Кто такие половцы в древней. Кто такие половцы в древней руси, откуда пришли, кто их потомки сейчас. Междоусобные войны русских князей XI-XIII веков

Половецкие племена – это древние кочевники , агрессивные и опытные в боях. Школьная программа не уделяет им подробного внимания, в ней не говорится о происхождении этого народа и о его роли в истории нашей страны. А ведь во времена Киевской Руси они считались очень опасными внешними врагами.

Откуда произошли половцы

Впервые в летописях половцев упоминают в 744 году. Эта народности жили на территории современного Казахстана, занимая её северную часть, которая ближе к Уралу.

По-другому их именовали кипчаками или куманами. Вначале они входили в состав государства, называвшегося Кимакским каганатом. Основными жителями этой страны были кимаки.

Всего через сто лет после своего появления на исторической арене половцы уже превосходили кимаков по численности, а еще через век полностью подчинили себе все государство и начали расширять его границы . К началу 11 столетия они были уже у границ современного Узбекистана, который тогда носил название Хорезм.

Ранее проживавшим на захваченных территориях племенам огузов пришлось в спешке бежать в Среднюю Азию.

Середина 11 века – расцвет половецкого государства, захватившего к этому времени всю площадь территории Казахстана, вплоть до Волги на Западе. Благодаря постоянным агрессивным набегам на соседей и развитому искусству конного боя кипчаки стали из маленькой группки людей богатым и сильным племенем.

Общественная структура и образ жизни

Политический строй половцев можно назвать военной демократией . Вся территория была поделена между родами – группами людей, связанных родственными связями. Система управления была авторитарной. Главным в роду был хан, иерархия включала в себя и более мелкие подразделения – курени, со своими начальниками во главе.

Самым престижным классом, пользовавшимся всеми богатствами в первую очередь, были воины, участвующие в набегах под руководством ханов . Все остальные люди были поставлены в зависимость от этой элиты и использовались для обслуживания и хозяйственной деятельности.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению, какова была внешность половцев. Большинство склоняется к тому, что они не были похожи на монголов, а имели светлые с рыжим оттенком волосы и широкий разрез глаз. Китайские эксперты описывают представителей этого племени, как голубоглазых людей «с красными волосами».

Нападения половцев

Изначально половцы стремились к союзу с русскими княжествами. Но по мере того, как их государство окрепло, они стали чувствовать себя более уверенно, и к началу 11 столетия уже регулярно нападали на южные границы Руси. Нападения всегда были жестокими и внезапными . Кипчаки угоняли людей в рабство, забирали домашний скот, жгли дома и посевы.

Некоторая передышка случилась в середине 11 века, когда половцы были слишком заняты войнами со своими соседями по степи. Но вскоре набеги возобновились. Итоги их были печальными:

  • поражение князя Всеволода в Переяславле;
  • смерть в бою князя Изяслава;
  • неудача в битве войска, собранного тремя русскими князьями.

Трудные времена настали для русского народа. Изнурительные нападения кочевников не давали возможности вести сельское хозяйство и наладить мирную жизнь. Жестокие агрессоры убивали мужчин, женщин и детей забирали в рабство.

Одним из средств защиты южных границ княжеств были военные наемники-тюрки, для которых строили укрепленные поселения.

Князь Игорь и его поход

Успешным часто оказывался переход от обороны к наступлению. Князья собирали войска и нападали на половцев. Внезапность таких нападений создавала тактическое преимущество, перевес в численности тоже часто был на стороне русских, поэтому такие походы обычно бывали успешными.

В истории остался и пример неудачного похода. Этот поход организовал северский князь Игорь в 1185 году. В союзе с несколькими другими князьями он напал на половцев на верхнем Дону. В этом случае кипчаки имели большое численное превосходство.

Они окружили основные силы княжеских войск. В результате было много погибших воинов-русичей, а сам военачальник попал в половецкий плен.

Великий памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» дает подробное и художественное описание этих событий, но датировка их не во всем совпадает с официальной историей.

Результатом похода была победа кипчаков, которые разрушили древнерусский город Римов и разгромили войско русских князей. Игорю удалось бежать из плена и возвратиться домой, но сын его долго оставался в плену и смог вернуться на родину только после женитьбы на дочери кипчакского хана.

В кого превратились половцы сегодня?

В сегодняшнем мире нет народа, который можно однозначно отождествить с половцами. По-видимому, их гены рассеялись, и потомков этих воинственных и храбрых людей можно найти среди разных национальностей:

  • казахов;
  • балкарцев;
  • венгров;
  • поляков;
  • болгар;
  • украинцев;
  • ногайцев;
  • башкир;
  • алтайцев;
  • крымских татар.

За прошедшие со времен половецких войн столетия произошло много исторических событий, связанных с переселениями народных масс. Свою самобытность половцы сохранить не смогли, и кровь их течет в представителях многих народов.

Половцы относились к кочевым племенам. Согласно разным источникам, у них были и другие названия: кипчаки и команы. Половецкий народ относился к тюркоязычным племенам. В начале 11 века, они изгнали печенегов и торков из причерноморских степей. Затем направились на Днепр, а дойдя до Дуная стали владельцами степи, которая стала называться Половецкой. Религией половцев являлось Тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (вечного сияния неба).

Повседневный быт половцев практически не отличался от других племенных народов. Их главным занятием являлось скотоводство. К концу 11 века тип кочевания половцев сменился от таборного до более современного. За каждой отдельной частью племени крепились участки земель - под пастбища.

Киевская Русь и половцы

Начиная с 1061-ого и вплоть до 1210-ого года, половцы совершали постоянные набеги на русские земли. Борьба Руси с половцами длилась довольно долго. Насчитывалось около 46 крупных набегов на Русь и это без учета более мелких.

Первая битва Руси с половцами была 2 февраля 1061 года под Переяславлем, они спалили окрестности и ограбили ближайшие деревни. В 1068 году половцы разбили войска Ярославичей, в 1078 году в битве с ними погиб Изяслав Ярославич , в 1093 году половцы одержали победу над войсками 3-х князей: Святополка , Владимира Мономаха и Ростислава, а в 1094 году заставили Владимира Мономаха оставить Чернигов. В дальнейшем, было совершено несколько ответных походов. В 1096 году половцы потерпели первое поражение в борьбе с Русью. В 1103 году были разгромлены Святополком и Владимиром Мономахом, затем служили на Кавказе царю Давиду Строителю.

Окончательный разгром половцев Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией произошел в результате крестового похода в 1111 году. Чтобы избежать окончательного уничтожения, половцы сменили место кочевания, перебравшись за Дунай, а большая часть их войска вместе с семьями ушли в Грузию. Все эти «общерусские» походы против половцев, возглавил Владимир Мономах. После его смерти в 1125 году, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей, участвовали в разгромах Киева в качестве союзников в 1169 и 1203 годах.

Очередной поход на половцев, так же именуемый как побоище Игоря Святославовича с половцами, описанное в «Слово о полку Игореве» состоялся в 1185 году. Этот поход Игоря Святославовича, был примером одних из числа неудавшихся. Спустя некоторое время, часть половцев приняли христианство, и в половецких набегах наступил период затишья.

Половцы прекратили свое существование как самостоятельный, политически развитый народ после европейских походов Батыя (1236 - 1242 гг.) и составили большую часть населения Золотой Орды , передав им свой язык, легший в основу формирования других языков (татарский, башкирский, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и других).

Половцы остались в истории Руси как злейшие враги Владимира Мономаха и жестокие наемники времен междоусобных войн. Племена, что поклонялись небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

Кто такие половцы?

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись. С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе. Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света. Их предки – сары обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Остатки ушли в степи восточного Казахстана, где получили свое новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные». Под этим названием они упоминаются во многих средневековых арабо-персидских источниках. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон. Во-первых, если все вышеупомянутые народы изначально представляли единый народ – кипчаков, то в таком, случае, как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен. В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах. На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь воинов, павших в битве, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук, Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых, для того времени, технологиях, как например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь – распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи – князь Олег Святославич, которого дяди лишили наследства, позволил им грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками, внук Ярослава Олег Гориславич выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий. В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха


Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые правда при нем активно переписывались, рассказывают о нем, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории. В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем обороняющийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения. Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери, у половцев – Умай, олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:
«И пред идолом гнётся кипчаков спина...
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо».

Cодержание статьи:

Половцы (половчане) – кочевой народ, который некогда считался самым воинственным и сильным. Первый раз мы слышим о них на уроках истории в школе. Но тех знаний, что может дать учитель в рамках программы недостаточно, чтобы понять кто они, эти половцы, откуда пришли и как влияли на жизнь Древней Руси. А между тем они на протяжении нескольких столетий не давали покоя киевским князьям.

История народа, как он возник

Половцы (половчане, кипчаки, куманы) – кочевые племена, первое упоминание о которых относится к 744 году. Тогда кипчаки находились в составе Кимакского каганата, древнего государства кочевников, сформировавшегося на территории современного Казахстана. Основными жителями здесь были кимаки, занимавшие восточные земли. Земли же возле Урала занимали половцы, считавшиеся родственниками кимаков.

К середине 9 века кипчаки достигли превосходства над кимаками, и уже к середине 10 века поглотили их. Но на этом половчане решили не останавливаться и уже к началу 11 века, благодаря своей воинственности, они вплотную придвинулись к границам Хорезма (историческая область республики Узбекистан).

В то время здесь проживали огузы (средневековые тюрские племена), которым из-за нашествия пришлось переселиться в Среднюю Азию.

К середине 11 века кипчакам подчинилась почти вся территория Казахстана. Западные же пределы их владений достигли Волги. Таким образом, благодаря активной кочевой жизни, набегам и желанию завоёвывать новые земли, некогда небольшая группа людей, заняла обширные территории и стала одной из сильных и богатых среди племен.

Образ жизни и социальная организация

Их социально-политическая организация представляла собой типичный военно-демократический строй. Весь народ подразделялся на рода, названия которым давались по именам их старшин. Каждый род имел в собственности земельные участки и летние кочевые маршруты. Главами были ханы, являющиеся и главами определенных куреней (мелких подразделений рода).

Добытое в походах богатство делилось между представителями местной элиты, участвующей в походе. Простые же люди, не имея возможности кормиться самостоятельно, попадали в зависимость к аристократам. Мужчины-бедняки занимались выпасом скота, женщины же прислуживали у местных ханов и их семьи.

По поводу внешности половцев до сих пор ведутся споры, продолжается изучение останков с использованием современных возможностей. Сегодня ученые имеют некоторый портрет этих людей. Предполагается, что они не относились к монголоидной расе, а больше походили на европейцев. Самым характерным признаком является белокурость и рыжеватость. В этом сходятся ученые многих стран.

Независимые китайские специалисты также описывают кипчаков, как людей с голубыми глазами и «красными» волосами. Были среди них, конечно и темноволосые представители.

Война с половцами

В 9 веке куманы были союзниками русским князьям. Но скоро все изменилось, в начале 11 века половецкие отряды стали регулярно нападать на южные регионы Киевской Руси. Они разоряли дома, уводили пленных, которых потом продавали в рабство, забирали скот. Их вторжения всегда были внезапными и жестокими.

В середине 11 века кипчаки перестали воевать с русскими, так как были заняты войной со степными племенами. Но затем опять взялись за свое:

  • В 1061 году переяславский князь Всеволод терпит поражение в битве с ними и Переяславль полностью разоряют кочевники;
  • После этого войны с половчанами стали регулярными. В одном из сражений в 1078 году погиб русский князь Изяслав;
  • В 1093 году уничтожено войско, собранное тремя князьями для борьбы с врагом.

Это были тяжелые времена для Руси. Бесконечные налеты на деревни разоряли и без того нехитрое хозяйство крестьян. Женщин забирали в плен, и они становились служанками, детей продавали в рабство.

Чтобы хоть как-то защитить южные границы, жители стали устраивать укрепления и селить туда тюрков, которые являлись военной силой князей.

Поход северского князя Игоря

Иногда и киевские князья шли с наступательной войной на врага. Такие мероприятия обычно оканчивались победой и наносили большой урон кипчакам, остудив ненадолго их пыл и дав возможность приграничным деревням восстановить свои силы и быт.

Но были и неудачные походы. Примером такого может служить поход Игоря Святославовича в 1185 году.

Тогда он, объединившись с другими князьями, вышел с войском к правому притоку Дона. Здесь они столкнулись с основными силами половчан, завязалась битва. Но численное превосходство врага было настолько ощутимо, что русские сразу попали в окружение. Отступая в таком положении, они пришли к озеру. Оттуда Игорь поскакал на помощь к князю Всеволоду, но не смог осуществить задуманное, так как попал в плен, а многие воины погибли.

Окончилось все тем, что половчане смогли разрушить город Римов, один из крупных древних городов Курской области и разбить русское войско. Князь Игорь сумел бежать из плена и вернулся домой.

В плену остался его сын, который вернулся позже, но для того, чтобы получить свободу, ему пришлось жениться на дочери одного половецкого хана.

Половцы: кто они сейчас?

На данный момент не существует однозначных данных о генетическом сходстве кипчаков с какими-то народами, живущими сейчас.

Есть малочисленные этносы, считающиеся отдаленными потомками половцев. Встречаются они среди:

  1. Крымских татар;
  2. Башкир;
  3. Казахов;
  4. Ногайцев;
  5. Балкарцев;
  6. Алтайцев;
  7. Венгров;
  8. Болгар;
  9. Поляков;
  10. Украинцев (по мнению Л. Гумилева).

Таким образом становится понятно, что кровь половцев течет сегодня во многих народах. Не стали исключением и русские, учитывая богатую совместную историю.

Чтобы рассказать о жизни кипчаков более подробно, надо написать не одну книгу. Мы коснулись самых ярких и важных ее страниц. Прочитав их, вы будете лучше понимать кто они – половцы, чем известны они и откуда пришли.

Видео о кочевых народах

В данном ролике историк Андрей Пришвин расскажет, как возникли половцы на территории древней Руси:

  • Происхождение половцев

    Половцы, они же кипчаки, они же куманы (в западном варианте), воинственный степной народ, живший по соседству, в том числе, с нашими предками – Киевской Русью. Соседство это было весьма неспокойным и много раз случались войны между половцами и Русью, а порой русские князья и вовсе использовали их в своих княжеских междоусобицах, часто половецкие ханы выдавали своих дочерей замуж за наших князей. Одним словом отношение Киевской Руси с половцами всегда было противоречивым от вражды до дружбы. В последний раз былые закадычные враги/друзья объединились перед новым грозным врагом – монголо-татарским нашествием, но увы, не устояли, Русь была разрушена и разграблена дотла, половцы же частично уничтожены монголо-татарами, частично смешались с ними, частично бежали на Запад, где поселились на территории Венгрии, поступив на службу венгерскому королю.

    Происхождение половцев

    Но с чего все начиналось и вообще откуда пришли половцы? Ответить на эти вопросы не так уж и просто, учитывая тот момент, что сами половцы письменных свидетельств о себе не оставили, все что мы знаем об этом народе – из рассказов русских и болгарских летописцев, и венгерских историков.

    Впервые на страницах истории половцы всплывают в 1055 году, когда Переяславльский князь Всеволод Ярославович, возвращаясь из похода на торков, повстречался с этим, доселе не виданным кочевым племенем во главе с ханом Болушем. Впрочем, первая встреча прошла мирно, новые кочевники получили название «половцев», под которым они и вошли в нашу историю.

    Чуть позже, в 1064-1068 годах это же кочевое племя уже под именем куманов или кунов начинает упоминаться в византийских и венгерских исторических хрониках.

    Впрочем, ни один из имеющихся в наличие исторических источников так и не дает ответ о достоверном происхождении половцев, вопрос этот и по сей день является предметом дискуссий среди историков. На этот счет есть несколько версий. Согласно одной из них родиной половцев является территория Алтая и восточного Тянь-шаня. Там примерно в V веке обитали их предки, кочевое племя сары, которое будучи разбитым ушло в степи современного восточного Казахстана. Там они получили прозвище «кипчаки», что означает «злосчастные». Так постепенно мигрируя на Запад, половцы и оказались на границах Киевской Руси.

    Что же касается происхождения самого названия «половцы», то по одной версии оно происходит от древнерусского слова «половь», что значит «желтый» и служит описанием внешности этих кочевников. По другой версии название «половцы» происходит от привычного всем слова «поле», дескать, в былые времена всех кочевников называли жителями полей – половцами, вне зависимости от их племенной принадлежности.

    Как выглядели половцы? Примерно так.

    История половцев: половцы и Киевская Русь

    Новые южные соседи Киевской Руси половцы вскоре от добрососедства перешли к откровенной вражде, совершая разрушительные набеги на города и села Руси. Будучи отличными всадниками, и меткими лучниками, они внезапно нападали, засыпая неприятеля кучей стрел. Грабя, убивая, уводя людей в плен, они также быстро отступали обратно в степь.

    Тем не менее, пока в Киевской Руси существовала династическая централизованная власть, набеги половцев были лишь временным неприятным явлением, для защиты от них возводились более крупные стены, строились замки, усиливались воинские дружины.

    С другой стороны между половцами и Русью велась интенсивная торговля и даже завязывались дипломатические отношение, укрепить которые должны были династические браки – так половецкие ханы часто отдавали своих дочерей замуж за русских князей. Но что интересно, этот принцип работал только в одну сторону, поскольку сами русские князя своих дочерей замуж за половецких ханов не отдавали. Этому явлению есть несколько причин, главная из которых в том, что половцы не были христианами, и если дочка половецкого хана выходя замуж за нашего князя, одновременно принимала христианство, значит в представлении людей того времени совершалось дополнительное богоугодное дело. А вот выдать замуж крещеную дочь русского князя за «нехристя» уже не представлялось возможным.

    Хрупкий нейтралитет между половцами и Русью затрещал по швам с наступлением первой большой Киевской Руси: сыны Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, как это водиться, начали борьбу за власть. Половцы сперва, как сказали бы в наше время «запаслись попкорном» наблюдая за княжескими междоусобицами из своих степей, пока некто князь Олег Святославович, племянник сынов Ярослава Мудрого не пригласил их непосредственно поучаствовать в «веселье». В своей борьбе за власть со своими дядями он использовал половцев как главную военную силу, заодно позволяя им вдоволь помародерствовать на землях Руси. За свой негодный поступок Олег Святославович получил прозвище «Олег Гориславович».

    Вскоре традиция привлекать половцев в княжеские междоусобицы стала вредной привычкой многих князей, пока перед ними не предстала реальная опасность утраты собственных территорий. Конец княжескому и половецкому бесчинству смог положить только Владимир Мономах, который, во-первых, остановил княжеские междоусобицы, а во вторых, нанес сокрушительное поражение уже самим половцам. Для борьбы с ними Владимир Мономах выбрал новую эффективную тактику – атаковать их на их же территории, впервые выступив в поход на половецкие степи.

    В отличие от половцев, опасных своими внезапными конными набегами, русские воины были сильнее в открытом бою, в результате легкая половецкая конница разбилась об сплоченный строй пеших воинов. Затем убегающих половецких всадников успешно добивали русские коники. Даже время похода против половцев было выбрано князем не случайно, ранней весной, когда половецкие лошади, отощавшие за зиму на подножном корму, были не такими резвыми, что давало еще одно дополнительное преимущество в борьбе против них.

    Еще несколько дополнительных походов князя Владимира Мономаха в половецкие степи надолго отбили у них охоту совершать набеги на русские земли, правда, со временем, при его приемниках, вторжения половцев возобновились.

    В последующем Игорь Святославович, князь северский предпринял еще один знаменитый поход против половцев. Но как мы знаем поход князя Игоря на половцев закончился неудачно и стал основой для трагического исторического эпоса «Слово о полку Игоревым».

    Все конфликты с половцами пришлось забыть, когда с востока пришла новая страшная угроза, монголо-татарская орда. Земли половцев первые оказались под ударом, и за помощью те обратились к русским князьям. И вот уже объединенные силы русичей и половцев с одной стороны, и монголо-татарская орда с другой сошлись в легендарной битве на реке Калке (современная Донецкая область), результатом которой стало сокрушительно поражение для наших войск и половецких союзников. После этого половцы рассеялись, часть их бежала на запад, где поселилась не территории Венгрии.

    Поздняя история половцев

    Бежав на территорию Венгрии, некогда могущественный половецкий хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить половцам в качестве земель восточные окраины королевства взамен на верную службу и военную помощь. Зная о надвигающейся монголо-татарской угрозе, Бела согласился и даже женил своего сына и приемника на венгерском троне принца Стефана на одной из дочерей Котяна. Правда, впоследствии Стефан казнил своего половецкого тестя под предлогом государственной измены, что вызвало восстание половецких беженцев.

    И хотя половцы вызывали немало беспокойств и недовольств, как венгерской знати, так и простых венгров, в том числе из-за грабительских набегов (старые кочевые привычки не так просто изживаются), тем не менее, они начали постепенно ассимилироваться с венграми. Ускорению ассимиляции поспособствовало, наконец таки принятие ими христианства в католическом варианте. Правда, тут тоже не обошлось без конфликтов, так из венгерских исторических хроник мы знаем, что полной христианизации половцев предшествовало несколько восстаний кочевников, не желавших принимать новую веру.

    Последнее упоминание о половцах относится ко времени правления венгерского короля Сигизмунда Люксембурга, который использовал половецких наемников в некоторых своих военных авантюрах.

    Половцы в исторической компьютерной игре Kingdom Come Deliverance.

    Культура и религия половцев. Половецкие бабы.

    Культура половцев, как и многих других кочевых народов, не может похвастаться своим богатством и разнообразием, но, тем не менее, она оставила свои следы – половецкие каменные бабы. Эти бабы, пожалуй, единственный культурный след, оставленный половцами в истории.

    Ученые историки до сих пор спорят о предназначение половецких баб, считается, что согласно половецким верованиям они были призваны «сторожить» мертвых и защищать живых. Причем интересно, что половецкие бабы это не обязательно каменные изображения женщины, среди них много и мужских лиц, да и вообще в тюркском языке этимология слово «баба» восходит к слову «бабал» – «пращур». То есть половецкие бабы представляют собой не столько почитание женщин, как почитание предков, и представляют собой своеобразные охранные обереги от душ умерших людей.

    Все это согласуется с языческой религией половцев, которая представляла собой смесь шаманизма с тенгрианством (поклонением небу). Души мертвых в половецких верованиях наделялись особенной силой, способной как помогать, так и вредить живим. Проводником и посредником между миром живых и миром мертвых был человек с особенными духовными способностями – шаман, чье значение в половецком обществе было очень велико.

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.