Презентация на тему "приставки и предлоги". Разграничение предлогов и приставок (2 кл) презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему Разграничение приставок и предлогов презентация

Урок русского языка по теме "Учимся различать приставки и предлоги". УМК "Начальная школа XXI века", 2-й класс

    Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, когнитивной, здоровьесберегающей компетенций учащихся.

    Задачи: познакомить с предлогом и способом различения предлогов и приставок.

    Планируемые достижения учащихся: овладеть способом различения предлогов и приставок.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Чему учимся на уроках русского языка?

    Зачем? Где могут пригодиться вам эти знания?

    Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным?

    Желаю вам успеха.

    2. Актуализация знаний

    На доске запись :

    в на за по от под с до

    Что это? (Приставки.)

    Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

    Откроем первую часть таблицы:

    Приставка

    это

    Часть слова

    пишется

    слитно

    (По классу развешены слова: влететь, отплыть, донести, съехать, в окно, от берега, до стола, с горы.)

    Соберите слова, в которых есть приставки

    На доске:

    приставка
    влететь
    отплыть
    донести
    съехать

    Если дети ошибочно собрали слова с предлогами:

    Кто не согласен? Почему?

    Докажите, что в словах есть приставка (учащиеся произносят слово без приставки или заменяют эту приставку на другую, учитель на доске выделяет приставки в словах).

    Остальные слова соберите так, чтобы они подходили к словам первого столбика.

    На доске:

    приставка
    влететь
    отплыть
    донести
    съехать

    предлог
    в окно
    от берега
    до стола
    с горы

    Что заметили?

    Как называются “маленькие слова”? (Появляется табличка – "предлог".)

    3. Сообщение темы урока. Целеполагание

    Сформулируйте тему урока (открывается вторая часть таблицы – Предлог)

    Задача урока:

    узнать, что такое предлог;
    – научиться различать предлог и приставку.
    – Что знаете о предлоге?
    – Что хотели бы узнать?

    4. “Открытие” учащимися нового

    Посмотрите на слова с предлогами.

    Что уже можете сказать о предлогах? (Открывается вторая часть таблицы) :

    Приставка

    Предлог

    это

    Часть слова

    Самостоятельное слово

    пишется

    слитно

    отдельно

    Что общего между предлогами и приставками? (Одинаково произносятся.)

    Работа в парах:

    На доске записаны предложения:

    Митя побежал по тропинке.
    Митя побежал по узкой тропинке.

    Задание: Посоветуйтесь в парах. Найдите способ различения предлогов и приставок.

    Время выполнения – 2 минуты.

    (Ответы.)

    Вывод : между предлогом и следующим словом можно поставить слово.

    (Открывается нижняя строка таблицы) :

    Приставка

    Предлог

    это

    Часть слова

    Самостоятельное слово

    пишется

    слитно

    отдельно

    вставить

    слово

    нельзя

    можно

    Сформулируйте правило: “Что такое предлог?”

    Проверим по учебнику (с. 151).

    Физкультминутка для глаз

    5. Закрепление

    С помощью учебника научимся применять правило (чтение с. 151 “Учимся применять правило”).

    Как отличить предлог от приставки?

    • Выполним упражнение с комментированием:

    Задание : записать слова, раскрывая скобки.

    (по)полю, (по)садить, (за)грибами, (на)ступила, (под)морозить, (под)дверью, (на)машине, (от)бежать, (в)нести, (в)лесу

    (Учащиеся, применяя правило, объясняют написание приставок и предлогов.)

      Игра на закрепление умения различать предлоги и приставки.

    Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся делают – хлопок, если слово с предлогом – щелчок.

    (У берега, по дорожке, прискакал, полетел, на небе, по реке, в клетку, нарезать, с крыши, на конверте, до города, с дерева.)

    Вывод : Как различить предлог и приставку?

    6. Самостоятельная работа

    Попробуйте применить это правило самостоятельно.

    Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради.

    Зелёная дорожка. Запиши слова, раскрывая скобки:

    (по)двору, (с)вернула, (за)рекой, (на)летела, (под)снегом

    Жёлтая дорожка. Запиши предложения, раскрывая скобки:

    Отец (на)писал адрес (на)конверте.
    Лодка (от)чалила (от)берега и (за)вернула (за)лес.

    Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки:

    катилась … небо синяя туча и … шумела.

    (Время выполнения задания – 4 минуты.)

    Проверка :

    Кто выбрал зелёную дорожку? Жёлтую? Красную?

    Сравните свою работу с образцом (На маленькой доске заранее был записан образец выполнения). Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу.

    Кто выполнил работу без ошибок? 1–2 ошибки? Больше 2-х ошибок? Не справился с работой?

    Физкультминутка

    7. Диагностика

    Чтобы определить, как вы усвоили тему урока, выполните задание на карточке:

    1 вариант

    Отметь слова с предлогами:

    1. (от)крывать
    2. (по)земле
    3. (от)мороза
    4. (про)читать
    5. (на)столе

    2 вариант

    Отметь слова с предлогами:

    1. (на)берегу
    2. (у)лететь
    3. (в)театр
    4. (за)ходить
    5. (за)окном

    Определите свой уровень понимания темы урока по шкале:

      высокий – 3

      средний – 2

      низкий – 1

    (Время выполнения – 3 минуты.)

    Кто понял тему очень хорошо? Кто сомневается? Кто не понял?

    7. Рефлексия

    Какая учебная задача была поставлена на уроке?

    Достигли мы цели?

    Что такое предлог?

    Как различить предлог и приставку?

    Что понравилось?

    Что было трудным?

    Покажите своё настроение в конце урока.

    8. Домашнее задание

    Рабочая тетрадь стр.78, упр. 4 или упр.5 (по выбору

Слайд 2

Цель урока:обобщить и систематизировать пройденный материал по темам: «Части слова. Корень», «Приставка», «Суффикс». Задачи урока:1) Сформировать способность выделять в слове корень, приставку, суффикс, подбирать однокоренные слова, различать приставки и предлоги. 2) Развивать умение работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму. 3) Развивать навыки самоконтроля, оценивания и самооценки. 4) Способствовать формированию интереса к урокам русского языка, воспитывать чувство доброты, взаимопомощи, умения слушать друг друга.

Слайд 3

План урока.Модули:

ВК - входной контроль. УЭ -1 - подбор однокоренных слов. УЭ - 2 - выделение слов с приставками. УЭ - 3 - разграничение приставок и предлогов. УЭ - 4 - образование слов с суффиксами. УЭ - 5 - резюме. УЭ - 6 - рефлексия.

Слайд 4

Работай индивидуально1. Повтори понятия частей слова.2. Закончи предложения.3. Объективно оцени свою работу.4. Прими участие в беседе класса. Закончи предложения: Корень слова - это... Слова с одним и тем же корнем называются... Суффикс - это... Суффикс пишется... Суффиксы образуют... Приставка стоит... Приставка пишется со словом... Приставки образуют...

Слайд 5

УЭ -1 - подбор однокоренных слов. Работайте в группе.1. Обсудите в группе задания; определите, какой уровень трудности вы выполните.2. Определите значения слов.3. Запишите слова.4. Сравните слова.5. Примите участие в подборе слов.6. Оцените работу в группе. Отметьте в листе самоконтроля.

1 уровень Запиши однокоренные слова в 2 столбика. Лист, хвостик, хвостатый, листочек, хвост, листопад. 2 уровень Назовите лишнее слово: а) домашний, дом, домино, домовой; б) водить, водица, водяной, вода; в) говор, разговор, воришка, говорит. 3 уровень Подберите однокоренные слова в таком порядке: слово-действие, слово-предмет, слово-признак. а) дым - ..., ..., ... . б) холод- ..., ..., ... . в) свет- ..., ..., ... . г) лень - ..., ..., ...

Слайд 6

Сравни и исправь ошибки

1 уровень лист хвостик листочек хвостатый листопад хвост 2 уровень а) домино б) водить в) воришка 3 уровень а) дым - дымит, дымок, дымовой б) холод - холодить, холодок, холодный в) свет - светить, светик, световой. г) лень - лениться, лентяй, ленивый.

Слайд 7

УЭ - 2 выделение слов с приставкамиРаботай в паре.1. Выбери задание, которое соответствует вашему уровню.2. Прочитай слова.3. Понаблюдай, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки.4. Сравни свою запись с образцом.5. Оцени свою работу.

1 уровень Запиши слова, образуй новые, используя данные приставки. Бежал у______ побежал от______ пробежал пере______ 2 уровень Спиши слова. Что общего у этих слов? Выдели приставки. Приморский, пришкольный, придорожный. Дошкольный, досрочный. 3 уровень Выпиши слова с приставками. Выдели приставки. Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил, дождь.

Слайд 8

УЭ-3 - разграничение приставок и предлоговАлгоритм разграничения приставок и предлогов

да нет Читаю словосочетание (предложение) Выделяю слово в скобках Между (_) и словом ставлю дополнительное слово или вопрос Найден вопрос или слово Пишу раздельно Задаю вопрос слов- действий (глаголов) Пишу слитно

Слайд 9

Работай индивидуально.1. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню.2. Выполни задание.3. Поменяйся тетрадями с соседом.4. Сравни с образцом.5. Оцени работу товарища.6. Если есть ошибки, объясни.

1 уровень Выбери букву, которую ты напишешь в предлоге и приставке. Д_копал (а,о) д_ (а,о) дна колодца. П_шёл(а,о) п_(а,о) аллее парка. 2 уровень Выполни по образцу: (В какую?) Влетел в_ маленькую клетку. (в)нёс (в)дом, (в)бежал (в)зал, (в)строил (в)стену 3 уровень Спиши, раскрывая скобки. Хорошее слово (до)сердца (до)ведёт. (До)води дело (до)конца.

Слайд 10

Образец выполнения УЭ-3

1 уровень Докопал до дна колодца. Пошёл по аллее парка. 2 уровень Внёс в большой дом, вбежал в спортивный зал, встроил в свободную стену. 3 уровень Хорошее слово до сердца доведёт. Доводи дело до конца.

Слайд 11

УЭ - 4 образование слов с суффиксамиРаботай в паре устно.1. Распределите роли (мальчики - колобки, девочки - лисы).2. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню.3. Используй только ласкательные суффиксы.4. Составь как можно больше фраз, словосочетаний.5. Девочки (лисы) оценивают работу.

1 уровень Со словами голова, уши, нос, глаза, руки, ноги, хвост, образуй новые слова, используя суффиксы -ок-, -ик-, -онок-, -чик-, -ушк-. 2 уровень Составь словосочетания со словами голова, уши, нос, глаза, руки, ноги, хвост, образуй новые слова, используя суффиксы -ок-, -ик-, -онок-, -чик-, -ушк-. 3 уровень Составь текст-описание внешности лисы, используя как можно больше в словах ласкательных суффиксов.

Слайд 12

Образец выполнения УЭ-4

1 уровень Головушка, ушки, носик, глазоньки, рученьки, ножки, хвостик. 2 уровень Светленькая головушка, чуткие ушки, маленький носик, добренькие глазоньки, нежные рученьки, быстрые ножки, пушистый хвостик. 3 уровень (У каждого свой)

Слайд 13

УЭ - 5 - резюме

1. Прими участие в работе класса. Чему мы учились на уроке? Нужны ли нам эти знания? Кто испытывал трудности в работе? В чем испытываетезатруднения? Кто с удовольствием продолжил бы урок? 2. Сделай выводы. 3. Подумай, достиг ли ты цели данного урока. 4. Если ты не достиг цели или достиг ее частично, то выполни дома задания на карточке.

Слайд 14

УЭ - 6 - рефлексия

1. Поставь себе оценку за работу на уроке. 2. Поставь оценку классу в целом на уроке.

Посмотреть все слайды

План урока. Модули: ВК - входной контроль. УЭ -1 - подбор однокоренных слов. УЭ выделение слов с приставками. УЭ разграничение приставок и предлогов. УЭ образование слов с суффиксами. УЭ резюме. УЭ рефлексия.


Работай индивидуально 1. Повтори понятия частей слова. 2. Закончи предложения. 3. Объективно оцени свою работу. 4. Прими участие в беседе класса. Закончи предложения: Корень слова - это... Слова с одним и тем же корнем называются... Суффикс - это... Суффикс пишется... Суффиксы образуют... Приставка стоит... Приставка пишется со словом... Приставки образуют...


УЭ -1 - подбор однокоренных слов. Работайте в группе. 1. Обсудите в группе задания; определите, какой уровень трудности вы выполните. 2. Определите значения слов. 3. Запишите слова. 4. Сравните слова. 5. Примите участие в подборе слов. 6. Оцените работу в группе. Отметьте в листе самоконтроля. 1 уровень Запиши однокоренные слова в 2 столбика. Лист, хвостик, хвостатый, листочек, хвост, листопад. 2 уровень Назовите лишнее слово: а) домашний, дом, домино, домовой; б) водить, водица, водяной, вода; в) говор, разговор, воришка, говорит. 3 уровень Подберите однокоренные слова в таком порядке: слово-действие, слово-предмет, слово-признак. а) дым -...,...,.... б) холод-...,...,.... в) свет-...,...,.... г) лень -...,...,...


Сравни и исправь ошибки 1 уровень лист хвостик листочек хвостатый листопад хвост 2 уровень а) домино б) водить в) воришка 3 уровень а) дым - дымит, дымок, дымовой б) холод - холодить, холодок, холодный в) свет - светить, светик, световой. г) лень - лениться, лентяй, ленивый.


УЭ - 2 выделение слов с приставками Работай в паре. 1. Выбери задание, которое соответствует вашему уровню. 2. Прочитай слова. 3. Понаблюдай, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки. 4. Сравни свою запись с образцом. 5. Оцени свою работу. 1 уровень Запиши слова, образуй новые, используя данные приставки. Бежал у______ побежал от______ пробежал пере______ 2 уровень Спиши слова. Что общего у этих слов? Выдели приставки. Приморский, пришкольный, придорожный. Дошкольный, досрочный. 3 уровень Выпиши слова с приставками. Выдели приставки. Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил, дождь.




УЭ-3 - разграничение приставок и предлогов Алгоритм разграничения приставок и предлогов да нет Читаю словосочетание (предложение) Выделяю слово в скобках Между (_) и словом ставлю дополнительное слово или вопрос Найден вопрос или слово Пишу раздельно Задаю вопрос слов- действий (глаголов) Пишу слитно


Работай индивидуально. 1. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню. 2. Выполни задание. 3. Поменяйся тетрадями с соседом. 4. Сравни с образцом. 5. Оцени работу товарища. 6. Если есть ошибки, объясни. 1 уровень Выбери букву, которую ты напишешь в предлоге и приставке. Д_копал (а,о) д_ (а,о) дна колодца. П_шёл(а,о) п_(а,о) аллее парка. 2 уровень Выполни по образцу: (В какую?) Влетел в_ маленькую клетку. (в)нёс (в)дом, (в)бежал (в)зал, (в)строил (в)стену 3 уровень Спиши, раскрывая скобки. Хорошее слово (до)сердца (до)ведёт. (До)води дело (до)конца.




УЭ - 4 образование слов с суффиксами Работай в паре устно. 1. Распределите роли (мальчики - колобки, девочки - лисы). 2. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню. 3. Используй только ласкательные суффиксы. 4. Составь как можно больше фраз, словосочетаний. 5. Девочки (лисы) оценивают работу. 1 уровень Со словами голова, уши, нос, глаза, руки, ноги, хвост, образуй новые слова, используя суффиксы -ок-, -ик-, -онок-, -чик-, -ушк-. 2 уровень Составь словосочетания со словами голова, уши, нос, глаза, руки, ноги, хвост, образуй новые слова, используя суффиксы -ок-, -ик-, -онок-, -чик-, -ушк-. 3 уровень Составь текст-описание внешности лисы, используя как можно больше в словах ласкательных суффиксов.


Образец выполнения УЭ-4 1 уровень Головушка, ушки, носик, глазоньки, рученьки, ножки, хвостик. 2 уровень Светленькая головушка, чуткие ушки, маленький носик, добренькие глазоньки, нежные рученьки, быстрые ножки, пушистый хвостик. 3 уровень (У каждого свой)


УЭ резюме 1. Прими участие в работе класса. Чему мы учились на уроке? Нужны ли нам эти знания? Кто испытывал трудности в работе? В чем испытываете затруднения? Кто с удовольствием продолжил бы урок? 2. Сделай выводы. 3. Подумай, достиг ли ты цели данного урока. 4. Если ты не достиг цели или достиг ее частично, то выполни дома задания на карточке.


УЭ рефлексия 1. Поставь себе оценку за работу на уроке. 2. Поставь оценку классу в целом на уроке.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русский язык «Разграничение приставок и предлогов»

План урока. Модули: ВК - входной контроль. УЭ -1 - подбор однокоренных слов. УЭ - 2 - выделение слов с приставками. УЭ - 3 - разграничение приставок и предлогов. УЭ - 4 - образование слов с суффиксами. УЭ - 5 - резюме. УЭ - 6 - рефлексия.

Работай индивидуально 1. Повтори понятия частей слова. 2. Закончи предложения. 3. Объективно оцени свою работу. 4. Прими участие в беседе класса. Закончи предложения: Корень слова - это... Слова с одним и тем же корнем называются... Суффикс - это... Суффикс пишется... Суффиксы образуют... Приставка стоит... Приставка пишется со словом... Приставки образуют...

УЭ -1 - подбор однокоренных слов. Работайте в группе. 1. Обсудите в группе задания; определите, какой уровень трудности вы выполните. 2. Определите значения слов. 3. Запишите слова. 4. Сравните слова. 5. Примите участие в подборе слов. 6. Оцените работу в группе. Отметьте в листе самоконтроля. 1 уровень Запиши однокоренные слова в 2 столбика. Лист, хвостик, хвостатый, листочек, хвост, листопад. 2 уровень Назовите лишнее слово: а) домашний, дом, домино, домовой; б) водить, водица, водяной, вода; в) говор, разговор, воришка, говорит. 3 уровень Подберите однокоренные слова в таком порядке: слово-действие, слово-предмет, слово-признак. а) дым - ..., ..., ... . б) холод- ..., ..., ... . в) свет- ..., ..., ... . г) лень - ..., ..., ...

Сравни и исправь ошибки 1 уровень лист хвостик листочек хвостатый листопад хвост 2 уровень а) домино б) водить в) воришка 3 уровень а) дым - дымит, дымок, дымовой б) холод - холодить, холодок, холодный в) свет - светить, светик, световой. г) лень - лениться, лентяй, ленивый.

УЭ - 2 выделение слов с приставками Работай в паре. 1. Выбери задание, которое соответствует вашему уровню. 2. Прочитай слова. 3. Понаблюдай, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки. 4. Сравни свою запись с образцом. 5. Оцени свою работу. 1 уровень Запиши слова, образуй новые, используя данные приставки. Бежал у______ побежал от______ пробежал пере______ 2 уровень Спиши слова. Что общего у этих слов? Выдели приставки. Приморский, пришкольный, придорожный. Дошкольный, досрочный. 3 уровень Выпиши слова с приставками. Выдели приставки. Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил, дождь.

Образец выполнения УЭ -2 1 уровень Бежал, побежал, пробежал, убежал, отбежал, перебежал 2 уровень Приморский, пришкольный, придорожный. Дошкольный, досрочный. 3 уровень Доверить, добежать, докрасил.

УЭ-3 - разграничение приставок и предлогов Алгоритм разграничения приставок и предлогов да нет Читаю словосочетание (предложение) Выделяю слово в скобках Между (_) и словом ставлю дополнительное слово или вопрос Найден вопрос или слово Пишу раздельно Задаю вопрос слов- действий (глаголов) Пишу слитно

Работай индивидуально. 1. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню. 2. Выполни задание. 3. Поменяйся тетрадями с соседом. 4. Сравни с образцом. 5. Оцени работу товарища. 6. Если есть ошибки, объясни. 1 уровень Выбери букву, которую ты напишешь в предлоге и приставке. Д_копал (а,о) д_ (а,о) дна колодца. П_шёл(а,о) п_(а,о) аллее парка. 2 уровень Выполни по образцу: (В какую?) Влетел в_ маленькую клетку. (в)нёс (в)дом, (в)бежал (в)зал, (в)строил (в)стену 3 уровень Спиши, раскрывая скобки. Хорошее слово (до)сердца (до)ведёт. (До)води дело (до)конца.

Образец выполнения УЭ-3 1 уровень Докопал до дна колодца. Пошёл по аллее парка. 2 уровень Внёс в большой дом, вбежал в спортивный зал, встроил в свободную стену. 3 уровень Хорошее слово до сердца доведёт. Доводи дело до конца.

УЭ - 4 образование слов с суффиксами Работай в паре устно. 1. Распределите роли (мальчики - колобки, девочки - лисы). 2. Выбери задание, которое соответствует твоему уровню. 3. Используй только ласкательные суффиксы. 4. Составь как можно больше фраз, словосочетаний. 5. Девочки (лисы) оценивают работу. 1 уровень Со словами голова, уши, нос, глаза, руки, ноги, хвост, образуй новые слова, используя суффиксы -ок-, -ик-, -онок-, -чик-, -ушк-. 2 уровень Составь словосочетания со словами голова, уши, нос, глаза, руки, ноги, хвост, образуй новые слова, используя суффиксы -ок-, -ик-, -онок-, -чик-, -ушк-. 3 уровень Составь текст-описание внешности лисы, используя как можно больше в словах ласкательных суффиксов.

Образец выполнения УЭ-4 1 уровень Головушка, ушки, носик, глазоньки, рученьки, ножки, хвостик. 2 уровень Светленькая головушка, чуткие ушки, маленький носик, добренькие глазоньки, нежные рученьки, быстрые ножки, пушистый хвостик. 3 уровень (У каждого свой)

УЭ - 5 - резюме 1. Прими участие в работе класса. Чему мы учились на уроке? Нужны ли нам эти знания? Кто испытывал трудности в работе? В чем испытываете затруднения? Кто с удовольствием продолжил бы урок? 2. Сделай выводы. 3. Подумай, достиг ли ты цели данного урока. 4. Если ты не достиг цели или достиг ее частично, то выполни дома задания на карточке.

УЭ - 6 - рефлексия 1. Поставь себе оценку за работу на уроке. 2. Поставь оценку классу в целом на уроке.