Православная художественная библиотека. Православная художественная литература. Особенности современных православных книг

Из трех тетрадей Дневника послушника Николая Митрофановича Беляева (1888–1931) (впоследствии иеромонах Никон, последний духовник Оптиной пустыни перед ее закрытием в 1927 г., исповедник; канонизирован в сонме Преподобных Старцев Оптинских Архиерейским собором Русской Православной Церкви 1996 г.), осталась только одна, из которой утеряно несколько начальных страниц. Но и на основании сохранившегося текста можно составить достаточно полную картину о духовных поисках будущего старца, о его первых шагах в подвижнической жизни, о его исключительных для нашего времени взаимоотношениях с духовным наставником. Перед читателем живо предстают два ярких образа - начальник Оптинского скита, духовник обители, старец и по духовному, и по телесному возрасту преп. Варсонофий и, с другой стороны, двадцатилетний юноша, искатель Истины, решившийся стать на путь не рассудочного только, но деятельного Ее познания. Дневниковые размышления самого послушника Николая и, тем более, записанные им наставления старца Варсонофия представляют собой одну из последних ценных страниц двухтысячелетней духовной традиции Православной Церкви - традиции борьбы со страстями, делания заповедей, молитвы…

Но любой дневник - это всегда личный, в той или иной мере субъективный документ. Это почти каждодневная череда всех - не только светлых, но и негативных переживаний, всех - не только истинных, но и ошибочных суждений и мыслей. К тому же, автор дневника, даже если речь идет о святом подвижнике, пишет, как правило, лишь для самого себя, вряд ли помышляя о том, каким образом написанное им может быть понято и воспринято другим человеком. Кроме того, дневник - это еще и совокупность мелких подробностей (фактов, наблюдений, замечаний), которые, будучи, может быть, важными вехами в судьбе этого конкретного человека, вряд ли могут представлять существенную значимость для людей, живущих в иных условиях, в иную эпоху.

Поэтому при подготовке данного издания к печати мы не сочли необходимым публиковать полный авторский текст. Из оригинала были опущены: во-первых, второстепенные (бытовые, биографические и т. п.) подробности, которые увеличили бы объем и без того немалой книги и потому сделали бы ее менее доступной для широкого круга читателей; во-вторых, факты, наблюдения, мысли, носящие, сугубо личный характер (сложные взаимоотношения с братом Иваном, негативные оценки, данные конкретным лицам, примеры отеческой любви и заботы старца Варсонофия по отношению к автору и т. п.), - публиковать их, по нашему мнению, просто неделикатно; в-третьих, некоторые суждения преп. Варсонофия, которые, отражая индивидуальные черты его собственного духовного и жизненного склада, не вполне согласуются с опытом большинства православных святых, и потому могли бы, на наш взгляд, стать «камнем преткновения» для многих читателей; наконец, те места, в которых мысль автора выражена недостаточно внятно и потому может быть искажена и перетолкована.

Вместе с тем, следует особо подчеркнуть, что, готовя «Дневник» к изданию, редактируя его, мы руководствовались исключительно соображениями духовно-нравственной целесообразности, а не «цензурными» опасениями. В отличие от редакторов книги «Дневник последнего духовника Оптиной пустыни» (СПб., 1994), которая как раз и представляет собой пример жесткой и весьма тенденциозной цензуры, мы сохранили в нашем издании все (видимо, показавшиеся слишком «острыми») места «Дневника», которые затрагивают и сложные вопросы русской истории (например, так называемый еврейский вопрос), и животрепещущие проблемы церковной жизни (упадок монашества, отсутствие подлинного духовного руководства, бедственное состояние духовного образования, развращение нравов в русском обществе и народе в целом и т. д.).

Надеемся, что данное издание будет интересно и, главное, полезно не только всем, шествующим уже по пути духовной жизни, но и всем, ищущим этот путь, всем, готовящимся по нему пойти.

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себя святоотческое наследие и наставления. Об их жизни и подвигах излагается в книгах жития святых. И уже сравнительно недавно появилась православная художественная литература.

Все это многообразие книг принято называть православной литературой. Рассмотрим основные направления более подробно.

В зависимости от сложности понимания книги разделены на три группы:

Основы (О) — несложные в понимании книги, написанные простым языком
Горизонт (Г) — книги, понимание которых может вызвать некоторые сложности
Вершина (В) — книги, крайне трудные для осмысления без должной подготовки

Священное Писание

Центральное место на книжной полке православного христианина должно занимать Священное Писание.

Преподобный Феодор Студит :

« Великое зло не знать Писания, ибо бесчисленное зло рождается от неведения Писания... »

Изучение Православия необходимо, прежде всего, начать с чтения и .

Новый завет — одновременно простая и необычайно сложная для понимания книга. Несмотря на то, что Слово Божье было изначально обращено к плотникам, рыбакам, пастухам — простым людям, при каждом прочтении Евангелия человек открывает для себя что-то новое, непознанное. Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью.

Толкование Библии

Для понимания Библии необходимо прибегнуть к толкованиям — разъяснениям тестов Нового и Ветхого заветов. Среди святоотеческих толкований особое место занимают сложные, пространные (Г) , которые на протяжении многих веков были путеводной звездой при изучении Нового завета.

Святитель Феофан Затворник :

Многим христианам полюбились относительно простые (О) , а также « » (О) святителя Василия Кинешемского, написанные глубоко и современным языком.

Хорошие отзывы также получили следующие разъяснения Священного Писания: « » (О) библеиста Бориса Гладкова, « » (О) « » (О) Александра Лопухина, « » (О) протоиерея Олега Стеняева, « » (О).

Закон Божий

Закон Божий и катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) помогут новоначальному постичь основы православного вероучения, ознакомиться с краткой историей Нового и Ветхого завета, понять, что такое молитва, узнать об устройстве Церкви и храма, смысле богослужения.

Наверное, самой известной книгой этого ряда является « » (О) протоиерея Серафима Слободского. Многое о жизни Церкви можно почерпнуть из таких книг, как « » (О) архимандрита Иова (Гумерова), « » (О) священника Даниила Сысоева, « » (О) митрополита Илариона (Алфеева), « » (О) святителя Филарета (Дроздова).

Наставления о духовной жизни

Среди наставлений хотелось выделить бы « » (О) архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В этой книге старец предлагает кающемуся человеку построить исповедь по десяти заповедям или по заповедям блаженства. Путь исповеди помогают преодолеть глубокие советы и меткие замечания отца Иоанна, так необходимые каждому христианину. Переживание, любовь, боль и доброта старца ощущаются в каждом слове.

Увлекательным, «живым» языком написаны такие книги, как « » (О) протоиерея Андрея Ткачева, « » (О) архимандрита Андрея (Конаноса), « » (О) митрополита Антония Сурожского (Блума), « » (О) игумена Никона (Воробьева).

Творения святых отцов

Известный проповедник Алексей Ильич Осипов рекомендует обязательно ознакомиться с трудами святителя (Г) и письмами игумена (Г) . Святитель Игнатий, по его мнению, примечателен тем, что переложил древнее святоотеческое учение на современный язык.

Сам же святитель Игнатий советует: «Христианину, которого жребий — проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых Отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий затворник». Святитель не рекомендует мирянам читать святых отцов, писавших для монашествующих, говоря, что «пользы никакой не может быть, а может быть вред...».

Особое внимание заслуживают « » (О) аввы Дорофея. Данную книгу советуют прочитать многие современные священники и древние святые.

Полезно также будет, по мере сил и возможности, ознакомиться с трудами Феофана Затворника, Тихона Задонского и других отцов Церкви.

Жития святых

Многих укрепят в вере жития — описания жизни и деяний святых, стойкость и мудрость которых являются добрым примером для современного христианина.

Святитель Тихон Задонский :

« Надежное средство для поддержания веры и любви — чтение святых отцов и житий святых... »

Будет полезным ознакомиться с житиями Ксении Петербургской, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца и других.

Православная проза

Художественная литература — это, наверное, самое объемное направление православной литературы, о котором стоит поговорить отдельно.

Протодиакон Андрей Кураев советует новоначальным прочитать повесть Никифорова-Волгина « » (О) , написанную от лица православного священника. Огромной популярностью пользуется серия « » (О) протоиерея Александра Торика.

Понять Православие помогут также романы (Г) , (О) , повести (О) , (О) , (О) , рассказы (О) , (О) .

За последнее время появилось много хорошей детской литературы — сказок (Дмитрий Дмитриев, Глазунова Ирина), притч (Клюкина Ольга), рассказов и повестей (Борис Ганаго, Лариса Калюжная, серия «Зернышки» и др.), ненавязчиво и увлекательно повествующей о Господе, его учении и богоугодной жизни христианина.

Из зарубежных авторов хотелось бы особо отметить творчество , которое включает в себя как произведения для детей (цикл «Хроники Нарнии»), так и для взрослой аудитории («Письма Баламута» (О), «Баламут предлагает тост» (О)) .

Непридуманные рассказы — особое направление в художественной леитературе. Самый известный сборник непридуманных рассказов — « » (О) отца Тихона (Шевкунова) и последовавшая за книгой Сретенского монастыря.

Богословие

Самым подготовленным людям для глубокого постижения Православия подойдут следующие книги: « » (Г) митрополита Илариона (Алфеева), « » (В) , « » (В) протопресвитера Александра Шмемана, « » (Г) преподобного Иоанна Дамаскина, « » (Г) протоиерея Владислава Свешникова, «» (О) святого праведного Иоанна Кронштадтского, « » (О) протоиерея Иоанна Гончарова, « » (О) архиепископа Никона (Рождественского).

Все издания, которые предназначены для церковной книготорговли, подлежат обязательному рецензированию Издательским Советом Русской Православной Церкви с присвоением специального грифа. Иными словами, книга без грифа продаваться в церковной лавке не может. Это было сделано для того, чтобы у Церкви была «уверенность, что любая книга, приобретенная в церковной лавке или свечной лавке храма, будет полезна читателю, послужит его духовному развитию».

Преподобный Антоний Оптинский :

« Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных... »

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Книги с грифом «По благословению...» считаются самыми качественными.

Гриф присваивается Священному Писанию, богослужебной литературе, сборникам канонических правил и нормативных актов Церкви, официальным церковным документам, принятым Архиерейскими и Поместными Соборами, а также Священным Синодом.

Гриф предназначен для остальной (не охваченной первым грифом) православной литературы — книг по истории Церкви, житий святых и др.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви

Книги с грифом «Допущено...» не противоречат православному учению, но и не обязательно несут пользу.

Гриф может быть присвоен произведениям художественной литературы, которые ведут читателя к истинам христианской нравственности, но не несут в себе собственно религиозную тематику; изданиям, освещающим православные обычаи и обрядовые традиции; сборникам кулинарных рецептов для постов и праздников.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Гриф введен с целью ускорения издания книг. Ответственность за их содержание несет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

Помимо книг, гриф Издательского Совета ставится на аудио и видеопродукцию.

Свои грифы есть у Украинской и Белорусской Православных Церквей, а также у Православной Церкви Молдовы. Книги с такими грифами также могут продаваться в церковной лавке при храме.

Книжный «минимум» православного человека - это Евангелие (либо Новый Завет полностью) и молитвослов. Может быть еще Псалтирь. Это не значит, что сами по себе они гарантируют вам правильную духовную жизнь, но без них правильной духовной жизни не получится точно. Евангелие - Слово Божие и основа основ. Молитвослов - собрание молитвенных правил. Псалтирь - утешение и поддержка для души в любое время суток.

Однако если вы придете в крупный православный магазин - допустим «Троицкая книга» при Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, то увидите, что православных книг тысячи. В этом многообразии легко потеряться.

Один из залов магазина «Троицкая книга» при Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Попробуем помочь.

Мы отобрали несколько книг, которые, на наш взгляд, являются «лучшими» из тех, что были написаны в XX или XXI веке, и их обязательно должен прочитать каждый христианин.

Конечно, «Лучшие православные книги» - это понятие относительное. Прежде всего, оно субъективное. Это не обязательно книги с самым высоким тиражом и не обязательно написанные святыми или о святых. Прежде всего мы считаем, что это очень сильные книги, которые способны вдохновить каждого на духовную жизнь, а может быть и обратить в веру неверующего. Все они понятны современному человеку (написаны недавно, их язык и реалии похожи на наши), но при этом они несут в себе всю глубину христианского учения.

Все эти православные книги - настоящая духовная сокровищница. Мы не хотим, чтобы это выглядело, как рейтинг, но они действительно в чем-то лучшие из лучших.

О какой-то книге мы, на ваш взгляд, несправедливо забыли? Пишите в комментариях!

Лучшие книги о православии, написанные в XX и XXI веках

«Старец Силуан»

Возможно, это лучшая православная книга из тех, что были написаны за последние 100 лет. Ее автор - архимандрит Софроний Сахаров, старец-исихаст, который часть жизни провел на и подвизался там самым суровым образом.

Позже он написал книгу, которую посвятил своему духовнику - преподобному , так и назвав ее - «Старец Силуан». Формально - это житие святого Силуана. Однако жизнеописание старца в ней - лишь повод рассказать о христианском учении и духовной жизни в целом.

Уникальность книги в том, что старец Софроний описывает такие глубины и законы духовной жизни, за которыми уже распадаются слова и остается только вечность. То же самое делали в своих книгах и , но это первые века христианства и неподготовленному человеку их читать тяжело и не всегда нужно. А книга «Старец Силуан» в этом плане относительно простая.

Святой Силуан Афонский был родом из России и подвизался на Афоне в начале XX века

Вторая часть книги - удивительные писания самого святого, которые обнаружили только после его смерти в келье.

Господи, дай мне смирение Твое, да вселится в меня любовь Твоя… Тяжко жить без любви к Богу; душе мрачно и скучно; но когда приходит любовь, тогда невозможно описать радость души.

из писаний преподобного Силуана

В советское время книжка ходила в «самиздате» и многих обратила в веру. Сейчас она есть во всех крупных православных магазинах и Интернет-магазинах России.

«Житие Паисия Святогорца»

Это тоже книга об афонском святом, которая была так же написана афонским монахом - а от того в ней очень хорошо переданы и дух монашества, и дух Афона, и жизнь старца Паисия.

Умер совсем недавно. Он был удивительным монахом. Остались сотни свидетельств об исцелениях по его молитвам, случаев прозорливости и других чудесах, которые никак не вписываются в привычные нам рамки. Его видели поднимающимся над землей или находящимся сразу в двух местах. Некоторые паломники, оставшиеся в его домике на ночь, слышали, как к старцу приходили бесы - стучали по крыше и всячески шумели. Старец Паисий мог не проявиться на пленке, если фотографировали без благословения: фотография есть, все на ней изображено, а на месте святого - ничего.

Это все чудеса, которые, конечно, способны впечатлить каждого. Но главное - старец Паисий являл собой образ невероятного самоотречения, смирения и любви. Настоящий христианин. Паломникам он полюбился тем, что с каждым говорил на самом понятном, живом и современном языке. Когда уместно - старался шутить. Когда надо - был максимально прямым или строгим.

Книга «Житие Паисия Святогорца» состоит из двух частей. В одной из них рассказывается жизненный путь этого святого - от самого рождения до самой смерти, - и это очень увлекательный рассказ (к тому же в нем приводится много воспоминаний старца). Вторая часть состоит из рассказов о его помощи паломникам и православным христианам - как при его жизни, так и после смерти.

О преподобном Паисии написано много книг, в том числе больших житий. Но эта - лучшая.

«Мысли христианина»

Это не книга в прямом смысле слова, а духовный дневник - точнее, выдержки из него. Их написал один из самых почитаемых русских святых - святой праведный Иоанн Кронштадтский, который умер незадолго до революции.

Богослужения, обыденная жизнь, радости, болезни, тяготы - все можно встретить на этих страницах.
Святой человек живет и пишет свято. Поэтому каждая страница - пронизана любовью к Богу и Любовью вообще.

За благословением и помощью к святому Иоанну Кронштадтскому отправлялись тысячи и тысячи христиан. Все, кто говорил с ним - получали исцеление или утешение.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) - один из самых известных пастырей-немонахов в истории Русской Церкви.

Возможность соприкоснуться со старцем есть и у нас. Достаточно просто купить эту книгу. На ее страницах с этим святым можно встретиться вот так - на расстоянии и сквозь время. И таким образом - через строчки его дневника - получить своеобразное благословение!

Господь твой есть Любовь, люби Его и в Нем всех людей как чад Его во Христе. Господь твой есть Огонь; не будь холоден сердцем, но гори верой и любовью. Господь твой есть Свет; не ходи во тьме и не делай ничего в темноте разума, без рассуждения и понимания или без веры. Господь твой есть Бог милости и щедрот; будь и ты для ближних источником милости и щедрот. Если ты будешь таким, то улучишь спасение со славой вечной.

из книги «Мысли христианина»

«Беседы на Евангелие от Марка»

Эту книгу можно назвать очень хорошим учебником. Не в том смысле, что под обложкой скрываются сотни скучных страниц. Наоборот! Это одна из самых живых и трогательных православных книг. Она была написана незадолго до войны священномучеником Василием Кинешемским.

Формально - это беседы на одно из Евангелий - написанных апостолом Марком. Однако, как и в случае с книгой «Старец Силуан», комментарии к Евангельскому сюжету - это лишь повод системно изложить православное учение.

И если Софроний (Сахаров) писал о христианстве с глубины афонского исихастского опыта и находясь к тому времени уже в Англии, то священномученик Василий составлял эту книгу в Советском Союзе - для своих же духовных чад, советских людей из деревней, сел и маленьких городов.

Получилась книга, которая совершенно точно окажется близкой и понятной каждому сердцу.

«Несвятые Святые»

Это, возможно, лучшая миссионерская книга за всю историю христианства - если это качество мерять тиражами.

Первое издание книги вышло в 2011 году и было моментально распродано. Так же случилось и со вторым, и с третьим изданием, которые были выпущены следом.

Сейчас даже не верится - в московском метро можно было почти каждый день встретить человека с этой книгой. Ее читали и православные, и даже те, кто в храме никогда не был.

Митрополит Тихон (Шевкунов) рассказал на своих страницах о людях, которых встречал за свою жизнь. Это были и монахи в Псково-Печерской Лавре, где он подвизался какое-то время, и старцы, которых он там видел или о которых слышал рассказы. Несколько глав посвящено мирянам - «самым простым» и знаменитостям.

Получилась добрая и полная любви книга. Но главное (и это то, наверное, почему она полюбилась всем) - в ней нет ни капли такой вот искусственной слащавости. Это просто книга о добре и чудесах - которые действительно происходили. И на самом-то деле происходят постоянно вокруг нас!

На сегодняшний день книга вышла уже тиражом 2 500 000 экземпляров и была переведена на множество языков.

«Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)»

Старец Иоанн - был одним из самых почитаемых монахов в советское и постсоветское время. К нему тоже приезжали со всей страны. Кто не мог приехать - писал письма. А он, сильный духом монах и прозорливец, старался ответить каждому.

Все его письма - просты и понятны. В них мало слов - только самая суть. В его письмах нет замысловатых идей или вежливых уклончивых ответов. Он отвечает людям прямо, иногда даже резко - если понимает, что только твердый без сантиментов ответ может направить или спасти человека.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Большой плюс писем - из них понятно, с каким именно вопросом обращался к старцу человек. От этого они становятся не только еще интереснее, но и полезнее. Кто-то спрашивает про женитьбу, кто-то про развод. Кто-то про учебу, кто-то про то, какой путь выбрать. Кто-то жалуется, кто-то растерян…

Возможно, многие из вас найдут на этих страницах ответы и на свои собственные вопросы.

Несомненно - это одна из самых полезных православных книг.

«У Троицы окрыленные»

Чем-то эта книга похожа на «Несвятые святые». Хотя правильнее их сравнивать в обратном порядке, потому что книга «У Троицы окрыленные» была написана гораздо раньше - еще в советское время. И кто-то считает, что она - лучше.

Эту книгу написал архимандрит Тихон (Агриков) из Свято-Троицкой Сергивой Лавры и посвятил ее инокам этого монастыря. Причем, только тем, кто уже умер. И кончина героя - неотъемлемая и важная часть каждого рассказа, ведь смерть - это путь в Вечность.

Кто-то, о ком он пишет, - старец. Кто-то - совсем молодой инок.

С одной стороны, в этой книге нет той внешней эффектности, как у «Несвятых святых». Но глубина повествования здесь несравнимо выше. Каждая строчка наполнена любовью. В каждой странице передан сугубый монашеский дух - со всей его глубиной, радостью и испытаниями.

«Отец Арсений»

Книга повествует об очень тяжелом для нашей Церкви времени - сталинских репрессиях.

Кто написал ее - неизвестно. Был ли отец Арсений на самом деле или это выдуманный персонаж - тоже неизвестно.

Кто-то говорит, что «Отец Арсений» книга по-своему не бесспорная и редактировалась она под кураторством КГБ - поскольку в ней местами симпатизируется «хорошим чекистам». Но все это, поверьте, абсолютно непринципиально.

В советское время эта книга также ходила в «самиздате» и ее передавали из рук в руки.

Сейчас ее можно найти во многих магазинах. Прочитать ее очень рекомендуем, потому что она знакомит читателя не только с определенным временем, но и с человеческой душой в целом. С теми пороками, которые раскрываются в тех или иных людях, и в тех невероятных силах любить, которые дает человеку Господь - и поддерживает его в самых сложных - иногда кажется невыносимых, - условиях. На ее страницах рассказана глубокая история.

Если брать художественную православную литературу, то книга «Отец Арсений» - одна из лучших.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Перед вами новая книга известной и светскому, и воцерковленному читателю писательницы Натальи Горбачевой из уже полюбившейся серии «Рассказы о святых и верующих». Есть друзья настоящие, а есть истинные. Наши истинные друзья – святые. Но как научиться узнавать этих друзей, общаться с ними, вы поймете, прочитав эту книгу. Вас ждет рассказ про знаменитую игуменью Горненского монастыря Георгию (Щукину): о ее блокадном детстве и о чуде спасения. Неизвестные ранее подробности жизни блаженной Ксении Петербуржской и ее новые чудеса. Ждет вас и Рождественская история о погибающем человеке, которая заканчивается счастливым образом… Путь к Богу не усыпан розами. Как ищут и находят эту дорогу самые обычные люди, рассказывает эта книга.

Пролог - древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович - протоиерей-писатель (1842 - 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. - См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: - Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга - «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru

Стaрец Пaисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 годa в Фaрaсaх Кaппaдокийских, в Мaлой Азии, был десятым ребенком в семье. Святой Арсений Кaппaдокийский, крестивший млaденцa, дaл ему свое имя, пророчески скaзaв: "Хочу остaвить после себя монaхa". Спaсaясь от турецких гонений, семья вскоре переехaлa в Грецию. Детство Арсения прошло в городе Конице. Здесь он успешно окончил школу и рaботaл плотником, желaя и в этом подрaжaть Христу. В 1945 году его призвaли в aрмию, где он проявил незaурядное мужество. Много рaз во время боев он зaнимaл нa передо-ной место своих семейных солдaт-сослуживцев, говоря: "Вaс ждут жены и дети, a я свободен". Уволившись из aрмии в 1949 году, он срaзу же ушел нa Святую Гору Афон. Сорок пять лет стaрец Пaисий провел в суровых подвигaх нa Святой Афонской Горе, в монaстыре Стомион в Кони це и нa Святой Горе Синaй. Всецело вручив себя Христу, он желaл пребывaть в безвестности, но Промысел Божий явил его людям. Тысячи пaломников приходили к блaгодaтному стaрцу и обретaли руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душaм. Несмотря нa постоянно преследовaвшие его тяжкие болезни, ежедневно от восходa до зaкaтa отец Пaисий нaстaвлял, утешaл, решaл людские проблемы, нaполнял сердцa верой, нaдеждой и любовью к Богу. Ночaми, когдa поток пaломников иссякaл, он молился и читaл письмa, приходившие в огромном количестве, и лишь нa рaссвете отдыхaл двa-три чaсa, чтобы восстaновить силы перед новым днем. Для всей прaвослaвной Греции - и не только для Греции - стaрец стaл духовной опорой, целителем множествa людских душ.

Если честно, этот текст уже есть на странице – он включен в сборник рассказов «Богдан и его семья (воскресная школа)». Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать – посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.

Православие — одна из древних религий

Слово означает «правильно славить». Православная религия — одна из самых распространённых в мире наряду с католицизмом и протестантизмом, занимает третье место по численности среди общепризнанных христианских религий.

Православна церковь возникла как самостоятельная религия в 1054 году после Великого разделения, в ходе которого произошло окончательное разделение на Римско-католическую церковь с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе.

Во что верят адепты православия?

Здесь мы рассмотрим основные верования православных, чему они поклоняются:

Иконам . Верующие этого течения относятся к иконам как к святыням: целуют, просят помочь. Особенно почитаемы иконы, с которыми связаны случаи «чудесного исцеления».

«Святым мощам» . По мнению православных верующих, Святые являются друзьями Бога или «угодниками». Они не сомневаются в подлинности мощей, в отличие от учёных, напротив, наделяют чудодейственными целебными свойствами.

Верят в Троицу. Впервые этот богословский термин применил Феофил Антиохийский, живший в конце II века, в Священных Писаниях данное слово не встречается. Как утверждает православна вера, «Троица» — это Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. Все три лица живут в одном, в полном единстве.

Согласно одному справочнику, Бог может выходить из Себя и быть при этом тождественным Себе. Святой дух, при этом может находиться на границе бытия и инобытия. «Троица» — один и з главных праздников православия.

В бессмертие души . «Святые отцы» учат что душа и тело соединяются на определённое время. После смерти душа возвращается к создателю, где ждёт приговора. Злые души идут в огненный ад, а добрые попадают в рай.

Чтят ангелов-хранителей . Ангелы прославляют Бога, возглашаю его вести. Они наделены умом, превосходящим человеческий разум, и помогают в деле проповеди. Ангелы-хранители, якобы оберегают своих людей от смерти или чего плохого.

Двенадцать разведчиков и земля Обетованная (из книги Чисел )

Израильтяне вышли из Египта после четырёх сотен лет рабства под руководством Моисея . В скором времени они подошли к границе, обещанной его народу, земли. Моисей послал вперёд двенадцать разведчиков, чтобы всё хорошенько разузнать.

Вернувшись, десять из них говорили о той земле только плохое. Они утверждали, что люди той местности были огромного роста, по сравнению с ними, что они хорошие воины с отличным вооружением. Они даже стали возмущаться, говоря резкие слова Моисею.

Десять разведчиков в один голос причитали, что все как один погибнут от меча этих хананеев. Они хотели выбрать другого предводителя, чтоб тот отвёл их назад в Египет. Что случилось? Они, видя, как Бог навёл на египтян десять казней, не верили, что Он может избавить их от хананеев.

Двое разведчиков, Иисус Навин и Халев, считали, что израильтяне легко могут справиться с ними. Из-за того, что народ поверил большинству разведчиков и не вошли в Обетованную землю, им пришлось ещё четыре десятилетия странствовать по пустыне.

Всё поколение, которое вышло из Египта и не поверило Богу, не вошло в Богом обещанную землю. После смерти Моисея народ возглавил верный Иисус Навин и Халев. Чему этот случай из Библии учит нас?

Как тогда, так и сегодня Сатана применяет тактику запугивания . Он развращает человека нравственно и духовно. Тем, у кого слабая вера легко попадаются на его удочку и попадают в его гибельные сети.

Нам нужно развивать веру в Бога, доверять его силе, могуществу и тому, что Он хочет для нас лучшей жизни. Читайте Библию на нашем сайте онлайн бесплатно, изучайте её и укрепляйтесь в вере!

Если до этого дня вы все время откладывали регулярное чтение христианской литературы, то появились целых два повода для этого благодатного дела. Во-первых, 14 марта день православной книги . Праздник весьма молодой, введенный 4 года назад. А ведь чтение для христианина — важная часть духовной работы. И вот уже на днях начинается , прекрасное время для духовных подвигов!

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, Священое Писание. Кроме того, это святоотеческие труды, жития святых. Помимо этого, в последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. У каждого человека есть свои любимые книги. По данным сайта lib.pravmir.ru мы предлагаем вам 10 самых читаемых современных книг , полезных в духовной работе.

1. — книга архимандрита Тихона Шевкунова. Издана в 2011 году. Книга вызвала большой интерес у читающей публики. Так, к октябрю 2012 года суммарный тираж книги составил один миллион сто тысяч экземпляров. Как рассказал сам архимандрит Тихон: «Практически все истории, которые вошли в книгу, я рассказывал на проповедях. Всё это — часть нашей церковной жизни».

2. — последнее произведение православного автора Виктора Лихачева, ушедшего из жизни в 2008 году. Писатель не успел закончить свою книгу, но он надеялся, что каждый, кто прочитает ее, узнает в ней себя, почувствует ту безграничную любовь к России, к русской деревне, которую питал автор, впустит в свое сердце веру в Бога и надежду на то, что никогда не покинут нас Ангелы, наши небесные покровители…

3. «Пролог в поучениях на каждый день года» —книга составлена в 2007 году протоиереем ВикторомГурьевым. «Пролог» — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого «Пролог» украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовного совершенства и спасения души.

4. «Отец Арсений» — это книга, вышедшая из-под пера неизвестного автора, ярко показывает читателю торжество любви над злом, жизни над смертью.Отец Арсений являет собой образ святого старца - ревностного молитвенника, трезвящегося, кроткого, всецело вручившего себя в руки Божьи. Первые издания распространились по всей России и за ее пределами и сделали книгу «Отец Арсений» одной из самых любимых в православном мире.

5. «Душа после смерти» (О. Серафим Роуз) — наверное, нет такой книги, которая настолько наглядно, доступно и понятно раскрывает посмертный опыт человека и дает понятие об ангельском и потустороннем мире. Книга вместила в себя двухтысячелетний опыт святых отцов. У издания двоякая цель: во-первых, с точки зрения православного христианского учения о загробной жизни, дать объяснение современных «посмертных» опытов, возбудивших такой интерес в некоторых религиозных и научных кругах; во-вторых, привести основные источники и тексты, содержащие православное учение о загробной жизни.

6. «Пасха Красная» (Павлова Н.А.) — именно после этой книги автор получил широкую известность. Книге уже 11 лет, но она не теряет популярность. В ней повествуется о трёх Оптинских новомучениках - иеромонахе Василии и иноках Ферапонте и Трофиме. Это три совершенно разных человека, их пути к Богу были особенными. Подвижническая жизнь потрясает, многие читатели отмечают, что после этой книги сразу хочется посетить Оптину Пустынь.

7. «Кто услышит коноплянку?» (Лихачев В.В.)роман о Родине и о русской душе. Он ведет читателя дорогами русской провинции. Главный герой втянут в настоящие приключения: он несет чудотворную икону, уклоняясь от бандитской погони... А внутренне — проходит путь духовного возрастания: от неверия — к вере, от смятения — к благодатному покою, от душевной слепоты и глухоты — к прозрению и слышанию чуда Божия.

8. «Пути небесные» (Шмелев И.С) — роман о судьбах скептика-позитивиста инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и верующей, кроткой и внутренне сильной Дариньки - послушницы монастыря, покинувшей обитель, чтобы связать свою жизнь с Виктором Алексеевичем. Через страдания и радости, таинственными и непостижимыми мирским разумом путями эти герои проводятся к Источнику Жизни. Внутренним сюжетом книги является «духовная брань» со страстями и помыслами, искушениями и нападениями тёмных сил.

9. «Начальник тишины» (Всеволод Фильпьев) — книга обращена к вечным вопросам — любви и ненависти, верности и предательства, правды и лжи. Герои книги решают эти вопросы неодинаково и подчас неожиданно. Остросюжетное, реалистичное повествование увлекает читателя в события, которые происходят зимой 2002 года в Москве и в Северной Америке. Вместе с героями читатель попадает в Санкт-Петербург XIX века и в исторические времена князей Бориса и Глеба. Повесть-притча рассчитана на широкий круг читателей, и каждый волен по-своему ее истолковать.

10. «Нам оставлено покаяние» (игумен Никон Воробьев) — письма, обращенные своим духовным детям, мирянам и монашествующим. Отец Никон назидает, наставляет, призывает к покаянию и терпению, показывает, что нужно делать, какие помыслы нужно держать, утешает, учит правильно относиться к скорбям: «О наших временах давно сказано Отцами, что люди будут спасаться только скорбями и болезнями. Здоровые да счастливые забывают о Боге, о будущей жизни: живут, словно вечно будут жить на земле и никогда не умрут. А скорби и болезни заставляют человека оторваться от земных интересов и обратиться к Богу... Покаянием, терпением и смирением спасайте души ваши».

Приятного чтения!

Молитва перед чтением духовных книг:

Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и во спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

Вероника ВЯТКИНА