Пропуск в ложу: Как живут современные масоны.  Кто и почему не может быть принят в масоны Как масоны относятся к женщинам

Читая в эти весенние дни книгу «Последнее Евангелие» Д.Гиббинса, посвященную мифу об утраченном тексте «Доброго слова» (Евангелия), написанного рукой самого Христа, а также о том, что христианство — это религия не требующая толкований и посредников, равная для мужчин и женщин, я под влиянием всех этих мыслей «о женской теме в религии», впервые нашла упоминание о «женском Евангелии». Так я назвала «Евангелие Царицы Млке», относящееся к Армении конца 10 века н.э.

Добавили идей к теме « о духовной женской власти» и мужчины, которые в эти дни задавали в разговорах тренд о власти Милой Женщины над мужчиной, а также о том, как женщинам удается делать мужчин своими Суженными, т.е сужать круг женщин любимого мужчины до себя одной.

Все складывалось так, что я поняла, видимо, наступило время начать и одновременно продолжить разговор о тайной женской власти.

При этом ясно, что тема тайной власти неотделима от темы тайных сообществ.

Женщин, как известно в масоны не берут. Исключение составляет «Орден Лебедя» или «Сообщество Божией матери», в котором женщины были не только равноправными членами, но и имели соответствующую орденскую символику, штандарты и одежды, включающие белоснежный убор, напоминающий Белого Лебедя с длинной шеей, ниспадающей как «коса» на плечи верной участницы этого тайного общества. Орден Лебедя, как уже сказано, символизирует тайную женскую власть. В средние века он заявил о себе во Франконии (Баварии) и Киеве. («Баварские Лебеди Гогенцоллернов и Белые Орлы Цесаревича Георгия»).

Обращу внимание, что этот Орден непосредственно связан с христианством, поскольку речь в его названии идет о Божией Матери.

Однако, если говорить в целом об истории тайной женской власти и о тайной женской солидарности, то истоки её в традициях поклонения Великой Матери, а позже — в традициях поклонения королевам-жрицам и римским сивиллам, что относится к первым векам от Рождества Христова. Женщина жрица, женщина-пророк, женщина-диакониса. Вот исторический спектр женской власти. Это, со всей очевидностью, женская интерпретация власти Императора -Пророка, передающего Волю Богов!. И эта власть религиозная, а не светская!

Дело в том, что место женщины в христианской религии во многом зависит от «господствующей церкви» или господствующей церковной идеологии. Христианство в Эфиопии и Британии, т.е. кельтское христианство, в этом смысле, существенно отличается от христианства католиков, которое достаточно быстро вытеснило женщину из Католической церкви, как только открылись перспективы «обожествления земных правителей».

Замечу, что Эфиопию и Великобританию, как территории сумевшие сохранить традиции подчинения женщине, особо выделяет автор книги «Последнее Евангелие», англичанин Д.Гиббинс.

И с ним трудно спорить, потому что Традиция Женщины-Королевы и одновременно Главы церкви, как это имеет место в случае с Елизаветой II, сохранена, как раз в Англии. А «эфиопские корни» президента Америки Б.Обамы, в свою очередь, объясняют «братание» королевы Елизаветы и Мишель Обамы, не понятое и не принятое поклонниками догматов светских правил, о чем говорилось в статье «Новый Взгляд «Королев G-20» на Мировые Правила». «Встреча «С Душой» и встреча «Без Души»: юристы уступают королевам…» .

А где же Европа и Россия, рядом с этим современным альянсом Британии, Эфиопии и Америки, знаменующим возвращение матриархата на планету, предсказанное Кумской Сивиллой?

Думаю, что в Европе, и в частности в Риме, где мужчины увидели конкурентов в женщинах-королевах, диаконисах и сивиллах, это поклонение женщине вынужденно ушло в подполье.

И одна из причин появления «Ордена Лебедя» с женским членством могла быть в том, что женщины на европейской территории на многие века были отодвинуты от совмещенной монархической и религиозной власти. Могу предположить, что женщины «Ордена Лебедя», могли владеть тайным знанием много большим, чем женщины Эфиопии и Британии, либо они имели больше прав наследственного характера на религиозную власть. Во всяком случае, мужчины посчитали их более сильными конкурентками, чем женщин бриттов.

Не менее любопытен и тот факт, что Англия вела войну с Францией, дабы не допустить возрождения во Франции власти женщины, в т.ч. лице Жанны д’Арк, передающей волю Богов.

Замечу, что даты жизни Жанны д’Арк (1412-1431 год), близки к датам учреждения «Ордена Лебедя» в Баварии, что произошло в 1440 году.

В рабочем кабинете «русской пророчицы» Елены Рерих на столе стояла небольшая статуэтка Жанны д’Арк. Учитывая связь рода Е.Рерих с масонами, а также с лебедиными Махатмами, в этом её выборе можно увидеть больше, чем просто некий её личный идеал.

Итак, в лице «Ордена Лебедя» мы имеем прецедент «женского орденства», «женского масонства» и женской тайной власти.

И если проводить аналогию между «женским масонством» и «мужским масонством», то женщина, вступившая в «Орден Лебедя» в средние века, вероятно, тоже посвящала этому Ордену и всех своих наследниц по женской линии. Ведь мужчина масон, вступающий в Орден, клянется и за всех своих потомков, о чем многие современные масоны, кстати, даже и не знают. Т.е. потомок масона, сам того не ведая, рождается масоном. Узнав об этом, я предположила, что и у женщин членство в «Ордене Лебедя» является наследственным. Т.е. женщина, имеющая прародительницу из «Ордена Лебедя» с этой «родовой печатью» появляется на свет и, видимо, с течением времени должна в себе это осознавать.

И вот как раз в эти весенние дни я узнала о том, что такое мое предположение верно в отношении Елены Рерих. Свою собственную тягу к тайным знаниям она объясняла предполагаемым участием в масонских обществах её ближайших предков. Ведь Елена Рерих — внучка Кутузова.

«Да, именно «спаситель Отечества» Михаиле Илларионович Кутузов и был предком Елены. И кто знает, не сыграло ли роль в определении будущих взглядов Елены то обстоятельство, что фельдмаршал был членом тайного масонского общества и даже, по преданию, встречался с самим графом Сен-Жерменом? Говорят, что именно легендарный граф, бывший Великим Учителем Востока и членом Гималайской Общины, заходил в палатку Кутузова в канун Бородинского сражения. И дал ему нужные советы. А также некий перстень, посылаемый Братством доверенным людям» («Елена Рерих»).

Впервые гипотеза о том, что наследственное членство в тайных сообществах могут ощущать и женщины из рода «мужчин -масонов», возникло у меня тогда, когда я узнала о близости к орденам Михаила Ярославова и Алексея Ярославова, живших в 18 веке. Признаю, что такой поворот в «Истории рода Ярославовых» оказался для меня неожиданным, но я уже давно соблюдаю главное правило поиска: не подтасовывать, а принимать факты такими, какие они есть, и постараться понять: почему те, кто жили много веков до меня принимали такие решения.

Елена Рерих пишет о том, как она осознавала себя, с такой искренностью, что нет никаких оснований усомниться в правдивости её рассказов о самой себе. При этом она много внимания уделяет своим снам, записывая их в дневнике.

Речь идет о дневнике Елены Рерих, где она записывала беседы с Учителями Востока, Членами Гималайского Братства. «В том числе и беседы с Владыкой, главой этого Братства. А вот и сами слова: «Сон — из египетской жизни. Я утверждала себя, как великую царицу Нефрит. Я стояла перед большим каменным цоколем, на котором расстилалась карта — панорама Египта с выпуклыми на ней изображениями строений. Поднялась вражеская рука, как обычно, в белой лайковой перчатке и стала разрушать построения на карте. Я стояла спокойно,созерцая эти разрушения и ничем не препятствуя им, зная, что после очищения легче строить, и произнесла: «Я утверждаю себя как великую царицу Нефрит».

Е.Рерих в её сне «утверждала себя как царицу Нефертити», а в реальной жизни, «по кармическому праву» носила « перстень с нефритовой печаткой. Его носила в XIV веке до нашей эры царица Нефертити».

Такое течение снов и мысли Е.Рерих мне интересно и по той причине, что Нефертити — это супруга Рамзеса II. А мой общий день рождения с Рамзесом II подвиг меня внимательнее изучать масонство и даже «учредить» свой собственный «Орден 22 февраля», который позже, к моему великому удивлению, оказался реальностью! («Как Америка управляет Миром священным числом 22: Александрийско- Вашингтонская Ложа № 22 и Александрийский маяк»).

В своих пророчествах Елена Рерих возвещала приход власти женщин, что мы и наблюдаем сейчас, как первый шаг — в светской власти.

Однако тоже самое, задолго до неё предсказывала Кумская Сивилла.

Согласно существующим мифам, последняя двенадцатая римская Кумская Сивилла,заглядывая в будущее, увидела не только конец власти женщин — сивилл, но она также узрела и возрождение женского матриархата много веков спустя. И вот именно для того, чтобы обеспечить «Женскую линию власти» кумская Сивилла подготовила себе преемницу в Британии: королеву-воительницу, верховную жрицу и главу Друидов Боудикку (Андрасте), считая что на периферии эта «женская линия» сумеет сохраниться лучше.

Т.е. тринадцатая Сивилла жила и действовала уже не в Римской империи, а в Британии, где кельтское христианство, впитавшее в себя традиции Атлантов, поклонявшихся Великой матери, было более готово к тому, чтобы сохранить Традицию Женщины Королевы и одновременно Главы церкви.

И вот сейчас эти, названные Кумской Сивиллой, сроки наступили.

Рост числа женщин на первых позициях светской власти многие воспринимают как исполнение пророчества о матриархате.

Однако во всем сказанном выше есть одна важная, но существенная «деталь»

Власть женщины всегда носила религиозный, а не светский характер и была основана на способности передавать волю богов.

Так что назначать в женском сообществе «Лебедей» на основе светского статуса, может только непросветленное сознание (Пример Особенность пророчества Елены Рерих состоит в том, что она предвещала наступление эры «Матери Мира», эры расцвета женского начала.

Вот как это пророчество звучит в Агни Йоге:

«Да, теперь женщина должна готовиться быть допущенной разделять тяготы и по управлению страной …

В древнем Египте верховные жрицы были вдохновительницами Иерофантов и передавали им веления Богини, потому их можно назвать водительницами власть имущих.

Настает великая эпоха женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двоякий — поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину.

Все силы Света ждут этого подвига.

Звезда Матери Мира указала срок наступления великого срока. Все Писания свидетельствуют о том, что женщина сотрет главу Змия. Пусть сердце женщины воспламенится этим самоотверженным подвигом, и мужественно и бесстрашно подымет она сверкающий, но и разящий Меч Духа» (Письма, 17.8.34).

«Урусвати! Пора сказать, что так зовем звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери Мира, и Эпоха Матери Мира должна начаться, когда её звезда приблизится к Земле небывало. Еще Нефрит читала это пророчество и, уходя, хотела быть на Земле, чтобы встретить её приход… Великая Эпоха начинается, ибо Духоразумение связано с Матерью Мира. Даже знающим срок дивно смотреть на физическое приближение сужденного. Важно наступление очень великой Эпохи, которая существенно изменит жизнь Земли» («У порога Нового Мира», с. 79)».

К сожалению, большая часть российских христиан не знает о существовании многих Евангелий.

К сожалению, большая часть российских христиан не знает о том, что тамплиеры и Рыцари Христа напрямую связаны с христианством и Иерусалимом.

К сожалению, большая часть российских христиан не знает о том, что раннее христианство отличается от христианства дониконовского, а христианство средневековья не совпадает с тем, что открывают христианам сегоня.

К сожалению, большая часть российских христиан не задумывается о том, почему в России исчезали Храмы Софии Премудрости Божией.

И более того, не задумывается о роли женщины в христианской религии, а также о том, что быть может те, кто сегодня, так или иначе, открывает нам информацию, в чем-то правы и даже ближе к истине, чем мы.

Ниже мною приводятся некоторые цитаты из книги «Последнее Евангелие», дающие основания для задумчивости.

Однако читая их надо помнить, что в них правда может быть переплетена с вымыслом автора

Цитата:

«Император (!Клавдий?) утверждает, что камни (Стоунхенджа) были поставлены в честь племени гигантов, которые пришли с востока в поисках убежища от наводнения. Жрецы Атлантиды … Гиганты принесли с собой Богиню- матерь, которую позже стали почитать в Британии потомки этих королей жрецов и королев-жриц стали друиды.

Позже

Из благородных семей бриттов выбирали верховную жрицу… Боудикка королева-воительница была Верховной жрицей и главным друидом»

Цитата:

«Вот чего, а вернее кого боялись римляне! Поэтому они так испугались бриттов и Боудикку в частности. Женщинам принадлежала истинная закулисная власть Рима! Но внешне вся система принадлежала мужчинам Сама идея о новом культе, при котором жрицы будут править наравне с мужчинами, пугала больше, чем рабство. Я всегда думал, что в христианской церкви доминируют мужчины. Церковь не основывалась раньше на превосходстве мужчин…»

Цитата:

« Сивиллы и связь с древним христианством …

Может сивилл как и весталок выбирали из богатейших семей Рима или даже из императорской семьи?

Сивиллы предвидели приход в Рим восточного культа поклонения божественному правителю, превращение императора в Бога, живущего на земле

Я говорю о новых религиозных идеях с востока, о новых пророках, о Мессии. Зарождался мир, в котором сивиллы уже не могут властвовать, в котором людям уже не нужно было становится рабами оракулов и жрецов, чтобы узнать слово божие …

Сивилла знала, что христианами могут быть и мужчины и женщины и что в этой религии священников нет»

Цитата:

«Женская сила, Вот именно, не сила богинь, а реальных женщин, из плоти и крови! Это и увидела Сивилла. В Риме власть женщин пошла на спад. Весталки оказались в прямом смысле заперты за стенами храмов. Вечная фантазия мужчин-деспотов о подавлении женщин. Развился культ императора-мужчины, которого окружали священники -мужчины. Что же касается сивилл, их призванием свыше было не поклонение Апполону … Они служили матриархату, стремились продолжить женскую линию правления, которая брала начало в железном веке, когда женщины возглавляли семьи и кланы. В христианстве Сивилла, возможно, увидела надежду на возрождение матриархата в будущем. (Сивилла указала Клавдию на Боудикку)

Почему была выбрана Британия? Потому что самые значимые изменения обычно начинаются на периферии. В самом Риме цивилизация пришла в упадок, процветала коррупция…»

Цитата:

«Британскими племенами правили королевы- воительницы. Их духовенство — друиды. Подчинялись Верховной Жрице

Боудикку начали готовить к роли верховной жрицы — британской Сивиллы. Боудикка стала тринадцатым звеном секретной цепочки знаний, которая соединяла сивилл всей Римской империи. Вероятно она видела в христианстве то же самое, что и Кумская Сивилла, — то, что приблизило её к последователям Христа ещё сильнее после восстания против римлян … Поиск рая на земле — основная идея христианства — быстро нашел отклик в сердцах бриттов.

Быть может Боудикка и не кричала об этом, но для себя наверняка решила, что христианские идеи помогут ей и сохранению матриархата…

Мы говорим сейчас о христианстве, не имеющем отношения к Римской католической церкви. О кельтской церкви, церкви бриттов и пелагианстве

Цитата:

«Монарх считался главой английской церкви, назначенным самим Богом «

Цитата:

«Эфиопия древнее Акумское царство, принявшее Христианство в IY веке от Рождества Христова. Немногие знают, что именно афроамериканцы, — чернокожие эфиопы, одно из старейших христианских сообществ., непосредственно связанным с Гробом Господним. Елена Равноапостольная передала моему народу ключи от Храма. Но спустя некоторое время началось многовековое нечестивое соперничество с Египетской коптской церковью, монахами из Александрии… Затем, в 188 году из-за загадочной болезни все монахи эфиопы исчезли из Храма Господня. Многие из наших священных книг были украдены и сожжены, Утверждали, что манускрипты тоже заражены чумой. Другими словами в них написано что-то такое, что ни в коем случае не должно было всплыть наружу…»

Цитата:

«Эфиопы одно из старейших сообществ христиан, потомки первых последователей Иисуса. На периферии древнего мира жил ещё один народ, подобный нашему. Бритты. Их церковь появилась в I веке от Рождества Христова, У нас одна история Христианства. Оно пришло наши страны благодаря императору и Христу. Бритты считают, что император сам привез христианство в страну. Наш народ — что император и царь отправились на поиски Мессии на Святую землю. Оба наших народа всегда умели хранить секреты…

Цитаты:

«Последователи Иисуса и Марии Магдалины стали настоящей силой. В Британии Марию ассоциировали с Верховной жрицей, королевой -воительницей Андрасте»

Голубничая Ю.

В качестве основополагающего правила всех масонских лож установлен запрет на принятие женщин: «Рабы, женщины, нечестивцы или люди, лишенные морали, не могут быть приняты в орден; в него могут войти лишь люди с хорошей репутацией». Таким образом, женщины причислялись к категории «нечистых» и безнравственных людей. Но природа женщин распорядилась таким образом, что они считают своим долгом бороться с любыми категоричными правилами, введенными мужчинами. Поэтому, начиная уже с XVIII века не только в США, но и во всем мире начинают создаваться как обоеполые, так и чисто женские масонские ложи. Однако среди некоторых исследователей существует версия, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож.

В основном в женских ложах существует три или четыре степени посвящения. В ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, которое было предложено самим Люцифером. Так, при возведении каждой посвященной во вторую степень, ей задается вопрос: «Вы товарищ?». Ответ подразумевается следующего характера: «Мне известен запретный плод». Далее, новички должны давать определенную масонскую клятву, которая подразумевает исключение каких-либо любовных связей впоследствии: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь подвязку ордена не снимать этой ночью и никогда не выдавать тайны».

Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, подвержен символике Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи было еще в раю в период невинности Адама и Евы. Второе же заседание было в ковчеге Ноя во время потопа. В третий раз заседали три ангела, посланные Богом Аврааму. Четвертое заседание состоялось в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью. Пятое заседание было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Конечно, не стоит забывать, что существует много версий и различных так называемых «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов. К тому же можно предположить, что каких-либо установленных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Конечно, есть определенные императивы, которым должна соответствовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами.

Элеонора Рузвельт

Одной из самых известных руководительниц американского женского масонства была Элеонора Рузвельт, жена 32-ого президента США Франклина Делано Рузвельта. Первая леди все свое время посвящала проблемам американских женщин. Уже на съезде демократической партии 1924 года Рузвельт говорила о равноправии женщин. Можно предположить, что ложа такого рода представляла собой некий феминистский клуб, где обсуждалась дискриминация женщин в США.

Самыми известными масонскими женскими организациями в США являются следующие ложи: Орден Восточной Звезды (2 500 000 членов и многочисленные дочерние организации во всем мире), Белый храм Иерусалима (основанная в 1894 году), Пурпурный Орден, Дочери Нила, Дочери Моканны, Орден Радуги для девушек и Дочери Труда для девушек.

Рассмотрим повинимательнее самую известную масонскую ложу, которая считается преимущественно женской – Орден Восточной Звезды. Эта ложа была основана адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом 28 декабря 1868 года в городе Нью-Йорке. Несмотря на то, что женская ложа была создана мужчиной, со временем она была признана как преимущественно женская. Члены Ордена должны быть старше 18 лет и являться хорошо зарекомендовавшими себя Мастерами. Каждое Отделение ложи состоит из 18-ти офицеров, где подавляющее большинство женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина. Однако в случае, когда на этот пост отсутствует подходящая кандидатура мужского пола, в роли Патрона может выступать женщина. Идеология Ордена базируется на женских образах Библии. Тем не менее, в организацию могут вступать люди разной конфессиональной принадлежности. Эмблема Ордена представляет собой пятиконечную звезду, которая олицетворяет собой звезду Вифлеема. Орден Восточной Звезды занимается образовательной и научной деятельностью, однако преследует, прежде всего, благотворительные цели.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо обозначить роль женских масонских лож в США. Для этого, полагаю, нужно для начала определить роль женщины в системе масонства. Так, женам, невестам, дочерям, любовницам масонов отводится задача получения от мужчин того, что находится, прежде всего, в интересах хозяев ложи (это может быть, например, любая значимая информация, налаживание связей, создание основы для дальнейшего манипулирования в нужном ключе и т.д.). Иными словами, женщина является своеобразным «орудием» для достижения целей масонских организаций. Если же говорить о значении женских масонских организаций в общественной жизни США, то оно носит, вероятно, в большей степени формальный характер. Наибольший процент членов в этих организациях составляют феминистки, соответственно, масонские женские ложи – это так называемые «феминистские клубы», завуалированные под нечто большее, чем они есть на самом деле, нечто таинственное и мистическое, что придает им популярность в стране; это так называемый эпатаж и пафос эмансипированных женщин. Однако нельзя не отметить, что наличие женщины в мире, и не только в масонском, придает ему новый специфический «вкус», некую неординарность и своеобразную глубину.

Масоны среди нас. "Вольным каменщиком", как они себя именуют, может оказаться кто угодно - от соседа по лестничной клетке до какой-нибудь медийной личности. В России вот уже 150 лет не утихают разговоры об их могуществе. Так ли это на самом деле? О жизни масонов в современной России, больших деньгах и тайных собраниях - в материале.

"Хочешь быть масоном - спроси масона"

Высокий человек в черном пальто ведет за собой по извилистым улицам ночной столицы. "Я когда-то состоял в ложе ради научного интереса, так сказать", - бросает он, не оглядываясь. Сейчас он не перестает общаться с другими членами братства, но причину своего ухода не называет.

"В ложу вступают по разным мотивам. Одни думают, причем всерьез, что будут вершить судьбы мира, другие считают, что обретут тайные знания. А кто-то просто начитался "Войны и мира" Толстого (в романе подробно описаны посвящение Безухова в масоны и его жизнь в ложе. - Прим. ред.)", - замечает мой собеседник Павел.

Если во времена Пушкина и Грибоедова (масоны считают их "своими". - Прим. ред.) действовал принцип: "чтобы быть масоном, спроси об этом масона" и нужно было заводить как можно больше знакомств с членами ложи, то в XXI веке возможностью "порулить" судьбами мира может воспользоваться практически каждый.

"В тех же США миллионы масонов. В Европе тоже немало. А у нас - сплошная текучка. Постоянных членов ложи мало", - сетует Павел. По его словам, все дело в достаточно дорогом "входном билете" - от 10-20 тысяч рублей. Поэтому бюджет российского масонства - в отличие от зарубежных тайных обществ - не такой большой, как принято считать.

"Несколько лет назад одна из крупных лож Франции со скандалом выгнала своего великого мастера. А знаете за что? Он на деньги братства приобрел личный вертолет", - делится он.

Подходим к небольшой двери в старинном здании по соседству с Тверской-Ямской, за ней - ведущие вниз ступеньки. В подвальном помещении не то бар, не то клуб. "Обычно в таком антураже и проходят собрания разных тайных обществ. Хотя в лучшие времена Великая ложа России (единственная признанная за рубежом масонская организация в Российской Федерации. - Прим. ред.) устраивала свои собрания в "Метрополе", возле Кремля. Там же заседали мартинисты, которые практикуют оккультизм, - у них что-то типа христианского каббализма", - рассказывает мой собеседник.

Много ли в России масонов

Масонство не имеет единой централизованной организации, но в то же время достаточно иерархично. Различные масонские ложи из примерно 10 человек (максимум из 20) могут объединяться в "великие". Первая такая объединенная ложа появилась в Англии ровно 300 лет назад и с тех пор считается самой авторитетной. В 1740 году ее адепта, генерала на русской службе Джеймса (Якова) Кейта, назначили великим мастером России. А к концу XVIII века вся российская знать "заболевает" масонством: членами ложи становятся известные государственные деятели, поэты, художники, архитекторы.

Так продолжалось до тех пор, пока внук Екатерины II, император Александр I, в 1822 году неожиданно для всех не объявил масонство вне закона. Доходило до того, что чиновники давали специальные расписки о своей "непринадлежности к ложам". А в народе поползли слухи, что масоны поклоняются дьяволу.

Лишь ненадолго масонство возродилось после 1905 года. Но в первое же десятилетие советской власти масонские ложи "зачистили". Ходит байка, что масоны пытались посотрудничать лично со Сталиным, но тот, ознакомившись с их предложением, тут же запросил именные списки всех членов русской ложи. А в послевоенные годы, когда развернулась кампания по "борьбе с сионизмом", представление о масонах как о "тайном мировом правительстве" окончательно укореняется в общественном сознании.

В очередной раз российское масонство воспряло в 1995 году с появлением Великой ложи России (ВЛР), признанной более чем 90 масонскими организациями в разных странах мира. Ее члены называют себя "клубом мужчин, которые верят в Бога и хотят нести в общество свет знания". Эта организация считает себя единственной получившей официальное право на существование от зарубежных лож.

Преемственность - важное для масонов понятие, ведь они считают, что уже не одно тысячелетие хранят и передают "тайные знания".

В ВЛР сегодня входят 50 лож, по большей части московских. Впрочем, в России есть и другие масонские организации с иными уставами. Но они, в отличие от ВЛР, не имеют официального статуса "великой ложи" и являются, по сути, представительствами зарубежных масонских собраний.

"Сейчас в России примерно полторы тысячи масонов. Причем более тысячи из них являются регулярными, то есть состоят в Великой ложе России", - отмечает религиовед Дмитрий Педенко.

Большая часть действующих в России лож требует от своих кандидатов верить в Бога и бессмертие души. Однако это не значит, что нет масонов-атеистов. "Отличительной особенностью ряда так называемых нерегулярных масонских организаций является как раз то, что туда принимают не только верующих, но и атеистов. Однако количество таких лож в России незначительно и в них весьма мало участников. В связи этим распространена ситуация, когда членами двух нерегулярных организаций являются одни и те же лица", - подчеркивает эксперт.

"Приказали стать масоном"

"Масонство - это в первую очередь древний клуб добропорядочных людей", - заверяет политолог Вячеслав Смирнов, член Великой ложи России. На вопрос, что побудило его стать масоном, уклончиво отвечает: "Родина приказала".

В каждой ложе есть три градуса (степени. - Прим. ред.) посвящения - ученик, подмастерье, мастер-каменщик. Кроме того, существует еще множество различных градусов, однако, как утверждают в ложах, никакой высшей степени посвящения не существует, ведь масон масону брат.

Сам обряд инициации в градус сложен и символичен. Так, кандидата в "ученики" перед началом посвящения наполовину обнажают, завязывают ему глаза и оставляют на полчаса в "комнате размышлений". После этого его ведут в "храм", где совершается ряд различных символических действий: например, будущий масон торжественно клянется на священной книге своей религии (чаще всего это Библия. - Прим. ред.).

"Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что усиливает впечатления кандидата", - утверждают на одном из масонских форумов.

В конце обряда мастер-каменщик призывает членов ложи помогать новичку в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту им поможет. Именно помощь ближнему, братская любовь и приверженность истине являются главными принципами масонства. Сами масоны формулируют свое призвание так: "сделать хорошего человека лучше". При этом сами масоны зачастую не могут ответить, как замысловатые ритуалы вместе с требованием понимать огромное количество абстрактных терминов реально способствуют этому.

В свою очередь, Павел утверждает, что чем выше градус, тем больше придется заплатить за посвящение. Кроме того, согласно уже официальной информации на сайте ВЛР, масоны делают ежегодные взносы.

Почему-то принято считать, что во время своих ритуалов масоны занимаются сексом. "Масонов часто путают с телемитами. Вот те - настоящие маргиналы, у них посвящают через секс. Один мой знакомый телемит рассказывал, что к ним на обряды в Москве даже приезжал какой-то магистр из США", - говорит Павел. Телемиты являются последователями учения знаменитого английского мистика Алистера Кроули, которое выражается в принципе: "делай, что изволишь, да будет то законом".

"Своих не выдаем"

В масонских ложах есть несколько правил анонимности. Так, любой член братства может заявить о своей принадлежности к масонству без предварительного согласования с собратьями. Но выдавать других нельзя.

"При встрече с российским членом братства знаки подавать смысла нет - все и так друг друга знают, по крайней мере, меня уж точно. Если я кого-то не знаю, знакомые представят. А для иностранных братьев существуют рекомендательные письма с печатями или электронные письма от их юрисдикций с фотографией и рекомендацией к общению", - объясняет Вячеслав Смирнов.

Однако в начале 2010-х российское масонство все-таки потряс "разоблачительный" скандал: кто-то опубликовал в Сети списки действительных членов ложи. Это дало новую пищу различного рода конспирологическим теориям о том, что масоны сначала развалили СССР, а затем прочно засели в Кремле. "Виновного нашли быстро и заставили все удалить. Там (в списке. - Прим. ред.) были даже какие-то чиновники и менеджеры известных компаний", - рассказывает Павел.

Впрочем, в последние годы масонские ряды, по его словам, редеют. "Скажем так, ожидания не совпадают с реальностью: многие видят, что довольно скучно быть масоном. Да и не любят их у нас", - заключает он.

Предыстория. Считается, что первая смешанная ложа появилась в Гааге в 1751 году, однако есть версия, правда, до сих пор ничем не подтвержденная, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов Древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож. Существует доказательство, что некоторые женщины были в состоянии получить мастерство в различных корпорациях еще до возникновения спекулятивного масонства. Это, например, могло случиться при смерти мужа-масона. Об этом свидетельствует, в частности книга торгов Парижа (1268), Устав Гильдии плотников в Норвиче (1375).

Первой женщиной - масоном была г-жа Олдворт из Ньюмаркет, графство Корк в Ирландии . Родилась она в 1713 году, ее отец и братья были членами аристократической масонской ложи. В 1732 году, в то время как отец Doncraile, его почтенный брат, организовали свои работы дома, молодая женщина сделала дыру в стене и ей удалось наблюдать заседание. Будучи пойманой, ее поведние привело к двухчасовым дебатам братьев, после чего было принято решение предложить ей выбор между инициированием и смертью. Она приняла инициирование и оставалась активным членом вплоть до своей смерти в возрасте 95 лет.

Итак, с первыми попытками приема в ложу женщин появилось новое движение, - адоптивное или совместное масонство, но так называемые регулярные ложи, то есть ложи, учрежденные под эгидой какой-​либо из великих юрисдикций мира и следующие букве изначальных уставов (ее члены признают существование Великого Архитектора Вселенной, не обсуждают на собраниях вопросы, касающиеся религии и политики, и проводят торжественные ритуальные работы при открытой Книге Священного Закона), до сих пор отказывают женщинам в праве приема.

Как бы то ни было, наиболее заметными в Европе среди подобных лож стали французские, весьма активно действовавшие в период с 1770-х по 1780-е годы. Надо, однако, сказать, что по «Конституции» Андерсена от 1723 года женщин категорически запрещалось принимать в масоны. Этот запрет вовсю действовал в Великобритании и в британских колониях в Америке (до обретения ею независимости, после чего Америка по числу «женских» лож быстро обогнала Европу), но континентальная Европа его нарушала. Адоптивные ложи давали дамам возможность общаться в кругу своих единомышленниц, разделявших просветительские и филантропические идеалы, молиться Великому Архитектору Вселенной - Богу масонов и ньютоновской науки, придумывать ритуалы и произносить речи. Главной фигурой на женских масонских церемониях была «королева амазонок». В окружении «сестер», наделенных военными званиями, «королева» совершала обряды инициации не только женщин, но и мужчин. Катехизисы адоптивных лож призывали женщин сопротивляться несправедливой власти мужчин, сбросить с себя их иго, подчинить отношения в семье своей воле и распоряжаться частной собственностью на равных с мужьями правах. На одной из церемоний «королева» вопрошала «великого патриарха», на каком основании мужчины считают себя собственниками и хозяевами женщин, а затем требовала, чтобы «сестры» освободились от этого рабства и относились к мужчинам, которые не примут их свободы, как к тиранам. Таким образом, в 1780-е годы французские масонские ложи способствовали если не эмансипации, то значительному прогрессу в отношениях между мужчинами и женщинами. Поэтому неверно было бы думать, что француженки приобщались к Просвещению только в собственных гостиных или в частных парижских салонах, - нет, этот процесс происходил и в адоптивных ложах. Здесь сам собой возникает естественный вопрос: какую роль играла или играет женщина в системе масонства?

Разумеется, здесь роль женщины та же, что и в любой политической системе, - любым способом выведать или получить от мужчины нужную для организации информацию, передать сообщение, наладить связи, создать почву для дальнейшего манипулирования субъектом в нужном ключе и тому подобное, короче - работать в интересах хозяев, или Мастеров, ложи. Иными словами, женщина является своеобразным орудием для достижения целей масонских организаций, той незаметной «подосновой» айсберга, которая позволяет ему двигаться к своей цели.

Исторической вехой в женском масонстве стал 1774 г., когда Великий Восток стал независимой федерацией масонских лож, в том числе и адаптивных лож, получивших в рамках конфедерации официальный статус и признание. Подобные ложи, по-прежнему имевшие те же имена, что их мужские двойники, быстро распространились по всей стране. Они были очень разнообразны, а некоторые из них, особенно парижские, приобрели значительный авторитет и престиж. В частности, Адаптивная Ложа «Девять Сестер» была женской группой, активно поддерживающейся мужской Ложей, в которой в 1778 году был посвящен Вольтер. Еще одна La Candeur, (Чистосердечие), созданная в 1775 году была настолько активна и знаменита, что вскоре затмила своего мужского «двойника» — мужскую Ложу, которая ее создала. Такая ситуация, правда, явилась причиной быстрого ограничения ее самостоятельности. Деятельность подобных лож сильно различалась, но в основном тяготела к филантропическим целям. Впрочем, различные события время от времени заставляли их членов все более и более интересоваться обществом и процессами, происходящими в нем.

Временем официального рождения либерального масонства можно считать вторую половину XIX века, когда произошло несколько событий, не имевших прецедентов до этого в масонском мире. Французская революция отменила все ложи, как адаптивные, так и мужские. После окончания революции, в период Империи, адаптивное масонство, как и масонство в целом было восстановлено и продолжало развиваться, несмотря на все превратности XIX века. Впрочем, уже без того романтического ореола, которым обладало прежде. Оно утеряло свое новаторство и мятежный дух и превратилось в инструмент власти, собирая преданную Бонапарту элиту вокруг нескольких известных фигур, таких как Жозефина де Богарне и Каролин Бонапарте. Адаптивное масонство стало престижным знаком для почти тридцати лож, большее количество которых находились в Париже. Большинство членов этих адаптивных лож не интересовались теперь проблемами общества, а занимались поверхностными вопросами.

С 1870 года появились первые посвященные женщины и в ложах устава Мемфис. Великий Восток Франции, возникший в 1773 году , является одной из старейших Великих Лож во Франции. Это самое крупное французское послушание. В ВВФ работают по Французскому, Французскому Восстановленному, Древнему и Принятому Шотландскому, Шотландскому Строгому Уставам (ритуалам) и Уставу Мемфис-Мицраим . В 1774 году после введения Адоптивного Устава в ряде своих лож он издал указ разрешающий их использование, после чего Герцогиня Бурбонская была избрана первой Великой Мастерицей Франции.

В начале ХХ века Великая Ложа Франции помогла возродиться адаптивным ложам и приняла конституцию, регулирующую их функционирование. 29 мая 1901 года Le Libre Examen («Свобода совести»), первая из созданных лож, провела дискуссию на тему «Место женщины в обществе». Первой Великим Мастером (титул дающейся Досточтимому мастеру адаптивной ложи) стала М. Бертхольт. Она была преемницей Бланш Мюрат, которая перешла из мадридской Ложи «Свободный Восток» и была принята в «Свободу совести» вскоре после ее создания. Эта ложа стала первой ложей Великой женской ложи Франции и Б.Мюрат стала номером один в ее списках. «Новый Иерусалим» — вторая ложа, — инсталлированная Великой Шотландской символической ложей, вошла в состав Великой Ложи Франции 31 мая 1907 г. Несмотря на Первую мировую войну, женское масонство продолжало утверждаться. Еще девять лож были созданы между июлем 1923 и декабрем 1936. Таким образом, к 1936 году их стало 11.

В 1935 году в ходе Конгресса братья, члены Великой ложи Франции, без консультаций с сестрами решили дать адаптивным ложам полную автономию и помочь им создать чисто женскую Великую Ложу. Решение было выражено следующей фразой: «Конгресс доверяет нашим сестрам честь утверждения женского масонства вровень с нашим». Вероятно, еще не чувствуя в себе сил справиться с такой задачей, большинство сестер решили сохранить свое прежнее положение. В течение года они организовали и оформили Ежегодный конгресс адаптивных лож и Великий Секретариат из пяти человек. Анна-Мария Педено-Жантили была избрана единогласно и руководила всеми общими сессиями в течение двух лет. К несчастью, Вторая мировая война рассеяла женщин-масонок, многие из них оказались в концентрационных лагерях вместе с Братьями, другие приняли активное участие во Французском сопротивлении.

Если же говорить о статистике, то в середине XVIII века общая численность масонских лож составляла порядка 50 тысяч человек - включая как европейцев, так и американцев, но женщин среди них было буквально несколько сотен. К 1785 году число женщин-​масонов достигло примерно 1500 человек. И хотя большинство лож по-​прежнему придерживалось «канонического» устава и не допускало в свои ряды ни женщин, ни крестьян, ни рабочих, ни, уж тем более, рабов, тем не менее ложи в своем стремлении к равенству и достоинству, к независимости, свободе слова и веротерпимости были обращены в будущее, в царство прав человека и эгалитарных идеалов, в мир общечеловеческих равенства и братства, невзирая на половую, расовую и религиозную принадлежность. Естественно, с ходом времени и по мере установления принципов равноправия между полами число женских лож увеличивалось, в XX веке, особенно в конце, достигнув внушительного числа.

Наибольшее количество таких организаций ныне сосредоточено в США, стране, славящейся своими свободами, равноправием и возможностями для всех. Поэтому, говоря о женских ложах, мы имеем в виду прежде всего американские, которые, как и все американское, сегодня задают тон в женском масонском движении.
На данный момент в США насчитывается великое множество женских масонских организаций, но самыми влиятельными из них являются, пожалуй, следующие: «Орден восточной звезды» (2 500 000 членов и многочисленные филиалы во всем мире), «Белый храм Иерусалима» (ложа основана в 1894 году), «Пурпурный орден», «Дочери Нила», «Дочери Моканны», «Орден радуги» и «Дочери труда» (последние две ложи - молодежные, с преимущественным правом избрания в них девушек).

Самая именитая и влиятельная ложа, состоящая главным образом из женщин, - это «Орден восточной звезды». Ложа была основана в Нью-​Йорке 28 декабря 1868 года адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом. Несмотря на то что основателем ложи был мужчина, со временем, однако, ее ряды настолько пополнились женщинами-​масонами, что орден был признан преимущественно женским. Члены ложи должны быть старше 18 лет, иметь безупречную репутацию и быть квалифицированными мастерами (точнее - мастерицами) своего дела. Каждое отделение ложи состоит из 18 сановников (офицеров), большинство которых женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина. Однако если на этот пост отсутствует подходящая мужская кандидатура, то в роли Патрона может выступать и женщина.
В основе идеологии ложи - женские библейские образы. Тем не менее в организацию открыт доступ людям самых разных конфессий.

Эмблема ордена - пятиконечная звезда, олицетворяющая звезду Вифлеема. Орден в основном занимается образовательной и научной деятельностью, но уделяет много времени и благотворительным акциям. Что касается структуры современных женских лож (под словом «женский» мы имеем в виду смешанные ложи с преобладающим в них женским составом, потому как чисто женские ложи представляют собой не что иное, как феминистские клубы по интересам), то они по сложившей традиции имеют, как правило, три или четыре степени посвящения, а в их ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, отведать которое ее искусил Лукавый. Поэтому при возведении кандидатки во вторую степень ей задается вопрос: «Вы - наш товарищ?» Подразумевается, что на это последует ответ: «Мне известен запретный плод». Далее посвящаемая дает масонскую клятву: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь не снимать этой ночью подвязку ордена и никогда не выдавать тайны», - что подразумевает избегание каких-​либо любовных связей в будущем. Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, пропитан символикой Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи происходило не где-​нибудь, а в раю, когда Адам и Ева были невинны и не познали греха; что второе заседание состоялось в ковчеге Ноя во время потопа; что в третий раз заседали три ангела, посланные Богом к Аврааму; что четвертое заседание имело место в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью, а пятое было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Разумеется, ходит много версий и всякого рода «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов, но, судя по всему, каких-​либо строго установленных, идентичных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Есть лишь определенные императивы, или указания, которым должна следовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами либо мастерицами.

Одна из самых известных женщин-​масонов нашего времени - Элеонора Рузвельт, жена 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта, руководительница американского женского масонства, посвящавшая все свое время проблемам женщин. Вполне возможно, что возглавляемая ею ложа представляла собой некий феминистский клуб, где, скорее всего, обсуждалась дискриминация женщин в США и предпринимались посильные меры по ее смягчению, но при этом, однако, нельзя не отметить, что само наличие женщины в мире, и не только в масонском, придает ему новые специфические «вкус» и «изюминку», некую неординарность и своеобразную глубину. Так что, воистину, cherchez lafemme!

Великая Женская Ложа Франции (http://www.glff.org/internet/index.php) международная женская масонская организация, насчитывающая более 12 000 членов, объединенных в более 300 лож по всему миру. Как самостоятельная ВЛ работает с 1952 года. Исключает из своих принципов ландмарку о чисто мужском членстве в масонстве, признает право на свободу совести каждого, но, соответственно, светских характер современного общества в целом.

Ложи ВЖЛФ работают по нескольким уставам (ритуалам) — Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, Французским Уставам, Шотландскому Строгому Уставу. Великая Символическая Ложа Франции — эта ложа работает по Уставу Мемфис Мицраим , в котором посвящения проходят до 95 градуса. В ВСЛФ насчитывается около 1000 братьев и сестёр, и эта ВЛ является смешанной.

В 2007 году Великий Восток отклонил предложение Великого Мастера Жан-Мишеля Килардета обсудить возможность членства в ложах женщин. Летний конвент (собрание представителей лож) 2010 года, после бурных дебатов и с перевесом всего в несколько голосов «за», позволил ложам проводить инициацию женщин.

- Для начала задам наивный, но главный вопрос, который терзает всех: кто такие масоны и чем они занимаются?

Масоны - это вполне обычные люди разных возрастов и профессий, которые вступили в братство с древней историей и красивыми ритуалами, чтобы пару раз в месяц собираться для обсуждения докладов на философские и прочие гуманитарные темы, а также заниматься совместными проектами в областях книгоиздания, благотворительности, ну и просто проводить время в обществе друг друга, наслаждаясь дружеским общением. Для вступления в ложу они прошли старинный ритуал посвящения, разработанный еще в начале XVIII века и с тех пор практически не менявшийся.

Главное занятие в ложах - обучение мыслить символами, осмыслять символы разных традиций, проникать в их смыслы и искать символические ключи в себе самих.

Когда масонство начало демонизироваться обществом? Откуда возникли легенды про связь масонства с эзотерикой, сатанизмом и мировым заговором?

Это всё очень разные вещи. Эзотерика - это вообще любые символы, учения, знания, виды деятельности, которые одна группа людей практикует или изучает в тайне от других групп людей. Оккультизм - это старинные тайные науки вроде алхимии и астрологии, или практики вроде спиритизма. Сатанизм - это вообще черт знает что, все называют этим словом разное. Но предположим, что это религиозное поклонение черту. Мировой заговор - это такая религия нашего времени, когда люди утратили веру в богов старинных церквей и стали верить в то, что миром управляют не боги, а такие же люди, как они сами, но только очень богатые и злые.

Масонство ко всему этому не относится никак, но в него всегда вступали люди, интересующиеся религией и оккультизмом, собиравшиеся за закрытыми дверями (то есть «эзотерически»), вот их постоянно и подозревают в подготовке каких-то заговоров.

Любое правительство ненавидит, когда люди без его контроля собираются между собой и не отчитываются, что они там обсуждают. Никакая официальная церковь не любит, когда люди перестают нести в нее деньги и начинают обсуждать религиозные вопросы в своем закрытом клубе.

Поэтому испокон веков официальная пропаганда большинства стран работала против масонства, и до сих пор последствия этого доминируют в информационной сфере.

- Как вы сами относитесь к эзотерике?

Как к своеобразному мировоззрению, одному из путей развития человеческой мысли и нравственности. Ведь в обычном бытовом понимании эзотерика - это изучение тайн природы и человеческой души силами узкой группы заинтересованных соратников, которые не стремятся делать свои увлечения достоянием широкой общественности. Мне такая эзотерика близка и интересна. К старинным оккультным наукам и практикам я отношусь скорее как современный человек - с почтением, как к этапам в познании людьми мира и самих себя, но без особой веры в их истинность и действенность. Мне в этом плане ближе современная наука.


В конце концов, алхимия - это просто средневековая химия, а посвятительный ролевой ритуал с испытаниями водой и огнем - это просто средневековая психотерапия с расстановками и шоковыми элементами.

По специальности я историк, и более всего я в современности ценю ее преемственность относительно прошлого, логичность и знание своих истоков. Поэтому любить науку и не любить эзотерику, почитать религию и презирать эзотерику странно и глупо, ведь всё это - этапы формирования человеческого мировоззрения, элементы его сложной духовной жизни.

- Как можно вступить в масонскую организацию? Какие существуют ограничения?

В наше время вступить в масонство и легко, и сложно одновременно. Практически все масонские организации имеют сайты в интернете, куда можно отправить заявку с указанием номера телефона.

Стать масоном в большинстве послушаний может любой человек старше 21 года, который верит в Бога и бессмертие души, стремится к духовному росту и готов тратить на организацию время (1–2 вечера в месяц) и деньги (взносы от 3 до 10 тысяч в год).

Критерии могут различаться. В России женщин принимают только в три масонские организации из восьми существующих. В две из восьми принимают неверующих. Но в целом после ознакомления с сайтами разных лож каждый может найти себе то, что подходит больше всего.

- В какие именно ложи может вступить женщина, желающая стать масоном?

Это Великая символическая ложа России устава Мемфиса-Мицраима, орден «Право человека» и ложи Великого Востока Франции. А в группу Великой женской ложи Франции принимают только женщин. Критерии приема остаются везде теми же, что и для мужчин.

- Нет ли снисходительного отношения к женщинам даже в смешанных ложах?

Нет, они совершенно равноправны, занимают такие же офицерские посты, как мужчины, наравне с мужчинами занимаются всеми видами деятельности. Говорят, что атмосфера в смешанных ложах гармоничнее и спокойнее, чем в ложах «однополых», и я сам могу это подтвердить.


- Не порицает ли братство романтические отношения между членами смешанной ложи? Или таких случаев не было?

В принципе это не поощряется, потому что ложа - не клуб знакомств, а место духовного поиска. Но люди есть люди, причем их свобода является обязательным условием приема: человек должен несколько раз во время ритуала посвящения подтвердить, что действует по своей доброй воле и без принуждения. Ну а как принять свободного человека и начинать его ограничивать в личной жизни? Поэтому, конечно, пары и образуются, и распадаются, и бывает, что масоны приводят в ложу за собой спутников или спутниц жизни. По неписаным законам, рекомендуется их разводить по разным ложам, чтобы личные отношения не мешали братско-сестринским. Но на деле это соблюдается редко, разве что при распаде пар такое бывает чаще.

- За что могут изгнать из масонского общества?

Сразу исключаются все осужденные по уголовным статьям обычным судом. Отчисляются за постоянную неуплату взносов и отсутствие в ложе без уважительных причин в течение долгого времени. В случае серьезных нарушений масонских законов: разглашение имен других масонов, внесение раздоров в ложу, финансовая нечистоплотность и т. п. - собирают особый масонский суд чести из авторитетных братьев и/или сестер и тоже могут принять решение об изгнании.

- Имеет ли для братства значение род деятельности будущего масона?

Никакого. В масонство принимают представителей всех профессий и образов жизни. Главное - соответствие масонским критериям отбора кандидатов и согласие всех членов ложи принять его или ее к себе в компанию.

Как вы считаете - почему вокруг масонства до сих пор полно предрассудков и неверных суждений, хотя информация находится в открытом доступе, и немало масонов открыто к общению?

Известно пушкинское выражение: «Мы ленивы и нелюбопытны». Это действительно так. Люди не любят, когда им ломают стереотипы. Им неинтересно узнавать новое. Если кто-то увлекается темой масонства (да и любой другой темой), он узнает реальное положение вещей. В наше время это дело пяти минут. Ну а если это человеку не важно, не нужно, не интересно, то какая ему разница? Как говорил Сет из «От заката до рассвета»: «Да живи ты двести лет - или сдохни завтра. Мне пофигу».

- Правда ли, что главная тайна масонства состоит в том, что никакой тайны нет?

Это всегда было так. Первые публикации в открытой печати масонских ритуалов появились в первые же годы существования масонства в Англии. Сейчас любой, даже некогда самый тайный, масонский текст можно за пару кликов найти в интернете. Но примечательно, что вообще само представление о том, что масонство хранит какие-то «тайны», создали не масоны, а антимасонские пропагандисты. Сами масоны про это никогда не говорили, но подчеркивали, что пускают к себе только тех, кого считают подходящими лично им. То есть масонство - не тайное, а просто закрытое общество.

Снаружи закрытость, конечно, воспринимается со злобой и провоцирует на мысли о тайнах. Тайна подразумевает какой-то контент: недоступные другим знания, умения, сведения. Но в масонстве этого нет.

Есть уникальный способ нравственного совершенствования: старинный способ развития души и ума, ну, как физзарядка развивает тело. Однако узнать его можно только в процессе масонской работы, следовательно, проникнуть в эту тайну (если считать этот метод тайной) можно, только став настоящим масоном, то есть по законному праву, а «выкрасть» эту тайну невозможно, потому что она нигде не записана и не поддается описанию вообще. Ее можно только прожить. Официально масонской тайной считаются опознавательные знаки и пароли, но они уже тоже сотни раз обнародовались в прессе.


- Какую литературу о масонстве вы посоветовали бы?

Те, кому интересна тема масонства, могут купить или скачать бесплатно мои книги «Коса и камень» и «Масоны ответят», которые легко найти в сетевых библиотеках и магазинах. Я старался написать именно курс «ликбеза» для тех, кто хотел бы начать знакомство с темой, чтобы потом обратиться к более серьезной литературе. Впрочем, она в основном посвящена истории масонства (труды А.И. Серкова, Ю.Е. Кондакова, Р.Ф. Гоулда, А.Э. Уэйта и др.), а по философии, современной структуре, социальной роли масонства прочесть почти нечего. Можно порекомендовать лекционные курсы покойного Л.А. Мациха, обзорные сочинения по масонству Т. Дедопулоса, К. Макналти, Дж. Ридли, Т. Соколовской, Д. Смита и других. Ко мне еще можно зайти на страницу , чтобы в реальном времени задать любой вопрос и получить на него ответ.

Какова ситуация масонства в современной России? Сколько в настоящий момент действующих лож на территории РФ?

Масонству в современной России вот уже 25 лет, первая ложа после длительного перерыва была учреждена еще при СССР, в апреле 1991 года в Париже, а в России она впервые провела работы во время августовского путча, 20 августа 1991-го. С тех пор российское масонство развивалось довольно бурно, при этом охватывая довольно малое количество участников.

Численность российских лож была всегда невелика, но при этом к настоящему моменту в стране представлены все имеющиеся в мире типы масонства - организации всех мировых масонских союзов всех видов.

В стране есть четыре самостоятельные независимые организации, на равных сотрудничающие с организациями масонов других стран: Великая ложа России, Объединенная великая ложа России, Великий Восток народов России и Великая символическая ложа России и союзных стран, а также есть четыре местных отделения иностранных союзов: две ложи Великого Востока Франции, одна ложа Великой ложи Франции, одна ложа Международного смешанного масонского ордена «Право человека» и группа посвященных Великой женской ложи Франции, ожидающая открытия собственной ложи в России. Во всех послушаниях вместе при этом насчитывается не более тысячи человек.

Масонские группы в России, как и во всем мире, не обязательно дружат между собой и уж в любом случае не являются чем-то единым: это независимые отдельные организации, которые между собой либо дружат и ходят друг к другу на собрания, либо игнорируют друг друга, либо враждуют, - всё как у всех.

- Чем принципиально отличается нынешнее масонство от масонства, предположим, века девятнадцатого?

Принципиально - ничем. Те же ритуалы, те же облачения, архаичный язык, абсолютно те же нравственные основы братства, те же символы, те же виды деятельности, что и раньше, и всегда.

Меняются только внешние формы: свои доклады масоны в наше время зачитывают в ложе не с рукописи, а с планшета, отапливают свои храмы не жаровнями с углями, а газом и водой, а свечи у них теперь довольно часто электрические.

Фартуки им вышивают не жены вручную долгими ночами, а немецкие программируемые станки на китайской фабрике.

- Нужно ли масонам сохранять анонимность вне братства? Или это не является обязательным условием?

Нет, не нужно. Каждый масон имеет полное право рассказывать о своем членстве в братстве кому угодно. Но при этом ему строго запрещено раскрывать членство других людей без их согласия. Ну и поскольку любое публичное выступление масона воспринимается зрителями и читателями как выступление от имени масонства, желательно заранее уведомлять руководство ложи о таких выступлениях, если масону предлагают где-то выступить, хотя в любом случае никакой масон не имеет права говорить от имени всего братства в целом, но только высказывать свое личное мнение - это тоже старинный и строгий закон.

Как реагируют люди, когда узнают, что перед ними масон? Ведь для большинства масонство - это что-то сказочное и даже дьявольское, они представляют скорее подвалы с горящими свечами и жертвоприношениями, нежели благотворительную организацию.

Я очень давно не встречал людей, которые не знали бы меня заочно заранее, поэтому мне трудно судить о подобной реакции. Но помню, что раньше это вызывало недоверие или иронию. Люди, сколько ни пиши и ни говори о масонстве, все равно думают, что это нечто пыльное, старинное, из прошлых веков, в наше время не существующее или существующее, но «не настоящее», «ряженое». А между тем масонство каким было, таким и осталось, да и контингент в нем существенно не поменялся со временем. Враждебности, страха я никогда не видел в реале, - только на форумах и в соцсетях, но там вообще чего только не бывает.


Тут несколько факторов. Работа, связанная с круглосуточным присутствием в интернете и ежедневная возможность переключаться с нее на другие занятия, но тоже в Сети. Высокая скорость печати. Но главное, конечно, - природная склонность объяснять, отвечать на вопросы, делиться всем, что знаю или узнаю. Я, по всем признакам, должен был стать вузовским преподавателем, даже проработал им три года, но были девяностые, не сложилось. Ну а масонство знаменито тем, в частности, что способствует выявлению в любом человеке именно того дара, которым он может быть полезен братству. Я стал с возрастом неплохим популяризатором, вот и пользуюсь.

- Как можно вычислить масона? Есть ли у вас особый культурный код, свои фишки вне храма?

Большинство масонов в наше время гордятся своим членством в ложах, ну или им это просто прикольно.

Поэтому обычно не нужно никого «вычислять»: масоны очень часто носят в обычной жизни перстни, значки, галстуки, броши с легко узнаваемой масонской символикой.

Между собой, конечно, они обмениваются какими-то словечками и фразами для внутреннего употребления: цитатами из ритуала, сравнениями и примерами из жизни ложи, у них есть свои особые анекдоты, - ну как у любой социальной профессиональной группы, как у программистов, толкиенистов, врачей или геймеров.

Кстати, о храме: может ли посторонний человек каким-то образом распознать масонский храм? Насколько я понимаю, его цель - оставаться незаметным.

В России нет пока еще домов, которые строились бы как масонские храмы. Российские ложи собираются в арендованных помещениях, которые перестраиваются из подвалов, актовых залов, - а чаще они просто арендуют залы в гостиницах для проведения собраний, куда привозят свое оборудование в баулах и коробках, а потом увозят обратно. Поэтому отличить масонский храм от других помещений нельзя. Но если и когда в стране будут строиться особые масонские храмы, как в Европе и Америке, то тогда, как и там, по ним будут наверняка водить экскурсии для всех желающих. Масонский храм сам по себе не является тайной. В России адреса храмов не афишируют и сообщают только своим исключительно по причине неоднозначного отношения к масонству в обществе.

Много ли людей вступает в ложу исключительно из любопытства (что, насколько я знаю, строго запрещено)? Как быстро их разоблачают?

Некоторый процент таких людей определенно есть. Современный человек с парой извилин уже к 20 годам отлично умеет маскировать свои настоящие мысли, проходить собеседования при поступлении в вузы, при найме на работу, говорить то, что от него хотят слышать, - ну, и в результате человеческий фактор приводит к тому, что проводящие предварительные собеседования Мастера могут допустить к приему того, кто их вот так сумел обвести вокруг пальца. Но это не принесет такому человеку пользы. Он уже через пару собраний удовлетворит свое любопытство и уйдет, потому что масонство - это в основном скучно. Если не интересоваться им.

Уйти из ложи просто: достаточно написать заявление на имя ее руководителя. Отсев в течение первого года после приема обычно составляет около трети.

Сюда входят и «ведомые единым духом любопытства» (это действительно фраза из ритуала), и те, кто хотел править миром или научиться делать золото - и жестоко обломался, и не готовые платить за возможность обсуждать по выходным символику соборов или «пифагоровы штаны», и не желающие связывать себя обязательством ходить на собрания раз в месяц, и не увидевшие среди членов ложи президентов корпораций или депутатов Думы (хотя их предупреждали, что и не увидят), и так далее. Главная причина отсева - нереализованные ожидания, поэтому во время собеседований перед приемом кандидату важнее всего максимально честно и подробно обсудить с пришедшим к нему масоном всё, что он хотел бы узнать о братстве заранее. Просто чтобы никому не огорчаться потом.

Понятно, что каждый человек переживает разный опыт и развивается по-своему, но все же - что в широком смысле приобретет тот, кто решит вступить в масонскую ложу?

В наше время уже фактически завершен процесс атомизации общества, в первую очередь, из-за цифровой технологической революции и слома идеологических систем, которые все превратились в пародии на себя.

Либеральная демократия, социализм, фашизм, монархизм, анархизм, традиционная семья, традиционные церкви, профсоюзы, массовая культура, - они для современного человека уже все протухли, не работают, ничего не значат, распродались и превратились в свои противоположности, то есть перестали отличаться одна от другой.

Поэтому люди с минимумом работающих извилин в этот кризисный переходный период испытывают одиночество, тревогу, страх и очень нуждаются в семье, соратниках, единомышленниках, хотя не обязательно признаются себе в этом. Современный молодежный хипстерский идеал - нелюдимый, истеричный, «странный» и очень милый аутист - это же типичное проявление коллективного бессознательного, страха людей и потребности в людях. А идеал гопника - это его «банда», его «мамка и батя». В период позднего Средневековья, в эру тогдашнего технологического и общественного кризиса, эти образы были теми же самыми - христианский отшельник и вечно пьяный наемник.

Это я к чему? К тому, что именно тогда сложились ремесленные корпорации в том виде, в котором они смогли стать настоящей опорой для своих членов, служа центрами материальной и моральной поддержки им самим и их родственникам. Они избавили ремесленников и шире - вообще средний класс, тесно к ним примыкавший, - от окружавших опасностей. Когда в эти ремесленные гильдии в поисках такой же поддержки стали вступать купцы и интеллигенция, и появилось масонство, каким мы его знаем.

И в наши дни оно выполняет ту же самую функцию: оно предоставляет человеку круг единомышленников со сходными идеалами, интересами, уровнем культуры, и эти люди могут и будут оказывать помощь в духовном и интеллектуальном развитии, по-дружески поддерживать, помогать в делах - того же ожидая и в ответ. И все вместе они могут делать что-то радующее и их самих, и других (что тоже радует их самих). В наше время эта первичная задача масонства, по-моему, гораздо важнее обучения религиозным и эзотерическим мировым традициям, что тоже входит в его функции, но в наши дни уже вполне посильно человеку и без вступления куда-либо.