Гусарская накидка: особенности, история и интересные факты. Гусары России: как формировался легендарный образ Как называется одежда гусара

Доломан (венгр. dolmany) – в Венгрии национальная верхняя мужская одежда, известная с XV века. Доломан плотно облегал фигуру и носился поверх рубашки, кроился обычно с баской, подпоясывался кушаком или кожаным поясом. Воротник-стойка доломана прикрывал шею; застежкой был ряд металлических пуговиц на прорезных или воздушных петлях.

Художник Орест Адамович Кипренский.
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова в доломане.

В XVII столетии венгерские гусары распространили этот род одежды в войсках Западной Европы. В России доломан появился в 1741 году в качестве официального военного мундира. Гусарский мундир доломан расшивался по груди, рукавам и спине золотыми или серебряными шнурами у офицеров, и желтыми или белыми гарусными шнурами у нижних чинов, в том числе и рядовых.

Собственно, доломан отделывался шнурами контрастного по отношению к сукну куртки цвета. Количество шнуров могло достигать пятнадцати, хотя довольно часто в произведениях живописи можно увидеть изображение гусарских мундиров с меньшим их числом, поскольку при подгонке доломана по фигуре они не всегда размещались. Цвет сукна доломана – желтый, синий или красный – зависел от чина и полка.



Обер-офицер и унтер-офицер гусарского полка эрцгерцога Фердинанда, 1826-1828 годы.

Пошив форменной одежды для гусара начинали с доломана, так как изготовить его было наиболее трудным делом портного. Доломан должен был «сидеть» на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной. Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение и утюжку.


Доломан как форма российской императорской армии.
Штаб-офицер и рядовой Клястицкого гусарского полка, 1838-1843 годы.

Кроме того при изготовлении доломана, особую роль играли два спинных шва. Только правильно определив их соотношение и кривизну, можно было «посадить» мундир на человека. На полковых швальнях начала XIX века это делали просто: солдат надевал вчерне сметанную куртку на себя, а его товарищи, скалывая детали булавками, прибавляли или убирали ткань. Когда доломан был подогнан по фигуре, его начинали отделывать шнуром и пуговицами.



Унтер-офицеры Ингерманландского и Нарвского гусарских полков, 1826-1828 годы.

Доломан эпохи Александра I имел несколько особенностей. Во-первых, его длина определялась по росту человека. Гусар приставлял ладонь к пупку снизу, и эта линия и являлась нижней границей кроя. Во-вторых, на спине куртка имела два выступа, похожих на крылышки. Их высота достигала около девяти сантиметров, а ширина до шести сантиметров, смотря по толщине фигуры. «Крылышки» служили для поддержания кушака.

В-третьих, проймы рукавов делали довольно высоко, и сами рукава как бы заходили на плечи. Из-за этого подмышками набегали одна-две небольшие складки, но зато когда гусар поднимал руки вверх, полы доломана не сдвигались, он оставался на своем месте. Рукава доломана, согласно моде того времени, делали узкими и длинными. Слегка расширяясь книзу, они закрывали почти половину ладони. Сбоку шел разрез длиной около двенадцати сантиметров и потому рукав, расстегнув на нем крючки, можно было легко закатать наверх. Рукава нижних чинов имели красные кожаные накладки на локтях, которые способствовали лучшей сохранности одежды.


Доломан как форма обмундирования российской императорской армии.
Рядовые Ахтырского, Александрийского и графа Витгенштейна гусарских полков.

Во второй половине XIX столетия доломан вошел в моду как женская одежда, будучи своего рода проявлением патриотизма во время Крымской войны, так как за основу была взята форма гусар 1812 года, однако модный женский доломан отделывался шнурами в тон с сукном, а не по контрасту и часто мехом, как ментик.

В двух предыдущих статьях мы рассказали об униформе русских армейских гусарских полков 1741-1788 и 1796-1801 годов.
В этой статье мы расскажем о гусарской униформе времен царствования императора Александра I.
Итак, приступим…

31 марта 1801 года всем гусарским полкам армейской кавалерии были присвоены следующие названия:

гусарский полк новое название
Мелиссино Мариупольский
Боура Павлоградский
Кишинского Александрийский
графа Палена 2-го Изюмский
графа Палена 3-го Сумской
Борчугова Ахтырский
Сакена 3-го Елизаветградский
Чаплыгина Ольвилпольский

В 1802 году в гусарский обиход вошли серые шерстяные подшитые кожей кавалерийские комбинезоны (штаны, продолжающиеся ввeрх от пояса до подмышек и держащиеся на помочах).
Согласно нового табеля мундирным, амуничным и оружейным вещам, который был принят 30 апреля 1803 года, были назначены цвета и созданы правила, по которым рядовым гусарских полков полагались (по Висковатову, том XI ):
доломан — полкового цвета (см. ниже), с высоким воротником;
ментик — полкового цвета, обшитый смушкой белого цвета, прежнего покроя, но с высоким воротником;
чакчиры — белого цвета;
рейтузы — из сукна серого цвета, с обтяжными пуговицами, предназначались только для похода;
сапоги — с привинтными шпорами, при рейтузах были с короткими, мягкими голенищами, а при чакчирах — с твердыми голенищами, высотой в половину икры;
галстук ;
фуражная шапка — цвета ментика, с околышем цвета воротника, или без околыша, с гайкою и кистью;
китель — из сурового каламенка, с обтяжными пуговицами;
плащ — из сукна серого цвета, с серым стоячим воротником, с выпушкою по краям цвета воротника на доломане, и с плоской пуговицей для застегивания у шеи;

кивер — полупоярковый (см. на рисунке выше), черного цвета, высотой в 6 вершков (26,4 см).
Застегивался узким ремешком из кожи черного цвета.
Имел лопасть с черной шерстяной кистью на конце.
Обшивался по верхнему и нижнему краям тульи и по краям лопасти, черной шерстяной тесьмой, из которой на правой стороне пришивалась петлица, закрывавшая собою гнездо для султана и имевшая, на нижнем конце кокарду с плоской пуговицей.
На кивере были два гарусных шнура, с кистями белого (в 1-м батальоне) и красного цвета (во 2-м батальоне), а также султан из белых перьев. Кивер застегивался узким ремешком из черной кожи.

фуфайка — пошитая из овчины;
сабля с темляком ;
портупея — из красной юфти;
ташка — полкового цвета с вензелем императора Александра I;
карабин ; — с юфтяным чехлом красного цвета;
пояс — по цвету ментка, с перехватами, шнурком и кистями по цвету шнурков на ментике и доломане;
погонная перевязь — лосинная, выбеленная, с медными пряжкой, запряжником и наконечником и с крюком железным;
лядунка с ремнем — из красной юфти с железным прибойником.
Рукавицы, сшитые из старых мундиров, полагались рядовым гусарам только в зимнее время.
Полковые цвета гусарским полкам согласно табеля от 30 апреля 1803 года были определены следующие:

В униформе трубачей гусарских эскадронов были следующие особенности:
султан на кивере красного цвета;
нашивки на рукавах ментиков у плеч («раковины» или «птичьи гнезда») из шерстяной (по цвету шнурков) тесьмы;
отсутствие карабина, погонной перевязи и лядунки.

Штаб-трубачи, кроме того, имели такие же отличия, как и унтер-офицеры.
Что касается униформы вахмистров и унтер-офицеров, то, за некоторыми исключениями, она соответствовала вышеописанной униформе рядовых:
опушка ментика была из черной смушки;
воротник и обшлага ментика и доломана имели золотой или серебряный, по цвету пуговиц, галун;
шнуры и кисти кивера были белые с примесью черного и оранжевого цветов;
султаны белые, с верхушкой из черных и оранжевых, между собой перемешанных, перьев;
замшевые перчатки без краг. 2

Гусарские унтер-офицеры не имели карабина и погонной перевязи, но имели трости.
Офицеры, при одинаковых с рядовыми покрое обмундирования и полковых цветах,
имели следующие отличия:
опушка ментий была из серых крымских мерлушек;
шнуры, галун и бахрома на ментике и доломане — золотые или серебряные;
кивер обшивался золотым или серебряным, как на ментике и доломане, галуном и узкой бахромой, и имел такого же цвета кисточку на лопасти.
Шнуры и кисти на кивере — серебряные с черным и оранжевым шелком.
Султан из белых, а к корню из черных и оранжевых перьев.;
в служебной обстановке через левое плечо носилась лядунка;
вне службы носился суконный виц-мундир темно-зеленого цвета, пехотного покроя, однако без поперечных карманных клапанов, с обыкновенными гусарскими обшлагами, с цифровкою на воротнике и обшлагах, по цвету пуговиц, с красною обкладкою пол и фалд.
При этом виц-мундире в качестве головного убора носили обыкновенную кавалерийскую шляпу и саблю, надевая портупею под мундир.

В 1803 году в русской армии были сформированы еще два гусарских полка — Белорусский и Одесский, которым определили следующие полковые цвета:

В 1803 году на гусарских офицерских ташках и вальтрапах орлы были заменениы на вензеля и короны, а также был веден кивер пехотного образца — высокий, почти цилиндрический, немного расширяющийся кверху и с пристегивающимся козырьком.

Новый кивер по конструкции был похож на пехотный.
Он изготавливался из черного фетра, немного расширялся кверху и имел кожаный лакированный козырек.
По верху кивер обшивался галуном.
По фронту располагалась черно-оранжевая кокарда; петлица пристегивала ее к красной кисти-репейку.
Верх кивера оборачивался несколькими (обычно тремя) рядами этишкетного шнура. С правой стороны шнур спускался вниз и заканчивался замысловатым
плоским узлом и кистью.
При полной форме над репейком кивера укрепляли высокий «ниспадающий» султан белого цвета. В первых батальонах полков репейки и этишкетные шнуры были белыми, а во вторых — красными.
Были, однако, и отступления от этого правила, особенно в начальный период. Так, в Изюмском полку этишкетные шнуры были из смеси белых и красных нитей.

Кутасы — толстые гарусные украшения, свисающие спереди и сзади кивера — на гусарских киверах отсутствовали.
У гвардейских гусар на киверах был герб в виде двуглавого орла.
В 1806 году был сформирован Гродненский гусарский полк, которому определили такие полковые цвета:

В этом же, 1806 году, для рядовых гусарских полков были отменены фуфайки, а также «отменены косы и локоны и повелено стричь волосы подъ гребенку, а генералитету и офицерамъ предоставлено въ семъ случае поступить по собственному произволу» 2 .
В 1807 году были отменены трости для гусарских офицеров и унтер-офицеров.
В марте 1807 года был создан Лубенский гусарский полк, который получил следующие полковые цвета:

Осенью 1807 года для всех гусарских полков русской армии были введены одноцветные шнуры на доломанах и ментиках.
В ноябре 1808 года гусарским офицерам при виц-мундире приказано носить чакчиры или панталоны темно-зеленого цвета.

Зимой 1809 года, чтобы облегчить гусарским офицерам финансовое состояние, мундиры с золотом и серебром приказано надевать только в праздничные дни и на смотры, а во всех остальных случаях носить мундиры с гарусным прибором.
Летом 1809 года был отменен плюмаж на генеральскихъ шляпах при виц-мундире, а прежней формы петлица заменена новой, которая состояла теперь из четырех толстых, канительных шнурков, два средние из которых перевлетены в виде жгута.
Осенью 1809 года генералитету, штаб и обер-офицерам гусарских полков русской армии на виц-мундирах приказано иметь эполеты, по образцу эполет, присвоенных этим чинам в других кавалерийских частях.

Также генералитету, штаб и обер-офицерам гусарских полков были определены для ношения сюртуки из сукна темно-зеленого цвета, с воротником и обшлагами того же цвета, что и на доломанах.

11 ноября 1809 года для всех строевых чинов гусарских полков введен кивер по образцу гренадерских полков, но с такими же, как и прежде султаном, петлицей, кокардой и пуговицей, и с этишкетами и репейком по цвету шнурков на доломанах:


Русский гусарский кивер образца 1809 года из экспозиции Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.
Поярковый, обшит кожей. Утрачены репеек, подбородочные ремни с чешуей, пуговица и петлица.

Информация: Висковатов А. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению» том XI

В этот же день были введены новые полковые цвета:

В 1810 году были укорочены султаны у офицерских и генеральских шляп.
В сентябре 1811 года для нижних чинов гусарских полков были введены фуражные шапки по образцу пехотных, драгунских и кирасирских полков с тульей цвета доломана и околышем по цвету воротника и обшлагов.
В начале 1812 года гусарам были введены кивера нового образца с этишкетами и репейком по цвету шнурков на мундире и с петлицей и чешуей по цвету пуговиц:

Этим же распоряжением воротники ментиков, доломанов, плащей и офицерских вице-мундиров было предписано иметь ниже прежних, без скоса спереди и застегнутые на крючках (см. на рисунке выше).
В конце ноября 1812 года для облегчения финансовых расходов всем офицерам гусарских полков было разрешено вместо золотого или серебряного прибора на мундирах иметь белевый (из отбеленной пряжи) желтого или белого цвета, этишкеты, репейки, пояса и темляки, вместо серебряных, белые из бели, и белевые же галуны и шитье на валтрапах: вместо золотых — оранжевые, а вместо серебряных — белые.


Гусарская униформа 1812 года в рисунках Александра Осиповича Орловского (1777-1832 гг.):
1 — «Представляет унтер-офицера на лошади видом с правой стороны в полном походном убранстве с вьюком.
Оный изображен держащим в правой руке трость, в каковом виде должен являться на ординарцы, или ведя отделенную команду, когда сам командир и когда команда сия имеет сабли в ножнах.» 31
2 — «Показывает унтер-офицера на лошади видом с правой стороны в полном парадном убранстве с обнаженной саблей и с вьюком, как оной должен быть на всяких смотрах.» 31
3 — «Изображает гусара на лошади видом с левой стороны в полном парадном убранстве с вьюком, как оный должен быть при всяких смотрах.» 31
4 — «Представляет гусара на лошади видом с левой стороны в полном походном убранстве и с полным вьюком.» 31
5 — «Представляет гусара на лошади видом с правой стороны в полном походном убранстве и с полным вьюком.» 31
6 — «Изображает гусара в полном походном убранстве, стоящего подле своей лошади с левой стороны и держащего оную правою рукою за изголовье у переносья перед тем времянем, как надобно садиться на лошадь; на оной же означен весь полной вьюк походной.» 31

Информация: Валькович А. «Рисуй, Орловский..! Образцовые рисунки для русской кавалерии. 1808-1809» ч. III Гксарские полки

17 декабря 1812 года Иркутский драгунский полк был переименован в Иркутский гусарский полк и ему были определены следующие цвета:

15 сентября 1813 года офицерам и нижним строевым чинам Ахтырского, Белорусского, Александрийского и Мариупольского гусарских полков пожалованы, на кивера, знаки отличия, по цвету пуговиц и в виде ленты, с надписью: «ЗА ОТЛИЧIЕ АВГУСТА 14 ДНЯ 1813 ГОДА»:

Такие же знаки на кивера получили 3 мая 1814 года офицеры и нижние строевые чины Гродненского, Лубенского и Сумского гусарских полков, а 19 ноября 1814 года — Елисаветградского, Изюмского и Павлоградского гусарских полков.

В апреле 1814 года вышло распоряжение, согласно которому гусарским офицерам предписывалось носить однобортные виц-мундиры с девятью плоскими пуговицами со стоячим воротником, застегивающимся на крючки и выпушкой по цвету воротника вдоль борта.
При этих виц-мундирах носили панталоны темно-зеленого цвета и черные сапоги с черными кисточками.

В мае 1814 года для офицеров гусарских полков были введены рейтузы нового образца, серого цвета, с лампасами и выпушкою по цвету воротника на доломане.
Такие же рейтузы, но с кожаными вставками в шагу, были введены в августе 1814 года для нижних чинов гусарских полков.
Чакчиры носились только на парадах.

В 1814 году к кокардам на офицерских шляпах была добавлена белая лента, которую позже заменили серебряной.
В апреле 1817 года всем гусарам предписано носить кивера с бляхами, по образцу гренадерских полков. Кроме того, в Ахтырском, Александрийском, Мариупольском и Белорусском полках оставлены прежние их знаки отличия в виде ленты (позиция 1 на рисунке ниже), а Сумскому, Лубенскому, Гродненскому, Елизаветградскому, Изюмскому и Павлоградскому даны новые (позиция 2 на рисунке ниже), в виде щита, как в полках армейской пехоты:

В мае 1817 года трубачам гусарских полков предписано носить на рукавах ментиков и доломанов крыльца по цвету воротника на доломане и нашивки по цвету шнурков.

В конце февраля 1819 года унтер-офицерам и рядовым гусарских полков были заменены лядунки и перевязи. Теперь лядунка из лакированной кожи черного цвета с круглой бляхой из желтой меди с пистолетным прибойником на белом лосинном ремне носилась на белой лосинной перевязи, которую рядовым было приказано носить не через правое (как до этого), а через левое плечо, под панталером.
В 1820 году для гусарских полков были определены следующие цвета:

У гусарских офицеров — шнурки, галуны, бахрама и вензеля на ташках и вальтрапах были по цвету пуговиц — золотые или серебряные, гомбы поясов серебряные, пояса и этишкеты серебряные, с черным и оранжевым шелком.
В феврале 1820 года на гусарских кивераъ, вместо султанов, приказано было иметь продолговатые султанчики или помпоны: у нижних чинов — из шерсти, по цвету этишкет, а у офицеров — золотые или серебряные, по цвету пуговиц. В апреле 1820 года эти помпоны были отменены.
В апреле 1821 года гусарским офицерам было приказано иметь ментики и доломаны без бахромы, с пятью рядами пуговиц.

За безпорочную службу в марте 1825 года для нижних строевых чинов гусарских полков были введены нашивки из желтой тесьмы на левый рукав:
одна — за 10 лет;
две — за 15 лет;
три — за 20 лет.

В последние годы царствования императора Александра I гусарским полкам были установлены следующие масти коней:

Первые гусары появились в Венгрии в XV столетии. Тогда король Матьяш Корш, которого называли победителем турок, объявил о назначении государственной повинности. Именовалась она «Хус ар» от Хус — 20, а ар — деньги. Это была сумма, выделяемая на каждого двадцатого в списке дворянина, который должен был служить в армии.

Гусарам удалось просуществовать более восьмидесяти лет. Единое Венгерское королевство в 1540 г. было расчленено. Западная часть со Словакией досталась австрийскому монарху. Тогда и был дан старт шествию гусаров по территории Европы.

Как выглядели первые гусары

Первоначально гусары не напоминали тех, чьи облики нам знакомы по картинам XIX столетия и современным кинофильмам. Гусары были в тонких кованых металлических кольчугах, на головах — легкие шлемы с кольчужными оголовьями. Зимой они надевали куртки - ментии, которые носили в другие времена года на левом плече. К ним прикреплялись орлиные или ястребиные крылья, для предохранения от ударов саблями левой руки, которой держали поводья.

В XVI столетии распространение гусарства шло двумя направлениями. Первое было германским. Австрийские подданные, гусары занимались охраной турецко-австрийской границы. Второе — польское. Трансильванского князя Стефана Батория в 1576 году избрали крулем (королем) польным. С его пришествием пришли и гусары в Речь Посполитую.

При смуте, которая наступила после кончины Бориса Годунова во времена Лжедмитрия, гусары появились на территории Руси. Они были в армии Яна Сапеги, который осаждал Троице-Сергиеву лавру при «семибоярщине». Они были с гетманом Ходкевичем, пытавшимся захватить Москву. Однако с первыми венгерскими гусарами они уже не имели ничего общего.

Про гусаров на Руси

Легкие шлемы заменили кованые «со стрелами», защищавшие носы, а кольчуги заменили латами. Они стали уже панцирными гусарами, которые прославились в боях с крымскими татарами и турецкими спагами. Этот вид кавалерии приглянулся Михаилу Федоровичу. Тогда на Руси появились вербованные гусарские шквадроны, в составе которых были немцы и поляки. Во времена Алексея Михайловича в гусарских шквадронах начали появляться и отечественные дворяне.

Еще до Петра I гусары были растворены в русском воинстве. Петру довелось предпринять попытку сформировать гусарские подразделения, однако безрезультатно. Позднее фельдмаршалу Бурхарду Христофору фон Миниху после Очаковского и Крымского походов пришлось вернуться к этому. И у него получилось.

Во времена Елизаветы Петровны появились грузинские, сербские и македонские гусарские полки. В те времена был сформирован и костюм гусара. Теплые ментики (бывшие мантии), высокая шапка гусара, ботики ниже колен и легендарные ташки — сумки для документации — таков был костюм гусара во второй половине XVIII века. По словам генерала Фермера, гусары обязаны были идти в атаку с присущей им наглостью. Таким образом, впервой зафиксировали психологию в российском гусарстве.

Во времена Екатерины II в гусарских полках в основном были русские солдаты и офицеры. Эту традицию, закрепленную Павлом I, не нарушали до падения самой империи. В гусарских полках часто были люди, которые являлись носителями интеллектуального мышления на элитарном уровне. Хотя, если посмотреть на названия гусарских полков, то с этим можно и не согласиться или только частично.

Легендарные русские гусары

Кто же был первой гусарской легендой? Большинство считает, что это Денис Давыдов. Однако в действительности это была Надежда Дурова. Мать выбросила ее из кареты из-за плача. Тогда отец подобрал и передал ее на попечительство гусару, который и воспитывал малышку. Как известно детские воспоминания могут быть самыми яркими, поэтому сабли, барабаны, кони оставили заметный след в памяти девочки.

Так уже будучи замужней женщиной, в 1806 году она отправилась воевать в кавалерии. Надежду произвели в офицеры и наградили Георгиевским крестом. Служила она в Александрийском гусарском полку. Из-за романа с Милорадовичем она оставила полк и перешла в уланы.

И только второй легендарной личностью в русском гусарстве, можно считать Дениса Давыдова. Он первый называл себя гусаром. Будучи офицером в Лейб-гвардии Кавалергардского полка, долго не задержался в нем. Пылкого стихотворца за его творчество при переводе сделали армейским гусаром. Так Белорусский гусарский полк сформировал в гусаре-поэте, романтика, забияку и смельчака. И у этого образа появились свои подражатели.

Однако, невзирая на яркость образа и великолепны стихи Давыдова, первый гусар столетия, по мнению современников, был некий храбрец Кульнев. В общем-то, он и был прообразом всех гусаров-бессребреников. Кульнева запомнили как льва на поле боя, и ягненка, когда трубы пели отбой.

Формирование облика гусаров

Не стоит удивляться, что гусары являются символом целой эпохи. Они олицетворяли начало XIX столетия, когда идея гусарства была на пике. В это же время формируется легендарный образ гусара. Чего стоили одни только усы гусара?

Гусарство считалось беспробудным кутежом и отчаянной лихостью, ошеломляющим бескорыстием и постоянным безденежьем, нарочитым презрением к накопительству то ли крестов, то ли чинов. При этом также неизменный поиск прославиться, любви, освобождения и игр. Гусары были признанными героями не только на полях сражений, но и в любовных битвах.

Они были самим мужским воплощением любви, они были ее героями. Без них не обходились ни романы, ни рассказы или водевили. Образы прижились в культурном срезе простонародья очень легко и стали базовым феноменом в российской культурной жизни.

Костюм гусара периода 1812 года

Костюм гусара в 1812 году существенно отличался от костюмов прочих родов кавалерии по своему виду. Его настолько явное различие можно объяснить происхождением этой разновидности легкой кавалерии. Появление гусаров в русской армии относится к середине XVIII столетия. В те времена гусары были в основном сербами и венграми. С ними и была принесена присущая только им военная форма одежды. Необычная и нарядная гусарская униформа понравилась, особенно парадный мундир гусара. И все это смогло прижиться в Российской Империи.

На протяжении столетия эту униформу пытались неоднократно видоизменять, при этом сохраняли характерные только для нее мотивы.

Военная форма гусаров состояла главным образом из:

  • Доломана;
  • Ментика;
  • Чакчир;
  • Ботиков;
  • Кивера;
  • Ташки;
  • Гусарского кушака.

К этому также некоторые историки относят и один из предметов в конском уборе — вальтрап. В каждом полку имелись свои цвета гусарской формы.

Доломаны (дуламы, доламы, долманы, дулманы) — короткие до пояса однобортные куртки со стоячими невысокими воротниками. На груди офицерские куртки были расшиты в пятнадцать рядов петлями, материалом для которых служил золотистый или серебристый шнур. Солдатские шнуры были из шелка желтой или серовато-белой расцветки.

Ментики (ментии) — абсолютно такие же куртки, как и доломаны, однако воротники, концы бортов, низы курток, а также низы рукавов обшивались мехом. Каждый отдельный гусарский полк обладал ментиками своих расцветок. И это при том, что расцветки ментиков не обязательно совпадали с цветами доломанов.

Чакчиры (чикчиры) – это штаны гусар прямого покроя с наличием штрипков внизу. Они заправлялись в ботики. Расцветки чакчир были самыми разнообразными, каждый полк обладал своей.

Ботиками назывались невысокие (немногим более центра икр) неширокие сапоги. Верхние части голенищ обладали фигурными вырезами с кисточками в них. На ботики надевались шпоры. У солдат были шпоры, луженые оловом, а у офицеров серебреные (золоченые).

Что носили гусары в поле

В походных условиях, в боевой обстановке, во время занятий в холодное время года поверх, а в теплое — вместо чакчир гусары надевали серые рейтузы, которые подшивали с помощью кожи. Рейтузы одевались поверх ботиков. Чакчиры гусаров были дорогостоящими. Из-за продолжительного сидения в седлах штаны быстро стирались и разрывались, в условиях ненастной погоды скоро промокали и пачкались землей, летящей из-под коней.

Надевание рейтузов спасало положение дел. Так что в реальности в бою гусары были иными. Они смотрелись не такими нарядными, как в фильмах типа «Война и мир», «Гусарская баллада» и др.

Так случилось, что в конце XIX столетия мест применения своих сил у гусаров оставалось не много. С появлением аэростатов, удушающих газов, скорострельного оружия кому нужна кавалерия? Во времена «мировых войн и революций» гусарству предстояло расцвести последними прощально-пышными цветами. И это было концом эпохи, которой суждено было рухнуть в небытие. Гусары остались не у дел.

Доломан и ментик

Изготовить доломан было труднее всего, и потому пошив форменной одежды для гусара начинали с него. Доломан должен был «сидеть» на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной. Потому на доломан казна отпускала 1 аршин 9 вершков сукна по 84 копейки, а на ментик такого же сукна - 1 аршин и 10 вершков {17} .

Детали кроя гусарского доломана в 1802–1811 годах: а)?«перёд-боковина» (две); б) спинка; в) рукав (два); г) воротник из приборного сукна; д) обшлаг (два) из приборного сукна.

Крой доломана и ментика состоял из следующих частей (см. рис.):

а) две одинаковые детали «перёд-боковина»;

б) спинка;

в) два рукава, каждый из двух равных по ширине деталей;

г) воротник;

д) два обшлага.

Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение и утюжку. Кроме того, особую роль играли два спинных шва. Только правильно определив их соотношение и кривизну, можно было «посадить» мундир на человека. На полковых швальнях начала XIX века это делали просто: солдат надевал вчерне сметанную куртку на себя, а его товарищи, скалывая детали булавками, прибавляли или убирали ткань.

Впоследствии для построения выкройки гусарского доломана стали применять сложные вычисления объемов (требовалось снять 12 мерок с верхней части фигуры) и методы пропорциональной кройки. Так шили эти мундиры уже в начале XX века, когда в русской армии (в 1907 году) вновь были введены гусарские полки. Тогда в воинские части поступила книга «Полный академический курс кройки мужского платья Первого Вспомогательного Общества Санкт-Петербургских закройщиков» (СПб., 1906–1908), где в разделе «Доломан для офицеров гусарских армейских полков» (часть III, с. 24–25, рис. 9) этот процесс был описан со всеми возможными подробностями и дана сама выкройка (см. схему на с. 148).

Доломан же эпохи Александра I имел несколько особенностей.

Во-первых, его длина определялась по росту человека. Гусар приставлял ладонь к пупку снизу, и эта линия и являлась нижней границей кроя. Во-вторых, на спине куртка имела два выступа, похожих на крылышки. Их высота достигала 2 вершков (около 9 см), а ширина - 5–6 см, смотря по толщине фигуры. «Крылышки» служили для поддержания кушака. В-третьих, проймы рукавов делали довольно высоко, и сами рукава как бы заходили на плечи. Из-за этого подмышками набегали одна-две небольшие складки, но зато когда гусар поднимал руки вверх, полы доломана (в отличие от современных курток) не сдвигались, он оставался на своем месте.

Построение выкройки доломана для офицеров армейских гусарских полков, 1907–1917 годы.

Рукава доломана, согласно моде того времени, делали узкими и длинными. Слегка расширяясь книзу, они закрывали почти половину ладони. Сбоку шел разрез длиной около 12 см и потому рукав, расстегнув на нем крючки, можно было легко закатать наверх. Рукава нижних чинов имели красные кожаные накладки на локтях, которые способствовали лучшей сохранности одежды.

Воротники на мундирах с 1802 по 1812 год делали очень высокими (сзади - до 11 см, спереди - до 9 см) и незастегивающимися. Такой воротник из сукна и холста, проклеенных рыбьим клеем, был негнущимся и жестким, держа голову гусара словно в ящике. В начале 1812 года в русской армии перешли на другие воротники: более низкие, застегивающиеся спереди на три крючка и плотно облегающие шею. Чтобы правильно вшить этот воротник, требовалось немалое портновское искусство.

Когда доломан был подогнан по фигуре, его начинали отделывать шнуром и пуговицами.

Гусарский шнур на музейных образцах этого времени имеется двух видов: плоский, сплетенный «косичкой» (доломан и ментик Павлоградского полка в Государственном историческом музее) и круглый, скрученный (доломан Сумского полка в Музее Суворова). Двумя рядами шнура с узорами («гусарский узел» из трех колечек) у рядовых обшивали воротник, всю куртку по периметру, обшлага и края рукавов. Тремя рядами шнура с узорами обкладывали спинные швы и «крылышки». Расшивка на груди у армейских гусар состояла из 15 рядов двойного шнура (иногда рядов было и меньше; это зависело от роста человека). На полную расшивку доломана уходило 30 аршин шерстяного шнура по 1 копейке за аршин и 23 аршина гарусного шнура по той же цене для ментика.

Гусарские пуговицы являлись одним из главных украшений мундира и были весьма своеобразными. Сферические пустотелые пуговицы-шарики у армейских гусар «дутые», то есть спаянные из двух штампованных половинок (диаметр пуговицы около 20 мм), шли на центральный ряд и служили для застегивания ментика и доломана. Пуговицы полусферические (одна штампованная половина с припаянной «ножкой» - петелькой, диаметр около 15 мм {18}) шли на боковые ряды. Сферических пуговиц на один комплект «доломан-ментик» требовалось 30 штук, полусферических - 60 штук

Изготовление пуговиц стоило дорого. Цена сферической пуговицы достигала 8 копеек, полусферической - 4 копеек, гусарам надо было их беречь, так как один комплект пуговиц им выдавался на… 20 лет. Это означало, что, получая каждые два года доломан и ментик, нижние чины спарывали со старых мундиров пуговицы и переставляли их на новые вещи. В случае потери пуговиц гусары должны были покупать их на свои деньги, казна эти траты не компенсировала.

Расшитый шнурами и пуговицами доломан и ментик ставили на подкладку. Ментик имел подкладку из некрашенной каразеи (2 аршина по 24 копейки каждый). В его рукава вшивали холст (2 аршина по 6 копеек каждый), на грудь и спину - клеенку (1 аршин по 7 копеек). Для меховой отделки ментика использовали овчинные смушки (75 копеек за весь кусок). У доломана подкладка была более простой, холстинной (4 аршина по 6 копеек каждый). На шитье одного предмета униформы, нитки и воск для ниток казна отпускала солдату 12 копеек.

Доломан и ментик рядового Павлоградского гусарского полка в 1809–1812 годах.

Для различия чинов и ментик, и доломан украшали особыми деталями. Трубачи имели «раковины» на плечах, отделанные так называемым басоном (шерстяной тесьмой белого или желтого цвета шириной 13–14 мм). С 1809 года этот же басон выкладывали у них по всем швам мундира, на что уходило 15 аршин такой тесьмы ценой по 8 копеек за аршин. Унтер-офицерам полагалось нашивать на мундир золотой или серебряный галун шириной в полвершка (22 мм) и ценой 90 копеек за аршин. Требовалось 2 аршина (142 см) галуна на обшлага и воротник доломана (до 1809 года галун нашивали по нижнему краю воротника, после - по верхнему краю). На ментике галун помещали над меховой обшивкой рукавов.

Цвет меха также использовали для различия чинов. По установлению 1802 года рядовые имели отделку из белой овчины, унтер-офицеры - из черной, офицеры - из серых крымских мерлушек (похоже на современный каракуль). Но к 1816 году эта стройная система претерпела изменения. В Сумском, Белорусском, Мариупольском, Елисаветградском и Иркутском полках у рядовых появился черный мех, что, конечно, было более практичным, потому что белая овчина пачкалась быстрее и теряла свой вид. Кстати говоря, в ноябре 1826 года белый мех на ментиках рядовых был повсеместно заменен черной смушкой.

Само изготовление доломана для рядового составляло 2 рубля и 2 копейки, доломана для трубача - 3 рубля 22 копейки, доломана для унтер-офицера - 3 рубля 82 копейки.

Рядовому лейб-гвардии Гусарского полка этот предмет обмундирования, имевший более богатую расшивку шнурами и тесьмой, обходился гораздо дороже:

«Доломанов строевым чинам по числу ментий; на каждый сукна повеленного цвета по 1 аршину 9 вершков, за аршин 3 руб.; на подкладку холста 4 аршина 8 вершков, аршин по 6 коп.; клеенки 1 аршин по 7 коп.; тесьмы гусарской широкой 2 аршина 8 вершков по 12 коп.; узкой 9 аршин 9 вершков по 8 коп.; снурка гусарского 32 аршина по 1 коп. аршин; на шитье и нитки по 5 коп.; итого за один 6 рублей 45 и 3/4 коп.; на локти у доломанов и на обшивку около петель и крючков, по образцу кожи красной к каждому на 20 коп… К тому доломану пуговиц медных литых: больших 17, каждая по 8 коп.; меньших по 34, каждая по 4 коп.; а всего на один доломан 2 рубля 72 коп… К тому же доломану крючков железных с петлями, к воротнику одна пара да к рукавам 10 пар, за портище (в портище - 12 пар. - А.Б. ) по 3 коп…» {19}

Доломан и ментик рядового Павлоградского гусарского полка в 1820–1824 годах.

Настоящим произведением декоративного искусства был офицерский доломан. Для его отделки применяли разные декоративные материалы: шнур толщиной 4–5 мм крученый или плетеный (всего на мундир уходило до 20 аршин), галун шириной 22 мм (до 9 аршин), шейтаж (плоский тонкий шнур, сплетенный «елочкой», всего до 7 аршин), бахрому шириной в 22 мм (до полутора аршин). На мундиры офицеров вместо двух рядов шнура нашивали один ряд галуна и два ряда шнура. Шейтажом выкладывали узоры на поле воротника и обшлагов, возле пуговиц и шнуров на груди по бокам расшивки. Бахрома обрамляла эту шнуровую расшивку на груди. У обер-офицеров она была из скрученных нитей, у штаб-офицеров - нити с добавлением блесток. За исключением некоторых деталей эти же украшения имел и офицерский ментик.

Расшивка спереди (цифровка) на чакчирах строевых чинов лейб-гвардии Гусарского полка: вверху: для рядовых и унтер-офицеров, установлена в 1809 и в 1816 годах; внизу: для офицеров, установлена в 1809 и 1816 годах.

В начале царствования Александра I было установлено, что гусарские офицеры должны нашивать на мундиры шнур, галуны, шейтаж и бахрому, изготовленные из золотых или серебряных нитей (смотря по цвету металлического прибора, желтого или белого, присвоенного полку). Соответственно и пуговицы - золотые или серебряные. Из-за того, что Устав предписывал офицерам обновлять обмундирование каждый год, экипировка становилась весьма существенной статьей офицерских расходов.

Поэтому уже в июне 1803 года среднему и старшему командному составу гусарских полков разрешили заменять золото и серебро на мундирах шелковыми шнурами, галунами и бахромой. В 1809 году, «для облегчения гусарских офицеров в издержках», император Александр I распорядился мундиры с золотом и серебром надевать только в большие праздники и смотры, а для повседневной службы иметь их с гарусным (то есть сделанным из мягкой крученой шерстяной пряжи) прибором. Гарусные вещи стоили дешевле шелковых. Но и это не стало пределом в требованиях к офицерской униформе. В ноябре 1812 года, когда русская армия, преследовавшая отступающих французов, не меньше последних страдала от холода и голода, Военное министерство известило гусарских офицеров о том, что золото и серебро на мундирах можно теперь заменять белью (ткань с хлопчатобумажной основой) и таким образом удешевить обмундирование еще больше.

Однако министерские чиновники находились очень далеко от действующей армии и ее славных гусарских полков. Неизвестно, сколько офицеров воспользовалось этим разрешением. Существовали полковые традиции и правила, которых придерживались иногда гораздо строже, чем бюрократических циркуляров. Все зависело от самого полкового общества, от того, кто там задавал тон: люди скромного достатка, как в Мариупольском гусарском полку, или первые богачи России, как в лейб-гвардии Гусарском. Впрочем, бывали и шутники, вроде гродненских гусар. Как указывает автор полковой истории, «один из наших офицеров однажды явился на бал в городе Торопце с целою картиною охоты, вышитою снуром на груди доломана, и серебряною улыбающейся луной на его спине…» {20} .


Венгерка - короткая куртка, отделанная шнурами на груди . Этот предмет одежды постепенно проникал в Россию. И прежде чем русские гусары надели форму, в которой одержали победу в 1812 году над Наполеоном, венгерка прошла путь в Россию, начиная с XV- XVI вв.


Национальная венгерская одежда сформировалась на основе взаимодействия древневенгерского костюма с турецким. Несколько сот лет на территории Венгрии происходили непрерывные военные столкновения Запада и Востока. Турецкий гнёт, многочисленные войны опустошали и разоряли страну. Наряду со старинной венгерской одеждой существовали и другие варианты – средневековый европейский костюм и восточный. Именно восточные элементы в дальнейшем были использованы венграми и вошли в их национальные костюмы.


Элементы кроя, застёжки на груди в виде рядов декоративного шнура с воздушными петлями и кисточками, головные уборы с султанами, меховая отделка – все эти элементы стали обязательной частью национальной одежды венгров. Уже в XV веке эти элементы стали принадлежностью мундира офицера венгерской лёгкой кавалерии. Это и были гусары, которые отражали атаки турецкой конницы.


Затем отличительные особенности венгерского костюма стали распространяться и в Европе. Тем более что значительная часть венгерских воинов, как правило, молодых, искали лучшие средства существования в других странах. При приёме на военную службу принимались во внимание не только как воинов, но и их внешний вид, и красочный национальный костюм.



Венгры служили во многих странах. Попав в королевскую стражу Людовика XIV, венгры своим блестящим и живописным видом придавали особую торжественность выходу короля.



Гусарские полки в Русской Армии появились в середине XVIII века, примерно в 1751 – 1760 гг. Их униформа значительно отличалась от униформ других родов кавалерии. Это объясняется её происхождением. В то время многие, состоявшие в гусарских полках, были выходцами из Сербии, Венгрии и славян, выходцев из австрийских владений между Бугом и Днепром.


Именно они и принесли с собой такой вид одежды, близкий национальному венгерскому костюму. Он состоял из следующих основных предметов: доломан, ментик, чакчиры (рейтузы), ботики, кивер, кушак. Ментик был верхней курткой, обшитой мехом по воротнику и бортам, с горизонтальными рядами шнуров на груди.



Портрет сверху - Денис Давыдов
Портрет снизу - Лермонтов



Доломан – тоже куртка , украшенная рядами шнуров и спереди, и сзади, на неё надевался ментик. Ментики в летнее время носили наброшенными на левое плечо, а в зимнее – надетыми в рукава поверх доломанов. Чакчиры, или гусарские рейтузы, были с узором из шнура. Форма понравилась в России своей необычностью и нарядностью. В течение столетия она видоизменялась, но при этом основные черты её сохранялись.


Исходя из происхождения гусарской формы, становится понятно, почему куртки – доломаны и ментики стали называть венгерками. Но одновременно существовала и другая венгерка – штатская. Это был чаще всего синий кафтан, расшитый на груди шнурами. Эта одежда напоминала кафтан допетровских времён. Её любили носить русские помещики.



Популярность гусарской формы и одновременно штатской венгерки продолжалось почти до конца XIX века. Во второй половине XIX века в моду вошёл женский вариант гусарской куртки или венгерки – это был короткий шерстяной жакет с отделкой тесьмой или .


Сегодня же на подиумах часто появляются интересные модели женской одежды в стиле милитари, а потому можно увидеть элементы венгерки и русской военной формы. Современных дизайнеров вдохновляют национальные костюмы, ведь красота вечна.



Фото сверху - Balmain
Фото снизу - Alessandra Rich