Определение типов нервной системы (теппинг-тест Е.П. Ильина). Тест на определения типа нервной системы Сильный тип нервной системы характеризует

Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям

(по методикам Е.П. Ильина)

Свойства нервной системы являются врожденными индивидуальными особенностями человека, которые обуславливают прямо или косвенно всю психическую организацию человека, его поведение и деятельность. Установлено, свойства нервной системы проявляются в задатках и развитии способностей, потребностях, мотивах, установках, темпераменте и предрасположенности к конкретным психическим состояниям, переносимости интеллектуальных и физических нагрузок, индивидуальном стиле и успешности выполнения деятельности.

Методикатеппинг-тест используется, когда необходима срочная, оперативная оценка выраженности свойств нервной системы, не требующая длительных процедур обследования и расчета показателей. Наиболее информативны для исследования методики:

Для исследования лабильность нервной системы - 5-сек. теппинг-тест;

Для исследования силы процесса возбуждения - 30-секундный теппинг-тест.

Основные свойства нервной системы

Лабильность - скорость возникновения и прекращения нервного процесса на безусловно-рефлекторном уровне. Это свойство нервной системы является одним из основных факторов способности к быстродействию в элементарных актах.

Динамичность - скорость образования условного рефлекса. Если лабильность является свойством нервной клетки, то динамичность, по В.Д. Небылицыну, является свойством нервной системы в целом. Оно определяется скоростью реагирования на внешний раздражитель. Динамичность - это один из основных факторов быстроты процесса обучения.

Сила - работоспособность (выносливость) нервной системы при возбуждении или торможении в условиях воздействия интенсивного (положительного или отрицательного) раздражителя. В.Д. Небылицын видит объяснение такого феномена в разности абсолютных порогов чувствительности: сила - это, прежде всего, высокий порог чувствительности; слабость - низкий. По мнению И.П. Ильина, это происходит потому, что фоновый (привычный, удобный) уровень возбуждения у “сильных” ниже и они имеют больший резерв активации.

Подвижность - быстрота перестройки реакций с одного сигнального значения раздражителя на противоположный. Различают подвижность возбуждения, которая определяется скоростью перестройки положительного условного рефлекса на отрицательный и подвижность торможения, проявляющуюся в скорости перестройки отрицательного условного рефлекса на положительный.

Определение силы нервной системы при помощи теппинг-теста

Вариант 1.

30-ти секундный теппинг-тест.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Оснащение. Стандартный лист бумаги, разделенный на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата. Секундомер. Карандаш.

Инструкция испытуемому: “По моей команде вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка, но так, чтобы их можно было сосчитать. На работу в каждом квадрате отводится 5 сек. Переходить от одного квадрата к другому будете по моей команде “Оп”.

2. По результатам построить графики (см. рисунки). Для чего отложить на оси абсцисс 5 секундные промежутки времени (или количество попыток), а на оси ординат - количество проставленных точек в каждом квадрате.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:

Выпуклый тип (а) - темп нарастает до максимального в первые 10-15 с работы; в последующем, к 25-30 с он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые пять сек. работы). Этот тип кривой характеризует сильную нервную систему ;

Ровный тип (б) - максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Данный тип кривой характеризует средне сильную нервную систему ;

Промежуточный тип (в) - темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный и характеризует ;

Вогнутый тип (в) - первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным нарастанием темпа до исходного уровня. Данный тип также характеризует средне-слабую нервную систему ;

Нисходящий тип (г) - максимальный темп снижается уже со второго 5 - сек. отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабой нервной системе .

а) б)


0 1 2 3 4 5 6 0 1 2 3 4 5 6

промежуточный и вогнутый тип нисходящий тип

Литература:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.- СПб: Изд-во “Питер”, 2000. - 560 с.

Вариант 2.

1. 5-ти секундный теппинг-тест. Определение максимальной частоты движений.

Состоит из двух 5 - сек. попыток. Этот теппинг-тест определяет лабильность нервной системы.

Инструкция испытуемому: “Возьмите в руку этот карандаш (ручку) и попробуйте показать свою максимальную частоту движений за 5 сек., т. е. поставить в квадрате как можно больше точек, но так, чтобы их можно было сосчитать (рассеянно). Команды я подавать не буду. По первому Вашему движению включаю секундомер”.

В момент окончания 5 сек. экспериментатор подает команду “стоп”.

После выполнения первой попытки и кратковременного отдыха (5 - 10 сек.) испытуемому предлагается вторая попытка: “Теперь попробуйте улучшить свой результат”. Экспериментатор вносит данные двух попыток в протокол.

2. 30-ти секундный теппинг-тест. Определение силы возбуждения.

Инструкция испытуемому: “А сейчас постарайтесь удержать показанный Вами темп в течении 30 сек., не распределяя усилий. На каждый квадрат выделяется 5 сек. Переходить от одного квадрата к другому будете по моей команде “Оп”.

Оснащение. На верхней части стандартного листа бумаги, для определения максимального темпа (5 с теппинг-тест) вычерчивается два квадрата. Для проведения 30-ти сек. теппинг -теста нижняя часть листа делится на 6 квадратов (частей). Секундомер. Карандаш.

Обработка результатов : все данные заносятся в протокол.

1. Определяется максимальный темп движений - значение лучшей 5-сек. попытки.

2. Определяется количество движений, показанных в последние 25 сек. выполнения 30-ти сек. теппинг-теста.

3. Вычисляется средний темп движений за последние 25 сек., т. е. полученное количество движений за это время делится на 5.

Показатель силы процесса возбуждения равен среднему темпу движений, показанному за последние 25 сек., деленному на величину максимального темпа.

Рассчитанные данные сравнить с табличными значениями:

Текст опросника

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

а) Да; в) иногда; с) нет.

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу»и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника: а) бандитом; в) святым; с) тучей

4. Когда я ложусь спать, я засыпаю:

а)быстро; в) нечто среднее; с) с трудом.

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а) пропустить большинство машин вперед; б) не знаю;

с) обогнать все идущие впереди машины.

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

а) Да; в) иногда; с) нет.

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть: а) Да; в) иногда; с) нет.

9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами; в) затрудняюсь сказать;

с) борьбой и баскетболом.

10. Меня забавляет, что-то, что люди делают, совсем не похоже на то, чтоони потом рассказывают об этом:

а) Да; в) иногда; с) нет.

11. Читая о каком-то происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь:

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, могу быстро забыть об этом:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легковозбудимый, чем большинство людей:

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникает чувство раздражения к моим родителям:

а) Да; в) не знаю; с) нет.

19. Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям; в) не знаю;

с) в своем дневнике.

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный», это: а) небрежный; в) тщательный; с) приблизительный.

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

22. Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску; в) затрудняюсь ответить;

с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

24. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно: в) затрудняюсь сказать;

с) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись.

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

а) Да; в) возможно; с) нет.

26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной; в) делают то и другое поровну;

с) дают советы.

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

а) Да; в) иногда; с) нет.

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер; б) не знаю;

с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь.

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я верю:

а) Верно; в) затрудняюсь ответить; с) нет.

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

а) Да; в) не знаю; с) нет.

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы; в) трудно сказать; с) играть в городки.

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

а) Да; в) не знаю; с) нет.

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

а) Да; в) иногда; с) нет.

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

а) Да; в) иногда; с) нет.

36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве;

в) трудно сказать; с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.

37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) Луна; в) воздух; с) Солнце.

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня; в) нечто среднее; с) не беспокоит меня совершенно.

39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти; в) не знаю;

с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа; в) не знаю; с) быть запертым в одиночестве.

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:

а) Да; в) иногда; с) нет.

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один; в) не знаю; с) живым и подвижным.

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами: а) Да; в) не знаю; с) нет.

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко: а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они мне кажутся неосуществимыми:

а) Верно; в) затрудняюсь ответить; с) неверно.

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

48. В музыке я наслаждаюсь:

а) мартами в исполнении военных оркестров; в) не знаю; с) скрипичными соло.

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а) в деревне с одним или двумя друзьями; в) затрудняюсь сказать;

с) возглавляя группу в туристическом лагере.

50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние; в) трудно сказать; с) не стоят этого.

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

52. Когдамне все удается, я нахожу эти дела мелкими.

а) Всегда; в) иногда; с) редко.

53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них;

б) затрудняюсь ответить;

с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.

54. Дом так относится к комнате, как дерево к:

а) лесу; в) растению; с) листу.

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко; в) иногда; с) часто.

56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть; в) не знаю; с) предпочитаю действовать наверняка.

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

а) скорее всего это так; в) не знаю; с) думаю, что нет.

58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен; в) трудно сказать;

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.

59. Я принимаю решение:

а) быстрее, чем многие люди; в) не знаю;

с) медленнее, чем большинство людей.

60. На меня большое впечатление производят:

а) мастерство и изящество; в) трудно сказать; с) сила и мощь.

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству.

а) Да; в) нечто среднее; с) нет.

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

63. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам; в) затрудняюсь ответить;

с) советоваться с моими друзьями.

64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что должно быть сказал какую-нибудь глупость.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

65. В школьные годы я больше всего получил знаний.

а) на уроках; в) трудно сказать; с) читая книги.

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь.

а) заняться другим вопросом; в) затрудняюсь ответить;

с) еще раз попытаться решить этот вопрос.

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. - без определенной причины.

а) Да; в) иногда; с) нет.

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.

а) Да; в) иногда; с) нет.

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд: 1, 2, 4,0, 5, - будет:

а) 10; в) 5; с) 7.

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.

а) Да; в) не знаю; с) нет.

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.

а) Да; в) иногда; с) нет.

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

а) Верно; в) трудно сказать; с) неверно.

75. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интенсивной беседе; б) затрудняюсь ответить;

с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому.

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его.

а) Да; в) иногда; с) нет.

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:

а) Колумбом; в) не знаю; с) Пушкиным.

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

а) Да; в) иногда; с) нет.

79. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

80. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины; в) не знаю; с) быть кассиром.

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»; б) не знаю;

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов.

а) Да; в) иногда; с) нет.

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.

а) Да; в) иногда; с) нет.

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

а) Верно; в) не знаю; с) неверно.

а) Верно; в) иногда; с) неверно.

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

а) Часто; в) иногда; с) никогда.

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 мин., отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают; в) идут правильно; с) спешат.

89. Мне бывает скучно: а) часто; в) иногда; с) редко.

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом. а) Верно; в) иногда; с) неверно.

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют. а) Да; в) иногда; с) нет.

92. Дома в свободное время я:

а) болтаю и отдыхаю; в) затрудняюсь ответить;

с) занимаюсь интересующими меня делами.

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми: а) Да; в) иногда; с) нет.

94 Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой: а) Да; в) иногда; с) нет.

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

а) Да, в большинстве случаев; в) иногда; с) нет.

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

а) Да; в) иногда; с) нет.

97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями; в) не знаю; с) страховым агентом.

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т. д.

а) Да; в) иногда; с) нет.

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

а) Да; в) трудно сказать; с) нет.

100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера; в) не знаю; с) где каждый играет за себя.

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

а) Да; в) иногда; с) нет.

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх: а) Да; в) иногда; с) нет.

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся:

а) Да; в) иногда; с) нет.

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

а) думать; в) видеть; с) сломать.

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

а) двоюродным братом; в) племянником; с) дядей.

Обработка результатов осуществляется в соответствие с ключом. Совпадение ответов «а»и «с»оценивается в 2 балла, совпадение ответа «в»- в 1 балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора личности. Исключением является фактор В - здесь любое совпадение ответа с «ключом»дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В - 8 баллов; минимальная - 0 баллов.

Ключ 16 PF (16 ФЛО форма С)

Фактор Номер вопроса, баллы
1 фактор (А) 2 - в1, с2 19 - а2, в1 36 - в1, с2 53 - а2, в1 70 - а2, в1 87 - в1, с2
2.фактор (В) 3 - с1 20 - с1 37 - в1 54 - с1 71 - а1 88 - с1 104 - в1 105 - с1
3 фактор (С) 4 - а2, в1 21 - а2, в1 38 - в1, с2 55 - а2, в1 72 - в1, с2 89 - в1, с2
4 фактор (Е) 5 - в1, с2 22 - в1, с2 39 - а2, в1 56 - а2, в1 73 - в1, с2 90 - а2, в1
5 фактор (F) 6 - в1, с2 23 - а2, в1 40 - в1, с2 57 - а2, в1 74 - а2, в1 91 - в1, с2
6 фактор (G) 7 - а2, в1 24 - в1, с2 41 - а2, в1 58 - в1, с2 75 - а2, в1 92 - в1, с2
7 фактор (H) 8 - а2, в1 25 - в1, с2 42 - в1, с2 59 - а2, в1 76 - а2, в1 93 - в1,с2
8 фактор (I) 9 - а2, в1 26 - а2, в1 43 - в1, с2 60 - а2, в1 77 - в1, с2 94 - в1, с2
9 фактор (L) 10 - а2,в1 27 - в1, с2 44 - в1, с2 61 - в1, с2 78 - а2, в1 95 - а2, в1
10 фактор (M) 11 - в1, с2 28 - в1, с2 45 - а2, в1 62 - а2, в1 79 - а2, в1 96 - в1, с2
11 фактор (N) 12 - в1, с2 29 - а2, в1 46 - а2, в1 63 - а2, в1 80 - в1, с2 97 - в1, с2
12 фактор (O) 13 - в1, с2 30 - а2,в1 47 - в1, с2 64 - а2, в1 81 - в1, с2 98 - а2, в1
13 фактор (Q 1) 14 - а2, в1 31 - а2, в1 48 - в1, с2 65 - в1, с2 82 - в1, с2 99 - а2, в1
14 фактор (Q 2) 15 - а2, в1 32 - в1, с2 49 - а2, в1 66 - а2, в1 83 - в1, с2 100-в1, с2
15 фактор (Q 3) 16 - а2, в1 33 - а2, в1 50 - а2, в1 67 - в1, с2 84 - в1, с2 101-в1, с2
16 фактор (Q 4) 17 - а2, в1 34 - в1, с2 51 - в1, с2 68 - а2, в1 85 - в1, с2 102-а2, в1
Шкала (МД) 1 - а2, в1 18-в1, с2 35-в1, с2 52-а2, в1 69-в1, с2 86-в1, с2 103-в1,с2

Полученные «сырые» баллы переводятся в стэны по специальной таблице.

Таблица перевода «сырых» баллов в стэны

Уровень развития качества личности
Фактор Низкие Средние Высокие
Стэн
МД A B C E F G H I L M N O Q 1 Q 2 Q 3 Q 4 0-2 0-4 0-2 0-3 0-1 0-2 0-3 0-3 0-3 0-1 0-3 0-1 0-1 0-4 0-2 0-2 0-1 - - - - - - - - - - 6-7 - 11-12 7-8 10-12 10-12 8-12 11-12 10-12 10-12 10-12 11-12 11-12

Ключ к опроснику

№ вопросов Наименование тактики поведения в конфликте
Соперничество Сотрудничество Соглашение Избегание Приспособление
а б
б а
а б
а б
а б
б а
б а
а б
б а
а б
а б
б а
б а
б а
б а
б а
а б
б а
а б
а б
б а
б а
а б
б а
а б
а б
а б
а б
а б
б а
ИТОГ:

Обработка результатов

Для оценки способов реагирования в конфликтной ситуации необходимо. По каждой шкале опросника подсчитать количество ответов, совпавших с ключом. Полученные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции взаимоотношений в сложных условиях, склонность к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, степень стремления к компромиссам, избеганию конфликтов или их обострению. А также степень адаптации к совместной коллективной деятельности.

Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Совокупность этих свойств, в значительной мере определяющих характер высшей нервной деятельности, обусловлена наследственными особенностями данного индивидуума и его предыдущим жизненным опытом и называется типом нервной системы .

От последнего зависят при прочих равных условиях различная у разных животных одного и того же вида скорость образования условных рефлексов, их величина и прочность, интенсивность внутреннего и внешнего торможения, быстрота иррадиации и концентрации нервного процесса, способность к индукции и большая или меньшая податливость к различным воздействиям, вызывающим патологическое состояние высшей нервной деятельности.

На основании изучения всего комплекса индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности установлены основные типы нервной системы и определяется принадлежность данного организма к тому или иному типу. И. П. Павлов, руководствуясь многолетним лабораторным изучением условных рефлексов собак, придавал основное значение при классификации типов нескольким свойствам нервной системы, которые он считал наиболее надежными показателями нервной активности.

Этими показателями являются, во-первых, сила процессов возбуждения и торможения, во-вторых, их взаимная уравновешенность, иначе говоря, соотношение силы возбуждения и силы торможения и, в-третьих, их подвижность, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.

В экспериментальной практике встречаются четыре основных типа:

  1. тип сильный, но неуравновешенный, который характеризуется преобладанием возбуждения над торможением;
  2. тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип);
  3. тип сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный, или инертный, тип);
  4. тип слабый, характеризующийся чрезвычайно слабым развитием как возбуждения, так и торможения; для него характерна быстрая истощаемость, приводящая к потере работоспособности.

По мнению И. П. Павлова, четыре вышеуказанных типа нервной системы , обнаруживаемые в опытах на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей еще Гиппократом:

  1. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения совпадает с холерическим темпераментом;
  2. сильный, уравновешенный, подвижный - с сангвиническим;
  3. сильный, уравновешенный, малоподвижный - с флегматическим;
  4. слабый - с меланхолическим.

Животные, обладающие разными типами нервной системы, отличаются по своей приспособленности к различным воздействиям окружающей среды и по своей стойкости по отношению к болезнетворным агентам. Так, у животных, обладающих сильным уравновешенным типом нервной системы, чрезвычайно трудно вызвать патологическое расстройство высшей нервной деятельности - невроз, или срыв, по терминологии И. П. Павлова.

Животные же, обладающие слабой или сильной, по неуравновешенной нервной системой, в большей мере подвержены различным нарушениям условнорефлекторной деятельности.

В особенности частым поставщиком различных видов неврозов и срывов является слабый тип нервной системы. У представителей этого типа нервной системы под влиянием трудных жизненных положений, сложных задач дифференцирования сигналов, сильных разрушительных раздражений и т. п. особенно легко наступает длительное нарушение высшей нервной деятельности.

На основе многолетних исследований и большого экспериментального материала И. П. Павлов нашел возможным выделить разные типы нервной системы животных.

В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы.

Первое свойство - сила возбуждения и торможения. Это понятие связано с работоспособностью клеток коры головного мозга. Имеются животные, у которых обладает высоким пределом работоспособности, и в противоположность им животные, у которых имеет низкий предел работоспособности.

Второе свойство - уравновешенность нервных процессов. Под уравновешенностью понимается соотношение между возбуждением и торможением. Иногда эти два процесса бывают развиты одинаково, но бывает, что один из них преобладает над другим. Чаще всего таким преобладающим процессом бывает возбуждение.

Третье свойство - подвижность возбуждения и торможения. Этот признак связан с тем, насколько быстро в корковых клетках возбуждение может смениться торможением, и наоборот. У некоторых это происходит быстро, а у других медленно.

Учитывая эти три признака, И. П Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.

1.Сильный безудержный тип. Тип с сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.

2.Сильный живой тип. Этот тип характеризуется сильными нервными процессами, их уравновешенностью и хорошей подвижностью, т. е. быстрой сменой возбуждения торможением и торможения возбуждением.

3.Сильный спокойный тип. Этот тип отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью. Процесс возбуждения и особенно торможения сменяется медленно.

4.Слабый тип. Характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.

Между этими четырьмя основными типами нервной системы имеется много промежуточных переходов.

И. П. Павлов установил совпадение между типами нервной системы и четырьмя темпераментами у людей.

Тип безудержный соответствует холерическому темпераменту, тип живой - сангвиническому, тип спокойный - флегматичному и слабый - меланхолическому темпераменту.

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов счел возможным выделить два основных человеческих типа нервной системы. Один ИЗ НИх он назвал художественным типом. К этой группе он относил писателей, музыкантов, живописцев и др. У этой группы первая сигнальная система несколько преобладает над второй. Другой тип был назван мыслительным типом. В эту группу входят ученые - философы, математики, филологи и др. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система несколько преобладает над первой. Имеется также средняя группа. У лиц, относящихся к средней группе, преобладание одной системы над другой не выражено.

А. Г. Иванов-Смоленский изучил типы замыкательной деятельности мозговой коры и дал их классификацию. Он выделил следующие четыре основных типа.

1.Лабильный тип - как положительные, так и тормозные условные связи образуются одинаково легко и быстро.

2.Инертный тип - те и другие связи образуются и упрочиваются в равной мере с задержкой, замедленно.

3.Возбудимый тип - положительные связи образуются очень легко и быстро, тормозные, наоборот, трудно и медленно.

4.Тормознойтип - положительные связи образуются и упрочиваются медленно, а тормозные, наоборот, легко и быстро.

Тип нервной системы складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывают индивидуум в процессе жизни. В итоге создается определенный тип нервной системы, при формировании которого решающее значение приобретают внешние условия.

Тип нервной системы формируется в процессе жизни и может быть изменен воспитанием.

Статья на тему Типы нервной системы

Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы - это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.

Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность - способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика - быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность - скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность - обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.

Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов - как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.

Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность - это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность - это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний - свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний - свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний - свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.

Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный - его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой - отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный - его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый - возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.

Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом - более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться - устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.

Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента :

  • холерик - с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник - обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик - сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик - наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного - первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.

Нервная система человека является важнейшей системой, регулирующей абсолютно все процессы в организме и обеспечивающей его оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Даже там, где процессы регулируются эндокринной системой при помощи гормонов, все равно высший контроль остается за нервной системой.

Типология НС человека Нервная система Центральная -Головной мозг -Спинной мозг Периферическая -Нервы -Нервные окончания -Нервные узлы

Строение и функции периферической нервной системы Разновидности нервов: Разновидности нервных окончаний: - Двигательные(лицевой нерв) - Чувствительные(кожные нервы) - Двигательные(нервно-мышечная пластинка) - Чувствительные(рецепторы осязания в коже) Разновидности нервных узлов: - Спинномозговые(несут инф. из внешней среды) - Вегетативные(несут инф. о внутренней среде)

Свойства нервных процессов Тип нервной системы - совокупность нервных процессов, обусловленная генетически и приобретенная в течение жизни. Различают 3 типа нервных процессов: Сила - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. Различают сильные и слабые нервные процессы. Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Различают уравновешенные и неуравновешенные В свою очередь, сильные уравновешенные процессы имеют критерий подвижности - возможности быстрой смены процессов возбуждения и торможения. Бывают подвижными и инертными.

Альтернативная типология нервных систем - Типология НС человека зависит также от соотношения сигнальных систем 1 сигнальная система (предмет, образ действия) есть у любого живого сущ-ва 2 сигнальная система (речь, слово) есть только у человека По выраженности сигнальных систем выделяют 4 типа НС человека: художественный - преобладает 1 сигнальная система - эмоциональны, с конкретным мышлением; мыслительный - преобладает 2 сигнальная система - абстрактное мышление; уравновешенный - 1 сигнальная система примерно равна 2 сигнальной системе; гениальный - одинакова и значительно выражены обе сигнальные системы.

Зависимость темперамента от нервной системы человека Меланхолический темперамент определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв. Остальные три типа нервной системы считаются сильными. Флегматическим темпераментов - такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Сангвинический темперамент - другой сильный тип темперамента, характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные. Холерический темперамент - третий сильный тип темперамента неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

Возрастные особенности высшей нервной деятельности - Период новорожденности Появление простейших рефлексов(хватательный, мигательный, сосательный) Болевые и температурные раздражения (двигательная реакция), различает вкусы К 10 -12 дню с развитием организма меняется характер безусловных рефлексов новорожденного. Рефлексогенные зоны ряда рефлексов сужаются. Многие из них перестраиваются или затормаживаются. ололо