Основные правила поведения в школе « Школьный этикет». Правила поведения в школе. Полезные советы и рекомендации для учащихся Школьная этика

Иванова Екатерина

Изучена история возникновения этикета. Выявлено, из чего состоит школьный этикет. Определены основные правила школьного этикета. Создана памятка для учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Приложение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА п. ЛЫХМА»

Проект в номинации «Первые шаги»

Тема проекта:

«Школьный этикет»

Иванова Екатерина Сергеевна

Класс 1

Научный руководитель проекта:

Постнова Светлана Юрьевна

Место работы: МОСШ п.Лыхма

Должность: учитель начальных классов

п. Лыхма

2013 год

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I. Школьный этикет…………………………………………………………...4 - 8

  1. История возникновения этикета………………………………………….……4
  2. Из чего состоит школьный этикет……………………………………………..4
  3. Правила школьного этикета…………………………………………………5 - 8

Глава II. Мои исследования………………………………………………………...9 - 10

Заключение……………………………………………………………………………...11

Литература………………………………………………………………………………12

Приложение………………………………………………………………………...13 - 20

ВВЕДЕНИЕ

Мы стали школьниками. Учимся в первом классе и уже многое узнали, в том числе и о правилах поведения в школе. Но нередко можно увидеть, как мои одноклассники ссорятся, обзывают и обижают друг друга, дерутся. Мы понимаем, что это неправильно. Как же должны общаться дети, чтобы не поссориться? Что такое вежливость и хороший тон? От чего зависит воспитанность человека?

Каждый из нас хочет иметь верных друзей, быть всегда желанным гостем и всеобщим любимцем. А для этого нужно знать и выполнять правила этикета, в том числе школьного.

Проблема заключается в том, что школьники младших классов еще плохо знают школьный этикет и не всегда выполняют его правила, что приводит к ссорам и обидам.

Цель работы: выяснить, что такое школьный этикет.

Задачи:

  1. изучить литературу и другие информационные источники об этикете;
  2. определить составляющие школьного этикета;
  3. провести тестирование и анкетирование одноклассников;
  4. составить памятку правил школьного этикета для младших школьников.

Объект исследования – взаимоотношения между людьми, предмет исследования – школьный этикет.

Гипотеза: зная правила школьного этикета, можно разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям.

В процессе исследования использовались следующие методы : анализ литературы и других информационных источников, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Работа над проектом включает следующие этапы :

1) Подготовительный (декабрь) :

Поиск информации в Интернете и других источниках;

2) Основной (январь):

- анализ полученной информации;

Наблюдение за поведением одноклассников;

Тестирование;

Анкетирование;

Подготовка к презентации проекта.

3) Заключительный (февраль):

Презентация проекта на школьной научно-практической конференции.

Предполагаемый результат работы над проектом:

  1. Расширение и углубление знаний о школьном этикете.
  2. Составление памятки правил школьного этикета для младших школьников.
  3. Создание презентации на тему «Школьный этикет».

По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения, презентации.

ГЛАВА I. Школьный этикет

  1. История возникновения этикета

Слово «этикет», в переводе с французского, обозначает ярлык, этикетка, порядок

проведения какой-то церемонии.

Этикет - это нормы и правила о должном поведении людей в обществе.

Слово “этикет” впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика XIV (1638-1715 г.г.), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.

В эпоху королевской власти законы этикета связывали больше, чем статьи конституции. Это было очень давно, но отсутствие культуры поведения и сегодня ведет к дополнительным проблемам, неприятностям, создает сложности в жизни.

Первый сборник правил поведения человека появился в Древнем Египте . В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома. Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.

В России написанные правила вежливости появились во времена Петра 1, русского царя. Они назывались “Юности честное зерцало” (Приложение 1) .

Правила этикета необходимы и в современном мире, они помогают разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. По мнению психологов, удачная карьера человека на 85% зависит от умения общаться и только на 15% – от профессиональных знаний. Данный факт доказывает, что невозможно добиться успеха, если не соблюдать этикет и пренебрегать законами делового взаимодействия.

1.2. Из чего состоит школьный этикет

Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого, помнить про свои ученические обязанности.

Существуют различные виды этикета: речевой этикет, этикет телефонного

разговора, этикет поведения в общественных местах, столовый этикет, гостевой этикет, семейный этикет, этикет в тяжелых жизненных ситуациях.

Школьный этикет мы можем отнести к этикету поведения в общественных местах.

Школьный этикет включает в себя внешний вид (опрятность в одежде, внешний вид учебных принадлежностей, порядок на рабочем месте), манеру общения (речь), поведение в школе (на уроке, перемене, в столовой, в библиотеке), отношение к чужой собственности, взаимопомощь и дружбу (Приложение 2) .

Конечно, школа – дом родной для всех ребят,

Но, как известно, она ещё для нас с тобой,

Дружок, общественное место.

Здесь существует с давних лет особый школьный этикет.

И помнит каждый школьник пусть:

Он должен знать об этикете,

А первоклассник наизусть

Заучит пусть законы эти.

  1. Правила школьного этикета
  1. ВНЕШНИЙ ВИД. ПОРЯДОК

а) Внешний вид – наша визитная карточка

Лисичка в школу собиралась

И как для бала одевалась:

Наряд блестел, переливался -

Весь класс гурьбой смотреть сбежался:

Какое платье! Загляденье!

Да! Но при чём же здесь ученье?!

Ведь в школе всем учиться надо,

А не рассматривать наряды.

Здесь, чтоб не отвлекать друзей,

Носи одежду поскромней.

ПРАВИЛА:

  • Идя в школу, ученики должны выглядеть не только чисто и опрятно, но и скромно.
  • Школьную форму надо содержать в порядке. Она должна быть чистой и отглаженной. Форма для девочек – это светлая блузка, тёмная юбка или брюки. Для мальчиков – однотонная рубашка, брюки, пиджак.
  • Сменная обувь должна быть обязательно в любое время года.
  • Причёска должна соответствовать деловому стилю. Девочки не носят волосы распущенными, у мальчиков короткая стрижка.
  • На урок физкультуры надо ходить в спортивной форме и спортивной одежде.

б) Бережное отношение к школьному имуществу:

Волчонок в классе развлекался,

На стуле без конца качался,

На стенах мелом рисовал

И дверь ногою открывал,

Его ребята окружили,

Волчонку строго объяснили:

Нам школа – это дом второй,

Всему здесь учат нас с тобой,

И мы беречь её должны –

Нам хулиганы не нужны!

ПРАВИЛА:

  • не писать на партах и стенах;
  • не ломать мебель;
  • не раскрашивать стены, стенды, таблички и т.д.;
  • убирать за собой мусор, пользоваться урнами, как воспитанные люди;
  • не плевать на пол

в) Аккуратное обращение с учебными принадлежностями

Главный помощник в учёбе – учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты береги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай, не рви и не мни.

Славный учебник научит всему -

Будь благодарен за это ему!

ПРАВИЛА:

  • учебники и тетради должны быть обёрнуты;
  • складывать их надо аккуратно, не помяв листы;
  • на столе должен быть порядок
  1. МАНЕРА ОБЩЕНИЯ.

Разговор бывает разным. Он может быть деловым и дружеским, интересным и скучным, веселым и грустным, серьезным и шутливым, душевным и строгим. Но во всех случаях разговор или манера общения должна быть вежливой, доброжелательной. Итак, нужно уметь вести любой разговор.

В Древней Руси в 12 веке Владимир Мономах учил вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не осуждать речью, не много смеяться» (Приложение 1) .

ПРАВИЛА:

  • придя в школу, поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе, сказав каждому: «Здравствуйте!»; Обращаясь к одноклассникам, можно сказать: «Привет!», «Пока!»;
  • при обращении друг к другу надо быть вежливым, не грубить, не употреблять непристойных выражений;
  • обращаться друг к другу по имени;
  • улыбаться, не ходить с кислыми лицами;
  • не повышать голос и не кричать;
  • не говорить плохое о людях, которые тебя окружают;
  • уметь испытывать радость от успеха своего одноклассника;
  • уметь относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям своего одноклассника;
  • не быть навязчивыми в общении;
  • проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.

3. ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ.

а) Приход в школу

Володя Дёмин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идёт,

А он по лестнице ползёт,

У двери 5 минут вздыхает,

Всех от занятий отвлекает.

ПРАВИЛА:

  • приходить в школу за 15-20 минут до начала занятий;
  • заранее приготовиться к нужному предмету и спокойно ждать учителя;
  • нельзя прогуливать уроки;
  • нельзя пользоваться во время уроков телефонами и плеерами.

б) Поведение на уроке

Один совет ученикам:

Когда учитель входит к вам,

Пусть каждый ученик встаёт,

Чтоб оказать ему почёт.

Учитель скажет вам: «Садитесь!»

На место тихо опуститесь.

ПРАВИЛА:

  • если хочешь ответить, подними руку, не кричи и не вскакивай с места;
  • нельзя во время урока кушать и жевать жевательную резинку;
  • нельзя разговаривать во время урока с соседом по парте, смеяться, заниматься посторонними делами, мешать учителю проводить урок;
  • нужно уважать учителя.

Сидит за партою Лисица,

Но ей спокойно не сидится.

Она, то шубку поправляет,

То время на часах сверяет,

То обернётся посмотреть,

Вся извертелась, искрутилась

И ничему не научилась.

Вот потому-то, как Лисица,

Вам отвлекаться не годится.

в) Поведение на перемене

Носятся на перемене

Гриша с Федей, как олени.

Всех толкают, задевают

И кричать не забывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

ПРАВИЛА:

  • не бегать на перемене, расталкивая всех локтями,
  • не кричать;
  • нельзя обижать тех, кто младше и не стоит задирать старшеклассников.

г) Поведение в столовой

Надо помнить о правильном поведении в столовой, заходить в столовую в верхней одежде и с портфелем (рюкзаком) нельзя.

Звонок! Все дружною гурьбой

В столовую летят стрелой.

А здесь есть правила свои.

Запомни их и повтори!

Ешь аккуратно, не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши,

Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай,

Поел – и убери, друг мой,

Свою посуду за собой.

д) Поведение в библиотеке

ПРАВИЛА:

  • не входить в библиотеку в верхней одежде и с портфелем;
  • разговаривать тихо;
  • с книгами обращаться аккуратно;
  • сдавать книги вовремя.
  1. ЗАКОН О СОБСТВЕННОСТИ.
  • Личные вещи – это вещи, принадлежащие одному человеку.
  • Общие вещи – это вещи, принадлежащие группе людей.
  • Чужие вещи можно брать только с разрешения хозяина.
  • Нельзя передавать чужую личную вещь никому!
  • Материальную ответственность несет тот, кто взял чужую личную или общую вещь.
  1. ВЗАИМОПОМОЩЬ. ДРУЖБА.

Взаимопомощь - это проявление заботы о другом человеке. В классе мы должны выручать друг друга в трудных ситуациях, помогать друг другу, если что-то не получается.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то, кому-то

Поможет твоя доброта,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Главным в школьной жизни является умение дружить. Мы должны помнить ПРАВИЛА крепкой дружбы:

  • если товарищ попал в беду, помоги ему;
  • поделись с товарищем тем, что у тебя есть;
  • останови товарища, если он делает что-то плохое;
  • будь верен в дружбе.

ГЛАВА II. Мои исследования

Изучая школьный этикет, я нашла много детских стихотворений, сказок, интересных историй, которые в шутливой форме рассказывают о правилах поведения детей в школе (Приложение 3).

Оказывается, что нормы этикета отражены в пословицах и поговорках русского народа (Приложение 4)

Чтобы выяснить, знают ли мои одноклассники правила этикета, я провела анкетирование (Приложение 5).

Присутствовало 15 человек. Результаты анкетирования показали следующее:

Школьный этикет

Знаете

Не знаете

Хотите узнать

Соблюдаете всегда

Не всегда соблюдаете

Приход и уход из школы

12 чел.

3 чел.

10 чел.

5 чел.

Внешний вид

13 чел.

1 чел.

10 чел.

5 чел.

Деловое поведение на уроке

10 чел.

1 чел.

3 чел.

5 чел.

10 чел.

12 чел.

1 чел.

1 чел.

8 чел.

7 чел.

Поведение на перемене

10 чел.

4 чел.

5 чел.

10 чел.

Этикет движений

8 чел.

6 чел.

8 чел.

7 чел.

Правила поведения в столовой

12 чел.

2 чел.

6 чел.

9 чел.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что:

Большинство первоклассников знакомы с правилами поведения в школе (примерно 85 % учащихся);

Некоторые дети хотят подробнее познакомиться со школьным этикетом (примерно 22 % учащихся);

Трое учеников признались, что не знают отдельные правила школьного этикета (внешний вид, деловое поведение на уроке, содержание учебных вещей);

Часть детей соблюдают правила школьного этикета всегда (примерно 53 % учащихся);

Некоторые дети, хоть и знают эти правила, но соблюдают их не всегда (примерно 46 % учащихся).

В завершении своей работы я решила узнать, умеют ли мои одноклассники дружить. Для этого предложила ребятам выполнить тест «Умение дружить» (Приложение 6) .

Присутствовало в классе 15 человек. Результаты тестирования показали, что:

Умеют дружить 6 человек нашего класса;

Еще немного нужно поработать над собой, чтобы стать хорошим товарищем - 7 человек;

Серьезно задуматься над своим поведением стоит 2 первоклассникам.

Итак, проведя исследования, я поняла, что изучать школьный этикет необходимо.

В помощь ребятам по изучению правил школьного этикета была предложена памятка «Премудрости школьного этикета» (Приложение 7)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдая за нашими ребятами в течение работы над проектом, проведя анкетирование и тестирование по вопросам этикета, я сделала вывод, что, в целом, в нашем классе учатся неплохие ребята, но некоторым из них стоит изучить правила школьного этикета и стараться им следовать. Ведь правила школьного этикета учат дружбе, взаимопомощи, взаимоуважению, позволяют нам решать спорные вопросы, быть вежливыми и тактичными.

Надо помнить всем всегда:

«Вежливость всегда права!»

Итогом моей работы является памятка «Премудрости школьного этикета» и презентация на тему «Школьный этикет».

Считаю, что с помощью данного проекта можно изменить манеру общения школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель №7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
  • Марина Собе-Панек. Хорошие манеры «Планета детства». ЗАО «Премьера», 2000г.
  • Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., испр. И доп. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007. – 208 с.
  • Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:Школьная Пресса. 2002. – 112с.
  • Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204с.
  • Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа-Пресс. 1998. -186с.
  • http://www.google.ru/imglanding

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Людовик XIV Владимир Мономах

Пётр I «Юности честное зерцало»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Составляющие шкоьного этикета

Внешний вид учеников

Порядок в классе и школе

Манера общения

Поведение в школе

Дружба. Взаимопомощь

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Этикет в стихах, сказках, играх

Сидит за партою Лисица,

Но ей спокойно не сидится

Она, то шубку поправляет,

То время на часах сверяет,

То обернётся посмотреть,

Что пишет в дневнике Медведь.

Вся извертелась, искрутилась

И ничему не научилась.

Вот потому-то, как Лисица,

Вам отвлекаться не годится.

Учитель в классе – самый главный,

Он добрый друг, наставник славный,

И он научит вас всему,

Вам надо помогать ему.

Его не надо отвлекать-

Хихикать громко и болтать.

Ведь, если вы шалить начнете

И зря учителя прервете,

То он порядок наведет,

Но время даром пропадет!

И отвечайте на вопросы,

Когда он вас о чем-то спросит,

Уроки каждый день учите,

Чтобы доволен был учитель.

Каждый день в большом пакете

Бутерброды носит Петя.

И когда в один присест

Всё среди урока съест,

Принимается за жвачки.

Лучше бы решал задачки.

Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает,

Отвечать другим мешает.

Лена с Валей на уроке

Обсуждали рот и щёки

Рукавишниковой Аллы.

Всю себя разрисовала!-

Так две подружки хохотали,

Ответить никому не дали.

Весь урок Наташка с Лизкой

Пишут Владику записки:

С кем подружиться хочет он?

Потом кидают с двух сторон.

Учителя не слушал класс,

Следил за ними целый час.

«Да интересный был урок,-

Сказал Антону Игорёк.

При помощи простых зеркал

Да Винчи город защищал!»

Но промолчал в ответ Антон,

Он весь урок считал ворон.

Не хотят общаться с Сашей

Все ребята в школе нашей.

Он и к старшим пристаёт,

И ребят помладше бьёт.

Никому прохода Саша

В нашей школе не даёт.

Юра не пошел в коридор, а сидел за своей партой, читая какую-то книгу. Подошла Лена:

Юра, интересная у тебя книга?

Юра захлопнул книжку и ударил Лену по голове.

А тебе какое дело? Вот не будешь приставать с дурацкими вопросами.

Что вы думаете о поведении Юры? Как на его месте должен поступить воспитанный мальчик?

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то, кому-то

Поможет твоя доброта,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Аварская сказка.

Жила мать, растила сыновей. Повзрослев, отправились они в мир. И каждому она дала совет, как верного друга выбрать. Одному сказала: нарочно отстань в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай, догоню. Уедет, не предложит помощь – не товарищ он тебе.

Другому сказала: проголодаешься, достанешь лепешку, протянешь спутнику, чтобы делил. Возьмет себе большую часть лепешки, а меньшую отдаст – жаден, не иди с ним.

Во дворе и школьном классе,

Дома и когда в гостях,

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм:

Это жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Он всегда и всюду нужен,
На любой твоей тропе.

С этикетом если дружен,

Не окажешься в беде.

Надо помнить всем всегда:

«Вежливость всегда права!»

Игра

«Вежливо – невежливо»

Поздороваться при встрече

вежливо

Толкнуть, не извиниться

Невежливо

Помочь подняться, поднять упавшую вещь

вежливо

Кричать на уроке

невежливо

  • При покупке продавцу сказать спасибо

вежливо

  • Не уступить место пожилому человеку

невежливо

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Этикет в пословицах

1. Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.

2. Береги платье снову, а честь смолоду.

3. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

4. Мил тот гость, что недолго гостит.

5. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета «Знаешь ли ты школьный этикет?»

Школьный этикет

Знаете

Не знаете

Хотите узнать

Соблюдаете всегда

Не всегда соблюдаете

Приход и уход из школы

Внешний вид

Деловое поведение на уроке

Поведение на перемене

Этикет движений

Правила поведения в столовой

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Тест «Умение дружить»

  1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
  2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
  3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
  4. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?
  5. Если одноклассник попросил в чем-то помочь ему, ты согласишься?

/ да-1 балл/

Ключ к тесту:

4 - 5 баллов - ты хороший товарищ;

3 балла - ещё немного присмотрись к себе, у тебя все получится;

1-2 балла - все зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Памятка «Премудрости школьного этикета»

  • В школу приходи без опозданий.
  • В общении со всеми употребляй вежливые слова.
  • Надевай в школу деловую ученическую одежду.
  • Поддерживай чистоту и порядок на своем рабочем месте.
  • Не мешай другим на уроке, не разговаривай и не отвлекайся.
  • На переменах не бегай, не обижай младших, не задирай старших.

    Объект исследования- взаимоотношения между людьми; предмет исследования – школьный этикет.

    Гипотеза: Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям.

    Этикет – это нормы и правила о должном поведении людей в обществе. Людовик XIV Пётр I «Юности честное зерцало»

    Виды этикета

    Школьный этикет Внеш - ний вид. Порядок Манера общения Поведе-ние в школе Отноше-ние к чужой собствен- ности Взаимопомощь. Дружба

    Внешний вид – это наша визитная карточка Ученики должны выглядеть не только чисто и опрятно, но и скромно. Школьная форма должна быть чистой и отглаженной. Форма для девочек – это светлая блузка, тёмная юбка или брюки. Для мальчиков – однотонная рубашка, брюки, пиджак. Сменная обувь должна быть обязательно в любое время года. Причёска должна соответствовать деловому стилю. Девочки не носят волосы распущенными, у мальчиков короткая стрижка. На урок физкультуры надо ходить в спортивной форме и спортивной одежде.

    НЕОБХОДИМО бережно относиться к школьному имуществу: не писать на партах и стенах; не ломать мебель; не раскрашивать стены, стенды, таблички и т.д.; убирать за собой мусор, пользоваться урнами, как воспитанные люди; не плевать на пол. аккуратно обращаться с учебными принадлежностями: Учебники и тетради должны быть обёрнуты; Складывать их надо аккуратно, не помяв листы; На столе должен быть порядок.

    Манера общения Придя в школу, следует поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе. Обращаясь к одноклассникам, можно сказать: «Привет!», «Пока!» При обращении друг к другу надо быть взаимно вежливым: не грубить, не употреблять непристойных выражений, не кричать. Обращаться друг к другу по имени. Улыбаться, не ходить с кислыми лицами. Не говорить плохое о людях, которые тебя окружают. Уметь испытывать радость от успеха своего одноклассника. Уметь относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям своего одноклассника. Не быть навязчивыми в общении. Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.

    Поведение в школе Приходить в школу за 15-20 минут до начала занятий. Заранее приготовиться к нужному предмету и спокойно ждать учителя. Нельзя прогуливать уроки. Нельзя пользоваться во время уроков телефонами и плеерами. Если хочешь ответить, подними руку, не кричи и не вскакивай с места. Нельзя во время урока кушать и жевать жевательную резинку. Нельзя разговаривать во время урока с соседом по парте, смеяться, заниматься посторонними делами, мешать учителю проводить урок. Нужно уважать учителя.

    Поведение на перемене Не бегать на перемене, расталкивая всех локтями, не кричать; нельзя обижать тех, кто младше, и не стоит задирать старшеклассников. Поведение в столовой Нельзя заходить в столовую в верхней одежде и с портфелем (рюкзаком). Поведение в библиотеке Не входить в библиотеку в верхней одежде и с портфелем. Разговаривать тихо. С книгами обращаться аккуратно. Сдавать книги вовремя.

    Закон о собственности Личные вещи – это вещи, принадлежащие одному человеку. Общие вещи – это вещи, принадлежащие группе людей. Чужие вещи можно брать только с разрешения хозяина. Нельзя передавать чужую личную вещь никому! Материальную ответственность несет тот, кто взял чужую личную или общую вещь.

    Взаимопомощь – это проявление заботы о другом человеке. ПРАВИЛА КРЕПКОЙ ДРУЖБЫ Если товарищ попал в беду, помоги ему. Поделись с товарищем тем, что у тебя есть. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Будь верен в дружбе.

    Мои исследования № Школьный этикет Знаете Не знаете Соблюдаете всегда Соблюдаете не всегда 1 Приход и уход из школы 12 чел. - 11 чел. 4 чел. 2 Внешний вид 13 чел. 1 чел. 10 чел. 5 чел. 3 Деловое поведение на уроке 10 чел. 1 чел. 5 чел. 10 чел. 4 Содержание учебных вещей 12 чел. 1 чел. 9 чел. 6 чел. 5 Поведение на перемене 10 чел. - 5 чел. 10 чел. 6 Этикет движений 8 чел. - 8 чел. 7 чел. 7 Правила поведения в столовой 12 чел. - 6 чел. 9 чел.

    Результаты тестирования на тему «Умение дружить» На тестировании присутствовало 15 первоклассников. Результаты тестирования: - умеют дружить - 6 человек; - еще немного нужно поработать над собой, чтобы стать хорошим товарищем - 7 человек; - серьезно задуматься над своим поведением стоит 2 ученикам.

    Памятка «Премудрости школьного этикета» В школу приходи без опозданий. В общении со всеми употребляй вежливые слова. Надевай в школу деловую ученическую одежду. Поддерживай чистоту и порядок на своем рабочем месте. Не мешай другим на уроке, не разговаривай и не отвлекайся. На переменах не бегай, не обижай младших, не задирай старших. Когда уходишь из класса, заканчивая учебный день, попрощайся с учителем и одноклассниками.

    Спасибо за внимание

Рассмотрим основные правила этикета или правила вежливости в школе.

1. Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
2. В школу приходим ВСЕГДА ВОВРЕМЯ , БЕЗ ОПОЗДАНИЙ .
3. Когда входишь в школу, не толкайся. Перед входом тщательно вытри ноги.
4. Когда входишь в школу, в класс, нужно поздороваться сначала с учителем , потом с товарищами .
5. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка , необходимо спросить разрешение у учителя .
6. Если в класс входит ВЗРОСЛЫЙ (учитель , директор или родитель ) дружно, но ТИХО и СПОКОЙНО должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
7. Если учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а ПОДНИМИ РУКУ . Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя .
8. Обращаясь с просьбой к учителю или товарищами, нужно употреблять ВЕЖЛИВЫЕ слова : пожалуйста , спасибо .
9. Каждый школьник должен беречь свою ПАРТУ , не ломать, не писать, не царапать острым предметом.
10. Выходить на ПЕРЕМЕНУ можно только после разрешения учителя.
11. В коридоре НЕЛЬЗЯ БЕГАТЬ и КРИЧАТЬ.
12. Со всеми взрослыми, которых встречаешь в школе первый раз за день нужно здороваться .
13. Если в дверях встретился взрослый, нужно уступить ему место.
14. Если рядом с мальчиком идёт девочка , он должен пропустить её вперёд.
16. Бумажки, огрызки, весь мусор нужно бросать в специальную корзину.

Результаты соблюдения учащимися класса правил этикета в школе


По результатам нашего учащихся класса , по тому как они соблюдают в школе на перемене , мы получили следующую диаграмму.

Правила поведения учащихся в нашей школе


1. Учащийся приходит в школу за 15 - 20 минут до начала занятий , чистым, опрятным, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.
3. Нельзя без разрешения дежурного администратора или медицинской сестры уходить из школы в урочное время . Выйти из школы можно, предъявив запись в дневнике от учителя или медицинского работника дежурному охраннику.
4. В случае пропуска занятий до трех дней , учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.
В случае пропуска более 3-х дней без уважительных причин учащийся ставиться на внутришкольный контроль. После болезни учащийся должен предъявить медицинскую справку классному руководителю.
5. должен проявлять уважение к старшим , заботиться о младших . Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.
6. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.
7. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.
8. Учащиеся берегут имущество школы , аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.
9. Учащимся следует уважать чужие права собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.
10. Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, следует сдать их дежурному администратору или учителю .
11. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до привлечения правоохранительными органами к административной или уголовной ответственности.
12. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимыми формами поведения . Школа категорически осуждает подобное поведение.
13. Учащиеся должны ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике .
14. Ученик обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные школьной программой.
15. Учащиеся должны приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
16. По первому требованию учителя учащимся следует предъявлять дневник .
17. жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и на уроках .

Классный час на тему:
«Хорошие манеры. Правила этикета
для школьников»

Ребята, в школе существуют определенные правила, которые должны соблюдать все школьники и учителя. Это нужно для того, чтобы сделать учебу в школе, делом приятным, удобным и комфортным. Поэтому давайте с вами, познакомимся с правилами поближе.
Прежде всего, хотелось бы познакомить вас с понятием « этикет ».
Этикет – это нормы и культура поведения людей в обществе, основанное на определенных правилах. Благодаря им, люди чувствуют себя более уверенно, потому что знают, как и где поступить.
Рассмотрим основные правила этикета или правила вежливости в школе.
1. Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
2. В школу приходить всегда вовремя, без опозданий.
3. Когда входишь в школу, в класс, сперва нужно поздороваться с учителем, потом с товарищами.
4. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, нужно спросить разрешение у учителя.
5. Если в класс входит взрослый (учитель, директор или родитель)
дружно, но тихо и спокойно должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
6. Если учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя.

7. Каждый школьник должен беречь свою парту, не ломать, не писать, не царапать острым предметом.
8. Выходить на перемену можно только после разрешения учителя.
9. В коридоре нельзя бегать и кричать
10. Бумажки, огрызки, весь мусор нужно бросать в специальную корзину.

Правила этикета для девочек. Недопустимо:
- шумно обрушиваться на сиденье стула;
- сидеть, широко расставив ноги;
- сидеть, развалившись на стуле;
- обвивать ногами ножку стула;
- обнимать руками колени;
- вставая, отталкивать стул.

Правила для мальчиков, которые не стоит забывать:

Не должен ходить с поднятым воротнкиком;
- не держать руки в карманах;
- помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;
- будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжелую сумку, пропусти вперед в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице.

А вот правила, на выполнение которых необходимо обратить особое внимание и девочкам и мальчикам:

Воспитанный человек жуёт жевательную резинку, только оставшись наедине с собой и, конечно, никогда не прилепляет её к стенам, столам и стульям;
- в обществе не шепчутся;
- зевать в обществе - значит демонстрировать свою невоспитанность;
- при покашливании слегка отвернись и прикрой рот рукой, при резком кашле обязательно приложи ко рту носовой платок;
сморкайся тихо, отвернувшись или отойдя в сторону, никогда не шмыгай носом;
- потребность чихнуть следует по возможности сдерживать, потирая переносицу (в России чихнувшему человеку принято говорить: «Будьте здоровы!»; при этом чихнувший просит извинения у присутствующих);
- не следует появляться в общественных местах простуженным, чтобы не распространять инфекцию.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Школьный этикет»

6 «а» класс

Классный руководитель: Поштариков А.А.

Классный час 6 класс

Школьный этикет

Цели:

Воспитывать культуру поведения.

Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.

Оборудование: презентация «Правила школьного этикета», карточки.

Ход мероприятия

I.Организационный момент

II.Сообщение темы и цели.

Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе?

Конечно же, да! Называются эти правила - школьный этикет. Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.

III.Основная часть.

1.Вступительная беседа.

Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это - то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?

2.Правила школьного этикета.

Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.

Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. А еще и с друзьями поболтать нужно. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Заходя в школу мы не хлопаем дверью и не оставляем её открытой. Небольшая, но существенная мелочь, которая касается нашего прихода в школу - это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе - это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.

Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?

Делать все надо в хорошем настроении - на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении - нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет. Да еще не все обязаны знать, что у вас не все ладится. Поверьте, окружающие не знают все то, что известно вам, и требовать от них сочувствия и понимания, можно только объяснив им, что у вас что-то не ладится.

Основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. Хотите гадости и грубости в ответ - грубите, хотите доброго отношения и понимания - сами хорошо относитесь к другим и постарайтесь понять, что родители и учителя вас ругают не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше и больше - а поленились. 1

3.Городок волшебных слов.

Наша речь. Народная мудрость гласит: «Молчание - золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.

Какие «волшебные» слова вы знаете? Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» - это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.

Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?

К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени отчеству, на это не влияет возраст учителя. Что касается общения с одноклассниками - общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, но это не очень приятно, и уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.

4.Физминутка «Запрещённое движение».

5.Правила поведения в школе.

Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно - извиниться).

3)Самое важное время в школе - это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

Какие правила поведения на уроке вы уже освоили во время учебы?

5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

6.Чтение и анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена».

Самое любимое время школьников это… Конечно, перемена! Чем же занимаются ребята на переменах? Послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена» (Слушают)

Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? Как нужно вести себя на перемене?

Перемена - это время отдыха от уроков. Вести себя нужно соответственно - не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим - это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны - потому что не смогли решить вопрос миром.

IV.Заключительная часть.

Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Школьный этикет

В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.

Необходимо приходить вовремя. Минут за 15 до начала урока.

Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

В школе надо учиться, а не лениться.

Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно - извиниться).

Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим - это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны - потому что не смогли решить вопрос миром.

Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

Внеклассное мероприятие

Тема :

« Школьные правила этикета»

Воспитатель Кардашова Т.А

Цели: Отрабатывать и закреплять в поведении детей школьные правила этикета. Воспитывать доброжелательные и уважительные отношения к окружающим.

Ребята, мы с вами опять на очередном занятии по этической грамматике. Нас с вами в нелёгкой дороге постоянно сопровождает кто?

- (Дедушка Этикет.)

Что он вам подарил на предыдущем занятии?

(Подарил книгу «Премудрости Этикета»)

О чём он вас просил?

(Записать то правило, которое мы научились выполнять и выполняем его постоянно.)

Мы с вами начали писать книгу «Премудрости Этикета». На прошлом уроке Дедушка Этикет попросил вас закрепить правило поведения за столом дома.

Как надо вести себя за столом?

    Сидеть надо прямо, не слишком близко к столу и не слишком далеко от него, чуть наклоняясь во время еды.

    Не нависать над тарелкой.

    Не разваливаться на стуле.

    Не класть локти на стол – это некрасиво и может

помешать твоим соседям.

Вы пробовали дома вести себя за столом по правилам этикета?

Ну как получается?

(Ответы детей)

Очень важно, ребята, вырабатывать в себе привычку всегда вести себя за столом правильно и красиво, где бы вы ни были. Тогда вам не придётся напрягаться, чтобы делать так, как принято в обществе. Это будет получаться само собой.

А как вы думаете, есть у нас ещё проблемы по этому вопросу?

(Да, это школьная столовая.) Ответы детей.

Давайте договоримся, что во время школьного завтрака мы будем отрабатывать и закреплять наши хорошие манеры.

Что именно?

    Будем аккуратно передавать друг другу блюда, а не тянуться через весь стол.

    Кушать аккуратно, не чавкать.

    Во время еды не разговаривать.

    Вставать из-за стола тогда, когда все поедят.

III. Работа по теме урока.

Скажите, а в школе должны быть правила этикета?

Да.

Почему?

Потому что правила этикета помогают разумно и красиво строить своё поведение с другими людьми.

Давайте поиграем сегодня в школу и в процессе игры попробуем выделить, какие

этикетные нормы нужно укреплять в классе, в раздевалке, на перемене.

С чего начинается школьный день?

Верно с прихода в школу, того, как вы входите, раздеваетесь, заходите в класс, встречаетесь с друзьями.

Что же представим это и посмотрим на себя со стороны.

Кто хочет воспроизвести всё это в сценке?

1. (Дети показывают сценку ) Как они заходят в школу.

    Вход в школу. Стоят охранник, дежурный учитель. Как вы поступите?

    Ты вошёл в раздевалку, рядом много ребят и все толкаются. Как ты поступишь?

    Перед тобой первоклассник он не может дотянуться до вешалки. Твои действия.

Какие правила были нарушены?

Какие правила школьного этикета вам удалось увидеть?

Предлагаю вам вновь показать сценку по всем правилам этикета.

2. (Дети играют по правилам)

Понравилось? Почему?

Когда все вежливы, внимательны, доброжелательны, всё спокойно, тогда и день начинается с хорошим настроением с улыбки. Постараемся следить за собой, хорошо?

Начинается школьный урок.

3. Дети играют. Дети пожеланию сами импровизируют ситуацию

    Учитель входит класс в руках портфель, тетради.

    Дети заходят в класс. Действия детей.

    Утро. Ты входишь в класс, в классе ученики, учитель. Твои действия.

    Идёт урок ученик опоздал. Твои действия

Проанализируем, что мы здесь умеем и чего не умеем.

Мы на уроке

    Во время ответа товарища не разговаривать, а слушать.

    Не выкрикивать.

    Поднимать руку, когда хочешь отвечать.

    Не кушать на уроке.

    Не подсказывать.

4. Представляем перемену.

Какие проблемы возникают на перемене?

Ты на перемене толкнул товарища. Твои действия.

Девочка обозвала тебя. Что ты сделаешь?

Увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?

(ответы детей)

Следовательно, очень важно помнить, что нельзя мешать другим, не обижать товарищей, играть дружно, проявлять внимание друг к другу.

IV.Вывод

Какие премудрые мысли мы запишем в нашу книгу?

Итак, чтобы быть приятными дедушке Этикету, мы просто обязаны:

    Быть вежливыми предупредительными всегда и в любых ситуациях;

    Не ставить себя и свои интересы на первое место;

  • Помнить про свои ученические обязанности.

ИГРА «Хорошо и плохо»

То, что вы считаете, в поведении ребят плохо отмечаете оранжевым квадратиком

Зеленый треугольник – хорошо.