Отношение молодежи к образованию в современной россии. Примеры анкет, составленных студентами Отношение молодежи к сфере образования

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

по теме: Отношение студентов к образованию

Выполнила:

студентка

группы №7044

Маслова Татьяна Андреевна

Руководитель:

Страхова Ирина Борисовна

Новосибирск 2009


I. Методологический раздел

1. Описание научной проблемы.

Обоснование актуальности:

Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.

Студент - взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.

· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.

· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.

· Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.

Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).

2006-2007 2007-2008
Число высших учебных заведений - всего 1090 1108
в том числе:
государственных и
муниципальных
660 658
негосударственных 430 450
Численность студентов - всего, тыс. человек 7310 7461
в том числе в учебных заведениях:
государственных и муниципальных 6133 6208
очных 3251 3241
очно-заочных (вечерних) 291 280
заочных 2443 2532
экстернат 147 155
негосударственных 1177 1253
из них обучалось на отделениях:
очных 331 331
очно-заочных (вечерних) 81 72
заочных 753 835
экстернат 12 14
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек 514 525
в том числе государственных и муниципальных 431 437

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

2. Цель исследования

· Изучить отношение студентов к образованию.

3. Задачи исследования.

· Выявить потребность студентов в образовании.

· Определить место образования в системе ценностей студентов.

· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.

· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.

4. Объект исследования.

· Студенты.

5. Предмет исследования.

· Поведение студентов в отношении образования.

6. Интеграция основных понятий.

· Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

· Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».

· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.

7. Гипотеза.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.

Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

II. Методический раздел

Построение выборочной совокупности.

Генеральная совокупность: студенты Новосибирска.

Выборочная совокупность:

1 ступень – отбор крупных и престижных ВУЗов Новосибирска.

Это НГУЭиУ, НГУ, НГТУ.

2 ступень – отбор студентов по полу, курсу обучения, уровню успеваемости.


III. Организационный раздел

Связь потребности в образовании с потребностью в изменении социального статуса, то есть образование выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим личности определенный социальный статус, престиж в обществе, определенный уровень материальной обеспеченности.

Потребность в образовании органически переплетается и с потребностью в труде. Обе эти потребности взаимно дополняют друг друга: не существует внутренняя потребность в труде именно как первая жизненная потребность, если она органически не дополняется потребностью в овладении наукой, пополнении знаний, навыков и умений. С другой стороны, получение знаний требует их применения в практике, то есть в трудовой деятельности.

Потребность в образовании есть потребность в развитии и самовоспитании личности. И в данном случае она включает в себя познавательные потребности, образование – это не только процесс приобретения знаний, но и навыков и практических умений.

Отсюда следует, что перечисленные связи потребности в высшем образовании с другими потребностями вытекают из основополагающих функций высшей школы: социальной, профессиональной и общекультурной.

Сравнительные материалы социологических обследований позволяют увидеть, что среди ценностей, связанных с социальной функцией образования, наиболее значима для студентов получаемая в результате образования возможность своей работой приносить большую пользу людям. Эту точку зрения в 1995 году разделяло 75,8% опрошенных, в 2000 году - 78,6% и в 2002 году - 63,6%.

Значительно ниже была оценена возможность образования как средства достижения высокого положения в обществе и высокой материальной обеспеченности. Так, реальным достижение высокого социального статуса в 1995 году считало 22,4% опрошенных студентов, в 2000 - 34,3%, а в 2002 году эта цифра равнялась 30,3%. Добиться материальной обеспеченности считали возможным в 1995 году 14,9%, в 2000 – 40%, в 2002 году – 12,1% опрошенных.

При оценке студентами общекультурной функции образования, то есть образование дает возможность повысить свой общекультурный уровень, число давших положительный ответ в 1995 году было равно 73,1%. Однако в 2000 году эту точку зрения разделило уже 57%, а в 2002 42,4% опрошенных.

Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.

Общекультурная функция высшего образования во многом раскрывается в сфере студенческого досуга. Материалы проведенного обследования показали, что студенты в свободное время отдают предпочтение занятиям спортом, общению в кругу друзей и общению с любимым человеком. Такие занятия как: просмотр телепередач, прослушивание радио, музыкальных записей, посещение кинотеатра, а так же посещение театров, концертов, выставок, чтение художественной литературы не популярны в среде обследованных студентов. Для подтверждения сказанного отметим, что если в 1995 году посещение театров, концертов и чтение художественной литературы было любимым занятием для 22,2% опрошенных, то в 2000 году этот показатель был равным всего лишь 3,1%.

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное агентство образования

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

по теме: Отношение студентов к образованию

Выполнила:

студентка

группы №7044

Маслова Татьяна Андреевна

Руководитель:

Страхова Ирина Борисовна

Новосибирск 2009


I. Методологический раздел

1. Описание научной проблемы.

Обоснование актуальности:

Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.

Студент - взрослеющий человек, определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы определяют специфику менталитета студента и отличают его от других.

· Студенты будущая рабочая сила, общество заинтересовано в ее качестве. А высшие учебные заведения непосредственно выпускают специалистов.

· Важное место в мотивации студентов отдается надежда в перспективе найти хорошую работу. В наибольшей степени эта ориентация выражена у юристов, несколько меньше – у экономистов, у студентов других вузов этот показатель колеблется от 20% до 28%.

· Студенчество – это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, поэтому следует выявлять отношение студентов к образованию каждый год.

Высшие учебные заведения Российской Федерации (тысяч человек).

2006-2007 2007-2008
Число высших учебных заведений - всего 1090 1108
в том числе:
государственных и
муниципальных
660 658
негосударственных 430 450
Численность студентов - всего, тыс. человек 7310 7461
в том числе в учебных заведениях:
государственных и муниципальных 6133 6208
очных 3251 3241
очно-заочных (вечерних) 291 280
заочных 2443 2532
экстернат 147 155
негосударственных 1177 1253
из них обучалось на отделениях:
очных 331 331
очно-заочных (вечерних) 81 72
заочных 753 835
экстернат 12 14
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек 514 525
в том числе государственных и муниципальных 431 437

Распределение студенчества по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В данном исследовании 43% составляют юноши и 57% девушки: такова их доля в вузе в среднем. Естественно преобладание юношей в технических вузах и девушек среди будущих гуманитариев.

2. Цель исследования

· Изучить отношение студентов к образованию.

3. Задачи исследования.

· Выявить потребность студентов в образовании.

· Определить место образования в системе ценностей студентов.

· Изучить факторы социализации студентов в отношении образования.

· Дифференцировать студентов по отношению у образованию.

4. Объект исследования.

· Студенты.

5. Предмет исследования.

· Поведение студентов в отношении образования.

6. Интеграция основных понятий.

· Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.

· Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи».

· Рассматриваются проблемы лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.

7. Гипотеза.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций, с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, обладающую присущими только ей особенностями.

Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.

II. Методический раздел

Построение выборочной совокупности.

Генеральная совокупность: студенты Новосибирска.

Выборочная совокупность:

1 ступень – отбор крупных и престижных ВУЗов Новосибирска.

Это НГУЭиУ, НГУ, НГТУ.

2 ступень – отбор студентов по полу, курсу обучения, уровню успеваемости.


III. Организационный раздел

Связь потребности в образовании с потребностью в изменении социального статуса, то есть образование выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим личности определенный социальный статус, престиж в обществе, определенный уровень материальной обеспеченности.

Потребность в образовании органически переплетается и с потребностью в труде. Обе эти потребности взаимно дополняют друг друга: не существует внутренняя потребность в труде именно как первая жизненная потребность, если она органически не дополняется потребностью в овладении наукой, пополнении знаний, навыков и умений. С другой стороны, получение знаний требует их применения в практике, то есть в трудовой деятельности.

Потребность в образовании есть потребность в развитии и самовоспитании личности. И в данном случае она включает в себя познавательные потребности, образование – это не только процесс приобретения знаний, но и навыков и практических умений.

Отсюда следует, что перечисленные связи потребности в высшем образовании с другими потребностями вытекают из основополагающих функций высшей школы: социальной, профессиональной и общекультурной.

Сравнительные материалы социологических обследований позволяют увидеть, что среди ценностей, связанных с социальной функцией образования, наиболее значима для студентов получаемая в результате образования возможность своей работой приносить большую пользу людям. Эту точку зрения в 1995 году разделяло 75,8% опрошенных, в 2000 году - 78,6% и в 2002 году - 63,6%.

Значительно ниже была оценена возможность образования как средства достижения высокого положения в обществе и высокой материальной обеспеченности. Так, реальным достижение высокого социального статуса в 1995 году считало 22,4% опрошенных студентов, в 2000 - 34,3%, а в 2002 году эта цифра равнялась 30,3%. Добиться материальной обеспеченности считали возможным в 1995 году 14,9%, в 2000 – 40%, в 2002 году – 12,1% опрошенных.

При оценке студентами общекультурной функции образования, то есть образование дает возможность повысить свой общекультурный уровень, число давших положительный ответ в 1995 году было равно 73,1%. Однако в 2000 году эту точку зрения разделило уже 57%, а в 2002 42,4% опрошенных.

Профессиональная функция образования открывает возможности студентам заниматься интересной профессиональной деятельностью. От 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.

Общекультурная функция высшего образования во многом раскрывается в сфере студенческого досуга. Материалы проведенного обследования показали, что студенты в свободное время отдают предпочтение занятиям спортом, общению в кругу друзей и общению с любимым человеком. Такие занятия как: просмотр телепередач, прослушивание радио, музыкальных записей, посещение кинотеатра, а так же посещение театров, концертов, выставок, чтение художественной литературы не популярны в среде обследованных студентов. Для подтверждения сказанного отметим, что если в 1995 году посещение театров, концертов и чтение художественной литературы было любимым занятием для 22,2% опрошенных, то в 2000 году этот показатель был равным всего лишь 3,1%.

Ценностное отношение субъекта к высшему образованию обеспечивает превращение способности, готовности к обучению в действительный процесс обучения. Внутреннее условие возникновения у индивида потребности в образовании – наличие у него соответствующих условиям обучения в ВУЗе знаний, умений и навыков. По степени развития их можно судить об уровне развития потребности в образовании.

Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.

Более активная роль родителей в жизни студентов. Родители как никогда ранее опекают своих повзрослевших детей: сдают за них приемные документы, выторговывают льготы, заполняют регистрационные бланки и всячески опекают свое чадо, вмешиваясь в процесс обучения.

С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию и среднему специальному образованию приводит к тому, что собственные возможности, склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том, чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно в какой вуз поступать, лишь бы поступить».

Для социологии образования важно изучение и самой личности студента. Характер будущей профессии во многом определяет и поведение студента. Студентов в этом отношении можно разделить на 3 группы:

1) Студенты, ориентированные на образование, потому что оно дает возможность получить профессию. Они хотят работать именно по этой специальности, у них есть интерес к работе, стремление реализовать себя именно в ней.

2) Студенты, ориентированные на бизнес. Отношение к образованию у них уже другое - для них учеба выступает в качестве инструмента, возможной стартовой ступени.

3) Неопределившиеся. Все параметры их отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп.

Типы культуры, поведения и всего образа жизни студентов:

1) Коллегиалы - общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят на это много своего времени.

2) Профессионалы - для которых будущая работа, профессия - самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.

3) Академики - будущие преподаватели университетов.

4) Нонконформисты - аристократическая богема, золотая молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям.

Современным студентам характерно:

Потребительское отношение к жизни (немедленное удовлетворении своих желаний, наиболее выгодные сделки, склонность торговаться. Студенты полагают, что имеют право на получение товара (курсового зачета или даже диплома) уже просто потому, что оплатили обучение), склонность торговаться, ориентация на развлечение (представления о том, что обучение должно быть увлекательным, легким и доставлять удовольствие плохо сочетаются с усердием и кропотливым трудом, необходимыми для получения серьезного высшего образования, студенты хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий), несдержанность желаний, щепетильное отношение к личным потребностям, приспособляемость, высокая самооценка, они знают, чего хотят, недостаток воспитанности и отзывчивости, интеллектуальное равнодушие (для многих целью является вовсе не приобретение знаний – внимания удостаиваются лишь предметы, имеющие непосредственное отношение к будущим заработкам. Современная молодежь имеет доступ к небывало широкому объему информации, но не обладает способностью отличать важное от второстепенного. Они живо интересуются лишь тем, какой материал войдет в экзаменационные билеты и что потребуется, чтобы получить хорошую оценку), более активная роль родителей в их жизни, искушенность в технике (современные молодые люди прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других).

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что ВУЗ является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Социология молодежи

Ю.А. ЗУБОК, В.И. ЧУПРОВ

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ОБРАЗОВАНИЮ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ

ЗУБОК Юлия Альбертовна - доктор социологических наук, профессор, заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН (E-mail: [email protected]). ЧУПРОВ Владимир Ильич - доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник того же Института.

Аннотация. Подготовка высококвалифицированных кадров непосредственно связана с повышением качества образования молодежи. Однако в современном российском обществе обостряется противоречие между общественной потребностью в подготовке профессиональных кадров, отвечающих современным стандартам, и сформировавшимся в последние десятилетия отношением молодежи к образованию. Возможность преодоления этого противоречия рассматривается через изменение отношения молодежи к образованию как объекту социальной реальности.

Ключевые слова: молодёжь образование феноменология

Отношение к образованию в парадигме феноменологии знания. Специфика образования как феномена социальной реальности связана, с одной стороны, с его особой ролью в духовном производстве, а с другой, с его функцией "социального лифта", обеспечивающей восходящую мобильность в обществе. Производство как научного, так и обыденного знания способствует расширению возможностей познания социальной реальности. А обеспечение восходящей мобильности - качественному изменению социальных взаимодействий людей.

С позиций феноменологического подхода под термином "социальная реальность" понимается "вся совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью, среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракций" [Шюц, 1994]. То есть социальная реальность рассматривается не как объективные условия бытия, а как знания людей об этих условиях, приобретенные в процессе повседневных взаимодействий, делается упор на повседневное знание, как результат жизненного опыта.

Познание индивидом сущности того или иного объекта социальной реальности осуществляется во взаимодействии с другими людьми. Соответственно и отношение к образованию со стороны индивида также является функцией социальных взаимодействий. Это объясняется, прежде всего, тем, что все многообразие внутренних и внешних связей, опосредующих феномен образования, не может быть охвачено индивидуальным сознанием иначе как через восприятие этих связей во взаимодействии с другими. Субъективное отношение к образованию возникает в сравнении (оценке) его характеристик, опосредованных сознанием других людей.

Это могут быть базовые характеристики отношения к образованию, отражающие понимание его роли и функций в социальной жизни общества, влияние на жизнедеятельность различных социальных групп (базовый аспект отношения). Формирование базового аспекта - продукт исторически обусловленного развития общества. Базовые характеристики могут преломляться и трансформироваться в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности, под влиянием потребностей и интересов, возникающих в разных жизненных ситуациях. Тогда отношение к ним приобретает социально-ситуационный (конъюнктурный) характер [Романович, 2009:16]. Оба аспекта взаимосвязаны и результируются в целостной форме.

В процессе "интерсубъективных взаимодействий" (термин Э. Гуссерля) знание о конкретных характеристиках образования как субъективной реальности редуцируется в систему значений, смыслов. По мере их осознания в соотношении с потребностями и интересами, они приобретают ценностную форму. Таким образом, отношение к образованию (значение, смысл, ценность) для молодого человека и определяет его поведение в этой сфере, его становление как специалиста.

Эффективность подготовки и дальнейшего использования квалифицированных кадров оценивается на эмпирическом уровне посредством показателей соответствия приобретенной специальности фактически выполняемой работе, ценности знаний и ценности труда, гармонизации этих ценностей в профессиональной деятельности.

Базовые характеристики отношения молодежи к образованию. В базовых характеристиках отражается осознание молодыми людьми сущности и социальных функций образования в конкретных условиях общества, а также изменений в системе образования. Отношение к нему выражается в ценностных ориентациях и в направленности социального поведения, что объективируется в достигнутом уровне образования. Поэтому социальными показателями базовых характеристик отношения являются: уровень образования и его динамика, изменение ценностей образования (когнитивных и ценностей самого образования).

На основе результатов исследований1, уровень образования молодежи (законченное образование на момент исследования) изменялся следующим образом (табл. 1). В 2011 г., по сравнению с 2002 г., существенно снизилась доля молодежи, имеющей незаконченное среднее образование, возросла численность молодых людей, получивших среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Следует отметить, что возросло количество молодёжи, выбирающей среднее специальное образование (в 1997 г. доля таковой составляла 29,4%). Тем самым обеспечивается и качественный рост контингента абитуриентов высших учебных заведений. Заметна тенденция "омолаживания" группы, получающей высшей образование: в два раза чаще его приобретают люди в возрасте до 24 лет. Это отчасти связано с мерами по отсрочке студентов от службы в армии. Причем от этого выиграла и армия, получив возможность расширить в своих рядах контингент молодых людей с высшим образованием.

Позитивная направленность выявленной тенденции особенно заметна на фоне образовательной структуры в других возрастных группах. Как следует из табл. 2, уровень образования, достигнутый нынешним молодым поколением к 29 годам, позволяет рассматривать его как значительный потенциал роста квалифицированных кадров в стране. Нынешнее поколение молодежи выгодно отличается от предыдущих, каждый четвертый в возрасте 25-29 лет (23,5%) продолжает учебу в среднеспециальных учебных заведениях, а 58,8% - в вузах.

1 Здесь и далее используются результаты исследования, проведенного отделом социологии молодежи ИСПИ РАН в 2011 г. на основе половозрастных квот, репрезентирующих российское население с учетом региональных особенностей в 6б населенных пунктах в 13 субъектах Российской Федерации, N = 1301. Опрос проводился методом личного интервью. Для сравнительного анализа использовались данные исследований, проведенных по репрезентативной для молодежи - в возрасте 15-29 лет - выборке в 12 регионах РФ в 2002 г. N = 2012.; в 2006 г. N = 2500; в 2008 г. N = 730. Руководители исследований проф. В.И. Чупров и проф. Ю.А. Зубок.

Изменение уровня образования молодежи в 2002-2011 гг. по возрастным группам

(в % к опрошенным)

Уровень образования 2002 2006 2011

18-24 25-29 18-24 25-29 18-24 25-29

Неполное среднее (до 8,6 5,6 8,8 8,5 4,4 0,7

Полное среднее 41,1 19,7 37,3 15,5 34,4 13,6

Среднее специальное 32,1 46,1 35,6 39,8 36,1 48,6

Высшее и незаконч. 18,2 28,3 18,3 35,6 24,6 36,4

Другие виды 0 0,3 0 0,6 0,5 0,7

Таблица 2

Уровень образования по возрастным группам, 2011 г.

(в % к опрошенным)

Уровень образования

Возраст Неполн. Полное Среднее Высшее, Ученая

средн. среднее специальное высшее степень

18-24 4,4 34,4 36,1 24,6

25-29 0,7 13,6 48,6 36,4 0,7

30-39 3,4 14 47,9 33,9 0,8

40-49 3 12,3 53 31 0,8

50-59 5,6 19,7 53,6 20,2 0,9

60 и старше 23,1 18,7 44,3 13,6 0,4

Если в 2002 г. обучались в вузах 39,5% молодых людей, проживающих в областных центрах, 10,8% - проживающих в городах районного значения и 7% - в сельской местности, то в 2011 г. 28% проживают в областных центрах, 45% - в районных и 26,9% - на селе. Как видно, доля студенческой молодежи среди жителей областных центров заметно снизилась, скорее всего, из-за поступления в московские вузы, но при этом она в 4 раза возросла среди молодежи, проживающей в малых городах и в сельской местности. В данной тенденции, во-первых, проявилась устойчивая установка этой части молодежи на высшее образование как способ преодоления рутины сельской жизни; во-вторых, влияние ЕГЭ, существенно расширившее возможности поступления в вузы молодых людей из "глубинки".

Однако уровень образования лишь косвенно свидетельствует о его качестве. Многое в процессе подготовки высококвалифицированных кадров зависит от ценностной составляющей базовых характеристик отношения молодых людей к образованию. Качество образования в значительной мере определяется мотивами его приобретения, тем, какое место в них занимают ценности образования и приобретаемого знания.

Распределение ответов на вопрос "В чем для Вас смысл образования?" позволяет сделать вывод об отношении к нему как к терминальной либо инструментальной ценности. Терминальная ценность образования определялась набором следующих смысловых значений: развитие способностей, потребность в познании, общая культура. По этим смысловым значениям в 2011 г. в возрастной группе 18-24-летних отношение к образованию как к терминальной ценности оказалось на уровне 41%, а в группе 25-29 летних - 36,4%. Для сравнения, в 2002 г. среди 25-29-летних её значение было

выше - 59,4%, т.е. отмечается тенденция снижения доли терминальных ценностей. Инструментальные ценности, характеризующие отношение к образованию как средству достижения других целей, составили в 2011 г. в группе 18-24-летних - 59%, а в группе 25-29-летних - 63,6%. Можно констатировать, что с возрастом повышается уровень инструментальных ценностей образования; на фоне постоянной инструмен-тализации образования, отмечаемой в постсоветский период [Чупров, Зубок, 1997: 120-125; Чупров и др., 2009; Горшков, Шереги, 2010; Константиновский и др., 2011], в 2011 г. произошел резкий скачок в данной тенденции. Подобный "всплеск" свидетельствует о наличии влиятельного негативного фактора, связанного, по всей видимости, с очередным этапом модернизации системы об

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

ЗУБОК ЮЛИЯ АЛЬБЕРТОВНА, ЧУПРОВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ - 2012 г.

Аннотация

Статья посвящена одному из важнейших ресурсов инновационного развития нашего общества – мотивации молодежи к образованию, ее устремленности в учебные заведения. Анализ осуществляется на материалах проекта «Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации». Представлены данные о том, какое образование молодые люди считают необходимым для жизненного успеха, какой уровень образования они предпочитают; рассмотрена мотивация предпочтения уровня образования и учебных заведений. Обсуждаются представления молодежи о мире профессий: о престижности, общественной значимости и прибыльности различных занятий; анализируется соотношение оценок по этим критериям. Приводятся результаты изучения выбора будущей профессии молодыми людьми, оканчивающими школу; описаны и проанализированы мотивы выбора. Анализируются данные об уверенности в правильности выбора профессии и отсутствие решения относительно будущего у значительной части выпускников школ. Показана дифференциация предпочтений уровня образования, оценок профессий и выбора дальнейшего пути молодежью из поселений с разным уровнем урбанизации, а также в зависимости от статуса семьи. В заключение обращается внимание на значимость ориентации молодежи на получение образования. Массовая устремленность к высокому уровню образования приобретает огромную ценность в современном мире.

Ключевые слова:

образование рынок труда молодежь выбор профессии социальное поведение образовательные и профессиональные траектории education labor youth choice of profession career choice social behavior educational and professional trajectories

Рубрики:

Социология образования
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
  • D. L. Konstantinovskii & E. S. Popova (2016) Youth, the Labor Market, and the Expansion of Higher Education. Sociological Research 55:4, 245-261.

  • Наследие профессора Шубкина // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 261 - 278.