...
проще говоря девашка начала основательно устраиваться на свои места,
причём занимая так же и проход... заняла эта возня, сопровождаемая
бесконечным ругательством юной особы, мин 7-10... кое как уложившись на
три сидячих места лёд тронулся... точнее столпившееся пассажиры
протиснулись дальше в вагон... прошёл и я, но не далеко, т. к. мои места
оказались в окурат за местами вечно недовольной пассажирки...
практически в одно и тоже время со мной подошла интеллигентная пара к
месту шумораздражителя... постояв мин 5 в ожидании пока это чудо
угомониться ей был задан простой вопрос..."Девушка, а какие у Вас
места?"... на что та невразумительно чего-то прошипела, мол
"эти!!!"..."Какие эти?", терпеливо переспросили они?... На что та
визгливо начала изрыгать какую-то несуразицу...
в результате припирательств было наконец-то выяснено, что у неё двадцать
какое-то место (при трёх занятых ей, ребёнком и сумкой)..."Но у нас это
же место", настаивала тётенька-интеллигент... На что они были посланы в
визгливой формой подальше, точнее к проводникам... Женщина не унималась
и в настоятельной форме попросила билет у девочки-оккупанта... за
происходящим, почти не дыша наблюдал весь вагон с интересом наблюдая чем
же закончится эта баталия... некоторые делали ставки на опыт, малая
часть на молодость... С трудом билет всё таки был передан из рук в руки
и в минутной тишине изучаемого документа был произнесён
приговор..."Милочка, у Вас билет на седьмое число, а сегодня
второе!"...... Глаза это создания с сиреной я не забуду никогда...


В чем заключается счастье? И что должен предпринять человек для того, чтобы добиться счастья в жизни? Именно эти проблемы привлекли внимание С. Л. Соловейчика.

Рассуждая над проблемой, С. Л. Соловейчик приходит к следующему выводу: если в человеке нет веры в жизнь, стремления преодолевать трудности, стремления к счастью, то " хоть озолоти его - счастья не будет".

Можно привести множество аргументов в подтверждение данной точки зрения. Обратимся к произведению М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Главная героиня романа - Маргарита - девушка, способная на преданную, самоотверженную любовь. Она всегда оставалась верна настоящему, искреннему чувству, никогда не теряла надежду на будущую встречу с Мастером. Ее чувства к нему преодолевают все препятствия, встающие на пути к их счастью. Маргарита борется за него до конца, она готова на все, даже на сделку с самим дьяволом. В конце романа герои обретают то, что заслужили, - покой и счастье. До встречи с Мастером у Маргариты было все, что, казалось бы, нужно человеку для счастья: любящий муж, роскошный особняк, деньги. Но героиня не была счастлива. все эти материальные блага оказались ничтожны по сравнению с возможностью быть с любимым человеком.

Счастливая жизнь - то, к чему все так стремятся, чего так желают люди. Но путь к счастью не всегда прост: мы часто сталкиваемся с различными трудностями. И только преодолев их, использовав каждый, даже самый незаметный и незначительный шанс, человек рискует обрести свое счастье.

Обновлено: 2018-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • По тексту С.Л.Соловейчика «Однажды я ехал в электричке. Сидевшая рядом со мной у окна скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова.» (Что такое счастье?)

Когда я в начале 90-х учился в СПбГУ на журфаке, лекции по литературе Средних Веков читал Андрей Семенович Колосков, доктор наук с филологического. Блестящий преподаватель, интеллигент в пятом колене, автор кучи книг и научных работ. Но выглядел не по-профессорски - помятый костюм, короткий седой ежик, золотая фикса во рту и отсутствующий безымянный палец на правой руке - травма времен первых стройотрядов.

Когда он пришел читать нашему курсу первую лекцию, то в конце ее сильно всех удивил, попросив каждого написать на листке бумаге с одной стороны - как можно больше необычных матерных выражений, а с другой стороны - жаргонно-воровских (ну кто какие знал). Как потом оказалось, для своего любимого дела - А. С. был известным в узких научных кругах редким спецом по уголовному фольклору, лет 20 собирая где только можно всякие замысловатые словечки, даже в зоны ездил за информацией и по заказу МВД в свое время работал над изданием спецлитературы по фене. Ну и студентов всех он тоже регулярно опрашивал и бывало, что-то новое находил. Вот такой дяденька.

А вот и история, которая с ним приключилась в то время.

Не знаю, как, но в Универе на журфаке слухи распространялись мгновенно. Ехал А. С. на последней электричке с Варшавского вокзала к себе в Купчино. В вагоне он один и на следующей остановке вошли 3 «быка» - бошки пострижены, как американский газон, пиджаки красные, штаны спортивные. Ну все помнят типаж. Это щас эти ребята повзрослели и оседлали властные кресла, а тогда видать «девятка» общая поломалась, вот они в электричку и впрыгнули. Настроение у всех никакое, ехать так просто скучно, ну и подсели к дяде поприставать.

Мол, че в карманах, делиться надо, братан, без базара, в натуре, ты че, не понял?!

И тут в ответ А. С. на смеси конкретного мата и чистейшей фени высокой пробы, не используя ни одного нормального слова живого великорусского языка, произносит длиннейший монолог. Из его пафосной речи, с большим трудом и постепенно, никогда еще не топтавшие зону «спортсмены-быки», с нарастающим ужасом понимают, что только что они «наехали» на ровном месте на одного из самых известных криминальных авторитетов страны , знаменитого вора в законе, который прямо сейчас возвращается из мест лишения свободы и по приказу которого завтра их обязательно найдут лучшие уголовные силы Питера, если только они прямо сейчас не извинятся перед ним в высшей степени искренне.
После чего все трое с белыми лицами стали прямо в электричке на колени и просили прощения до следующей остановки, на которой просто вылетели из вагона.

Я с самого детства безумно любила ездить на поездах и электричках. Ездили мы всегда раз в год, обычно летом, по одному и тому же маршруту Караганда-Свердловск и наоборот. Уже, когда мне было лет 15, мы с мамой ездили в город Кокчетав (Кокшетау) в дом отдыха. Еще в детстве мы один раз летали на самолете в Абхазию и отдыхали в Гудауте. Больше мы никуда не ездили, только до Свердловска и далее в Верх-Нейвинск к бабушке. Но каждое лето без пропусков.

Жили мы около Караганды (мои родители с Урала поехали покорять целину). Я всегда безумно ждала, когда же мы поедем на поезде к бабушке. Достать билеты в то время было трудно, мама уходила на несколько часов и стояла в очереди, ждала. Когда я ее видела издалека во дворе, я неслась со всех ног, чтобы узнать, купила она билеты и на какое число. Если она их купила, я просто скакала от радости.

Наступал день поездки. Почему-то наш поезд всегда отходил рано утром из Караганды, и мы утром приезжали на автовокзал нашего города, чтобы сесть на автобус.

Выглядел автовокзал моего города примерно так.

Все фото взяты из интернета, и могут совсем не соответствовать году рассказа.

Мы садились на 107 автобус Темиртау-Караганда и ехали в Караганду. Так начиналась всегда поездка. Я никогда не спала в этом автобусе, видимо от радости поездки.

Какое -то время мы еще ехали по Караганде до вокзала на этом же автобусе.

Мы приезжали на вокзал Караганды и ждали поезд внутри вокзала. Я это вокзал, наверное, знала, как свои пять пальцев.

Более современный вокзал Караганды.

Еще мы только заходили в вагон, и даже еще не поставили чемоданы, я идя по вагону, говорила маме, что хочу кушать. Мне нравился сам процесс. Мама говорили мне, подожди, хоть сядем. Я шла, и с широко открытыми глазами смотрела на все вокруг.

Мы расставляли на стол еду и бутылки с лимонадом. Я опять говорила, что хочу есть, и так пока мама не начинала меня кормить. Я помню ощущение безумной вкусности той еды. Сейчас бы такая еда не вызывала такого восторга. Жареная курица в газете, помидоры, огурцы, яйца, а запивали лимонадом. Ничего особенного, но мне было очень-очень вкусно. Я до сих пор везде покупаю лимонад и ищу тот вкус, но пока не могу найти.

После еды я просила маму помочь мне залезть на вторую полку, потом уже позднее я научилась это делать сама. Я залезала на вторую полку, сидела там и просила спустить меня вниз. Итак, много раз. Я бы сейчас застрелилась бы от такого ребенка, но вот я была такая. Потом я просилась в туалет. Мне не хотелось в туалет, мне нравилось идти через поезд и смотреть-смотреть...Ездили мы обычно в плацкарте. Я шла и смотрела по сторонам, было очень интересно, кто едет, что делает. Еще мне нравилось рассматривать туалет. Нажимать ногой на педаль. Мыть руки. В подростковом возрасте мне нравилось вставать ночью, пока все спят, и в туалете смотреть в открытое окна но звезды и мелькающие огни...Это была моя маленькая тайна, я высовывалась в окно и кайфовала.

Мама моя стрелялась от бесконечных моих просьб то поесть, то посадить меня на вторую полку, то снять, то в туалет. Однажды с нами ехала женщина, она сказала, что я просто издеваюсь. А мне было интересно и радостно все это!

Однажды напротив нас сидел негр, я не знаю, куда он ехал, но он сидел напротив меня.

Я была в белом сарафана, белокожая, со светлыми волосами, и я впервые видела негра. Мне было года 4 или 5. Негр, видя, что я пялюсь на него не отрываясь, тоже стал сидеть и смотреть на меня. Тогда я показала ему язык, негр не растерялся и показал мне язык. Я ему, он мне, мы минут пять, наверное, так сидели и показывали друг-другу язык. Потом я не выдержала и спросила его: "Дяденька, а что ж вы такой черный то?". Негр мне ответил: "Девочка, а что ж ты такая белая то?". Он ехал с нами буквально недолго и потом вышел в Акмоле-Целинограде-Астане.

Я обожала выходить на станциях, хорошо, что моя мама тоже выходила со мной на станциях, а то некоторые не любят выходить и сидят в вагоне безвылазно.

Мы проезжали Акмолу, Боровое, Кокчетав, Петропавловск, Курган, Шадринск, Далматово и Каменск-Уральский. И много мелких станций. Иногда мама ездила в санаторий, тогда меня забирала бабушка и везла к себе до Свердловска и далее в Верх-Нейвинск. Бабушка почему-то всегда покупала две нижние полки, боялась, что я ночью свалюсь со второй полки. И почему-то мы ехали всегда с ней у туалета. Однажды бабушка ушла в туалет, а я лежала на нижней полке и ковыряла стенку. Там была какая-то дырка, залепленная жевачкой. Я просто задумалась и расковыряла эту дырку в стене, потом удивилась, что дырка сквозная и без всяких задних мыслей заглянула туда. Оказалось, что дырка ведет в туалет, я увидела, как кто-то поправляет большие розовые панталоны! Сраазу же поняла, куда выходит дырка и заткнула ее жевачкой. Я даже сначала не поняла, что там бабушка, когда только она вышла из туалете, я поняла, что это была она. Больше я не отковыривала жевачку. А если б там была бы не моя бабушка?

Бабушка не брала с собой еду в поезд, она покупала заказывала еду в ресторане. Нам приносили еду в железных судочках, помню там был суп харчо, пюре с котлетой. Очень вкусно было. Мне сейчас кажется, что это был невероятный вкус какой-то. Особенно харчо.

В подростковом поезде со мной случился один очень позорный случай. Мы с мамой ехали в Караганду, и я видимо чего-то наелась. Я уснула на второй полке, а мама сидела внизу. С нами еще ехала женщина и мужчина. Когда я проснулась, на меня все трое смотрели очень странно. Мама зло и со стыдом, а соседи каким-то непонятным взглядом. Я ничего не понимая пошла в тамбур, смотрю бежит моя мама через весь вагон, вся красная и злющая. Подбегает и говорит: " Давай прекращай!" . Я ее спрашиваю, чего прекращать то? Я ничего не понимала, я просто спала. "Прекращай портить воздух! (мама выразилась другим словом). Вся вонь идет вниз, мы уже два часа там сидим и задыхаемся! Они сидят и смотрят на меня! Но я то спала! Не специально же. Правда потом эти мужчина и женщина сходили к проводнику и пересели от нас. Мне до сих пор это стыдно вспоминать, как я выкурила соседей в поезде. Но зато дальше мы ехали совсем одни в отсеке до самого Свердловска. Мама не любит вспоминать этот случай, когда вонь, по ее словам глаза резала и стояла коромыслом.

Один раз мы обратно ехали в общем вагоне. Не смогли купить билеты на обратный поезд. Это было всего один раз.
Мама подошла к проводнику, заплатила ему деньги, и он нам дал одно верхнее место и постель. А маме сказал, что когда будет народ, она чтобы сидела на нижней полке, а потом может ложиться. Сначала народу было мало, мама легла и уснула, а потом зашло много народу и какая-то бабка разбудила маму. Я маме предлагала лечь на мое место поспать, но она не соглашалась ни в какую. Потом народ вышел и она опять легла.

Ехали мы всегда сутки. Помню, когда мне было 15 лет, я очень сильно увлекалась психологией и зачитывалась книгами по психологии. Я ехала на 2 полке и читала две толстенные книги. Одна называлась "Анализ человеческой деструктивности". Я зачитывалась и смотрела в окно.

А в 12 лет мы куда-то поехали с маминой подругой и ее сыном, которого звали Сашуня или Сашка. Он зашел в вагон и сказал, что не хочет ехать, выбежал из вагона и его мама искала по всему вокзалу. Поезд уже ушел, мы уехали, а они остались на вокзале. Он потерялся на вокзале, и его нашли только вечером, он пришел к месту, где сдавали багаж. Меня тогда это потрясло.

Приехав в Свердловск, мы сразу же пересаживались на электричку Свердловск-Нижний Тагил.

У нее были деревянные сиденья.

В студенческие годы,когда все мои одногрупники сбегали пить пиво, я садилась в электричку и уезжала куда-то недалеко. В пределах езды на одной электричке. Помню, как доехала до станции Сагра и залезла там на гору. Или доезжала до станции Новоалексеевская и читала там на поляне книгу. Правда перестала так читать, когда прибежала одна бабушка и заорала, чтобы я убегала, она выгуливает быка и он меня просто пропорет рогами, если увидит. Как я чесала тогда на станцию!

С подружкой мы несколько раз доезжали бесплатно до Верхотурья, мы даже как-то неделю прожили в монастыре в Верхотурье, а однажды когда ехали обратно, нас контролеры высадили и дали нам пинка под зад на станции Шувакиш.

Еще я любила очень приходить на вокзал и ехать на первом попавшемся поезде до любого города. Челябинск, Пермь, и тд... Гулять по городу и ехать назад. Я не планировала ничего, просто шла на вокзал и садилась в первый поезд на табло и ехала.

А потом я вышла замуж и муж был против таких поездок, а бывшая свекровь говорила "Для меня дикость кататься на электричках!Это полная дикость!" . Я тогда только раз в год ездила на поезде на море...

После развода был какой-то спокойный период, а год назад просто произошел взрыв во мне. Я стала опять интенсивно путешествовать на поездах и электричках, отрываясь за все время. И я не представляю свою жизнь без таких путешествий и железной дороги. Я ее безумно люблю.

Советы экзаменующемуся

I. О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему
1. По Г. Смирнову. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить…
2. По Н. Галь. Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке. О канцеляризмах.
3. По Т. Жаровой. Какое же зеркало жизни наш язык! О чистоте русского языка
4. По С. Казначееву. Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша… Проблема развития и сохранения русского языка
5. По В. В. Колесову. Имя собственное «принадлежит себе…
6. По В. Костомарову. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется…
7. По Инне Кабыш. Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис… Что сделать для спасения языка?
8. По Л. И. Скворцову. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов… Проблема экологии языка
9. По Л. Павловой. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Культура дискуссий
Аргументация к блоку «О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему»

II. Об образовании, о воспитании, науке
1. По С. Кокориной. Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений
2. По А.Ф. Лосеву. Оставляя пока в стороне все материальные выгоды
3. По В. Харченко. Наукой заниматься трудно
4. По Ф. Искандеру. Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства. Как влияют детские воспоминания на человека, что значат они в его жизни
Аргументация к блоку проблем «Об образовании, о воспитании»

III. Роль литературы, поэзии в жизни человека
1. По Е. Винокурову. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов…
2. По Д. Гранину. Упражняется ли милосердие в нашей жизни?
3. По Г. Смирнову. Более полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве… Почему Россия никогда не забудет Пушкина
4. По И. Гончарову. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью… Интерьер как средство характеристики героя
Аргументация к блоку «Роль литературы, поэзии в жизни человека»

IV. О чтении
1. С. Львов. Домашнее чтение вслух очень сближает…
2. По В. Лакшину. В современном обществе целый океан проблем.
3. По В. Иванову. Любите ли вы литературу так, как люблю её я?
4. По И. Косолапову. Бескорыстным и верным другом назвал книгу…
5. С. Михалков. Однажды я услышал разговор двоих
6. По В. Солоухину. Телефильм по литературному произведению…
7. По В.Г. Лидину. Немцы были изгнаны из Умани…Бессмертие книги.
8. Л. Н. Гумилёв. Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира… О роли чтения в детстве
Аргументация к блоку «Чтение»

V. О культуре, о назначении искусства, его воздействии на человека
1. По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности…
2. Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством, литературой…
3. По В. Конецкому. Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.
4. По И. Гонцову. Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят… Проблема влияния «звёзд» эстрады на подростков
5. По тексту Л. Мозгового. Недавно прочитал в интервью городского чиновника… Что нужно для воспитания актёра, певца и музыканта, словом, для формирования человека искусства?
6. По Е. Брусковой. У Галины Улановой была вселенская слава.
7. По К.Г. Паустовскому. О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков…
8. Алексей Андреев. Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов… О вреде бандитских сериалов
9. По В. Солоухину. В редакции мне сказали… Проблема роли телевидения
Аргументация к блоку «О культуре»

VI. Нравственная проблематика.
О вере и безверии
1. С. Соловейчик. Обычно слово «вера» связывается с «верой в Бога»…
2. Н.В. Гоголь. Надобно сказать, что у нас на Руси если….Чинопочитание
3. В. Розов. Люди хотят быть счастливыми… Что такое счастье?
4. По В.В. Воробьеву. В русском языке есть прекрасное слово «подвижник»…
5. В. Розов. Люди хотят быть счастливыми… Что значит быть счастливым?
6. По Э. Павлюченко. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге
7. По Д. Шеварову. В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся… Проблема чести
8. По Д. Гранину. О чести. Многие считают понятие чести устарелым…
9. По В. Конецкому. Шаталов растопил печку…Проблема безответственности, нравственного выбора
10. По К. Акулинину. Во время командировки я поскользнулся. Проблема нравственного выбора в мелочах
11. По А. Владимирову. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов... Проблема выбора – убить или отказаться от убийства
12. По С. С. Качалкову. Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой…
13. С. Соловейчик. Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью
14. По К. Паустовскому. Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг… Какой человек заслуживает уважение окружающих, за какие качества его можно назвать «большим, добрым, талантливым»?
15. По Г.Н. Бочарову. Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей…
16. По И. Новикову. Это был один из тех осенних дней…
17. По В. Солоухину «Ограниченный человек»
18. По М.С. Крюкову. «Я лучше, я умнее всех». Проблема самооценки личности
19. По М. Худякову. Он нёс меня на себе восемь километров… Проблема сложности и противоречивости человеческих поступков. (Почему история о верной дружбе превращается в рассказ о предательстве)
20. По Г.И. Косицкому и И.Н. Дьяконовой. Осенью около дома, построенного в лесу… Проблема нереализованности человеческих способностей
Аргументация к блоку «Нравственные проблемы»

VII. Проблема отцов и детей. Материнская любовь. Современная молодёжь
1. По К. Г. Паустовскому. Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась
2. По А. Геласимову. Шеф внимательно посмотрел мне в глаза…
3. По И. Маслову. Нынешние подростки… Проблема непохожести современного поколения
Аргументация к блоку «Проблема отцов и детей. Материнская любовь»

VIII. Любовь к родной природе, патриотизм
1. К.Г. Паустовский. Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая.
2. По К. Бальмонту. Три года тому назад я уехал из Москвы…. Проблема патриотизма в условиях эмиграции
3. По Ф. Искандеру. Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город. Проблема любви к родному дому, к малой Родине
4. По Р. Савинову. В детстве я зачитывался книжками про индейцев… Проблема памяти о родных местах
5. По С. Покровскому. Прутский поход Петра Первого. Русский национальный характер

IX. Человек и природа. Экологические проблемы.
1. По Г. Черникову. Землетрясения, цунами, наводнения, извержения…
2. Г. Смирнов. Земной шар живёт своей собственной, непредсказуемой жизнью
3. По Г. Смирнову. Лет пятнадцать назад известный болгарский писатель Димитр Пеев…
4. По И. Смольникову. Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС. Проблемы экологии
5. По В. Пескову. Кустарник и мелколесье… Проблема охраны природы
6. По А. Морозову. Друг, ты чей? О преданности собак
Аргументация к блоку «Человек и природа. Экологические проблемы»

X. Человек и НТР. Роль науки
1. В. Солоухин. Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма… Сделала ли техника более могучим просто человека
2. По А. Кондратову. Всем известно, что археологические изыскания… Для чего нужны археологические изыскания

XI. Философские проблемы
1. По К.Г. Паустовскому. Людей всегда мучают разнообразные сожаления… О быстротечности времени

X. Проблема настоящей любви
1. Ю. Котлярский. – Наденька, так вы меня любите? Проблема эгоизма в любви
2. По В. Астафьеву. В купе поезда, куда я вошёл с опозданием…
3. По Е. Сикирич. Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения…
Аргументация к блоку проблем «Всё о любви»

XI. Проблема истинной красоты, её понимания
1. По В. Солоухину. Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие… Проблема понимания красоты
Аргументация к блоку «Проблема истинной красоты, её понимание

XII. Список того, что надо запомнить (аргументация)

(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?

(8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода - соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.

(13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине XIX века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности»,- был ответ. (19)В благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. (22)Интеллигент - человек, соединяющий в себе знания и нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники - их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

(По С. Соловейчику)

*Симон Львович Соловейчик (1930-1996) - советский и российский публицист и журналист, теоретик педагогики.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема соотношения разума и чувства в жизни человека. (Можно ли утверждать пользу ума и бесполезность чувства в жизни человека?) Не должны мы разделять ум и чувство. В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения.
2. Проблема интеллигентности. (Что такое интеллигентность? Каковы основные качества интеллигентного человека?) Интеллигент - человек, соединяющий в себе знания и нравственность. На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.
3. Проблема знания и нравственности. Самые опасные люди образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам.

Ехал я однажды в электричке. Сидевшая рядом со мной у окна скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова. Дорога предстояла длинная, книжки я не захватил, люди вокруг были чужие, я стал думать о работе. И тем же тоном, каким спрашивают, например: “Вы не знаете, скоро ли мы приедем?” – я неожиданно для себя и тем более для соседки спросил ее:

– Простите, вы не знаете, что такое счастье?

Женщина с томиком Чехова в руках оказалась замечательной собеседницей. Она не стала спрашивать меня, отчего я задал такой странный вопрос, не стала с ходу отвечать: “Счастье – это…”, она не сказала мне, что счастье – когда тебя понимают, или “что такое счастье – это каждый понимает по-своему”, – не стала говорить цитатами: нет, она прикрыла книгу и долго молчала, посматривая в окно, – думала. Наконец, когда я совсем уже решил, что она забыла о вопросе, она повернулась ко мне и сказала…

Вернемся к ее ответу позже.

Спросим себя: что такое счастье?

В каждой стране есть свой Главный педагог – народ, и есть Главный учебник педагогики – язык, “практическое сознание”, как давно писали классики. За поступками мы обращаемся к народу, за понятиями – к языку народа. Я не должен объяснять, что такое счастье, я должен смиренно спросить об этом наш язык – в нем все есть, из него все поймешь, прислушиваясь к слову в сегодняшней нашей речи. Народная мысль содержится не только в пословицах и поговорках, в народной мудрости (пословицы как раз и противоречивы), но в распространенных, обычных фразах и оборотах речи. Поищем: с какими другими словами сочетается интересующее нас понятие, почему так можно сказать, а так нельзя. Так говорят – а так не говорят. Это никогда не бывает случайным.

Мы говорим: “счастливая доля”, “счастливый случай”, “счастливая судьба”, “счастье привалило”, “вытянул счастливый билет”, “счастливая удача”.

Самые деятельные, всего достигшие своим трудом люди все-таки говорят: “Мне выпало счастье… Мне дано счастье…”

Счастье – фортуна, судьба, о которой мы ничего не знаем, и если его нет, то говорят: “Такая уж у меня судьба”, “Видно, мне так на роду написано”.

Но мы не раз еще столкнемся с законом духовной жизни(это предложение было немного другим): все, что есть в человеке, возникает из двух встречных движений, из двух сил: из движения, направленного от мира к человеку, и движения от человека – к миру. Противоположные эти силы, встречаясь в одной точке, не уничтожаются, а складываются. Но если встреча не происходит, то обеих сил словно и не было. Предположим, человеку нет удачи ни в чем, несчастья преследуют его, и выпала ему, быть может, от рождения тяжелая доля. Не всякий сумеет победить судьбу. Но сильный человек умеет использовать самый незаметный шанс, который, конечно, есть в жизни каждого.

Так и человек побеждает судьбу. Вернее, не судьбу, а трудности, которые посланы ему судьбой. И если нет собственного стремления победить, стремления к счастью, то хоть озолоти его – счастья не будет. У него нет веры в жизнь, воля его сломлена.

Говорят: нашел свое счастье, добыл счастье, достиг счастья и даже – украл чужое счастье. Язык требует действия: нашел, поймал, добыл, достиг, вырвал у судьбы свое счастье, всякий человек – кузнец своего счастья.

Счастье не вещь, и не склад вещей, и не положение, и не денежное состояние, а состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого. (И еще что-то типа “счастье – благословение, благодать”)

Что же, однако, сказала о счастье женщина в автобусе? Позже выяснилось, что она научный сотрудник, специалист в области химии белков. После долгого обдумывания предложенного ей вопроса она сказала:

– Я не могу дать определения счастья. Вот ученый! Ученый не тот, кто все знает, а тот, кто точно знает, чего он не знает. Но, может быть, так: у человека есть духовные стремления: когда они удовлетворяются, он чувствует себя счастливым. Похоже на правду?

Что такое счастье? Именно над этим проблемным вопросом предлагает задуматься С. Соловейчик.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор повествует о том, как однажды в электричке он спросил у женщины: «Простите, вы не знаете, что такое счастье?». Ответ на его вопрос писатель дает не сразу, прерывая историю личными рассуждениями о счастье.

Позиция писателя ясна: счастье- «не вещь и не склад вещей, и не положение, и не денежное состояние, а состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого». Именно удовлетворение духовных стремлений человека приносит счастье.

Нельзя не согласиться с позицией автора текста. Действительно, мы чувствуем себя счастливыми тогда, когда сбываются наши заветные желания, достигаются поставленные цели. Счастье нельзя увидеть, потрогать или купить, его можно только достичь, почувствовать.

В художественной литературе известно немало произведений, поднимающих подобную проблему. Например, в повести М. Горького «Шинель» главный герой Акакий Акакиевич ощущает безмерное счастье тогда, когда приобретает новую шинель- давнюю его мечту. Это тоже своеобразное достижение цели, которое не может не принести радость, счастье для героя повести.

А в романе Дж. Лондона «Мартин Иден» главный герой, начинающий писатель, с нетерпением ждет, когда же его произведения начнут печататься в газетах. Долгое время труды не давали плодов… Каково же было его счастье, когда после бесчисленных отказов он наконец-таки получил желаемое. «Мартин был упоен своей победой». Это была настоящая награда за многолетний труд, счастье, от ощущения которого он и испытал упоение.

Таким образом, счастье- это особое чувство, которое мы испытываем, когда добиваемся чего-либо. Давайте же будем стремиться к настоящему счастью, преодолевая все преграды, которые могут возникнуть при его достижении!