История усадьбы валуево. Усадьба валуево и её владельцы Новый господский дом

Покровское-Валуево (в прошлом Настасьино ) - хорошо сохранившаяся подмосковная усадьба учёного вельможи А. И. Мусина-Пушкина. Лежит у берега речки Ликовы в посёлке Валуево бывшего Ленинского района Московской области (территория «Новой Москвы»). Основные постройки, возведённые на рубеже XVIII и XIX веков, заняты санаторием «Валуево».

История

Село обязано своим названием знатному роду Валуевых, один из представителей которого, дьяк Григорий Валуев, владел этими местами в начале XVII века. До 1861 г. в документах селение проходило под названием «Настасьино, Покровское тож». В конце XVII века им владели князья Мещерские.

В 1742 г. наследники П. А. Толстого продали Настасьино генерал-аншефу Д. А. Шепелеву, который распорядился выстроить деревянный одноэтажный особняк и каменную усадебную церковь во имя Покрова Богородицы (снесена в 1930-е гг.). По завещанию поместье унаследовала отставная фрейлина Мария Кошелева, передавшая его в руки своей племянницы, княжны Екатерины Волконской, а замужестве графини Мусиной-Пушкиной.

Хозяйка усадьбы, графиня Е. А. Мусина-Пушкина, на портрете Боровиковского

Компактный, гармоничный и цельный усадебный ансамбль был создан в Настасьине на рубеже XVIII и XIX веков по воле Екатерины Мусиной-Пушкиной и её супруга, графа Алексея Ивановича. Родительские имения графа - Иловна и Борисоглеб с ценной картинной галереей - находились далеко от Москвы, в Мологском уезде. В Настасьине же его хлебосольная жена обустроила для себя «подмосковную» с крепостным театром, где летом собирала вокруг себя детей и внуков, а также московских знакомых. Обычными гостями были помещики-соседи - Четвертинские из Филимонок, Вяземские из Остафьево, Гагарины из Ясенево. Устраивались часто танцы, шарады и все веселились от души.

Следующий владелец, декабрист Владимир Мусин-Пушкин, был в Покровском редким гостем, хотя имеются указания, что он принимал здесь Пушкина и Баратынского. Из-за пристрастия к карточной игре и трат на наряды жены, красавицы Эмилии Карловны, он безнадёжно запутался в долгах. В 1856 г. Валуевскую волость выкупил князь Владимир Четвертинский, сын известного в московском обществе князя Бориса Антоновича, хозяина соседнего имения Филимонки. После смерти князя Владимира имение унаследовала его сестра Вера Борисовна.

Вслед за отменой крепостного права старинные дворянские усадьбы стали переходить в руки представителей нарождающейся буржуазии. Валуево не было исключением из этого правила. Начиная с 1880-х гг. имение приспосабливает под собственные вкусы и нужды купец первой гильдии Д. С. Лепёшкин. Его иждивением была построена водонапорная башня, пристроены балконы, обновлена ограда, а прежние въездные ворота были заменены более помпезными - с фигурами глядящих друг на друга оленей.

В 1920 г. национализированная усадьба была передана для организации «дома отдыха для московских рабочих». Ведомственный санаторий, входивший в структуру Главмосстроя, поддерживал территорию в образцовом порядке. В 1960-х годах здесь снимались кинофильмы «Гусарская баллада» и «Война и мир», в 1970-х - «Мой ласковый и нежный зверь». По состоянию на 2012 год территория находится в ведении ОАО «Клинический санаторий Главмосстроя „Валуево“».

Архитектура

Усадьба в начале XX...

И в начале XXI века

Главенствующее положение в усадебно-парковом ансамбле занимает двухэтажный деревянный господский дом (1810-11 гг.) с шестиколонными ионическими портиками, над которым парит гранёный бельведер со шпилем. Дом поставлен на подклет с кирпичными сводами. В интерьере сохранились камины искусственного мрамора, фрагменты скульптурного убранства, колонны и лепнина, наборный паркет. Парадный вход оформлен в виде лестницы, по краям которой были установлены металлические фигуры львов (сейчас на их месте находятся крашеные копии, предположительно гипсовые).

По сторонам симметрично расположены низкие флигели самого конца XVIII века, также двухэтажные, служившие в первое время кухней и крепостным театром. Они соединены с господским домом открытыми колоннадами. Боковые стороны курдонёра образуют одноэтажные здания конного и скотного дворов, построенные в одно время с флигелями. К ограде примыкают ещё две небольшие постройки с мезонинами - это бывшая усадебная контора и дом управляющего.

Круглые краснокирпичные башни ограды в стиле русской готики были возведены позже остальных построек, после покупки усадьбы Лепёшкиным. От церкви XVIII века сохранились только домики церковного причта.

Ландшафтный парк

За усадебным домом полого спускается к берегу реки Ликовки просторный липовый парк с тремя прудами - Красным, Золотым и Тёмным. Из парковых павильонов уцелели валунный грот с тремя арочными входами (на берегу верхнего пруда) и Охотничий домик над другим гротом - очевидно, копия кваренгиевского музыкального павильона в Царском Селе.

Дата публикации или обновления 01.09.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению -
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.

  • В двух с небольшим километрах от с. Филимонки вверх по течению р. Ликовы находится усадьба Валуево. Её название сохранило фамилию первых владельцев. В 1627 г. на одной стороне р. Ликовы, "что было с. Большое Покровское", были владения Ульяны, вдовы Степана Валуева, и Ивана Григорьевича Валуева, на другом берегу - вотчина Григория Валуева, сельцо Настасьино. Григорий Леонтьевич Валуев убил Лжедимитрия I и вместе с воеводой, князем М.В. Скопиным-Шуйским освобождал Русь от поляков и русских воров. В 1610 г. он поддержал кандидата на русский престол, польского королевича Владислава.

    В 1623 г. он дал вотчину в приданое своим дочерям Марфе, жене князя Михаила Ивановича Мещерского, и Татьяне, жене Никиты Ивановича Карамышева. Князь М.И. Мещерский построил деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Он оставил село сыну Андрею и внуку Василию Лаврентьевичу Мещерским, после Василия Лаврентьевича селом владел его сын Михаил, в 1693 г. - его сын, тоже Михаил, в 1710 г. - князь Иван Михайлович Мещерский.

    В 1719 г. владельцем Валуева стал граф Пётр Андреевич Толстой (1645-1729), сподвижник Петра I , действительный тайный советник, сенатор, президент Коммерц-коллегии, первый посол России в Турции. С 1701 г. он успешно в течение 10 лет удерживал Турцию от войны с Россией, в 1717 г. так же успешно провёл переговоры с Австрией о возвращении укрывшегося там царевича Алексея Петровича и возглавлял следствие по его делу, с 1718 по 1725 г. был начальником Тайной канцелярии, в 1724 г. возведён с потомством в графское достоинство. В 1726 г. - член Верховного Тайного Совета. Он противился всевластию Меншикова и в 1727 г. был сослан с сыном на Соловки, где и умер (графский титул отобран, возвращён внукам в 1760 г.) Сын Иван, разделивший с ним заключение, умер раньше отца, в июне 1728 г. Он был женат на Прасковье Михайловне, урождённой княжне Троекуровой.

    Она после смерти Петра Андреевича разделила имение между детьми Василием, Фёдором, Борисом, Андреем, Петром, Александрой и Екатериной. Село досталось Василию (ум. 1785), действительному статскому советнику, женатому на Анне Яковлевне Протасовой. По моде того времени в имении был разбит регулярный парк. Василий Иванович в 1742 г. перепродал Настасьино (Покровское) генерал-аншефу, члену высшего суда, обер-гофмаршалу (с 1744 г.) Дмитрию Андреевичу Шепелеву (ум. 1759), строителю Зимнего дворца в Петербурге. Шепелев происходил из древнего дворянского рода, известного с XIV в. Служил в гвардии и приобрёл расположение Петра I, сопровождал его во время второй поездки за границу в 1717 г. Его женой была Дарья Ивановна Глюк, родственница пастора Иоанна Глюка, в чьём доме жила до прибытия в Россию будущая императрица Екатерина I .

    Приданое, которое она дала Дарье Ивановне, положило начало богатству рода Шепелевых. Несмотря на преданность императору, Шепелев уклонился от подписания смертного приговора царевичу Алексею. Не принимая активного участия в борьбе придворных партий, он умел в продолжение пяти царствований не только сохранять своё положение, но и приобретать всё большее значение при дворе. В 1728 г. произведён в генерал-майоры. Он в числе 166 человек подписал протест против кондиций, предложенных членами Верховного Тайного совета в видах ограничения самодержавия Анны Иоанновны. Императрица назначила его членом генерального суда для разбора дела Д.М. Голицына и дела "о тяжких винах князей Долгоруких". При императрице Елизавете Шепелев произведён в генерал-аншефы и награждён орденом Святого Андрея Первозванного, сделан обер-гофмаршалом. Как член генерального суда, участвовал в следствии по делу Лопухиных.

    Шепелев был благочестив, он построил в городах, монастырях и в своих вотчинах до 70 храмов, считался восстановителем Оптиной пустыни (построил там в 1740 г. соборный храм). При Д.А. Шепелеве в усадьбе стоял деревянный дом и была построена каменная однопрестольная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, разрушенная в 1965 г. В 1769 г. его супруга Дарья Ивановна завещала имение своей племяннице Марии Родионовне Кошелевой, а та - своей племяннице Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной, урождённой Волконской (дочери Маргариты Родионовны, урождённой Кошелевой). Так имение перешло во владение рода Мусиных-Пушкиных. Усадьба сложилась при действительном тайном советнике, графе Алексее Ивановиче Мусине-Пушкине (1744-1817) - известном археографе, собирателе рукописей и русских древностей. Он состоял на военной службе в артиллерии, был адъютантом Григория Орлова и через него стал известен Екатерине II. Главными увлечениями его жизни неизменно оставались история, литература и искусство. В 1772 г. он посетил Германию, Францию, Голландию, Испанию и Италию, где интересовался памятниками старины и произведениями искусства, имел возможность ознакомиться со многими частными коллекциями. По возвращении в Россию он начал активную собирательскую деятельность.

    Особую славу А.И. Мусину-Пушкину принесло собрание рукописей и книг. Он также коллекционировал монеты и медали, обладал и обширным, до 600 работ, живописным собранием, где в числе прочих значились подлинники Рафаэля, Леонардо да Винчи, Корреджо, Сальватора Розы, Каналетто, Мурильо. Некоторые картины приобретены во время путешествия по Европе. В своих имениях Алексей Иванович и его супруга Екатерина Алексеевна всячески поощряли развитие искусств. Так, в Иловне на рубеже XVIII-XIX вв. существовали живописная и иконописная мастерская, где обучали художественному ремеслу способных крестьян. Сохранились портреты детей графа, исполненные крепостными живописцами. С 1775 г. А.И. Мусин-Пушкин - церемониймейстер двора. В 1789 г. избран в члены Российской Академии. Он издал "Русскую Правду" (1792) и "Духовную Владимира Мономаха" (1793), "Слово о полку Игореве" (1800), обнаруженное им в библиотеке Спасского монастыря в Ярославле. Одно время Алексей Иванович возглавлял Корпус чужестранных единоверцев (учебное заведение), в 1785 г. был избран почётным членом Академии художеств, а с 1795 по 1797 гг. являлся её президентом, став, по оценке академиков, «ревностным попечителем о состоянии наук и художеств». Друзьями Мусина-Пушкина были Н.М. Карамзин, Н.Н. Бантыш-Каменский, сподвижник по кружку любителей истории Н.Н. Болтин.

    В 1791 г. Екатерина II назначила его на должность обер-прокурора Синода (до 1797 г.). На этом посту он снискал общее уважение и любовь за своё "благорасположение к наблюдению истины". А.И. Мусин-Пушкин направил епархиальным архиереям циркуляр с рекомендацией озаботиться тем, чтобы священники на проповедях не говорили о предметах, не связанных с научением вере, поэтому епископы либо сами, либо с помощью доверенных клириков должны были обеспечить предварительную цензуру проповедей. Павел I благоволил Мусину-Пушкину, в 1797 г., в день коронации, Алексей Иванович возведён в графское достоинство Российской империи и в том же году стал сенатором. После ухода в отставку в 1799 г. поселился в Москве. Алексей Иванович понимал, что богатство помещика заключается в материальном благосостоянии крестьян, он был «человек большого ума, покровитель всего хорошего, отец своих подданных и отличный хозяин; он удвоил свое состояние и рассудительно тратил свои большие доходы».

    Как и его отец, Иван Яковлевич, он покупал земли в окрестностях Рыбинска. Благодаря их деятельности в Ярославле были отреставрированы многие церкви. Любимыми местами пребывания А.И. Мусина-Пушкина, где он старался бывать как можно чаще и куда на лето обычно приезжала его семья, были родовые имения в Ярославской губернии - Иловна и Борисоглебское. В Иловне он и велел себя похоронить. После смерти Алексея Ивановича крестьяне пожелали сами нести гроб с его телом к месту погребения. А Валуево было заново отстроено А.И. Мусиным-Пушкиным на рубеже XVIII-XIX вв. Здесь граф бывал в основном в последние годы жизни, тяжёлые для него: граф не смог оправиться после смерти любимого сына Александра (1788-1813), в котором видел своего преемника по занятиям русской историей. Александр был смертельно ранен в сражении при Люнебурге. Тяжело переживал Алексей Иванович и гибель от пожара в 1812 г. своей московской библиотеки. Часть книг находилась в Валуеве, и он здесь главным образом продолжал свои научные занятия. Но переезды переносил с трудом. Вместе с ним в Валуево отправлялись управляющий Фольц, племянник Николай Енгалычев и лекарь. Алексея Ивановича очень трогали забота и помощь, которую ему оказывали близкие люди. «Я довольно не могу нахвалиться обращением со мной всех родных и знакомых, все мне угождают, как младенцу», - шутливо писал граф.

    У него с женой Екатериной Алексеевной (1754-1829), урождённой княжной Волконской, было трое сыновей: Иван (1783-1836, в войну 1812 г. он "был употребляем в самых опасных случаях", с 1814 г. - генерал-майор), Александр, Владимир, - и пять дочерей: Мария (замужем за А.З. Хитрово), Наталья (1784-1829, замужем за князем Д.М. Волконским), Екатерина (за князем В.П. Оболенским), Софья (за князем И.Л. Шаховским), Варвара (1796-1829, за князем Н.И. Трубецким). На похоронах Екатерины Алексеевны была вся Москва во главе с генерал-губернатором. Знавший её с молодых лет А.Я. Булгаков писал: она "была любима, уважаема в семье... последние слова её были, когда лили ей лекарство в рот: "Меня кормят как галчонка!" Стало, дух её был покоен, ежели шутила... Да и в чем можно упрекнуть покойницу? В одной скупости, но и та не мешала ей принимать весь город, делать добро". Он же писал, что она была женщиной расчётливой, склонной к различным финансовым сделкам, умела пользоваться нужными ей людьми, отличалась обходительностью и страстно любила поиграть в карты.

    В мемуарах С.А. Мещерской перед нами встает образ любезной, обходительной, религиозной женщины, радушной и предусмотрительной хозяйки. План Валуева строго симметричен, что характерно для многих усадебных ансамблей XVIII - начала XIX вв. Использована традиция сочетания парадного двора и английского парка, расположенного позади главного дома, строительство которого закончено в 1811 г. Сохранился договор с подрядчиками Мартемьяновыми, уроженцами Владимирской губернии. В нём достаточно подробно описаны задачи, стоявшие перед мастерами, и определена плата, здесь же упоминается разборка старого фундамента здания. План двухэтажного деревянного дома с галереями был предъявлен братьям Мартемьяновым. Кто проектировал план и фасад, неизвестно. В 1805 г. с крестьянином Семёновым из Ярославской губернии был заключён договор, в котором записано, что тот подрядился построить «каменный флигель под смотрением избранного от его сиятельства архитектора из собственных материалов». Сохранилось письмо А.И. Мусина-Пушкина 1815 г., в котором говорится, что «крыша на большой оранжерее, на флигеле, в котором кухня, на бане совсем развалилась», зато запасено 130 тысяч кирпичей и в селе живёт архитектор, фамилия которого не названа. Не сообщает её и С.А. Мещерская.

    "Главный дом - деревянный, стоит на кирпичном сводчатом подклете. Стены дома оштукатурены под камень. Здание венчает восьмигранный бельведер. Фасад украшен шестиколонным ионическим портиком, внутри которого на уровне второго этажа устроен балкон. Углы здания обработаны пилястрами, ими же завершён фасад дома. Одними из элементов композиции фасада являются тройные окна первого этажа, которые фланкируют портики. Внутренняя планировка дома традиционна. Со стороны парадного двора дверь вела в вестибюль, из которого можно было попасть в парадный зал. По сторонам от него шли анфилады комнат, в том числе гостиная, приемная и кабинет. Вестибюль имел выход в парк. В помещении второго этажа располагались спальня и детские комнаты. Таким образом, здесь используется распространенная схема расположения комнат вокруг центрального зала при сохранении анфиладной системы. Открытая галерея-колоннада соединяла дом с двумя двухэтажными флигелями. В левом флигеле на первом этаже располагалась кухня. Выше - людская, где жили крепостные. В правом флигеле размещался театр. Небольшой размер флигеля не предполагает какого-либо размаха и, возможно, все сценические представления носили камерный, домашний характер. В этом же флигеле граф А.И. Мусин-Пушкин хранил часть своей библиотеки".

    Каменная Покровская церковь усадьбы Валуево, построенная ещё при Шепелевых (и окончательно разобранная в 1965 г.) располагалась на осевой линии ансамбля и была однопрестольной с одной главой. При создании валуевского ансамбля А.И. Мусин-Пушкин велел изменить её фасад и пристроить колокольню. Напротив церкви находились маленькие дома церковного причта, где жили священник, диакон и псаломщик. В начале XIX в. возведены по единому проекту здание конторы и симметричный ему дом управляющего, обращенные на парадный двор и формирующие пространство центрального ядра усадебного ансамбля. На парадный двор выходили также конный и скотный дворы (значит, граф умел добиться того, чтобы запах навоза не перебивал запаха цветущих лип в парке), каждый из них состоит из двух одноэтажных кирпичных корпусов, образующих замкнутое каре с двумя проездами во внутренний двор. Все здания были покрашены в желтый цвет с белокаменными деталями. За конным двором располагались огороды. Напротив, позади скотного двора, находилась оранжерея, дошедшая до нас в перестроенном виде. Она обособлена от зданий двора, основу композиции составил просторный центральный павильон, перекрытый 8-лотковым сводом и имеющий кубическое завершение в виде стеклянного фонарика.

    В оранжерее выращивались лимоны и цветы. Павильон «Охотничий домик» расположен в западной части усадьбы. Это одноэтажный прямоугольный дом, украшенный далеко отнесённым от стены портиком, все фасады завершены треугольными фронтонами и обогащены полуциркульными нишами, филёнками различной формы, углы обработаны пилястрами, на северном и южном фасадах расположены тройные окна. Раньше павильон имел голубую раскраску. Его называли храмом воздуха или храмом муз. Внутреннее его пространство делилось парными коринфскими колоннами на три части: большой зал в центре и маленькие компартменты. Здесь звучала музыка и читались стихи. Павильон расположен в английском парке, разбитом при Толстых. Фигурная стрижка деревьев и кустарников образовала зелёные стены аллей. А.И. Мусин-Пушкин, создавая архитектурный ансамбль, одновременно занимался перепланировкой регулярного парка в пейзажный. Он был сравнительно небольшим, среди деревьев преобладала липа (впоследствии, на рубеже XIX-XX вв., эти вязы и липы так разрослись, что практически закрыли храм). Посередине р. Ликовы был насыпан островок, от охотничьего павильона к реке спускалась белокаменная лестница, ее продолжал легкий белокаменный мостик, который вёл к острову. Лестница и мостик продолжали ось симметрии ансамбля.

    Вот как описывает парк Валуева внучка Екатерины Алексеевны: «За церковью начинался английский сад, замечательно красивый по месторасположению: протекала извилистая река, были овраги, рощи и три беседки. Одна называлась Старичок и была покрыта мхом и берестой. Другую, двухэтажную, звали Гриб и, наконец, третья над рекой в виде зала, где делались угощения в дни праздника. К бабушке съезжались все родные, и всем было место». Приезжало много соседей и гостей из Москвы. Графиня всех радушно принимала - она была очень хорошая и предусмотрительная хозяйка

    В 30-е гг. XIX в. были устроены каскадные пруды, спускавшиеся террасами к реке Ликове. При их планировке использованы естественный рельеф местности и глубокий овраг. Насосы подавали воду наверх к резервуару, из которого она стекала по прудам к реке. Верхний пруд назывался Красным, средний - Золотым, нижний - Тёмным.

    Башни ограды в псевдоготическом стиле построены в 1-й трети XIX в. Металлические решетки и ворота - 1880-х гг., при владельцах Лепёшкиных, которые также установили перед фасадом главного дома каменных львов и украсили входные пилоны скульптурным изображением бегущих оленей. Из хозяйственных сооружений была пристроена водонапорная башня, стилизованная под общий стиль усадебных построек, а также обновлены дома церковного причта и церковь.. О привычке владельцев Валуева жить широко, но без излишних расходов и мотовства, свидетельствует письмо Е.А. Мусиной-Пушкиной от 1824 г., рассказывающее о путешествии её сына Ивана Алексеевича с женой по Италии. Графиня с одобрением отмечала, что молодые супруги «во Флоренции очень весело жили и на хорошей ноге держали дом». Она и в этом письме, и в ряде других, обычно предостерегала сыновей от чрезмерных расходов и увлечения карточной игрой, к которой, например, был склонен наследовавший после смерти матери (в 1829 г.) подмосковную усадьбу Владимир Мусин-Пушкин (1798-1854), в остальном имевший репутацию умного и отзывчивого человека. Сын бывшего обер-прокурора Синода воспитывался в иезуитском пансионе в Петербурге, потом в Пажеском корпусе, в 1815 г. начал службу в Бородинском пехотном полку.

    В 1816 г. проходил курс математики в Московском училище для колонновожатых. В 1822 г. - капитан, служил в Измайловском лейб-гвардии полку, адъютант командующего 1-й армией. В 1825 г. - член Северного общества декабристов, после их восстания арестован по месту службы в г. Могилеве и более полугода провёл в Петропавловской крепости. 7 июля 1826 г. переведён капитаном в армейский Петровский полк. Послан в Финляндию. В 1829 г. В.А. Мусин-Пушкин женился на Эмилии Карловне Шернваль (1810-1846), славившейся красотой и душевными качествами, ей посвятил стихотворение М.Ю. Лермонтов («Графиня Эмилия / Белее, чем лилия...») Валуево посещали В.А. Жуковский, Вяземские, Е.А. Баратынский (в молодости соперник В.А. Мусина-Пушкина, также ухаживавший за Эмилией Шернваль). У Мусиных-Пушкиных было шесть детей, двое умерли во младенчестве. Сыновья - Алексей (1831-1889) и Владимир (1832-1865). Роковым для семьи стал 1829т.: умерла сестра Владимира Алексеевича, Варвара Алексеевна Трубецкая, которая была давно и безнадёжно больна, через шесть недель после долгого болезненного состояния скончалась другая сестра, Наталья Алексеевна Волконская, в том же году занемогла и через три дня скончалась мать - Екатерина Алексеевна. В.А. Мусин-Пушкин был уволен от службы в 1831 г., с него взята подписка жить только в Москве и не выезжать за границу. В 1834 г. он освобождён от надзора, в 1835 г. разрешено поступить на службу. Жизнь семьи омрачалась тем, что "Владимир Алексеевич, был игрок во всем смысле этого слова.

    Он, совсем терялся, особенно при проигрыше, и этим пользовались его партнеры, которых он, к несчастью, принимал без выбора". В 1848 г., за шесть лет до кончины, Владимир Алексеевич написал завещание: "Я умираю христианином, верным сыном нашей Православной церкви, моля Бога о благоденствии милого моего отечества России, которую любил, люблю и буду любить даже за гробом паче всего и за которую бы положил живот мой с радостию... почитаю царя, коему был верен, хотя оным гоним и не любим Бог весь почему... село Валуево, оставшееся после покойной жены моей детям, я желаю чтобы было выкуплено из залога, сделано майоратом и принадлежало старшему моему сыну". Но росло бремя долгов, к 1856 г. наследникам нужно было выплачивать уже 700000 рублей по обязательствам отца.

    В 1856 г. усадьбой владел князь Владимир Борисович Святополк-Четвертинский, сосед по имению, до 1861 г. у Святополк-Четвертинских в их усадьбе Филимонки не было церкви, они всей семьёй ходили на богослужения в Валуево. С 1863 г. усадьба принадлежала фабриканту Дмитрию Семёновичу Лепёшкину, владельцу бумаготкацкой, набивной и бумагопрядильной фабрик в с. Муромцеве (в наше время в Пушкинском районе Московской области), сыну известного благотворителя Семёна Лонгиновича Лепёшкина). В советское время в усадьбе размещался санаторий.

    Наука и жизнь // Иллюстрации

    Господский дом подмосковной усадьбы Валуево соединён галереями с двумя флигелями. В правом находился театр, в левом - кухня. Неизвестный архитектор. Начало XIX века.

    К усадьбе Валуево можно проехать от Киевского шоссе.

    Граф Пётр Андреевич Толстой (1645-1729), один из владельцев усадьбы Валуево.

    Парадный въезд в усадьбу украшен скульптурами оленей.

    Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817). При нём был создан основной архитектурный ансамбль усадьбы.

    Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин (1798-1854).

    «Охотничий домик» напоминает музыкальный павильон в Царском Селе.

    Графиня Э. К. Мусина-Пушкина (1810-1846). Акварель В. И. Гау. 1840 год. Хранится в Государственном Русском музее.

    Княгиня Наталия Алексеевна Волконская (1784-1829), дочь графа А. И. Мусина-Пушкина. Акварель неизвестного художника находится в Рыбинском историко-художественном музее.

    Каскадный пруд.

    Среди некогда окружавших Москву старинных дворянских усадеб одной из наиболее сохранившихся считается Валуево. На территории усадьбы, расположенной по берегам небольших тихих речек - Сосенки и Ликовы, в 28 км от центра Москвы и в 10 км от МКАД по Киевскому шоссе, уже около 50 лет работает клинический санаторий Главмосстроя. Назван он, как и сама усадьба, «Валуево».

    Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Однако территория, на которой расположена усадьба, имеет более давнюю историю.

    Ещё в XIV веке селения Валуево, Мешково и Акатово входили в состав больших владений дворянского рода Валуевых. Родоначальником был воевода Дмитрия Донского, великого князя московского, Тимофей Васильевич Окатьевич, погибший на Куликовом поле в 1380 году. Деда, Тимофея Васильевича звали Окатием Валуём (гриб или лентяй, бездельник). От этого прозвища образовались фамилия и название владения. Вотчину внук наследовал от своего отца Василия - боярина великого князя Симеона Гордого. Потомки Тимофея Васильевича верой и правдой служили Отечеству: участвовали в Ливонской войне, в Астраханском походе, сражались против Лжедмитрия.

    В XVII веке усадьбой владели родственники Валуевых - князья Мещерские. В книге Чудова монастыря 1676 года имелся документ, в котором вотчина Мещерских впервые названа селом Валуевом.

    В 1719 году Мещерские продали Валуево одному из самых влиятельных царедворцев того времени Петру Андреевичу Толстому (1645-1729), который служил с 1682 года при дворе стольником. В 1697 году Пётр I в числе «волонтёров» направил его в Италию для изучения морского дела. В конце 1701 года Пётр Андреевич назначен посланником в Константинополь, затем исполнял разные дипломатические поручения.

    В 1717 году Толстой оказал царю важную услугу: посланный в Неаполь, где в то время скрывался царевич Алексей со своей возлюбленной Ефросиньей, он склонил сына Петра к возвращению в Россию. Затем принимал деятельное участие в суде над царевичем Алексеем. Царь наградил Толстого поместьями и поставил во главе Тайной канцелярии. Дело царевича Алексея сблизило Петра Андреевича с императрицей Екатериной I, в день коронации которой он получил титул графа. После смерти Петра I Толстой вместе с Меншиковым энергично содействовали воцарению Екатерины I. А когда императрица умерла, Толстой разошёлся с Меншиковым во мнении по вопросу о преемнике. Александр Данилович мечтал женить Петра II на своей дочери Марии. Но Толстой понимал, что воцарение внука Петра I грозит ему наказанием за расправу над отцом будущего царя (Алексеем), поэтому стоял за воздвижение на престол одной из дочерей Петра I. 25 мая 1727 года Меншиков обручил свою дочь с Петром II, и 82-летний Толстой, лишённый титула, всех чинов и состояния, отправился в ссылку в Соловецкий монастырь. Умер он на Соловках в возрасте 84 лет.

    Валуево же, в период владения им П. А. Толстым, согласно моде того времени было украшено регулярным парком, который даёт представление о садовых планировках конца XVIII века с их как бы естественно образовавшимися дорожками и куртинами.

    После смерти владельца Валуево и другие многочисленные вотчины наследовала вдова его старшего сына Прасковья Михайловна Толстая, урождённая Трое-курова, которая, не желая обременять себя хозяйственными проблемами, тут же разделила доставшиеся ей имения между детьми. Валуево перешло к старшему сыну Василию Ивановичу Толстому, впоследствии ставшему действительным статским советником. Ему было суждено оказаться последним владельцем этого имения из рода Толстых, вскоре вернувших себе графский титул.

    В 1742 году Василий Иванович продал Валуево за 45 000 рублей супругам Шепелевым - Дмитрию Андреевичу, генерал-аншефу и обер-гофмаршалу, строителю Санкт-Петербургского Зимнего дворца, и его жене Дарье Ивановне, урождённой Глюк. При них в Валуеве рядом со старой деревянной церковью была сооружена новая, каменная.

    В 1768 году Валуево по завещанию Дарьи Ивановны Шепелевой унаследовала её племянница Мария Родионовна Кошелева. Она была составительницей и хозяйкой части фамильной портретной галереи, ныне находящейся в экспозиции Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника города Рыбинска.

    Детей у Кошелевой не было, их заменила любимая племянница Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина, урождённая княжна Волконская (1754-1829), принадлежавшая к одной из самых знатных и богатых московских семей. Ей Кошелева завещала своё подмосковное Валуево и большой московский дом на Разгуляе. Так имение перешло во владение рода Мусиных-Пушкиных.

    Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817). Графское достоинство он получил от императора Павла I в апреле 1797 года. Алексей Иванович Мусин-Пушкин - один из тех выдающихся деятелей века русского Просвещения, которые формировали культурную среду своего времени. Возглавив Академию художеств, он, по оценке академиков, стал «ревнительным попечителем о состоянии наук и художеств». Среди ближайших друзей графа - Н. М. Карамзин, Н. Н. Бантыш-Каменский. Мусина-Пушкина привлекало изучение русской старины, его библиотека имела выдающийся статус. В 1772 году, путешествуя по Европе, он посетил Германию, Францию, Голландию, Испанию и Италию, где, интересуясь историческими памятниками и произведениями искусства, имел возможность ознакомиться со многими частными коллекциями. По возвращении в Россию граф начинает активную собирательскую деятельность. Его интересуют книги и древние рукописи, монеты и медали. Основная часть коллекции и картины размещались в московском доме на Разгуляе, а также в родовом поместье Иловна Ярославской губернии.

    В 1788 году при упразднении Спасо-Ярославского монастыря Мусин-Пушкин приобрёл его архив. В приложенных документах отмечено: «за ветхостью и согниением». В большой пачке старых материалов находилась жемчужина XIV века - «Повесть о полку Игореве». Вскоре после приобретения «материала» Алексей Иванович Мусин-Пушкин готовит текст «Слова...», стремясь истолковать наиболее непонятные слова оригинала, и с этого текста делаются копии, одна из которых - специально для императрицы Екатерины II. «В Екатерининской копии, - пишет академик Д. С. Лихачёв, - ясно ощущается, что над текстом работал учёный, давший тексту своё толкование, расставивший знаки препинания, прописные буквы и т.д.».

    В 1800 году в Москве в Смоленской типографии тиражом 1200 экземпляров отпечатана «Героическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославовича, писанная старинным русским языком в исходе XIII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие». Книгу быстро раскупали, многие экземпляры были преподнесены «высочайшим особам», близким друзьям владельца рукописи. А сама рукопись находилась в доме на Разгуляе. А. И. Мусин-Пушкин давно уже подумывал о том, чтобы передать своё бесценное собрание на хранение государству. Об этом он просил в письме, отправленном в Петербург, но высочайшее решение на просьбу графа всё не приходило.

    Наступил 1812 год. В конце лета граф уезжает с семьёй в ярославское имение Иловна, чтобы собрать ополчение из своих крестьян. В «Правилах на составление временного ополчения для изгнания врагов из Отечества» А. И. Мусин-Пушкин подробно объясняет задачи ополченцев, а снаряжение их берёт на свой счёт. Граф сообщает, что обоих сыновей отдаёт на алтарь Отечества. Старший ушёл воевать простым офицером в петербургское ополчение и уже отличился: награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». Младший находился за 300 вёрст от дома на лечении, но по возвращении на родину он будет зачислен в ярославское ополчение. В своём московском доме на Разгуляе граф предпринял некоторые меры предосторожности: часть коллекций и, конечно, рукописи, среди них и список «Слова...», спрятал в самую надёжную из кладовых, вход в неё велел замуровать.

    В день вступления французов в Москву в городе начался пожар. Дом на Разгуляе облюбовали французские солдаты. Кто-то из слуг, оставленных в доме для охраны, показал замурованный подвальный тайник. Спрятанные Мусиным-Пушкиным коллекции были разграблены. Французы искали сокровища, а рукописи разбросали. Все документы погибли во время случившегося вскоре пожара.

    Наполеоновское нашествие нанесло Алексею Ивановичу ещё одну незаживающую рану: в самом конце войны, в марте 1813 года, под городом Люнебургом погиб майор Александр Алексеевич Мусин-Пушкин (1789-1813), который, как мечтал граф, должен был продолжить его труды на ниве отечественной культуры. Тяжело переживала вся семья гибель Александра. Свалившиеся несчастья неузнаваемо изменили Алексея Ивановича: не осталось и следа от его радушия и весёлости, он стал замкнутым и нелюдимым.

    В подмосковной усадьбе Валуево в Отечественную войну 1812 года побывали части французской армии, отступавшие из Москвы по Старой Калужской дороге. В это время или чуть позже была повреждена Покровская церковь, окончательно разобранная в 1965 году. Теперь на этом месте установлен памятный знак.

    Уже тяжело больной после пережитых потрясений, А. И. Мусин-Пушкин прожил последние годы в Валуеве, продолжая собирать книги и рукописи.

    Умер Алексей Иванович в 1817 году в восстановленном после пожара доме на Разгуляе, а похоронен, как было завещано, в родовом имении Илове Ярославской области, К сожалению, могила Мусина-Пушкина не сохранилась; над ней разлилось Рыбинское водохранилище.

    Алексей Иванович Мусин-Пушкин уделял большое внимание обустройству Валуева. При нём здесь был создан основной архитектурный ансамбль поместья. Усадебный комплекс, сформировавшийся к концу 1810 года, в плане строго симметричен. Парадный въезд оформлен двумя пилонами, украшенными скульптурами оленей, появившимися здесь в 60-х годах XIX века, и лёгкой чугунной решёткой. На углах ограды высятся две круглые башни, выполненные в псевдоготическом стиле и украшенные белокаменным декором (возможно, сооружённые при В. А. Мусине-Пушкине). Далее взору открывается панорама, в центре которой располагается главный дом, соединённый галереями с двумя флигелями: в правом размещался театр, в левом - кухня. Деревянный господский дом стоит на кирпичном сводчатом подклете. Стены здания оштукатурены под камень, что было достаточно распространено в то время. Фасад украшен шестиколонным ионическим портиком, внутри которого на уровне второго этажа устроен балкон. Углы здания обработаны пилястрами. Дом «охраняют» металлические львы, появившиеся здесь в 60-х годах XIX века. Тройные окна первого этажа украшают портики. Небольшой бельведер, венчающий дом, вносит определённую законченность в это превосходное создание неизвестного нам архитектора.

    Внутренняя планировка дома традиционная. Со стороны фасадного двора дверь вела в вестибюль, из которого можно было попасть в парадный зал. По сторонам от него шли анфилады комнат - гостиная, приёмная и кабинет. На втором этаже располагались спальня и детские комнаты.

    По воспоминаниям современников, комнаты главного усадебного дома украшала портретная галерея членов семьи Мусиных-Пушкиных, их родственников, знакомых, членов царской фамилии - всего более 60 портретов.

    Среди знаменитой графской коллекции, собранной им во время путешествий, - бронза, фарфор, хрусталь, мебель. Здесь находилась часть огромной библиотеки.

    Очень удачно выбрано место для парковых павильонов - высокий холм, откуда видна вся окрестность.

    Одно из самых прекрасных зданий Валуева - павильон «Охотничий домик». Он несколько напоминает царскосельский музыкальный павильон, выстроенный по проекту Кваренги. Освещался домик через тройные окна, обращённые на север и юг. Внутри находились зал и две небольшие комнаты. В настоящее время «Охотничий домик» основательно перестроен.

    Рядом с ним располагается грот, облицованный ракушечником. Посередине реки Липовки был насыпан островок, к которому вела лестница. На островке располагалась беседка (не сохранилась).

    В 30-е годы XIX века в усадьбе сформировались каскадные пруды. С помощью системы насосов вода подавалась наверх к специальному резервуару, из которого стекала через пруды к реке. Каскад состоял из трёх прудов: верхнего - Красного, среднего - Золотого и нижнего - Тёмного. Пруды сохранились, и до сих пор в глади их вод отражаются цветовые гаммы деревьев и голубые просторы небес.

    Облик парковой части усадьбы дополняла скульптура. Известно, что цветочную клумбу перед парком украшали четыре скульптуры, изображавшие времена года.

    При графе Мусине-Пушкине Валуево отличалось особой нарядностью. Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина была гостеприимной хозяйкой. В Валуево съезжались многие родственники и друзья. Сюда приезжали соседи из ближних имений - семьи Вяземских, Четвертинских, Гагариных. Гостями Валуева были: Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Е. А. Боратынский. Усадьбу посещал и А. С. Пушкин.

    После смерти А. И. Мусина-Пушкина имение наследовал его сын Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин (1798-1854), который имел репутацию умного и отзывчивого человека. Владимир родился в Москве, воспитывался в иезуитском пансионе в Петербурге, в 1810 году поступил в пажеский корпус, потом учился в Московском училище для колонновожатых. Далее - служба в лейб-гвардии Измайловском полку.

    Женат был на Эмилии Карловне Шернваль фон Валлон (1810-1846), дочери Выборгского губернатора, шведа, состоявшего на русской службе. Супруги имели двух сыновей: Алексея (1831-1889) и Владимира (1832-1865). Среди обожателей Э. К. Мусиной-Пушкиной мы находим имена А. С. Пушкина, князя П. А. Вяземского и позднее - М. Ю. Лермонтова. Последний, видимо, увлёкся белокурой красавицей и «следовал за нею всюду, как тень» (В. Соллогуб), но взаимности не имел. Поэт посвятил ей мадригал «Э. К. Мусиной-Пушкиной»:

    Графиня Эмилия -
    Белее, чем лилия,
    Стройней её талии
    На свете не встретится,
    И небо Италии
    В глазах её светится,
    Но сердце Эмилии,
    Подобно Бастилии.

    Судьба Эмилии Карловны была незавидной. Пристрастие к игре в карты её мужа было таково, что однажды он проиграл крупную сумму. Об этом говорила вся Москва. Дело удалось уладить, однако жить в Москве Мусиным-Пушкиным уже не позволяли средства, и они покинули город. Характеризуя Эмилию Карловну, её современница, А. О. Смирнова-Россет, пишет: «Она была очень умна и непритворно добра, как Аврора. Она имела белокурые волосы, синие глаза и чёрные брови. В деревне она ухаживала за тифозными больными, сама заразилась и умерла». Графиня умерла в 36 лет. Поступок этой женщины поставил её в один ряд с жёнами декабристов, последовавшими за мужьями в Сибирь. Она тоже была женой декабриста, избежавшего, правда, серьёзного наказания.

    С 1825 года В. А. Мусин-Пушкин служил в Могилёве адъютантом главнокомандующего 1-й армии Ф. В. Остен-Сакена (1752-1837), а вторым адъютантом был П. П. Титов. Главнокомандующий вместе с Мусиным-Пушкиным прибыл на неделю в Москву для смотра. Здесь Владимир Алексеевич вступил в Северное общество. Однако, как показали материалы следствия, «истинных целей общества не знал». На следствии Мусин-Пушкин скажет: «Я был принят в Северное общество двоюродным братом моим Бородинского пехотного полка полковником М. М. Нарышкиным в начале августа месяца прошлого года в Москве». Нарышкин поставил перед Мусиным-Пушкиным и Титовым конкретную задачу: немедленно создать в Могилёве две управы Северного общества. Созданная в ноябре 1925 года могилёвская управа оказалась бездеятельной и после поражения восстания в Петербурге перестала существовать.

    Мусин-Пушкин был внесён в утверждённый царём список подлежащих суду. Но в окончательном приговоре Верховного уголовного суда над государственными преступниками отнесён к 11-му разряду (лишение чинов с записью в солдаты). Николай I проявил монаршую милость к некоторым из осуждённых по этому разряду. Среди облагодетельствованных царём был и Мусин-Пушкин. Разжалование заменили увольнением из гвардии и переводом тем же чином (что считалось по тогдашним правилам большим понижением) в Петровский пехотный полк. Прослужив четыре года в захолустье, Мусин-Пушкин тем же чином был уволен в отставку.

    Одним из немногих светлых событий в годы, когда тянул он казавшуюся ему бесконечной армейскую лямку, стала неожиданная поездка по казённой надобности на Кавказ. Здесь В. А. Мусин-Пушкин встретился с А. С. Пушкиным. Эта встреча вошла в строки произведения Пушкина «Путешествие в Арзрум»: «Наконец... благополучно прибыл в Новочеркасск, где нашёл гр. Вл. Пушкина, тоже едущего в Тифлис. Я сердечно ему обрадовался, и мы согласились путешествовать вместе». Александр Пушкин, давно знакомый со своим дальним родственником, ещё не раз упомянет его в письмах к Наталии Николаевне из Москвы в Петербург.

    В 1831 году после отставки у графа взяли подписку об обязательстве жить в Москве и не выезжать за границу. Разрешалось только посещать свою подмосковную усадьбу Валуево. Однако вскоре графа освободили от надзора. Умер он в 1854 году.

    Брат Владимира Иван Алексеевич Мусин-Пушкин в 1822 году женился на московской красавице Марии Александровне Урусовой, в которую влюбился А. С. Пушкин. Об увлечении графиней говорит пушкинское послание «Где море тёплою волной». Замужней женщине не позволительно было оказывать знаки внимания, поэтому откровенных признаний в любви в этом стихотворении нет. Поэт более восхищается природой Италии, откуда совсем недавно вернулась Мария Алексеевна:

    Кто знает край, где небо блещет
    Неизъяснимой синевой,
    Где море тёплою волной
    Вокруг развалин тихо плещет;
    Где вечный лавр и кипарис
    На воле гордо разрослись;
    Где пел Торквато величавый,
    Где и теперь во мгле ночной
    Адриатической волной
    Повторены его октавы...
    ......
    Ты, вдохновенный Рафаэль,
    Постигни прелесть неземную,
    Постигни радость в небесах,
    Пиши Марию нам другую,
    С другим младенцем на руках.

    Через два года после смерти мужа, в 1838 году, Мария Алексеевна вышла замуж за лицейского друга А. С. Пушкина Александра Михайловича Горчакова. Вместе они прожили 15 лет.

    К середине XIX века всё имение уже числилось за детьми графини Э. К. Мусиной-Пушкиной - Алексеем (1831-1889) и Владимиром (1832-1865) Владимировичами.

    В 1856 году Валуево у них купил владелец соседней усадьбы Филимонки князь Владимир Борисович Четвертинский (Святополк-Четвертинский). В Филимонках при нём началось строительство монументального двухэтажного храма. К сожалению, о деятельности В. Б. Четвертинского в Валуеве известно мало, да и принадлежала усадьба ему недолго. После смерти владельца имение наследовали его сыновья князья Борис и Сергей. В то время они ещё не достигли совершеннолетия, поэтому всеми хозяйственными делами по Валуеву ведал их опекун и родственник действительный тайный советник Эммануил Дмитриевич Нарышкин (1813-1902), имевший придворное звание обер-гофмаршала.

    В пореформенное время 1861 года Валуево разделило судьбу многих дворянских имений, сменивших хозяев и перешедших в купеческие руки. В 1863 году имeниe у Четвертинских приобрел «потомственный почётный гражданин и кавалер, купец I гильдии» Дмитрий Семёнович Лепёшкин - владелец Товарищества Вознесенской мануфактуры Д. Лепёшкина и сыновей, находившейся в Дмитровском уезде Московской губернии, и Никольской писчебумажной фабрики. Благодаря огромным доходам Лепёшкин неоднократно делал значительные пожертвования на благотворительные цели.

    По описи, приложенной к купчей, подлежали продаже главный трёхэтажный корпус и флигели - два двухэтажных и один одноэтажный. Общая площадь владений составляла 5607 квадратных саженей. Во владении имелись сад, пруд, который через несколько лет засыпали, и огороды, долгое время сдававшиеся в аренду.

    При Д. С. Лепёшкине Валуево было бережно реконструировано. На парадный двор вели новые ворота. К дому пристроили дополнительные балконы и небольшие симметричные одноэтажные объёмы, расширившие здание в обе стороны. В парке возвели водонапорную башню и баню, перестроили с сохранением ордерных форм оранжерею. Все новые сооружения выполнены с большим тактом и не нарушают общего ансамбля усадьбы. Новое шоссе соединило усадьбу со станцией Одинцово Московско-Смоленской железной дороги.

    В 1885 году Лепёшкин основал в своём имении лечебницу, функционировавшую в тёплое время года, с мая до первых чисел октября. В отличие от аналогичных медицинских учреждений, валуевская лечебница была хорошо оборудована.

    В 1892 году после смерти Дмитрия Семёновича Валуево перешло к его вдове Агриппине (Аграфене) Николаевне, урождённой Шапошниковой, которая также была активной благотворительницей.

    Во время Гражданской войны в 1918-1920 годы Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962-1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.

    Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево приезжала съёмочная группа фильма «Мой ласковый и нежный зверь» во главе с режиссёром Э. Лотяну. В группу входили художник Б. Л. Бланк, оператор А. А. Петрицкий, артисты О. Янковский, К. Лавров, Г. Беляева, Л. Марков и другие. Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых артистов, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.

    Покровское-Валуево (в прошлом Настасьино) - подмосковная усадьба учёного вельможи А. И. Мусина-Пушкина. Лежит у берега речки Ликовы в посёлке Валуево бывшего Ленинского района Московской области (территория «Новой Москвы»).

    «Валуево» вполне можно назвать одной из самых сохранившихся старинных дворянских усадеб Подмосковья.

    На территории усадьбы, расположенной по берегам небольших тихих речек — Сосенки и Ликовы, в 28 км от центра Москвы и в 10 км от МКАД по Киевскому шоссе, уже около 50 лет работает клинический санаторий Главмосстроя. Назван он, как и сама усадьба, «Валуево».

    Парадный въезд, господский дом и некоторые другие, дошедшие до наших дней постройки, были сооружены в начале XIX века. Однако территория, на которой расположена усадьба, имеет более давнюю историю.

    Ещё в XIV веке селения Валуево, Мешково и Акатово входили в состав больших владений дворянского рода Валуевых. Родоначальником был воевода Дмитрия Донского, великого князя московского, Тимофей Васильевич Окатьевич, погибший на Куликовом поле в 1380 году.

    Деда Тимофея Васильевича звали Окатием Валуём (гриб или лентяй, бездельник). От этого прозвища образовались фамилия и название владения. Вотчину внук наследовал от своего отца Василия — боярина великого князя Симеона Гордого. Потомки Тимофея Васильевича верой и правдой служили Отечеству: участвовали в Ливонской войне, в Астраханском походе, сражались против Лжедмитрия.

    В XVII веке усадьбой владели родственники Валуевых — князья Мещерские. В книге Чудова монастыря 1676 года имелся документ, в котором вотчина Мещерских впервые названа селом Валуевом.

    В 1719 году Мещерские продали Валуево одному из самых влиятельных царедворцев того времени Петру Андреевичу Толстому (1645—1729), который служил с 1682 года при дворе стольником.

    В 1697 году Пётр I в числе «волонтёров» направил его в Италию для изучения морского дела. В конце 1701 года Пётр Андреевич назначен посланником в Константинополь, затем исполнял разные дипломатические поручения.

    В 1717 году Толстой оказал царю важную услугу: посланный в Неаполь, где в то время скрывался царевич Алексей со своей возлюбленной Ефросиньей, он склонил сына Петра к возвращению в Россию. Затем принимал деятельное участие в суде над царевичем Алексеем.

    Царь наградил Толстого поместьями и поставил во главе Тайной канцелярии. Дело царевича Алексея сблизило Петра Андреевича с императрицей Екатериной I, в день коронации которой он получил титул графа. После смерти Петра I Толстой вместе с Меншиковым энергично содействовали воцарению Екатерины I.

    А когда императрица умерла, Толстой разошёлся с Меншиковым во мнении по вопросу о преемнике. Александр Данилович мечтал женить Петра II на своей дочери Марии. Но Толстой понимал, что воцарение внука Петра I грозит ему наказанием за расправу над отцом будущего царя (Алексеем), поэтому стоял за воздвижение на престол одной из дочерей Петра I.

    25 мая 1727 года Меншиков обручил свою дочь с Петром II, и 82-летний Толстой, лишённый титула, всех чинов и состояния, отправился в ссылку в Соловецкий монастырь. Умер он на Соловках в возрасте 84 лет.

    Валуево же, в период владения им П. А. Толстым, согласно моде того времени было украшено регулярным парком, который даёт представление о садовых планировках конца XVIII века с их как бы естественно образовавшимися дорожками и куртинами.

    После смерти владельца Валуево и другие многочисленные вотчины наследовала вдова его старшего сына Прасковья Михайловна Толстая, урождённая Троекурова, которая, не желая обременять себя хозяйственными проблемами, тут же разделила доставшиеся ей имения между детьми.

    Валуево перешло к старшему сыну Василию Ивановичу Толстому, впоследствии ставшему действительным статским советником. Ему было суждено оказаться последним владельцем этого имения из рода Толстых, вскоре вернувших себе графский титул.

    В 1742 году Василий Иванович продал Валуево за 45 000 рублей супругам Шепелевым — Дмитрию Андреевичу, генерал-аншефу и обер-гофмаршалу, строителю Санкт-Петербургского Зимнего дворца, и его жене Дарье Ивановне, урождённой Глюк. При них в Валуеве рядом со старой деревянной церковью была сооружена новая, каменная.

    В 1768 году Валуево по завещанию Дарьи Ивановны Шепелевой унаследовала её племянница Мария Родионовна Кошелева. Она была составительницей и хозяйкой части фамильной портретной галереи, ныне находящейся в экспозиции Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника города Рыбинска.

    Детей у Кошелевой не было, их заменила любимая племянница Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина, урождённая княжна Волконская (1754—1829), принадлежавшая к одной из самых знатных и богатых московских семей. Ей Кошелева завещала своё подмосковное Валуево и большой московский дом на Разгуляе. Так имение перешло во владение рода Мусиных-Пушкиных.

    Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744—1817). Графское достоинство он получил от императора Павла I в апреле 1797 года. Алексей Иванович Мусин-Пушкин — один из тех выдающихся деятелей века русского Просвещения, которые формировали культурную среду своего времени.

    Возглавив Академию художеств, он, по оценке академиков, стал «ревнительным попечителем о состоянии наук и художеств». Среди ближайших друзей графа — Н. М. Карамзин, Н. Н. Бантыш-Каменский. Мусина-Пушкина привлекало изучение русской старины, его библиотека имела выдающийся статус. В 1772 году, путешествуя по Европе, он посетил Германию, Францию, Голландию, Испанию и Италию, где, интересуясь историческими памятниками и произведениями искусства, имел возможность ознакомиться со многими частными коллекциями.

    По возвращении в Россию граф начинает активную собирательскую деятельность. Его интересуют книги и древние рукописи, монеты и медали. Основная часть коллекции и картины размещались в московском доме на Разгуляе, а также в родовом поместье Иловна Ярославской губернии.

    При графе Мусине-Пушкине Валуево отличалось особой нарядностью. Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина была гостеприимной хозяйкой. В Валуево съезжались многие родственники и друзья. Сюда приезжали соседи из ближних имений — семьи Вяземских, Четвертинских, Гагариных. Гостями Валуева были: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Е.А. Боратынский. Усадьбу посещал и А.С. Пушкин.

    Наступил 1812 год. В конце лета граф уезжает с семьёй в ярославское имение Иловна, чтобы собрать ополчение из своих крестьян. В «Правилах на составление временного ополчения для изгнания врагов из Отечества» А. И. Мусин-Пушкин подробно объясняет задачи ополченцев, а снаряжение их берёт на свой счёт. Граф сообщает, что обоих сыновей отдаёт на алтарь Отечества.

    В день вступления французов в Москву в городе начался пожар. Дом на Разгуляе облюбовали французские солдаты. Кто-то из слуг, оставленных в доме для охраны, показал замурованный подвальный тайник. Спрятанные Мусиным-Пушкиным коллекции были разграблены. Французы искали сокровища, а рукописи разбросали. Все документы погибли во время случившегося вскоре пожара.

    Наполеоновское нашествие нанесло Алексею Ивановичу ещё одну незаживающую рану: в самом конце войны, в марте 1813 года, под городом Люнебургом погиб майор Александр Алексеевич Мусин-Пушкин (1789—1813), который, как мечтал граф, должен был продолжить его труды на ниве отечественной культуры. Тяжело переживала вся семья гибель Александра. Свалившиеся несчастья неузнаваемо изменили Алексея Ивановича: не осталось и следа от его радушия и весёлости, он стал замкнутым и нелюдимым.

    В подмосковной усадьбе Валуево в Отечественную войну 1812 года побывали части французской армии, отступавшие из Москвы по Старой Калужской дороге. В это время или чуть позже была повреждена Покровская церковь, окончательно разобранная в 1965 году. Теперь на этом месте установлен памятный знак.

    Уже тяжело больной после пережитых потрясений, А. И. Мусин-Пушкин прожил последние годы в Валуеве, продолжая собирать книги и рукописи.

    Умер Алексей Иванович в 1817 году в восстановленном после пожара доме на Разгуляе, а похоронен, как было завещано, в родовом имении Илове Ярославской области. К сожалению, могила Мусина-Пушкина не сохранилась, над ней разлилось Рыбинское водохранилище.

    Алексей Иванович Мусин-Пушкин уделял большое внимание обустройству Валуева. При нём здесь был создан основной архитектурный ансамбль поместья. Усадебный комплекс, сформировавшийся к концу 1810 года, в плане строго симметричен. Парадный въезд оформлен двумя пилонами, украшенными скульптурами оленей, появившимися здесь в 60-х годах XIX века, и лёгкой чугунной решёткой.

    На углах ограды высятся две круглые башни, выполненные в псевдоготическом стиле. Далее взору открывается панорама, в центре которой располагается главный дом, соединённый галереями с двумя флигелями: в правом размещался театр, в левом — кухня. Деревянный господский дом стоит на кирпичном сводчатом подклете.

    Стены здания оштукатурены под камень, что было достаточно распространено в то время. Фасад украшен шестиколонным ионическим портиком, внутри которого на уровне второго этажа устроен балкон. Углы здания обработаны пилястрами. Дом «охраняют» металлические львы, появившиеся здесь в 60-х годах XIX века. Тройные окна первого этажа украшают портики. Небольшой бельведер, венчающий дом, вносит определённую законченность в это превосходное создание неизвестного нам архитектора.

    Внутренняя планировка дома традиционная. Со стороны фасадного двора дверь вела в вестибюль, из которого можно было попасть в парадный зал. По сторонам от него шли анфилады комнат — гостиная, приёмная и кабинет. На втором этаже располагались спальня и детские комнаты.

    Одно из самых прекрасных зданий Валуева — павильон «Охотничий домик». Он несколько напоминает царскосельский музыкальный павильон, выстроенный по проекту Кваренги. Освещался домик через тройные окна, обращённые на север и юг. Внутри находились зал и две небольшие комнаты. В настоящее время «Охотничий домик» основательно перестроен.

    Рядом с ним располагается грот, облицованный ракушечником. Посередине реки Липовки был насыпан островок, к которому вела лестница. На островке располагалась беседка (не сохранилась).

    В 30-е годы XIX века в усадьбе сформировались каскадные пруды. С помощью системы насосов вода подавалась наверх, к специальному резервуару, из которого стекала через пруды к реке. Каскад состоял из трёх прудов: верхнего — Красного, среднего — Золотого и нижнего — Тёмного. Пруды сохранились, и до сих пор в глади их вод отражаются цветовые гаммы деревьев и голубые просторы небес.

    Следующий владелец, декабрист Владимир Мусин-Пушкин, был в Покровском редким гостем, хотя имеются указания, что он принимал здесь Пушкина и Баратынского. Из-за пристрастия к карточной игре и трат на наряды жены, красавицы Эмилии Карловны, он безнадёжно запутался в долгах. В 1856 г. Валуевскую волость выкупил князь Владимир Четвертинский, сын известного в московском обществе князя Бориса Антоновича, хозяина соседнего имения Филимонки.

    Вслед за отменой крепостного права старинные дворянские усадьбы стали переходить в руки представителей нарождающейся буржуазии. Валуево не было исключением из этого правила. Начиная с 1880-х гг. имение приспосабливает под собственные вкусы и нужды купец первой гильдии Д. С. Лепёшкин. Его иждивением была построена водонапорная башня, пристроены балконы, обновлена ограда, а прежние въездные ворота были заменены более помпезными - с фигурами глядящих друг на друга оленей.

    Во время Гражданской войны в 1918—1920 годы Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха.

    С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962—1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.

    Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В 1960-х годах здесь снимались кинофильмы «Гусарская баллада» и «Война и мир», в 1970-х - «Мой ласковый и нежный зверь».

    Большую часть материала я взял из лекций А.Колосовой, историка и краеведа.


    Валуево

    Достаточно типичной историей жизни и смерти дворянской усадьбы является жемчужина Новой Москвы - Валуево. Само село, как и две прилегающие к нему деревни Акатово и Мешково, некогда принадлежали погибшему на Куликовом поле воеводе Тимофею Васильевичу Окатьевичу. При жизни воевода, видимо, не отличался расторопностью, за что и заслужил прозвище Валуй, то есть "лентяй". Кличка эта намертво прилипла ко всему его роду, и Окатьевичи стали Валуевыми.

    В 1671 году родовая вотчина Валуевых отошла породнившимся с ними князьям Мещерским. В 1719 году уже сами Мещерские продали ее одному из приближенных Петра - П.А. Толстому, получившему за свое деятельное участие в процессе над царевичем Алексеем пост главы Тайной канцелярии. После смерти "царя-плотника" Толстой продолжает оставаться у трона, получает от Екатерины I графский титул и даже входит в состав Верховного тайного совета (органа из девяти человек, который фактически и управлял страной в это время). Но попытка заставить подвинуться всесильного Меншикова привела к его стремительному падению. Коса нашла на камень в вопросе о будущем наследнике: Меншиков ставил на Петра II, за которого он мог бы выдать дочь, а Толстой намеревался короновать одну из петровских дочерей, дабы хитрый план "Алексашки" не осуществился. Финал этой истории получился в совсем уж древнерусском стиле: именным высочайшим указом Толстой вместе со всеми прямыми наследниками был лишен чинов и титула и был отправлен в Соловецкий монастырь, где скончался в 1729 году.

    Вместе с прочими владениями Валуево отошло вдове старшего сына П.А. Толстого -Прасковье Толстой, урожденной Троекуровой, и попало к ее наследникам, впоследствии вернувшим себе родовой титул. Впрочем, от Валуева Толстые вскоре избавились, продав его обер-гофмаршалу Шепелеву, строителю Зимнего дворца в Петербурге. От супруги Шепелева село перешло к ее племяннице Марии Кошелевой. Поскольку та никогда не выходила замуж и прямых наследников после себя не оставила, то по ее завещанию в 1776 году Валуево отошло Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной, урожденной княжне Волконской.

    За это время в архитектурной истории Валуева практически не происходит ничего интересного. Понятно, что при Толстых постройки XVII века были заменены на более современные, где-то что-то добавили, но и только. Сохранилось описание усадьбы в том виде, в каком ее оставило семейство Шепелевых: небольшой деревянный господский дом, за ним - регулярный парк во французском стиле, на речке Ликове стояла мельница "о трех поставах", а в самом селе в то время было всего лишь 27 дворов, в которых проживали 130 крестьянских душ. Рядом с обветшалой деревянной усадебной церковью Шепелевы выстроили новую, каменную - на этом все преобразования и завершились.

    А теперь посмотрим на то, что из Валуева сотворила Е.А. Мусина-Пушкина, вернее ее муж, архивист, историограф и открыватель "Слова о полку Игореве".

    Для начала в парадном дворе, слева и справа от господского дома, сооружаются два кирпичных флигеля, один - под кухню, второй - под крепостной театр. С домом флигели соединяются сквозными галереями-колоннадами. Где-то на рубеже XVIII и XIX веков к флигелям добавляются отдельно стоящие службы - конный и скотный дворы. И, наконец, при въезде в парадный двор усадьбы строятся два одинаковых одноэтажных здания с мезонинами: контора и дом управляющего имением. Теперь все постройки комплекса парадного двора образуют правильной формы каре. Рядом с каменной церковью достраиваются еще три дома причта. На берегу реки строится "Охотничий домик" - павильон с портиком в тосканском стиле, скопированный с Концертного зала Царского Села. Под "Охотничьим домиком" в откосе берега реки устраивается грот, обложенный по моде наступившего романтизма диким камнем, а вся окружающая часть парка переделывается в стиле английского пейзажного сада. И, наконец, в 1810-1811 годах переделки в Валуево завершаются строительством нового господского дома, двухэтажного, с шестиколонными портиками и бельведером. Правда, по-прежнему деревянного, но с обработкой фасада под камень. Валуево становится полноценной усадьбой.

    В 1829 году имение отходит к младшему сыну (старший погиб в сражении под Люненбургом во время Заграничного похода) - Владимиру Алексеевичу Мусину-Пушкину. Поскольку тот к тому времени был уже осужден по делу Северного общества декабристов, то своим наследством он воспользовался только в 1831 году, после того, как смог наконец подать в отставку из регулярного пехотного полка, в который его перевели служить из гвардии. Фактически Москва и ее окрестности были определены ему в качестве места ссылки.

    За это время ансамбль двора пополняется двумя башенками в псевдоготическом стиле - и все. Остальная усадьба сохраняется в неизменном виде, а кое-что потихоньку начинает и разрушаться. В 1850-х годах Мусины-Пушкины продают Валуево князьям Святополк-Четвертинским. При новых владельцах как раз грянула Великая реформа, и часть земли пришлось отмежевать вчерашним душам. А затем наступает та самая коллизия из чеховского "Вишневого сада", которая в реальности случилась с большинством подмосковных родовых дворянских гнезд гораздо раньше. В 1863 году Четвертинские продают Валуево потомственному почетному гражданину и кавалеру, купцу первой гильдии Дмитрию Семеновичу Лепешкину, владельцу Товарищества Вознесенской мануфактуры С. Лепешкина и сыновей, состоявшей из пяти хлопкопрядильных фабрик.

    Лепешкин оказался отнюдь не чеховским Лопахиным, и при нем Валуево короткое время переживает некоторый ренессанс. Все постройки бережно реконструируются, башенки ворот господского дома украшаются скульптурами оленей, а рядом с входом в сам дом ставятся сторожевые бронзовые львы. Парк уже не переделывается, но в нем ставится ряд хозяйственных построек, в том числе баня и водонапорная башня, а еще то ли ремонтируется, то ли строится оранжерея. Причем все работы ведутся крайне бережно, без нарушения архитектурного стиля и ансамбля усадьбы. А в 1885 году Лепешкин строит в Валуево летнюю лечебницу (то есть работавшую с начала мая до начала октября) и полностью за свой счет ее оборудует. До этого валуевским, акатовским и мешковским крестьянам приходилось в поисках медицинской помощи отправляться на 20-30 верст от родного села.

    Дальнейшая, уже советская судьба Валуева снова типична - национализация и превращение в ведомственный рекреационный объект, сопровождавшееся достройкой классических ансамблей современными санаторными корпусами. После войны в Валуево располагался профилакторий Внуковского аэродрома, с 1960 года - одноименный санаторий Главмосстроя, база отдыха и детский санаторий "Искорка". Осталось добавить лишь два эпизода из новейшей киноистории: здесь снимались "Гусарская баллада" и "Война и мир" С. Бондарчука.