Свободы сеятель пустынный анализ кратко. «Свободы сеятель пустынный»: анализ стихотворения. Размер и рифмовка

К созданию стихотворения «Свободы сеятель пустынный» А.С. Пушкин приступил во время периода Южной ссылки. В это время он находился под неусыпным надзором полиции, что очень угнетало поэта. Для этого периода характерно чувство разочарования слабой силой воздействия поэзии на людей. Пушкин много размышлял в это время, и мысли его были не утешительны. Год написания стихотворения, 1823, явился переломным в творчестве поэта. Он испытал глубокое разочарование в своих мечтах о свободе, вольнолюбивые порывы сменились сомнениями в действии поэзии на людей.

Жанр

Эпиграфом к стихотворению служат строки из Евангелия от Луки: «Изыде сеятель сеяти семена своя». Поэт сравнивает предназначение поэта с действиями «сеятеля», сеющего Слово Божье. Жанр произведения – лирическое стихотворение, относящееся к гражданской лирике. Поэт отождествляет себя с борцом за просвещение, который бросает в народные массы плодородные семена преобразований, революционных идей. Но не находя отклика у народов, поэт погружается в печальные раздумья. Сравнивая бездумных людей с овцами, он горько иронизирует и одновременно скорбит о них.

Тема, идея, композиция

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный» показывает, что тема и идея стихотворения очень созвучны. Это глубокое разочарование в силе поэтического слова. Пушкин всегда воспевал силу поэта, он считал, что его призвание «глаголом жечь сердца людей», но в стихотворении «Свободы сеятель» чувствуется, что его вера в это пошатнулась. Здесь лирический герой, разочаровавшись в бездействии толпы, обращается к народам в надежде разбудить отзывчивых, понимающих, небезразличных людей. Основной мыслью является желание заставить некоторых людей осознать своё значение в исторической судьбе родной земли.

Композиционно стихотворение делится на две части. Анализируя их, можно увидеть, что в первой автор знакомит читателя с поэтом-сеятелем. Его семенами являются идеи, содержащиеся в политических стихотворениях. Во второй части стихотворения герой взывает к народам, и не получив от них ответа, сравнивает их с безмолвными «овцами», довольными своей жизнью и боящимися признать необходимость перемен.

Стихотворный размер

Размер стиха – четырехстопный ямб с пиррихием. Чередование мужской и женской рифмы придаёт стихотворению живость и немного спотыкающийся ритм.

Средства художественной выразительности

Выразительные средства, использованные здесь, придают произведению возвышенное звучание, особую роль в стихотворении играет использование старославянизмов и устаревших слов («бразды», «благой»). Основной прием, который Пушкин использует в «Сеятеле» это аллегория. «Звезда» у Пушкина – это желанные лучшие времена, когда придет конец рабству. «Живительное семя» — это аллегория вольнолюбивых идей поэта, которые он пытается посеять в разумах людей. Помимо этого, в стихотворении используются эпитеты, благодаря им, Пушкин даёт характеристику поэту и безмолвным народам («сеятель пустынный», «порабощенные бразды»).

История создания и анализ стиха «Свободы сеятель пустынный» показывают, каково было разочарование поэта в бессилии своего чудесного дара. Более всего Пушкину хотелось разбудить в безмолвствующей народной массе людей, осознающих свою роль в истории России, и призвать их к действиям против рабства.

Меню статьи:

В творчестве известного гения русской литературы имеются разные примеры обращения к религиозному аспекту человеческой жизни. Так, в произведении «Свободы сеятель пустынный…» слышится библейское эхо. Что ж, возможно, интерес к христианской проблематике в этот период жизни писателя – вполне закономерный. Пушкин пишет строки этого стиха в 1823-м, а этот год, как известно, автор провел вдалеке от дома. Ссылка в южные края способствовала обращению писателя к размышлениям о судьбе русского народа. Пушкина, в частности, интересует библейский контекст проблемы бытия россиян. Теперь обратимся детальнее к этому произведению, истории создания стиха, жанровой и композиционной специфике.

Пушкин – у большинства читателей, пожалуй, – ассоциируется с чем-то сказочным и светлым, по-детски наивным и романтичным. Однако углубившись в особенности этого произведения, читатель осознает, насколько трудной и порой далекой от радужности надежд бывает пушкинская мысль.

Ремарка об истории написания произведения

Итак, 1820-е годы, Пушкин находится в ссылке. В это время поэт много времени проводит в философских размышлениях. Конкретно этот стих посвящен теме порабощения народа, а именно – народа русского. Произведение, к сожалению, не увидело свет при жизни автора. Что касается композиции текста, то это монолог, произносимый от имени героя. По смыслу все произведение можно разделить на два содержательных фрагмента. Пушкин – профессионал своего дела, поэтому даже этот пример гражданской лирики снабжен прекрасными оборотами, метафорами и искусными эпитетами.

Стихотворение “Узник” – своеобразный памятник пушкинскому свободолюбию. Но стих с таким же названием встречается и у Михаила Лермонтова.

Пушкин вдохновлялся событиями, которые в то время охватили Западную Европу. Это была революция, крах старого порядка. И эта революция, так чудно́ совпавшая с жизненными трудностями самого автора, заставила Александра Сергеевича всерьез задуматься. И переосмыслить, возможно, коренные ценности и принципы собственной жизни. В 1823 году исполнялось четыре года пушкинской ссылке, и строгий присмотр, надзор жутко угнетал свободолюбивого писателя. Для Пушкина необходимость такой жизни означала унижение достоинства. Кроме того, поэта непрестанно тревожили европейские революционные встряски, борьба европейцев за права. Но ничего подобного даже не назревало в Российской империи, и Пушкина огорчала эта пассивность его соотечественников. Вместо того чтобы бороться за свободу, за права, русский народ предпочел ярмо. Именно об этом, об этих проблемах, пишет автор в стихе, который мы и анализируем в нашей статье. Вопреки остроте поднятых проблем, произведение оставалось лежать в ящике стола еще какое-то время после кончины автора.

В Российской же империи воцаряется реакция, которой – по самой сути этого явления – противны любые проявления свободомыслия. Александру Сергеевичу понятно – как человеку, смотрящему далеко вперед, – что рваться к свободу тщетно на этих странных землях, где люди довольны своим рабским положением. Но может ли так продолжаться вечно?

Отношение Пушкина к переменам и стагнации

Произведено – глубоко философское, потому что здесь автор переосмысляет для себя понятие «родины» и «отечества». Родная земля мыслится Пушкиным без отрыва от собственной роли в истории Российской империи. В тексте слышится открытое осуждение писателя, ведь Александр Сергеевич недоволен пассивностью не только масс, но и своих коллег. Современники Пушкина готовы согласиться на малое, на синицу в руке, на крышу над головой и тарелку еды – как плату за предательство идей и будущего.

Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год. Предлагаем читателям

Никто из пушкинских современников – в глазах поэта – не готов был приносить себя в жертву великим идеям. Сам писатель, в результате своих высказываний, оказался на плохом счету у правительства империи, ведь не скрывал, что настроен против существующей власти, то есть антиправительственно. В какой-то момент Пушкин понял, что пребывает в опале не только у власти, но и у обычных людей, которые критикуют его творчество, ненавидят его самого, презирают и гонят. И за это отношение поэт элегантно лирически упрекнул свою неблагодарную публику.

Жанровое своеобразие текста

«Свободы сеятель пустынный…», по своей жанровой специфике, относится к гражданской лирике. Что же касается направления этого произведения, то это, безусловно, пример позднего романтизма. В этом стихе слышится и надежда, и все же ожидание перемен, но одновременно разочарование, грусть, тоска, безысходность от осознания несбыточности этих самых надежд и желаний. Почему это гражданская лирика? Потому что Пушкин выступает здесь в роли просветителя, поэт старается доносить людям идеи и мысли об общественных преобразованиях, изменениях, пусть это и революционные изменения. Но призывы Пушкина никак не влияют на публику, и массы поэт ассоциирует буквально с христианской паствой. А что такое паства? Это овцы, глупые, безвольные животные. И осознав это, Александр Сергеевич опустил руки и прекратил борьбу за просвещение масс. «Пусть все идет своим чередом», – вероятно, так подумал Пушкин, и прекратил стучаться в сердца людей. Но при этом поэт все же обвиняет русский народ в пассивности, в инертности, в нежелании перемен.

Тематика произведения

Поэт пишет о такой очевидной, но одновременно о такой сложной вещи – о разочаровании в призвании, в миссии писателя. По мнению Пушкина, поэт должен служить глашатаем истины, правды, вещателем идей о свободе. Но при всей горечи у писателя остается тайная надежда: просто, возможно, для революции (не столько в стране, сколько в сознании людей) еще не пришло время.

Вторая часть кажется более пессимистичной, чем первая. Здесь поэт обращается к народу, но уже немного фатально, как бы поняв, что взывать к людям бессмысленно. Однако на самом деле писатель обращается вовсе не к этой толпе неосознанных индивидуумов. Пушкин взывает к индивидуальности, к личности, то есть к людям, осознающим свое историческое признание. Эти личности – Пушкин уверен – однажды откликнутся на клич поэта. Поэтому это произведение создано с одной и единственной целью – пробуждения индивидуальности, прячущейся, спящей в толпе.

Александр Сергеевич снабдил свой текст эпиграфом, взятым из Евангелия от Матфея. В этом эпиграфе вспоминалась притча из Библии. В этом текстах Христос объяснял восприятие Слова Божьего. Однако слушали Иисуса не все присутствующие, и еще меньше людей следовали наставлениям Христа. Образ сеятеля – это напоминание о самом Христе. Пушкин проводит параллели с делом Христа и делом поэта. Так же как Иисус, Александр Сергеевич боролся за свободу и правду. Но Иисус мыслил более позитивно, чем русский гений.

Революционное содержание «Свободы…»

Проблема, связанная с рабством – буквальным и рабством ментальным – всегда интересовала исследователей XIX столетия. В литературе эта тема отразилась с особенно широким резонансом. Конечно, вероятность пропуска произведения с таким содержанием к печати была маловероятна, особенно учитывая агрессивность властей Российской империи в отношении оппозиционно настроенных людей, вроде Пушкина.

Именно по причине своих прогрессистских взглядов поэт оказался в ссылке. Прибегнув к аллегории и метафоре, писатель представил состояние современного ему общества в виде образа зерна. Если семечко попадает в благодатную почву, то произрастает, а если в не благодатную – гибнет. В принципе, Пушкин окажется прав в том, что революционные настроения однажды пробудятся в народе, который пока еще просто спит. О похожих вещах писал, кстати, украинский поэт Тарас Шевченко в произведении под символическим названием «Сон». Ведь вскоре – не пройдет и полувека после создания пушкинского творения – как начнутся разговоры о реформах, об отмене крепостного права, о предоставлении народу свободы. Другой вопрос – а готов ли сам народ к этой свободе, а способен ли русский человек принять свалившийся на голову дар? Однако империя отчетливо понимает: реформы – это необходимое условие собственного выживания.

Пушкинские интерпретации Библии

Итак, мы выяснили, что автор «Свободы…» по-своему трактует Библию. В центре повествования находится герой (сам автор), размышляющий о жизни. Автор выступает тем самым сеятелем (поэт отождествляется с Христом). Почему же «сеятель пустынный»? Это очень многогранный и емкий образ, потому что через это словосочетание Александр Сергеевич намекает читателю: эта земля ранее никогда не засевалась, и он – первый, кто предпринял попытку взрастить в этой пустыне плоды. Но труды оказались напрасными, и герой, разочаровавшись, перестал, как бы мы сейчас сказали, «биться головой о стену».

Композиционные особенности текста

Как мы уже говорили выше, произведение содержательно разделено на два фрагмента (семистишья). В первом фрагменте говорится о притче, то есть здесь и кроются интересующие нас библейские смыслы. Что такое «живительное семя», о котором вспоминает Пушкин? Это идеи, зерна мыслей, в том числе гражданской, политической направленности. Со вторым фрагментом дела обстоят куда интереснее, ведь изначально вторая часть была черновиком другого стиха, называвшегося «Моим беспечным незнанием». Иногда эту вторую часть можно встретить в качестве самостоятельного произведения. Причем эта часть считалась опальной и опасной, и не раз оказывалась в полицейском участке или печальноизвестном Третьем отделении!

Изыде сеятель сеяти семена своя.

Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Что же такого страшного произошло в этой второй части? Здесь поэт обращается к «мирным народам». Эти народы писатель сопоставляет с паствой, овцами. Со стадом агнцев Божьих. Если в текстах Евангелий овцы живут достаточно мирно, помогая собою людям, то у Пушкина – овцы являются вечно побиваемыми жертвами.

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

О размере и ритмике произведения

Автор – при написании своего шедевра – использует четырехстопный ямб, а также пиррихий. Последний присутствует почти в каждом рядке текста. С одной стороны, стихотворение гладкое и ровное, однако, с другой стороны, специфика ритма произведения делает творение русского гения лестницей с неровными ступенями, о которые читатель постоянно спотыкается – в попытках преодолеть высоты пушкинской мысли. В тексте встречаются как мужская, так и женская рифма. Что касается рифмовки, то здесь есть и кольцевая, и перекрестная ее разновидность.

Характеристика художественных средств стиха

Отдельное внимание следует посвятить образам и символам, встречающимся в пушкинском творении. Во-первых, это образы, почерпнутые из христианства: из евангелий, притч, библейских легенд… Возможно, эта черта делает стих таким возвышенным. А старославянизмы («благой», «бразды» и т. д.). Особенно много таких образов и слов в первой части произведения. Что касается слова «пустынный», то здесь гораздо больше смыслов, чем кажется на первый взгляд. Пожалуй, Пушкин так закодировал образ одиночества – пустыни. Фразы о звездах – это отсылка к Библии, звезда – это символ Христа. Пушкин, таким образом, показывает себя мастером аллегорий.

Среди других средств художественной выразительности значимыми являются эпитеты, а также следует обратить внимание на метафорическую наполненность стиха.

Вторая часть в плане художественных средств более минималистична. Здесь важна фраза о «мирных народах». Это очень емкий эпитет, хотя и одинокий среди волн других слов. В тексте встречаются также умолчания, риторические вопросы, призывы… А кроме прочего, Пушкин использовал почти все своеобразие знаков препинаний! Давайте посмотрим на примеры тропов и фигур, которые использует в своем тексте

  • среди метафор мы бы выделили следующие: «свободы сеятель пустынный» (центральный образ), «порабощенные бразды», «живительное семя», «к чему стадам дары свободы» «наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич»;
  • отдельный акцент следует сделать на образах сеятеля, семян, а также стада овец (все эти образы встречаются в Евангелиях);
  • конечно, писатель использует множество традиционных средств, например, эпитетов (эти тропы, в частности, завершают мысли автора, делают текст целостным): «рука чистая и безвинная», «благие мысли и труды», «мирные народы»;
  • также – в интонационном ключе – важна аллитерация (касательно звуков «с», «ч», «з»);
  • в тексте встречаются антитезы, инверсии, а также разнообразные синтаксические приемы.

Сам стих очень эмоциональный, чувственный, Пушкин придает огромное значение интонации. Конечно, поэт переживает за состояние общества, тревожится – однако не только за людей, народ, но и за себя. Почему? Потому что если массы похожи на овец, то и творчество поэта таким людям не нужно. А значит, не нужен и сам Пушкин. Учитывая, что почти каждое произведение писателя наделено отпечатком автобиографичности, нетрудно предположить, в каком тяжелом состоянии духа пребывал в тот период автор.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

* * *
Начиная свой анализ этого стихотворения А.С. Пушкина, я прежде остального полагаю необходимым привести полностью текст того произведения, в котором впервые появилось стихотворение. Это письмо А.С. Пушкина к А.И. Тургеневу:

Вы помните Кипренского, который из поэтического Рима напечатал вам в «Сыне отечества» поклон и своё почтение1. Я обнимаю вас из прозаической Одессы, не благодаря ни за что, но ценя в полной мере и ваше воспоминание и дружеское попечение, которому обязан я переменою своей судьбы2. Надобно подобно мне провести 3 года в душном азиатском заточении, чтоб почувствовать цену и не вольного европейского воздуха. Теперь мне было бы совершенно хорошо, если б не отсутствие кой-кого. Когда мы свидимся, вы не узнаете меня, я стал скучен, как Грибко3, и благоразумен, как Чеботарёв4.

Исчезла прежня живость,
Простите ль иногда мою мне молчаливость,
Моё уныние?.. терпите, о друзья,
Терпите хоть за то, что к вам привязан я5.

Кстати о стихах: вы желали видеть оду на смерть Наполеона6. Она не хороша, вот вам самые сносные строфы:

Когда надеждой озарённый
От рабства пробудился мир,
И Галл десницей разъярённой
Низвергнул ветхий свой кумир;
Когда на площади мятежной
Во прахе царский труп лежал,
И день великий, неизбежный –
Свободы яркий день вставал –
Тогда в волненье бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
В своё погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой,
Тебя пленяло самовластье
Разочарованной красой,

И обновлённого народа
Ты буйность юную смирил,
Новорождённая свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил;
Среди рабов до упоенья
Ты жажду власти утолил,
Помчал к боям их ополченья,
Их цепи лаврами обвил.

Вот последняя:

Да будет омрачён позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Твою развенчанную тень!
Хвала! ты русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал...

Эта строфа ныне не имеет смысла, но она писана в начале 1821 года – впрочем, это мой последний либеральный бред, я закаялся и написал на днях подражание басни умеренного демократа Иисуса Христа (Изыде сеятель сеяти семена своя):

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич 7.

Поклон братьям и братье8. Благодарю вас за то, что вы успокоили меня насчёт Николая Михайловича и Катерины Андреевны Карамзиных – но что делает поэтическая, незабвенная, конституциональная, антипольская, небесная княгиня Голицына?9 возможно ли, чтоб я ещё жалел о вашем Петербурге.
Жуковскому грех; чем я хуже принцессы Шарлотты, что он мне ни строчки в 3 года не напишет10. Правда ли, что он переводит «Гяура»?11, a я на досуге пишу новую поэму, «Евгений Онегин», где захлёбываюсь желчью. Две песни уже готовы12.
-- -- --
РА, 1866, No 4, стлб. 654-656 (неточно); ИВ, 1899, май, с. 11-19; Акад., XIII, No 70.
1 Пушкин имеет в виду «Письмо из Рима» О. А. Кипренского, во второй половине которого, прерывая повествование о Милане, художник писал: «Милан не прогневается, подождёт, покуда я съезжу в Петербург, повидаться с почтенными соотечественниками моими. – Вот я на дрожках приехал на славный Васильевский остров: здравствуйте, любезная Академия художеств! Потом пробираюсь через Исакиевский мост; сердце радуется при виде Невы и великолепного города; кланяюсь монументу Петра, оттуда на Невский проспект, заезжаю в Морскую к С. С. Уварову, встречаю у него А. И. Тургенева, г. Жуковского и желаю им доброго здоровья» (СО, 1817, No XLVI). Пушкин вспомнил письмо О. А. Кипренского, так как оно давало возможность противопоставить «поэтический Рим» «прозаической Одессе».
2 Пушкин благодарит А. И. Тургенева за хлопоты о переводе его в Одессу. 15 июня Тургенев писал Вяземскому: «О Пушкине вот как было. Зная политику и опасения сильных сего мира, следовательно и Воронцова, я не хотел говорить ему, а сказал Нессельроде в виде сомнения, у кого он должен быть: у Воронцова или Инзова. Граф Нессельроде утвердил первого, а я присоветовал ему сказать о сём Воронцову. Сказано – сделано. Я после и сам два раза говорил Воронцову, истолковал ему Пушкина и что нужно для его спасения. Кажется, это пойдёт на лад. Меценат, климат, море, исторические воспоминания – всё есть; за талантом дело не станет, лишь бы не захлебнулся. Я одного боюсь: тебя послали в Варшаву, откуда тебя выслали; Батюшкова – в Италию – с ума сошёл; что-то будет с Пушкиным?» (ОА, т. II, с. 333-334). Прикомандирование Пушкина к М. С. Воронцову стало возможным после того, как тот был назначен новороссийским и бессарабским генерал-губернатором.
3 Грибко – Отто-Христиан Александрович, доктор медицины, петербургский знакомый Пушкина.
4 Чеботарёв – Андрей Харитонович, чудаковатый, остроумный, разносторонне образованный человек, магистр философии и физико-математических наук.
5 Пушкин цитирует послание И. И. Дмитриева «К друзьям моим (По случаю первого свидания с ними после моей отставки из обер-прокуроров Правит. Сената)» (1800).
6 Ода «Наполеон» была написана Пушкиным летом 1821 г., после получения известия о его кончине.
7 Эпиграфом к этому стихотворению поставлены слова: «Изыде сеятель сеяти семена своя» (Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 3). В этом стихотворении отразилось разочарование поэта в возможности близких общественных перемен, вызванное поражением революционных движений в странах Западной Европы.
8 Поклон братьям – Н. И. и С. И. Тургеневым; ...братье – арзамасцам.
9 Е. И. Голицына была возмущена тем, что Александр I «даровал» Польше конституцию.
10 Принцесса Шарлотта – Александра Фёдоровна, жена будущего Николая I. Ей посвятил Жуковский «Лалла Рук» (1821).
11 Жуковский не переводил «Гяура» Байрона.
12 Вторая глава «Онегина» была закончена 8 декабря 1823 г.

«Свободы сеятель…» – это истинно и совершенно символистское стихотворение; хотя и написано за семьдесят лет до появления в России символистов. И анализ его целесообразно строить в первую очередь с позиций символизма.
Сам тот факт, что Пушкин впервые поместил это своё стихотворение не в ином документе, а в письме, в послании, написанном своею РУКОЮ, уже делает намёк на послания апостола Павла к НАРОДАМ (цитаты из посланий смотрите ниже).
Не случайно и то, что в этом же письме Пушкин помещает строфы из стихотворения о Наполеоне, которые написаны были более двух лет назад, в 1821 г. Напрашивается связь с излюбленной у Пушкина темой военных действий, сражений, и конкретно – наполеоновских войн.
Я уверен, что говоря "последний либеральный бред", "я закаялся", Александр Сергеевич лукавил – он продолжал думать о Наполеоне и в момент сочинения "Свободы сеятель..."

Что до меня, то в этом году я побывал в славном и скромном городке Фридланде, который ныне носит искажённое, но в целом верное, название Правдинск (Правда – это современное название речушки, протекающей там неподалёку).
Земля Мира, Поле Мира – как окрестили городок германцы, его исконные жители. Friedland... Вот домик, где останавливался двести с лишним лет назад сам император Франции и всего Запада...
Мир и свобода – практически однокоренные слова в германских языках. Frieden и Freiheit германского языка; free языка английского, со значениями «свободный», «чистый», «нейтральный», [«мирный»]. Более того, французское слово «franc» означает не только «свободный», «вольный», «откровенный», но и «франкский», «европейский» – очередной явный намёк на французов и на Наполеона. Конечно, не будем забывать, что liberte – это ещё и первое слово из девиза французских республиканцев, которым Бонапарт обязан возможностью прийти к власти.
Несомненно и сейчас уже доказанное исследователями влияние К.Н. Батюшкова на Пушкина. В сноске к другому своему стихотворению (которое так и названо – «К Батюшкову») А.С. Пушкин прямо ссылается на стихотворение Батюшкова «Воспоминание на 1807 год»; а Батюшков являлся непосредственным участником военной кампании 1807 г. в Восточной Пруссии, в одном из сражений (при Гейльсберге) с войсками Наполеона был ранен. Оба стихотворения, сначала Батюшкова, а затем Пушкина, считаю необходимым здесь привести:

Мечты! – повсюду вы меня сопровождали
И мрачный жизни путь цветами устилали!
Как сладко я мечтал на Гейльсбергских полях,
Когда весь стан дремал в покое
И ратник, опершись на копие стальное,
Смотрел в туманну даль! Луна на небесах
Во всём величии блистала
И низкий мой шалаш сквозь ветви освещала;
Аль светлый чуть струю ленивую катил
И в зеркальных водах являл весь стан и рощи;
Едва дымился огнь в часы туманной нощи
Близ кущи ратника, который сном почил.
О Гейльсбергски поля! О холмы возвышённы!
Где столько раз в ночи, луною освещённый,
Я, в думу погружён, о родине мечтал;
О Гейльсбергски поля! В то время я не знал,
Что трупы ратников устелют ваши нивы,
Что медной челюстью гром грянет с сих холмов,
Что я, мечтатель ваш счастливый,
На смерть летя против врагов,
Рукой закрыв тяжёлу рану,
Едва ли на заре сей жизни не увяну... -
И буря дней моих исчезла как мечта!..
Осталось мрачно вспоминанье...
Между протекшего есть вечная черта:
Нас сближит с ним одно мечтанье.
Да оживлю теперь я в памяти своей
Сию ужасную минуту,
Когда, болезнь вкушая люту
И видя сто смертей,
Боялся умереть не в родине моей!
Но небо, вняв моим молениям усердным,
Взглянуло оком милосердным:
Я, Неман переплыв, узрел желанный край,
И, землю лобызав с слезами,
Сказал: «Блажен стократ, кто с сельскими богами,
Спокойный домосед, земной вкушает рай
И, шага не ступя за хижину убогу,
К себе богиню быстроногу
В молитвах не зовёт!
Не слеп ко славе он любовью,
Не жертвует своим спокойствием и кровью,
Могилу зрит свою и тихо смерти ждёт.

Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец,
Харит изнеженный любимец,
Наперсник милых аонид,
Почто на арфе златострунной
Умолкнул, радости певец?
Ужель и ты, мечтатель юный,
Расстался с Фебом наконец?
Уже с венком из роз душистых,
Меж кудрей вьющихся, златых,
Под тенью тополов ветвистых,
В кругу красавиц молодых,
Заздравным не стучишь фиалом,
Любовь и Вакха не поёшь,
Довольный счастливым началом,
Цветов парнасских вновь не рвёшь;
Не слышен наш Парни российский!..
Пой, юноша, – певец тиисский
В тебя влиял свой нежный дух.
С тобою твой прелестный друг,
Лилета, красных дней отрада:
Певцу любви любовь награда.
Настрой же лиру. По струнам
Летай игривыми перстами,
Как вешний зефир по цветам,
И сладострастными стихами,
И тихим шёпотом любви
Лилету в свой шалаш зови.
И звёзд ночных при бледном свете,
Плывущих в дальней вышине,
В уединённом кабинете,
Волшебной внемля тишине,
Слезами счастья грудь прекрасной,
Счастливец милый, орошай;
Но, упоен любовью страстной,
И нежных муз не забывай;
Любви нет боле счастья в мире:
Люби – и пой её на лире.
Когда ж к тебе в досужный час
Друзья, знакомые сберутся,
И вины пенные польются,
От плена с треском свободясь -
Описывай в стихах игривых
Веселье, шум гостей болтливых
Вокруг накрытого стола,
Стакан, кипящий пеной белой,
И стук блестящего стекла.
И гости дружно стих веселый,
Бокал в бокал ударя в лад,
Нестройным хором повторят.
Поэт! в твоей предметы воле,
Во звучны струны смело грянь,
С Жуковским пой кроваву брань
И грозну смерть на ратном поле.
И ты в строях её встречал,
И ты, постигнутый судьбою,
Как росс, питомцем славы пал!
Ты пал, и хладною косою
Едва скошенный, не увял!.. 1)

1) Кому неизвестны «Воспоминания на 1807 год»? (Прим. А. С. Пушкина)

Иль, вдохновенный Ювеналом,
Вооружись сатиры жалом,
Подчас прими её свисток,
Рази, осмеивай порок,
Шутя, показывай смешное
И, если можно, нас исправь.
Но Тредьяковского оставь
В столь часто рушимом покое.
Увы! довольно без него
Найдем бессмысленных поэтов,
Довольно в мире есть предметов,
Пера достойных твоего!
Но что!.. цевницею моею,
Безвестный в мире сем поэт,
Я песни продолжать не смею.
Прости – но помни мой совет:
Доколе, музами любимый,
Ты пиэрид горишь огнём,
Доколь, сражён стрелой незримой,
В подземный ты не снидешь дом,
Мирские забывай печали,
Играй: тебя младой Назон,
Эрот и грации венчали,
А лиру строил Аполлон.

Свободы сеятель пустынный,

О свободе сказано выше; также о свободе упоминается не раз в посланиях Павла. Но свобода может означать и лишение свободы для Наполеона, который был в итоге удалён на пустынный остров в одиночество.
Сеятель – под ним разумеются фактически и Пилат, и Павел, и сам Христос, и Бог-Отец; причём – таинственно – сеятели пшеницы оказываются менее удачливы на этом поле, нежели сеятели терний и волчцов; и Павел, и Пилат сожалеют об этом, каждый по-своему: один – что ему не удаётся проповедовать истинную свободу, освобождение от греха и от мелочного еврейского закона; второй – что ему не удаётся переманить христиан на свою сторону, пересадить на римскую почву, «разнуздать, чтобы взнуздать» еврейский народ – на место иудаизма поставить римскую веру, но на основе учения Иисуса…
Пустынный – одинокий; один в пустом поле; единичный; одиночный, обособленный (франц. isole, solitaire). Пустое поле, пустыня – довольно частая тема в поэзии Пушкина. Также Иисус, начавший проповедь в пустыне и часто удалявшийся в пустыню и в пустынные места.

О поле, поле, кто тебя
Усеял [мёртвыми костями] – намёк на войны Наполеона и на само имя императора (На поле он – то есть, Сеятель).

Примечательно, что именно в данном стихе у Пушкина нет слова «поле», и даже похожего слова (например, «нива») нет (в отличие от стихов на тему сеяния и сеятелей у Хомякова А.С., Некрасова Н.А., Мережковского Д.С., Брюсова В.Я., В. Хлебникова); только слово «бразды». Случайно ли? Если бразды понимать как окопы на поле битвы, то «семя» приобретает просто издевательски-мрачный смысл: пушечные снаряды и пули, которые разбрасывала армия Наполеона.
Кроме того, поэтому же ещё выразительнее становится связь «Сеятеля…» с пассажем из поэмы «Руслан и Людмила», где слово «поле» в самом начале употребляется два раза:

Пред ним открылся дол широкий
При блеске утренних небес.
Трепещет витязь поневоле:
Он видит старой битвы поле.
Вдали всё пусто; здесь и там
Желтеют кости; по холмам
Разбросаны колчаны, латы;
Где сбруя, где заржавый щит;
В костях руки здесь меч лежит;
Травой оброс там шлем косматый
И старый череп тлеет в нём;
Богатыря там остов целый
С его поверженным конём
Лежит недвижный; копья, стрелы
В сырую землю вонзены,
И мирный плющ их обвивает...
Ничто безмолвной тишины
Пустыни сей не возмущает,
И солнце с ясной вышины
Долину смерти озаряет.
Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле, кто тебя
Усеял мёртвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?
Кто на тебе со славой пал?
Чьи небо слышало молитвы?
Зачем же, поле, смолкло ты
И поросло травой забвенья?..
Времён от вечной темноты,
Быть может, нет и мне спасенья!
Быть может, на холме немом
Поставят тихий гроб Русланов,
И струны громкие Баянов
Не будут говорить о нём!»
Но вскоре вспомнил витязь мой,
Что добрый меч герою нужен
И даже панцырь; а герой
С последней битвы безоружен.
Обходит поле он вокруг;
В кустах, среди костей забвенных,
В громаде тлеющих кольчуг,
Мечей и шлемов раздробленных
Себе доспехов ищет он.
Проснулись гул и степь немая,
Поднялся в поле треск и звон;
Он поднял щит, не выбирая,
Нашёл и шлем и звонкий рог;
Но лишь меча сыскать не мог.
Долину брани объезжая,
Он видит множество мечей,
Но все легки, да слишком малы,
А князь красавец был не вялый,
Не то, что витязь наших дней.
Чтоб чем-нибудь играть от скуки,
Копьё стальное взял он в руки,
Кольчугу он надел на грудь
И далее пустился в путь.

Я вышел рано, до звезды;;

До начала века – в 1799 г.; либо до Вифлеемской звезды, то есть, до знамения. Намёк на то, что слишком рано вышел, прежде знамения; соответственно, свидетельство такого Мессии не истинно.
Было ли Наполеону уже тридцать лет?
Да; 15 августа 1769 г. – 9 ноября 1799 г.
Тем не менее, 9 ноября это до Рождества, и до конца года.
Вышел рано – можно сказать и об Иуде, раньше вышедшем с вечери, до звезды; ведь день у иудеев начинался с вечера, с звезды вечерней.
Можно это сказать и про самого Пушкина, который тоже «вышел» в 1799 году (то есть, до звезды по году, до начала века, и одновременно с этим до звезды по месяцу, то есть, родился раньше (6 июня), чем Наполеон взял власть).

Рукою чистой и безвинной

Понтий Пилат, наместник Рима, вымыв руки перед всем народом, очистил вину с рук, как это было в обычае иудеев (Евангелие от Матфея, 27:24). Здесь же со словами «из рода в роды» – кровь и вина в убийстве Бога перешла на народ и на их детей.

В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –

Бразды правления, возможно (то есть, снова намёк на Бонапарта).
Тёмное место. О браздах также смотрите выше.
Не слышат и не разумеют – см. Евангелие от Матфея и книгу Исаии. Семя – слово Божие.

Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Цитата из книги Исаии (5:1) о винограднике, принесшем дикие ягоды. Здесь же сеятель – это виноградарь, вырастивший виноградник, из первой строки.
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Пилат искал случая отпустить Иисуса, но в итоге пришлось умывать руки.
Также, сокрушается о потерянных напрасно трудах и Павел (см. ниже, Послание Галатам, глава 4).

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.

См. книгу Исаии, 2 места (5:17 и 6:10) – стада пасутся по своей воле; не слышат и не видят.
Здесь нам может посодействовать словарь В.И. Даля, в котором «мирные» определяются также определяются и как «немирные» (снова намёк на войну); народ – одной страны, одного дома, хозяина (стадо тоже одного хозяина); чести клич – клич от слова «кликушество» (безумный крик, непонятный для толпы) или от клика лебединого, предсмертного… Честь (по Далю) связывается с цитатой (слова Христа): «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём» (Евангелие от Матфея, 13:57 – это та же самая глава, где содержится сама притча о сеятеле).

К чему стадам дары свободы?

Евангелие, Иисус, разъяснявший притчи только ученикам, и Пилат, презиравший народ иудейский; Пилат спрашивает – кого же отпустить, освободить: Иисуса или Варавву? здесь же как бы звучит обида Наполеона и самого Пушкина на народы, не принявшие свободы...
Не мечите бисер перед свиньями.

Их должно резать или стричь.

Резать – как в буквальном смысле «убивать», «закалывать», так и обрезание иудеев, не обрезание сердец, а телесное, сопряжённое с физической болью, но духовно само по себе бесполезное.
Стричь волосы – может быть, Самсон, из предков Иисуса, Назорей. Также, те цитаты, где Павел пишет о необходимости в ношении коротких волос на голове у мужчин.

Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Ярмо и бич – возможно, бичевание Иисуса и надевание тернового венка, как ярма на голову. Гремушки – соцветия колючих растений (волчцов - репейников) с семенами, которые гремят внутри.
Или другое, как проклятия на Адама и Еву, Бытие 3:16-19 (ярмо – тяжёлые и часто бесплодные труды; бич – болезни при рождении детей).
Наследство – царство Божие.

Заканчивая анализ, я ещё раз хочу отметить, что тема войны – особо любимая Пушкиным в его стихах. Вот, для примера, стихотворение «Война»:

Война! Подъяты наконец,
Шумят знамёна бранной чести!
Увижу кровь, увижу праздник мести;
Засвищет вкруг меня губительный свинец.
И сколько сильных впечатлений
Для жаждущей души моей!
Стремленье бурных ополчений,
Тревоги стана, звук мечей,
И в роковом огне сражений
Паденье ратных и вождей!
Предметы гордых песнопений
Разбудят мой уснувший гений! -
Все ново будет мне: простая сень шатра,
Огни врагов, их чуждое взыванье,
Вечерний барабан, гром пушки, визг ядра
И смерти грозной ожиданье.
Родишься ль ты во мне, слепая славы страсть,
Ты, жажда гибели, свирепый жар героев?
Венок ли мне двойной достанется на часть,
Кончину ль тёмную судил мне жребий боев?
И всё умрёт со мной: надежды юных дней,
Священный сердца жар, к высокому стремленье,
Воспоминание и брата и друзей,
И мыслей творческих напрасное волненье,
И ты, и ты, любовь!.. Ужель ни бранный шум,
Ни ратные труды, ни ропот гордой славы,
Ничто не заглушит моих привычных дум?
Я таю, жертва злой отравы:
Покой бежит меня, нет власти над собой,
И тягостная лень душою овладела...
Что ж медлит ужас боевой?
Что ж битва первая ещё не закипела?

И, кто же может сказать, не стали ли подобные его стихи, в том числе, и «Война», воспитанные на стихах Батюшкова, сверхъестественной причиной того, что Пушкин, не участвовавший в военных сражениях и даже не бывавший рядом с полями брани, получит тяжёлое ранение и погибнет – так безвременно и скоропостижно – от пули молодого и дерзкого кавалергарда, сына 1812 года, родом франка, который хотел поначалу служить в армии прусского короля, да раздумал, и отправился в Петербург.

"то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт"...

Приложение.
Цитаты из Нового Завета:

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_rim2.htm
Послание к Римлянам, глава 2:
25Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_rim8.htm
Послание к Римлянам, глава 8:
35Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:
36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.
37Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
38Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,
39ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor3.htm
Первое послание к Коринфянам, глава 3:
6Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
9Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. ;;
16Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor7.htm
Первое послание к Коринфянам, глава 7:
17Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor9.htm;
Первое послание к Коринфянам, глава 9:;
9Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor11.htm
Первое послание к Коринфянам, глава 11:;
4Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_1_kor15.htm
Первое послание к Коринфянам, глава 15:;
35Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
36Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.
37И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
39Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.
42Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;
44сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
46Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47Первый человек – из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.
48Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_2_kor9.htm
Второе послание к Коринфянам, глава 9:;
6При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal2.htm
Послание к Галатам, глава 2:;
3Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
4а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
5мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

7Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8(ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников),
9и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal3.htm
Послание к Галатам, глава 3:;
16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal4.htm
Послание к Галатам, глава 4:;
8Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. ;
11Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal5.htm
Послание к Галатам, глава 5:
1Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8Такое убеждение не от Призывающего вас.
9Малая закваска заквашивает все тесто.
10Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
11За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12О, если бы удалены были возмущающие вас!
13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_gal6.htm
Послание к Галатам, глава 6:
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ef2.htm
Послание к Ефесянам, глава 2:
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_flp3.htm
Послание к Филиппийцам, глава 3:
1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3 потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
6 по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный.
7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: || для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ewr2.htm
Послание к Евреям, глава 2:
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ewr3.htm
Послание к Евреям, глава 3:
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне

14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?

Http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_ewr6.htm
Послание к Евреям, глава 6:
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение.

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя --

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

пушкин стихотворение сеятель

Перед нами стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Свободы сеятель пустынный», которое раскрывает читателю отношение поэта к политическому строю в России, а так же к бездействию народа в своём положении.

Сюжетом стихотворение Пушкина является евангельская притча: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и ыросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод торичный».* И хотя в евангельской притче некоторые семена дали всходы, то вывод пушкинского лирического героя менее утешителен.

Как известно данное стихотворение написано в 1823 году, в это время Пушкин уже находился третий год в южной ссылке, куда был отправлен за эпиграммы и вольные стихи быстро распространившиеся в Петербурге 1820 года в связи с активной деятельностью декабристов, за которых ратовал и Александр Сергеевич.

Первая строчка стихотворения «Свободы сеятель пустынный», является и названием всего произведения, можно заметить, что Пушкин как бы дважды делает акцент на то, что он несёт зарождение мысли о свободе в массы. Он называет мысль о воле «живительным семенем», эпитет «живительный», как нельзя лучше подходит, как бы сравнивая данное семя с живительной влагой, без которой человек не может прожить, Пушкин даёт весомость и желанность данной свободе которую он, как поэт, своими строками продвигает в массы. Это же и подтверждает лексема с корнем «свобод» единственная повторяющаяся 2 раза, тем самым акцентируемая автором вдвойне.

Александр Сергеевич даёт думе о свободе благоговейную важность, это можно и заметить по композиционному строению стихотворения. Рассматривая её мы замечаем что строфичность присутствует, но мы не можем назвать её постоянной, так как строфы делятся на разное количество стихов в строфе. В первой их 7, во второй 6. Таким образом автор делит это стихотворение на две части, каждая из которых имеет свой особенный ценный смысл.

Первые 7 строк стихотворения наделены возвышенностью, в них говорится о великой цели сеятеля, где он выходит «до звезды», является первым начавшим сеять свободу в «порабощенные бразды». Этими словами Александр Сергеевич проводит и параллель с собой, так как тоже является сеятелем мысли о свободе через слова и свои произведения, но картина дополняется эпитетом «пустынный», так как в то время поэт был одинок в своей ссылке и не мог помогать своим друзьям.

Так же в первой части стихотворения читателю даётся противоположная оценка благим действиям сеятеля, когда сам разочарованный лирический герой Пушкина говорит что в своих желаниях помочь народу «потерял я только время, благие мысли и труды...», лирический герой Пушкина уже испытывает лирические переживания в правильности совершённого собою действия.

Во второй части «сеятель» продолжает говорить о том, что все его действия были напрасны, так как людей порабощённых данным политическим строем «не разбудит чести клич». И в гневных порывах, о чём говорит наличие восклицательного знака, он сравнивает народы со стадами, которые не живут а «пасутся мирно» не обращая внимания на окружающий мир. В порыве разочарования, он задаёт риторический вопрос сам себе «К чему стадам дары свободы?» и сам же отвечает на него, что удел стада быть стриженым. Александр Сергеевич приводит мысль о крестьянах замкнутых в крепостном праве, нуждающихся в свободе, но в тоже время он понимает, что нужна ли им эта свобода, если они довольны своим наследством «Наследство их из рода в роды ярмо с гремушками да бич».

Рассмотрим построение данного стихотворения со стороны системы стихосложения на отрывке стихотворения:

Ударные слоги Тоническая система

К чему стадам дары свободы? 2 4 6 8 1"1"1"1"1

Их должно резать или стричь. 2 4 6 8 1"1"1"1"

Наследство их из рода в роды 2 4 6 8 1"1"1"1"1

Ярмо с гремушками да бич. 2 4 6 8 1"1"1"1"

По данной схеме мы можем видеть, что Александр Сергеевич использует для написания своего стихотворения такой стихотворный размер как ямб, потому что ударения падают только на чётные слоги. В тонической системе поэт придерживается дольника, так как безударные слоги между ударными колеблются в интервале от 0 до 2.

В окончаниях данного произведения присутствуют как мужские, так и женские, но женские идут с перевесом 8/5, что придаёт произведению более мелодичную структуру. Так же в стихотворении присутствует мужская рифма с окончанием на последний ударный слог и женская рифма с ударением на предпоследний слог в отношении 6 мужских и 7 женских, это ещё раз говорит о мелодичности стихотворения, по схеме выглядят так ЖМЖМЖЖМЖМЖМЖМ.

Рассматривая систему рифмовки можно заметить, что Пушкин использует интересный подход, один стих является рифмой к двум системам рифмовки. Рассмотрим схематически ан последних словах стихов:

1 строфа 2 строфа

пустынный народы

звёзды клич

безвинной свободы

бразды стричь

семя роды

время бич

Так можно заметить, что первые 4 строки в 1 строфе объединены перекрёстной рифмой со схемой ABAB, и тут же последняя B является частью кольцевой рифмовки BAAB. Во второй строфе мы видим перекрёстную рифмовку со схемой ABABAB. Можно отметить и то, что рифма является точной, так как по фонеме совпадает более одного звука.

В данном произведение можно заметить изобилующее число эпитетов на первую строфу: пустынный, чистой, безвинной, мирные, живительное, благие, порабощенные, все они относятся к высокому стилю речи, что говорит о красоте слога Пушкина и привносит в сознание читателя некую возвышенность и чувство прекрасного. Так же Александр Сергеевич пользуется сравнениями «живительное семя» - как свобода которую он может подарить крестьянам и «порабощенные бразды» - как крепостничество, царящее в России.

Мы видим так же очень разнообразный пунктуационный ряд:

, ; -- , ... ! . ? . .

который говорит нам о разном эмоциональном состоянии лирического героя. Можем заметить что его мыслительный процесс движется от задумчивости показанной многоточием, к эмоциональному всплеску (восклицательный знак) и далее к главному вопросу, на который следует ответ. По пунктуационному ряду моно заметить что лирический герой не равнодушен к теме о которой он говорит, так же не равнодушен и Пушкин говорящий через своего лирического героя.

В конце хотелось бы сказать, что Пушкин как нельзя правильно затронул вопрос свободы в своём произведении со стороны позиции «А нужна ли крестьянам свобода?», заставив читателя задуматься над данным вопросом, и согласится или не согласится с мнением автора.

Литература

  • 1 Новый завет WWP Минск, Беларусь 2007
  • 2 Справочник ид «ВЕСЬ» Санкт-Петербург 2003
  • 3 http://www.ref.by/refs/44/9252/1.html
  • 4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EA%E0%E1%F0%E8%F1%F2%FB
  • 5. http://www.stihi.ru/uchebnik/rifma3.html
  • 6 В.Е.Хализев «Теория литературы» Москва «Высшая школа» 1999 г.

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» является одним из самых ярких примеров свободолюбивой лирики А.С. Пушкина. В нем поэт размышляет о российском народе, поднимает проблему его полного бездействия в изменении сложившегося порядка. В произведении слышно разочарование автора в своем поэтическом даре. Многомудрый Литрекон старается не разочаровывать Вас и делать качественный разбор творчества Пушкина!

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» создавалось во время Южной ссылки Пушкина, в 1823 году в Бессарабии. Он был сослан на 4 года за то, что осмелился написать весьма удачные эпиграммы в адрес императора. Конечно, он должен был поплатиться куда большим, чем ссылкой на юг, но влиятельные друзья поэта помогли ему избежать сурового гнева монарха. Эти обстоятельства оскорбили достоинство Пушкина, и он пребывал в дурном расположении духа.

Тогда поэт находился под контролем полиции и был лишен свободы, которую так ценил. В то же время в Европе проходила волна революционных движений, пока народ России молчал, еще не готовый к изменениям. Разочарование в окружающем мире, в силе поэтического слова, в роли поэта–глашатая свободы отразились в этом произведении.

Жанр, направление, размер

Стихотворение Пушкина — гражданская лирика. Еще ее называют свободолюбивой, ведь у поэта независимость сплеталась воедино с гражданственностью: свобода была для него главным требованием к власти. Ассоциируя народ со стадом овец, поэт сокрушается о существующем порядке, в котором общество не готово бороться за свои права.

«Свободы деятель пустынный» является характерным стихотворением для периода романтизма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, что отражено в ярком конфликте личности и общества, изображенном здесь. Бездействие толпы противопоставляется действиям поэта, желающего одарить свободой души людей.

Произведение написано в классическом для А.С. Пушкина четырехстопном ямбе. Автор использует перекрестную (ABAB) и кольцевую (ABBA, в конце первой строфы) рифмовки. Особую ритмичность стихотворению придает использование как мужской, так и женской рифмы.

Образы и символы

Особую роль в стихотворении играют символы, в основном, отсылающие к евангельской притче о сеятеле. А.С. Пушкин указывает на это уже в эпиграфе: «Изыде сеятель сеяти семена своя». В притче говорится о том, что только часть семян, которые посеял Христос, дадут свои плоды. Но там хотя бы был урожай, а в пушкинском стихотворении его не было: сеятель зря потерял время. Однако под семенами Пушкин подразумевает слово не божье, а поэтическое, свободолюбивое и честное. Потому сам лирический герой называет себя сеятелем, а народ — покорными стадами, которым по нраву ярмо на шее и бич сильного покровителя. Таким образом, автор отходит от Евангельского толкования стад, как всех верующих в Бога.

  1. Образ лирического героя . Это поэт с «чистой и безвинной рукой», который достоин сеять разумное, доброе и вечное. Однако он разочарован бесплодностью своих стараний и умывает руки: больше он не будет смущать покой толпы.
  2. Стадо – толпа, которая не хочет перемен и не внемлет кличу чести. Если в Библии паства – это определение верующих людей, которые чувствуют себя ничтожными по сравнению с Богом, то в пушкинской лирике взгляд на общество меняется: покорность – не добродетель и необходимость, а порок. Люди ведут себя как овцы, их режут или стригут, но не Боги, а представители правящей элиты. Поэт пренебрежительно говорит о народе, которому ни к чему дары свободы.
  3. Живительное семя – политические воззвания и стихи, которыми отличается творчество Пушкина. Он не раз писал произведения, направленные против власти, но основная часть населения не вняла его зову.

Темы и проблемы

  1. Основной темой стихотворения является разочарование лирического в своем даре и в окружающем его обществе. Неспособность поэта повлиять на души масс, привнести в них желание истинной свободы приводит его к глубокой печали. Он уверен, что все те силы, которые он отдавал на благо народа, не имели никакого смысла.
  2. Бунт . Пушкин переоценивает евангельское толкование покорности и провозглашает новые романтические идеалы бунта против тиранического образа Всевышнего. Народ – не паства, не скот, не рабы, а люди, которые должны бороться за свою независимость от тех, кто называет себя помазанниками божьими.
  3. Одиночество . Это проблема, которая мешает лирическому герою прийти к успеху, ведь его сил явно недостаточно для того, чтобы пробудить народ. Но люди его не понимают и обходят стороной чудака: он сеет то, что не дает всходов. Это тоже типично для романтизма.
  4. Поэт и поэзия . Лирический герой признает, что зря терял время, пытаясь привести людей к свободе и ее пониманию. Им не нужно его помощи, ведь и так хорошо. Живительное семя поэзии чуждо невежественному стаду, которое нуждается только в удовлетворении первичных физиологических нужд.
  5. Автор поднимает важнейшую социальную проблему – рабство . Народ настолько привык к рабству, что не может представить свою жизнь иначе. Таким образом, Пушкин говорит не только о крепостных крестьянах, но и о дворянском сословии, не желающем никаких изменений.

Основная идея

Итак, автор задается вопросом: нужна ли народу свобода вообще? Столетиями, находясь под гнетом зависимости и царизма, он боится свободы и не желает о ней слышать. Поэтому в стихотворении, наполненном, кажется, полным разочарованием, слышен призыв к тем немногим людям, которые не боятся разрушить существующий порядок. Главная мысль произведения — побуждение сильных личностей на великие перемены. Логика такая: если ты, читатель, не относишь себя к безвольному стаду, возьми живительное семя и стань тем, кто изменит мир к лучшему.

Смысл авторской позиции в том, что пока сами люди не осознают необходимость свободы, ни одно семя не взойдет. Почва, то есть сам народ, не готова к новой жизни. Поэтому так разочарован сеятель. Но это означает лишь то, что время и усилия тех немногих, кто услышит призыв поэта, смогут преобразовать землю в плодоносный чернозем, где вырастут борцы за независимость. Но пока не время…

Средства художественной выразительности

Пушкин в стихотворении «Свободы сеятель пустынный» отсылает читателя к евангельским образам, использует высокий слог, что предает стихотворению особенно торжественную эмоциональную окраску.

Среди тропов можно выделить эпитеты («сеятель пустынный», «живительное семя», «мирные народы) и метафоры («чести клич», «дары свободы», «свободы сеятель»). Они особенно важны в первой строфе, в которой автор иносказательно говорит о своих попытках изменить существующий порядок. Так же в произведении используется прием инверсии («Но потерял я только время»). Однако самой важной здесь является аллегория: себя лирический герой ассоциирует с сеятелем (что, как говорилось ранее, является отсылкой к Евангелие), а народ с покорными стадами.