Какое прозвище имел царь иван 4. Почему я считаю ивана грозного величайшим правителем россии. Он никогда не миловал окончательно

В нашем сознании царь Иван IV и его прозвище Грозный неотделимы друг от друга. Иногда даже может показаться, что Царя так и нарекли при рождении — Иваном Грозным. Большинство исследователей полагает, что прозвище царю дал народ, причем произошло это уже после его жизни. А вот за что именно — попробуем разобраться.

Крутой нрав

Может показаться, что самодержец получил прозвище из-за очень крутого нрава: даже люди, не увлекающиеся историей, слышали о казнях, опричнине и, конечно, об убийстве Иваном его собственного сына. Вот народ, вспоминая об ужасах правления царя, и назвал его Грозным. Конечно же, после того, как царь уже умер. Потому что если бы услышал — казнил на месте.

Убийство сына

А вдруг, Иван стал Грозным после того, как убил своего сына? Приближённые царя, пораженные случившимся, стали между собой называть его Грозным, а потом прозвище и до простого народа дошло. Но весь вопрос в том, действительно ли Иван IV убил своего сына? До сих пор на этот вопрос нет четкого ответа, а единственным «доказательством» является, по сути, картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (более известная, как «Иван Грозный убивает своего сына»), которая была написана в 1883-1885 году на основании слухов!

Выдумки заморских послов

Эта версия будет интересна любителям заговоров. Если внимательно почитать мнения современников об Иване, можно найти следующую закономерность: гости из Европы отзывались о царе негативно, часто говорили о его несдержанности и приступах гнева, будто специально представляя его перед европейскими королевствами в негативных тонах. Российские же подданные наоборот, характеризовали самодержца с положительной стороны, отмечая, что царь не чурался пообщаться с простым народом о его бедах, чтил Бога и руководствовался в правлении справедливостью и порядком. Что это было: лесть и боязнь лишиться головы из-за правды или действительное положение вещей?

Грозный = Великий

Но что, если слово «грозный» в старину имело не столь отрицательное значение, как в наши дни? Можно предположить, что «Грозный» — это синоним эпитета «Великий», и призвано подчеркнуть могущество и справедливость государя. А уважать Ивана было за что: он присоединил к Руси Казанские и Астраханские ханства, перевооружил армию и создал стрелецкое войско, укрепил государственную власть, создал Судебник, при нем Ермак совершил свой знаменитый поход в Сибирь. Поэтому народ, вспоминая строгие, но справедливые времена, прозвал царя Грозным. Наконец, у одного из предшественников, а именно у Ивана III, было два прозвища: «Великий» и «Грозный», но ни в каких зверствах замечен он не был.

Так или иначе, каждая из этих версий имеет право на существование, но споры о личности Ивана Грозного длятся уже несколько веков, и не похоже, что им суждено прекратиться.

Иван IV Васильевич Грозный родился 25 августа 1530 года в селе Коломенское под Москвой. Сын великого князя Василия III (Рюриковича) и княгини Елены Глинской (литовская княжна).

В 1533 году он потерял отца, а в 1538 году умерла его мать.

После смерти Василия III государством при малолетнем царе управляли княгиня Елена, князь Иван Овчина-Оболенский-Телепнев, Бельские, Шуйские, Воронцовы, Глинские. Иван IV рос в обстановке борьбы за власть между враждующими боярскими группировками, сопровождавшейся убийствами и насилиями, которые способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости.

Этот акт имел большое международное значение , поскольку в нем выражалось право Русского государства на одно из первых мест среди государств Европы.

В 1562 году царское достоинство было утверждено за русским царем константинопольским патриархом от имени его самого и Константинопольского собора.

Активное участие Ивана Грозного в государственной деятельности началось с создания из числа своих единомышленников своего рода совета, так называемой Избранной рады — фактического правительства Русского государства.

В 1549-1560 годах он осуществил реформы в области центрального и местного управления (оформляются важнейшие приказы, ликвидируется система "кормлений"), права (составляется общегосударственный кодекс — Судебник), армии (ограничивается местничество, создаются основы стрелецкого войска, налаживается сторожевая служба на границах Русского государства, выделяется артиллерия в самостоятельный род войск, появляется первый воинский устав — "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе") и др. После падения Избранной рады (1560) единолично проводил линию на укрепление самодержавной власти.

Борясь с властью и влиянием бояр, а также с остатками феодальной раздробленности в стране, Иван IV в 1565 году ввел особую форму правления — опричнину — систему репрессивных мер против боярства, направленных на укрепление единоличной власти царя. Основными методами борьбы с политическими противниками стали казни, ссылки, конфискация земли.

Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом, в ходе которого были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода.

От кровавых расправ и массовых репрессий Ивана IV гибли и его политические противники, и десятки тысяч крестьян, холопов, посадских людей. Во время одной из вспышек гнева в 1582 году он нанес смертельные побои своему сыну Ивану. В народе Иван IV получил прозвище "Грозного", отразившее представление о нем как о царе-тиране.

Характерной чертой социальной политики Ивана IV было усиление крепостного гнета (отмена Юрьева дня и введение заповедных лет).

Во внешней политике проводил курс на доведение до конца борьбы с преемниками Золотой Орды, расширение территории государства на восток и овладение берегами Балтийского моря на запад. В результате военных походов Ивана IV в 1547-1552 годах было присоединено Казанское, в 1556 году — Астраханское ханство; в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигей (1555) и Большая Ногайская орда (1557). Однако Ливонская война (1558-1583) закончилась потерей части русских земель и не решила основной задачи — выхода к Балтийскому морю. С переменным успехом царь боролся с вторжениями Крымского ханства.

Как полководец Иван IV отличался смелостью стратегических замыслов и решительностью, лично руководил войсками в Казанских походах, походе на Полоцк (1563), Ливонских походах (1572 и 1577). В борьбе за крепости широко использовал артиллерию и инженерные (минно-подрывные) средства.

Иван IV развивал политические и торговые связи с Англией, Нидерландами, Кахетинским царством, Бухарским ханством, Кабардой и др.

Царь был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью , богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в том числе к князю Андрею Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Иван Грозный способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Поддерживал летописание.

Умер Иван IV Грозный в Москве 18 марта 1584 года. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Иван Грозный был женат несколько раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой родились два сына, Иван и Федор. Старшего сына и наследника Ивана, по одной из версий, царь случайно убил, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Второй сын — Федор, отличавшийся болезненностью, слабостью и умственной неполноценностью, стал царем после смерти Ивана Грозного. Третий сын царя — Дмитрий Иванович, родившийся в последнем браке с Марией Нагой, погиб в 1591 году в Угличе. Так как Федор умер бездетным, то с его смертью завершилось царствование династии Рюриковичей.

(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах —2004 г.г.)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал «Грозным» до сих мало кто может ответить. Мы попробовали.

Не только Иван IV

Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.

Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.

Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.

Когда Грозный стал «Грозным»?

Когда и почему Ивана IV стали величать «грозным»? Вопрос далеко не праздный. Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории. Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни «грозным», как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.

Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: «Ивана Грозного за его жестокость стали называть «васильичем».

Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен».

То есть ответить на вопрос: «Когда именно появилось прозвище «грозный» не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что «грозный» - это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.

Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть «грозным».

Что значит «грозный»?

Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

Историк Скрынников пишет: «В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты».

Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей».

Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии. Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками». Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию - к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).

Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной: «…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».

Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.

Иван IV Грозный. Художник Л.Г. Сергеев


В этом, 2015 году Россия будет отмечать очередной день окончания смутного времени и выдворения польских интервентов из Московии. Особенно интересно об этом вспомнить сейчас, когда польский министр иностранных дел несёт феерический бред по поводу России и её роли в освобождении Польши от гитлеровской оккупации вообще, и концлагеря Освенцим в частности.

Несомненно, битва третьего народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским с польскими оккупантами, принесла России мир и свободу от интервентов, захвативших Кремль. Правда, битвы против поляков были постоянными на всем протяжении смутного времени, а начались они гораздо раньше. Об этом я расскажу в другой статье.

Но всё-таки я хочу вспомнить о другом историческом факте.
Польский король Сигизмунд III не оставлял попыток захватить русские города и русские воеводы вынуждены были вести непрерывные войны с бесконечными польскими отрядами, многотысячной ногайской ордой, которая насчитывала до 100 тысяч бойцов, фактически все мужское население ногайцев, да и крымских татар, которые также активно набегали на русские земли, разоряя всё, что попадалось на пути к Москве, убивая мужчин и стариков и уводя в рабство, для дальнейшей продажи в Турцию женщин и детей. Хотя формально смутное время и закончилось избранием на царство Михаила Фёдорович Романова, дедушки ПетраI. фактически оно продолжалось до 20 годов 17 века.

Но все же, не будь у людей желания, быть бы Русскому царству разделенным между Польшей, Швецией, Литвой, Ливонией и Крымским ханством.

Вот здесь я хотел бы задать вопрос: "А откуда оно возникло, это желание? Или почему оно не иссякло, не исчезло, не прекратилось, не исчерпалось это желание быть вместе, жить в одном государстве, под сенью царя?" Государя, царя-батюшки?

В 2015 году 2 августа будет отмечаться 443 годовщина другой важнейшей битвы, выигранной русским народом во главе с царём Иваном. Эта битва незаслуженно забыта сначала историками, а потом нами, потомками тех, кто создавал и защищал русское государство.

Битва при Молоди!
Это важнейшая, эпохальная битва, благодаря которой Россия не исчезла.
Эту битву можно совершенно справедливо назвать второй Куликовской битвой, а может быть даже первым Бородино. Именно так и никак иначе. Потому что если бы эта битва была проиграна, то Россию постигла бы участь Византии. Крымский хан Девлет-Гирей во главе 120 тысячного войска и при поддержке 20 тысяч турецких янычар и 200 пушек был настолько уверен в своей победе, что уже заранее стал раздавать европейским и турецким купцам право торговли в Московии от своего имени, как русского владыки.

Впрочем, незаслуженно забытых войн и битв в России много, особенно тех, которые выиграл царь Иван IV Грозный, защищая свое государство и свой народ от бесконечных набегов и разорения ногайцев, крымчан, казанцев, турецкого султана, поляков, литовцев, ливонцев, шведов и массы европейских наемников.

Что мы вообще помним о царе Иване Грозном? Его деда - великого князя Ивана III, тоже звали "Грозный", но он остался в исторической памяти, как собиратель земель русских. А что мы помним о его внуке и тёзке? Согласно придворному публицисту Н.Карамзину, советскому кинорежиссеру С.Эйзенштейну, российскому режиссеру П.Лунгину и драматургу Э.Радзинскому, это был тиран и деспот. Казнил кого попало, направо и налево. Даже сына не пожалел, убил.

За время введенной им опричнины было казнено якобы 11000 человек. И вот сидим мы с вами в благополучном 21 веке и ужасаемся кровавым деяниям царя. Мало того, еще и удивляемся, наивные, и почему это народ безмолвствовал? Молчал, терпел самодурство и кровожадность царя?

НО! Почему народ восставал против власти, которая его не устраивала всегда до его правления и дальше после его правления? И почему народ ни разу не восстал против Ивана IV, если он был таким ужасным?

Отсюда напрашивается только один вывод: он не был таким, каким его описывают историки. Ведь очернение царя началось с лживых, злых и подлых пасквилей придворного польского писателя Гейденштейна, который активно усердствовал в порицании Москвы во время Ливонской войны.

Продолжил черное дело друг детства Ивана, князь Курбский, который предал его в самый тяжелый момент для Русского государства. Получил от польского короля замок во владение, земли, крестьян и прочие милости. И вот, чтобы оправдать собственное предательство, стал выдумывать мифические казни, злодейства и издевательства над народом. Николай Карамзин, создавая по заказу императора Александра III историю государства Российского, начитавшись сих трудов, даже не захотел изучать заметок других, непредвзятых, современников Ивана. В результате, либеральное и свободолюбивое дворянство ужаснулось и поверило. И мы продолжаем верить до сих пор. В том числе и деятели российской культуры.

Итак, что же было при Иване IV?

Во-первых, в стране существовала феодальная система удельных бояр и князей. И каждый считал себя владыкой, равным царю. Каждый хотел властвовать не только в своем уделе, но и при первом же удобном случае старался захватить соседние земли. А это означает – междоусобные войны. Ещё это означает наличие у каждого местного властителя собственной частной армии. А так как в начале правления Ивана в стране не существовало крепостного права, то все крестьяне были свободны и могли свободно носить оружие и защищать себя и свое имущество.
Это означает, что страна была не подконтрольна царю.

Так могли бы свободные и вооруженные крестьяне, особенно новгородцы, терпеть гнёт,
самодурство и кровожадность царя Ивана? Наверняка нет. Характерный пример такого вывода можно сделать из такого факта, как приглашение польской шляхтой на польский трон царю Ивану. Если бы Иван был таким, каким его описывают историки, стали бы поляки приглашать его править собой?
Во-вторых, царь Иван, пожалуй, впервые в истории ввел местное самоуправление в виде Земских Соборов.
То есть ведь это же самое настоящее народовластие! И это в 16 веке!

Кроме того, на всероссийских Земских Соборах (Съезд народных депутатов?) царь присутствовал лично, и принимал участие в выработке и принятии коллегиальных решений, которые потом становились законами и нормой жизни. Вот почему народ и после смерти царя Ивана верил в царя-батюшку. Чему очень сильно удивлялись революционеры всех мастей: всяческие декабристы, разночинцы, эсеры, кадеты и прочие народовольцы.

Так может быть пришла пора реабилитировать одного из великих русских правителей?
Который заботился не только о своей власти, но и о народном благополучии?

Сказки об Иване Грозном

Показательно, что Иван Грозный стал первым русским царем, про которого народ начал слагать сказки. Сам, без всякого на то принуждения государственной власти. До этого по этому самому принуждению про царей писали только летописцы, которые, как известно, были людьми далеко не независимыми.

О Грозном сложено много сказок. И из них, кстати, никак не складывается образ какого-то деспота, мучающего свой народ. Напротив, каждая сказка о Иване IV несет в себе тезис о том, что царь - человек, что он поставлен на царство самим Господом, что он так же, как и любой человек грешит, но так же, как и любой - раскаивается, а тяжесть своих прегрешений переживает еще при жизни.

"Вообще Иван Грозный был не заносчивый царь, простой. Он любил пообщаться с простым народом, узнать о его бедах и надеждах и даже поспорить иногда".

"Иван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел".

Мы приведем только две сказки о Грозном - "Иван Благочестивый", и "Иван Певчий".

"Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый. Он свято чтил христианские заповеди и очень печалился оттого, что много всякой нечисти развелось на русской земле. Однажды решил он ведьм-колдунов всех истребить, причем не просто истребить, а по примеру инквизиции сжечь. С городов-крепостей свезли старух-переметчиц в Москву на площадь, обложили соломой и подожгли. Но наши ведьмы оказались проворнее западноевропейских: они превратились в сорок и разлетелись. Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь. Он проклял ведьм, и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар. Старухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себя новую беду, с тех пор и близко не подлетают к Москве".

"Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Особенно песнопения. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю! Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Пел местный чернец, имени которого сказка не сохранила. Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Когда же, наконец, разгневался Иван Васильевич, то старец спокойно ответил, что во время службы в церкви должен звучать один голос – его. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его".