Большой конюшенный мост в питере. Мало-конюшенный и театральный мосты

Расположенный в створе Конюшенного и Мошкова переулков, Большой Конюшенный мост пересекает Мойку, соединяя собою ее берега. Недлинный Конюшенный переулок незаметно переходит в Конюшенную улицу, которая выводит на Невский проспект, недалеко от Казанского собора. В обратном направлении, пройдя буквально несколько минут, можно очутиться на набережной Невы, между Дворцовой площадью и Летним Садом.

Первоначально, на месте Большого Конюшенного моста, существовал деревянный разводной мост, сооруженный в 1753 году, по проекту Германа ван Болеса. В то время набережная правого берега Мойки называлась Греческой, отчего и этот деревянный мост, обшитый досками и окрашенный «под камень», так же был известен, как Греческий. Возникновение этих названий было связано с тем, что в первые годы, после основания Петербурга, на северном берегу Мойки располагалась небольшая Греческая слободка, заселенная греками, нанятыми работать мастеровыми на Адмиралтейской верфи.

В 1828 году Греческий мост уступил свое место новому, однопролетному арочному сооружению из чугунных тюбингов, соединенных болтами. Этот мост, ставший именоваться Большим Конюшенным, из-за находящихся на левом берегу Мойки Главных императорских конюшен, был построен по проекту инженеров Е. А. Адама и В. К. Треттера.

Известно, что проект будущего Большого Конюшенного моста должен был соответствовать требованию, высказанному Николаем I – необходимо, чтобы мост соединил в себе «...всю возможную прочность и всю возможную красивость...». Нужно заметить, что в тот период времени, о котором идет речь, градостроители как раз стремились в своих творениях отразить всю красоту, парадность и величие русской столицы, так что подобное заявление императора не было чем-либо неожиданным или из ряда вон выходящим. Стараясь максимально удовлетворить требования государя, составление проекта было поручено инженер-полковнику Г. М. Треттеру, в то время как аналогичный проект Большого Конюшенного моста был уже разработан инженер-подполковником Е.А. Адамом, и более того - апробирован Комиссией проектов и смет ГУПС и ПЗ. Отчего проектирование одного моста было поручено сразу двум лицам, история умалчивает. Возможно, это было связано с тем, что администрация города решила не ограничивать себя в выборе решения поставленной градостроительной задачи, не объявляя, между тем, конкурса, и не поднимая ажиотаж.

Между тем, проектирование будущего Большого Конюшенного моста, длилось весьма долго и сложно. 2 марта 1827 года, Треттер получил предложение незамедлительно приступить к составлению проекта моста, который и был им представлен 31 марта 1827 года. Однако, предложенный Треттером план строительства, вдруг «сделался ненужным», так как другой проект, разработанный Адамом, был уже апробирован, и по нему была составлена смета.

Далее, в архивных документах говорится, что Адамом был вновь представлен новый проект моста 29 мая 1827 года, который и был утвержден императором 15 сентября того же года. Этот проект стал основой для детального проекта. Тем не менее, после разработки рабочего проекта, по неизвестным для нас причинам, Адам выполнил еще два варианта проекта моста - один в октябре 1827 года, а другой - в июле 1828 года.

Но даже на этом, проектная «эпопея» не закончилась. Случилось так, что при переговорах между представителями Совета путей сообщения и владельцем чугунолитейного завода Бердом, которые велись с целью размещения заказа на изготовление чугунных и металлических деталей, для сборки Большого Конюшенного моста, Берд предположил, что целесообразнее будет заменить чугунные ящики более легкими элементами - чугунными дугами. После этого разговора, спустя месяц, 28 января 1828 года, Адам получил новое предписание о составлении другого проекта, в котором несущими элементами пролетного строения должны были стать чугунные дуги, поскольку он отличаются легкостью и прочностью. Полученный заказ Адам выполнил, однако сведения о содержании данного проекта, и о причинах того, отчего эта схема не была дальше развита и не использовалась в практике петербургского мостостроения, отсутствуют. Так же не обнаружены и чертежи последнего варианта проекта с чугунными дугами, а потому трудно составить представление о преимуществах этой новой конструктивной схемы.

Как можно увидеть, проектирование относительно небольшого мостового сооружения затянулось аж на семнадцать месяцев. В конце концов, из числа многих, созданных за этот период времени, проектов, был осуществлен тот, который Адам составил в октябре 1827 года. Сооружение нового моста было возложено на автора его проекта. Кроме того, в качестве помощников, к нему были прикомандированы инженер-капитан В. А. Христианович и прапорщик Гензелинг, а надзор за работами осуществлял член Совета путей сообщения инженер генерал-майор Потье. Затянувшееся, из-за перипетий с проектированием, строительство моста началось 1 апреля 1828 года, а уже через девять месяцев, 6 декабря 1828 года, Большой Конюшенный мост открыт для движения.

Выполненные под своим руководством строительные работы, Адам охарактеризовал следующим образом: «...быки составлены из старых камней от ломки набережных и остатков прежних работ по Суворовскому мосту, но был произведен подбор их по цвету и по высоте... Что касается до внешних узоров - карнизов, фризов, кронштейнов, решеток и пр., то справедливость требует, чтобы я засвидетельствовал... отличное искусство, с которым оные отлиты в казенном литейном заводе».

Необходимо отметить, что придание внешнему облику Конюшенного моста «всей возможной красивости», которое являлось обязательным требованием этого социального заказа, не обуславливалось, однако, ни месторасположением сооружения, ни стилистической характеристикой окружающей его среды. Выстроенный на оси ничем не примечательного Мошкова (ныне Запорожского) переулка мост, должен был стать частью обычной жилой застройки, с типичными доходными домами. Таким образом, Большой Конюшенный мост явил собой строгое, и, вместе с тем, пышно декорированное архитектурное сооружение, которое на фоне унылой застройки, смотрелось так, будто бы попало не на свое место.

Тем не менее, архитектура Большого Конюшенного моста и его изысканный декор заслуживают того, чтобы их описание было более подробным. Итак, возведенный мост предстал однопролетным сооружением, со сборной чугунной аркой, которая покоится на каменных береговых устоях, одетых в гранит. Основаниями для устоев служат деревянные ростверки, опирающиеся на сваи. Длина моста составила 17,6 метров, а ширина – 11,6 метров. Естественно, что Большой Конюшенный мост, проектируемый с такой тщательностью, выделился своей исключительной пышностью декора. Закрывающие пролетное строение, имеющее криволинейное очертание, фасадные профилированные чугунные доски, украшены барельефно изображенной орнаментикой. Перила моста составлены из часто расставленных дротиков с накладной арматурой и переплетенных венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками. Поддерживают перильные ограждения плоские фигурные кронштейны. Фонарные столбы, с восьмигранными фонарями в круглых чашах, установленные на гранитных парапетах, отличаются по истине высокохудожественным исполнением. Не последняя роль в декоре моста отведена и его окраске, где главным акцентом являются вызолоченные детали.
Справедливо будет отметить, что конструктивная схема моста не внесла ничего нового в искусство мостостроения. Однако примененное усовершенствование, предложенное П. П. Базеном, значительно облегчило конструкцию моста. Заключалось это новаторское решение в том, что в щековых плоскостях тюбингов специально делались отверстия эллиптической формы, которые уменьшали их массы.

Вид с Большого Конюшенного моста на Круглый рынок. 1900 год.

Как показала история, Большой Конюшенный мост исправно прослужил 117 лет. Лишь в 1935 году, из-за деформации в опорах и пролетном строении моста, поверх чугунных арок уложили железобетонный свод. Тогда же были убраны ограждения, отделявшие проезжую часть от тротуаров. В результате этой реконструкции изменениям подверглась лишь конструктивная сущность моста, а его прекрасный внешний облик был сохранен.

В 1951 году, по проекту архитектора А. Л. Ротача, Ленмосттрест произвел реставрацию торшеров с фонарями и решеток моста, которые были восстановлены по своему первоначальному проекту.

В заключении хочется добавить, что реконструкция, проведенная в 1935 году по проекту инженера М. И. Жданова и А. Д. Саперштейна, при которой произошла разгрузка чугунного свода моста, позволила сохранить этот шедевр архитектурного искусства, являющийся не только художественным произведением, но еще и памятником науки и техники. Именно благодаря этому, наши современники имеют счастье лицезреть всю эту красоту.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

Мало-Конюшенный мост перекинут через реку Мойку в том месте, где из нее вытекает канал Грибоедова, и входит в уникальную мостовую композицию, называемую «Трехмостье». Это два однопролетных металлических моста: Мало-Конюшенный и , а также Ложный или Пешеходный мост-дамба.

Длина Мало-Конюшенного моста — 42,8 м, ширина — 20 м. Пролетное строение чугунное, собрано из 8 арок по 7 тюбингов в каждой. Фасады украшены рельефными, отлитыми из чугуна орнаментами. Устои - массивные каменные на свайном основании, облицованы гранитом.

Декоративное оформление моста выполнено в стиле позднего классицизма, в декоре преобладают элементы растительного орнамента. Чугунные перила художественного литья увенчаны позолоченными круглыми светильниками-торшерами.

История моста

Три моста, составляющие Трехмостье, сооружены по проекту инженеров В. фон Треттера и Е.А. Адама и были открыты в 1832 году.

Первый деревянный мост в этом месте, чуть выше по течению Мойки, был построен в первой четверти XVIII века. С 1738 года он назывался Красный — в створе моста проходил Красный канал, засыпанный в 1780-х годах. В дальнейшем эта переправа носила название Царицынский мост (по Царицыну лугу, историческое название Марсова поля) и Театральный (по находившемуся рядом «Вольному Российскому театру»). В 1828 году он был разобран.

Проект новых чугунных мостов разрабатывался в 1807-1829 годах. Существовали две концепции. Согласно первой, архитектор В.И. Гесте и инженер Е.А. Адам предложили строить отдельные переправы. А архитекторы А.К. Модюи и В.И. Беретти, инженеры А.А. Бетанкур, П.П. Базен, В.К. Треттер и М.Г. Дестрем выдвинули другую идею — объединить мосты в единую группу. Именно этот проект был принят, и 8 июня 1829 года под руководством инженера Вильгельма фон Треттера и генерал-губернатора Санкт-Петербурга П. В. Голенищева-Кутузова началось строительство переправы. 8 января 1832 года три моста были приняты в эксплуатацию.

Арочные пролетные строения моста состоят из чугунных коробок, скрепленных между собой болтами - это типовые для того времени сборные конструкции. Устои моста - массивные каменные, на свайном основании, облицованы гранитом. Все три моста получили одинаковый рисунок чугунных решеток, состоящих из дротиков, на фоне которых чередуются головы медуз.

Первоначально установленные здесь фонари оказались настолько высоки, что фонарщики не раз с них падали. В связи с этим санкт-петербургский генерал-губернатор П.К. Эссен просил Главное управление путей сообщения укоротить их. Это прошение было одобрено, фонари укоротили.

После 1917 года многие декоративные элементы мостов были утрачены или частично повреждены.

Первый капитальный ремонт Мало-Конюшенного и Театрального мостов, впервые более чем за 100 лет эксплуатации, был выполнен в 1936 годах. На мостах заменена изоляция, проезжую часть замостили каменным брусчатым покрытием — клейнпласфером, тротуары заасфальтировали, установили гранитный поребрик, отделяющий тротуары от проезжей части.

В 1952-1953 годах по проекту А.Л. Ротача были восстановлены торшеры, фонари и решётки ограждений.

В 1990-1997 годах Трехмостье ремонтировалось по проекту института «Ленгипроинжпроект». Несущие конструкции переправы были усилены под современные нагрузки, восстановлены все архитектурные детали.

В 1999 году выполнена реконструкция мостового ансамбля, проект разработал инженер Б.Н. Брудно. Все три моста стали пешеходными, дорожное покрытие заменено каменным. В 2002 году в рамках программы «Светлый город» специалистами СПб ГУП «Ленсвет» на каждом мосту было установлено по 8 прожекторов декоративной подсветки.

Последние по времени реставрационные работы на Мало-Конюшенном и Театральном мостах были проведены в июле-декабре 2017 года. Все работы выполнялись с соблюдением требований нормативных документов, предъявляемых к сохранению памятников.

Золочение и окраска металлоконструкций и декоративных элементов мостов, восполнение утрат, восстановление окраски - все работы проведены в соответствии с утвержденной методикой. Процесс золочения проходил под постоянным контролем специалистов КГИОП. Максимально возможное количество элементов было демонтировано для проведения золочения в условиях мастерских. Также непосредственно на объекте были собраны специальные временные сооружения - тепляки, в которых был обеспечен температурно-влажностный режим, соответствующий методикам по нанесению сусального золота.

Весь комплекс работ занял полгода. За это время на каждом мосту были проведены в общей сложности 20 технологически разных ремонтно-реставрационных процессов.

Дополнительная информация

Композиция из трех мостов не имеет аналогов в мире и является объектом культурного наследия федерального значения.

Расположение

Мало-Конюшенный мост - входит в уникальную мостовую композицию «Тройно́й мост» в Центральном районе Санкт-Петербурга. Расположен в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки. Ближайшая станция метрополитена (700 м) - «Невский проспект», выход на канал Грибоедова.

Название

Мало-Конюшенный мост Второй мост с конюшенной площади, на которой располагались Главные императорские конюшни. Назван по причине того, что на момент постройки уже существовал Перво-Конюшенный мост.

Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста был перекинут через Мойку ещё в 1716, впоследствии он располагался ближе к месту нынешнего 2-го Садового моста. Два моста на этом месте были построены в конце 1730-х, в царствование Анны Иоанновны: Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Криву́шу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный - через Мойку. Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты. В 1770 году Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный.

Оригинальный проект

В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими - на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики - Мало-Конюшенный и Театральный. Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807-1829 при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты. Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, В. К. Треттер и М. Г. Дестрем, которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано.

Строительство моста

Мосты были построены в 1829-1830 под руководством В. К. Треттера по проекту, в окончательном виде подготовленному Е. А. Адамом. Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно. Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными…

Большой Конюшенный мост раскинулся от Казанского до 1-го Адмиралтейского острова через реку Мойку в самом центре Санкт-Петербурга. В этом квартале сосредоточились многие архитектурные достопримечательности города, уютные гостиницы и роскошные отели, музеи и выставки

Название Большой Конюшенный мост произошло от здания Главных императорских конюшен, расположенных на левом берегу реки Мойки, в доме № 44. От этого здания также произошли названия Большой и Малой Конюшенных улиц, Конюшенной площади и Конюшенного переулка.

Вначале здесь Германом ван Болесом в 1753 году был возведен деревянный разводной мост. Его обшили досками и в соответствии с модой тех времен мост был окрашен «под камень».


В 1828 году мост был заменён на новый однопролётный арочный мост из чугунных тюбингов, соединенных болтами. Проект переправы был выполнен инженерами Е.А. Адамом, В.К.Треттером и В.И. Гесте. Проект уникален тем, что эти тюбинги изначально предназначались для строительства Мало-Конюшенного моста , но в связи с принятием нового проекта, там не понадобились.

Для уменьшения массы тюбингов в их боковых стенках по предложению П.П. Базена делались отверстия эллиптической формы. Чугунная арка опирается на береговые устои, которые облицованы гранитными блоками правильной резки. В основании устоев - деревянные ростверки, опирающиеся на сваи.


Фасады пролётного строения Большого Конюшенного моста декорированы чугунными листами, эти листы украшены художественным орнаментом. При въездах на мост были установлены торшеры с фонарями. Решётка моста исполнена в виде часто расставленных дротиков с накладной арматурой из переплетённых венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками, и поддерживающих перила фигурных кронштейнов. Фонарные столбы подняты над парапетами набережных гранитными парапетами на относительно высоких чугунных пьедесталах.


В 1935 году по причине деформации в опорах и пролётном строении был проведён ремонт Большого Конюшенного моста по проекту инженеров М. И. Жданова и А. Д. Саперштейн. Поверх чугунного был уложен железобетонный свод, были ликвидированы ограждения между тротуарами и проезжей частью.


В 1951 году под руководством архитектора А.Л. Ротача была выполнена реставрация торшеров с фонарями и решеток. Фонарь Большого Конюшенного моста


Как уже упоминалось выше, на набережной реки Мойки расположилось множество уютных мини-отелей. С 2011 года правительством России была введена обязательная классификация гостиниц в России , и большинство гостиниц Петербурга с большой вероятностью пройдут эту классификацию в ближайшее время, что крайне положительно скажется на развитии туристической отрали не только в Петербурге, но и по всей России

Большой Конюшенный мост ночью


Театральный и Мало-Конюшенный мосты (Трехарковый, Трехколенный, Тройной)

В 1829-1830 гг. по проекту инженеров Е. А. Адама и В. К. Третера эти два моста объединяются в мостовую композицию, не имеющую аналога: Мало-Конюшенный мост устанавливается строго по оси канала Грибоедова, а под углом к нему подведены пролеты Театрального. У этих мостов общая средняя опора. Уникальная композиция трехарочного моста органично вписалась в ансамбль памятников архитектуры.
Арочные пролеты мостов состоят из чугунных секций, соединенных болтами. Мосты ограждены решетками художественного литья, оформлены накладными золочеными деталями. Металлические элементы мостов изготавливались в 1819-1829 гг. на казенном Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге, а также на Александровском Олонецком чугунолитейном заводе.
В 1953 г. по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены утраченные торшеры с фонарями.
В 1989- 1991 гг. мосты укрепляются и реставрируются но проекту инженера Г. Н. Брудно.

Мало-Конюшенный мост - один из мостов уникальной мостовой композиции - «Тройной мост».
Он расположен в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки.
Два моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает как бы Третий мост, но это - арка ложного Пешеходного моста. Длина первого моста - 18 метров, ширина около 15,5 м в середине и 19 м у концов; длина второго моста - 23 метра, при одинаковой ширине (около 15,6 м.)

Первый деревянный мост на месте современного Мало-Конюшенного моста был построен через Мойку ещё в 1716.
Позднее на этом месте в конце 1730-х,во время царствования Анны Иоанновны, были построены два моста: Перво-Конюшенный мост был перекинут через речку Кривушу (будущий канал Грибоедова), исток которой тогда только-только соединили с Мойкой, а Мало-Конюшенный - через Мойку. Оба они представляли собой деревянные трёхпролётные разводные мосты. В 1770 году Перво-Конюшенный мост был переименован в Театральный. располагался он ближе к месту ныне существующего 2-го Садового моста.
В начале XIX века было предложено несколько проектов замены деревянных мостов новыми металлическими или каменными, однако их воплощение постоянно откладывалось. В то время в Петербурге шло строительство целого ряда важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств, и градостроители не могли уделить большого внимания паре небольших мостиков возле Царицына луга. Так продолжалось до 1807, когда К. И. Росси, получивший заказ на строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича между Екатерининским каналом и Фонтанкой, принялся за перепроектирование всего района, окружавшего задуманный им архитектурный комплекс. В числе объектов, спроектированных им для застройки района, были и два необычных моста, опирающихся одними своими концами на берега Екатерининского канала и Мойки, а другими - на общую опору в середине Мойки. Тогда же впервые возникло название Трёхарочный мост, хотя официально за двумя частями композиции оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики - Мало-Конюшенный и Театральный.

Проект постройки новых чугунных мостов на месте старых деревянных разрабатывался в 1807-1829 при участии архитектора В. И. Гесте и инженера Е. А. Адама, предлагавших строить их как отдельные мосты. Им возражали архитекторы А. К. Модюи, В. И. Беретти, инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, В. К. Треттер и М. Г. Дестрем, которые предлагали объединить мосты в единый ансамбль, что и было в итоге реализовано.
Последний предполагал, что ограды и фонари мостов должны будут отличаться по оформлению, но Треттер настоял на том, что составляющие единую композицию мосты и оформлены должны быть единообразно. Оба моста имеют по одному пролёту, перекрытому чугунными сводами из тюбингов. К Театральному мосту со стороны здания Главных императорских конюшен примыкает арка ложного Пешеходного моста. При одинаковой ширине (около 15,6 м.) Театральный и Мало-Конюшенный мосты заметно различаются по длине: 18 м и 23 м соответственно. На концах Мало-Конюшенный расширяется до 19 м. Арочные пролеты мостов состоят из чугунных секций, соединенных болтами. Все три моста имеют одинаковые торшеры и чугунные перильные ограждения, оформленные в стиле позднего классицизма. Металлические элементы мостов изготавливались в 1819-1829 гг. на казенном Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге, а также на Александровском Олонецком чугунолитейном заводе. В декоре преобладают элементы растительного орнамента. Решетка ограды образована вертикальными круглыми стержнями с капителями в виде нераспустившихся бутонов. В центре каждого звена решётки находятся маска Медузы Горгоны и месяц, окружённые ветвями и пальмовыми листьями. На общем фоне красиво выделяются детали, покрытые сусальным золотом.