Возможности варианты обеспечения компьютерами учащихся начальной школы. Использование ноутбуков на уроках в начальной школе. Какие требования предъявляются к организации и оборудованию рабочих мест с пэвм для обучающихся в дошкольных образовательных учреж

Все ответы на часто задаваемые вопросы даются на основании СанПиН «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы (в редакции от 21.06.2016 г.)

Какое количество компьютеров должно быть в классе?

Площадь одного рабочего места пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м 2 , в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) – 4,5 м 2 .

При использовании ПВЭМ с ВДТ на базе ЭЛТ (без вспомогательных устройств – принтер, сканер и др.), отвечающих требованиям международных стандартов безопасности компьютеров, с продолжительностью работы менее 4 часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м 2 на одно рабочее место пользователя (взрослого и учащегося высшего профессионального образования). Раздел 3 пункт 4.

Можно ли сажать одновременно двух учеников за 1 компьютер?

Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста (пункт 4.16. Приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Какое расстояние должно быть между компьютерными столами?

9.1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.

9.4. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600–700 мм, но не ближе 500 мм с учётом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Какие требования предъявляются к размещению компьютерных столов в компьютерном классе?

6.1. Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

6.12. Общее освещение при использовании люминесцентных светильников следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении видеодисплейных терминалов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращённому к оператору.

Сколько времени могут работать дети за компьютером?

Согласно части 4 Приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Организация занятий с ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста»,

Для обучающихся в I–IV классах – 15 мин.;

Для обучающихся в V–VII классах – 20 мин.

Для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин.;

Для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин., на втором – 20 мин.

4.2. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня:

Для обучающихся I–IV классов составляет 1 урок,

Для обучающихся в V–VIII классах – 2 урока,

Для обучающихся в IX–XI классах – 3 урока.

4.3. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий.

4.4. Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).

4.5. Для обучающихся в старших классах при организации производственного обучения продолжительность работы с ПЭВМ не должна превышать 50% времени занятия.

4.6. Длительность работы с использованием ПЭВМ в период производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 50% продолжительности рабочего времени при соблюдении режима работы и профилактических мероприятий.

4.7. Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

Для обучающихся в II–V классах – не более 60 мин.;

Для обучающихся в VI классах и старше – не более 90 мин.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся II–V классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.

4.8. Условия и режим дня в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ в течение 2–4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам к устройству, содержанию и организации режима детских оздоровительных загородных учреждений или оздоровительных учреждений с дневным пребыванием в период каникул в городских условиях.

4.9. Занятия с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется проводить не более 6 дней в неделю.

4.10. Общую продолжительность занятий с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется ограничить:

Для детей 7–10 лет – одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 мин.;

Для детей 11–13 лет – двумя занятиями по 45 мин.: одно – в первой половине дня и другое – во второй половине дня;

Для детей 14–16 лет – тремя занятиями по 45 мин. каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня.

4.11. В оздоровительно-образовательных лагерях в период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью:

До 10 мин. для детей младшего школьного возраста;

До 15 мин. для детей среднего и старшего школьного возраста.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин., для детей 6 лет – 15 мин.

4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счёт времени, отведённого для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

4.15. Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.

4.16. Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста.

4.17. Занятия с ПЭВМ независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя или педагога.

Какие требования предъявляются к ученической мебели компьютерного класса?

Стол

9.5. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5–0,7.

Рабочий стул (кресло)

9.6. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

9.7. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Какие требования предъявляются к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в образовательных учреждениях?

К организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования предъявляются следующие требования (п.11 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03):

1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

2. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

Две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520–760 мм и вторая – для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надёжной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12–15 градусов);

Ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

Опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

Отсутствие ящиков;

Увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

11.3. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви в соответствии с таблицей приложения 4 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (обязательное):

ВЫСОТА ОДНОМЕСТНОГО СТОЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ПЭВМ

Рост учащихся или

студентов в обуви, см

Высота над полом, мм

поверхность стола

пространство для ног,

Примечание . Ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола.

11.4. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

11.5. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное её отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +/- 5 градусов, допустимое +/- 10 градусов.

11.6. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви и приведены в таблице приложения 5 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (обязательное).

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ СТУЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

Параметры стула

Рост учащихся и студентов в обуви, см

Высота сиденья над полом, мм

Ширина сиденья, не менее, мм

Глубина сиденья, мм

Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм

Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм

Высота линии прогиба спинки, не менее, мм

Радиус изгиба переднего края сиденья, мм

Угол наклона сиденья, град.

Угол наклона спинки, град.

Радиус спинки в плане, не менее, мм

Какие требования предъявляются к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях?

Согласно разделу XII «Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ для детей дошкольного возраста» (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» (в редакции от 03.09.2010 г.):

12.1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

12.2. Конструкция одноместного стола должна состоять из двух частей или столов, соединённых вместе: на одной поверхности стола располагается ВДТ, на другой – клавиатура.

Конструкция стола для размещения ПЭВМ должна предусматривать:

Плавную и лёгкую регулировку по высоте с надёжной фиксацией горизонтальной поверхности для видеомонитора в пределах 460–520 мм при глубине не менее 550 мм и ширине – не менее 600 мм;

Возможность плавного и лёгкого изменения угла наклона поверхности для клавиатуры от 0 до 10 град. с надёжной фиксацией;

Ширина и глубина поверхности под клавиатуру должна быть не менее 600 мм;

Ровную без углублений поверхность стола для клавиатуры;

Отсутствие ящиков;

Пространство для ног под столом над полом – не менее 400 мм.

Ширина определяется конструкцией стола.

12.3. Размеры стульев для занятий приведены в Приложении 6. Замена стульев табуретками или скамейками не допускается.

12.4. Поверхность сиденья стула должна легко поддаваться дезинфекции.

Приложение 6 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (обязательное)

РАЗМЕРЫ СТУЛА ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ПЭВМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Параметры стула

Размеры, не менее, мм

Высота сиденья над полом

Ширина сиденья

Глубина сиденья

Высота нижнего края спинки над сиденьем

Высота верхнего края спинки над сиденьем

Высота прогиба спинки

Радиус изгиба переднего края сиденья

СанПиН "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы" (в редакции от 21.06.2016 г.)

Использование компьютерных технологий в начальной школе.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

    развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

    развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

    активизировать познавательную деятельность учащихся;

    овладевать практическими способами работы с информацией;

    проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Большинство разработок в области ИКТ посвящено электронным учебным пособиям. Учителя, которые на уроках применяют электронные учебные материалы, демонстрируют целый ряд положительных тенденций, а именно:

    уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся;

    повышение активности и инициативности школьников;

    положительную динамику мотивации учения;

    формирование навыка использования новых информационных технологий для самообразования школьников.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях.

Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:

1. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Он помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.

2. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

3. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка.

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.

Введение

Изобретение компьютера несет человеческому обществу кардинальные изменения. Но само по себе изобретение еще не означает каких-то перемен. Последствия применения изобретений определяются тем, с какой целью и каким образом они используются. Поэтому считается, что использование компьютера на уроках без реорганизации учебного процесса нецелесообразно. Реорганизация учебного процесса, связанного с применением компьютера на уроках называется информатизацией учебного процесса.

Итак, мы рассмотрим:

  1. возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса;
  2. возможные варианты применения компьютеров в школе и на уроках учителями;
  3. какие навыки необходимо приобрести обучающимся и учителям предметникам для использования компьютера на уроках. 1. Зачем использовать компьютер на уроках
  1. Компьютер в современном производстве

Развитые страны переходят к информационному обществу. Характерным для этого общества является увеличение доли информационной составляющей в общественно-полезном труде и совокупной стоимости продуктов с одновременным уменьшением количества затраченных материальных, трудовых и энергетических ресурсов.

Современное производство основано на повсеместном использовании информационных технологий - компьютеров, программ, средств хранения и передачи информации и т. д., что позволяет оперативно отслеживать изменения в качестве продукции и принимать взвешенные решения на каждом рабочем месте.

Естественно, школа должна готовить выпускников к работе в условиях современного производства - использованию информационных технологий в процессе производственной деятельности. Причем главное в этом использовании заключается не в умении нажимать на кнопочки компьютера и работать с разными программами, а в умении работать с информацией, проводить анализ информации, принимать взвешенные решения, доводить принятые решения до конечного результата и т. д.

1.2. Почему обучающимся нужно применение компьютеров на уроках

Процесс перехода к информационному обществу называется информатизацией. Школа для соответствия современному производству также должна перейти к обучению на основе использования информационных технологий. Обучающемуся необходимо предоставить возможность поучаствовать в применении и в создании современных технологий производства. Сколько бы ни рассказывали ученику о них на уроках информатики, этого будет мало, если в повседневности он не видит этого на других уроках, если сам не участвует в создании информационных технологий. Поэтому задачей информатизации образовательных учреждений является не только организация обучения информатике, но и разворачивание повсеместного применения информационных технологий на других предметах, ориентация кабинета информатики и деятельности учащихся на обслуживание такого применения.

1.3. Почему учителям необходимо осваивать применение компьютера на уроках

Применение информационных технологий позволяет значительно повысить качество усвоения знаний обучающимися, улучшить наглядность подачи материала учителем, повысить эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания, интенсифицировать обучение.

Применение компьютеров на уроках повысит уважение и доверие к школе в глазах обучающихся, улучшит дисциплину и успеваемость.

Одним из важных этапов проведения информатизации школы является этап формирования знаний, мнений и убеждений каждого учителя-предметника в реальности перехода к обучению на основе применения информационных технологий уже сегодня в каждом предметном кабинете, в каждой школе.

Успех в реализации любого дела во многом зависит от того, с какой точки зрения смотреть на данный вопрос и на себя относительно выполняемого дела. Либо это ещё одна обязанность, ещё одна ответственность или это приобретение дополнительной возможности по реализации своих жизненных планов, ещё одна степень приобретаемой свободы, профессиональный рост, сближение с обучающимися, повышение авторитета в их глазах, совместный с обучающимися творческий процесс, наличие опорного конспекта па экране компьютера, систематизация методического материала в виде электронных опорных конспектов, открывающиеся возможности по использованию опыта других и т. д. В общем, этот разговор можно продолжать и продолжать - так много дополни-тельных возможностей открывает учителю использование компьютера на уроке. Все определяется желанием учителя. Поэтому каждому педагогу предстоит найти свой интерес в этой области, попробовать углубиться в данную тему, попробовать поиграть в неё и, отбросив сомнения, подумать вместе с учащимися.

Многие из нас считают, что для нашего предмета это не применимо, да и учиться пользоваться компьютером поздновато, но накопленный нами опыт, пусть совсем небольшой – показывает, что использование элементов информационных технологий доступно каждому учителю! (пример «Окружающий мир» 4 класс). Может, стоит даже объединить усилия педагогов, для более успешного освоения информационных технологий, и, прежде всего, для преодоления психологического барьера.

2. Использование компьютера в школе

2.1. Этапы информатизации школы

Компьютер начали использовать в школах Кемеровской области с 1986 года для усовершенствования учебного процесса на основе использования информационных технологий. В решении этой задачи выделяют несколько этапов:

1. Компьютеризация школ - введение предмета информатики - изучение компьютера.

2. Использование компьютеров для преподавания других предметов.

3. Переход к обучению по всем предметам на основе использования информационных технологий.

4. Модернизация содержания образования на основе использования информационных технологий.

До настоящего времени большинство школ решало задачи первого этапа. И лишь в немногих школах компьютер использовался для преподавания других предметов.

В связи с этим Министерство образования Российской Федерации осенью 2002 года по всем органам управления образованием РФ разослало письмо «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях», в котором рекомендовало: принять срочные меры по увеличению времени использования компьютеров при обучении другим предметам, организовать доступ к использованию компьютерной техники во внеучебное время.

Если говорить о нашей школе, то можно сказать, что мы находимся на очень ответственном втором этапе, и дальнейшее продвижение в данном направлении зависит от всех педагогов.

2.2. Возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса

Применение компьютера в учебном процессе позволяет в значительной степени повысить эффективность деятельности всех участников образова-тельного процесса.

Подготовка к уроку

На этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:

* создания компьютерной модели плана-конспекта урока,

темы, курса в целом;

* максимально целесообразно располагать материал;

* обеспечивать основной материал дополнительной информацией;

*подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

Проведение урока

На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

* экономить время;

* красочно оформлять материал;

* повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;

* повышать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;

* индивидуализировать обучение;

* концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;

* в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;

* самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.

Методическое осмысление

На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности:

* аккумулировать совместные усилия учителей;

* развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;

* систематически накапливать материал;

* повышать мотивацию преподавания и обучения.

Проверка

Экранные иллюстрации к уроку можно дополнить различным по дидактическому назначению раздаточным материалом, который в любой момент можно распечатать в нужном количестве, раздать обучающимся, а затем в считанные минуты проверить.

В целом компьютер предоставляет учителю свободу постоянного экспериментирования с целью улучшения методики преподавания. Уроки в компьютерном классе могут быть яркими, интересными, запоминающимися.

Доступ к большому количеству информации

Отдельного упоминания заслуживает обеспечение при помощи компьютера доступа к большому объёму учебной информации. Только на одном лазерном диске размещается до 1 миллиона страниц текста, что соответствует нескольким тысячам книг. Но таких дисков в каждой школе может быть больше тысячи. Следовательно, каждая школа может иметь в электронном виде несколько миллионов книг. Примерно такое количество книг было написано за всю историю человечества. Это позволяет выровнять возможности школ относительно доступа к учебной информации.

Сохранение информации

На компьютере можно прослушивать музыкальные диски, радио, смотреть телевизионные передачи и демонстрировать полноценные художественные фильмы с качеством изображения и звукового сопровождения лучше, чем на обычных телевизорах.

Понравившаяся нам информация может быть сохранена на компьютере в электронной форме. Для этого используется ввод информации с внешних устройств через звуковую карту при помощи сканера или видеоадаптера. Специальная программа позволяет распознавать текстовую информацию.

Обратная связь

Следующим важнейшим дидактическим свойством компьютера является возможность организации при его помощи обратных связей между участниками учебного процесса.

Во многих школах усилиями обучающихся и учителей информатики создаются специальные программы, позволяющие проводить различные варианты опроса. Они имеют простой интерфейс, поэтому при помощи учащихся или учителя информатики Вы быстро научитесь пользоваться ими.

Фиксация результатов тестирования, устного опроса на различных стадиях урока, результатов голосования по тому или иному поводу позволяет получить данные о количественной стороне обучения в самом процессе урока и использовать их на этом же уроке. Такая возможность позволяет улучшить качество деятельности всех участников учебного процесса и их мотивацию к использованию компьютера на уроках.

Так в начале урока учитель может предложить обучающимся оценить свою готовность к уроку, а затем, просматривая тетрадки с домашним заданием, выставить ученикам предварительную оценку. Учитель вводит данные в компьютер, и на мониторе отображается в красочной форме в виде диаграмм и графиков степень готовности класса и каждого из его учеников, высвечиваются данные в сравнении с прошлыми уроками и в сравнении с другими классами. В процессе демонстрации учитель обращает внимание на проявленные закономерности. Например, что Иванов, как всегда, не преодолел барьер в 3 балла, зато Петров опустился ниже 4, а общая, заявленная классом готовность к уроку все больше соответствует оценке учителя. Для проведения опроса в классе можно провести тестирование, используя тесты с вариантами ответом, как на компьютере, так и на бумаге, а результаты тестирования занести в компьютер. Скажем, если в тесте 5 вопросов, то на каждого учащегося надо ввести пять символов. Достаточно будет одной-двух минут для ввода результатов тестирования класса.

После объяснения нового материала точно также можно провести тестирование и оценить результат учебного процесса (пример, журнал для каждого учащегося по математике, который учитывает даже все неудавшиеся попытки решения).

В конце урока интересно будет попросить обучающихся выставить оценку всему уроку. Пусть каждый ученик ответит на вопрос «Насколько оправдались мои ожидания от урока?» в виде оценки, допустим, по 10-балльной шкале. Полученная оценка будет интегрированной. На неё будет оказывать влияние множество факторов: предыстория ведения предмета и степень готовности обучающихся и учителя к уроку, эффективность их работы и степень усталости после предыдущего урока по другому предмету и т. д.

Анализ зависимости этой оценки от различных факторов может выявить её корреляции с различными событиями в классе, школе, данной местности и в семьях учеников. Наличие базы с учебными данными позволяет развернуть в школе бесконечное количество исследований. Объектами таких исследований являются сами участники учебного процесса, их оценки, учебный процесс в целом и процедура его оптимизации. Можно сказать, что объектом исследования является сама школьная жизнь, в которую зачастую проникает и внешняя, относительно школы, среда.

Анализ результатов обратных связей позволяет выявить различные особенности, как отдельных учеников, так и класса в целом, организации учебного процесса разными учителями, учебного материала и методов его преподнесения, используемых заданий, тестов, задач. Позволяет выбрать лучших и обратить внимание на отстающих, выявить возможные причины их отставания (по корреляциям с различными факторами, предположим, с днями болезни, с достатком семьи, уровнем образования родителей, посещаемости родительских собраний и т. д.). Кроме этого, можно будет отсеять слишком легкие и слишком сложные (а может, и ошибочные) задания. В целом, учитель получает инструмент для бесконечного совершенствования учебного процесса. При этом без использования компьютера о каком-либо сопоставимом совершенствовании учебного процесса и говорить не приходится.

2.3. Модели использования компьютеров на уроках

В Концепции информатизации сферы образования были приведены некоторые модели использования компьютеров в школе.

Изучение

Модель изучения предназначена для освоения компьютера, пользовательского интерфейса, программ. Происходит освоение инструмента, орудия труда. Модель характеризуется непосредственным общением с компьютером с целью последовательного выполнения действий и проверки правильности реакции программного обеспечения. Модель имеет вспомогательное значение как подготовительный этап, обеспечивающий возможность реализации других моделей использования компьютера. В нашей школе эта модель используется, прежде всего, на уроках информатики.

Существование

В последние годы все большее практическое значение приобретают программные средства, реализующие некоторые искусственные среды методом моделирования или созданием виртуальной реальности. Используются также средства мультимедиа. При этом обучающийся воспринимает эту искусственную среду как реальность, в которой он некоторое время существует. Назначение таких программных средств может быть различным. Наиболее часто эта модель реализуется в компьютерных играх, тренажерах.

Модель существования имеет большое значение, поскольку обладает наибольшей силой воздействия на учащегося. Реализуется модель при непосредственном общении обучающегося с компьютером. В качестве одного из вариантов учебного применения могут быть использованы созидательные игры, реализующие макроэкономические и социальные модели.

Управление собственной информацией

Модель управления собственной информацией реализуется, когда в результате работы с компьютером обучающийся накапливает некоторые материалы, требующие специального внимания в смысле организации хранения, обновления и т. д. В простейшем варианте модель управления собственной информацией реализуется при создании учащимися собственных подкаталогов с результатами своей деятельности: текстов, графиков, таблиц и т. п. Эта модель уже успешно используется учащимися старших классов и многими педагогами.

Творчество

При достаточном овладении компьютером как инструментом (модель изучения), учащийся может быть поставлен в ситуацию творчества. Компьютер в значительной степени снижает трудоемкость написания сочинений, позволяет оформить создаваемые тексты с высоким полиграфическим качеством. Создание компьютерных рисунков и программирование также можно рассматривать как творчество. Процесс творчества требует специальной атмосферы, которой трудно добиться на уроке, тем более в ситуации, когда количество компьютеров ограничено и все обучающиеся должны делать одно и то же.

Обучающиеся нашей школы используют эту модель, как правило, для выполнения рефератов. К сожалению, чаще это сводится только к механическому копированию информации из энциклопедии Кирилла и Мефодия. Стоит ли в этом обвинять информационные технологии? Может стоит подумать об общих требованиях к реферату? М/О естествознания и

уже выработали такие требования в этом учебном году. Надеемся, что это принесет положительные результаты. Хочется привести еще один пример подготовки к сообщениям (Антон Тарасов по литературе об Александре Невском). Учащимся проще работать по шаблону, не проявляя ни какой инициативы, творчества – так проще. В таком случае здесь на помощь могут прийти информационные технологии, а наша задача суметь заинтересовать и научить ребят работать творчески. В этом году планируется провести эксперимент по использованию методов проектов на уроках химии в 9 классе, интегрируя их с уроками информатики.

Проектная деятельность

Отдельного обсуждения заслуживает организация проектной деятельности учащихся при помощи компьютера. В основу этой модели положен хорошо известный в педагогике метод проектов.

Одним из основных противоречий современной школы является несовпадение педагогических целей, стоящих перед учителями, и целей, к которым стремятся обучающиеся. Низкая значимость педагогических целей для учащихся не способствует повышению их мотивации и приводит к общему уменьшению интереса к учебе и, как следствие, к снижению успеваемости.

Повысить мотивацию можно путем формирования значимых для учащихся целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями. В этом случае достижение собственно педагогических целей становится средством достижения целей, искусственно поставленных перед учащимися.

Представляется достаточно вероятным, что это известное в педагогике положение может обрести новую жизнь в связи с появлением возможности использования в школе информационных технологий на основе вычислительной техники.

Овладевая методом проектов, учитель сосредотачивает свое внимание на педагогических вопросах, на планировании изменений учебно-воспитательного процесса. Использование информационных технологий здесь приобретает вспомогательную роль обеспечения планируемых изменений. Поскольку проектная деятельность подразумевает наличие различных ролей у участников, использование компьютера становится эпизодическим, осуществляемым по мере необходимости в соответствии с распределением ролей между учащимися. Однако из-за высокой мотивации учащихся можно, по крайней мере, быть уверенным, что все они заняты делом. Но усложняется оценка учебных достижений каждого ученика. Чтобы избежать этой сложности, планирование оценочных процедур должно осуществляться на этапе проработки проекта. Очевидно, что в зависимости от содержательного наполнения проекта может быть реализована любая из методологических моделей использования информационных технологий, кроме модели изучения.

Проектно-групповая модель будет реализована при использовании нескольких компьютеров и даже при одном компьютере в школе. Некоторые из проектов вообще не требуют наличия компьютера в классной комнате, при этом оказывается информатизированным именно учебный процесс, а не вспомогательная операция изучения самого компьютера.

Общение

Современные компьютерные сети реализуют функцию передачи сообщений между их пользователями. В последние годы они превратились в значимый элемент человеческой культуры, который не может быть реализован другими средствами передачи сообщений на расстояние (почта, телефон, телеграф, факс). В компьютерных сетях вместе с простым общением на бытовом уровне могут быть реализованы образовательные проекты, содержащие помимо материалов учебного назначения также и специфические для телекоммуникаций элементы мотивации учащихся. Эти средства позволяют также осуществлять дистанционное обучение с реализацией метафоры виртуальной классной комнаты.

Удачными учебными мероприятиями являются сетевые телевикторины, в которых используется информация из разных географических мест. Например, телевикторина по биологии. Каждая команда готовит вопросы по своему региону, отвечает на все вопросы других команд и выставляет им оценки за ответы и вопросы. Затем подводится итоговая оценка. За 2-3 месяца проведения мероприятия каждому учащемуся (в командах бывает по 6-10 человек) приходится изучить и активно переработать свыше 1 000 страниц текстовых сообщений от других участников. Это не считая того, что для написания ответа необходимо изучать специальную литературу. В условиях обычного обучения объём активно перерабатываемого текста обычно на 2 порядка меньше.

Такие сетевые мероприятия нуждаются в специальной подготовке. В сети Интернет ведется специализированный информационный ресурс «Педсовет по средам», в котором размещается информация о проведении таких мероприятий. Любая школа может принимать в них участие, предлагать свои сценарии и проводить подобные мероприятия.

Такая модель использования компьютеров, при наличии полного комплекта проектов для всех учебных тем, могла бы стать базовой в учебном процессе.

Просмотр

Обучающийся, умеющий работать на компьютере, зачастую начинает не с реализации поставленной перед ним задачи, а со знакомства с содержимым компьютера. Он просматривает каталоги, запускает заинтересовавшие его программы и просматривает файлы, представляющие для него интерес.

Аналогом этой деятельности может служить просмотр книг при свободном доступе в библиотеке. Модель реализуется и для удовлетворения собственного любопытства, и как метод поиска информации. При этом может быть так, что человек, осуществляющий этот поиск, не знает, что он ищет. Просто идет ознакомление с содержанием новых (незнакомых) массивов информации, добывание информации.

Добывание информации

Эта модель выделена как самостоятельный способ взаимодействия с компьютером, поскольку для целенаправленного поиска информации используются другие программные средства, а не те, которыми реализуется модель просмотра. Модель добывания информации может быть реализована при учебном использовании электронных энциклопедий и путеводителей, например, при подготовке рефератов и докладов. Эта модель очень доступна и реально осуществима, но используется больше дома (энциклопедия Кирилла и Мефодия), а не в школе, где гораздо больше возможностей.

Обучение по лазерным мультимедийным дискам

Существует ряд фирм, занимающихся производством мультимедийных обучающих программ. Есть диски и по многим школьным предметам. Теоретически обучение по мультимедийным лазерным дискам должно быть гораздо более эффективным, чем стандартное, поэтому школу ожидают очень большие изменения в ближайшее время. Но на разработку таких обучающих программ нужны средства (до 10 тыс.$), специалисты (до 10 человек на диск) и время (до 1 года). Наладить такое производство может позволить себе только государство. Для этого развернута федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной сети на 2002-2005 годы». Пока среди имеющихся сегодня на рынке электронных учебных средств в виде мультимедийных лазерных дисков очень мало полноценных учебников, соответствующих современной школьной программе. Так в рамках компьютеризации сельских школ было отобрано только 27 полезных для учебного процесса дисков, из которых лишь некоторые могут напрямую использоваться на уроках. Однако их можно использовать фрагментарно, либо при подготовке учителя к уроку, либо для получения дополнительной информации.

В нашей школе имеется более шестидесяти дисков, из них мультимедийных, электронных учебников. Наиболее широко они использовались педагогами естественного цикла, математиками, учителями начальных классов. (более конкретные примеры).

Контролирующие программы

Контролирующие программы применяются для получения обратной связи. Эта модель, оснащенная средствами статистической обработки, позволяет разрабатывать идеальные модели участников урока и реорганизовывать учебный процесс. Отдельное применение контролирующих программ в виде тестов имеет ряд ограничений, ведь ни для кого не секрет, что подобное тестирование может выявить лишь уровень знания фактов, но никак не умение их анализировать (что для всех гуманитарных дисциплин как раз и является главным). Вопросы, формулируемые учителем для пользователей, вовсе не должны предполагать немедленных ответов, правильность которых будет проверять машина. Их цель - задать направление анализу, стимулировать самостоятельные размышления для последующей работы.

Эта модель чаще используется на уроках географии, биологии, химии, и информатики.

3. Подготовка педагогических кадров

Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагогов, требует существенной перестройки в их работе, значительных начальных усилий для повышения самостоятельности учащихся, создания на занятиях атмосферы творческого поиска и делового сотрудничества.

Педагогическое освоение новых информационных технологий включает в себя:

  1. овладение основами необходимых знаний и накопление личностного опыта их практического использования;
  2. общекультурную и методическую подготовку по их использованию в учебном процессе;
  3. приобретение педагогических навыков эффективного использования компьютеров, их периферийных устройств и других средств информатизации, создание библиотек электронных учебных средств и справочников, ведения архивов.

4. Использование компьютерной базы в МООУ «Санаторная школа-интернат №64»

В настоящее время можно говорить, что в нашей школе достаточно эффективно используется компьютерная база, а именно:

  1. Создана компьютерная база;
  2. Создана и продолжает развитие школьная медиатека;
  3. Доступ к образовательным ресурсам в Интернет;
  4. Создается система использования компьютеров в преподавании учебных дисциплин;
  5. Доступ к средствам ИКТ и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам школы (познавательная и развивающая деятельность учащихся, разработка методик уроков, подготовка методических материалов, отчетной и диагностической документации, материалов для учебных и общественных мероприятий и т.д.).

Заключение

Понятно, что модернизация современной школы должна быть основана на проведении ее информатизации, что на основе применения информационных технологий возможно существенное улучшение качества обучения.

Жизнь начинает меняться все быстрее и быстрее. В основе этих изменений лежит сегодня информатизация производственной и бытовой сфер. Каждый из нас и коллектив в целом вынуждены меняться. Процесс осознания развивающейся ситуации – это тоже информатизация. Никакие информационные технологии не сделают это за нас, они только помогают нам осознавать себя и ситуацию в целом. Поэтому первые шаги не требуют ни какой дополнительной вычислительной техники.

Каждому из нас необходимо определяться, кто он есть на самом деле, кем он был до этого, кем он хочет быть завтра и что для этого нужно сделать. Любой может выступать как двигателем модернизации учебного процесса, так и его тормозом. Качество учебного процесса в целом зависит от всех участников.


ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по ТСО

Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе

Студент группы 9-ФИ-51

Миронов Е.Н.

Череповец

Использование компьютера в учебно-воспитательной деятельности.

Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.

Язык программирования должен быть удобным для описания условия и анализа задачи, планирования ее решения, включая составление программы, чтобы решение задач с помощью компьютера, с одной стороны, способствовало развитию мышления, а с другой - не вызывало дополнительных трудностей. Язык должен быть удобен для общения человека с компьютером.

Если компьютер используется только как средство учебной деятельности, то его функции мало чем отличаются от тех, которые он выполняет в рамках других видов деятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.

Выполнение функции обучения - наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении.

Задачи применения компьютера в обучении:

1. обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2. обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3. повышение наглядности учебного процесса;

4. поиск информации из самых широких источников;

5. моделирование изучаемых процессов или явлений;

6. организация коллективной и групповой работы.

По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды.

Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами или художниками.

Большими возможностями обладают программы, которые реализуют проблемное обучение. В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют формированию умения принимать решения в различных обстоятельствах.

Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности.

Нередко в одной программе соединяются несколько режимов (обучения, тренировки, контроля). Работая в режиме обучения, программа выводит на экран дисплея учебную информацию, задает вопрос на понимание предложенной информации. Если ответ неверен, машина или подсказывает, как найти правильный ответ, или дает ответ и задает новый вопрос. В режиме тренажера выводятся только тексты вопросов, при ошибочном ответе идет комментарий; результаты ответов не запоминаются, время их обдумывания не ограничивается. В режиме контроля варианты заданий подбираются компьютером, время обдумывания ограничивается, результаты ответов фиксируются, при ошибке дается правильный ответ и комментарий. По окончании выводится список тем, по которым была допущена ошибка и которые стоит повторить, ставится отметка.

Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.

Способы использования компьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом и группами, и индивидуальная работа. Перечисленные способы обусловлены не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Так, если в классе имеется только компьютер учителя или если учитель ставит перед собой задачу организации коллективной работы по поиску решения задач, постановки проблемы и т. д., он организует работу класса на основе учительского компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся с компьютером.

В педагогическом процессе выбор способа использования компьютера стоит в прямой зависимости от дидактической задачи.

Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применении:

психологический - как повлияет данная программа на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;

педагогический - насколько программа отвечает общей направленности школьного курса и способствует выработке у учащихся правильных представлений об окружающем мире;

методический - способствует ли программа лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику заданий, правильно ли методически подается материал;

организационный - рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.

Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.

Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:

а) адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);

б) многотерминальность (одновременная работа группы пользователей);

в) интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);

г) подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.

Компьютеры во многом способны решать те же методические задачи, что и традиционные ТСО. Но в условиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной и быстродействующей технике. Компьютер реализует обучение в диалоговом (ТСО - учащийся) режиме. Компьютеризованные учебные материалы (учебные компьютерные программы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.

Это обусловлено спецификой компьютеракак нового вида ТСО, которая состоит в следующем.

1. Значительный объем памяти современных компьютеров, что позволяет хранить и оперативно использовать большие массивы
учебной информации (формулировки заданий, тексты, упражнения, примеры и образцы, справочную - корректирующую и консультирующую - информацию, разнообразные ремарки - реакции на те или иные действия учащегося).

2. Высокое быстродействие компьютера (сотни тысяч операций в секунду). Это позволяет значительно повысить реактивность данного вида ТСО. В среднем скорость реакции ЭВМ на запрос или ответ учащегося составляет 1-3 секунды.

3. Способность анализировать ответы и запросы учащихся.

4. Диалоговый режим связи учебного материала (компьютерной программы) с обучаемым, который ведется, имитируя некоторые функции преподавателя. Только компьютер способен осуществить столь разнообразную по форме и содержанию связь с обучаемым (информативную, справочную, консультирующую, результативную, вербальную, невербальную - графика, цвет, звуковая сигнализация).

5. Наличие обратной связи, т. е. возможность осуществления коррекции самим обучаемым с опорой на консультирующую информацию. Консультирующая информация выбирается из памяти компьютера либо самим учащимся, либо на основе автоматической диагностики ошибок, допускаемых учащимся в ходе работы. Способ предъявления подобного рода информации зависит от типа учебной компьютерной программы.

6. Адаптивность. Компьютеризованный урок проходит с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Проработка (изучение, тренировка, повторение и контроль) одного и того же материала может осуществляться: с различной степенью глубины и полноты,
в индивидуальном темпе, в индивидуальной (часто выбираемой самим учащимся) последовательности.

7. Возможность в автоматическом режиме проводить многофакторный сбор и анализ статистической информации о работе класса, получаемой в процессе компьютеризованного занятия, без нарушения естественности протекания урока. При этом компьютер способен фиксировать достаточно большое количество параметров:

· время, затраченное учащимися на работу со всей программой, группой заданий или с каким-либо конкретным заданием или упражнением;

· количество верных/неверных ответов и их систематизация;

· количество обращений к справочной информации, а также характер наиболее часто запрашиваемой помощи теми или иными группами обучаемых;

· количество попыток при выполнении заданий.

Эти данные помогают учащемуся внести коррективы в свою учебную деятельность, а преподавателю - выработать индивидуальный, подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом.

Проблема включения компьютера в процесс обучения связана не только с материальными возможностями того или иного образовательного учреждения, но и с решением вопроса о возрасте, с которого ребенок начинает осваивать компьютер. Обучение работе с ПК и мультимедийными технологиями с 9-10-х классов практически перечеркивает все дидактические возможности использования компьютера в учебно-воспитательном процессе на более ранних этапах. Например, в детских садах, где применять компьютер может только воспитатель, компьютер практически превращается почти в обычное техническое средство с несколько более расширенными возможностями. Приобщать детей к компьютеру, видимо, целесообразно с дошкольного возраста, но нельзя допускать, чтобы даже более раннее введение информатики замыкалось на изучении самого компьютера и принципов его работы. Необходимо формировать информационную культуру учеников, позволяющую им использовать компьютерные технологии при изучении всех школьных дисциплин, во внеурочной и досуговой деятельности. Школьники должны научиться оценивать ресурсы компьютерной техники и различать реально возможное и целесообразное в ее использовании.

Многие авторы программ по информатике считают, что на начальном этапе обучения надо прежде всего развивать мышление, способное воспринять логику машинных программ. «Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей)» 1 . В связи с такой точкой зрения появилось много программ, методических разработок развивающих занятий, книжек-раскрасок и других материалов, предназначенных для развития логического и алгоритмического мышления дошкольников и младших школьников.

В указанном выше сборнике программ есть и специальная программа для детей 5-7-х классов по алгоритмике, преследующая подобные же цели (авторы С. К. Ландо, А. Л. Семенов). «Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата» 2 .

В начальной школе, как это вытекает из сказанного, необходимо научить детей элементарным умениям пользования компьютером и развивать у них алгоритмическое мышление.

Среди тех программ для детей, которые направлены не только на их развлечение, но и на развитие, можно выделить несколько программно-методических комплексов или обучающе-развивающих программ. Первыми для персональных компьютеров появились интегрированные пакеты Роботландия и КиД (Компьютер и дети). Система Роботландия ориентирована на детей, начинающих изучать персональный компьютер, на младшую возрастную группу (обычно это начальная школа). Дети учатся управлять универсальным роботом, развивая алгоритмическое мышление и вырабатывая простейшие умения и навыки работы с компьютером. Роботландия снабжена методическими материалами для учителя. Вторая система - КиД, так же как и программы фирмы «Никита», включает в себя обучающе-развивающие игры. Смысл игр заключается в том, чтобы научить детей алфавиту, счету, простейшим математическим операциям. Так, система КиД применяется в основном для компьютеров с микропроцессорами до Репйшп и ориентирована на операционную систему Dos, но в Ассоциации КиД продолжается разработка новых программных продуктов, пригодных для использования не только с дошкольниками, для которых они первоначально были созданы, но и в начальной школе. Фирма «Никита» выпускает игры, которые имеют обучающе-развивающий подтекст и ориентированы как на операционную систему Dos, так и на Windows. Примерами могут служить программа «День рождения» - игра о дне рождения Винни Пуха, в которой разбираются простейшие слова английского языка; или программа «Волшебный сон», мультимедийная игра-сказка с различными встроенными мини-играми, направленными на освоение музыкальных нот, простейшего графического редактора, шарад, головоломок и т. д.

Во всех подобных программах вводится на игровом материале понятие исполнителя. В составе программного обеспечения имеется несколько компьютерных моделей-исполнителей - «робот», «черепаха», «чертежник» и др. - с различными функциями, наборами команд и областями применения.

Занятия с черепашкой преследуют цели:

а) развивать у детей представления о способах движения человека в пространстве;

б) подвести учащихся к знакомству с планированием при составлении программы, редактированием, исправлением ошибок как неотъемлемой и очень важной частью процесса учения.

Язык данной программы Лого важен не в качестве языка программирования, а как средство развития личности, познания мира. Ребенок учится анализировать любую проблему, относиться к любой ошибке не как к катастрофе, а как к тому, что следует найти и исправить. Черепашка позволяет детям наиболее естественным путем осваивать пространство и движение, развивать умения и навыки, необходимые для анализа содержания и структуры исходных данных. Учащиеся, освоив непосредственный и программный режимы работы с черепашкой, получают представление об алгоритме как организованной последовательности команд. Такая деятельность формирует у детей умения и навыки, необходимые для решения задач, требующих продуманной последовательности действий, анализа содержания и структуры исходных данных. Работая с Лого, дети учатся создавать процедуры, записывать их на диск и вызывать с диска, находить и исправлять ошибки в программе, конструировать из простых геометрических фигур сложные, осваивают такие элементарные понятия, как программирование, выполнение операций и др. В процессе обучения происходит адаптация ребенка к компьютерной среде, изучение элементарных основ компьютерной грамотности.

Язык Лого был разработан американским ученым Сеймуром Пейпертом в 80-х годах совместно с коллегами в качестве конструктивной среды обучения детей начальной школы. Концепция Лого: ребенок обучается различным учебным предметам, обучая черепашку. Некоторые разновидности черепашек обладают способностью изменять свой внешний облик, превращаясь во что угодно, по выбору их создателя. В средах Лого, населенных большим количеством черепашек, создаются сложные мультипликационные картины и игры. Дальнейшим развитием стала программа LogoWriter, содержащая возможности редактирования текста. В середине 80-х годов появился новый продукт в этой серии – Lego Logo. Это система, в которой Лого сопрягается с блоками конструктора «Лего», оснащенными двигателями, датчиками и приводами. Дети, выстроив из них робота, машину, другое техническое устройство или животное, начинают им управлять. Они могут исследовать поведение искусственных организмов в различных средах обитания и их взаимодействие с другими существами.

Школьники 4~5-х классов с помощью этой среды могут не только ознакомиться в игровой форме с основами геометрии и алгоритмического мышления, но и освоить нотную грамоту, что при обучении традиционными способами вызывает большие трудности.

В середине 90-х годов появился еще один продукт из серии Лого -ЛогоМиры (МicroWorlds) (русская версия разработана Институтом новых технологий образования). ЛогоМиры содержат множество дополнительных средств: инструменты рисования и черчения, редактор форм, устройства для сочинения музыки и импортирования графики и звука, возможность многозадачного режима работы, что позволяет создавать мультимедийные проекты, игры и имитации, мультипликационные сюжеты с двумя и более действующими лицами. Система StartLogo является версией Лого, использующей в широких масштабах параллельные процессы: тысячи черепашек могут функционировать параллельно, взаимодействуя друг с другом и с элементами своей среды. Есть и еще целый ряд модернизированных версий семейства сред Лого. Появился созданный русскими разработчиками набор проектов, основанных на программном обеспечении ПервоЛого.

Таким образом, в начальной школе при наличии программного обеспечения компьютер может использоваться практически на всех учебных предметах, начиная с обучения грамоте до написания и распечатки собственных сочинений, изучения математики, иностранного языка и освоения самого компьютера. Есть программы, которые учат распознавать и понимать текст на этапе обучения чтению. На экране изображены несложная картинка и под ней предложение.

Например: на картинке море и купающаяся девочка. Предложение: «Мальчик купается в реке». Если картинка и предложение совпадают, ученик вводит «да», если не совпадают - «нет». Если обнаруживается несоответствие, ребенок должен исправить предложение.

И таких программ уже достаточное количество. Конкретная технология применения компьютера определяется на основе выше обозначенных общих психолого-педагогических положений и исходя из содержания и методики, заложенной разработчиками в саму программу.

Во всех классах можно использовать различные компьютерные программные продукты. Так, пользуясь системами обработки текста, учителя могут готовить контрольные работы и другие материалы для своих учеников. При этом можно сделать разные варианты, включить много дополнительных вопросов и заданий, которые впоследствии легко расширять, обновлять, изменять. Ученикам можно дать деформированные тексты: с пропущенными кусками, ошибками, неправильно использованными словами. Учащиеся на компьютере в текстовом редакторе отредактируют текст. Есть программы, которые можно запустить только при условии ввода правильно написанного слова.

Или такое интересное задание.

Детям предлагается загрузить готовый фрагмент из любого высокохудожественного произведения (А.Чехова, Ф.Ницше, Ф.Достоевского и т.д.). Затем надо из имеющегося текста сделать новый по заданной или выбираемой самостоятельно теме, соблюдая следующие правила: существительное заменяется на существительное, глагол - на глагол. Тексты принимаются только в нормально отформатированном виде, после автоматического контроля орфографических ошибок.

Такая работа может использоваться для выработки у школьников художественного стиля.

Ученики могут совместно выполнять письменные работы. Работая над одним и тем же рассказом или статьей, школьники независимо друг от друга вносят изменения, печатают свои версии и сравнивают их с тем, что получилось у их соавторов.

Можно создать программы, помогающие школьникам работать над текстами первоисточников на уроках литературы.

На уроках иностранного языка можно использовать программы перевода, применять систему обработки текстов для сочинения рассказов на изучаемом языке.

Широкое применение в процессе обучения могут иметь графические возможности компьютера. Созданные компьютерами изображения и мультипликация используются в кинофильмах, телешоу, рекламе, играх. Машинная графика не ограничена в своих возможностях: объекты графики могут появляться и исчезать, менять цвета, направление движения, превращаться в другие объекты и т. п. На экране можно смоделировать любой объект - от самого простого до самого сложного - и проверить его возможности, подвергнуть испытаниям на реальность функционирования. С помощью графических программ вычерчивают таблицы, графики, диаграммы и т. п. Электронные таблицы позволяют решать задачи, при которых компьютер выступает в качестве вычислительной машины, что дает возможность обрабатывать значительные объемы информации. Существуют графические редакторы, позволяющие рисовать карты.

Все эти возможности компьютерной графики позволяют использовать ПК и на математике, географии, физике, черчении, при изучении экономики, для достижения самых разных дидактических целей: от введения в новый материал до обобщения и контроля за усвоением знаний и выработкой умений и навыков.

Компьютер может широко применяться и на уроках музыки. Уже говорилось о том, что с помощью компьютера можно учиться нотной грамоте, разбираться в звучании нот и музыкальных инструментов, играть на них, сочинять музыку, понимать разные музыкальные стили. Кроме собственных возможностей по созданию звуков компьютеры могут управлять подключенными к ним специальными музыкальными инструментами. С помощью компьютера можно создавать самые разнообразные звуковые эффекты: шум моря, рычание зверя, пение птиц, гул самолета и т. п.

С появлением возможности трансляции через компьютер видеоинформации программно-методические средства стали включать фрагменты документальных и художественных фильмов, музыкальные фрагменты. В обучающих программах воспроизводятся произведения литературы, живописи, музыки (например, в сериях «Эрмитаж», «Музеи Кремля», «Большой театр» и др.), что способствует гуманитаризации современного образования.

При изучении естественных наук можно использовать различные моделирующие программы.

Ученики с помощью компьютера могут создать любую экологическую модель с флорой и фауной, а затем, загрязняя водоем промышленными отходами, а атмосферу - вредными выбросами, наблюдать за трагическими последствиями этого. Потом они могут разработать программу спасения и охраны созданного природного уголка.

Существуют учебные программы по математике и физике, созданные как виртуальные конструкторы. Программный пакет «Живая геометрия» - это среда, в которой учащиеся могут проводить собственные математические изыскания, ставить эксперименты, формулировать гипотезы, доказывать их или отвергать. Аналогичный программный продукт по физике - «Живая физика».

Для изучения физики в старших классах разработан программно-методический комплекс по одному из самых больших разделов школьного курса «Электродинамика», включающий 6 основных демонстраций (электрический ток в электролитах, работа и мощность переменного тока и др.); 10 лабораторных работ (изучение конденсаторов, мощность и КПД реальной электрической цепи и др.); 2 экспериментальные и 11 задач, ориентированных на решение с помощью компьютера. Этот комплекс позволяет проводить в рамках программного материала принципиально неосуществимые в традиционных условиях учебные эксперименты, осуществлять реальную дифференциацию обучения в процессе работы с экспериментальными задачами при неизменном ресурсе времени, избавляться от многочисленных рутинных операций и др.

Моделирование химических реакций позволяет школьникам проводить опыты по смешиванию различных растворов и веществ. Моделирование в астрономии даст возможность разместить звезды на небосводе в соответствии с их положением в разные времена года. Совместно с учителем учащиеся могут разработать интересные модели по истории.

На уроках и во внеурочное время на компьютере можно создавать игры: соревнования, приключения, головоломки, вымышленные миры, писать фантастические рассказы. В играх компьютер подсчитывает очки, следит за выполнением правил, проводит техническую подготовительную работу. Многие игры могут носить образовательный характер и использоваться на разных предметах. Занимательный материал могут разрабатывать как учителя, так и дети. В подобных программах учитываются гибкость компьютеров и их способность к взаимодействию.

Однако следует отметить, что разработка программы для ведения урока - довольно трудная задача, требующая специальных знаний и совместных усилий педагогов, психологов, разработчиков программного обеспечения и программистов.

Во второй главе были описаны такие вспомогательные устройства, используемые совместно с компьютером или в дополнении к нему, как сканер, цифровые камера и фотоаппарат, устройства для ламинирования и брошюрования, принтер, ксерокс. Все они помогут решить целый ряд возникающих в ходе учебного процесса проблем за короткое время, а иногда и на самом уроке.

Но как бы ни были захватывающи и многофункциональны новые информационные технологии, роль учителя остается по-прежнему ведущей в учебном процессе, а ученик по-настоящему превращается в субъект педагогического процесса. Все компьютерные программы разработаны с обязательным активным участием педагогов, что предопределяет влияние учителя даже в случае самостоятельной работы с компьютерной программой. Не снижается и непосредственная значимость учителя в процессе общения ученика с компьютером. Ученику без учителя трудно представить, что необходимо усвоить. Учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения -репродуктивные или проблемные, обучающие или программы-тренажеры и т. д. Компьютер, высвобождая время учителя, выполняя многие рутинные работы, позволяет ему больше внимания уделять индивидуальной работе с учащимися, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. Ученику всегда будет ценнее улыбка и живое поощрение учителя, чем изображение улыбающегося человека на экране компьютера или формальная надпись: «Ты молодец!»

Осуществляя личностно-ориентированное обучение с использованием компьютера и новых информационных технологий, надо помнить о том, что необходимо обеспечивать ученику возможность реализации личностных устремлений, индивидуальности, инициативы и самостоятельности. Особое значение приобретает формирование у него способности критически относиться к результатам, интерпретировать их, делать обобщающие выводы и принимать самостоятельные решения. А учителю важно получать достаточно полную и объективную информацию о процессах личностного становления ученика, всячески содействуя этому процессу.

Очень важно, чтобы ученик около компьютера не чувствовал зависимости от него, задавленности им. Он должен осознать и принять мысль, что управляет компьютером человек, контролируя процесс от начала до конца.