Технологии наиболее эффективные для получения воспитательных результатов. Современные воспитательные технологии, используемые педагогами в практической профессиональной деятельности. светит в вашем

Карасуская основная школа

Тема: « Применение современных технологий в воспитательной работе»

Подготовила: Зам директора по ВР Сейтжанова А.Е.

"Школа - не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.

Школа - это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - ребенка, учителя, родителя - и тут же реализуются.

Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают - кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…

Учитель призван реализовывать мечты детей…"

А.А. Захаренко

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.

Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными для детей 20 века.

Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий.

Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития личности иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру села, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.
Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах, современных детей воспитывает, применяя современные воспитательные технологии.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

    по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

    по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

    по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

    по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

    по подходу к ребёнку

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Краткий экскурс в теорию воспитания (таблица 1)

Название технологии

Характеристика технологии

технологии организации и проведения группового воспитательного дела

Воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

    Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

    Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

    Завершение

    Проекция на будущее.

Технология здоровьесберегающая.

    Медико-гигиенические технологии (МГТ).

    Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

    Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

    Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Технология проектного обучения

Учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.

Технологии личностно-ориентированного обучения (в системе доп. образования)

Создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. Различают:

    гуманно-личностные технологии

    технологии сотрудничества (т. педагогического общения, т. педагогического разрешения конфликта, т. предъявления педагогического требования, т. педагогической оценки поведения и поступков детей

    технологии свободного воспитания.

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) («Шесть шляп мышления»)

формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания

Позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.

Технологии воспитания на основе системного подхода

Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

Технология самосовершенствования личности школьника

Технология саморазвития личности позволяет:

осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;

формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;

формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу

Технология КТД

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Технология гуманного коллективного воспитания

Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

Воспитательные технологии условно можно разделить на следующие виды (таблица 2)

Структура современной воспитательной технологии

    Педагогические цели

    Концептуальная основа

    Деятельность

    Система отношений между всеми участниками воспитательного процесса

    Управление

    Комплекс методических воспитательных средств, адекватных поставленным целям

1. Технология индивидуального воспитания

Технология индивидуализированного воспитания

Индивидуальное воспитание – такая организация педагогического процесса, при которой:

1) воспитатель взаимодействует лишь с одним ребенком (на уровне «личность – личность»);

2) ребенок воспринимает воздействие только одной личности из всех окружающих его людей;

3) ребенок самостоятельно взаимодействует лишь с педагогическим средством (книга, компьютер и т.п.)

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания

Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события» для обучения на собственном жизненном опыте. Важно наличие педагогической ситуации.

Классификация этапов технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания

1 этап - постановка проблемного вопроса;

2 этап - фиксация учащимися в дневнике самовоспитания своего отношения к данной проблеме;

3 этап - включение учащегося в ситуацию;

4 этап - высказывание «Я-позиции» по решению предложенной ситуации;

5 этап – рефлексия;

6 этап – выбор норм поведения;

7 этап – мониторинг отношения учащихся к обсуждаемому вопросу

2. Классификации технологии коллективного воспитания учащихся

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Ситуационный классный час

Капля воды

«Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Как нужно было поступить школьникам?

Почему бабушка, глядя вслед ученикам, покачала головой?

Ситуация из реальной жизни

Таня – примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, в которых возвышенно говорит об идеалах. Но давайте посмотрим на девочку у порога ее квартиры. Как требовательно она звонит! Да еще кричит:

Заснули, что ли?

Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать:

Танечка, разве можно так стучать?

А ты что, оглохла?

Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.

Опять платье не выстирала? – доносится оттуда ее грубый, озлобленный голос.

Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна.

У тебя вечно так …

Задание:

Что значит «быть» или «казаться», «жить» или «демонстрировать» себя?

Что бы Вы посоветовали Тане и ее маме?

Вопросы для самостоятельных рассуждений и ответов

    Как реализуется в Вашем коллективе принцип: «Один за всех, и все за одного»? Приведите примеры.

    Народная пословица гласит: «Человек – то, что он сам из себя сделал». Подумайте, что делаете Вы для своего совершенствования. Как вы работаете над воспитанием устойчивых черт личности, которые будут определять Ваше поведение в различных жизненных обстоятельствах?

    «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей», - писал Н.Г. Чернышевский. Так ли? Выскажите свое суждение. А как Вы изучаете самого себя?

    Человечность распространяется не только на человека. Как Вы понимаете смысл этой фразы?

3. Технологии коллективного воспитания

Процедура внесения изменений включает: понимание задач и необходимости перемен; рассмотрение альтернативных линий поведения; установление цели или намерений для действия; превращение намерений в действительную попытку создания перемен

Технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся

    изучение ситуации (при этом необходимо ответить на вопросы: Почему желательны изменения? Что может быть достигнуто при их помощи? Какова природа явления, подлежащего изменению? Требуют ли изменения действия со стороны каждого члена класса?);

    подготовка предложений (важно, чтобы группа осознала необходимость перемен; это можно сделать прямым путем - указанием учителя на возникшую проблему или косвенным - с помощью учащихся класса);

    представление предложений группе (они должны быть сделаны в такой форме, чтобы необходимость учета мнения группы была очевидна);

    направление группового обсуждения (авторы различают введение, направление и контроль дискуссии и считают, что последнее означает манипулирование группой; успех при проведении дискуссии обеспечивается максимальной свободой высказывания мнений ее участниками);

    помощь группе в претворении ее решений в действие

Технология принятия общих решении в классе.

Книга больших идей - в ней с первых дней учебы детей в школе должна находить отражение вся жизнь классного сообщества. Одновременно она является и классной конституцией, сводом правил и норм поведения, принятых в данном классе)

Книга больших идей включает в себя 30 таблиц, которые заполняются и педагогом, и детьми:

«Наше классное сообщество»;

«Общешкольные правила безопасности» (например, там есть раздел «Правило» и «Если мы нарушим правило, то последует…»);

«Необсуждаемые правила нашего учителя»;

«Физические потребности»;

«Таблица упражнений на случай пожара»;

«План поведения в чрезвычайной ситуации»;

«Потребность в безопасности» (с вводной фразой «Каждый человек должен чувствовать себя защищенным от любых опасностей, оскорблений и позора» и разделами: «Я (учитель) буду стараться», «Мы (ученики) будем стараться»);

«Социальные потребности»;

«Жизнь в нашей школе»;

«Наша игровая площадка»;

«Наша столовая»;

«Наши туалетные комнаты»;

«В школу и домой»;

«Проблемы» (данная таблица включает следующие вопросы: «Что такое наша проблема?»; «Эта проблема вызвана нашим поведением?»; «Эта проблема вызвана членами классного сообщества?»; «Есть ли другие причины, которые послужили поводом к возникновению этой проблемы?» «Кто обладает достаточной властью, чтобы изменить ситуацию?»; «Что нам делать, чтобы решить эту проблему?» и т.д.);

«Правила по составлению правил»;

«Составление правил для решения наших проблем»;

«Учимся на собственных ошибках»;

«Домашняя работа»;

«Помощники в школе»;

«Здравствуйте и до свидания» (новички могут чувствовать себя одиноко в школе; мы знаем много способов, как помочь человеку почувствовать, что ему рады);

«Оставаться здоровым»;

«Здоровье и посещение школы»;

«Подменный учитель»;

«Школьное имущество»;

«Законы нашей страны»;

«Законы образования»;

«Законы, обеспечивающие заботу о детях»;

«Права и обязанности»;

«Жизнь на нашей планете»;

«Забота о нашем мире»

4. Тренинговые технологии воспитания

Тренинг – форма воспитательных технологий, направленных на решение задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик как личности, так и группы.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

Классификация тренингов по социальной направленности

    социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста)

5. Статичные формы воспитательной работы (тип -представление)

    Фронтальная беседа

  • Дискуссия

  • «Яблоня возможностей»

    Представление-соревнование

    «Шесть шляп мышления»

6. Формы статично-динамичной воспитательной работы (тип «созидание-гуляние»)

    Трудовая акция (субботник)

    Подготовка к представлению

    Ситуационно-ролевая игра

7. Динамичные формы воспитательной работы (тип «путешествие»)

    Экскурсия

    Экспедиция

Данную технологию можно применять в различных ситуациях, как на уроках, так и в процессе воспитательной работы с детьми. Предлагаемый метод универсален с точки зрения возрастных границ, его можно применять и при работе с педагогами. Хочется отметить, что эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно он взял в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учит учитель, а того, кто у него учится.

Таблица 2. Воспитательные технологии условно можно разделить на следующие виды:

Современные воспитательные технологии и их классификации

технологий индивидуального воспитания

технологии коллективного воспитания

тренинговые технологии воспитания

статичные формы воспитательной работы (тип -представление)

статично-динамичные формы воспитательной работы (тип «созидание-гуляние»)

динамичные формы воспитательной работы (тип «путешествие»)

    модель технологии индивидуализированного воспитания;

    модель индивидуального рефлексивного самовоспитания

    модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе - тьюторствомодель педагогического сопровождения

    технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся

    технология принятия общих решении в классе

    Ситуативные технологи

(Ситуационный классный час

    коммуникативные (тренинги сплочения группы; тренинги лидерства; тренинги делового общения; тренинги управления конфликтом);

    когнитивные (тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности и др.);

    социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста

    Торжественное собрание детского коллектива

    Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь)

    Фронтальная беседа

    Дискуссия

    «Яблоня возможностей»

    Представление-соревнование

    «Шесть шляп мышления»

    Танцевальная программа (дискотека, бал)

    Вечер общения в импровизированном кафе

    Трудовая акция (субботник)

    Изготовление объекта демонстрации

    Подготовка к представлению

    Ситуационно-ролевая игра

    Продуктивная (инновационная) игра

    Шоу-технологии

    Экскурсия

    Экспедиция

Консультационный текст

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

1. Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, применяемых в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя;

2. Проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся;

3. Система форм, способов, приемов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий, обеспечивающая гарантированный результат.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Представленное понимание сущности педагогической технологии позволяет рассматривать воспитательную технологию как совокупность и последовательность реализации форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно. Этим сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств личности на конкретном этапе его личностного развития (совершенствования).

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проектирование становится педагогическим, если соблюдаются специфические правила учета психофизиологических особенностей учащихся и педагога. При проектировании содержания воспитательной деятельности следует, прежде всего, ориентироваться на потребностно-мотивационную сферу подростков. В итоге проект педагогической деятельности оформляется в виде плана, конспекта или сценария.

План это документ, в котором в определенной последовательности в изложении воспитательной работы со школьниками на конкретный период раскрываются ее цель, содержание, объем, методы, этапы, место и сроки выполнения. В плане указываются не только общий замысел воспитательной работы, но и предусматривается ее ход и развитие.

КОНСПЕКТ предполагает подробное проектирование конкретного воспитательного дела. В нем не только фиксируется все, что есть в плане, но и подробно излагаются содержание, методы и приемы каждого этапа воспитательного дела, а также характер деятельности педагога и учащегося;

СЦЕНАРИЙ как форма педагогического проектирования включает детальное описание хода воспитательного мероприятия с текстом речей и действий его участников. Как правило, сценарий пишется для проведения воспитательных дел, связанных с театрализацией, драматизацией или экранизацией определенного содержания.

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

И. П. ИВАНОВА

Воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся. В методике коллективного творческого воспитания выделяют четыре основных компонента:

· Коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни;

· Обязательное проявление творчества;

· Сменяемость всего актива;

· Особая позиция педагога.

Технология организации КТД состоит из шести последовательных этапов:

1. предварительная работа воспитателя;

2. коллективное планирование КТД;

3. подготовка КТД;

4. проведение КТД;

5. коллективное подведение итогов;

6. последействие.

Технологический результат КТД – опыт позитивной совместной активности: участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе, школьник предлагает, делает, оценивает.

Коллективные творческие дела, в которых аккумулированы коллективные требования к личности, нельзя абсолютировать, и нельзя избирать как универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Существуют и другие положительно зарекомендовавшие себя формы организации педагогического процесса.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕФЛЕКСИВНОГО

ВОСПИТАНИЯ Н. П. КАПУСТИНА

Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма как ситуационный классный час . Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, то есть из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее.

Технология ситуационного классного часа включает в себя такие компоненты:

· Информация;

· «Я-позиция»;

· Причина «Я-позиции»;

· «Я-позиция» и общественно значимая норма;

· Рефлексия;

· Свободный выбор.

Эти технологические компоненты непосредственно ситуационного классного часа, а затем два компонента, лежащие за его пределами: мотивация и конечный результат.

Система воспитательной работы выстраивается с использованием основных форм: классное собрание и классный час.

Классное собрание – это демократическая форма организации коллективной жизни класса. Основное его отличие от других форм состоит в том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения. Выделяют два вида собраний:

По планированию и организации жизнедеятельности;

По подведению итогов жизнедеятельности и ее анализу.

Классный час – это форма развития (расширения) сознания или коррекции поведения ребенка через влияние на его сознание. Выделяют виды классных часов:

Тематические;

Ситуационные.

Деловая информация в начале каждого классного часа может быть снята, если этого требует содержание. В случае необходимости в конце или в начале классного часа можно проводить игры-тренинги для формирования умений или навыков поведения (например, тренинги, игры). Кроме основных воспитательных форм можно использовать марафоны, дискуссии, походы, экспедиции, экскурсии.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Н. Е. ЩУРКОВОЙ

Технология воспитания, разработанная, ориентирована на реализацию идеи гуманизации образования. Возможность реализации гуманистического подхода в условиях современной общеобразовательной школы рассматривает в трех аспектах: теоретическом, методическом и технологическом.

В теоретическом плане гуманизация предполагает переход от ориентации наосвоение школьниками знаний к развитию сознания личности.

В методическом плане – создание благоприятных условий для максимального развития каждого ученика, т. е. предоставление ребенку возможности осуществлять собственную деятельность.

В технологическом аспекте идея гуманизации рассматривается как возвышение ребенка до уровня человеческого достоинства. Иными словами процесс воспитания призван пробуждать в ребенке социально значимые качества личности. каждый момент педагогического взаимодействия должен способствовать осознанию ребенком себя как носителя человеческих достоинств – добра, разума, честности, прямодушия и т. д.

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (Л. И. НОВИКОВА,

В, А, КАРАКОВСКИЙ, Н. Л. СЕЛИВАНОВА)

Целевые ориентации (подсистема целей)

Формирование личности – главная цель школы.

Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.

Развитие социальной активности.

Формирование ответственности, гражданского самосознания.

Развитие творческих способностей детей.

Превращение школы в большую воспитательную систему.

Формирование целостной научно обоснованной картины.

Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей, «коммунарской методики» и педагогики сотрудничества.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

(Л. И. НОВИКОВА)

По определению, современная школьная воспитательная система (технология) – это единство взаимосвязанных элементов: а) целей , то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся; б) субъекта , организующего деятельность по реализации намеченных целей; в) деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив); г) среды системы, освоенной названным субъектом и д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему.

Любая воспитательная технология конкретного учреждения представляет комплекс моделей, интегрированных на основе локальных условий.

Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей современной школы: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально – воспитательные цели; 3)цели развития данной школы; 4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения.

Каждый тип образовательного учреждения имеют свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов.

Указанными технологиями список современных педагогических технологий не ограничивается. В рамках заданной нами консультации мы указали лишь основные, дающие вектор современному этапу воспитания.

Эльвира Блинова
Эффективные воспитательные технологии в работе классных руководителей

Методический семинар"Эффективные воспитательные технологии в работе классных руководителей » " (Блинова Э. Н.)

Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребенка . Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребенка закладываются в начальных классах . Именно здесь он получает основы систематических знаний, здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля.

На сегодняшний день задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию , к самореализации и саморегулированию отношений. Учитель начальных классов ещё является классным руководителем . Учителя начальных классов как классные руководители работают в особых условиях с детьми от 6-ти до 10-ти лет. Введение ФГОС потребовало в соответствии с нормативно правовыми документами использовать современные технологии в воспитательной работе . Что такое воспитание ?

Современный французский ученый Легувье так определил науку воспитания : «Воспитание – это наука , которая обучает наших детей обходиться без нас»

От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

Под воспитаниемещё понимают комплекс технологий , направленных на целенаправленное формирование личности ребенка. С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев. В современных обществах выработан набор технологий призванных формировать из ребенка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения или государственной власти.

Воспитательная технология – совокупность форм , методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств , позволяющая достигать поставленные воспитательные цели . Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка . В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания . Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии :

Современные воспитательные технологии :

технология проектного обучения ;

личностно-ориентированная технология ;

технология здоровьесберегающая ;

технология учебной деловой игры;

технология развития критического мышления;

технология КТД И . П. Иванова;

технология проведения учебных дискуссий;

технология педагогической поддержки;

технология создания ситуации успеха;

шоу-технологии ;

ситуативные технологии .

Процесс саморазвития и самореализации личности - это стремление человека к более полному выявлению и развитию своего личностного потенциала. Этот процесс предполагает творчество, свободу и самостоятельность. Подробнее остановлюсь на технологии создания ситуации успеха. Считаю эту технологию эффективной в работе учителя и классного руководителя для развития и самореализации личности младших школьников"

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства –это первая заповедь воспитания . Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости –источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха . Важно иметь в виду, что даже разовоепереживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенноесли это касается учебы. Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении –это его духовная жизнь, его внутренний мир. Ребёнок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Создание ситуации успехана уроке является важным принципоммоей работы . Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Вот какие технологические приёмы я применяю в своей практике.

1. "Добрая песня"

В нашем классе появилась добрая традиция начинать учебный день с доброй песни, а песня, как известно поднимает настроение, снимает напряжение, а в понедельник помогает особенно - до конца проснуться и приступить к занятиям. Первой нашей песней стала песня "Дорога добра". Мы выучили песни "Чему учат в школе?", "Осень листьями шурша", "Мамина улыбка" и другие. Тематику песен я подбираю таким образом, чтобы реализовать через них учебно- воспитательные задачи

2."Похвала" – очень действенный и тонкий педагогический инструмент.

Начнем с того, что хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета. Одобрение учителя способно творить чудеса! Вода, попавшая на увядающий цветок, действует так же, как и доброе учительское слово на ребенка, который нуждается в его поддержке и внимании. Главная функция похвалы – передать искреннюю веру педагога в возможности своего ученика. Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу» ? Для этого важно соблюдать следующие правила. Применяю золотые правила похвалы.

Слайд №6Золотые правила учительской похвалы

1. Хвалите за старательность!

Хвалю ученика за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке русского языка за отличный диктант можно так : «Молодец! Ты много читаешь, старательно подготовился к работе , повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить : «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки! У тебя врожденная грамотность!»

2. Хвалите действия, а не личность!

В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. Хочу привести такой пример. У меня в классе есть ученик , Куликов Егор, который пишет левой рукой . Я знаю, ему очень нелегко приходилось в первые дни учёбы, когда его не слушалась ручка. Буквы и цифры выходили неуклюжими, дрожащими, часто теряли строчку. Но я видела, его сильное желание и старание писать лучше и красиво. Подходила к нему и тихонечко, поглаживая его за плечи говорила, что сегодня ему этот элемент буквы удалось написать лучше, завтра ты постараешься справиться с правильным написанием и целой буквы и даже слова, но для этого нужно работать , развивать свои способности, и не огорчаться, если что-то сразу не удаётся. Я видела его искреннюю улыбку и понимала, что он верит в это и будет работать над улучшением своего результата. В настоящее время я могу ставить его письмо для примера другим ученикам приговаривая, что терпение и труд всё перетрут.

3. Четко обозначайте, за что хвалите!

Для меня важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность , вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке технологии можно обратить внимание на детали работы и сказать : «Какую красивую бабочку ты слепила" Как тебе удалось так ярко изобразить её!" При этом рекомендуется избегать общих фраз : «Ты умница! Настоящая мастерица!"

У меня в классе есть девочка , которая не так активна на уроках математики и русского языка. Но какое удивление она у меня вызвала, когда я увидела её работу из пластилина на уроке технологии . Я попросила эту девочку представить свою работу всему классу и рассказать о ней . По её глазам и улыбке было видно, как она была рада своему успеху, а дети на перемене окружили её и выражали своё восхищение. Ни у кого не возникло плохого чувства зависти. Но тут нужно попросить и другого ученика показать свою работу , чтобы не противопоставлять одного ученика всему классу .

4. Хвалите в меру и по делу!

Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху.

5. Останавливайтесь на хорошем!

Как легко с помощью одного слова повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, на уроке математики я могу похвалить ребёнка за правильное решение примеров, верное выполнение конкретного задания. Если учитель захотел похвалить школьника на уроке, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась .

Похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте.

6. Хвалите без сравнений!

Важно, чтобы похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Никита молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Николай .

7. Подкрепляйте похвалу!

Похвала, подкрепленная улыбкой, мимикой, открытыми жестами обладает большей силой и эффективностью .

8. Запаситесь «Я-посланиями» !

Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я - послание» . Например, я могу похвалить ученика на уроке литературного чтения так : «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников .

Учителю важно помнить, что самая ценная и эффективная похвала для школьника – заслуженная и умеренная.

3." Моя копилка"

Продолжая говорить о ситуации успеха, хочется рассказать и о реализации самооценки своей деятельности обучающимися. Как это интересно организовать? Предложила ребятам копилку добрых знаний и умений. В прозрачную баночку складываем фасоль или горошинки. Почему в прозрачную? Ребёнок должен видеть, не заглядывая внутрь баночки, свой результат достижений. Фасоль символизирует полученные знания, а горох - умения, то есть, чему он научился на уроке и не только на уроке, но и во внеурочной деятельности и просто в жизни. На баночку можно наклеить весёлый смайлик. На другую баночку приклеить смайлик с грустным выражением лица. Положить туда также фасоль и горошинки. Но они уже будут символизировать плохие привычки, с которыми нужно бороться и избавляться от них. Например : с привычкой грызть ручку, забывать делать зарядку по утрам, работать над тем , что ещё не получается. Эту копилку дети пополняют самостоятельно дома. Заводят их они тоже по желанию. Один раз в месяц я прошу принести свои копилки на классный час и рассказать о своих успехах и над чем им ещё предстоитработать . На родительском собрании я рассказала о них. Родители задали такой вопрос :"А не может быть так, что ребёнок может просто так положить эту фасоль в банку?" Этот вопрос я ждала и заранее была готова к этому. Я им утвердительно ответила, что нет. Ведь вся суть в этом. А именно в доверии к ребёнку и в том, что он понимает это и не желает нас огорчать.

Слайд №7 Мои первоклассники со своими копилками

4.«Скорая помощь» .

Есть такой конверт с названием "Скорая помощь" На урок или классный час приходит сказочный или книжный герой с этим конвертом. В конверте лежит просьба о скорой помощи. Буратино приходит с просьбой помочь научить писать буквы, слова и т. д. "Сорока" -найти допущенные ошибки, "Незнайка" - приходит, когда дети могут помочь ответить на интересующий его вопрос и т. д. Дети очень отзывчивы и охотно стараются помочь этим героям. Такая мотивация создаёт ситуацию успеха.

5. "Важное дело"- или "Утренняя почта"

Держа конверт в руках сообщаю своим ученикам, что получила "Утреннюю почту". Здесь очень уместно спросить :" Интересно ли им узнать, что в нём?" Открываю конверт, достаю чистый лист бумаги. Дети в замешательстве. Но тут сообщаю, что письмо зашифровано и нам предстоит очень важное дело- расшифровать его. Для этого мы должны найти ответ на вопрос, например : "Есть ли жизнь в воде подо льдом?" интрига в том, что чистый лист кладу обратно в конверт, а в конце урока достаю уже расшифрованный с помощью учеников лист, где напечатан краткий ответ на поставленный в начале урока вопрос. Читаю письмо после того как дети сами дадут на поставленный вопрос ответ. Благодарю ребят за ту важную работу , с которой дети справились. Правильно расшифровали письмо и помогли прочитать.

Недостаточно создавать ситуацию успеха только в учебной деятельности. Для создания в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания провожу различные праздники, открытые уроки, экскурсии, вовлекаю детей в акции,

Демонстрирую слайды.

Слайд №8, 9 :Открытый урок математики для детского сада

Слайд №10, 11 : Праздник "День Матери

На хорошей эмоциональной ноте прошёл праздник "День Матери" Все ребята и родители были задействованы. Конкурсы подбирала таким образом, чтобы ребёнок обязательно участвовал вместе с мамой. Для каждого ребёнка была создана своя небольшая ситуация успеха, а для мам и бабушек хорошее настроение.

Слайд №12 :

Завели мы добрую традицию поздравлять именинников. Поздравляя с днем рожденья, дети учатся говорить друг другу комплименты и с благодарностью принимать их. Я в такие моменты стараюсь подчеркнуть все положительные стороны именинника, чтобы остальные ребята на это тоже обращали внимание.

Слайд №13 :

Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность, проводили совместные мероприятия. Родители помогали в оформлении класса , в проведении конкурсов и затей, в изготовлении кормушек, в других творческих делах.

Слайды №14- 16

Проводила родительские собрания на темы : «Как раскрыть способности своего ребенка» (о вовлечении детей в классные дела , о необходимости посещения занятий (кружков, секций по интересам) ; «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье» , «Роль самооценки в формировании личности» и др. В начале каждого года обучения на родительских собраниях давала методические рекомендации по организации самостоятельной работы детей дома .

Своё выступление хочу закончить такими словами.

Создание ситуации успеха в школе - один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию , воспитание сильных черт характера. Это как гарантия всестороннего развития и самореализации личности младших школьников.

Другими словами : успех в учебе и в делах сегодня - успех в дальнейшей жизни.

СЛАЙД №17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Воспитательная технология со вокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели . При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» – понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Длясоздания и реализации воспитательной технологииможет использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования . Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.

В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления , который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.

Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений.

Идея технологизации педагогических процессов состоит в том, чтобы сделать их управляемыми: чтобы учиться не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным успехом. У педагогов это вызывает противоречивое отношение. С одной стороны, привлекает управляемость и эффективность процесса. По замыслу, учитель любого уровня достигает заданных результатов на основе технологической разработки, учебных материалов, определяющих его действия от целей до оценки результатов. С другой стороны, наличие людей, человеческого фактора в педагогическом процессе усложняет технологический расчет. Противники технологии говорят, что обучение, тем более воспитание невозможно без личности, отношений, эмоций. Это действительно так. Очевидно, наука будет искать разрешения противоречия между технологизацией и личностью в воспитательном процессе.

Основные воспитательные технологии

Остановимся подробнее на основных воспитательных технологиях.

1. Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

Коллективное творческое дело - КТД - коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели .

2. Технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма. Она известна в России с 1997 года. Критическое мышление отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью .

Критические мыслители:

Решают проблемы;

Контролируют себя;

Открыты для других идей;

Слушают собеседника;

Устанавливают множественные связи между явлениями;

Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных;

Умеют строить логические выводы;

Строят прогнозы;

Применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;

Активно воспринимают информацию.

Основы методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление).

Стадию выхода называют пробуждением, потому что она способствует актуализации имеющихся знаний и пробуждению интереса к получению новой информации. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке, что создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.

Вторая стадия - осмысление - дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Авторы технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации этой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле большое значение имеет качество отобранного материала. На этой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при её наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. А также они готовятся к анализу и обсуждению услышанного и прочитанного.

Третья стадия? рефлексия - позволяет учащимся осмыслить всё то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Этот анализ будет полезен, если он будет обращён в словесную или письменную форму. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления, рождению нового знания, становлению опыта и развитию личности .

3. Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий). Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции .

В качестве основной формы технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час.

4. Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С. Газман). Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации .

5. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского. Главная цель: нравственно - воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу. Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

6. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л Селиванова). Формирование личности - главная цель школы. Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А.С. Макаренко, «коммунарской методики» И.П.Иванова и педагогики сотрудничества .

7. Технология в современной массовой школе.

По определению Л.И.Новиковой, современная школьная воспитательная система (технология) - это единство взаимосвязанных элементов:

а) целей, то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся;

б) субъекта, организующего деятельность по реализации намеченных целей;

в) деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив);

г) среды системы, освоенной названным субъектом и

д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему .

Любая воспитательная технология конкретного учреждения представляет комплекс моделей, интегрированных на основе локальных условий.

Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей современной школы:

1) цели государственной образовательной политики;

2) региональные социально - воспитательные цели;

3) цели развития данной школы;

4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения .

Каждый тип образовательного учреждения имеют свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов.

8. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову). Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива .

9. Информационно-коммуникационные технологии. Это компьютерные и Интернет-технологии в воспитательном процессе. Достоинства их применения:

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Многие инновационные воспитательные технологии проходят апробацию в современных авторских школах:

1. В авторской технологии «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) сам диалог предстает не только как средство обучения и воспитания, а как сущностная характеристика технологии, определяющая ее цель и содержание. В основу этой технологии положены идеи М. Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л. Выготского и положения «философской логики культуры» В. Библера .

2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров). Создание русской национальной школы являлось актуальной проблемой, начиная со времен М.В. Ломоносова. Яркими приверженцами идеи национальной школы выступали К. Ушинский, Ф. Достоевский, Н. Пирогов, Л. Толстой, Д. Менделеев, В. Ключевский. Свое отношение к идее русской школы высказывали И. Ильин, К. Тимирязев, Н. Бердяев, В. Розанов, Д. Лихачев, А. Сахаров, А. Солженицын. Приоритетное место в учебных планах отводится таким предметам как русский язык, русская литература, отечественная история, русское искусство. Задачей этого направления является построение русской школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к культурному наследию как фактору развития России .

3. Дистанционное обучение в России. Главным компонентом содержания дистанционного образования предстает технология работы учащегося с информацией, а не сама информация. От него требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них и собственная продуктивная деятельность, ведущая к созданию личностного содержания образования, которое выражается в изготавливаемых учащимся веб-страницах, текстах и графике, результатах его сетевых чат-дискуссий и веб-форумов. Структуре дистанционных занятий основными элементами являются личностное целеполагание учащихся, работа по корректировке данных целей, продуктивная сетевая деятельность, рефлексия как новый этап дальнейшего развития, обучения и воспитания .

Актуальным становится поиск подходов к воспитанию детей и подростков, требующих особого внимания. Сердцевиной учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива является индивидуальный подход к обучению и воспитанию. Индивидуальный подход к воспитанию понимается как осуществление воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в значительной степени, влияющих на их поведение в различных, жизненных ситуациях. Суть данного подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса.

Сущность индивидуального подхода:

* поручаем ребенку задание в соответствии с его способностями;

* создаем педагогические ситуации, помогающие выявить его индивидуальные качества;

* беседуем;

* заключаем своего рода договор с окружающими воспитанника сверстниками и взрослыми об определенных способах реагирования на его поведение в целях развития его индивидуальных черт;

* вовлекаем во внеурочную деятельность.

Такой подход необходим любому ребенку, так как он помогает осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные стороны и корректировать слабые стороны.