Сочинение на тему Как изображается в поэме «Анна Снегина» новая власть. Предреволюционная и послереволюционная Россия (по поэме С. А. Есенина «Анна Снегина») Традиционная тема в поэме анна снегина

Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»

Цель урока: показать, что «Анна Снегина» — одно из выдающихся произведений русской литературы.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Слушаем доклад ученика.

II. Слово учителя

Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных ранее. Некоторые исследователи считают, что это определение не совсем точно выражает ее жанровое своеобразие. Вл. Турбин называет «Анну Снегину» «повестью в стихах» и находит в ней сходство с «Евгением Онегиным» (отметим сходство звучания фамилий заглавных героев). А. Квятковский определяет поэму как стихотворную новеллу, то есть повествование с напряженным сюжетом и неожиданной концовкой: «Мы все эти годы любили, / Но, значит, / Любили я нас».

III. Беседа

— Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме?

Тема угасания «дворянских гнезд», начатая И. С. Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А. П. Чеховым в «Вишневом саде», получила у Есенина свою интерпретацию, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом советской власти «дворянские гнезда» исчезли.

Комментарий учителя:

Принадлежащая к московской аристократической элите Т. А. Аксакова-Сиверс вспоминала: «Я поражаюсь, с какой красивой легкостью мы — я говорю о дворянстве — расставались с материальными ценностями. Очень тонко подметил это Есенин в поэме «Анна Снегина». Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революционное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, свое изгойство, расставание с Сергеем. В ее душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом ее любви, но и образом Родины. Интимная и патриотическая темы в поэзии Есенина были в таком же органическом согласии, как и в творчестве Блока и Ахматовой».

— Речь какого героя открывает поэму? Какие ассоциации вызывает этот рассказ?

(Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из слов возницы мы узнаем печальные вести о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями — бедными и вороватыми криушанами (отметим значимость названий). Вражда эта привела к скандалу и убийству старосты (вспомним историю Савелия из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и к постепенному разорению Радова:

С тех пор у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.)

(Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего. Прежде всего, не в автобиографических подробностях, а в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

— Как высказывается отношение к войне?

(Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает определенную неприязнь, это почти «предатель». Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую явил я отвагу — / Был первый в стране дезертир»?)

— Почему герой самовольно возвращается с войны?

(Воевать за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» — это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» — не геройство. Быть «игрушкой» на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей «на фронт умирать» — тоже не геройство. В этой ситуации «отвагой» действительно было то, что сделал лирический герой, Сергей. Он возвращается с войны летом 1917 года.)

— Каким видится прошлое лирическому герою?

(Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: Так мил моим вспыхнувшим взглядам / состарившийся плетень», «разросшийся сад», сирень. Эти милые приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль:

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.)

— Каковы настроения земляков поэта?

(Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина — «безвластье. / Прогнали царя...». Мы узнаем про булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало / Творить на свободе гнусь». И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала... / Погибла кормилица Русь».)

— Какие вопросы волнуют мужиков?

(Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи: / Отойдут ли крестьянам / Без выкупа пашни господ?» Второй опрос — о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи, / Кто такое Ленин?» Ответ героя на этот вопрос требует комментария: «Я тихо ответил: / «Он — вы».)

— Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при их встрече?

(Диалог герое в двух планах: очевидном и неявном, «подводном» (глава 3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты, паузы показывают, что прежние чувства героев живы. Она: «Я даже вздохнула украдкой, / Коснувшись до вас рукой»; «Кого-нибудь любите?». Он: «Я слушал ее и невольно / Оглядывал стройный лик. / Хотелось сказать: / «Довольно! / Найдемте другой язык!»; «Но почему-то, не знаю, / Смущенно сказал невпопад: / «Да... Да... / Я сейчас вспоминаю...»; «Не знаю, зачем я трогал / Перчатки ее и шаль» (Обратим внимание, как эти детали напоминают манеру Ахматовой); «По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет».

Лейтмотив («Мы все в эти годы любили...») звучит уже оптимистично:

Есть что-то прекрасное в лете,

А с летом прекрасное в нас.)

— В чем причина разлада в отношениях героя и героини?

(Прон Оглоблин за думал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного», как он считал, человека, столичного жителя. Приехали они совсем не вовремя: оказалось, только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы — жалкий и низкий трусишка. / Он умер... /А вы вот здесь…». Все лето после этого герои не виделись.)

— Как изображается в поэме новая власть?

(Октябрь 1917 года герой встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона, который «от радости чуть не помер», ведь «Теперь мы всех р-раз — и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса». «Мечта» Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась, подкрепленная новой властью: «В России теперь Советы / И Ленин — старшой комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически. Во власть полезли первые бездельники и пьяницы: «Я первый сейчас же коммуну / Устрою в своем селе», — заявляет Прон. Брат Прона, Лабутя, от радостного известия о приходе новой власти «в штаны намочил», сам он «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете. /Живут, не мозоля рук. / И вот он, конечно, в Совете».)

Вспомним, как ответил на вопрос мужиков о Ленине герой. («Он — вы».) Прокомментируем это определение.

— Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места?

(Проходит шесть лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофоны» — играть «коровам тамбовский фокстрот»? «Удел хлебороба гас».

О событиях в Криуше герой узнает из письма мельника: Прон Оглоблин расстрелян деникинцами, Лабутя спасся — «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / За храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон».)

— Как изменяется лейтмотив поэмы в заключительной ее части?

Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме героини ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия:

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова.

Теперь я от вас далеко...

В России теперь апрель.

И синею заволокой

Покрыта береза и ель.)

Обратим внимание на внутреннее сходство этих строк со словами Татьяны Лариной из ХLVI строфы восьмой главы «Евгения Онегина».

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

И опять проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все «по-прежнему», но все ему видится уже другим: «Иду я разросшимся садом / Лицо задевает сирень. / Так мил моим вспыхнувшим взглядам / Погорбившийся плетень». Сравним с описанием (почти таким же) из первой главы. Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему»; «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».

IV. Заключительное слово учителя

«Далекие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В концовке поэмы изменено всего одно слово, но смысл поменялся значительно:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Это все слова одного ряда: природа, родина, весна, любовь. И прав простивший (обратимся снова к эпиграфу).

«Анна Снегина» - автобиографическая поэма Сергея Есенина, законченная им уже перед смертью - к концу января 1925 года. Она не только является плодом авторских переосмыслений Октябрьской революции и её последствий для народа, но и демонстрацией отношения поэта к революционным событиям. Он не только оценивает, но и переживает их с позиции художника и маленького человека, оказавшегося заложником обстоятельств.

Россия в первой половине двадцатого века оставалась страной с низким уровнем грамотности, что вскоре подверглось существенным изменениям. В результате ряда революционных восстаний возникли первые политические партии, таким образом, народ стал полноправным участником общественной жизни. Кроме того, на развитие отечества оказали влияние глобальные потрясения: в 1914-1918 гг. Российская Империя была вовлечена в Первую Мировую войну, а 1918-1921 гг., ее раздирала гражданская война. Поэтому эпоха, в период которой была написана поэма, называется уже эпохой «Советской республики». Есенин показал этот переломный момент истории на примере судьбы маленького человека – самого себя в лирическом образе. Драматизм эпохи находит свое отражение даже в размере стиха: трехстопный амфибрахий, который так любил Некрасов и использовал, как универсальную форму для своей обличительной гражданской лирики. Этот размер более соответствует эпосу, чем легким стихотворениям Сергея Александровича.

Действие происходит на рязанской земле в период весны с 1917 по 1923 г. Автор показывает реальное пространство, описывает реальную русскую местность: «Село, значит, наше Радово…». Использование топонимов в книге не случайно. Они важны для создания метафорического пространства. Радово - это литературный прообраз Константиново, места, где родился и вырос Сергей Александрович. Конкретное художественное пространство не просто «привязывает» изображаемый мир к тем или иным топографическим реалиям, но и активно влияет на суть изображаемого. И село Криуша тоже (Есенин в поэме называет Криуши) действительно существует в Клепиковском районе Рязанской области, который находится в соседстве с Рыбновским районом, где расположено село Константиново.

«Анна Снегина» была написана С. Есениным во время его 2-й поездки на Кавказ в 1924-1925 гг. Это был самый насыщенный творческий период поэта, когда ему писалось легко, как никогда прежде. И это объемное произведение он писал залпом, работа приносила ему неподдельную радость. В итоге, получилась автобиографическая лироэпическая поэма. В ней заложено своеобразие книги, так как она вместила в себя сразу два рода литературы: эпос и лирика. Исторические события - это эпическое начало; любовь героя - лирическое.

О чем поэма?

Произведение Есенина состоит из 5 глав, каждая из которых раскрывает определенный этап в жизни страны. Композиция в поэме «Анна Снегина» — цикличная: начинается и заканчивается она приездом Сергея в родное село.

Есенин, прежде всего, расставил для себя приоритеты: с чем ему по пути? Анализируя обстановку, сложившуюся под влиянием социальных катаклизмов, он выбирает для себя старое доброе прошлое, где не было такой оголтелой вражды между родными и близкими людьми. Таким образом, основная мысль произведения «Анна Снегина» заключается в том, что поэт не находит в новой агрессивной и жестокой реальности места человеку. Борьба отравила умы и души, брат идет на брата, а жизнь измеряется силе нажима или удара. Какие бы идеалы за этим превращением не стояли, они того не стоят – вот приговор автора послереволюционной России. В поэме явно обозначился разлад официальной партийной идеологии и философии творца, и этого несовпадения Сергею Александровичу так и не простили.

Однако и в эмигрантской доле автор не нашел себя. Показывая пренебрежение к письму Анны, он обозначает пропасть между ними, ведь ее нравственного выбора он никак не может принять. Есенин любит родину и не может оставить ее, тем более в таком состоянии. Снегина уехала безвозвратно, как уходит прошлое, и для России исчезновение дворянства – исторический факт. Пускай и поэт новым людям кажется пережитком прошлого со своим сопливым гуманизмом, но он останется в родном краю наедине со своей ностальгией по вчерашнему дню, которому он так предан. В этом самопожертвовании выражается идея поэмы «Анна Снегина», а в образе девушки в белой накидке перед мысленным взором рассказчика появляется мирная патриархальная Россия, в которую он до сих пор влюблен.

Критика

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий». Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму. Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина». Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах. Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», - отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии. За это его расстреляли при Сталине.

Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался». Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов. Современный публицист, Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».

Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека. Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он - вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат. Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как изображается в поэме «Анна Снегина» новая власть?

творчества Сергея Есенина была его огромная, испепеляющая любовь к Родине. Выходец из «самой гущи народной», он подчинил свою поэзию одной страсти, одной мысли о чаяниях народных. Каждое его стихотворение, не говоря о более серьезных вещах, проникнуто болью настоящего и надеждой на лучший завтрашний день.

совершающихся событий особенно характерно Для Есенина. Его поэзия- результат постоянных и глубоких раздумий над судьбой Родины и существующими Социально-экономическими проблемами. История, революция, народ, город, деревня, личность -только небольшой перечень основных тем его произведений.

Одной из самых значительных поэм, написанных уже незадолго до смерти, в 1925 г., является лирико-эпическая поэма «Анна Онегина». Это своеобразный итог его размышлений о противоречивом и смутном времени, размышлений о событиях, связанных с революцией и породивших новые отношения в русской деревне. Эпические, реально происходящие изменения, в корне изменившие древние устои, проходят через восприятие лирического героя, личности автора. В ней отражена глубина его исторического мышления, настроения революции, переворот прежних отношений, расстановка сил в деревне, вызванные событиями Октябрьского переворота.

Именно здесь поэт недвусмысленно дает понять, что он в принципе против любой войны, отстаивает свой взгляд на нормальную жизнь человека. Он не хочет быть игрушкой в руках Керенских и подобных ему, которые ради своих политических целей «все ту же сермяжную рать сгоняли на фронт умирать». И таким образом становится «первым в стране дезертиром».

Он отправляется в деревню. Знакомые места вызывают в его памяти воспоминание о девушке, которую он когда-то любил:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лёт.

И девушка в белой накидке

До войны эта деревня была богатой: крыши крестьян крыты железом, у каждого свой двор и скот, праздники были хлебосольными, мужики довольны своей жизнью. Разные люди живут здесь. Великий гуманист мельник, противоречивый возница, совершенно разные по своей природе братья-бедняки Лабутя и Прон. Последний, бывший драчун и грубиян, после революции становится лидером мужиков, стремится построить в деревне советскую власть. Его брат, «хвастун и трусишка», понимает революцию как возможность ничего не делать, «жить, не мозоля рук». В этих двух образах воплощен противоречивый характер революции. Смена социального строя вызывает изменения и в характере Прона, он становится более серьезным человеком, сознающим свою ответственность перед народом.

С великим счастьем!

Настал ожидаемый час!

Приветствую с новой властью!

Лабутя представляет людей, поверхностно воспринявших революцию, стремящихся из этого события извлечь для себя какую-то выгоду.

Такие всегда на примете.

Живут, не мозоля рук.

И вот он, конечно, в Совете,

Медали запрятал в сундук.

Как же может идти речь о хорошей жизни деревенских жителей, если такие люди стоят во главе государства?

Вскоре радость прихода нового правительства сменилась разочарованием практически у всех. Не у всех получалось самостоятельно вести хозяйство. Жители деревни, которые всегда находились в подчинении помещиков, не смогли приспособиться к новому устройству общества.

Печально, что в ходе Гражданской войны гибнет именно Прон, а такие люди, как Лабутя, остаются живыми и требуют себе за это наград.

Есенин представляет крестьян совсем не инертной массой. Они живо интересуются, от ли им землю без выкупа, когда кончится война, кто такой Ленин:

На крыльце у Прона

Горластый мужицкий галдеж.

Толкуют о новых законах,

О ценах на скот и рожь.

Кричат нам,

Что землю не троньте,

Еще не настал, мол, миг.

За что же тогда на фронте,

Мы губим себя и других?

Именно Прон организует мужиков и идет с ними к помещице Снегиной с требованием отдать добровольно земли без выкупа.

Без всякого выкупа с лета

В России теперь Советы...

Образ Анны Снегиной не только связан с образом лирического героя, для которого она является воспоминанием о прежней жизни. Анна тоже поставлена в условия выбора. Приход мужиков в ус окончательно разорвал ее связь не только с милым домом, имением, но и заставил покинуть. Ее жизнь революция растоптала: она лишается мужа, прощается с любимым человеком, теряет вей что имела. Но Анна прекрасно понимает совершающуюся историческую справедливость, ведь не зря на вопрос лирического героя она отвечает молчанием, в котором скрыты и боль, и сознание неизбежности народного возмездия.

Она уезжает в Англию. Узнав о возвращении героя в деревню, пишет письмо:

Так часто мне снится ограда,

Но вы мне по-прежнему милы,

Видимо, и там не находит себе места: что-то гонит ее в порт, она подолгу смотрит на корабли, с тоской глядит на красный флаг, который воплощает для нее утраченную Родину и страшит воспоминаниями о пережитом. Ее драма соотносится с драмой несчастного поколения русских дворян, насильственно отторгнутых от родной страны и разметавшихся по миру. Она судит себя сурово и строя го, понимая, что теперь нельзя вернуться к старому, не повернуть время вспять, даже любовь уже не вернуть.

И опять лирический герой вспоминает о «девушке в белой накидке». Это образ связывает прошлое и настоящее, два мира. И содержит в себе оптимизм и надежду на лучшее.

Тема урока : «Анализ поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина».

Цель урока: показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы; обучить анализу худ. произведения;

показать народность творчества С.А.Есенина.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока. (слайды 2, 3)

II. Проверка ДЗ. (тест, слайды 4, 5)

IV. Словарная работа. (слайд 6)

V. Вступление.

1. Слово учителя.

Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.

2. Сообщение учащегося.

Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной. В образе героя – поэта Сергея - мы угадываем самого Есенина. Прообраз Анны – Л.И.Кашина, которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ вещи разные, и худ. образ всегда богаче.

3. Слово учителя. (слайды 7, 8, 9)

События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Cюжет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта. В основе эпического плана - тема осуждения войны и тема крестьянства.

VI. Аналитическая беседа.

- Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места . Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова:

С тех пор у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.)

- Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей , в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)
ТЕМА ВОЙНЫ.

- Как высказывается отношение к войне? (Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает неприязнь, это почти предатель) Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»?)

- Почему герой самовольно возвращается с войны? (Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство. В этой ситуации отвагой действительно было то, что сделал лирический герой, дезертировал. Он возвращается с войны летом 1917 года.)

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ,

- Одна из главных тем поэмы – осуждение империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне в это время плохо :

У нас теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны –

Дерутся селом на село.

Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея». Войну осуждает и сам автор, который не боится назвать себя «первым в стране дезертиром». Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.


ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 10)
ТЕМА КРЕСТЬЯНСТВА.

- Каким видится прошлое лирическому герою ?(Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: «Так мил моим вспыхнувшим взглядам состарившийся плетень», «разросшийся сад»,сирень. Эти милые приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль:

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.)

Здесь начинается ведущий мотив поэмы.

-Каковы настроения земляков поэта? (Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина – «безвластье. Прогнали царя…». Мы узнаем про «булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало/ Творить на свободе гнусь». И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала../Погибла кормилица Русь.)

-Какие вопросы волнуют мужиков? ( Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи:/Отойдут ли крестьянам /Без выкупа пашни господ?». Второй вопрос - о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи,/ Кто такое Ленин?».

-Почему герой отвечает: «Он - вы»? (Этот афоризм о Ленине – народном вожде- знаменателен. Здесь герой поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий Крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным, т.к.они слышали, что он борется за то, чтобы навсегда освободить крестьян от помещичьего гнета и отдать им «без выкупа пашни господ»).

-Что побудило героя обратиться к Ленину? (Вера, а, может быть, точнее – желание веры в светлое будущее)

-Какие предстают перед нами крестьяне? (Прон – русский традиционный мятежник, воплощение пугачевского начала. Лабутя,его брат, - приспособленец и тунеядец.)

-Есть ли в поэме положительный тип крестьянина? (Конечно, есть. Это мельник- воплощение доброты , человечность, близость к природе. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы.)

СООБЩЕНИЕ.

- С революционными событиями тесно связана судьба главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне забрали; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов; старика мельника и его жены; рассказчика поэта, вовлеченного революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение Есенина к своим героям проникнуто озабоченностью их судьбами. В отличие от первых произведений, воспевающих преображенную крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» он не идеализирует русское крестьянство.

СООБЩЕНИЕ.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой. Для Есенина главное – нравственные качества людей. Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки.


ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 11)
-Теперь обратимся к нашим героям и посмотрим, как развивается ведущий мотив поэмы.
ЛЕЙТМОТИВ ПОЭМЫ («МЫ ВСЕ В ЭТИ ГОДЫ ЛЮБИЛИ…»)

- Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при встрече? (Диалог героев идет в двух планах: очевидном и неявном (гл.3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты показывают, что чувства героев живы.(ПРОЧИТАТЬ) ).

Лейтмотив поэмы звучит уже оптимистично. («Есть что-то прекрасное в лете,/А с летом прекрасное в нас»)

-В чем причина разлада в отношениях героев? (Прон Оглоблин задумал отобрать у Снегиных угодья , а для переговоров взял «важного», как он считал человека, столичного жителя. Приехали они совсем не вовремя: оказалось, что только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы – жалкий и низкий трусишка./ Он умер…/А вы вот здесь…». Все лето герои не виделись).

СООБЩЕНИЕ.

Поэма «Анна Снегина» лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу героев раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом черемухи, это имя – символ утраченной юности. Возникают ассоциации с есенинскими образами: девушка в белом, тонкая березка, снежная черемуха.

Лирический сюжет поэмы – история несостоявшейся любви героев – едва намечен, он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, а чувства интуитивны. Революция привела героев к расставанью, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Революция не у героев память о любви. То, что Анна оказалась вдали от Советской России, - печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это.
-Как изображается в поэме новая власть? (Октябрь 1917 года герой встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона , который «от радости чуть не помер», «Теперь мы всех раз – и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса». Мечта Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась, подкрепленная новой властью,: «В России теперь Советы / И Ленин – старшой комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически. Во власть полезли первые бездельники и пьяницы, вроде брата Прона Лабути, который «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете./Живут не мозоля рук./ И вот он, конечно, в Совете»).

- Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места? (Проходит 6 лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофон» - играть «коровам тамбовский фокстрот»? « Удел хлебороба гас »).

-Откуда узнает герой о событиях в Криуше? (О событиях он узнает из письма мельника: Прон расстрелян дениковцами, Лабутя спасся – «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / за храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон»).

-И снова наш герой в деревне. Какое впечатление произвело на него письмо Анны? (Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия. ПРОЧИТАТЬ .Сергей остается по-прежнему холодным и почти циничным: «Письмо как письмо./Беспричинно. /Я в жисть бы таких не писал.»)

-Как меняется лейтмотив поэмы в заключительной ее части ? (Здесь проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все по- прежнему, но все ему видится уже другим. ПРОЧИТАТЬ. Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему», «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».)

СООБЩЕНИЕ.

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: «Ничто не пробилось мне в душу,/ Ничто не смутило меня.» И лишь в финале звучит аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – главное в поэме – все человеческое прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.
ЗАПИСЬ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЙТМОТИВА (слайд 12)
VII. Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.

-«Далекие. милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает. (Чтение эпиграфа)

VIII. Итог урока и домашнее задание.

Задушевная лирика Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Поэма «Анна Снегина» — одна из вершин в творчестве поэта. В ней проступает тонкая, простая и нежная душа Есенина, который сделал себя главным героем, а поэму — автобиографической.

Поэма была написана в 1925 году в Батуми, незадолго до смерти поэта. Так же, как Бунин перед смертью вспоминал свою юность и любовь в цикле «Темные аллеи», так и Есенин со светлой грустью вспоминает былую любовь и новую встречу с Анной. Оба писателя создавали свои произведения на одном дыхании, словно боялись не успеть. У обоих похожие реалии: старинное поместье, сад, белеющее в сумерках платье девушки у калитки, образы нищих крестьян, сомнения в правоте своих поступков:

Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Состарившийся плетень. Когда-то у той калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!»

В поэме показана не только личная история героя, в ней автор подводит итог своего творческого пути и исторического пути страны. Две линии, лирическая и эпическая, тесно переплетены в сюжете произведения. Лирическое начало проявляется в истории любви героя к дочери помещика Анне Снегиной. Для поэта это было светлое, чистое чувство юношеской любви, которое осталось таким на всю жизнь. В отношении к девушке сквозит нежность и благодарное уважение.

История, рассказанная в поэме, начинается, когда автору было шестнадцать лет, а через десять лет он вернулся в родную деревню, где до сих пор стоит дом помещицы Снегиной. Лирическое начало сквозит даже в сценах социального плана, поскольку автор настроен на личные воспоминания. Герой ходит по деревне, и прошлое предстает перед ним:

Луна золотою порошею Осыпала даль деревень.

Дореволюционные события составляют эпический план поэмы: Первая мировая война, Февральская революция, борьба за власть в деревне. Есенин в курсе политических событий. Он приезжает в деревню между Февральской и Октябрьской революциями. Поэт с осуждением и негодованием вспоминает войну. Он считает ее безумием и преступлением. Людей массово убивали за чьи-то толстые кошельки. Есенин дает оценку войне:

Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез.

В руках ловких политиков люди превращаются в игрушки, которыми они ловко манипулируют. Умным людям понятна античеловеческая сущность любой войны. Поэт с возмущением говорит об агитаторах и лживой пропаганде, которая призывала людей умирать за чужие интересы. Эти крикуны спокойно отсиделись в тылу, пока шли кровопролитные бои.

В деревне Есенин встречает крестьян, которые хорошо помнят его. Поэт реалистически воспринимает революцию, не приукрашивает жизнь крестьян. Он далек от идеализации мужиков. Мужики из соседних деревень враждуют. Причина — зависть к более зажиточным соседям. Мужики поняли, что можно безнаказанно грабить, и хотят получить земли помещицы Снегиной. «Активистами» в годы революции становились самые никчемные, в прошлом пьяницы, дебоширы и лентяи. Таков брат Прона Оглоблина. Жители деревни прекрасно знают его «достоинства», но именно он становится во главе сельсовета. Герой с осуждением говорит:

Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете, Медали запрятал в сундук.

Самого Прона Оглоблина исчерпывающе характеризует старая мельничиха: Материал с сайта

Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, С утра по неделям пьян.

Уже в городе поэт узнает, что происходило в деревне после революции. Мельник в письме сообщает: «Мы живем не в раю». Этим все сказано.

Как многие выходцы из дворянского сословия, Анна после революции оказалась в эмиграции. Лишенная родины изгнанница тоскует по родной стороне, по прошедшей любви. Старый мельник передает Сергею письмо с лондонским штампом от Анны Снегиной. В душе героя возникают волнующие воспоминания:

Далекие милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

Этими словами Есенин заканчивает поэму. В стране произошел грандиозный переворот, изменилось все, но любовь остается неизменной, она дает силу и надежду.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как в поэме анна снегина показана новая власть
  • анна снегина о россии