Философия и методология науки кратко. Методология науки как важнейший раздел философии науки. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Философия выступает в роли общей методологии науки, в роли важнейшего средства научного познания мира. Каждая наука использует целый комплекс методов и наряду со специфическими, обусловленными особенностями изучаемого объекта, использует универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, общенаучные методы познания). Но учёные специально не занимаются разработкой, осмыслением этих познавательных средств. Теоретико-познавательные основания науки разрабатываются таким разделом философского знания, как философия и методология науки.

Философская методология имеет свою специфику:

Во-первых , она абстрактна, то есть имеет предельно общий характер. Методологические рекомендации, которые дает философия, не являются простыми и однозначными, а уж тем более - рецептурными.

Во-вторых , она носят эвристический характер, то есть исчерпывается, по сути, теми или иными перспективами, подсказками, символами.

Все методы научного познания по степени общности и области применения можно подразделить на следующие основные группы:

1. Всеобщие (диалектический и метафизический);

2. Общенаучные (эксперимент, наблюдение, моделирование и др.);

3. Частные методы, характерные только определённым наукам (денситометрия, перекрёстная датировка и др. - в дендрохронологии).

Всеобщность материалистической диалектики заключается в том, что она в своих законах и категориях отражает наиболее общие закономерности объективной реальности. Диалектика как метод познания пронизывает собой весь познавательный процесс в любой области знания.

Философия не даёт в руки учёного конкретный метод для изучения именно химических или механических явлений. Но философия как теория познания и диалектическая логика вооружает исследователя всеобщим методом мышления и общенаучными методами. Методологическое значение материалистической диалектики в том, что она выступает в виде основных принципов мировоззрения, применённых к процессу познания и практике.

Так, принцип объективности выступает как требование рассматривать рассматриваемые объекты существующими вне и независимо от познающего субъекта. Само содержание знания есть процесс отражения в сознании познающего субъекта объективных связей, свойств, отношений.

Принцип познаваемости заключается в том, что не существует принципиальных препятствий для получения знаний о внешнем мире. Вся человеческая история и практика доказывают, что мир, его связи познаваемы и могут быть использованы в деятельности.

Принцип всесторонности требует для познания объекта изучить все его стороны, свойства и связи. Практически это сделать трудно, но чем мы больше изучаем предмет, тем наши знания обоснованнее и доказательнее. Принцип всесторонности реализуется в виде комплексного подхода к объектам познания.

Принцип историзма заключается в исследовании причин возникновения объекта, этапов его развития, сущности современного этапа и его будущего.

Хотя действительное историческое идёт от прошлого через настоящее к будущему, исследование истории идёт обратным путём. Оно начинается с изучения итогов развития (настоящее) и затем реконструкции прошлого (анализ возникновения объекта, его генезиса и основных этапов исторического развития).

Принцип конкретности требует при исследовании объекта учитывать его особенности и условия познания.

Отдельного рассмотрения требует вопрос методологии науки западной философии. Наиболее значительный вклад в их разработку внесли представители постпозитивизма - философского течения, пришедшего в 60-х гг. ХХ века на смену неопозитивизму (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

В концепции К. Поппера наука считается одной из величайших сил, делающих человека свободным. В то же время она создаётся человеком, и её история полна ошибок и заблуждений. Поппер выделяет два основных класса наук: теоретические или обобщающие (биология, физика, социология), цель которых - открытие универсальных законов или гипотез, и исторические, которые изучают конкретные специфические события и дают их причинное объяснение.

Методология, по Попперу, является теорией научных методов. Этих методов довольно много, и они взаимосвязаны: эмпирические и теоретические, индуктивные и дедуктивные, философские и нефилософские и т.д. В отличие от неопозитивистов Поппер не отрицает роль философских методов в познании и считает, что философские идеи предшествовали, либо способствовали прогрессу науки.

Поппер полагает, что «всё открыто для критики» и величайшим методом науки считает критический метод. Оп исходит из того, что ни один источник знания или его форма не могут быть исключены из сферы критики. «Ничто не свободно и не должно считаться свободным от критики - даже сам основной принцип критического метода» /4, с. 393/. Критический метод Поппера вполне диалектичен. Это «метод обнаружения и разрешения противоречий, применяется и внутри самой науки, но особенное значении он имеет именно для теории познания. Никакой другой метод не в силах помочь нам оправдать наши методологические конвенции и доказать их ценность» /4, с. 81/.

Американский философ и историк науки Т. Кун придерживается историко-эволюционного направления в философии науки. Центральным понятием историко-научного процесса у него выступает парадигма. Под ней понимается концептуальная схема, совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научных традиций. Парадигма находит своё воплощение в учебниках и классических трудах учёных и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки. К парадигмам Кун относит птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику, кислородную теорию горения.

Среди совокупности «методологических директив» Кун находит место и философским принципам, начиная с отбора и интерпретации фактических данных. Кун считает, что учёные не обязаны и не хотят быть философами, но, независимо от своего желания, они вынуждены ими становиться, «особенно в периоды осознания кризисов, когда ученые обращаются к философскому анализу как к средству для раскрытия загадок в их области» /1, с. 123/.

Несколько иную концепцию науки предложил И. Лакатос , которую он назвал методологией научно-исследовательских программ. Его методология рассматривает рост зрелой науки как смену ряда непрерывно связанных теорий, за которыми стоит исследовательская программа.

Каждая научно-исследовательская программа имеет следующую структуру:

а) «жесткое ядро» - целостная система фундаментальных, частнонаучных и онтологических допущений, сохраняющихся во всех теориях данной программы;

б) «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающих сохранность «жесткого ядра» от повреждений; он может быть модифицирован, частично или полностью заменён при столкновении с контрпримерами;

в) нормативные, методологические правила-регулятивы, предписывающие какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования («положительная эвристика»), а каких путей следует избегать («отрицательная эвристика»).

С точки зрения Лакатоса, эвристике свойственны догадки, ограничение объёма поисков посредством анализа целей, средств и материалов, попытки интеграции мышления и чувственного восприятия, сознания и бессознательного. Положительная эвристика более гибкая, чем отрицательная, она может быть сформулирована как философский принцип и играет первую скрипку в развитии исследовательской программы.

В концепции науки П. Фейерабенда много внимания уделяется проблемам метода и методологии. По его мнению, правильный метод является одним из важных факторов ускоренного развития науки, хотя случайности и другие внеметодологические факторы имеют здесь не малое значение. Любая методология не является всемогущей, а имеет свои границы, сферу своего действия, за пределами которых она будет малоэффективной.

Отрицая наличие единственно верного и универсального метода, всякие всеобщие стандарты и косные традиции, философ разрабатывает свою концепцию теоретического и методологического плюрализма. Суть её заключается в двух тезисах: «Для объективного познания необходимо разнообразие мнений и метод, поощряющий такое разнообразие, является единственным, совместимым с гуманистической позицией» /6, с. 178./.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Философия и методология науки

1. Предмет и задачи философии науки

Предметом философии науки, которая является относительно новой областью философии, стали собственно научное познание, его реальная история, принципы и методы научной деятельности, структура знания.

Философия науки включает в своё содержание совокупность различных течений и школ, - в частности, это позитивизм в его различных формах, неорационализм, критический рационализм, а также феноменология, марксизм, аналитическая философия, герменевтическая философия. Соответственно, складывается проблематика философии и методологии науки, которая достаточно широка. Это выявление идеалов, предпосылок и оснований науки, прояснение понятий и принципов, специфики различных форм когнитивной деятельности и знания, выяснение отличия науки от других форм деятельности, особенностей механизмов развития и роста научного знания.

В истории развития философии науки на разных этапах главной становилась та или иная проблематика: единство научного знания и построения целостной картины мира на основе принципов детерминизма и причинности, динамических и статистических закономерностей; поиски характерных особенностей научного исследования, в частности; соотношения индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, эмпирического и теоретического уровня знаний. Особое место занимала проблема эмпирического обоснования науки, возможности сведения (редукции) всего теоретического знания к конечным эмпирическим элементам опыта. Новым этапом в развитии проблем философии науки стало исследование социальной детерминации науки, рассмотрение её совместно с её историей как части культуры, как особой культурной традиции, как особого социального института и вида человеческой деятельности.

Эти проблемы исследовались не только зарубежными философами, например: О. Контом, Э. Махом, Витгенштейном, Р. Карнапом, У. Куайном, К. Поппером, Т. Куном, П. Фейерабендом, И. Лакатосом и др., но и многими отечественными исследователями, в частности, Н.В. Мотрошиловой, Л.А. Микешиной, В.С. Стёпиным, В.А. Лекторским, П.П. Гайденко, Ю.В. Сачковым и др.

Философия и методология науки входят в состав более общей части философского знания и развиваются на её основе. Эта более общая философская область в современном понимании определяется как философия познания (Л.А. Микешина), исследующая природу познания, отношение знания к реальности, условия его достоверности и истинности, существования в системе культуры и коммуникации (общения). Философия познания вбирает в себя различные тесно взаимосвязанные разделы, в том числе традиционную гносеологию, или теорию познания, современное учение о познании, или эпистемологию, а также философию и методологию науки как важнейшие части философии познания в целом. Проблемы философии познания - это, в принципе, вопрос о природе знания, о его формах и типах, о соотношении рационального и чувственного знания, о соотношении рационального (логического) и иррационального моментов в познании, проблема надёжности знания, решение проблемы истины в эпистемологии, это вопросы о субъекте и объекте познания в свете современных представлений о невозможности элиминирования (исключения) из процесса познания эмпирического субъекта, т.е. целостного человека в его жизнедеятельности, ибо последнее в настоящее время всё более признаётся как главное условие философии познания.

2. Предмет и задачи методологии науки

Методология является ядром философии науки. Она может быть определена как философское учение о системе апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного знания. Её назначение - выявить и осмыслить движущие силы, предпосылки, основания и закономерности роста и функционирования научного знания и познавательной деятельности, организовать проектно-конструктивную деятельность, её анализ и критику. Методология науки, основываясь на общефилософских принципах и законах, исторически возникла и развивается на основе гносеологии и эпистемологии, логики, а в последние годы также истории, социологии науки, социальной психологии и культурологии, тесно смыкается с философскими учениями о языке.

Можно указать на ряд причин, породивших методологию как необходимую принадлежность науки: это - сложность структуры научного знания, способы его обоснования и проверки; сопряжение результатов предметно-орудийного эксперимента с выводами и следствиями «мысленного эксперимента», тесное переплетение описания свойств материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, идеальными моделями, знаковыми объектами. Эти и многие другие особенности современного познания требуют зрелого методологического сознания учёного и познания самой науки. Исследователи испытывают постоянную потребность анализировать свою деятельность, соотносить её приёмы и методы с применяемыми в других науках.

Само понимание методологии и её функций претерпело существенные изменения: узкий формально - логический подход сменился содержательным обогащением проблематики, включающей социокультурное, гуманистическое измерение знания и познавательной деятельности. Методологический анализ, являясь формой самосознания науки, проясняет способы совмещения знания и деятельности, строение, организацию, способы получения и обоснования знаний. Выявляя условия и предпосылки познавательной деятельности, в том числе философско-мировоззренческие, методологический анализ превращает их в средства осознанного выбора и научного поиска.

Существуют различные уровни методологии: конкретно-научная методология со своими методиками имеет дело с техническими приёмами, предписаниями, нормативами, формирует принципы, методы конкретно-научной деятельности, описывает и обосновывает их. Например, методы меченых атомов в биохимии, условных рефлексов в физиологии, анкетирования в социологии и т.п.

Другой уровень - общенаучная методология как учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках, соответствующих их предмету и объекту исследования. Это, например, методы эмпирического исследования, такие, как наблюдение, измерение, эксперимент; общелогические методы - анализ, синтез, индукция, аналогия, дедукция и др., а также такие общенаучные методы, как моделирование, идеализация, типологизация, сравнительный анализ, герменевтический метод и др. Возникнув как приёмы и формы в творчестве конкретных исследователей, они затем применяются другими учёными в различных областях знания, т.е. получают научную и культурно-историческую апробацию, что даёт им право или статус выступать в качестве всеобщих, или общенаучных, методов. Это приближает общенаучную методологию к уровню философского анализа знания, и тогда в качестве регулятивных принципов, методов и форм познания выступают философские идеи, положения, способы умозрения и рефлексии, которые при определённых условиях могут быть применены к изучению научно-познавательной деятельности. Единство общенаучного и философского уровней является основой развития методологии научного познания.

В своём развитии методология прошла две основные ступени с соответствующими формами её выражения: на первой стадии (методология Нового времени - XVII-XVII в., основоположники: Декарт, Бэкон, Локк, Лейбниц) для неё характерна была конструктивная, предписательная форма с поиском единого абсолютного метода, с идеей методологизма, которая несла в себе признание приоритетности признанного универсальным метода перед теорией. Эта форма методологии просуществовала почти до половины XX в. На смену ей пришла новая форма, которую исследователи определяют как «дескриптивную», т.е. описательную методологию, призванную анализировать и описывать научную практику, выявляя устойчивые констелляции методологических норм, возникающих в тех или иных познавательных ситуациях (Б.И. Пружинин).

Для нового типа методологии характерны следующие признаки: отказ от универсального методологического нормирования, предписания и набора абсолютных ключевых идей; идея историко-культурной релятивности познания; идея эпистемологических разрывов; идея теоретической нагруженности опыта, факта; идея методологического плюрализма; идея экстернализма в противоположность интернализму, господствовавшему в установках прежней, предписательной методологии.

(Интернализм от лат. internus - внутри и экстернализм от лат. externus - внешний - это оппозиционные течения в философии науки, сложившиеся в 30-х гг. ХХ в. и по-разному объясняющие роль и соотношение внутренних и внешних науке факторов). Интернализм ориентировал на элиминацию (т.е. исключение) в научном процессе социально-политических и субъективных факторов и исключительное значение придавал преемственности научных идей, внутренней логике развития научных понятий и теорий, он создавал иллюзию, что наука развивается автономно, независимо от внешнего мира, развивается чисто логически за счет своих внутренних собственных ресурсов.

Экстернализм, напротив, преимущественное внимание обращает на роль социокультурных, экономических, политических факторов и условий развития науки. Таким образом, и экстерналистский, и интерналистский взгляд односторонне преувеличивает роль и значение действительно важных факторов развития науки, вместо того чтобы рассматривать их во взаимодействии и диалектической взаимосвязи.

3. Взаимодействие методологии науки с другими дисциплинами

Методология тесно взаимодействует с другими дисциплинами, изучающими науку. Среди них одной из важнейших дисциплин, которая достигла наибольших результатов в накоплении фактического материала и в его анализе, является история науки. В последние десятилетия появилось немало обобщающих исследований, в которых предпринимаются попытки взглянуть на историю науки с широкой мировоззренческой точки зрения - как на процесс развития, в котором эволюционные периоды сменяются революционными.

В связи с этим заслуживают внимания попытки реконструкции истории науки с помощью фактического материала, собранного историками науки. Здесь в первую очередь следует отметить книгу Т. Куна «Структура научных революций», которая вызвала многочисленные дискуссии как за рубежом, так и в нашей стране (Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975). Другой известный в этой области исследователь И. Лакатос в ряде своих работ (История науки и её рациональная реконструкция; Методология научных исследовательских программ.) углубил и значительно уточнил проблему рациональной реконструкции истории науки. Методология, как и философия науки в целом, бесспорно, должна опираться на исследования историков науки. В свою очередь, история науки не может обойтись без мировоззренческих принципов, освещающих с широкой философской точки зрения общие перспективы развития науки и духовной культуры в целом. Можно поэтому согласиться с мнением И. Лакатоса, что история науки без философии слепа, а философия без истории науки пуста.

Следующей дисциплиной, с которой тесно взаимодействует методология, является логика науки. Применяя принципы и методы современной формальной логики, которую теперь называют символической, или математической, логикой, методология тщательно исследовала структуру научного знания, методы его формализации, способы логического вывода в разных типах суждений и т.д. Следует заметить, что логика науки ограничивается лишь анализом существующего, наличного знания и не затрагивает вопроса о генезисе, происхождении и получении нового знания. Как справедливо заметил финский логик Г.Х. Вригт, «формальная логика традиционно имела дело с концептуальными построениями статического мира». (Для анализа научного знания логика науки первоначально использовала средства традиционной формальной логики, а в дальнейшем - исключительно методы математической логики). Поскольку знание выражается с помощью языка, то в современной логике науки непосредственно рассматривается не знание в целом, а только форма его выражения, т.е. язык науки.

Научные языки строятся на базе обычного, естественного языка, но отличаются от него значительно большей точностью и строгостью. Так как естественный язык развивался прежде всего в целях коммуникации, то его совершенствование происходило по линии лёгкости общения между людьми. Поэтому в нём отсутствуют жёсткие правила построения языковых выражений, многие правила специально не формулируются, хотя и подразумеваются, из-за чего могут возникнуть недоразумения. Чтобы исключить подобные случаи, логика науки для построения и анализа научных языков использует формальные дедуктивные методы математики, в частности аксиоматический способ построения теорий, который использовал ещё Евклид для построения элементарной геометрии. Таким образом, непосредственным предметом логики науки является язык науки - определённое множество правил построения и дедуктивного вывода в формализованных языках, которые имеют общезначимый характер. И это вполне понятно, так как законы логики не зависят от конкретного содержания мыслей, которые выражены с помощью высказываний.

Исследованием общих закономерностей развития науки как особого социального института занимается социология науки. Она анализирует, прежде всего, такие внешние факторы, влияющие на её возникновение и развитие, как потребности материального производства, состояние техники и культуры в обществе, общий духовный климат в нём. Социология науки также изучает формы организации научной деятельности, способы и формы научной коммуникации и т.п.

Все перечисленные научные дисциплины взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают друг друга. Однако базой методологии и её пробным камнем является научно-познавательная реальность, т.е. реальность конкретных научных исследований и их результатов, выраженных в текстах, статьях, монографиях и т.п.

4. Понятие методологической культуры и её функции

Понятие методологической культуры в своё содержание включает по меньшей мере два смысловых момента:

1. Прежде всего - это методологическая культура учёного как необходимая составляющая его профессиональной компетенции, ее характеризуют следующие признаки: уровень развития и степень освоения ученым философских, общенаучных и конкретно-научных методологических представлений, принципов, подходов и т.п.; адекватность методологических исследований и их результатов состоянию и тенденциям развития философии и науки; соответствие ориентации и стиля методологической рефлексии культурно-исторической ситуации общества, духу эпохи, основным направлениям культуры в целом; эффективность применения методологических знаний в конкретных научных исследованиях.

2. Следующий смысл понятия методологической культуры раскрывает её в более широком масштабе как качественную характеристику любого вида деятельности. Здесь методология предстаёт в виде форм, принципов, методов самоорганизации мышления (мыследеятельности), а через это выступает средством рационализации любого вида деятельности, способствуя реализации последней в качестве деятельности с рефлексией.

Рациональность, взятая с элементной и операциональной сторонами, выступает как методология, т.е. знание о том, «как» и «чем» постигать мир, прояснять неопределенные ситуации. Методология же со своей стороны, как отмечалось, выступает средством рационализации мышления и любого вида деятельности. Рациональность в современном понимании предполагает целесообразность, систематичность, согласованность, логичность суждений, действий, поведения. Рациональность - это непременная склонность к упорядочиванию. Методология повышает потенциал рациональности не только за счет придания технологической оснащённости любому виду деятельности, но и, что особенно важно, вносит в процесс деятельности момент рефлексивности.

Рефлексия (reflexio - обращение назад) - это способность к умозрению и анализу своих актов мышления в сопряжении с их основаниями, посылками.

Рефлексия бывает:

· поведенческая (анализ житейской практики);

· научная (критический анализ оснований и постулатов конкретных научных теорий);

· философская (постижение предельных зна-чений человеческого существования, культуры в целом).

В рефлексии происходит сдвиг внимания с «предметов» и решаемых проблем на сам процесс решения, его оснований и средств решения. Рефлексия исследует природу знания, как оно возможно, эксплицирует неявные посылки и базисные допущения рассуждений, мнений, теорий.

В зависимости от направленности различают два вида рефлексии:

· экстравертивную рефлексию, которая проявляется через обращённость нашего «Я» вовне, но в рамках мышления. Здесь внимание направлено на основания знаний о внешнем мире. Создание своих личностных образов мира, момент сомнения, умение видеть мир по-другому - признаки экстравертивной рефлексии;

· интровертивную рефлексию - это более тотальная, всеобъемлющая рефлексия. Здесь добавочно к анализу знания о мире подключается самоанализ, т.е. обращение внимания «Я» на само себя. Своя жизнь, её основания (кто Я, откуда, зачем?) делаются объектом исследования. Сомнения, критика обращаются на себя. Незыблемое, уверенное в себя «Я» расщепляется на должное (идеалы, нормы, мечты) и эмпирическое, житейское, реальное «Я». Это высший тип рефлексии, но и более опасный с точки зрения внутреннего равновесия, стабильности самосознания личности.

Методологическая культура характеризуется совмещением этих типов рефлексии, что позволяет существенно повысить эффективность любого вида деятельности, в том числе и научной работы. Методологическая рефлексивность способствует обоснованной, реалистичной постановке целей и задач деятельности, нахождению наиболее адекватных и оптимальных средств их решения и наиболее благоприятного способа применения полученных результатов.

Литература

наука методология познание философия

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (ХVII-XVIII вв.). - М., 1997.

2. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. - М., 1997.

3. Микешина Л.А. Философия науки. - М., 2005.

4. Идеалы и нормы научного исследования. - Минск, 1981.

5. Косарева Л М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. - М., 1997.

6. Капица П.Л. Наука и современное общество. - М., 1998.

7. Наука в культуре. - М., 1998.

8. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1995.

9. Фролов И.Т. Этика науки. - М., 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Философский анализ науки как специфическая система знания. Общие закономерности развития науки, её генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества.

    учебное пособие , добавлен 05.04.2008

    Философия науки, как ветвь аналитической философии, которая занимается изучением науки как особой сферы человеческой деятельности. Методологическая концепция науки в трудах К. Поппера. Роль парадигм в науке. Методология научно-исследовательских программ.

    реферат , добавлен 27.04.2017

    Проблематика философии науки, ее особенности в различные исторические эпохи. Критерии научности и научного познания. Научные революции как перестройка основ науки. Сущность современного этапа развития науки. Институциональные формы научной деятельности.

    реферат , добавлен 24.12.2009

    Эволюция подходов к анализу науки. Постпозитивистская традиция в философии науки. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Западная и восточная средневековая наука. Эволюция учения о методе в истории философии.

    шпаргалка , добавлен 15.05.2007

    Основные исторические периоды и типы соотношений философии и науки. Опосредованная проверяемость философских знаний. Принципы мировоззрения, применённые к процессу познания и практике. Трактовка концепции науки согласно И. Лакатосу, П. Фейерабенду.

    реферат , добавлен 06.02.2011

    Понятие и основные компоненты науки, особенности научного познания. Сущность и "эффект Матфея" в науке. Дифференциация наук по отраслям знаний. Философия как наука. Специфика познания социальных явлений. Методологические аспекты существования науки.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Познание как предмет философского анализа. Структура познания, ключевые теории истины. Научное познание, его уровни и формы. Практика как критерий истины. Понятие метода и методологии научного познания. Основные проблемы современной философии науки.

    презентация , добавлен 20.05.2015

    Наука как особый вид знания и подходы к изучению науки. Позитивизм как философия научного знания, стадии его развития. Роль философии на позитивном этапе. Отличительные особенности неопозитивизма и сущность концепции нейтральных элементов опыта.

    реферат , добавлен 17.12.2015

    Идеи постпозитивизма и их место в современной философии, направления и их отличительные признаки. Сущность философии науки, попытки создания "науки о науке" и их главные результаты. Причины "отпочкования" от философии различных научных направлений.

    материалы конференции , добавлен 19.10.2009

    Различие науковедческого и философского анализа науки. Эмпиризм и рационализм Нового времени в качестве методологии науки. Взаимосвязь античной науки и философии. Исторические формы научных картин мира. М. Полани о личносном неявном знании субъекта.

Любая научная сфера базируется на ряде методов и механизмов. Их совокупность представляет собой отдельное учение, именуемое методологией науки. В традиционном понимании это раздел общей теории познания, один из разделов философии. О содержании и науки будет подробно рассказано в нашем материале.

Понятие методологии

Любая исследовательская деятельность должна базироваться на ряде принципов и подходов. Ученый, получая и разрабатывая знания в рамках конкретной дисциплины, обязан помнить о негласных правилах по формированию научного материала. Поможет ему в этом методология науки - древнейшее академическое направление.

Основная задача методологии заключается в обеспечении эвристической формы познания строго выверенными и прошедшими апробацию методами, нормами, принципами и правилами. Методологию не стоит путать с методикой. Если первое понятие представляет собой совокупность различных элементов, указывающих на построение определенной нормы, то методика - это готовый "рецепт" для проведения определенных действий.

Для достижения успеха в исследовательской деятельности ученый должен обладать "секретом" научного мышления. Он способен самостоятельно создавать правила, но может обратиться к готовому сборнику принципов и норм. Овладение методологическими знаниями является обязательным условием для любого исследователя. Это поможет в быстром и качественном нахождении определенных путей и решении ряда проблем.

Методология науки: история и развитие

Первые попытки систематизации знаний были замечены еще в период античности. Древние философы пытались найти истину, а свои попытки вносили в определенную структуру. Это помогало им быстрее находить ответы на те или иные вопросы. Стоит вспомнить, например, сократовский метод диалога. Афинский мыслитель планомерно и неторопливо искал истину. Для этого он брал точку "незнания", после чего задавал собеседнику вопросы. Полученные ответы уже складывались в определенную систему.

Свой вклад в развитие методологии смогли внести: Платон, Аристотель, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Кант, Гегель и прочие великие умы. Причем большинство из них формировали систему принципов неосознанно. Ученые исходили из собственных представлений о науке, а их последователи формировали необходимые правила.

Известно, что Аристотель предложил один из важнейших принципов научности. Он составил два метода получения достоверной информации, логико-деструктивный и экспериментально-индуктивный (иначе говоря, теоретический и практический). Кант изучал границы познания, а Гегель систематизировал систему научного знания.

Общественный прогресс превратил науку в крупнейшую сферу профессиональных отношений. Разрозненные попытки найти истину остались в прошлом. Уже в XX веке ученые руководствовались не сугубо познавательным интересом, а четким и содержательным планом. Способствовала тому, конечно же, научная методология.

Уровни методологии

Ученые выделяют множество классификаций, где приводятся знания. Одна из самых актуальных систем была составлена Э. Г. Юдиным. Он выделяет четыре уровня:

  • Философский уровень - высшая ступень. Наличие общих принципов познания из категориального научного аппарата. Философские категории, закономерности, подходы и законы выполняют на этом уровне строго системные функции.
  • Общенаучная стадия. Наличие теоретических положений, применимых ко всем или к большинству научных дисциплин.
  • Конкретно-научный уровень. Представляет собой совокупность принципов и методов, применяемых в той или иной научной области.
  • Технологическая стадия. На этом этапе происходит составление техники и методики исследования. Набираются процедуры, обеспечивающие получение достоверного эмпирического материала. Происходит его первичная обработка. Методологическое знание на этом этапе носит ярко выраженный нормативный характер.

Все представленные стадии взаимосвязаны. При этом философский уровень выступает здесь в качестве базового.

Функции методологии

История показывает, как система академических принципов и механизмов смогла совершенствовать всю научную область. Социальная эволюция способствовала планомерному развитию различных знаниевых областей. Она делала их более стройными и содержательными. Чем это объясняется? Ответ дают сами ученые.

Они выделяют несколько функций научной методологии:

  • Мировоззренческая интерпретация научных результатов. Любые открытия, факты или приобретенные данные должны объясняться с точки зрения морали и этики. Это способствует быстрому включению полученных данных в общую систему знаний.
  • Обеспечение четкости и ясности поставленной проблемы. Это касается как содержания, так и формы. На основе методологических принципов и форм удастся грамотно сформулировать вопрос, требующий решения.
  • Выработка стратегий по развитию практики и науки. Это помогает формированию научных перспектив.
  • Формирование определенных средств для решения поставленных задач. Психоаналитическая методология способствует изучению психики и элементов, воздействующих на нее. Речь идет об архетипах коллективного бессознательного, интерпретации и т. д.
  • Описание и оценка исследовательской деятельности или практики. Выработка рекомендаций и правил, отдельных норм, которыми должна руководствоваться персона в своей деятельности.

Таким образом, методология имеет довольно большое количество разных функций. Все представленные выше задачи дают четкую характеристику рассматриваемой научной области.

Роль методологии

Каково место методологического знания в череде других наук? Традиционно рассматриваемую дисциплину относят к философии. При этом у каждой научной области может быть своя система методов. Например, методология исторической науки предполагает наличие таких элементов, как прогнозирование, типологизация, классификация, предметное моделирование и многое другое. Часть этих инструментов может быть применена к другим гуманитарным дисциплинам.

Подобные примеры дают четкое представление о месте методологии в системе научного знания. Исследователи могут выбрать нужный им инструмент для дальнейшей работы. А поможет им в этом четко выстроенная система академических методов.

Учеными была разработана схема, позволяющая лучше понять место методологии в системе научных знаний:

Вопрос о том, что такое методология науки, можно считать исчерпанным. Далее необходимо разобраться с основными подходами в рассматриваемой сфере.

Системный подход

Первый метод науки методологии именуется системным. Он используется при исследовании сложных, органично сформированных элементов. Системный подход часто применяется в методологии педагогической науки. Например, исследуются определенные объекты. Анализируются их внешние и внутренние связи, рассматриваются все составляющие объекта с учетом места и выполняемых функций.

Системный подход реализуется на базе некоторых принципов. Здесь следует выделить:

  • Целостность. Отражает специфику системных свойств, а также зависимость каждого элемента от его места и функций.
  • Структурность. Позволяет описать систему через раскрытие совокупности связей и отношений между элементами.
  • Иерархичность. Предполагает рассмотрение объекта через призму трех аспектов: как самостоятельную систему, как систему из высокой иерархии и как систему более высокого уровня по отношению к ее элементам.
  • Принцип множественности представления системы.
  • Историзм. Предполагает рассмотрение системы через призму ее развития.
  • Принцип взаимозависимости внутренних и внешних системных факторов.

Таким образом, системный подход предполагает рассмотрение объекта как совокупность взаимосвязанных компонентов, его составляющих. Система образования, например, будет делиться на цели, содержание, формы, методы и средства реализации.

Комплексный подход

В теории и методологии науки нередко используется комплексный способ исследования. Для него характерно:

  • анализ комплексов как реально существующих объектов действительности;
  • определение сущностных особенностей имеющихся комплексов;
  • выявление сущности комплексного подхода на основе его взаимосвязи с системным подходом.

Комплексный подход зачастую понимается как часть системного. Так, "системность" относится к области познания объекта, а "комплексность" - к области управления объектом.

Рассматриваемый подход широко используется в методологии юридической науки. Так, для системы методов правовых дисциплин характерны следующие признаки:

  • полисистемность - обилие большого количества связей и элементов;
  • пронизанность общей целью или идеей;
  • функционирование ярко выраженного субъективного фактора;
  • принадлежность к сфере социальной ;
  • функционирование с возрастающей или максимальной эффективностью;
  • объединение в комплексе различных подсистем;
  • поиск ресурсов для совершенствования системы.

Комплексный подход, в отличие от системного, более практикоориентирован. Он широко применяется в методологии правовых наук - социологии и политологии.

Личностный и деятельностный подходы

Личностный подход широко используется в гуманитарных сферах. Например, в психологии он дает представления о деятельной, социальной и творческой сущности человека как личности.

Признание индивида в качестве продукта общественно-исторического развития не дает проникнуть личностным сведениям к человеческой натуре. Происходит ориентация на персону всего лишь как на цель, субъект и результат общественного развития.

Следующий подход именуется деятельностным. Деятельность - это базовое условие развития личности. Благодаря действиям реализуется целесообразное преобразование окружающего мира. В задачи исследователя входит выбор и организация деятельности того или иного субъекта. Изучается генезис источника, его эволюция и преобразование.

Деятельностный подход широко применяется в истории и методологии юридических наук. Это проявляется в разложении правовых норм на гипотезу (событие), диспозицию (условие) и санкцию (последствие).

Как личностный, так и деятельностный подход используется в гуманитарной области знаний. Методология науки и философии предполагает применение большей части инструментов в общественно-теоретических областях. Для естественных и технических наук уготованы строгие законы и четкие правила.

Гуманитарные подходы

Оставшимся подходам и методам научной методологии стоит дать краткий анализ. Так, довольно распространенным является содержательный подход. Изучаются сущности процессов и явлений, выявляется совокупность их элементов. Анализу подвергается взаимодействие между частями системы.

Большое распространение получил формальный подход. Он предусматривает извлечение из имеющихся процессов устойчивых и относительно неизменных явлений. Явления, в свою очередь, рассматриваются в "чистом" виде, вне связи с общим процессом. Рассматриваемый инструмент позволяет вскрыть устойчивые связи между элементами отдельного процесса. Например, в методологии истории и юридической науки формальный подход используется для выявления конкретных фактов - правовых или исторических.

В гуманитарной сфере широко применяется логический подход. Он позволяет рассматривать исследуемый объект в форме его теории. Метод использования логики помогает анализировать явление в точке его развития, которой оно достигло к определенному временному периоду.

Исторический подход применяется не только в исторической науке. Он широко используется практически во всех гуманитарных сферах. Рассматриваемый прием позволяет проследить за развитием той или иной научной области. Это поможет в формировании более четкой картины происходящего.

Последний подход именуется сущностным. Он нужен для выявления глубинных сторон изучаемого явления. Исследуются механизмы и движущие силы определенного феномена.

Соотношение научной и практической деятельности

Методология представляет собой сложную систему, используемую всеми существующими в мире науками. Она сочетает в себе как теоретические, так и практические аспекты деятельности. Самыми известными теоретическими методами являются дедукция и индукция.

Дедукцией называют способ исследования по принципу вывода частных положений из общей системы. Индукция - это формирование общей картины из множества частных явлений. Рассматриваемым явлением соответствуют понятия анализа и синтеза. Анализу соответствует индукция, а синтезу - дедукция.

Теоретические методы могут быть логическими, историческими, аксиоматическими и гипотетическими. Каждый из представленных инструментов сочетает в себе что-то из анализа и синтеза.

Методология может быть и практической. В данном случае речь идет о понятии эксперимента. В свою очередь, эксперимент бывает натурным и вычислительным. Натурный предполагает прямое взаимодействие с необходимым объектом, а вычислительный - взаимодействие путем применения разных формул и методик.

Философия и методология науки невероятно многогранны. Они сочетают в себе множество исследовательских инструментов, приемов и методик. Важно лишь, чтобы они соответствовали двум условиям: актуальности и эффективности.

План

1. Понятие, особенности, функции науки.

2. Этапы развития науки. Научные революции и смена типов научной рациональности.

3. Научная и философская картины мира. Структура научного знания. Закономерности роста научного знания.

4. Методы и формы научного познания.

Философия науки – это философская дисциплина, предметом которой является исследование науки как особой формы духовной деятельности общества. Философия науки изучает сущность науки, ее функционирование в системе общества, ее связь с иными видами духовной деятельности человечества.

Философия науки как направление философии представлена множеством концепций (логический позитивизм, критический рационализм), предполагающих ту или иную модель развития науки. Философия науки возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях научно-технической революции.

Наука в переводе с латинского означает «знание». Поэтому распространено понимание науки как системы знаний. Но наука имеет место там, где имеет место процесс создания нового знания. Наука – это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении. Целью науки является получение объективной истины. Научное познание основано на ряде принципов: объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности, критичности. Необходимо охарактеризовать эти принципы. Существует и вненаучное знание, в котором результаты не воспроизводятся и не предсказываются (паранаучное, донаучное, лженаучное, донаучное, антинаучное, псевдонаучное). Наука выполняет функции: а) культурно-технологическую; б) социальной регуляции; в) непосредственной производительной силы; г) описания, объяснения, предсказания; д) мировоззренческая и др. Основной функцией науки считается объяснительная функция. Научное знание характеризуется экстенсивным и интенсивным развитием, дифференциацией и интеграцией.

Наука – это не только система новых знаний, но и сложный социальный институт. В таком качестве наука возникла в ХVII в. и включает в себя: а) производство нового знания; б) доведение знания до их практического использования; в) подготовка научных кадров.

Отечественный ученый В.С. Степин выделяет три периода в развитии современной науки и три типа научной рациональности. Он выделяет классическую науку (ХVII в. – конец ХIХ в.), неклассическую (конец ХIХ в. – сер. ХХ в.), постнеклассическую (сер. ХХ в. по настоящее время). Подготовили рождение классической науки Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно. Классическая наука характеризуется механической картиной мира. Но, начиная с И. Канта, в науку начинают проникать диалектические идеи. Для неклассической науки доминирующим является представление о природе как сложной динамической системе. В постнеклассической науке мир предстает как сложная самоорганизующаяся система. Классический тип научной рациональности соответствует классической науке. В научном знании концентрируется внимание на объекте, элиминируя то, что относится к субъекту. Неклассический тип научной рациональности соответствует неклассической науке. В научном знании учитывается связь между знаниями об объекте и характером используемых средств. Постнеклассический тип научной рациональности учитывает соотнесенность научных знаний с ценностями и целями ученого. В постнеклассическом периоде развития науки возникают новые этические проблемы: в области биоэтики, генной инженерии, технологий клонирования, трансплантологии. Культ науки привел к утверждению в ХХ в. сциентистского мировоззрения. Антисциентизм исходит из негативных последствий научно-технической революции, он пессимистичен по отношению к возможностям науки. Необходимо дать характеристику этим направлениям.


Научная картина мира – это система общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания. Философская картина мира – это система наиболее общих философских понятий, принципов, концепций, которая дает на определенном историческом этапе представление о мире в целом. Данные картины мира взаимосвязаны друг с другом. Эта взаимозависимость проявляется в структуре научного знания. Научное знание включает в себя эмпирическое знание, теоретическое, идеалы и нормы исследования, научную картину мира, философские основания науки. Нужно дать характеристику структурных компонентов научного знания. Возникает вопрос: влияют ли социальные и культурные факторы на содержание научных идей?

В западной философии науки существует две точки зрения при ответе на этот вопрос: а) интерналисты (К. Поппер, И. Лакатос и др.) считают, что наука имеет свою историю независимо от социокультурного окружения. По К. Попперу, рост научного знания совершается благодаря постоянной смене теорий. Он выдвигает принцип фальсифицируемости: теория считается научной, если она может быть опровергнута на опыте. И. Лакатос вводит понятие «исследовательской программы»; б) экстерналисты (Т. Кун, Тулмин, Фейерабенд) утверждают, что только обращаясь к социокультурным факторам, можно объяснить развитие науки и научного знания. Т. Кун вводит понятие парадигмы, как признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения научному сообществу. Наука развивается путем смены парадигм через научную революцию. Фейерабенд выдвигает принцип пролиферации, размножения гипотез.

Важнейшим структурным компонентом организации процесса познания являются его методы. Метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта. Методы подразделяются на общелогические и научные. Общелогические методы присущи всему познанию в целом. Они используются как на обыденном, так и на теоретическом уровнях познания. К ним относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование. Эти методы используются и в научном познании. Но в научном познании принято еще выделять методы эмпирического уровня познания – наблюдение, измерение, эксперимент, и методы теоретического уровня – идеализация, формализация, моделирование, системный подход, структурно-функциональный анализ. Необходимо дать развернутую характеристику этим методам. Существуют и частнонаучные методы, представляющие собой системы сформулированных в императивной форме принципов конкретных научных теорий.

Большую роль в научном исследовании играет философия. Такие принципы, как принцип объективности, детерминизма, развития, системности и др. являются составной частью диалектического метода. Применение этого метода к научной деятельности является заслугой немецкой классической и марксистской философии. Система философских категорий (рассмотренных ранее: единичное, общее, причина, следствие, необходимость, случайность, сущность, явление, возможность, действительность) также выполняет методологическую функцию. Систему наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах называют методологией. Методы способствуют дальнейшему развертыванию и углублению знания.

Научное знание о предметах, явлениях материального и духовного мира, их свойствах выражаются в различных формах. Основными формами развития научных знаний являются: факт, теория, проблема, гипотеза. Факт – это достоверное знание о единичном. Фактом признается не всякий научный результат. Фактом становится лишь такое знание, в истинности которого может убедиться любой ученый, использовав научные методы в оговоренных условиях. Гипотеза – форма научного познания, представляющая собой научно обоснованное предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объектов и связях между ними, о причинах их возникновения и развития. Теорией называют обширную область знаний, описывающую и объясняющую совокупность явлений, дающую знание реальных отношений всех выдвинутых положений и сводящую открытые в данной области законы к единому объединяющему началу. Научная проблема – это вопрос, на который нет однозначного ответа в научном знании. Решение научной проблемы − это получение нового знания и постановки новой проблемы.

Контрольные вопросы

1. Каковы признаки научного знания?

2. Какие существуют точки зрения на время возникновения науки и этапы ее развития?

3. Каковы особенности и структура научного знания?

4. Охарактеризуйте типы научной рациональности (по В.С. Степину).

5. Какие существуют методы эмпирического и теоретического уровня научного познания?

6. Каким требованиям должны удовлетворять основные формы научного знания – факт, гипотеза, теория, проблема?

7. Какова структура научной теории?

8. Какова роль философии в научном исследовании?

1. Наука в современном понимании появилась: а) в I в. н.э.; б) в ХV в.; в) в VI в. до н.э.; г) в ХVII в.; д) в ХХ в.

2. Тип научной рациональности согласно, которому истинным является знание только об объекте научного познания, называется ……………………………….

3. Выделите уровни научного познания: а) чувственный; б) эмпирический; в) теоретический; г) рациональный; д) гносеологический.

4. Неклассическая наука развивалась: а) с VI в. до н.э. до XVII в.; б) с XVII в. до конца XIX в.; в) с конца XIX в. до середины XX в.; г) с середины XX в. по настоящее время

5. Механическая картина мира появилась: а) в XVII в.; б) в XIII в.; в) в XIX в.; г) в XX в.

6. Диалектизация современной науки предполагает: а) развитие представлений о структурности материи; б) внедрение идеи развития во все сферы научного познания; в) эволюцию взглядов на развитие науки; г) применение принципа историзма.

7. Сциентизм: а) провозглашает научное знание как наивысшую ценность культуры; б) обращает внимание на негативные последствия научно-технического прогресса; в) считает, что сущность мира принципиально непознаваема; г) полагает, что первичным является материя.


8. К общенаучным методам относятся: а) наблюдение; б) идеализация; в) дедукция; г) аналогия; д) эксперимент; е) системный подход; ж) формализация; з) аналогия; и) моделирование.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Прочитайте текст: «Древневосточная математика представляла собой совокупность правил вычисления, схем действия, которые всегда были ориентированы на применение к конкретным реальным объектам: площадям, объемам, множествам. Для формирования же математики как науки необходимо было найти особое пространство, в котором знание существовало бы как особого рода «идеальное бытие».

– Дайте комментарий этому тексту.

– Где впервые появляется подход к математике как науки?

2. Что представляют собой «философские основания науки»? Приведите примеры из своей области профессиональной деятельности.

3. Прочитайте текст: «Рост научного знания, согласно Попперу, совершается благодаря постоянной смене теорий, он является следствием того, что каждая новая теория ставит и решает новые, более сложные проблемы, то есть несет больше информации о мире (а потому обладает и большей фальсифицируемостью).

– Что представляет собой принцип фальсифицируемости Поппера?

– Насколько модель развития науки у Поппера соответствует действительному положению дел?

4. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготовлявших скрипки, не считаются научными и не включаются в систему науки?

5. Существуют ряд областей знания, которые претендуют на статус наук, однако не признаются таковыми. Каким требованиям научности не отвечают астрология, парапсихология?

6. Ответственна ли наука и ученые за негативные социальные и человеческие последствия научно-технического прогресса – таков центральный вопрос дискуссий в области этики науки.

– Какова степень влияния ученого на негативные последствия науки?

– Какова роль науки в предотвращении негативных эффектов?

– Возможно ли прогнозировать результаты научных исследований?

При ответе на данные вопросы можно использовать книгу: Йонас Г. Наука как персональный опыт // Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М., 2004.

7. Понятие «этос науки» было введено в оборот американским социологом Р. Мертоном, который понимал под этосом совокупность воспроизводящихся в науке норм и принципов. Ответьте на вопросы:

– какова природа этих ценностей?

– в какой мере они способны подчинить себе и трансформировать черты характера отдельного ученого, от которого может зависеть судьба научного открытия?

При ответе на данные вопросы можно использовать работу: Барбур И. Этика в век технологии. М., 2004. Также можно вспомнить образы ученых, созданные писателями-фантастами: «человек-невидимка» Г. Уэллса, инженер Гарин А. Толстого.