Общая характеристика класса птицы. Покровы тела, строение и функции перьев, скелет птиц. Характеристика класса птиц. Сезонность в жизни птиц Общая характеристика класса птиц

В наше время на планете живет около 10 тысяч видов различных птиц. Представители класса Птицы широко распространены, они обитают почти во всех климатических зонах. Выделяют различные экологические группы птиц (живущие в лесах, на открытых пространствах, водоплавающие птицы и др.). Среди птиц есть растительноядные, насекомоядные, хищные виды, а также падальщики. Общая характеристика птиц включает множество особенностей их строения и жизнедеятельности, в основе которых лежит приспособленность к полету. Скелет птиц стал более прочным (за счет срастания некоторых костей) и легким (за счет воздушных полостей в костях). Позвонки во многих отделах срослись между собой. Поясничный, крестцовый отделы и первые хвостовые позвонки вместе с тазовыми костями срослись и образовали сложный крестец. Общей характеристикой птиц является наличия киля на грудине, к нему крепятся мощные грудные мышцы, опускающие и поднимающие крылья. Передние конечности птиц видоизменились в крылья. Задние конечности приспособились для хождения, прыганья, плавания или лазания. Изменились запястье и пясть, а также предплюсна и плюсна. На ноге путем срастания мелких костей стопы образовалась цевка , которая характерна только для птиц. Челюсти превратились в клюв. Общей характеристикой птиц является отсутствие зубов. Кожа сухая, тонкая, покрыта перьями. Из кожных желез есть только копчиковая железа (находится сверху у основания хвоста).Формы и размеры клюва птиц разнообразны, они зависят от вида пищи и способа ее добывания. У ряда птиц в пищеводе имеется зоб, куда может временно попадать проглоченная пища. Общей характеристикой птиц является быстрое переваривание пищи (обычно от десятков минут до нескольких часов).Желудок состоит из двух отделов: железистого (где пища обрабатывается желудочным соком с различными ферментами) и мускульного (где она перетирается). В связи с интенсивным обменом веществ птицы много едят. Есть не только легкие, но и соединенные с ними легочные мешки. Дыхательная система птиц устроена таким образом, что свежий воздух попадает в легкие и при вдохе и при выдохе. Таким образом, для общей характеристикой птиц является наличие так называемого двойного дыхания .Сердце четырехкамерное. Венозная и артериальная кровь не смешиваются. Сердце птиц сокращается часто (чаще чем у млекопитающих), а в полете еще чаще. Птицы - это теплокровные животные, т. е. их температура тела постоянна. Температура тела птиц около 40 °C. Теплокровность достигается высоким обменом веществ, который обеспечивается высокой эффективностью кровеносной, дыхательной, пищеварительный, выделительной системами. Теплокровность позволяет птицам, в отличие от тех же пресмыкающихся, сохраняют активность независимо от температуры окружающей среды.Важную роль в жизни птиц играет зрение, так как часто с высоты им требуется рассматривать поверхность земли. Также хорошо развит слух. Плохо развито обоняние.У птиц сильно развиты зрительные бугры среднего мозга, у них самый хорошо развитый мозжечок среди позвоночных. По-сравнению с пресмыкающимися увеличены полушария переднего мозга.Еще одной важной общей характеристикой птиц является откладывание достаточно крупных яиц, покрытых прочной скорлупой. Характерной особенностью птиц является насиживание кладки, что было не характерно для пресмыкающихся. Птенцы бывают двух типов: выводковые и гнездовые. Первые после вылупления покрыты пухом, почти сразу могут сами ходить и питаться. Птенцы гнездовых птиц первое время голые, с закрытыми глазами, постоянно находятся в гнезде, родители им приносят пищу.Жизнедеятельность птиц находится в тесной зависимости с сезонными явлениями. Всех птиц можно разделить на перелетных, кочующих и оседлых. К перелетным относятся те виды, которые ежегодно покидают районы гнездования и улетают на определенные места зимовок, иногда на значительные расстоя-ния. Многие птицы, улетающие зимой из Европы в Африку, дол­жны пролететь около 9-10 тыс. км в один конец. Примерно такое же расстояние приходится преодолевать птицам, мигрирующим из северо-восточных районов России в Западную Европу (напри­мер, турухтанам). Самый далекий путь совершают полярные крач­ки, пролетая около 17,5 тыс. км от мест гнездования (в Арктике) до районов зимовки (в Антарктиде, т.е. на другом полюсе земного шара). Кочующие птицы (снегири, свиристели, дятлы, синицы) не совершают регулярных перелетов в строго определенных на­правлениях. Местом их зимовки служит ближайший к участку гнез­дования район с наиболее оптимальными условиями зимнего се­зона. Птицы, зимующие в тех же местах, где и размножаются, называются оседлыми. К ним относятся воробьи, глухари, тетере­ва. Некоторые птицы одного вида, обитающие в разных регионах, могут быть и мигрирующими, и оседлыми. Например, соколы-сапсаны северной тундры являются перелетными, живущие в сред­ней полосе совершают лишь сезонные кочевки, а кавказские и крымские сапсаны ведут оседлый образ жизни.

2.Формы организации обучения естествознанию .

Форма организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, соответствующей различным условиям ее проведения и осуществляемой в определенном порядке и режиме .

В теории и практике обучения естествознанию традиционно сложились такие формы организации процесса обучения, как урок, внеурочная работа (экскурсия, работа в уголке природы, работа на пришкольном участке, домашняя работа), внеклассная работа (кружковая работа, клубы, праздники, полевой экологический практикум и др.) В современной школе изменились тенденции к организации процесса обучения естествознанию.

1. Специфика содержания предмета “Окружающий мир” требует организации занятий не только в классной комнате или в природе, но и на улице, в библиотеке, в магазине, в столовой, на станции метро и т. п., т.е. в самой социальной действительности . Они позволяют “расширить” социальный мир младших школьников, познакомить их с конкретными событиями, ввести в социальные взаимоотношения. Социальная действительность является не только объектом изучения, но и средством, которое помогает ребенку познать объект “изнутри”, накопить социальный опыт При ознакомлении с окружающим миром могут проводиться учебные прогулки в теплицу, в магазин, на почту, в библиотеку и т.д., в ходе которых дети знакомятся с трудом людей, с их профессиями, учатся правильно вести себя в общественных местах. Прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, на них решается небольшой объем задач. Перед такими прогулками необходимо провести беседу и выяснить имеющиеся у детей представления о данном предприятии и профессиях людей, познакомить с конкретными задачами, напомнить о правилах поведения на улице и в общественных местах.

Большое значение уделяется знакомству с предметами рукотворного мира . В любом таком предмете заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Некоторые предметы могут быть опасными для жизни, поэтому следует осваивать правила безопасного образа жизни.

Окружающий мир разнообразен, и дети познают многообразие его свойств, функций, качеств.

БИЛЕТ №16

1.Характеристика класса млекопитающих .

Млекопитающие -высокоорганизованный класс хордовых животных, насчитывающий около 4,5 тыс. видов. Его представители заселили все среды жизни, включая поверхность суши, почву, морские и пресные водоемы, приземные слои атмосферы.

Ведя свое происхождение от звероподобных пресмыкающихся верхнего карбона, млекопитающие достигли расцвета в кайнозойскую эру.
Тело подразделено на голову, шею, туловище, парные передние и задние конечности, хвост. Конечности расположены под туловищем, благодаря чему оно приподнято над землей, что дает возможность животным передвигаться с большой скоростью.
Кожа относительно толстая, прочная и эластичная, покрытая волосяным покровам, хорошо удерживающим вырабатываемое организмом тепло. В коже расположены сальные, потовые, млечные и пахучие железы.
Мозговой отдел черепа крупнее, чем у пресмыкающихся. Позвоночник состоит из пяти отделов. В шейном отделе всегда семь позвонков.
Мускулатура представлена сложной системой дифференцированных мышц. Имеется грудобрюшная мышечная перегородка - диафрагма. Развитая подкожная мускулатура обеспечивает изменение положения волосяного покрова, а также различную лицевую мимику. Виды передвижения разнообразны: ходьба, бег, лазание, прыжки, плавание, полет.
Пищеварительная система сильно дифференцирована. Слюна содержит пищеварительные ферменты. Зубы на челюстных костях сидят в лунках и по строению и назначению подразделяются на резцы, клыки и коренные. У растительноядных животных значительно развита слепая кишка. У большинства клоака отсутствует.
Сердце четырехкамерное, как и у птиц. Имеется левая дуга аорты. Все органы и ткани тела снабжаются чистой артериальной кровью. Сильно развито губчатое вещество костей, красный костный мозг которого является кроветворным органом.
Органы дыхания -легкие - имеют большую дыхательную поверхность за счет альвеолярного строения. В дыхательных движениях, кроме межреберных мышц, участвует и диафрагма. Интенсивность процессов жизнедеятельности высокая, вырабатывается много тепла, поэтому млекопитающие -теплокровные (гомойотермные) животные (как и птицы).
Органы выделения -тазовые почки. Моча выводится по мочеиспускательному каналу наружу.
Головной мозг, как и у всех позвоночных животных, состоит из пяти отделов. Особенно велики размеры больших полушарий переднего мозга, покрытых корой (у многих видов извилистой), имозжечка. Кора становится высшим отделом центральной нервной системы, координирующим работу других отделов мозга и всего организма. Формы поведения сложные.
Органы обоняния, слуха, зрения, вкуса, осязания имеют большую разрешающую способность, что позволяет животным легко ориентироваться в среде обитания.
Млекопитающие -раздельнополые животные с внутренним оплодотворением. Зародыш развивается вматке (у большинства). Питание и газообмен происходит через плаценту. После рождения детеныши вскармливаются молоком.

Общая характеристика класса . Птицы - первые в эволюцион­ном ряду теплокровные (гомойотермные) животные. Температура их тела постоянна и относительно независима от температуры окружающей среды. Другая особенность этого класса в том, что он образует особую ветвь эволюции, представители которой приоб­рели способность к полету. Большинство птиц относится к лета­ющим видам. Отмеченные особенности позволили птицам осво­ить наземную, воздушную и (частично) водную среду обитания, расселиться практически во всех климатических зонах и даже ме­нять их, мигрируя по мере необходимости в более благоприятныеусловия существования (мигрирующие и кочующие виды - см. ниже).

В организме птиц произошли существенные анатомо-физиоло­гические изменения по сравнению с их эволюционными предше­ственниками - рептилиями. Вместе с тем, будучи "прямыми по­томками" рептилий, птицы сохранили многие свойственные им признаки: отсутствие кожных желез, наличие в покровах роговых образований (щитки на ногах, роговой чехол клюва, когти), сход­ное строение выделительной и половой систем (следует, однако, отметить, что в отличие от самок рептилий самки птиц имеют одиночные яичник и яйцевод - левые), практически одинаковое стро­ение яйца и развитие зародыша.

Поддержание постоянной температуры тела птиц и новый спо­соб передвижения потребовали повышения уровня обменных про­цессов, прежде всего за счет высокой интенсивности всех физио­логических функций: пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения. Пища в желудочно-кишечном тракте птиц перевари­вается очень быстро благодаря эффективности пищеварительных ферментов, а после расщепления пищевые вещества активно вса­сываются за счет увеличения всасывающей поверхности кишеч­ника: слизистая оболочка кишечника образует многочисленные ворсинки. В связи с отсутствием зубов функцию измельчения пищи берет на себя мощный мускульный желудок; в первичной механи­ческой обработке пищи могут участвовать клюв и когти (у хищ­ных птиц). Непереваренные остатки пищи не задерживаются в прямой кишке (это значительно облегчает вес тела) и удаляются через клоаку. Интенсивный газообмен в легких достигается путем "двойного дыхания", при котором атмосферный воздух попадает в легкие не только во время вдоха, но и выдоха. Это становится возможным благодаря участию вдыхании специальных воздушных мешков (рис.III.31). Продуктивный газообмен в тканях обеспечи­вается тем, что к ним приходит обогащенная кислородом артери­альная кровь. Артериальная и венозная кровь у птиц не смешива­ется, так как сердце у них четырехкамерное: сплошная межжелу­дочковая перегородка полностью разобщает венозную и артериаль­ную кровь правого и левого желудочков. Большой круг кровообра­щения (см. рис.III.34, Д) начинается от левого желудочка одним сосудом - правой дугой аорты. Артериальная кровь по отходящим от дуги аорты артериям разносится ко всем органам. Малый круг начинается от правого желудочка легочной артерией, несущей ве­нозную кровь в легкие, где она отдает углекислый газ и насыща­ется кислородом. Для птиц характерны высокая частота сердечных сокращений и, следовательно, высокая скорость кровотока. Ос­новной конечный продукт обмена веществ у большинства птиц - мочевая кислота - выводится из организма через туловищные почки в виде кристаллов (один из способов экономии жидкости в организме). Мочевой пузырь как накопительный орган у птиц от­сутствует (облегчение веса тела).

Птицы в отличие от других животных имеют перьевой покров (оперение). Перья представляют собой роговые образования слож­ной структуры, покрывающие кожу. По своему происхождению они являются производными чешуи рептилий. Главная роль перь­евого покрова связана с терморегуляцией: он препятствует рассе­иванию тепла с поверхности тела. Не менее важное значение пе­рьевой покров имеет для полета. Перья придают телу обтекаемую форму; от них во многом зависят летные свойства крыльев и хво­ста. Перья разнообразны по своему назначению и строению. Те из них, которые определяют контуры тела, называются соответствен­но контурными. Они придают телу обтекаемую форму, что очень важно для полета. Расположенные под контурными пуховые перья и пух обеспечивают термоизоляцию. Летные свойства крыла связа­ны с двумя рядами крупных маховых перьев и находящимися над ними верхними и нижними кроющими перьями крыла. Перья хво­ста называются рулевыми. Перо состоит из стержня, нижний ко­нец которого (очин) погружен в кожу. К нему крепятся специаль­ные мышцы, поднимающие и опускающие перо. От стержня в обе стороны отходят бородки первого порядка, на которых располага­ются бородки второго порядка с крючочками. Сцепляясь друг с другом, бородки образуют опахало пера. У пуховых перьев и пуха бородки второго порядка отсутствуют; стержень настоящего пуха сильно укорочен.

Освоению птицами воздушной среды способствовало измене­ние строения опорно-двигательного аппарата: осевого скелета, скелета черепа и парных конечностей. Общий вес скелета у птиц облегчен за счет наличия воздушных полостей во многих костях. Череп образован тонкими сросшимися костями. Челюсти превра­щены в клюв: верхняя челюсть - надклювье, нижняя - подклювье. Отсутствие зубов также значительно облегчает вес черепа. В осе­вом скелете почти все позвонки срастаются, подвижными оста­ются шейные и часть хвостовых позвонков. Срастание отделов осе­вого скелета очень важно, так как для придания телу устойчивос­ти на суше и в воздухе птицам необходима "жесткая несущая кон­струкция". Грудина имеет вырост (киль) - место прикрепления мощных грудных мышц, приводящих в движение крылья при по­лете. При движении по земле птицы опираются только на задние конечности, а в полете используют видоизмененные передние конечности - крылья. Прочное прикрепление задних конечнос­тей к позвоночнику достигается за счет образования сложного кре­стца. В его состав входят кости тазового пояса, позвонки крестцо­вого и поясничного отделов, часть позвонков хвостового отдела и последний грудной позвонок. В скелете обеих пар конечностей уменьшается количество пальцев, удлиняются и сливаются кости запястья и пясти (образуется пряжка), предплюсны и плюсны (с образованием цевки).

В головном мозге самый крупный отдел - передний мозг (см. рис.III.35, Г). Он состоит из двух полушарий с гладкой поверхно­стью. Обонятельные доли переднего мозга занимают меньший по сравнению с пресмыкающимися объем, что свидетельствует о не­значительной роли обоняния в жизни птиц. Ведущим органом чувств является орган зрения, с этим связано развитие зритель­ных бугров; первичная зрительная информация поступает в хоро­шо развитые зрительные доли среднего мозга. Значительных раз­меров достигает мозжечок - центр регуляции и координации дви­жений. С прогрессивным развитием мозга связаны элементы выс­шей нервной деятельности (в частности, память, обучаемость, рассудочная деятельность), а также сложные формы поведения птиц (гнездостроение, забота о потомстве, миграции и т.п.).

Кроме зрения, у птиц хорошо развиты слух, чувство равнове­сия, мышечная чувствительность. Глаза крупные. Сетчатка глаза имеет большую плотность фоторецепторов, что позволяет полу­чать детальное изображение объекта, в том числе в полете. Мно­гие птицы обладают цветовым зрением. Аккомодация глаза осу­ществляется изменением формы хрусталика с его одновремен­ным перемещением относительно сетчатки. Орган слуха включает три отдела: внутреннее ухо, среднее ухо и зачатки наружного уха. Птицы характеризуются тонким различением звуков в широком диапазоне частот, звуковое общение в их жизни играет одну из главных ролей (сигналы опасности, обозначение границ террито­рии, привлечение брачного партнера и т.д.). Органом равновесияявляется вестибулярный аппарат. Вместе с мышечными рецепто­рами он участвует в координации движений, особенно важной при полете.

Происхождение птиц . Предки птиц - ящеротазовые динозавры - рептилии из группы архозавров (см. рис.III.30). Долгое время было известно единственное ископаемое животное, внешним обликом отдаленно напоминавшее современных птиц, - археоптерикс. В юрских отложениях Германии археологи нашли 5 отпечатков этой "первоптицы". Археоптерикс сочетал признаки как рептилий (на­личие зубов, длинный хвост из 20 позвонков, свободные пальцы в передней конечности, отсутствие киля), так и птиц (перьевой покров, характерное строение плечевого пояса и задней конечно­сти). В настоящее время археоптерикса не считают прямым пред­ком птиц. Он представлял параллельную линию развития, выра­ботавшую приспособления к полету. До сих пор не существует еди­ного мнения о том, как рептилии "научились летать". По одной версии, предки птиц вели древесный образ жизни и постепенно от прыжков с ветки на ветку перешли к планирующему, а затем и к машущему полету. Согласно другой гипотезе, они, как и многие рептилии, передвигались по земле только на задних конечностях. Удлинение чешуи на передних конечностях позволило им "пере­пархивать" при быстром беге, а затем перейти к машущему поле­ту.

Система класса Птицы . Современные птицы представлены тре­мя надотрядами: Бескилевые, Пингвины и Килевые. К бескилевым относятся африканские и южноамериканские страусы, а также казуары и киви. Все они лишены способности к полету, крылья развиты слабо, на грудине отсутствует киль; передвигаются ис­ключительно по земле на задних конечностях, имеющих сильно развитую мускулатуру. Отличительная особенность пингвинов, ко­торые тоже не летают, - способность к плаванию и нырянию. В воде они перемещаются с помощью крыльев, а не задних конеч­ностей, как другие плавающие птицы. Распространены пингвины в Южном полушарии. Большинство современных птиц принадле­жит к надотряду килевые. Их анатомо-физиологичесие особеннос­ти рассмотрим на одном из представителей - сизом голубе, от­носящемся к отряду Голубеобразные .

Сизый голубь . Голубеобразные обитают в лесах (клинтух, вя­хирь, горлицы) и горах (скалистый голубь). Это зерноядные пти­цы. Родина сизых голубей - предгорья, однако они приспособи­лись к близкому соседству с человеком и в настоящее время насе­ляют многие города, используя для гнездования чердаки и ниши каменных зданий. Обильная подкормка делает численность этого вида в городах очень высокой.

Небольшая округлая голова сизого голубя заканчивается клю­вом, состоящим из надклювья и подклювья. Клюв покрыт роговымчехлом. У основания надклювья лежат отверстия ноздрей, к ним прилегает участок мягкой голой кожи - восковица. По бокам го­ловы располагаются большие глаза, защищенные верхними и ниж­ними веками и мигательной перепонкой. За глазами находятся на­ружные слуховые отверстия, затянутые барабанной перепонкой и прикрытые перьями. Шея относительно длинная и подвижная. У стоящего на земле голубя бедро и голень скрыты оперением и видна только цевка, покрытая роговыми чешуями. Четыре пальца заканчиваются когтями.

Тело голубя покрыто перьями. Верхние перья - контурные. Под ними расположены пуховые перья и настоящий пух, обеспечива­ющие термоизоляцию. Участки, покрытые контурными перьями, чередуются с участками голой кожи. Отдавая излишки тепла, нео­перенные участки предохраняют тело от перегрева. Плоскость крыла образована двумя рядам крупных маховых перьев, частично при­крытых верхними и нижними кроющими перьями крыла. Рулевые перья хвоста выполняют соответствующую названию функцию.

Кожа у голубя тонкая и сухая. Единственная кожная железа, находящаяся у основания хвоста (копчиковая), выделяет жиропо­добный секрет для смазывания перьев. Это придает им эластич­ность и водоотталкивающие свойства.

В позвоночнике голубя различают шейный, грудной, пояснич­ный, крестцовый и хвостовой отделы, но в связи с приспособле­нием к полету они претерпели существенные изменения.

Череп голубя крупный (относительно тела), что связано с уве­личением размеров расположенного в нем головного мозга. Кости черепа тонкие и срастаются без швов. Большие глазницы создают условия для подвижности глаз. Челюстной отдел представлен клю­вом, покрытым роговым чехлом и лишенным зубов.

Пояс передних конечностей голубя, превращенных в крылья, включает саблевидные лопатки, направленные вниз мощные ко­ракоиды (вороньи кости) и ключицы, срастающиеся в вилочку. Грудина связана с позвоночником при помощи ребер. От нижней поверхности грудины отходит вырост - киль (отсюда название надотряда) - место прикрепления мощных "летательных" мышц. Свободная передняя конечность состоит из плеча, предплечья и ки­сти, удлиненной за счет образования пряжки. Из пяти пальцев остаются три, с уменьшенным количеством фаланг (рис.III.32).

Тазовый пояс открытый, т. е. его левая и правая половины не срастаются на брюшной стороне; это позволяет самкам отклады­вать относительно крупные яйца. В скелете свободной задней конеч­ности, кроме бедра и голени, присутствует третье звено - цевка. В скелете голени малоберцовая кость сильно уменьшена в разме­рах и прирастает к большеберцовой кости. Задняя конечность го­лубя имеет четыре пальца с когтями: три из них направлены вперед, один - назад. Такое расположение создает надежную опору и фиксацию на любой поверхности (рис.III.33).

Мускулатура голубя подразделяется на мышцы головы, шеи, туловища и конеч­ностей. Длинные мышцы шеи обеспечи­вают сложные движения головы. Большая часть мышц туловища участвует в полете, поднимая и опуская крылья, - это под­ключичные и большие грудные мышцы, ко­торые крепятся к грудине и к килю. Силь­но развиты мышцы задних конечностей, предназначенных только для передвиже­ния по земле.

Особенности пищеварения связаны с необходимостью интенсификации про­цессов жизнедеятельности. Процесс пере­варивания пищи у голубя, как у всех птиц, ускоренный. Желудок подразделяется на два отдела: железистый и мускульный. В же­лезистом желудке пища переваривается (подвергается химической обработке) с помощью ферментов, секретируемых мно­гочисленными пищеварительными желе­зами. Механическая обработка пищи (пе­ретирание зерна) происходит за счет со­кращений мощной мускулатуры стенок второго отдела желудка - мускульного. Его внутренняя поверхность имеет плотную роговую выстилку и лишена желез. Для более эффективного перетирания пищи голуби, как и многие другие раститель­ноядные птицы, заглатывают мелкие ка­мешки, которые задерживаются в желуд­ке и выполняют роль жерновов. Полость желудка небольшая, и он не может иг­рать роль накопителя пищи. Эта функция переходит к особому расширению пище­вода - зобу. Он выполняет и другую функ­цию: в первые дни после вылупления птенцов голуби кормят их так называемым "зобным молоком", образующимся в результате слущивания эпителиальных клеток выстилки зоба. В передний отдел тонкого кишечника - двенадца­типерстную кишку - открываются протоки поджелудочной же­лезы и печени. На границе тонкого и толстого кишечника распо­лагаются парные слепые кишки. Прямая кишка очень короткая, непереваренные остатки пищи в ней не накапливаются и через клоаку быстро выводятся наружу.

Процесс дыхания голубя очень интенсивный (обеспечение тер­морегуляции и летательной функции). Воздух поступает через ноз­дри в ротовую полость, оттуда - в гортань и длинную трахею, разделяющуюся на два бронха. В месте разделения трахеи натяну­ты тонкие мембраны - голосовые связки. За счет колебания мемб­ран, вызванного током воздуха, голуби, как и другие птицы, из­дают разнообразные звуки. В легких от бронхов отходят вторичные бронхи, а от них - парабронхи. Этим определяется губчатая струк­тура легких голубя, практически не способных к расширению. Для нагнетания воздуха в легкие и его выталкивания используются тонкостенные воздушные мешки. Они расположены между всеми внутренними органами, а некоторые даже заходят в трубчатые кости передних конечностей. Расширяясь и сжимаясь при опуска­нии и поднимании грудины, мешки прокачивают воздух через легкие (см. рис.III.31). При вдохе большая часть воздуха поступает по бронху в задние воздушные мешки, меньшая порция попадает в легкие. При выдохе воздух из задних мешков направляется в лег­кие, из них - в передние воздушные мешки, откуда через трахею выводится наружу. Таким образом, атмосферный воздух попадает в легкие и при вдохе, и при выдохе (двойное дыхание).

Сердце у голубя четырехкамерное: желудочки полностью раз­делены вертикальной перегородкой. Частота сердечных сокраще­ний в покое очень высокая: составляет 200-300 ударов в минуту, а во время полета достигает до 500 ударов в минуту. Малый круг кровообращения начинается легочной артерией, несущей кровь из правого желудочка в легкие. Обогащенная кислородом кровь от легких поступает по парным легочным венам в левое предсердие. Остальные сосуды относятся к большому кругу кровообращения. Единственная правая дуга аорты выносит артериальную кровь из левого желудочка. От нее отходят парные сосуды (начинаются од­ним стволом) к голове (сонные артерии) и очень крупные арте­рии, снабжающие кровью передние конечности и мощные груд­ные мышцы. Повернув на спинную сторону, правая дуга перехо­дит в спинную аорту, отдающую сосуды ко всем органам. От орга­нов, расположенных в передней части туловища, кровь собирает­ся в парные передние полые вены. Вены, несущие кровь от всех остальных органов, сливаются в заднюю полую вену. Две пере­дние и одна задняя полые вены впадают в правое предсердие. Из него венозная кровь поступает в правый желудочек и оттуда - в малый круг кровообращения (см. рис.III.34, Д).

Для головного мозга голубя, как и других птиц, характерно уве­личение размеров полушарий переднего мозга. Их поверхность, покрытая слоем серого вещества, не имеет борозд и извилин. Обо­нятельные доли занимают незначительный объем, развиты зри­тельные доли среднего мозга. К полушариям переднего мозга сза­ди примыкает крупный мозжечок, прикрывающий средний мозг и значительную часть продолговатого мозга (рис.III.35, Г).

Ведущие органы чувств голубя - органы зрения и слуха. Круп­ные глаза защищены подвижными веками и мигательной пере­понкой. Аккомодация глаза осуществляется как изменением фор­мы хрусталика, так и его одновременным перемещением относи­тельно сетчатки. Сетчатка имеет высокую плотность фоторецепто­ров. Ухо включает три отдела: внутреннее ухо, среднее ухо и за­чатки наружного уха.

Органы выделения - тазовые почки - состоят из трех долей. Почки расположены на спинной стороне тела и плотно прилега­ют к костям сложного крестца. От почек отходят мочеточники, впадающие в клоаку; мочевой пузырь отсутствует. Мочевая кисло­та, конечный продукт обмена, выводится из клоаки вместе с по­метом.

Органы размножения у самцов представлены парными семен­никами, от которых отходят семяпроводы, впадающие в клоаку; самки имеют единственный, левый, яичник. Созревшая яйцеклетка попадает из яичника в яйцевод и, продвигаясь по нему в клоаку, одевается белковой, подскорлуповой и скорлуповой оболочками. Ве­щества, образующие эти оболочки, выделяются железами стенок яйцевода. Оплодотворение внутреннее: оно происходит в верхних отделах яйцевода, так как сперматозоид должен слиться с яйцек­леткой до образования плотных оболочек яйца.

Самка голубя откладывает 2 яйца в гнездо, построенное из мелких веточек и лишенное специальной выстилки. Во время насиживания, продолжающегося 16-19 суток, в гнезде поддер­живаются температура и влажность, оптимальные для развития зародыша. Развитие происходит за счет большого количества пи­тательных веществ, содержащихся в желтке яйца. Вылупившиеся птенцы голубя голые, слепые и полностью зависят от родителей (нуждаются в обогреве и частом кормлении). В первые дни жизни голуби выкармливают своих птенцов "зобным молоком" (см. выше), потом отрыгивают им частично переваренную пищу. На питание зерном переходят уже почти полностью оперившиеся птенцы, по­кидающие гнезда (слетки).

Особенности размножения и развития птиц . Период размноже­ния у большинства птиц начинается с наступлением весны. Уве­личение длины светового дня стимулирует выработку яичникамии семенниками птиц половых клеток; повышение температуры воздуха наряду с другими факторами определяет начало строи­тельства гнезд. Сроки откладки яиц связаны с природными усло­виями (главным образом, доступностью и обилием пищи) не толь­ко на момент ее начала, но и в течение всего периода вылупления и выкармливания птенцов.

Большинство птиц держатся во время размножения парами. Некоторые из них меняют партнера каждый год (мелкие воробьи­ные птицы), у других видов пары сохраняются в течение несколь­ких лет, а иногда даже на протяжении всей жизни (гуси, крупные хищные птицы, цапли, аисты). Для гнездования пары, как прави­ло, занимают участки, сильно различающиеся по размерам у птиц разных видов, и охраняют их от конкурентов. Привязанность к определенным местам гнездования обусловлена наличием опти­мальных условий размножения. Некоторые птицы гнездятся коло­ниями (чистики, бакланы, некоторые чайки).

Способы постройки гнезда, виды строительных материалов и места расположения гнезд у представителей класса весьма разно­образны. Некоторые виды устраивают гнезда на земле (гуси, мно­гие утки, жаворонки, трясогузки и т.д.), откладывая яйца в не­большие углубления в земле (многие кулики) или на камни (чи­стики) без подстилки. Птицы могут гнездиться на ветвях деревьев (грачи, дрозды, многие другие воробьиные птицы), в дуплах (си­ницы, дятлы, мухоловки, совы, гоголи и т.д.), на скалах (чисти­ки, чайки, хищные птицы) и в норах (ласточки-береговушки, сизоворонки, зимородки, огари). Поганки устраивают плавучие гнезда из травы и камыша. Гнезда некоторых птиц представляют собой кучи травы (чайки, гагары) или веточек (голуби, вороны, цапли, хищные птицы). Большинство мелких воробьиных птиц строят гнезда в виде чаши, используя самые разнообразные мате­риалы: свежую и сухую траву, веточки, листья, перья, шерсть, глину и т.д. Ткачики и некоторые другие птицы вьют сложные гнезда в виде сумок с входами-коридорами, иногда с крышками, и подвешивают их на ветки. В строительстве гнезда могут прини­мать участия оба партнера (голуби, чайки), только самка (сини­цы, соловьи, поползни) или только самец (камышевки, крапив­ники, многие ткачики). Отложенные яйца - кладку - насижива­ет либо один из родителей (у большинства воробьиных птиц, сов, гусей, чаек и хищных птиц - только самка, у многих куликов, киви, нанду и казуаров - только самец), либо оба попеременно. Сорные куры, живущие в Австралии, вообще не насиживают яйца. Они закапывают их в песок или кучи гниющих листьев и, перио­дически разгребая или досыпая эти кучи, поддерживают в них температуру, оптимальную для развития зародышей.

У некоторых птиц (воробьиные, дятлы, кукушки, стрижи, го­луби и др.) из яиц вылупляются почти совсем голые слепые птен­цы со слабыми конечностями и плохо развитыми органами чувств; они нуждаются не только в кормлении, но и в обогреве и защите от перегревания. Эти виды называются птенцовыми. У птиц других видов птенцы способны самостоятельно передвигаться и кормиться уже через несколько часов после вылупления. У них относительно сильные ноги, тело покрыто густым пухом, хорошо развиты органы чувств. Такие птенцы покидают гнездо вскоре после вылупления и больше никогда в него не возвращаются. Роль родителей в этом случае сводится к тому, чтобы привести птенцов в места с наибо­лее обильным и доступным для них кормом, защищать их от хищ­ников и предупреждать об опасности. Птицы с таким типом раз­вития гнездятся преимущественно на земле и называются вывод­ковыми. К ним относятся куриные, пластинчатоклювые (гуси, утки и лебеди), журавли, дрофы, гагары, кулики. Птенцы чаек, козо­доев, сов и дневных хищников вылупляются в плотном пуховом наряде, они могут передвигаться, но не способны сами добывать корм.

Летать в первый день жизни могут птенцы только сорных кур. Птенцы всех остальных видов способны к полету лишь после того, как их пуховой наряд сменится на перья. У большинства воробьи­ных это происходит через полторы-три недели после вылупле­ния, у соколов - через полтора, а у гусей - через два месяца. Слетки птенцовых видов в течение некоторого времени все еще не способны питаться самостоятельно, поэтому родители про­должают их кормить.

Некоторые молодые птицы ведут одиночный образ жизни (хищ­ники), другие держатся выводками до следующей весны (вьюр­ки, синицы, поползни). Птенцы лебедей и многих гусей могут сохранять связь со своими родителями до следующего сезона раз­множения, улетая вместе с ними на зимовку и возвращаясь к ме­стам гнездования.

Сезонные явления в жизни птиц . Всех птиц можно разделить на перелетных, кочующих и оседлых. К перелетным относятся те виды, которые ежегодно покидают районы гнездования и улетают на определенные места зимовок, иногда на значительные расстоя-ния. Многие птицы, улетающие зимой из Европы в Африку, дол­жны пролететь около 9-10 тыс. км в один конец. Примерно такое же расстояние приходится преодолевать птицам, мигрирующим из северо-восточных районов России в Западную Европу (напри­мер, турухтанам). Самый далекий путь совершают полярные крач­ки, пролетая около 17,5 тыс. км от мест гнездования (в Арктике) до районов зимовки (в Антарктиде, т.е. на другом полюсе земного шара). Кочующие птицы (снегири, свиристели, дятлы, синицы) не совершают регулярных перелетов в строго определенных на­правлениях. Местом их зимовки служит ближайший к участку гнез­дования район с наиболее оптимальными условиями зимнего се­зона. Птицы, зимующие в тех же местах, где и размножаются, называются оседлыми. К ним относятся воробьи, глухари, тетере­ва. Некоторые птицы одного вида, обитающие в разных регионах, могут быть и мигрирующими, и оседлыми. Например, соколы-сапсаны северной тундры являются перелетными, живущие в сред­ней полосе совершают лишь сезонные кочевки, а кавказские и крымские сапсаны ведут оседлый образ жизни.

ТЕМА: « Тип хордовые. Классы птицы».

ПЛАН

1. Общая характеристика класса птиц. Происхождение птиц

2. Внешнее строение в связи с образом жизни

3. Внутреннее строение птиц

4. Значение птиц

Общая характеристика класса птиц

От архозавров берёт начало псевдозухии, они заняли все участки суши, но даже их нельзя считать прямыми предками птиц. Непосредственные предки птиц пока ещё не установлены. В прошлом столетии, а именно в юрских отложениях были найдены сначала отпечаток пера, а затем и два сравнительно полных скелета. По одному из них в 1861г немецкий палеонтолог Г. Мейер сделал описание «животного покрытого перьями», отпечаток скелета которого был найден в литографических сланцах на территории Баварии. Первоптица получила научное название археоптерикс. Анализ строения археоптериксов даёт основание об их образе жизни. Это были древесные лазающие животные, которые могли планировать перепархивать, но не летать. Об этом говорят слабый скелет передних конечностей, слабая грудина без киля, гладкая поверхность костей крыла. Судя по строению таза, они откладывали мелкие яйца, размером в 1\4 куриных яиц. Слабые зубы говорят о питании насекомыми и плодами. Так или иначе, 170 млн. лет назад появились настоящие птицы. У птиц совершенствуется нервная система и органы чувств под влиянием приспособлений в поведении. Ускоряются окислительно-восстановительные процессы - изменяется все системы, повышается уровень обмена веществ. В итоге появляется теплокровность и как следствие возникают покровы, защищающие от переохлаждения.

Орнитология - наука, изучающая жизнь и строение птиц. Современная фауна составляет примерно 8 тыс. 600 видов птиц. У нас - 750 или 8,5%. Это летающие наземные позвоночные, вся организация связана с полётом - передние конечности - крылья, исключение страусы - до 80-90 км/ч.

Основные признаки птиц

1. Тело покрыто перьями, выполняющими теплоизоляционную функцию и обеспечивающими обтекаемость тела.

2. Превращение передних конечностей в крылья, что сопровождалось перестройкой скелета и мускулатуры конечностей и плечевого пояса.

3. Преобразование скелета и мускулатуры задних конечностей и тазового пояса обеспечили возможность двуногого хождения по твёрдому субстрату и плавание.

4. Полное разделение большого и малого кругов кровообращения способствовало лучшему снабжению тканей кислородом и питательными веществами. Возникло 4-х камерное сердце. Сохраняется правая дуга аорты, а левая редуцируется.

5. Возникла пневматизация костей, что увеличило их прочность.

6. Возникла интенсификация дыхания за счёт системы воздушных мешков, связанных с лёгкими.

7. Повышенная, но постоянная температура тела позволила птицам освоить зоны с холодным климатом.

8. У самок возникла редукция правого яичника и яйцевода.

9. По многим признакам сходны с рептилиями (обнаружен роговой покров - цевка, почти полное отсутствие кожных желёз, 1 мыщелок, череп диоксидного типа, в правой дуге аорты артериальная кровь, эмбриональное развитие и строение мочеполовой системы).

В 1679г. Итальянский учёный Дж. Борели в своей работе «Жизнь животных» отметил важнейшие черты анатомии птиц, связанные с полётом.

Черты приспособления птиц к полёту :

· Превращение передних конечностей в крылья;

· Обтекаемое тело, покрытое перьями, черепицеобразно налегающих в крыле;

· Формирование грудины в виде киля, с мощной мускулатурой, управляющей крыльями;

· Двойное дыхание, обеспечивающее интенсивный метаболизм

· Облегчённый скелет (полые кости)

· Уменьшение массы тела благодаря отсутствию мочевого пузыря, одного яичника, зубов, прямой кишки

· Наличие высокой остроты зрения и прогрессивное развитие головного мозга, в частности мозжечка. Среди птиц нет чисто водных, чисто наземных видов. В связи с полётом в определённой среде различается и размер птиц.

Численность особей отдельных видов птиц различна. Есть птицы, которые очень многочисленны. С 1600 г вымерло 90 видов птиц, 1\4 этих птиц вымерли по своим естественно-биологическим причинам.