"особенности коррекционно-развивающей работы с детьми овз". Логопедическая работа с детьми с овз Особенности работы логопеда детьми овз

Методы и приемы в работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ.

Инклюзивное образование в России занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Во всем мире идет включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифференцированный подход, который ведется наиболее подходящим для каждого ребенка способом.

Включение в учебно – воспитательный процесс дошкольного инклюзивного образования напрямую затрагивает не только психологов, но и учителей логопедов. Специфика работы учителя логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.

    Прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель - логопед путем тщательного, специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка.

    На основе диагностики логопеда и других специалистов, с учетом особенностей ребенка составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению и предотвращению причин неуспеваемости детей с ОВЗ

    Специфика работы учителя – логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

    Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту ребенка. С дошкольником используются в основном игровые формы работы, но работа все равно строится в виде организованных и плановых занятий.

    Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы и инновационные технологии.

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень речевой активности, незрелость мотивации к образовательному процессу, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, поэтому поиск и использование форм, методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно – развивающего процесса в работе учителя – логопеда.

При подборе содержания логопедических занятий для детей с нарушениями речи необходимо учитывать с одной стороны принцип доступности. Но не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации коррекционной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Так как группа детей с ОВЗ неоднородна, то задачей учителя логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям детей методов и форм организации обучения.

Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются классификации М.Н. Скаткина, И.Я Лернера и Ю.К. Бабанского.

Согласно классификации М.Н.Скаткина и И.Я Лернера методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, и уровня активности детей. В ней выделяются следующие методы: -объяснительно – иллюстративный;

репродуктивный;

частично – поисковый;

проблемное изложение;

исследовательский.

Классификация методов по организации и осуществлению учебно - познавательной деятельности предложенная Ю.К. Бабанским представлена тремя группами методов:

Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

1группа : Словесные методы (рассказ, лекция, семинар,беседа);

Наглядные (иллюстрация, демонстрация и др);

Практические (упражнения, опыты, трудовые действия);

Репродуктивные и проблемно поисковые;

Методы самостоятельной работы.

2. группа : Методы стимулирования и мотивации интереса к обучению;

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

3 группа: Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя логопеда с детьми, и меющими, ОВЗ считается:

Объяснительно – иллюстративный;

Наглядный;

Репродуктивный;

Частично – поисковый;

Информационно – коммуникационный;

Контроль;

Самоконтроль.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно воспитательный процесс, точнее применив игровую форму организации деятельности для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение дошкольниками образовательной программы, что важно не только для дошкольников с нарушениями речи, но и особенно важно для дошкольников с ОВЗ.

Кроме методов, в качестве средства активации дошкольного образования могут выступать формы организации обучения.

Основной формой организации совместной деятельности учителя логопеда является логопедическое занятие. В ходе занятия учитель логопед может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям дошкольников, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности. Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий являются:

Игра;

Сказка;

Путешествие;

Соревнование;

Фантазирование и другие.

Для активизации деятельности дошкольников с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие методы и приемы обучения:

1.Использование вставок на доску (букв, слов), при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д;

2. Узелки на память (составление, запись, вывешивание на доску основных моментов изучения тема, выводов);

3.Восприятие материала на определенном этапе с закрытыми глазами;

4. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях;

5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия;

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия;

7. Активные методы рефлексии;

Все выше перечисленные методы и приемы организации дошкольного образования в той или иной степени стимулируют познавательную активность детей с ОВЗ.

Таким образом, применение методов и приемов обучения повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, активно вовлекает дошкольников в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю логопеду чередовать различные виды работы, что так же является эффективным средством активизации обучения. Переключение с одного вида деятельности на другой предохраняет от переутомления и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а так же обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Наиболее важной стороной деятельности логопеда является включение ребенка с ОВЗ в образовательное пространство ДОО. Поскольку именно проблемы в речевом развитии становятся основными, из - за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников. Становление и развитие речевого взаимодействия между детьми в группах ДОО зачастую затрудняют именно логопедические проблемы.

В таких случаях работа логопеда выходит на первый план и становится краеугольной в дальнейшем успешном включении ребенка с ОВЗ в образовательное пространство детского сада.

Деятельность логопеда по индивидуальному сопровождению детей с ОВЗ включает в себя ряд последовательных этапов.

I этап - диагностика особенностей речевого развития детей с ОВЗ.

II этап - разработка индивидуальной карты речевого развития ребенка.

III этап - составление совместных с психологом, медицинским работником и другими специалистами рекомендаций по развитию речи детей с ОВЗ.

IV этап - организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции.

V этап - мониторинг речевого развития каждого ребенка с ОВЗ, имеющего проблемы логопедического характера.

Основными целями и задачами работы логопеда ДОО по сопровождению воспитанников с ОВЗ являются исправление и коррекция недостатков речевого развития и формирование высших психических функций (памяти, внимания, мышления), своевременное профилактика и предупреждение трудностей в освоении детьми программы детского сада, разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).

Деятельность логопеда ДОО по коррекции речи детей с ОВЗ с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами данной организации, а с другой стороны, логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления логопедического воздействия, оказывая, прежде всего помощь детям, испытывающим трудности при освоении программы ДОО (прежде всего по развитию речи), содействуя другим специалистам в учебно - воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОО должно включать в себя систематические индивидуальные и фронтальные логопедические занятия, на которых осуществляются следующие направления работы: профилактика и раннее выявление речевых нарушений; развитие лексической, отработка артикуляционно - фонетической стороны речи; формирование фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза; постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков в устной речи; совершенствование морфемного анализа, словообразования и словоизменения; работа над грамматическим оформлением связного высказывания; становление просодических компонентов речи.

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от специфики недоразвития или нарушения речевой деятельности ребенка. Не мало важным направлением коррекционно - логопедической работы с детьми с ОВЗ, имеющими недостатки речевого развития, является работа с родителями, поскольку именно сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного логопедического воздействия на детей с ОВЗ.

Осуществляя взаимодействие с семьёй ребёнка, логопед даёт рекомендации по исправлению дефектов речи и к созданию таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения, считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

Также логопед организует собрания и индивидуальные консультации с родителями, на которых сообщает характер отклонений в речевом развитии детей с ОВЗ и перспективы их исправления, раскрывает необходимость совместных усилий в преодолении речевых недостатков. Также даёт характеристику общего и речевого развития каждого ребёнка, сообщает о достижениях и существенных трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Таким образом, индивидуального сопровождения детей с ОВЗ логопедом в ДОО реализуется в следующих направлениях:

1. Диагностическое, целью которого является выявление уровня актуального развития ребенка, прогнозирование этиологии и механизмов трудностей в обучении, а также разработка соответствующих мероприятий коррекционного характера.

2. Коррекционное, определяющее содержание и формы логопедического воздействия, а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков речевого развития, стимулирование сенсорного и сенсомоторного развития, совершенствование развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом детей.

3. Аналитическое, предполагающее тщательный мониторинг процесса коррекционного воздействия, его продуктивность, а также обзор и оценку взаимодействия специалистов

4. Консультативно - просветительское, предполагающее следующие направления работы:

Выявление запроса педагогов ДОО на оказание методической помощи;

Предоставление помощи родителям по вопросам воспитания и речевого развития детей с ОВЗ (личные встречи с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений; уведомление родителей о проблемах ребёнка, систематическое участие в собраниях, информирование родителей о дополнительных источниках сопровождения и оказания психолого - педагогической помощи по развитию речи детей с ОВЗ).

Список литературы

1. Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Серия «Инклюзивное образование». вып. 3. - М.: изд - во Центр «Школьная книга», 2010.

2. Инклюзивное образование: история, теория, технология / З. Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2014.

3. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. - М.: Изд - во Теревинф, 2010.

4. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова. – Казань: Издательство «Познание», 2013.

5. Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. - М.: Сфера, 2012.

6. Сиротюк А. С. Воспитание ребёнка в инклюзивной среде. Методика, Диагностика. -М.: «ТЦ Сфера», 2014.

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.

«Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ

в условиях логопедического пункта ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Мальцева Татьяна Владимировна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 73»

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

Основными задачами логопедического пункта являются:

Своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

Определение их уровня и характера;

Устранение разнообразных нарушений речи;

Профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

Консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:

Организационная;

Диагностическая;

Коррекционно-развивающая;

Профилактическая;

Научно-методическая;

Взаимосвязь с другими участниками педагогического и коррекционно-развивающего процесса.

Работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.
Работа специалиста строится с учетом внутреннего расписания непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. График работы и расписание НОД, в соответствии с СанПин 2.4.1-3049-13 утверждается заведующим МАДОУ "Детский сад № 73".
На логопункт дети зачисляются и выбывают в течение учебного года, при этом одновременно у логопеда занимаются не менее 20 человек. Причем одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР при дизартрии, ОНР, логоневроз, сенсорная и моторная алалии и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении и т.д.)
Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют направления городской психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого диагноза.

В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик и заполняется речевая карта. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется программа индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии - словарь, при тугоухости - фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР–III уровня состоит из трех модулей:

1.Формирование фонетической стороны речи.

2.Совершенствование лексико-грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.

5.Формирование коммуникативных навыков и умений.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс логопедического обучения.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и микро-групповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны 1-2 года обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:

Тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Диалогового обучения

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно - компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру.

Здоровьесберегающие технологии

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий: методику В.Ф. Базарного; кинезиологию; фонетическую ритмикуи т.д.


Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт .

Одновременно получая информацию о состоянии ребенка в данный момент от других специалистов, логопед корректирует работу соответствующим образом. Специалистами нашего дошкольного образования разработана и реализуется "Программа психомоторного развития ребенка".

В тесном контакте должна вестись работа с воспитателями: разработаны единые перспективно-тематические планы, ведется "Тетрадь взаимодействия с воспитателями по коррекции речевых нарушений", в которой на 2 недели планируется следующая коррекционно-развивающая работа: пальчиковая гимнастика, упражнения из образовательной кинесиологии, артикуляционная гимнастика, расширение лексической темы через выполнение игровых упражнений по ЛГ строю речи и индивидуальная работа на автоматизацию или дифференциацию поставленных звуков (заучивание стихотворений, проговаривание чистоговорок, скороговорок).

С целью привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а так же создания условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс, мною разработан план работы с родителями с включением в него системы логопедических тренингов с участием детей и родителей, реализация совместных проектов; "Дни открытых дверей", ведется выпуск ежеквартального журнала "Логорадуга", создание видео – дневников, фильмов, репортажей; индивидуальных тетрадей "Играем - речь ребенка развиваем".

Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микро-групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Список используемой литературы:

1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.

2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. - М., Линка – Пресс,2008.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. 3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. - М.: Академия, 1999.

5. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.,1993.

6. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации/ Н.Н. Болясова, Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова.- Самара: Изд-во МИР, 2009г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, Москва 2014

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.

«Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ

в условиях логопедического пункта ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Мальцева Татьяна Владимировна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 73»

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

Основными задачами логопедического пункта являются:

Своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

Определение их уровня и характера;

Устранение разнообразных нарушений речи;

Профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

Консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:

Организационная;

Диагностическая;

Коррекционно-развивающая;

Профилактическая;

Научно-методическая;

Взаимосвязь с другими участниками педагогического и коррекционно-развивающего процесса.

Работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.
Работа специалиста строится с учетом внутреннего расписания непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. График работы и расписание НОД, в соответствии с СанПин 2.4.1-3049-13 утверждается заведующим МАДОУ "Детский сад № 73".
На логопункт дети зачисляются и выбывают в течение учебного года, при этом одновременно у логопеда занимаются не менее 20 человек. Причем одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР при дизартрии, ОНР, логоневроз, сенсорная и моторная алалии и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении и т.д.)
Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют направления городской психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого диагноза.

В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик и заполняется речевая карта. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется программа индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии - словарь, при тугоухости - фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР–III уровня состоит из трех модулей:

1.Формирование фонетической стороны речи.

2.Совершенствование лексико-грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.

5.Формирование коммуникативных навыков и умений.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс логопедического обучения.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и микро-групповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны 1-2 года обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:

Тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Диалогового обучения

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно - компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру.

Здоровьесберегающие технологии

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий: методику В.Ф. Базарного; кинезиологию; фонетическую ритмикуи т.д.


Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт .

Одновременно получая информацию о состоянии ребенка в данный момент от других специалистов, логопед корректирует работу соответствующим образом. Специалистами нашего дошкольного образования разработана и реализуется "Программа психомоторного развития ребенка".

В тесном контакте должна вестись работа с воспитателями: разработаны единые перспективно-тематические планы, ведется "Тетрадь взаимодействия с воспитателями по коррекции речевых нарушений", в которой на 2 недели планируется следующая коррекционно-развивающая работа: пальчиковая гимнастика, упражнения из образовательной кинесиологии, артикуляционная гимнастика, расширение лексической темы через выполнение игровых упражнений по ЛГ строю речи и индивидуальная работа на автоматизацию или дифференциацию поставленных звуков (заучивание стихотворений, проговаривание чистоговорок, скороговорок).

С целью привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а так же создания условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс, мною разработан план работы с родителями с включением в него системы логопедических тренингов с участием детей и родителей, реализация совместных проектов; "Дни открытых дверей", ведется выпуск ежеквартального журнала "Логорадуга", создание видео – дневников, фильмов, репортажей; индивидуальных тетрадей "Играем - речь ребенка развиваем".

Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микро-групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Список используемой литературы:

1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.

2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. - М., Линка – Пресс,2008.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. 3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. - М.: Академия, 1999.

5. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.,1993.

6. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации/ Н.Н. Болясова, Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова.- Самара: Изд-во МИР, 2009г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, Москва 2014

Одной из наиболее важных сторон деятельности группы специалистов сопровождения по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы является работа учителя-логопеда.

Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников. Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ. В таком случае работа логопеда выходит на первый план и становится краеугольной в дальнейшем успешном включении ребенка в образовательное пространство школы.

Работа учителя-логопеда в общеобразовательной школе состоит из ряда последовательных этапов.

  • I этап - диагностика индивидуальных особенностей речевого развития ребенка с ОВЗ;
  • II этап - составление учителем-логопедом индивидуальной карты речевого развития ребенка;
  • III этап - обязательное участие учителя-логопеда в психолого-педагогическом консилиуме школы, в том числе, разработка совместных рекомендаций по поддержке педагога;
  • IV этап - организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции;
  • V этап - мониторинг речевого развития каждого ребенка, имеющего проблемы логопедического характера;
  • VI этап - индивидуальные консультации специалистов (педагогов, психолога, дефектолога, по необходимости) и родителей, всех участников учебно-воспитательного процесса по вопросам организации речевого режима ребенка в школе и дома;

Основная цель учителя-логопеда - исправление недостатков устной речи и развитие высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

Главные задачи:

  1. коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи школьников;
  2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
  3. разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).

Работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с ГОС. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего по русскому языку), содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.

Логопедическая работа необходима учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.

Таким образом, основной задачей школьного логопеда является предупреждение неуспеваемости различных нарушений устной и письменной речи.

Логопедическое сопровождение учащихся в рамках общеобразовательной школы включает в себя:

  • Комплектование групп.
  • Комплектование групп учащихся для фронтальных занятий:
  1. ОНР (III, IV уровень) - 1 класс;
  2. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР - 2 класс;
  3. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР - 3 класс;
  4. Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия - 4 класс;
  5. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем, отдельные случаи нарушения чтения и письма.

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы: профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма; развитие графо-моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений; отработка артикуляционно-фонетической стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза; постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков и букв в письменной речи; закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы; расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением; работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания; работа над связной устной и письменной речью; автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-х классов ориентирована, в первую очередь, на:

  • упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении; знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания; дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда.
  • Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда; формирование действий изменения слов.
  • Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов; формирование грамматически правильной связной речи.
  • Развитие словаря; обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями; работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи; развитие обобщающих понятий, классификация предметов; работа над формированием связной речи; словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у учащихся 2-4 классов представляет собой:

  • коррекцию на фонетическом уровне; предупреждение и исправление акустических дисграфий; фонематический анализ слов; формирование фонематического восприятия; дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство; коррекционную работу на лексическом уровне; выявление активного словарного запаса учащихся; слоговой анализ и синтез слов.
  • Типы слогов. Ударение в слове; безударные гласные; состав слова (морфемный анализ и синтез слов); словосочетание и предложение. согласование различных частей речи в числе, в роде.
  • Управление; закрепление падежных форм; связь слов в предложении и словосочетании; пропедевтику нарушения письменной речи; работу над связной речью; предупреждение и коррекцию оптической дисграфии; дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей недостаточности или нарушения речевой деятельности ребенка.

Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьей является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребенка.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьей ребенка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребенка и перспективы их исправления. Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе. Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого и общего развития каждого ребёнка, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Как показывает опыт, родители отмечают, что приемы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.