Психологическое здоровье дошкольника. Формирование психологического здоровья дошкольников Формирование психологического здоровья дошкольников

Клавдия Петровна Дроздетская
Формирование психологического здоровья дошкольников

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является обеспечение психического здоровья детей , которое одновременно является условием благоприятного личностного развития ребенка. Прежде всего, следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье » .

Необходимо различать понятия «психическое » и «психологическое » здоровье .

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие :

Поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;

Социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

Положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

Равномерное и своевременное развитие основных психических процессов , устойчивая познавательная активность;

Доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие» , содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье » . Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей : биологических и социальных. Один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье .

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя её.

Термин «психологическое здоровье » введен в научный лексикон И. В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке . В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им присущи оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Обобщенный портрет психологически здорового человека – это , прежде всего творческий, жизнерадостный, весёлый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс» . Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим . А также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. По мнению И. В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина) . Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье .

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей .

Задачи психологической поддержки :

1. обуение положительному взаимоотношению и принятию других людей;

2. обучение рефлексивным умениям;

3. формирование потребности в саморазвитии.

Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются :

1. проведение специально разработанных психологических занятий с детьми ;

2. упражнения;

3. психологические игры ;

5. решение проблемно-практических ситуаций;

6. элементы арттерапии;

7. игры-драматизации;

8. подвижные игры;

9. чтение и анализ сказок;

10. беседы;

11. творческие игры;

12. сочинение сказок;

13. коллекивное рисование.

Само формирование психологического здоровья включает в себя несколько структурных компонентов :

Положительный эмоциональный фон развития, включённый во все виды деятельности;

-формирование и развитие познавательной сферы;

Чёткое определение в развитии черт характера и темперамента;

-формирование личности , как таковое.

Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.

Психологического здоровья детей в дошкольном учреждении строится :

На положительном эмоциональном состоянии ребёнка;

На дозволенности ребёнку само реализовываться и само утверждаться;

На развитии у ребёнка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребёнка;

На развитии и формирование эмпатии (сопереживании) ;

На частичной «ликвидации» или «подавлении» определённых черт характера : агрессивность, страхи, робость, застенчивость, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость.

Развивайте у детей эмоциональную сферу;

Способствуйте развитию у ребёнка правильно распознавать собственные эмоции и владеть ими;

Помогите ребёнку овладеть способностями распознавания чувства и эмоции других;

Развивайте у ребёнка чувства эмпатии (сопереживания) ;

Дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!

Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью – это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.

Развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения) . Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на адекватное мировоззрение любой непредвиденной ситуации.

Повышайте самооценку ребёнка;

Хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение;

Научите детей относиться к себе с уважением;

Окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние;

Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка;

Чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах;

Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества , которые в дальнейшем послужат более благополучному и успешному формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей !

Список литературы

1. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М . Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, - 2007. – 208с. (Школа развития)

2. Практическая психология для педагогов и родителей. – СПб.: Дидактика Плюс, 2000.

3. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника . – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.

Консультация для педагогов

«Психологическое здоровье дошкольников»

Подготовила:

педагог-психолог

М.Л. Дьяковская

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;

Повышение способности к произвольному контролю;

Улучшение общего эмоционального состояния;

Повышается работоспособность, уверенность в себе;

Стимулируются двигательные функции;

Снижается утомляемость;

Развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

Стимулируется речевая функция

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье . Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка. Обобщенный портрет психологически здорового человека - это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Само формирование психологического здоровья включает в себя несколько структурных компонентов:

Положительный эмоциональный фон развития, включённый во все виды деятельности;

Формирование и развитие познавательной сферы;

Чёткое определение в развитии черт характера и темперамента;

Формирование личности

Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.

Психологическое здоровье детей в дошкольном учреждении строится на:

Положительном эмоциональном состоянии ребёнка;

На дозволенности ребёнку самореализовываться и самоутверждаться;

На развитии у ребёнка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности;

На развитии и формирование эмпатии (сопереживании);

На частичную «ликвидацию» или «подавлению» определённых черт характера: агрессивность; страхи; робость, застенчивость; эмоциональная неустойчивость; повышенная возбудимость.

в дошкольном учреждении

Развивайте у детей эмоциональную сферу

Способствуйте развитию у ребёнка правильно распознавать собственные эмоции и владеть ими

Помогите ребёнку овладеть способностями распознавать чувства и эмоции других. Развивайте у ребёнка чувство эмпатии (сопереживания).

Дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!

Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью - это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.

Развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения). Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на адекватное мировоззрение любой непредвиденной ситуации.

Повышайте самооценку ребёнка:

Хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение.

Научите детей относиться к себе с уважением.

Окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние.

Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка.

Чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах.

Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества, которые в дальнейшем послужат более благополучному и успешному формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей!

1. Информационная часть.



3. Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов.

1. Информационная часть.

1.1. Психологическое здоровье человека.

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Что характеризует, по-вашему, психологически здорового человека? (Ответы участников семинара.)

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

1.2. Специфика психологического здоровья ребенка.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

1.3. Факторы риска психологического здоровья детей.

Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска.

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

Что можно отнести к средовым и субъективным факторам? (Ответы участников семинара.)

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

1.4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

Задачи психологической поддержки детей:

  1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
  2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
  3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
  2. Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
  3. Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.
  • Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
  • Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
  • Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
  • Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
  • В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
  • Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
  • Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
  • При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
  • Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Практический инструментарий.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Начнем с себя.

2.1. Упражнения на саморегуляцию для педагогов.

1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.

  • Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
  • Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
  • Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

3. Поперечное расслабление и напряжение.

Удобно сядьте или лягте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и почувствуйте, как ваше тело расслабилось и стало приятно тяжелым. Теперь попробуйте напрячь каждый мускул… Напрягите все мускулы…

Теперь расслабьтесь. Отпустите все напряжение. Обратите внимание на чувство облегчения… Повторите все сначала. Напрягите каждый мускул… Держите напряжение… Расслабьтесь, отдохните и почувствуйте облегчение… Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание… Вдыхайте очень глубоко и выдохните, выдохните весь воздух до конца. Почувствуйте, как напряжение оставляет ваше тело… Теперь дышите нормально, вдох-выдох. Каждый раз выдыхая, обращайте внимание на то, как напряжение уходит из вашего тела.

Расслабьте все тело, но сожмите челюсти и очень крепко закройте глаза. Челюсти напряжены. Глаза плотно закрыты. Пусть все остальное тело остается расслабленным, обращайте внимание на ощущение напряжения в челюстях, глазах и лице… Расслабьте челюсти и веки. Пусть они расслабятся, как все ваше тело… Насладитесь контрастом… Теперь откиньте назад голову и ощутите напряжение в шее… Пожмите плечами и поднимите их. Ваша шея, плечи и верхняя часть спины должны быть напряжены. Все остальное тело продолжает оставаться расслабленным. Обратите внимание на разницу между напряжением в шее и спине и напряженностью во всем остальном теле… Теперь расслабьте плечи, мягко опустите их и верните голову в удобное положение. Насладитесь свободным ощущением, расслабьтесь еще полнее… Расслабляя все тело, сожмите кулаки и напрягите живот… Задержите свое внимание на этом напряжении.

Отпустите напряжение. Расслабьтесь и отдохните… Теперь напрягите ягодицы и бедра, опустите пальцы ног вниз, чтобы напрячь икры. Почувствуйте напряжение в бедрах, ягодицах и икрах. Пусть все остальное тело остается расслабленным… Все, что выше бедер, расслаблено, напряжение сохраняется только в бедрах и ниже… Теперь перестаньте напрягаться, расслабьтесь и дайте ощущению покоя разлиться по вашему телу. Расслабьтесь полностью. Вдыхая, произносите про себя слово «вдох», а выдыхая, – «выдох». Продолжайте расслабляться таким образом, сколько захотите, мягко и легко вдыхая и выдыхая.

4. Диафрагмальная гимнастика.

Её можно делать сидя, стоя или даже во время ходьбы (главное, чтобы туловище было выпрямленным):

Вдохните через нос и направьте воздух в живот, немного раздув его при этом. Ваш вдох должен быть как можно более долгим, но естественным.

После вдоха задержите дыхание на несколько секунд, а потом медленно выдохните. Выдыхайте воздух как можно медленнее, начиная с низа живота через верхнюю часть живота, грудь и через нос. При выдохе не забывайте втянуть живот немного больше обычного.

Выдохнув через нос, немного задержите дыхание. Повторите новый цикл дыхания. Выполняйте это упражнение на протяжении 15 минут.

Другой вариант:

  • Лягте на спину и положите книгу на живот. Дышите так, чтобы книга поднималась от вашего дыхания.
  • Сядьте и положите правую руку на живот, а левую на грудь. Дышите так, чтобы поднималась только ваша правая рука.
  • Дышите со счетом до 5: пять секунд на вдох и пять на выдох.
  • Повторяйте слова синхронно с ритмом дыхания: «С каждым вдохом я расслабляюсь, с каждым выдохом я улыбаюсь».

5. Микропаузы активного отдыха.

Очень важно давать себе возможность регулярно освобождаться от исподволь накопившегося напряжения, выдерживая микропаузы активного отдыха.

Несколько раз в день занимайтесь следующим упражнением:

  • Начните с плавного вращения глазами – сначала в одном направлении, затем в другом. Зафиксируйте свой взгляд на отдельном предмете. И затем переключите его на предмет, расположенный поблизости.
  • После этого займитесь челюстью и широко зевните несколько раз.
  • Расслабьте шею, сначала покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
  • Поднимите плечи и медленно опустите.
  • Расслабьте запястья и поводите ими.
  • Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.
  • Теперь обратитесь к торсу. Сделайте несколько глубоких вдохов.
  • Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону.
  • Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  • Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.

В данном случае вы прорабатываете 12 зон тела.

2.2. Упражнения на саморегуляцию для детей.

А эти упражнения можно выполнять с детьми.

Модель релаксационного тренинга

Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу.

Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)

Представьте, что вы ленивые коты и кошечки. Вообразите, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Давайте еще потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимите их вверх, над головой, откиньте назад как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Почувствуйте расслабление, тепло.

А теперь представьте, что вы – маленькие черепашки, сидящие на камушке, на берегу маленького симпатичного пруда, греетесь, расслабившись на солнышке. Вам так приятно, тепло и спокойно. Вдруг вы почувствовали опасность! Черепашки быстро прячут головы под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на теплом солнышке. Но берегитесь, приближается еще большая опасность! Торопитесь, быстрее прячьтесь в своем домике, сильнее втягивайте голову! Старайтесь как можно сильнее ее втянуть, ато вас могут съесть. Но опасность миновала, и опять можно расслабиться. Теперь вы в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

Ого! К нам приближается симпатичный маленький слоненок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот он наступит на ваш живот! Не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону! Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твердым, напрягите все мускулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но, кажется, он сворачивает в сторону… теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Но вот слоненок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот! Сильнее! Если слоненок наступит на твердый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Все, опять слоненок свернул в сторону, можно расслабиться. Все хорошо, вы отдыхаете и чувствуете себя легко и спокойно.

А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот и постарайтесь, что бы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, еще тоньше, ведь вам очень нужно протиснуться через забор! А теперь передохните, уже не надо «утоньшаться». Расслабьтесь и почувствуйте, как живот «распускается», становиться теплым. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненькими, напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая. Ну все, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете! Вы все сделали замечательно!

А теперь представьте, что вы стоите в большой луже с илистым дном. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил заканчивается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и погреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся. Это очень приятное чувство. Всё напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах приятное покалывание, как по ним приятно разливается тепло.

«Формы и методы формирования психологического здоровья детей». Консультация для родителей

Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним, по-видимому, следует считать нормальное течение психических процессов (внимание, восприятие, память и т. д.). Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека - это система, в которой все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга. Значительная часть этих взаимодействий опосредуется через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике. Таким же образом через нервную систему опосредуется тот комплекс влияний, который не связан с социальным окружением.

Психическое здоровье, как и здоровье в целом, характеризуется:

Отсутствием психических или психосоматических заболеваний;

Нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;

Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т. д.) - это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние - показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы. Прежде всего следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье». Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:

Поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;

Социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

Положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

Равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;

Доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

Задачи психологической поддержки:

1. Обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей.

2. Обучение рефлексивным умениям.

3. Формирование потребности в саморазвитии.

Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются:

1. Проведение специально разработанных психологических занятий с детьми.

2. Упражнения; психологические игры.

3. Решение проблемно-практических ситуаций.

4. Элементы арттерапии.

5. Игры-драматизации.

6. Подвижные игры.

7. Чтение и анализ сказок.

8. Беседы.

В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей (М. Лисина). Поэтому ставятся задачи по развитию коммуникативной сферы ребенка, преодолению конфликтности, формированию дружеских отношений. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребенка и являются предметом коррекции. Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что часто дети неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть) ; имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться. Поведение ребенка 6 лет еще не устойчиво: он умеет выражать некоторые эмоции, умеет выразить сочувствие своим товарищам и взрослым, однако не всегда делает это в общении и повседневной жизни. В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса включает работу по овладению детьми языком эмоций. Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Именно поэтому необходимо вести работу по преодолению конфликтности в общении детей через решение проблемных задач, практических ситуаций. Анализ причин отвержения ребенка сверстниками наряду с импульсивностью позволяет назвать и присутствие вербальной агрессии, поэтому задача преодоления вербальной агрессии также включена в данную программу. Развитие произвольного поведения, преодоление импульсивности являются существенной предпосылкой формирования дружеских взаимоотношений в группе детского сада. В старшем дошкольном возрасте начинается становление самооценки, которое происходит под влиянием семьи, сверстников, личного опыта, взрослых. Соответственно, в психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса включена работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы.

Становлению адекватной самооценки у ребенка, развитию нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии - способности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Таким образом, видна взаимосвязь между формированием чувства эмпатии и становлением адекватной самооценки у ребенка.

Развитие эмпатии также включено в задачи работы по формированию психологического здоровья старших дошкольников. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.

Этот феномен приобретает особое значение на седьмом году жизни ребенка в связи с проблемой формирования школьной зрелости детей. Ребенок, готовый к школе, должен уметь произвольно управлять своими эмоциями, иметь развитые способности к самоконтролю. Поэтому в процессе формирования психологического здоровья детей седьмого года жизни выделяется отдельная задачам – управление собственными эмоциональными состояниями. В исследовании Я. З. Неверович (1955) было обнаружено, что эмоции не только выражают особенности мотивов поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов. Полученные в этом исследовании данные свидетельствуют о том, что внутренняя детерминация детской деятельности мотивами осуще-ствляется не непосредственно, а с помощью особого психологического механизма регулирования, названного механизмом «эмоциональной коррекции» поведения.

Эмоции, носящие негативный характер, при определенных условиях способствуют возникновению отрицательных смысловых установок, перестройка которых, по мнению А. Н. Леонтьева и Л. В. Запорожца, возможна лишь при изменении места человека в системе общественной деятельности. Будучи даже не всегда осознаваемыми, эти установки тор-мозят готовность человека действовать активно и в нужном направлении, подавляют его творческий потенциал. Так, свойственные ребенку положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость, восхище-ние, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Если же закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх, это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т. д.

В связи с этим, на седьмом году жизни продолжается работа над закреплением в эмоциональной сфере детей положительных эмоций, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность.

Закрепившись, негативные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом, приводят к заниженной самооценке, негативизму, упрямству. Дети подготовительной к школе группы продолжают нуждаться в формировании адекватной самооценки, поэтому выработка положительной самооценки ребенка продолжает оставаться одной из центральных задач психологической службы.

Проблема повышенной тревожности детей старшего дошкольного возраста также крайне актуальна. По данным исследований, у некоторых детей подготовительной группы тревожность не снижается, а даже по-вышается, особенно учебная тревожность. Это связано в первую очередь, с психотравмирующим характером познавательного общения в ДОУ и в семье при подготовке к школе. Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а так-же готовностью соглашаться с мнениями других. Следовательно, необходимо продолжать работу по формированию у детей уверенности в собственных силах. Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Следовательно, огромное значение на седьмом году жизни приобретают умение детей конструктивно общаться, развитие дружеских взаимоотношений. Решению этой проблемы поможет тренинг социальных навыков ребенка.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Тебенева Ольга Валериевна

студент 4 курса кафедра педагогики и методики начального обучении ТИ(ф) «СВФУ» г. Нерюнгри

Новаковская Виктория Сергеевна

научный руководитель ст. преподаватель ТИ(ф) «СВФУ» г. Нерюнгри

Дошкольный возраст - время, когда закладывается здоровье ребенка, как физическое, так и психическое. У детей формируются основы знаний и практические навыки здорового образа жизни.

Гуманизация педагогического процесса способствует созданию условий направленных на формирование психологического здоровья, а также своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка.

Психологическое здоровье, по мнению И.В. Дубровиной - это «психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации» .

Вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе и психологического, отражен в нормативных документах. В Законе РФ «Об образовании» сказано о том, что педагог обязан «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями» .

Вопросами психического и психологического здоровья занимались педагоги и психологи: В.А. Ананьев. А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Н.Г. Гаранян И.В. Давыдова, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, Г.Н. Никифоров, С.Л. Рубинштейн, О.В. Хухлаева, и Д.Б. Эльконин и др. Все они отмечали, что психические явления возникают в ходе специфического взаимодействия индивида с внешним миром.

«Психологическое здоровье это - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту» .

Психологическое здоровье способствует укреплению душевного здоровья, развитию гармоничной творческой личности, способствует успешной адаптации к новым социальным условиям.

Дубровина отмечает, что «проявляя участие к психологическому здоровью, педагог проявляет внимание к внутреннему миру ребенка (его уверенности или не уверенности в себе, понимание собственных способностей, интересов, отношение к людям, окружающему миру, общественным событиям, к жизни как таковой и т. д.)» .

Актуальностью изучения данной темы является аспект изучения методов и приемов формирования психологического здоровья в психолого-педагогической работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

Целью работы явилось исследование возможностей формирования психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством психологических занятий по программе «Мой добрый мир».

Уровень детской тревожности бы выявлен по методикам «Исследование детской тревожности» модификация теста детской тревожности Тэммл, Дорки, Амэн, методика диагностики тревожности, включающая наблюдение Р. Сирса, «Самооценка» В.Г. Щур, «Социометрия» Дж. Морена.

В результате диагностического исследования по методике «Исследование детской тревожности» модификация теста детской тревожности

Тэммл, Дорки, Амэн в экспериментальной и контрольной группе было выявлено состояние детской тревожности. В экспериментальной группе уровень тревожности средней степени 46 %, а высокой степени 18 % из всей выборки экспериментальной группы. Результаты исследование по методике «Социометрия» Дж. Морена выявили 24 % изолированных детей и 15 % отвергаемых в экспериментальной группе. Результаты диагностирования представлены в диаграммах (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группе сентябрь 2012 г.

Следующим этапом нашей работы явилась разработка и внедрение в практическую деятельность программы «Мой добрый мир», цель которой сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы: развитие навыков произвольного и социального поведения, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Программа предусматривала занятия по таким разделам как: «Я и природа», «Я и мой мир», «Учусь владеть собой», «Я и мои эмоции», «Я и моя семья».

По каждому разделу были разработаны занятия, тематика которых включала следующие: «Общение с животными», «Тайна моего имени», «Я сам», «Какие мальчики, какие девочки», «Кто такой хозяин своих чувств», «Я учусь не драться», «Я учусь не обижаться», «Ты обиду не держи, поскорее расскажи», «Страх», «Я люблю свою маму, мама любит меня» и др.

Занятия включали: вводную, основную и заключительную часть.

Вводная часть состояла из ритуала приветствия, где дети здороваются посредствам слов, жестов, мимики. Мы использовали такие виды: приветствие с поглаживанием названных частей тела «С добрым утром ручки, с добрым утром ножки», приветствие комплимент при котором дети пропевали «Как я рада, что у нас есть (имя)… » или «Здравствуй (имя)». Хоровые приветствия при которых все вместе брались за руки и хором здоровались. А также приветствие в стихах такие как « Солнышко», при котором дети передавали игрушку солнышко и говорили:

Ходит солнышко по кругу,

Дарит детям добрый свет,

А со светом к нам приходит

Дружбы солнечной привет.

Основная часть включала такие виды деятельности как: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика; игротерапия, сказкотерапия, арттерапия телесная терапия.

Так занятия по теме «Мой ласковый и нежный зверь» включало драматизацию настольного театра «Про котенка», игру-инсценировку «Жизнь животных в лесу», в которой дети познакомились со способами общения жестами, тактильными ощущениями, Изображали настроение животных по средствам мимики, «испуганную кошку», «спящую кошку», «сердитую кошку», «ласковую кошку». Взаимомассаж «Массаж животных»,

Метод игротерапия включал такие игры: «Будь внимательным», «Кто больше знает имен», «Угадай, кто позвал», «Солнышко и дождик», «Волшебный мешочек», «Если «да» - похлопай…», «Мы охотились на льва» и др.

Метод сказкотерапия: чтение, проигрывание сказок, стихов а также беседы по сюжету произведения. В программу вошли: «Сказка о лисенке, который обиделся» О. Хухлаева, англ. песенка «Котауси и Мауси», «Страшный зверь» В. Семерина, «Два котенка» С.Я. Маршака и др.

Метод арттерапия включал рисование по темам: «Мое желание», «Семья в виде цветов», «Сапожки для сороконожки», «Как я люблю свою маму».

Заключительная часть - релаксационные упражнения, ритуал прощания. Релаксационные упражнения: «Сон животных», «Солнечный зайчик», «Тихий час для мышат».

Ритуал прощания соответствовал теме занятий и игр, включенных в занятия так, например занятие по теме «Мой ласковый и нежный зверь использовали прощание жестами, из игры «Как общаются животные», или занятие по теме «Может ли плакать природа» во время прощания нужно было помахать руками, как ветки деревьев.

В январе 2013 года была проведена промежуточная диагностика по тем же методикам исследования. В результате исследования было выявлено снижение уровня тревожности дошкольников экспериментальной группы на 7 % межличностные отношения по методике социометрия снижение уровня отвергаемых и отверженных на 7 % каждый. В контрольной группе уровень тревожности остался без изменений.

Занятия по программу «Мой добрый мир» способствовали снятию психологического напряжения, овладению навыка сдерживания своих чувств и эмоций. Дошкольники учатся договариваться со сверстниками, быть более внимательными и терпимы друг к другу, в игровых ситуациях получают навык бесконфликтного социального взаимодействия.

Итак, формированию психологического здоровья дошкольников с ОВЗ способствовали систематические целенаправленные занятия с использованием методов арттерапии, психогимнастики, сказкотерапии, куклотерапии, телесной терапии, игротерапии, упражнений и игровых ситуаций.

Список литературы:

1.Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М.: Академия, 1995. - 168 с.

2.Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные обоснования, цели и средства. //Начальная школа плюс и минус. - 2002. - № 3 С. 3-8.

3.Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст. - М.: Питер, 2005. - 240 с.

4.Федеральный закон Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «273-ФЗ // Российская газета [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: