Вопросы для физической викторины. Внеклассное мероприятие по физике. Горы находятся к источнику тепла ближе равнин, но на их вершинах гораздо холоднее. Почему

Внеклассное мероприятие по физике

Предмет : Физика

Подготовили: Петрусевич О. И., Банаховская И. В., Вакарчук А. А., Фролов Е.С.,Цыганеску Е. В.

Класс : 11 «А».

Время : 45 минут

Пояснения. Викторина проходит по типу программы «Своя игра». В игре принимают участие 2 или 3 команды. В каждой команде выбирается (или назначается учителем) капитан. Капитан является представителем команды, он подает знак, если участники готовы дать ответ, принимает участие в жеребьёвке.

Подготовитель

ный этап. Готовится стенд, на котором указываются темы, вопросы и их стоимость. Темы викторины: « А мы это проходили», «Пушкин и физика», «Ученые-физики – лауреаты Нобелевской премии», «О них говорят».

Проведение викторины. С помощью жеребьёвки определяется команда, первой выбирающая тему и вопрос. Ведущий зачитывает вопрос, затем участники приступают к обсуждению. Если команда знает ответ, то капитан поднимает руку. Отвечать может любой из участников. Если ни одна из команд не может ответить на вопрос, право ответа передается зрительному залу.


«О них говорят»

1. О нем наш великий поэт А.С. Пушкин сказал, что он создал первый в Россииуниверситет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом».

О ком эти слова?

(о М.В. Ломоносове)

2. На его статуе помещена надпись: «Разумом он превосходил род человеческий», а на его памятнике можно прочитать слова: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

О ком это написано?

(об Исааке Ньютоне)

3. Этот ученый очень любил фильмы Чарли Чаплина. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил так: «Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию никто в мире не понимает, А Вы все-таки стали великим человеком.

Кто этот ученый?

(Альберт Эйнштейн)

4. О каком ученом говорят, что «он первым стал работать на войну и пал жертвой войны»?

(об Архимеде)

5. Говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после скандала с газовой компанией. «Вы имеете большой долг за газовое освещение», - заявила газовая компания и отключила газ. «А я и без вас обойдусь», - возмутился ученый и изобрел электрическую лампочку. Назовите имя ученого.

(Томас Эдисон)

«Ученые-физики – лауреаты Нобелевской премии»

1. Альфред Нобель был известным инженером и изобретателем, выдающимся предпринимателем и финансистом. Он в совершенстве владел пятью языками. В 1968 году он был награжден медалью Шведской академии наук. По своим убеждениям он был ярым пацифистом (сторонником мира) и в 1905 году писал: «Мои открытия скорее прекратят войны, чем ваши конгрессы в защиту мира. Когда враждующие стороны обнаружат, что они в один миг могут уничтожить друг друга, люди откажутся от этих ужасов и от ведения войны».

Какое открытие сделал Альфред Нобель? (динамит)

2. Эта женщина в виде исключения дважды (!) была удостоена Нобелевской премии (обычно эти премии присуждаются единожды). В 1903 году она получила премию по физике (за изучение явления радиоактивности), а в 1911 году – по химии (за открытие элементов радия и полония).

Назовите имя этой женщины. (Мария Склодовская-Кюри)

3. Один великий физик был приглашен в гости. Сидя в гостиной, он заметил, что два кресла около него пустуют: никто не смел в них сесть.

-«Сядьте около меня», - смеясь, попросил он хозяина дома, - «А то мне кажется, что я в Прусской Академии наук.

В 1922 году ему была присуждена Нобелевская премия за заслуги в области математической физики (и, особо, за открытие закона фотоэлектрического эффекта).

Кто этот великий физик? (Альберт Эйнштейн)

4. Этот человек является первым лауреатом Нобелевской премии по физике. В 1901 году ему была присуждена Нобелевская премия за открытие (лучи), которое носит его имя.

Назовите его открытие. (Рентгеновские лучи)

5. В 1909 году Нобелевская премия по физике была присуждена итальянцу Гильельмо Маркони за работы по созданию беспроволочного телеграфа. На самом же деле первым это открытие сделал другой человек – русский физик и электротехник. У нас его имя известно каждому.

Назовите его имя. (Александр Степанович Попов)

"Пушкин и физика"

1. В каком из произведений Пушкина кот, известный своей ученостью, совершает механическое движение относительно дуба?

(У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит. «Руслан и Людмила»)

2. Прослушайте отрывок из одного из стихотворений великого поэта:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

О каком физическом явлении идет речь?
(Эхо, стихотворение также называется «Эхо»)

3. Что можно сказать о действиях бесенка с точки зрения физики в следующем отрывке:

Бедненький бес

Под кобылу подлез,

Поднатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.

(Бес совершил механическую работу.)

4. Отрывок из «Евгения Онегина».

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры.

Как образуются узоры на стеклах?

(Водяной пар конденсируется на стеклах и под влиянием низкой температуры окружающего воздуха переходит в твердое состояние.)

5. Прослушайте отрывок из стихотворения «Подражание Корану» и найдите физическую ошибку в нем.

Земля недвижна; неба своды,

Творец, поддержаны тобой,

Да не падут на сушь и воды

И не подавят нас с тобой.

(Земля не покоится, а вращается вокруг Солнца.)

"А МЫ ЭТО ПРОХОДИЛИ..."

1. В какой ситуации человек находится в состоянии невесомости?

· находясь в корзине летящего воздушного шара

· висит, ухватившись за люстру под потолком

· подпрыгнув

· при плавании под водой

2. Вы открыли дверцу холодильника. Что произойдет с температурой в комнате?

· Ничего

· Понизится

· сначала понизится, затем повысится

· повысится

3. Если в стакан с водой опустить кусок сахара и растворить его, то может ли в стакане вновь получиться кусок сахара?

· да, если нагреть сладкий раствор

· да, если охладить сладкий раствор

· да, если быстро разогреть, затем охладить

· никогда не получится

4. Бумажный стаканчик до краев наполнен водой. Если его поднести на не-которое время в пламя горелки, то …

· бумажный стаканчик загорится, вода закипит.

· бумажный стаканчик загорится, вода не закипит.

· бумажный стаканчик не загорится, вода закипит.

· бумажный стаканчик не загорится, вода не закипит.

5. В холодную погоду запотевает оконное стекло …

· с наружной стороны.

· с внутренней стороны.

· с двух сторон.

· с любой одной стороны.

6. Какие частицы были открыты первыми?

· Кварки

· Электроны

· Нейтроны

· Нейтрино

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

Ликино-Дулевский индустриальный техникум

Методическая разработка мероприятия

к предметной неделе по физике

«Физическая викторина»

Пояснительная записка.

Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках.

Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования.

Среди всех массовых внеклассных мероприятий наибольшей популярностью у школьников пользуются недели занимательной физики или наук связанных с ней. Подготовка таких мероприятий должна учитывать следующие моменты.

Во-первых, это развлекательное мероприятие и его главная цель – стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предметов, привить им интерес и вкус к занятиям данной темой.

Во-вторых, необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения всего. Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность не должна заслонить главного – познавательной ценности.

Главная задача не просто развлекать учащихся, а максимально активизировать их. Для тех учащихся, которые еще не имеют серьезного интереса к физике, еще пассивны по отношению к ней, средства занимательности могут служить первым шагом на пути заинтересованности предметом. Следующим шагом должно быт воспитание более глубокого и серьезного отношения к знаниям. По отношению к другой группе учащихся, уже интересующихся предметом, элементы занимательности будут служить дополнительным средством оживления учебного материала и разнообразия процесса его восприятия.

Цели: обобщение и углубление знаний по физике

Задачи:

Образовательные:

  1. Повторить, систематизировать знания учащихся;
  2. Расширять кругозор учащихся по предмету;
  3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Воспитательные:

  1. Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
  2. Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
  3. Воспитывать инициативность и активность,
  4. Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающие:

  1. В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
  2. Развить способности логического мышления учащихся;
  3. Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  4. Развивать память, внимание
  5. Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для ответов, карточки с заданиями два зеркала, два набора для собирания электрической цепи (лампочки, источники питания, ключи, набор соединительных проводов).

Аннотация.

Викторина по физике проводится между двумя группами первого курса. Формируются команды по 6 человек. Мероприятие рассчитано на 40-45 минут.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент. Объяснение темы и смысла мероприятия.
  2. Первый раунд. Обеим командам предоставляется 15 вопросов (слайд 3-17). На каждый вопрос отводится 20 секунд, ответы команды записывают в специальных бланках. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

Вопросы первого тура:

  1. Единица измерения массы драгоценных камней.
  2. Объем 1 кг воды?
  3. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?
  4. Какая планета самая большая?
  5. Общее название 12 созвездий?
  6. Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой?
  7. Где край света?
  8. Каким прибором измеряют атмосферное давление?
  9. Где пароход глубже погружается в воду: в реке или в море?
  10. Какой прибор служит для измерения скорости?
  11. Кто является изобретателем радио?
  12. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении.
  13. Если это есть, ума не надо
  14. Специфическая единица измерения объема нефти?
  15. Чему равен 1 пуд?
  1. Второй раунд . Обеим командам нужно угадать физическое понятие, выслушав три подсказки-определения (слайд 19-32). Если команда отгадывает понятие после первой подсказки, то она получает три балла, после второй – два, а после третьей 1 балл. Ответ принимается у той команды, которая быстрее подняла руку.

Вопросы второго тура:

  1. для его измерения используется повторяющийся физический процесс
  2. основная единица измерения - секунда;
  3. делу это - потехе час.

(время)

  1. действует на дно и стенки сосуда
  2. увеличивается с глубиной:
  3. нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (давление)
  1. Происходит при определенной температуре
  2. и в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре;
  3. интенсивное парообразование с поверхности жидкости.

(испарение)

  1. Можем притягивать и отталкивать
  2. бывает и красного, и синего цвета;
  3. у него два полюса

(магнит)

  1. Обладают хорошей теплопроводностью
  2. хорошо проводят ток;
  3. железо, никель, алюминий

(металлы)

  1. Мера инертности тела
  2. основная единица измерения - килограмм;
  3. у бегемота больше, чем у осла

(масса)

  1. Скорость выполнения работы
  2. важнейшая характеристика всех двигателей;
  3. у КамАЗа больше, чем у ВАЗа

(мощность)

  1. Их основная часть - стержень - коромысло
  2. бывают лабораторные, технические, медицинские;
  3. помощник продавца

(весы)

  1. Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.
  2. Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.
  3. У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты.

(скорость)

  1. Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.
  2. Она не вещь и не сохраняется.
  3. «Давай поборемся», - говорят те, у кого ее много.

(сила)

  1. Оно изменяется с изменением погоды.
  2. Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.
  3. Прибор для его измерения используют на уроках географии и физики.

(давление)

  1. Она большая у полных и высоких людей, малая - у худых и маленьких.
  2. Но у всех она направлена в одну точку.
  3. Эта величина - векторная. А точка находится в центре Земли

(сила тяжести)

  1. Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измерить.
  2. От одинаковых сникерсов она прибавится у всех одинаково: и высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.
  3. А если вместо сникерса съесть картошку, то прибавка будет меньше.

(энергия)

  1. Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.
  2. Ее весь день определяют продавцы.
  3. Эта величина скалярная, а не векторная.

(масса)

  1. Третий раунд. 3 балла получает команда, которая из 5 слов, написанных на листе, найдет слово, которое не является названием планеты (слова закодированы)

РЕНАВЕ

НУПЛОТ

ТЮРЕПИ

МЕЛЯЗ

НОСЦЕЛ

  1. Четвертый раунд. Нужно с помощью зеркала отгадать 15 слов, изображенных на листе бумаги. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее запишет слова. (За каждое слово один балл)
  1. Пятый раунд. В истории, в которой нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно справить ошибки, правильно расставить единицы измерения. (3 балла той команде, которая быстрее).

«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое - 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длинной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».

  1. Шестой раунд. Собрать электрическую цепь на скорость. Выигрывает та команда, у которой быстрее загорится лампочка. (Участвует один человек из команды, 5 баллов)
  2. Подведение итогов мероприятия. Объявление победителя. Обсуждение спорных вопросов.



№ 4.

№ 5.

Ответ. Под корнеплодом при выдергивании образуется разряжение (давление, меньшее атмосферного). Чем плотнее почва, тем больше разряжение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему журавли и другие птицы во время дальних перелетов держатся косяком?

Ответ. Впереди – самая сильная птица. Воздух ее обтекает, как вода нос корабля, за ней образуется клин, внутри которого более слабые птицы испытывают меньшее сопротивление воздуха.

Пуля, попав в вареное яйцо, пробивает его, оставляя отверстие, а сырое яйцо разбивается пулей вдребезги. Почему?

Ответ. Вареное яйцо (особенно желток) имеет небольшую упругость, давление в нем при прохождении пули мало возрастает. В сыром яйце, как в жидкости (упругой среде) давление возрастает мгновенно и очень сильно.

Почему трудно хлопать в ладоши под водой?
Ответ. При медленном движении ими увлекается мало воды, а при быстром – вода не успевает «расступиться» (возникает «присоединенная масса»).
№ 4.
Почему лоси могут ходить по снегу или болоту, не увязая?

Ответ. Лось – парнокопытное животное. Между раздвоенными частями копыт есть перепонка (при раздвижении частей копыт увеличивается площадь опоры, давление на почву, снег уменьшается).

№ 5.
Почему труднее вытаскивать морковь и другие корнеплоды из плотной почвы, чем из рыхлой?

Ответ. Под корнеплодом при выдергивании образуется разряжение (давление, меньшее атмосферного). Чем плотнее почва, тем больше разряжение.

Почему высоко в горах вывихи суставов у людей происходят чаще, чем внизу?

Ответ. На высоте давление понижено, сила прижатия друг к другу сочлененных в суставе костей становится меньше, и вывихи суставов происходят чаще.

Почему при размешивании чая чаинки собираются в центре стакана?

Ответ. Давление в движущейся жидкости тем меньше, чем выше скорость. Вблизи краев стакана скорость меньше (из-за трения воды о стекло). Избыточное давление между центром и краями стакана перемещает чаинки к центру.

Зачем рыбе нужен плавательный пузырь?

Ответ. Сжимая и растягивая его мышцами, рыбы регулируют объем, а значит плотность своего тела. Сжатие – уменьшение объема – увеличение плотности – погружение (и наоборот).

Почему дрожат замерзающие люди и животные?

Ответ. Так они греются. Совершаются движения – совершается механическая работа – повышается внутренняя энергия.

В жаркие дни в лиственном лесу бывает прохладнее, чем в хвойном. Почему?

Ответ. Деревья испаряют влагу с поверхности листьев. При этом уменьшается внутренняя энергия листьев (они охлаждаются) и охлаждается воздух. У лиственных деревьев площадь поверхности листьев больше – испарение больше – охлаждение больше.

Почему наклоненный велосипед не падает при движении «на виражах» ?

Ответ. Для движения по окружности необходимо действие центростремительной силы. Она возникает при наклоне велосипеда.

В опыте с «магдебурскими тарелками» Отто Керике впрягал 8 лошадей слева и 8 лошадей справа. Как можно было этим же количеством лошадей развить большую силу тяги?

Ответ. Одну тарелку закрепить, а к другой – 16 лошадей (сила действия равна силе противодействия).

Кипяток гасит пожар быстрее, чем холодная вода (сразу отнимает от пламени теплоту парообразования и окружает огонь слоем пара, затрудняющего доступ воздуха).
Нельзя ли насосами сразу подавать в пламя кипяток?

Ответ. Нет. В насосе под поршнем вместо разряженного воздуха будет пар упругостью в 1 атм. Кипяток не будет поступать в шланги.

В трубах подземных частей зданий вода часто замерзает не в мороз, а в оттепель весной. Почему?

Ответ. Теплопроводность осуществляется в земле медленно (малый коэффициент теплопроводности).

Дерево проводит звук лучше, чем воздух. Почему же разговор, происходящий в соседней комнате, заглушается, когда дверь в комнату закрыта?

Ответ. «На границе» воздух-дерево звук переходит из среды, плохо проводящей звук (по сравнению с деревом) в среду, быстро проводящую звук (дерево). Существует предельный угол падения для звуковых лучей. Значительная часть звуковых волн должна отражаться назад в воздух.

Какой национальности были Цельсий, Реолиф и Фаренгейт?

Ответ. Швед, француз, немец.

Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих?

Ответ. В болотистой местности велика относительная влажность, плохо испаряется пот, медленно охлаждается кожа.

Из крана самовара падают капли. Когда эти капли более тяжелые: когда вода горячая или когда она остыла?

Ответ. Когда вода остыла, т.к. с уменьшением температуры – коэффициент поверхностного натяжения увеличивается и капля становится больше.

Как будет действовать наэлектризованная палочка на магнитную стрелку?
Почему?

Ответ. Конец стрелки притянется к наэлектризованной палочке, т.к. на стальной стрелке появятся индуцированные заряды.

№ 20.
«Рожь, рожь… Дорога полевая
Ведет неведомо куда.
Над степью низко провисая,
Лениво стонут провода…»
(А.Твардовский)
Почему гудят провода?

Ответ. При обтекании воздухом проводов за ними образуются «вихри». В вихрях давление меньше, чем там, где их нет. Вихри «срываются» с проводов и «звучат».

Почему приборы для электростатических опытов не имеют острых концов?

Ответ. Плотность заряда больше там, где кривизна поверхности больше (на острие). Возле острия воздух ионизируется и нейтрализует его заряд («заряд стекает»). Чтобы сохранить заряд поверхность делают круглой, гладкой.

Наэлектризованный мыльный пузырь раздувается настолько, что его радиус значительно увеличивается (заряд не меняется). Как изменится энергия заряда? Помогает или препятствует наличие заряда раздуванию пузыря?

Ответ. Энергия заряда уменьшится (Wp = Q2/2R); заряженный пузырь раздувать легче, т.к. заряды взаимно отталкиваются и способствуют увеличению свободной поверхности.

В 1822 году Араго заметил, что магнитная стрелка, колеблющаяся около положения равновесия, быстро останавливается, если она находится в футляре из меди. Почему?

Ответ. Качающаяся магнитная стрелка создает переменное магнитное поле. Оно индуцирует в меди вихревые токи, направление которых таково, что они своими полями препятствуют движению стрелки.

Если ударить молотком по одному концу длинной металлической трубы, то стоящий у другого конца трубы услышит двойной удар. Почему?

Ответ. Первый удар – звуковая волна по металлу, второй – по воздуху.

В бутылку льют воду. Струя воды производит при этом шум определенного тона. По мере наполнения бутылки водой этот тон становится выше. Почему?

Ответ. Полость бутылки – резонатор. По мере наполнения бутылки длина резонаторного столба уменьшается. Высота тона увеличивается.

Если потереть баллон неоновой лампочки, то можно заметить, что она короткое время светится. Как объяснить это явление?

Ответ. В результате трения на стекле возникают заряды, поле которых вызывает кратковременное свечение лампы.

Как нужно расположить две собирающие линзы, чтобы пучок параллельных лучей, пройдя через обе линзы стал снова параллельным?

Ответ. Так, чтобы совпали их главные фокусы.

Почему окна домов днем кажутся темными, т.е. темнее, чем наружные стены, даже если они (стены) выкрашены темной краской?

Ответ. Отражение света от стен всегда больше, чем отражение от прозрачных, т.е. пропускающих свет, окон.

Ленц Эмилий Христианович – русский физик. В какой области физики он выполнил основные свои работы? С чем конкретно связаны его основные работы?

Ответ. В области электромагнетизма. Закон Ленца о направлении индукционного тока.

Гюйгенс Христиан – голландский физик. В какой области физики известны его работы?

Ответ. В области механики, оптики. Формула Гюйгенса для периода гармонических колебаний физического маятника. Принципы Гюйгенса в объяснении механизма распространения света.

«Темная ночь.
Только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах,
Тускло звезды мерцают.»
(В.Агатов)
Почему звезды мерцают?

Ответ. Причина – в свойствах земной атмосферы. То тут, то там возникают то сгустки, то разряжения. Давление претерпевает изменения тоже. Вместе с давлением «скачет» плотность воздуха. Через такие участки свет не может распространяться прямолинейно. Свет от звезды, проходя через атмосферу земли, испытывает многочисленные и беспорядочные отклонения. Потому и мерцает звезда.

К положительно заряженному электроскопу подносят тело, заряженное отрицательно. Что при этом происходит?

0, а потом увеличивается. α Ответ. Сначала угол между листками уменьшается, затем

№ 33.
Укажите по возможности больше черт сходства и различия между электрическими и гравитационными полями.

Ответ.
Сходства:
1) аналогия взаимодействия зарядов и масс (законы Кулона и Ньютона);
2) оба поля консервативны (работа на замкнутом пути равна нулю);
3) существование в них разности потенциалов.
Различия:
1)отрицательных масс нет;
2)нет гравитационно-нейтральных тел.

Почему пороховые склады окружают заземленной металлической сеткой?

Ответ. Внутри металлической сетки электрическое поле отсутствует, не возникает искра электрическая.

Почему не убивает током птицу, садящуюся на один из проводов высокого напряжения?

Ответ. Разность потенциалов между лапками мала, ток мал.

Как изменяется ток в цепи с угольной лампочкой и лампочкой с металлической нитью накаливания сразу после включения?

Ответ. Во второй по мере раскаливания нити ток уменьшается (сопротивление растет). В угольной – наоборот.

В цепь тока включаются куски медной, железной и никелиновой проволоки одинакового диаметра и длины. Какие куски будут нагреваться сильнее:
а) при последовательном соединении;
б) при параллельном?

Ответ
а) никелин, железо, медь (по мере уменьшения сопротивления);
б) медь, железо, никелин (по мере уменьшения тока).

Для определения знака полюсов источника опускают провода, соединенные с источником, в стакан с водой и наблюдают, возле какого из проводов выделяется больше газа. Как при этом определяют, какой полюс отрицательный?

Ответ. При электролизе воды объем выделяющегося водорода в 2 раза больше объема кислорода. Отрицательным полюсом будет тот, у которого больше выделится газа (водорода, ионы которого положительны).

При прохождении тока через электролиты они нагреваются. Почему?

Ответ. Ионы в электролитах при протекании тока движутся ускоренно. При соударениях энергия (кинетическая) упорядоченного движения переходит в энергию хаотичного (теплового) движения.

Как будут изменяться (увеличиваться или уменьшаться) напряжение пробоя газового промежутка при уменьшении давления газа?

Ответ. Меньше давление – больше длина свободного пробега – большая по величине копится кинетическая энергия иона – больше вероятность ионизации при том же (или меньшем) напряжении. Напряжение пробоя уменьшается с уменьшением давления.

Опыт показывает, что нельзя заряжать бесконечно какое-либо тело и что, после того как заряд на теле достигает некоторого максимального значения, зависящего от размера и формы тела и свойств окружающей среды дальнейшего увеличения заряда добиться невозможно. Почему?

Ответ. При достаточно большой напряженности электрического поля вокруг тела в окружающем диэлектрике (воздухе) возникает разряд (корона или искра) и воздух теряет свои изолирующие свойства.

Железный кубик, лежащий на гладком стекле, притягивается к магниту, тоже лежащем на этом стекле. Кубик скользит по стеклу. Как он движется (каков характер его движения) ?

Ответ. Сила, действующая на кубик, возрастает по мере его приближения к магниту. Движение кубика с увеличивающимся ускорением.

Какие из катодных лучей сильнее отклоняются одним и тем же магнитным полем: более быстрые или более медленные?

Ответ. Более быстрые электроны отклоняются сильнее (сила Лоренца прямо пропорциональна скорости заряда электронов, составляющих катодные лучи).

При замыкании тока от одного или нескольких аккумуляторов искра не получается, а при размыкании получается. Почему?

Ответ. При включении ЭДС индукции направлена против ЭДС цепи, а при выключении – в одну сторону с ней (закон Ленца).

Маятник сделан из сосуда с водой, подвешенного на длинной нити. Вода постепенно выливается через отверстие в дне сосуда. Как будет изменяться период маятника (массой сосуда пренебрегаем) ?

Почему при близкой молнии слышен резкий оглушительный удар, а при далекой молнии – раскатистый гром?

Ответ. При близкой – первичная звуковая волна от самой молнии во много раз сильнее, чем эхо, приходящее потом от отражающих предметов. При далекой – первичная и отраженные волны доходят к нам уже меньше различающимися по силе.

Две одинаковые частицы, но одна быстрая, а другая медленная, движутся по окружности в одном и том же магнитном поле. Которая из частиц совершает обороты быстрее?

m/qB) π 2 = τ Ответ. Время оборота не зависит от скорости частицы. (

Плоское зеркало поворачивается на угол 30 градусов около оси, лежащей в плоскости зеркала и перпендикулярной к падающему лучу. На какой угол повернется при этом отраженный луч?

Ответ. 60 градусов.

Как достаточно быстро можно определить центр тяжести однородной палки, утяжеленной с одного конца?

Ответ. Положить ее на указательные пальцы левой и правой рук. Сближать пальцы. Они сойдутся под центром тяжести палки.

Где пароход погружается глубже в воду: в реке или море? Почему?

Ответ. В реке. Плотность соленой воды больше, чем пресной. В море Архимедова сила увеличивается.

Какое действие тока используется в электросварке?

Ответ. Тепловое.

Почему в месте плохого контакта проводника разрушается изоляция?

Ответ. проводник в этом месте разогревается.

Какие силы называют консервативными?

Ответ. Их работа по замкнутому контуру равна нулю.

Как можно изменить направление вращения якоря электродвигателя?

Ответ. Изменяя направление тока в обмотке якоря или индуктора

Зимой на улице металл на ощупь холоднее дерева. Какими будут казаться на ощупь металл и дерево в сорока¬ градусную жару?

Ответ. Теплопроводность металла гораздо больше, чем дерева, поэтому зимой металл будет более холодным на ощупь,а в жару более горячим, чем дерево.

Почему для переноски раскаленных болванок нельзя употреблять электромагнит?

Ответ. Потому что железо, нагретое до 800°, совершенно не намагничивается.

Отчего журчит ручей?

Ответ. Ручеек журчит потому, что струя воды при небольшом падении захватывает частицы воздуха и погружает их в воду, отчего образуются пузырьки. Лопаньем этих пузырь¬ков и объясняется журчание ручейка

Каковы составные тона белого цвета?

Ответ. Белый цвет представляет собой смесь семи различных цветов спектра; красный, оранжевый, желтый, зеленый,голубой,синий, фиолетовый.

Какое общее свойство отличает мед и чугун от боль¬шинства остальных веществ?

Ответ. Они, в отличие от большинства веществ, при плавле¬нии не увеличиваются, а уменьшаются в объеме.

Какое дерево вы бы взяли для керосиновой бочки?

Ответ.Для керосиновой бочки нужно взять пальму или дуб, потому что по отношению к этим материалам керосин обладает свойством несмачиваемости, то есть сцепление между молекулами керосина больше, чем между молекулами керосина и дуба или пальмы, и керосин не просачивается по капиллярам дуба и пальмы.

Почему водопроводные трубы бывают иногда мокры¬ми снаружи?

Ответ. Воздух вокруг труб охлаждается и конденсируется на поверхности труб.

Чтобы лучше видеть вечером свое лицо и в зеркале, куда вы поставите лампу -перед собой или сзади себя?

Ответ. Лампа должна стоить впереди вас, между вами и зер¬калом.

Как по-вашему, что тяжелее: тонна дерева пли тонна железа?

Ответ. Тонна дерева будет, как это ни странно, тяжелее железа. Если вы вспомните, закон Архимеда применим не только к жидкостям, но и к газам. Каждое тело «теряет» в воздухе из своего веса столько, сколько весит вытесненный объем воздуха. Дерево и железо тоже теряют в воздухе часть своего веса. Но тонна дерева занимает гораздо больший объем, нежели тонна железа, раз в 15, поэтому истинный вес тонны де¬рева больше веса тонны железа.

С какой скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы красный свет семафора показался шоферу зеленым?

Ответ. Эта задача --шутка. Для того чтобы это могло быть а действительности, автомобиль должен двигаться со скоро¬стью, близкой к скорости света, то есть делать 300 000 кило¬метров в секунду.

Какой расплавленный металл замораживает воду?

Ответ. Ртуть.

Какие металлы плавают в воде?

Ответ. Калий. Натрий. Магний.

Какой металл пишет, как карандаш?

Турнир эрудитов по физике (10-11 кл.) Анохина Г.И.

Цель: развитие познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора, повторение пройденного материала.

Ход игры

Представление команд капитанами, девиз - 3 бал.

Разминка.

Участвуют все члены команды. В течение 1 мин. командам задают вопросы, игроки должны ответить на них. Если затрудняются, то говорят: «Дальше». Задача команд заключается в том, чтобы дать как можно больше правильных ответов. В случае неверного ответа либо его отсутствия ведущий сам даёт правильный ответ. За каждый правильный ответ по 1 бал. В ходе разминки подсчитывается общее число баллов, набранных каждой командой и сообщается счёт игры.

10 класс.

1. Воздушная оболочка земли (атмосфера)

2. Как называется маленькое количество воды (капля)

3. В каких единицах измеряется масса атома в СИ (кг)

4. Где край света? (там, где начинается тень)

5. Числовые значения первой космической скорости для земли. (~ 7,9 км / с)

6. Вещество, сжигаемое для получения теплоты (топливо)

11 класс.

1. Кто говорит на всех языках? (эхо)

2. Учёный, в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль)

3. Прибор для измерения массы тела (весы)

4. Что видно, если ничего не видно? (туман)

5.То, что есть у магнита (полюс)

6. Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения (капилляр)

3. Физики - искатели (загадки с подсказками)

Вначале читают вопрос, если ответа на него не наступает, даю подсказку. В случае затруднения даю ещё одну.

Подсказки есть не ко всем вопросам, иногда их две, иногда -

одна. Если дали ответ сразу - получаете 5 бал., если после первой подсказки - на 1 балл меньше, после второй - на 2 б меньше.

10 класс.

1. Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой её не измеришь.

Подсказка 1: От одинаковых сникерсов она прибавится у всех

одинаково, и у высоких людей, и у маленьких,

и у девочек, и у мальчиков.

Подсказка 2: А если вместо сникерса съесть картошку, то

прибавка будет меньше. (энергия).

2. Он бывает в космосе, дома, на улице, в классе тоже. Есть у автомашин, чаще снаружи. Без него дома скучно. Он бывает естественным и искусственным. Без него было бы мрачно.

Подсказка 1: Без него никто бы не работал.

И мы бы не учились.

С ним и ночью в лесу не страшно.

Его не любит сова и летучая мышь. Когда он есть, дети плохо спят.

Подсказка 2: Кошкам он не очень нужен. Летом его очень

много. Зимой мало. Без него растения растут

белыми. Он может быть красным, белым и

зелёным (свет).

11 класс.

1. Из-за этого типа сплошь и рядом нарушается закон сохранения механической энергии.

Подсказка 1: Его часто ругают.

Подсказка 2: Но часто и благодарят.

Подсказка 3: Без него мы даже с места сдвинуться не можем (трение).

2. Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Чтобы его получить, раньше наши бабушки и дедушки в корытах месили коровьи лепёшки, делали из них кирпичи, сушили их, а потом сжигали. А сейчас для этого нужны фабрики с трубами.

Подсказка 1: Когда его очень много, хочется в душ. Когда его

очень мало, мы не можем жить. У него странное

поведение: наверху его всегда больше, чем внизу

Подсказка 2: Когда оно есть, все люди весёлые и хотят на

работу и в школу, а когда его нет, дети прячутся

по домам. Животные и растения получают его

от солнца (тепло).

4. Историко-физическая викторина

(вопросы физиков к историческим фактам и событиям). - 4 б.

10 класс.

1. В 907 г. киевский князь Олег и его дружина пошли походом на Византию. Узнав об этом, византийцы закрыли гавань Константинополя цепью, преградив путь судам пришельцев. Тогда князь повелел своим судам причалить, где возможно, к берегу и «поставить» корабли на колёса. Приказ был выполнен. И суда «помчались» к городу на суше.

? Вопрос: Что могло привести в движение корабли?

(корабль мог гнать вперёд попутный ветер).

2. Один из защитников осаждённого фашистами в Великую Отечественную войну Севастополя - разведчик Морской пехоты И.П. Дмитришин рассказал такой эпизод: по склону горы («высоты»), где находились наши солдаты, «ухнул» тяжёлый немецкий снаряд. Недолет. Но… от места взрыва покатились камни. Один из них внизу подорвал немецкую мину, находящуюся на большом минном поле, окружавшем «высоту».

? Вопросы: На какую идею мог натолкнуть взрыв этой мины наших солдат, сдерживающих продвижение противника? Как объяснить смысл этой идеи с

точки зрения физики? (Наши солдаты могли попытаться прочистить путь через минное поле, используя камни - валуны. Эти камни, стронутые с места и движущиеся по склону с «высоты» вниз, могли приобрести большую

скорость за счёт превращения своей потенциальной энергии в кинетическую. Их удары по мине способны подрывать последние. При этом каждый валун мог увлекать за собой другие, создавая каменную лавину - «подрывников» ).

11 класс.

1. Эпизод Куликовской битвы (1380 г.). Передовой полк русских должен был принять на себя главный удар врага. Предводитель войска русского - князь Дмитрий Донской - хорошо продумал вооружение и тактику ведения боя

войнами этого полка. Несколько рядов воинов использовали щиты и копья разной длины, создавая из них «защитную стенку». У передних копья были короче, у задних - длиннее. Наступающий татаро-монгольский конник встречал не одно копьё, а натыкался сразу на несколько; смертельные раны были неизбежны.

? Вопрос: Какие физические явления «участвовали» в этом

замысле князя Дмитрия? (Давление острых копий,

«сопротивление» твёрдых щитов).

2. В документальном рассказе гвардии лейтенанта И.М. Журбы говорится о таком факте времён минувшей Отечественной войны. При отражении одной из атак фашистов наши подбили вражеский бронетранспортёр, в котором бойцы нашли около 60 резиновых жгутов. При взгляде на эти вроде бы бесполезные жгуты у И.М. Журбы появилась идея: создать с помощью жгутов и сучьев деревьев «малокалиберную артиллерию»; используя в качестве снарядов гранаты - лимонки.

? Вопросы: Как можно было реализовать эту идею, как объяснить её? (из массивных сучьев сделать большие прочные рогатки, к ним привязать концы резиновых жгутов. Рогатки вбить в землю. В каждый жгут вложить по гранате - лимонке. Один солдат должен натянуть жгут, другой разжать кольцо гранаты, выдернуть чеку, и пустить «снаряд». Выброс гранаты обеспечивала сила упругости, возникающая в жгуте при его деформации в процессе растяжения ).

5. Из истории Шерлока Холмса ( 3 бал. )

10 класс.

1. Посмотрите, Ватсон, на дне флакона лежат монеты. Их туда поместил мошенник, дело которого я вёл. Он был хитёр, и, чтобы не тратить свои деньги, он показывал в трактире флакон с монетами. Переворачивал его, но

монеты не выпадали. Тогда он говорил, что расплатится потом, и уходил.

Шерлок Холмс перевернул флакон и попытался достать хотя бы одну монету, но из этого ничего не вышло.

? Как же прежний владелец флакона, умудрился засунуть в него монеты? (он мог сделать это, нагрев горлышко флакона и одновременно сильно охладить монеты).

2. Шерлок Холмс продолжал извлекать вещи из своего ящика. На столе кроме них стояли начищенные до блеска серебряный кофейник и чашечка с кофе. Он отпил глоток кофе и продолжал:

Посмотрите-ка, друг Ватсон, на трость, которую вы

держите в руках. Это была толстая трость чёрного цвета с тяжёлым

набалдашником - одна из тех, что Шерлок Холмс именует «веским доказательством».

Толстый железный наконечник совсем стёрся с одной стороны, а по середине краску как будто специально соскоблили. Холмс сидел ко мне спиной, и я думал, что мои манипуляции остаются незамеченными.

Ну - с, Ватсон, какого вы мнения о ней?

Откуда вы знаете, чем я занят? Можно подумать, что у вас глаза на затылке? - сказал я.

Чего нет, того нет, - ответил он.

? Как мог Шерлок Холмс видеть то, что делает доктор Ватсон? (Холмс наблюдал за изображением Ватсона в серебряном кофейнике).

11 класс .

1. Этой тростью я и сам неоднократно пользовался, - немного помолчав, сказал Шерлок Холмс. - Это уникальный инструмент для обнаружения кладов. Однажды меня пригласил банкир исследовать принадлежащие ему подземные помещения. Я медленно шёл за ним, опираясь на трость; её я опускал звучно, чтобы тот слышал, что я не отстаю. Пройдя ряд коридоров, лестниц, комнат отделенных друг от друга массивными железными дверями, мы очутились в обширном подвале, проникнуть куда было чрезвычайно трудно.

Всё ясно, нам пора возвращаться, - сказал я банкиру. - Я точно могу сказать, где расположен тайник. Пригласите полицейских и я открою его.

? Как мог Шерлок Холмс определить местонахождение тайника? (Постукивая тростью, Шерлок Холмс заметил, что в одном месте на его с банкиром пути отраженный звук был таким, каким он бывает, когда внутри тела есть пустота).

2. - Ну что, дорогой мой, как вам нравится сокровища моего ящика? - спросил Шерлок Холмс, улыбаясь.

Любопытные вещички, - подтвердил я.

Вот ещё металлический толстостенный цилиндрический стакан с закручивающийся крышкой. В этот стакан я наливал воду, бросал в неё олово и расплавлял его.

Признаться, я вас не понимаю. Мне кажется это не осуществимо.

Хотите верьте, хотите проверьте, друг Ватсон.

? Можно ли в воде расплавить олово? (можно, т.к. температура кипения воды зависит от давления: чем оно больше, чем температура кипения выше. Имевшийся у Шерлока Холмса стакан выдержал, по - видимому, очень большое давление - достаточное для закипания воды при температуре плавления олова.

6. Поединок капитанов.

За каждый правильный ответ - 2 бал.

а) «Физические термины»

1. Добавив (убрав) букву в слове, составьте новое, например:

чайки + н = чайник

блок + а = (колба) марка + е = (камера) лапа + м = (лампа)

кузов - о = (звук) алмаз + п = (плазма) алиса - а = (сила)

ряд + о = (ядро) динар + а = (радиан)

2. Заменив букву в слове и переставив буквы, получите физ.

термин: удав (у о) = вода

нигерия (и э) = энергия локон (о у) = кулон

матрос (а е) = термос жёлудь (ё о) =джоуль

катион (н п) = оптика лапта (т м) = лампа

7. Четвёртый лишний

1. (лишнее слово зачеркнуть - 4 бал.)

1. вольтметр, манометр, амперметр, омметр

2. Ньютон, Попов, Дарвин, Галилей

3. литр, секунда, метр, килограмм

4. альфа, игрек, омега, дельта

5. нано, микро, милли, мега

6. метр , локоть, сажень, пядь

2. Подобрать подходящее слово из правого столбца к слову из левого столбца, чтобы получить устойчивое словосочетание.

Ударная … 1. Дыра

Критическая … 2. Точка

Ионная … 3. Проницаемость

Чёрная … 4. Дуга

Удельная … 5. Температура

Материальная … 6. Поверхность

Магнитная … 7. Турбина

Электрическая … 8. Теплоёмкость

Паровая … 9. Волна

10. Свободная … 10. Связь

1-9, 2-5, 3-10, 4-1, 5-8, 6-2, 7-3, 8-4, 9-7, 10-6.

8. Физико-биологическая викторина.

(вопросы, в которых описана биологическая ситуация, а объяснить её требуется с точки зрения физики).

10 класс.

1. Пойманная рыба, пущенная в ёмкость вместимостью 200 л. специального судна, приспособленного для сохранения живой рыбы, чувствовала себя там не очень хорошо, но когда в ёмкость добавили 40 л. воды из родника, рыба

ожила. О чём свидетельствует данный факт.

? Какое физическое явление помогло рыбе?

(рыбы чувствительны к запахам и чистоте воды. Благодаря диффузии первоначальная вода смешалась с водой из родника и обогатилась кислородом, что сказалось благотворно).

2. У водомерки на концах ножек расположены волоски, благодаря которым увеличивается площадь опоры, и она не проваливается в воду. Но если на её пути окажется пятно из керосина или масла, то она опустится в воду.

? Почему? (Волоски на ножках водомерки не смачиваются водой и смачиваются керосином и маслом).

3. Глубоководные рыбы при подъёме на поверхность воды гибнут.

? В чём причина этого явления?

(при подъёме рыбы внешнее давление на неё уменьшается, а давление внутри

остаётся большим; оно и разрывает органы).

4. Кит, попавший на мель, обычно погибает.

? В чём причина его гибели в такой ситуации?

(на мели на кита действует очень малая архимедова сила, поэтому ему нужны огромные усилия, чтобы сдвинуть с места свою тушу; кроме того, его вжимает в землю и раздавливает собственная сила тяжести).

5. Перед дождём ласточки - береговушки летают низко над водой, а мелкие мошки, сбившись в кучки, находятся у самой воды.

? Объясните этот факт. (мошки сосредотачиваются у воды, т.к. не могут подняться из-за того, что перед дождём воздух становится влажным, а их намокшие крылышки - тяжёлыми. Ласточки же питаются этими мошками, поэтому они и летают низко над водой).

11 класс.

1. Создан бесколёсный автомобиль, который передвигается прыжками; такой машине не нужна дорога.

? Принцип передвижения какого животного скопировали создатели этой машины? Что вам известно о прототипе?

(Кенгуру. Передвигается прыжками высотой до 3 м. и длиной до 10 м.).

2. Готовясь к осеннему перелёту, птицы накапливают жировой запас.

? Зачем? (жир - источник, биологического топлива, нужного птице для перелёта: его сгорание даёт энергию, приводящую в движения крылья. Жировая прослойка замедляет теплообмен с окружающей средой и сохраняет

тепло тела для птицы).

3. Чтобы уберечь от разорения медведем гнездо поселившихся в дупле лесного дерева пчёл, решили около дуба повесить тяжёлое бревно.

? Как следует подвесить и почему оно убережёт гнездо?

Как действует установка? (Бревно подвесить вертикально над дуплом так, чтобы оно прикрыло вход и образовался маятник. Подбираясь к гнезду пчёл, медведь вынужден оттолкнуть его. Бревно начнёт колебательные движения и

периодически ударять медведя).

4. Машина застряла в лесной яме. А рейс срочный. Кроме верёвки и топора, у шофёра ничего нет, помощь не предвидится.

? Как вытащить машину из колдобины? (привязать машину верёвкой к дереву, которое потом подрубить так, чтобы падало в противоположную от машины сторону. Верёвка натянется, создаст силу тяги и вытащит машину).

5. Отправляясь в зимний поход или на дальнюю прогулку, опытные люди между носками наматывают «портянки» из газет.

? С какой целью они это делают? (бумага и воздух между её слоями служат теплоизолирующим материалом, позволяющим уберечь тепло конечности).

Игра для болельщиков .

Прибор для измерения атм. давления (барометр)

Длина траектории тела (путь)

Единица измерения давления (паскаль)

Слово, которое воскликнул Архимед, когда сделал важное открытие. (Эврика!)

Значение скорости света (300000 км/с)

Название сосудов, соединенных между собой (сообщающиеся)

Мельчайшая частица вещества (молекула)

То, без чего не бывает измерительных приборов (шкала)

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Если вы считаете, что физика - это скучно, то эта статья для вас. Мы расскажем нескучные факты, которые помогут по-новому взглянуть на нелюбимый предмет.

Хотите больше полезной информации и свежих новостей каждый день? Присоединяйтесь к нам в телеграм .

№1: почему Солнце по вечерам красное?

Вообще-то свет Солнца белый. Белый свет при его спектральном разложении представляет собой сумму всех цветов радуги. В вечернее и утреннее время лучи проходят через низкие приземные и плотные слои атмосферы. Частицы пыли и молекулы воздуха, таким образом, работают как красный фильтр, лучше всего пропуская красную составляющую спектра.

№2: откуда взялись атомы?

Когда Вселенная образовалась, атомов не было. Были только элементарные частицы, да и то не все. Атомы элементов практически всей таблицы Менделеева образовались в ходе ядерных реакций в недрах звезд, когда более легкие ядра превращаются в более тяжелые. Мы и сами состоим из атомов, образовавшихся в далеком космосе.

№3: сколько в мире «темной» материи?

Мы живем в материальном мире и все, что есть вокруг, – материя. Ее можно потрогать, продать, купить, можно что-то построить. Но в мире есть не только материя, а еще и темная материя. Она не излучает электромагнитного излучения и не взаимодействует с ним.

Темную материю, по понятным причинам, никто не трогал и не видел. Ученые решили, что она существует, наблюдая некоторые косвенные признаки. Считается, что темная материя занимает около 22% в составе Вселенной. Для сравнения: привычная нам старая добрая материя занимает лишь 5%.

№4: какая температура у молнии?

И так понятно, что очень высокая. По данным науки она может достигать 25000 градусов Цельсия. Это во много раз больше, чем на поверхности Солнца (там всего около 5000). Настоятельно не рекомендуем пытаться проверять, какая температура у молнии . Для этого в мире есть специально обученные люди.

Есть! Учитывая масштабы Вселенной, вероятность этого и ранее оценивалась достаточно высоко. Но лишь относительно недавно люди начали открывать экзопланеты.

Экзопланеты вращаются вокруг своих звезд в так называемой «зоне жизни». Сейчас известно более 3500 экзопланет, и открывают их все чаще.

№6: сколько лет Земле?

Земле около четырех миллиардов лет. В контексте с этим интересен один факт: самой большой единицей измерения времени является кальпа. Кальпа (иначе - день Брахмы) – это понятие из индуизма. Согласно ему день сменяется ночью, равной ему по продолжительности. При этом, продолжительность дня Брахмы с точностью до 5% совпадает с возрастом Земли.

Кстати! Если времени на учебу катастрофически не хватает, обратите внимание. Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на


№7: откуда берется полярное сияние?

Полярное или северное сияние – это результат взаимодействия солнечного ветра (космического излучения) с верхними слоями атмосферы Земли.

Заряженные частицы, прилетевшие из космоса, сталкиваются с атомами в атмосфере, в результате чего те возбуждаются и излучают свет. Это явление наблюдается на полюсах, так как магнитное поле Земли «захватывает» частицы, защищая планету от «бомбардировки» космическими лучами.

№8: правда ли, что вода в раковине закручивается в разные стороны на северном и южном полушариях?

На самом деле это не так. Действительно, существует сила Кориолиса, действующая на поток жидкости во вращающейся системе отсчета. В масштабах Земли действие этой силы настолько мало, что наблюдать закручивание воды при стоке в разные стороны можно только в очень тщательно подобранных условиях.

№9: чем вода отличается от других веществ?

Одно из фундаментальных свойств воды – это ее плотность в твердом и жидком состояниях. Так, лед всегда легче жидкой воды, поэтому всегда находится на поверхности и не тонет. А еще, горячая вода замерзает быстрее холодной. Этому парадоксу, названному эффектом Мпембы, до сих пор не нашли точного объяснения.

№10: как скорость влияет на время?

Чем быстрее движется объект, тем медленнее будет идти для него время. Здесь можно вспомнить парадокс близнецов, один из которых путешествовал на сверхбыстром космическом корабле, а второй оставался на земле. Когда космический путешественник вернулся домой, он застал своего брата стариком. Ответ на вопрос, почему так происходит, дает теория относительности и релятивистская механика .


Надеемся, наши 10 фактов о физике помогли убедиться в том, что это не только скучные формулы, а целый мир вокруг нас.

Тем не менее, формулы и задачи могут доставить массу хлопот. Чтобы сэкономить время мы собрали самые популярные формулы и подготовили памятку по решению физических задач .

А если вы устали от строгих преподавателей и бесконечных контрольных, обратитесь в , который поможет быстро решить даже задания повышенной сложности.