Международный день франкофонии. Франкофония (организация) Страны в Америке

Если вы ищете названия стран, которые говорят на французском языке, вы должны прочитать эту статью, которая фокусируется на этой конкретной теме.

Французский и английский языки только два, на которых говорят практически на всех континентах. Это Романский язык, и следовательно, он является одним из древнейших языков в мире. Это официальный язык 29 стран и миллионы людей принимают его в качестве второго или третьего языка.

Французские сообщества существуют примерно в 56 странах. Его широкое применение началась в 15-м веке. До этого, он считался сложным и вежливым языком и был использован элитным классом. В 17 веке он был известен как язык дипломатии и международных отношений. Таким образом, люди во всем мире начали использовать его. Но очень скоро, английский стал языком международного общения. В этой статье вы увидите список различных стран, говорящих на французском языке сегодня.

Национальный язык.

Страны, которые считают французский язык национальным.

Список таких стран.

Бельгия, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Канада, Центральноафриканская Республика, Чад, Коморские острова, Демократическая Республика Конго, Джибути, Франция, Габон, Гвинея, Гаити, Кот-д"Ивуар, Люксембург, Мадагаскар, Монако, Нигер, Республика Конго, Руанда, Сенегал, Сейшельские острова, Швейцария, Того, Вануату.

Страны Европы.

Здесь вы можете найти большое количество людей, говорящих на французском языке. Европа имеет много стран, которые имеют французский язык как их национальный, и он также является официальным языком Европейского Союза.

Франция, Швейцария, Монако и Андорра, Бельгия, Люксембург.

Страны Африки.

Половина французско-говорящего населения, проживают в Африке. Существует огромный список африканских стран, где французский язык является официальным языком. Хотя французский является официальным языком в этих странах, есть и другие местные языки тоже, которые широко распространены.

Демократическая Республика Конго, Мадагаскар, Камерун, Кот-д"Ивуар, Буркина-Фасо, Нигер, Сенегал, Мали, Гвинея, Руанда, Чад, Бурунди, Того, Бенин, Центральноафриканская Республика, Республика Конго, Габон, Коморские острова, Экваториальная Гвинея, Джибути, Сейшельские острова.

Страны Азии.

Есть очень мало стран франкоязычных стран в Азии. В основном французский язык находится в качестве второго или третьего. Ливан

Юго-Восточная Азия (Лаос, Камбоджа, Вьетнам), Индия.

Страны в Америке.

Максимальное количество людей, которые говорят на французском языке в Америке, находится в Канаде. Французский язык считается в качестве официального языка в Канаде наравне с английским языком. Около 25% людей говорят по-французски в Канаде. Помимо этого, есть и другие страны, которые тоже используют французский как второй или третий язык. Страны в Северной Америке и Южной Америке следующие.

Канада, Французская Гвиана, Гваделупа, Гаити, Мартиника.

Тихоокеанский регион.

Французская Полинезия, Новая Каледония, Вануату, Уоллис и Футуна.


Флаг Франкофонии

Бывшие французские колонии, заморские территории и доминионы

Французский язык в мире
Тёмно-синий: родной язык;
Синий: язык администрации;
Голубой: язык культуры;
зелёный: франкоязычные меньшинства

История организации

Ко вторым можно отнести общий курс МОФ на усиление влияния в мире, наиболее явно обнаружившийся ещё с Саммита в Ханое (1997 г.). В столице Ливана была принята Бейрутская декларация, затронувшая важнейшие вопросы мировой политики. В декларации важнейший принцип МОФ - диалог культур - провозглашается в качестве главного фактора установления мира и борьбы с терроризмом, и превращается, таким образом, в реальный политический инструмент. В частности, главы государств и правительств заявили: «Мы убеждены, что диалог культур составляет необходимое условие в поиске мирных решений и позволяет бороться против… нетерпимости и экстремизма». Тот же тезис выдвигает и Жак Ширак : «Диалог культур - лучшее противоядие от риска столкновения цивилизаций».

По проблеме ближневосточного урегулирования министры напомнили о необходимости «немедленного возобновления мирного урегулирования на базе принципов, согласованных на конференции в Мадриде , и соответствующих резолюций ООН». МОФ поддержала арабскую мирную инициативу , в том числе относительно территорий в обмен на мир и относительно палестинских беженцев (план принца Саудовской Аравии Абдаллы Бен Абдель Азиза , требующий полного урегулирования палестинской проблемы и освобождения территорий, оккупированных в 1967 г.). Расценив арабскую инициативу как «наиболее приемлемый план, чтобы прийти к правильному, стабильному и глобальному решению в регионе», поддержав ливанский народ в его усилиях перед лицом различных вызовов, сделав возможным участие Алжира в делах МОФ, Франкофония укрепила связи с арабским миром.

Одним из центральных вопросов, затронутых МОФ, являлась иракская проблема. Главы государств и правительств заявили: «Мы защищаем главенствующую роль международного права и… ООН и напоминаем о коллективной обязанности решения иракского кризиса, а Ираку - полного соблюдения всех его обязательств». МОФ напомнила о том, что Ирак согласился на возобновление деятельности инспекций ООН. Государства-члены выступили категорически против применения силы. Ж. Ширак , в частности, заявил, что решение о применении силы «может быть принято только в случае законной самообороны или по решению международных компетентных инстанций. Речь может идти о том, чтобы заставить Ирак уважать свои обязательства, возобновить мирный палестино-израильский процесс, урегулировать конфликты в Африке, но одна и та же логика должна нас вдохновлять, потому что только она нас уверенно гарантирует от авантюристических соблазнов». Последнее словосочетание, очевидно, относится к попыткам США и Великобритании провести через СБ ООН решение о силовом вмешательстве в Ираке. Франция в этой обстановке была в центре деятельности по срыву всех инициатив Буша и Блэра, и логично, что ей удалось провести в МОФ решение об осуждении попыток силового вмешательства. При этом причины действий Парижа, для которого очень важен культурный фактор во внешней политике, кроются не столько в реалистических попытках утвердиться в статусе великой державы, сколько в мировоззренческих, в том числе и лингвистических несовпадениях между США и Францией. Противостояние протекает «на фоне противостояния либерально-оптимистической картины мира… и концепции необходимой многополярности».

И в этом контексте решения Бейрутской декларации не выглядят пустым звуком: они отражают культурные противоречия между франкофонным миром и США, олицетворяющими глобализм и гегемонизм. Антагонизмы очевидны: культурное разнообразие как путь к миру против «столкновения цивилизаций» и интервенционизма; поддержка арабского мира и боязнь исламской угрозы. МОФ позиционирует себя как истинного защитника демократии, между тем как США, по мнению Бутрос-Гали , отошли от великого прошлого (Вильсон как отец Лиги Наций, Рузвельт - один из авторов ООН) и стали «единственными жандармами планеты». Таким образом, противоречия между Франкофонией и США (символом глобализма) наполнились на Саммите в Бейруте конкретным политическим содержанием. Ещё одним важным вопросом, обсуждавшимся в Ливане, было положение в Кот-д’Ивуаре. МОФ осудила попытку захвата власти в стране насильственным путём, призвала воздержаться от насилия и разрешать конфликт исключительно мирными средствами. МОФ поддержала усилия CEDEAO (Экономическое сообщество государств западной Африки) по установлению диалога между сторонами как единственного пути к примирению, а также посреднические действия генерального секретаря МОФ. МОФ приветствовала образование 9 июля 2002 г. в Дурбане Африканского Союза. Франкофония видит в АС далеко идущие перспективы. А. Диуф считает, что современная ситуация требует того, чтобы Африка стала конфедерацией, чтобы здесь учреждались общие экономические, социальные, юридические пространства. В противном случае отдельные маленькие государства не смогут преодолеть кризис и интегрироваться в глобальный мир, будут продолжаться разрушительные переделы границ. Однако «бесполезно надеяться навязать конфедерацию сверху». Отсюда следует необходимость развития гражданских инициатив (деятельность неправительственных организаций, участие молодежи, женщин и др.), которыми как раз и занимается МОФ. Следовательно, МОФ пытается участвовать в определении судьбы Африки в партнерстве с АС и CEDEAO, явно демонстрируя желание так или иначе консолидировать африканские государства (о языковом признаке речи не идет здесь вообще). В Бейрутской декларации также приветствуется принятие АС Нового партнерства для развития Африки (NEPAD), а также утверждение Плана действий для Африки на Саммите G8 в Кананаскисе в июне 2002 г. и говорится о необходимости согласования всех этих проектов и действий МОФ.

Следующим Саммитом, который тоже важен в политическом отношении, стал Саммит в Уагадугу. На нём была принята Декларация Уагадугу, значительная часть которой посвящена разрешению региональных конфликтов. По вопросу ближневосточного урегулирования в ней заявлено, что главы государств и правительств МОФ «приняли резолюцию, призывающую к возобновлению процесса мирного урегулирования и мобилизации международного сообщества, чтобы облегчить проведение выборов на палестинских территориях», а также поддержали усилия по созданию на Ближнем Востоке зон, свободных от оружия массового разрушения, согласно резолюциям ООН. По Ираку была подтверждена приверженность принципу территориальной целостности и установления полного суверенитета государства, все стороны были призваны следовать резолюции 1546 СБ ООН, МОФ приветствовала декларацию, принятую на международной конференции в Шарм-эш-Шейхе (23 ноября 2004) по будущему Ирака. Декларация вынесла ряд суждений относительно процессов мирного урегулирования в Гаити, Кот-д’Ивуаре, Гвинее-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Экваториальной Гвинее, районе Великих Озёр, ЦАР, провинции Дарфур в Судане. По ситуации в этих государствах или регионах идет тесное сотрудничество между МОФ и ООН, АС, СПЯС, CEDEAO, ЕС, кроме того, знаменательно, что в центре внимания МОФ оказались не столько бывшие колонии, сколько все проблемные регионы Африки, что отражает все растущую активизацию «африканского направления» её политической деятельности.

Таким образом, в деятельности МОФ последних лет нашли отражение многие важнейшие процессы мировой политики, чему благоприятствуют как важные объективные движения в международных отношениях, так и стремление к усилению политической роли самой МОФ. При этом культурно-лингвистические и политические факторы тесно переплетены и, в целом, противостоят аналогичным факторам политики Запада, прежде всего США. Такие противоречия глубоки и лежат не столько в сфере реализма, сколько мировоззренчески-постмодернистских несовпадений. Активная внешняя политика Франции, в которой важное место занимает культурный фактор и которая во многом реализуется в рамках МОФ, способствует наполнению этих противоречий реальным и потенциально значимым содержанием.

Аннотация.

Статья посвящена деятельности Международной организации Франкофонии, истории ее создания, институциональной структуре, нормативным актам, разработанным в ее рамках. МОФ является профильной международной региональной организацией, деятельность которой направлена на развитие социокультурных аспектов внешней политики франкоязычных государств. В статье помимо истории создания, функционирования и институциональных основ деятельности организации, также рассматривается ее социально-полоитическое влияние и вклад в развитие использования французского языка в мире, а также развитие связей между франкоязычными государствами. Государства-члены МОФ не принадлежат одному конкретному региону мира, а разбросаны практически по всему земному шару. Это дает возможность организации развивать и поддерживать свое социально–языковое пространство практически на всех континентах мира. Представляется, что выполнение основной миссии Франкофонии заключается не только в сохранении и укреплении статуса французского языка, но и в реализации геополитических интересов Франции посредством продвижения языковой культуры, создания франкоязычного социокультурного пространства.


Ключевые слова: международное право, региональное право, национальное право, Франкофония, универсальная международная организация, сотрудничество, региональная интеграция, вторичное право, международные обязательства, международное договоры

10.7256/2454-0633.2017.3.23176


Дата направления в редакцию:

31-05-2017

Дата рецензирования:

04-06-2017

Дата публикации:

10-06-2017

Abstract.

The article is devoted to the activities of the International organization of La Francophonie, the history of its establishment, institutional structure, acts and regulations, developed within its framework. IOF is a specialized international regional organization aimed at the development of social and cultural aspects of foreign policy of Francophone States. IOF Member States do not belong to one particular region of the world, and are scattered almost all over the globe. IOF is undoubtedly reputable specialized international and regional organization aimed at the development of social and cultural aspects of foreign policy of Francophone States. Member States MOF does not belong to one particular region of the world, and are scattered almost all over the globe that enables organizations to develop and maintain their socio –linguistic space in almost all continents of the world. It appears that the essential mission of La Francophonie is not only to maintain and strengthen the status of the French language, but also in the realization of geopolitical interests of France, through the promotion of linguistic culture, the creation of a Francophone social space.

Keywords:

Secondary law, regional integration, cooperation, universal international organization, Francophonie, national law, regional law, international law, international obligations, international treaties

История создания

Новая межправительственная организация, основанная на использовании общего языка - французского, должна была быть ответственной за продвижение и распространение общей культуры ее членов и за повышение уровня культурного и технического сотрудничества между ними. Конвенция Ниамей в качестве целей АКТС закрепила такие политические обязанности как: «упрочнение связей и солидарности государств-членов, а также объединение граждан этих государств в постоянном диалоге цивилизаций».

Изменение рабочего наименования организации в 1999 г. на -Межправительственное агентство Франкофонии должно было отразить его межправительственный специализированный статус. Позднее - 23 ноября 2005 г. в г. Антананариво Конференция министров франкоязычных стран приняла новый Устав Организации Франкофонии, который дал агентству Франкофонии наименование Международной организации франкоязычных стран (МОФ - ст. 9 Устава).

МОФ в настоящее время включает 54 государств-членов Европы, Америки, Карибского бассейна, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Ближнего Востока.

Организация имеет четыре постоянных представительства: в г. Аддис-Абебе при Африканском союзе и Экономической комиссии по Африке Организации Объединенных Наций, в г. Брюсселе при Европейском Союзе, а также при Организации Объединенных Наций в г. Нью-Йорке и г. Женеве. МОФ располагает 3 региональными отделениями: в г. Ломе (Того) для организации деятельности в регионе Западной Африки, в г. Либревиле (Габон) для организации работы в регионах Центральной Африки и бассейна Индийского океана, в г. Ханое (Вьетнам) для организации деятельности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Также существуют и другие, менее крупные региональные отделения: в г. Бухаресте (Румыния) для организации деятельности в Центральной и Восточной Европы и в г. Порт-о-Пренсе (Гаити) для деятельности организации в бассейне Карибского моря.

В штаб-квартире МОФ в г. Париже, а также в подразделениях организации на местах работает на постоянной основе более 300 сотрудников .

В настоящее время в своей деятельности Организация в основном опирается на неправительственные организации. Так в рамках организованной Генеральным секретарем МОФ конференции франкоязычных международных неправительственных организаций (МНПО) в 2012 г. было представлено 67 МНПО и других организаций гражданского общества, аккредитованных при органах государственной власти франкоязычных стран.

МОФ заключила соглашения о сотрудничестве со многими международными и региональными организациями (Организация Объединенных Наций, Европейский союз, Африканский союз и т.д.).

Цели создания организации

Миссия международной организации Франкофонии (Organisation internationale de F rancophonie ) состоит в упрочнении связей между государствами и правительствами, которые являются ее членами и наблюдателями или ассоциированными членами . Основной создания и упрочнения таких связей являются общий для этих государств французский язык и общечеловеческие ценности. МОФ является профильной международной региональной организацией, деятельность которой направлена на развитие социокультурных аспектов внешней политики франкоязычных государств .

В соответствии с Уставом организации данные цели конкретизируются следующим образом:

Создание и развитие демократии, предотвращение конфликтов, регулирование и разрешение конфликтов, а также оказание поддержки верховенства закона и прав человека;

Интенсификация диалога между культурами и цивилизациями;

Привлечение людей к взаимопониманию;

Укрепление их солидарности на основе многостороннего сотрудничества в целях содействия роста их экономик;

Содействие образованию и профессиональной подготовке» .

Основные нормативные акты организации

За срок функционирования МОФ было принято достаточно большое количество актов, однако в числе основополагающих документов организации следует назвать:

· Устав Организации Франкофонии, принятый на Конференции министров Франкофонии в Антананариве 23 ноября 2005 г.;

Институциональная основа

В соответствии со ст. 2 Устава институтами МОФ являются:

Конференция глав государств и правительств стран, использующих французский язык («Саммит»);

· Конференция министров франкоязычных стран («Конференции министров»);

· Постоянный совет Франкофонии («Постоянный Совет»);

Генеральный секретарь Франкофонии;

Парламентская ассамблея Франкофонии («APF»), которая является консультативным органом

Специализированными агентствами организации, признанными Саммитом являются:

· Университетское агентство Франкофонии («AUF»);

· TV5 - международное французское телевидение;

· Сенгорский университет Александрии;

· Международная ассоциация мэров столиц и других городов полностью или частично франкоязычных государств-членов («AIMF»);

· постоянные Конференции министров образования (Cofémen» молодежи и спорта (Conféjes);

Генеральный секретарь МОФ

Генеральный секретарь МОФ руководит деятельностью Совета по сотрудничеству и представлен во всех инстанциях организации. Ст. 6 Устава организации однозначно закрепляет, что генеральный секретарь «руководит Международной организацией Франкофонии».

В соответствии с п. 2 ст. 5 Устава организации, Генеральный секретарь избирается на четырехлетний срок главами государств и правительств с правом продления мандата.

Он возглавляет Постоянный совет, который готовит повестку дня, следит за выполнением предписанных им мер. Являясь официальным представителем МОФ, Генеральный секретарь представляет организацию и подписывает международные соглашения, назначает на посты административный персонал и является распорядителем расходов организации, а также является ответственным за организацию и мониторинг отраслевых конференций министров на высшем уровне. Без права голоса Генеральный секретарь может присутствовать на Конференции министров.

Генеральный секретарь не имеет права получать указания, а также вознаграждений от какого-либо правительства или из любых других источников. Он несет ответственность за все подразделения секретариата франкоязычных стран, в которых он участвует, а также отчитывается об исполнении своего мандата на встречах на высшем уровне. Кроме того, он может делегировать отдельные свои полномочия иным органам.

Саммит (ст. 3 Устава) состоит из глав государств и правительств стран-членов организации. Он собирается раз в два года и проходит под председательством главы государства или правительства принимающей страны, которая обеспечивает председательство на продолжении двух лет (т.е. вплоть до следующего саммита). Саммит принимает решения о приеме новых полноправных членов, ассоциированных членов и наблюдателей МОФ. Он определяет направление развития сотрудничества франкоязычных стран, с целью обеспечения их общего политического влияния на принятие основных решений мирового сообщества. Саммит принимает любую резолюцию, которую считает необходимой для надлежащего функционирования сотрудничества франкоязычных стран.

Конференция на уровне министров (ст. 4 Устава). Каждое государство-член представлено либо министром иностранных дел или министром, ответственным за сотрудничество с франкоязычными странами, либо иными уполномоченными представителями данных государств. Конференция министров возглавляется министром иностранных дел или министром, ответственным за сотрудничество с франкоязычными странами, страны, принимающей саммит.

Конференция министров принимает решения о крупных многосторонних проектах государств-членов и занимается подготовкой Саммита. Она следит за выполнением решений, принятых на высшем уровне и предпринимает все необходимые для этого инициативы. Она разрабатывает бюджет и финансовые отчеты МОФ и занимается распределением средств многостороннего фонда. Конференция министров рекомендует прием новых членов и новых ассоциированных членов или наблюдателей, а также определяет характер их прав и обязанностей.

Постоянный совет органи зации (ст. 5 Устава) является органом, ответственным за подготовку решений и контроль за их исполнением на высшем уровне, под руководством Конференции министров. Постоянный Совет состоит из высокопоставленных представителей государств-членов. Постоянный совет находится под председательством Генерального секретаря МОФ. Постоянный совет МОФ создан для решения следующих задач:

Обеспечение выполнения решений, принятых на Конференции министров;

Рассмотрение предложений по распределению средств Многостороннего фонда и исполнение решений по распределению этих средств;

Изучение финансовых отчетов МОФ;

Рассмотрение и утверждение предварительной повестки дня заседания Конференции министров;

Оповещение Конференции министров о состоянии обработки заявок на членство в организации или изменения статуса (члена, наблюдателя и т.п.);

Выполнение роли посредника, координатора и арбитра между государствами-членами. Для данных целей в его рамках созданы Политический комитет, Комитет по экономическому сотрудничеству и программированию, административный и финансовый комитеты. Эти комитеты находятся под председательством представителя одного из государств;

Принятие кадровых и финансовых инструкций;

Рассмотрение и утверждение программ и проектов;

Проведение оценки реализации программ;

Назначение финансового контролера;

Выполнение любых других задач, возложенных на Конференцию министров.

Парламентская ассамблея состоит из представителей парламентов государств-членов и наблюдателей, а также ассоциированных членов организации. Организация является сугубо консультативным органом и не обладает собственным правом инициативы принятия нормативных актов Основными направлениями деятельности организации является развитие демократии, а также развитие прав человека в франкоговорящих государствах. Для реализации данных целей Парламентская ассамблея участвует в:

Разработке текстов, направленных на совершенствование демократических институтов в государствах-членах организации и их представление другим органам организации с целью утверждения или принятия;

Организации наблюдательных миссий (в частности для наблюдения за проведением выборов) в государствах-членах организации;

Организует межпарламентское сотрудничество с целью обмена информацией между парламентами и т.д.

Основные направления деятельности

Деятельность организации в области образования

Развитие французского языка и языкового разнообразия

Стимулирование использования французского языка и расширение его преподавания во всем мире является одной из целей создания организации, которая со своей стороны организует для реализации данной цели ряд мероприятий на постоянной основе.

Повышение эффективности систем образования в целях обеспечения им как можно более широких слоев населения, является основной задачей тысячелетия в области развития, а также является международным обязательством франкоязычных стран. Для реализации этой цели МОФ опирается на повышение квалификации преподавателей и других участников образовательного процесса, а также признает необходимость модернизации учебных пособий. Работа Организации в этой области ведется в тесном сотрудничестве с Конференцией министров образования стран, использующих французский язык (Conférence des ministres de l’Education des pays ayant le français en partage ).

С целью повышения квалификации учителей МОФ предоставляет каждому возможность участия в курсах по повышению квалификации . Эти курсы проводятся в ряде франкоязычных стран, а МОФ предоставляет целевые средства и вспомогательные материалы для их реализации.

С целью повышения компетенции преподавательского состава в 2007 г. в четырех франкоязычных странах Юга (Бенине, Бурунди, Гаити и Мадагаскаре) была начата Программа дистанционного обучения учителей (l’Initiative francophone pour la formation à distance des maîtres ). Данная программа должна также быть реализована в Ливане, Нигерии и Демократической Республике Конго.

Повышение квалификации преподавателей французского языка в языковой среде, в которой они работают, обеспечивается МОФ не только посредством обучение преподавательского состава, но и предоставлением учебных пособий . В каждую страну или регион МОФ направляет инструкторов, книги для обучения, которые адаптированы в двуязычной среде того или иного государства (для этого используются учебные пособия на различных языках: креольском, арабском и т.п.). МОФ также предоставляет аудиовизуальные программы для преподавания французского языка на международном французском радио (RFI) и на международном французском телевидении TV5Monde. Специализированный сайт на портале МОФ имеет все программные ресурсы для изучения французского языка в многоязычном контексте. Два проекта МОФ в этой области особенно привлекают к себе внимание: Школы и национальные языки в Африке (ELAN) и VALOFRASE .

Программа «Школа и национальные языки в Африке (ELAN)» является новой инициативой, которая реализуется на основе партнерских отношений между МОФ, Университетским агентством Франкофонии (AUF), Французским агентством развития (АФД) и французским министерством иностранных и европейских дел (MAEE), при участии министерств образования Бенина, Бурундии, Буркина-Фасо, Камеруна, Мали, Нигерии, Демократической Республики Конго (RDC) и Сенегала. Программа направлена на разработку качественного начального образования, на поощрение и постепенное введение двуязычного образования в различных государствах, на развитие методов сосуществования африканских и французского языка в начальных школах и т.д. Этот проект был основан на исследованиях, проведенных в период между 2007 и 2010 гг. в шести странах, осуществленных совместно МИДом Франции, АФД, МОФ и AUF в рамках программы LASCOLAF, которые показали эффективность двуязычного образования в сочетании африканских языков и французского.

Другой проект МОФ, направленный на развитие использования французского языка в образовании, носит название программы «VALOFRASE» . Он направлен на обучение учителей французского языка в сорока странах, где французский язык не является единственным или главным в системе образования, а также на улучшение качества преподавания французского языка. В рамках данной программы обучение и учебные пособия адаптируются к различным франкоязычным регионам.

Для подготовки учителей французского языка в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в регионе Центральной и Восточной Европы были созданы два региональных центра . Семинары и тренинги организуются также в других регионах (к примеру, в арабских странах).

В период между 2010 и 2013 гг. было проинструктировано порядка 27.000 учителей и экспертов французского языка, преимущественно на местом уровне при участии Международной федерации учителей французского языка и Университетского агентства Франкофонии . В рамках различных программ МОФ реализуется деятельность по поддержке лингвистического многообразия государств-членов организации, с целью содействия обмену между языками, которые сосуществуют с французским на франкоязычном пространстве. Многоязычие поддерживается Организацией в культурных и образовательных программах, а также через сотрудничество с другими региональными и международными лингвистическими организациями.

Наконец по данному вопросу стоит отметить, что МОФ способствует адаптации профессионально-технического образования к наиболее современным требованиям рынка занятости. МОФ предоставляет политикам, государственным служащим и учреждениям профессионально-технической подготовки консультации по осуществлению политики в сфере профобразования. МОФ оказывает им поддержку, предоставляет методические пособия, участвует в планировании и разработке стандартов такого обучения, оценке систем профессионально-технического образования и специалистов, разрабатывающих учебные программы. Четыре пособия по проектированию систем профессионального обучения, опубликованные МОФ в 2009 г., стали рекомендациями для большинства стран-членов МОФ. Переведенные на девять языков, данные пособия предлагают субъектам системы профессионального образования конкретные ответы для лучшего согласования обучения с потребностями работодателей.

Организация организует обмен с другими языковыми пространствами мира: португальским, испанским, арабским, что особенно плодотворно для развития многоязычия в международных организациях. Так существует соглашения с Секретариатом Британского Содружества, Организацией иберо-американских государств и Арабской организацией по вопросам образования, науки и культуры.

В 2008 г. МОФ совместно с Арабской организацией по образованию, культуре и науке (АЛЕКСО) учредила премию Ибн Халдун-Сенгора для перевода с французского на арабский и с арабского на французский , основная цель которой состоит в поощрении культурных обменов между арабским и франкоязычным миром. Она присуждается каждый год, чередуя перевод произведения с французского на арабский и с арабского на французский язык. Победитель в этой номинации получает денежный приз в размере 10.000 долларов (около 7000 евро). Аналогичные цели преследует учрежденная в 1989 г. премия Кадима, направленная на стимулирование развития связей между африканскими, креольскими и французским языками.

Наконец, языковая политика Организации развивается благодаря лингвистическим пактам. «Лингвистический пакт» является контрактным соглашением между МОФ и его членами или партнерами, у которых французский язык не является официальным языком, но по просьбе отдельных государств, готовых к его использованию в качестве официального или полуофициального, может быть введен в качестве такового. МОФ и его партнеры предлагают для таких стран меры, а также сопровождающие обязательства для введения в таких странах французского языка в качестве официального. Тем не менее, на практике подобные договоры заключаются не только со странами, желающими ввести французский язык в качестве официального.

Французский язык как язык общения и переговоров

Для поддержания французского как языка общения и переговоров на международных форумах усилия МОФ сосредоточены на работе с национальными органами государственной власти, международными и региональными организациями. МОФ предпринимаются меры по поддержанию и укреплению французского языка в качестве официального и рабочего языка международных организаций и многостороннего сотрудничества. С целью сохранения за французским языком официального статуса с этими учреждениями заключаются соответствующие соглашения.

Созданы Группы франкоязычных послов при Организации Объединенных Наций и других международных организациях, а также сети франкоязычных функционеров, мобилизованных для осуществления контроля за использованием французского языка в этих организациях. С этой целью МОФ регулярно принимает отчеты и рекомендации .

Несколько франкоязычных неправительственных ассоциаций совместно с МОФ сформировали Стратегию защиты и продвижения французского языка . Цели сотрудничества этих организаций и МОФ определены в Уставе, подписанном 11 октября 2011 г. в г. Париже, где указывается, что они обязуются:

Содействовать продвижению французского языка в сфере науки и техники, права, экономики, финансов, и т.д.;

Разработать согласованный блок предложений по использованию французского языка в профессиональной сфере на постоянной основе;

Лоббировать использование французского языка в международных ассоциациях и организациях;

Неофициально подкреплять политику МОФ и способствовать отдельным видам её деятельности.

Организацией в целях развития и распространения французского языка и франкоязычной культуры также предпринимаются меры для развития доступа к франкоязычному цифровому контенту, в том числе для облегчения доступа к документам, архивам, научной информации и культурному наследию, увеличивается присутствие ресурсов на французском языке в Интернете, осуществляется оцифровка данных на французском языке, включая сканирование и оцифровка научных ресурсов и творческих работ, а также создан франкоязычный информационный фонд.

Помощь по оцифровке была предоставлена библиотекам, архивам и другим организациям образования и культуры. Кроме того Организация способствовала объединению средств различных субъектов в национальном и региональном масштабе, что потребовало от МОФ организации тренингов и обмена информацией между ними с целью содействия многосторонним инициативам между странами и франкоязычными учреждениями.

МОФ поддерживает франкоязычную цифровую сеть (RFN) , состоящую из национальных библиотек различных государств, которые уже занимаются программами оцифровки. Данная сеть состоит из шестнадцати основных франкоязычных институтов документоведения. Между данными институтами организован обмен франкоязычной аудиовизуальной продукции, а также художественных и документальных произведений.

Для поддержки производства совместных инновационных проектов цифрового содержания на французском языке в 1998 г. был создан Франкоязычный информационный Фонд . С момента его создания этот фонд способствовал появлению более 214 сайтов на французском языке, в создании которых участвовали организации 60 стран. Предназначенный для приобретения информационных и коммуникационных технологий для франкоязычных стран, фонд работает с различными проектами и субсидирует многосторонние инициативы по производству сайтов на французском языке.

При поддержке МОФ были созданы «Дома знаний» , которые обеспечивают подготовку специалистов и доступ к цифровым ресурсам. Впервые они были созданы в 2009 г. на экспериментальной основе при участии Международной организации франкоязычных стран совместно с Международной ассоциацией франкоязычных мэров, а также при сотрудничестве Университетского агентства франкоязычных стран и телекомпании «TV5». В проекте также приняли участие органы государственной и муниципальной власти государств-членов организации. Дома знаний оснащены компьютерными рабочими местами и видеотехникой, DVD-дисками и книгами и предлагают культурные и образовательные мероприятия, в том числе для учителей, школьников и студентов.

МОФ также прилагаются усилия для защиты французского языка в рамках организаций, управляющих компьютерными сетями и средствами массовой информации благодаря многочисленным инициативам.

Организовано представительство МОФ в специализированных организациях и институтах. С целью продвижения своих целей МОФ лоббирует свои интересы в консультационных и принимающих решения органах организаций в сфере Интернета (например, Международной корпорации «ICANN», управляющей распределением адресного пространства Интернета). Поддержка национального и регионального представительства в этих специализированных организациях ведется МОФ в партнерстве с региональными организациями, ассоциациями и профессиональными цифровыми сетями.

В рамках МОФ осуществляется координация позиций франкоязычных стран по вопросам информационного пространства и защиты в нем французского языка. Так, накануне крупных международных мероприятий по развитию Интернета организовываются встречи представителей франкоязычных стран с целью согласования общих позиций по данным вопросам, которые затем будут обсуждаться на международных форумах.

На национальном и региональном уровнях МОФ способствует укреплению технического потенциала специалистов франкоязычных государств; регистрирует Интернет-домены страны верхнего уровня, способствует развитию франкоязычного Интернета в целях содействия развитию услуг, таких как онлайн-обучение, телемедицина, электронное правительство (электронное правительство, электронная демократия, электронное голосование, электронное ходатайство, и т.д.) и электронная торговля (электронная торговля, электронная оплата, онлайн-банкинг и т.д.).

Борьба с киберпреступностью

С целью развития цифровой экономики МОФ в сотрудничестве с Франкополом - полицейской сетью франкоязычных стран - организуются сессии для укрепления потенциала правоохранительных органов в обучении методам борьбы с кибергпреступностью.

МОФ принимаются активные меры, направленные на переход от аналогового к цифровому вещанию, чем способствует укреплению потенциала франкоязычных стран посредством организации консультаций, тренингов и предоставления в их распоряжение специалистов для разработки национальных стратегий в данной сфере.

Олимпийские игры как трибуна для продвижения французского языка

Олимпийские игры являются идеальной трибуной для подтверждения статуса французского языка в качестве официального языка олимпийского движения, наравне с английским языком. Наглядное использование французского языка в вывесках, объявлениях и официальной документации Олимпийских Игр не появляется само собой. Лишь инициативы МОФ и согласования франкоязычных стран, проводящийся до, во время и после каждой игры позволяют обеспечить продвижение французского языка на мировой арене.

Начиная с Олимпийских Игр 2004 г., состоявшихся в Афинах, Генеральный секретарь МОФ избирает «выдающуюся личность» в мире спорта в качестве «Посла франкофонии» на Олимпийских играх, основная миссия которого заключается в наблюдении за использованием французского языка во время Игр и предоставление Генеральному секретарю подробного доклада о его использовании .

Развитие культурного пространства франкоязычных стран

Организация участвует в развитии культуры франкоязычных стран Африки и помогает профессионализации и повышению профессионального уровня работников сферы культуры этих стран. Так, МОФ осуществляет экспертизу и подготовку кадров франкоязычным странам южного полушария с целью развития их государственной политики в сфере культуры. Такая деятельность адресована политикам, представителям профессиональных организаций в сфере культуры, производителям и промоутерам, а также специалистам в области права. Это способствует развитию национальных структур в сфере поддержки культуры, совершенствованию законодательства о защите авторских прав и интеллектуальной собственности, повышению статуса творческих работников, и т.п.

Другими словами можно сказать, что деятельность МОФ нацелена на создание условий для появления организованного, конкурентоспособного рынка в сфере культурных ценностей, который призван обеспечивать рентабельность и трудовую занятость в этой сфере.

Для реализации данных целей МОФ осуществляет анализ культурного потенциала франкоязычных стран различных регионов Азии, Африки и Карибского бассейна, с целью установления перечня предприятий в сфере культуры, рынков продукции в сфере культуры и выявления потребностей и приоритетов субъектов этих рынков. Профессиональным ассоциациям, предпринимателям и промоутерам для повышения их эффективности и приобретения новых навыков, как в художественном аспекте, так и с точки зрения управления реализуемыми проектами предлагаются консультации и специальные учебные занятия.

Основным препятствием на пути развития индустрии культуры в развивающихся странах является доступ к финансированию. В связи с этим для разрешения данной проблемы МОФ были учреждены три фонда , которые с 2003 г. гарантируют обеспечение кредитов, выданных банками предпринимателям, работающим в сфере культуры, в размере 70 до 80% от общей суммы кредита . Эти фонды управляются в партнерстве с местными банками и финансовыми организациями:

· фонд 15 стран Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) финансируется совместно с Банком развития и инвестиций ЭКОВАС;

· фонд Марокко совместно финансируется с Центральным Фондом гарантирования Марокко;

· фонд Туниса финансируется совместно с тунисской страховой компанией Тунис-Re.

Центры чтения и культурных мероприятий

Доступ населения к книгам, журналам и цифровым ресурсам является еще одним аспектом политики развития культурного разнообразия МОФ. Вот уже более двадцати лет Организация организует Центры чтения и культурных мероприятий в сельских и пригородных районах для необеспеченных слоев населения государств - ее членов (CLAC).

Центры чтения и культурных мероприятий (CLAC) являются одновременно публичными библиотеками и местами социальных и культурных мероприятий.

За каждым центром закреплен постоянный руководитель и координатор, которые обеспечивают бесперебойную работу центра и занимаются статистикой посещений. Каждый центр чтения и культурных мероприятий МОФ нацелен на удовлетворение потребностей от 5 до 25 000 человек.

За последние 20 лет центры чтения и культурной деятельности стали довольно популярными, их деятельность охватывают 21 франкоязычную страну в Африке, Индийском океане, Карибском бассейне и на Ближнем Востоке. Их библиотеки привлекают более 3 млн. посетителей в год и насчитывают, в среднем, ежегодно более 200.000 новых абонентов и располагают более 1,3 миллионов книг.

Поддержка литературных талантов, пишущих на французском языке

В рамках политики развития культурного разнообразия МОФ поддерживает литературных талантов, пишущих на французском языке. С этой целью авторы приглашаются организацией для участия в ярмарках и литературных событиях. Таким образом, МОФ ставит перед собой задачу познакомить мировую общественность с франкоязычными писателями за пределами их страны или региона. Поддержка организации книжных ярмарок и других литературных мероприятий по всему миру выражается, в частности, в помощи франкоязычным авторам и писателям для участия в них. Эти события в дополнение к их культурной значимости также позволяют обеспечить более широкое распространение франкоязычных произведений на рынке.

Литературные премии МОФ приносят признание самым талантливым писателям и выделяют их творчество. Всего в Организации учреждено пять премий, основными из которых являются:

· премия пяти континентов Франкофонии , которая была учреждена в 2001 г. В состав жюри входят известные франкоязычные писатели, которые работают с Международной организацией франкоязычных стран. Жюри, которое состоит из издателей, книготорговцев, писателей и читателей всего франкоязычного мира, выбирает из числа десяти финалистов. Сотни романов ежегодно представляются в четыре комитета организации, которые согласовывают окончательный выбор. МОФ также участвует в кампании международной помощи лауреату в продвижении его работ;

· премия молодого франкоязычного писателя , которая была инициирована Ассоциацией молодых писателей, пишущих на французском языке. Она присуждается ежегодно произведениям авторов в возрасте от 15 до 27 лет.

Облегчение доступа на мировые рынки культурной продукции франкоязычных писателей

Приоритетом МОФ является представление международным производителям культурной продукции франкоязычных писателей с целью облегчения их доступа на мировые рынки культурной продукции. Также организуется партнерство МОФ с регулярным числом культурных мероприятий и фестивалей, которые проходят во франкоязычных странах, что выражается в помощи организаторам и поддержке деятелей искусства.

Фонд содействия мобильности деятелей искусства при МОФ позволил продвинуть на международной сцене карьеру многих певцов, музыкантов, танцевальных и театральных коллективов франкоязычных странах южного полушария. Беря на себя расходы по передвижению артистов и их оборудования с целью возможности организации концертов на фестивалях и культурных мероприятий по всему миру, фонд позволяет франкоязычным талантам представлять свое искусство в различных уголках мира.

Многогранный механизм помощи со стороны организации, который выражается в грантах для авторов и сценаристов и даже обеспечении рекламы и маркетинга фильмов, способствует созданию и распространению франкоязычных произведений.

Писатели и авторы могут получить гранты МОФ не только для распространения уже готовых произведений искусства, но и для развития концепции и разработки проектов по их созданию. Так, например, существует программа МОФ по поддержке написания сценариев для художественных фильмов . Организовано обучение по наращиванию потенциала работников средств массовой информации и актеров. Эти инициативы направлены на повышение экономической эффективности кинематографической и телевизионной продукции франкоязычных стран южного полушария.

Фонд аудиовизуальной продукции стран южного полушария , созданный в 1988 г., является основным источником финансирования творческих проектов в сфере кино и телевидения этих стран. Он внес вклад в производство 1400 произведений кино и телевидения, что составляет более 1 600 часов оригинальных программ. Гранты этого Фонда покрывают расходы на производство (перезапись, маркировка, изготовление, пост-продукция, дубляж, субтитры), а также распространение художественных и документальных фильмов. Записи, представленные производственными компаниями, частными или государственными, выбирает комитет, состоящий из профессионалов телевидения и кино.

При поддержке МОФ был создан сайт «Картины франкоязычных стран» (Images francophones ), который одновременно является инструментом для профессионалов и информационным пространством, открытым для широкой публики к франкоязычным аудиовизуальным произведениям стран южного полушария. Он предлагает:

· полный каталог работ, которые были поддержаны франкоязычным Фондом аудиовизуальной продукции стран южного полушария с момента его создания в 1988 г. (1200 фильмов и телевизионных программ);

· профессиональную площадку, позволяющую производителям представить свои заявки на предоставление помощи Фондом и доступ к бизнес-каталогам, форумам и пространствам для презентации своих проектов;

· информацию, посвященную новостям кино и аудиовизуальной продукции франкоязычных стран южного полушария.

Продвижение аудиовизуальных произведений

Продвижение аудиовизуальных произведений на фестивалях, кино и телевизионных рынках - это еще один вид политики культурного разнообразия организации. МОФ является партнером нескольких фестивалей, которые являются площадкой по продвижению кино и телепродукции франкоязычных стран южного полушария (например, Панафриканский фестиваль кино и телевидения в Уагадугу (ФЕСПАКО), фестиваль кино Карфагена, Виды Африки в Монреале, Черные экраны в Камеруне, фестиваль Намюр франкоязычных фильмов и т.п.). Каждый год на Каннском кинофестивале представлены десятки фильмов франкоязычных стран южного полушария, что также является заслугой МОФ.

Укрепление принципов верховенства права и поддержание мира во франкоязычных странах

Одним из аспектов политики МОФ является активизация интереса государств-членов (в первую очередь африканских) к конституционным вопросам, принципам демократии и соблюдению верховенства закона, что направлено на укрепление независимости и прозрачности государственных учреждений этих стран. Организация поддерживает франкоязычные страны в проведении основных реформ по модернизации своих конституционных и правовых текстов. В рамках миссий по оказанию правовой помощи и предоставлению консультаций и соответствующих методов в работе МОФ может направить экспертов. Они работают с правительствами и национальными учреждениями, такими как конституционные суды, в целях приведения их текстов в соответствии с международными нормами и стандартами.

Стажировки, организовываемые под руководством МОФ, позволяют обмениваться практикой реформирования государственных институтов и правовых текстов. Они часто проводятся в партнерстве с институциональной сетью учебных центров франкоязычных стран, специализирующихся на институциональной и государственно-правовой инженерии. Реже организовываются семинары и региональные тематические консультации по обмену опытом и передовой практикой между сотрудниками этих учреждений. В случаях, когда такая деятельность организуется в сотрудничестве с парламентами государств-членов, она осуществляется МОФ посредством Парламентской ассамблеи МОФ.

Кроме того, Организация стремится играть роль в укреплении судебной системы франкоязычных стран. МОФ содействует имплементации планов и национальных программ по реформе судебной системе франкоязычных африканских стран, с целью развития в этих государствах принципов верховенства закона, экономического и социального благополучия. Так, МОФ способствует обмену опытом между странами в осуществлении таких реформ путем организации тематических семинаров и региональных консультаций. Поддержка модернизации судебного аппарата проявляется также в предоставлении оборудования и информационного обеспечения, а также кадровых ресурсов.

Представители судебной системы (судьи, судебные приставы, нотариусы и т.д.) того или иного государства могут получить начальное обучение, пройти курсы повышения квалификации благодаря различным инициативам МОФ по поддержке таких педагогических инициатив.

МОФ также предпринимает действия по облегчению доступа к правовой информации и, особенно, доступа к современным франкоязычным источникам права - текстам законов, кодексам, пособиям, руководствам, юридическим научным журналам, чему способствует, в частности, финансирование различных баз данных и цифровых ресурсов. Так, например, был создан франкоязычный правовый сайт , цель которого состоит в помощи национальным структурам по распространению юридической информации (RF2D) . Таким образом, была создана сеть по обмену юридической информацией и методов подготовки, приобретения и опубликования правовых документов.

Для обеспечения гарантий прав и свобод, а также защиты принципов демократии во франкоязычных странах, МОФ предпринимает еще ряд инициатив. В частности, МОФ предоставляет информацию, соответствующие документальные ресурсы и педагогические материалы правительственным, парламентским и неправительственным организациям различных государств. Организация способствует разработке совместных действий правительственных организаций и гражданского общества; предоставляет финансовые средства, техническую поддержку и т.п.

Также в отношении вопросов защиты прав человека и принципов в демократии, МОФ следит за тем, чтобы все франкоязычные страны ратифицировали основные международные документы, касающиеся прав человека и имплементировали их в свое национальное законодательство. В этом направлении ведутся просветительские кампании, а также мероприятия, направленные на ведение мониторинга за внедрением международных обязательств в правопорядки государств. Активное и согласованное участие франкоязычных стран в международных и региональных организациях способствует установлению партнерских отношений, в том числе, с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), Советом Европы, Содружеством или Международной федерацией лиг прав человека (FIDH).

Наконец, МОФ на регулярной основе осуществляет мониторинг соблюдения прав человека во франкоязычных странах посредством регулярного распространения и обмена информацией с национальными и международными структурами. Подробный отчёт о наблюдениях и оценке практики институтов демократии, соблюдения прав и свобод человека во франкоязычных странах проводится каждые два года.

В 1997 г. была создана Ассоциация конституционных судов, использующих французский язык , участниками которой на сегодняшний день являются более сорока государств .

Основным направлением деятельности данной ассоциации, как и ряда других профильных ассоциаций в сфере прав человека и правового государства, является продвижение основ правового государства во франкоязычных странах. В этих целях проводятся встречи между судьями и сотрудниками конституционных судов, а также юристами-конституционалистами для обмена опытом и повышения статуса Конституционных судов в правопорядках различных государств.

Программы по воспитанию и обучению

С целью укрепления демократических ценностей в политике и обществе, МОФ разрабатывает и реализует программы по воспитанию и обучению как в рамках учебных заведений, так и в отношении представителей государственной службы. На национальном уровне МОФ проводит образовательные тренинги, цель которых заключается в закреплении в мировоззрении государственных чиновников, должностных лиц, представителей политических партий и представителей организаций гражданского общества (особенно женщин и молодежи) важности соблюдения механизмов и инструментов демократии. Посредством предоставления программ обучения, адаптированных к уровню начальных и средних школ и согласованных с министерствами образования стран, МОФ способствует развитию демократической культуры во франкоязычных обществах и воспитанию уважения к ценностям и принципам в области прав человека и демократии.

Важно обратить внимание на деятельность франкоязычного Фонда по инициативам в сфере демократии, правам человека и мира (Fonds francophone d’initiatives pour la démocratie, les droits de l’Homme et la paix ). Этот фонд поддерживает усилия национальных неправительственных организаций, профсоюзов, средств массовой информации в выпуске методических учебников, способствующих популяризации принципов демократии и верховенства права. Таким образом, он способствует консолидации активной роли организаций гражданского общества в области образования правам человека, демократии и мира. Он работает на основе процедуры открытого конкурса конкретных проектов, для которых организация-заявитель располагает финансированием покрывающим, по меньшей мере, 30% от стоимости проекта. Фонд находится в ведении МОФ, а его деятельность осуществляется Департаментом мира, прав человека и демократии.

Обеспечение свободы прессы и плюрализма средств массовой информации

С целью соблюдения гарантий свободы слова и независимости прессы, Организация поддерживает иные инициативы в данной сфере. Так, МОФ осуществляет миссии по выявлению потребностей представителей прессы во франкоязычных странах вместе при содействии правительств, парламентов, СМИ и органами, регулирующими деятельность средств массовой информации; доводит до этих субъектов информацию о законах и принципах, направленных на обеспечение свободы прессы и плюрализма средств массовой информации. Акцент делается на декриминализации деятельности СМИ и защите журналистов, а также разработке кодекса этики и поведения представителей СМИ в ситуациях кризиса и в периоды выборов. Поддержка организации также оказывается ассоциациям журналистов.

С 1998 г. в рамках МОФ функционирует Фонд поддержки СМИ (Fonds d’appui aux entreprises de presse ), который оказывает финансовую помощь СМИ, предназначенную для улучшения издательской политики медиа-компаний, улучшения их управления и технического развития.

Наконец, следует упомянуть и о франкоязычной Премии свободы прессы МОФ , которая организуется каждый год в партнерстве с международным «Радио Франс» и неправительственной организацией «Репортеры без границ», и присуждается лучшему репортажу, программе новостей или статье, посвященных правам человека.

Прогнозирование потенциальных кризисов и конфликтов

Для обеспечения мира и безопасности франкоязычных стран, а также в приграничных с ними государствах, усилия МОФ сосредоточены также на, а также их раннем предупреждении и быстром реагировании на возможность их возникновения с целью их предотвращения. Постоянный мониторинг кризисных ситуаций в различных регионах мира осуществляется посредством сбора, анализа, обработки и обмена информацией.

Представителями государств-членов на высшем уровне, назначенными Генеральным секретарем МОФ в 2010г. , были сформулированы рекомендации по совершенствованию профилактических мер и принятию более эффективных систем раннего предупреждения и быстрого реагирования на кризисные ситуации. Одна из рекомендаций заключается в усилении роли франкоязычных стран в предотвращении таких ситуаций, а также в привлечении к работе региональных и международных партнеров и заинтересованных организаций гражданского общества.

Меры по восстановлению конституционного порядка, мира и безопасности

МОФ предпринимает ряд мер и по восстановлению конституционного порядка, мира и безопасности после кризисов или конфликтов. Развертываются миссии посредничества и содействия; специальные посланники назначаются Генеральным секретарем МОФ с целью оказания содействия формированию согласительных процедур по преодолению кризиса и заключению мира между конфликтующими сторонами. Участие экспертов и посредников МОФ имеет целью участие в структурах мониторинга в качестве наблюдателя и / или посредника; в организации подготовки кадров; процессов политического диалога и консультаций с целью укрепления потенциала учреждений переходного периода.

Организация свободных, справедливых и прозрачных выборов

С целью организации свободных, справедливых и прозрачных выборов МОФ участвует на всех этапах избирательного процесса. Структуры, ответственные за организацию, управление и контроль за выборами могут рассчитывать на техническую и материальную поддержку МОФ, в то время как миссии по наблюдению МОФ осуществляют контроль за подсчетом голосов. Деятельность МОФ касается и предоставления правовой юридической и избирательной экспертизы; обучения сотрудников учреждений и гражданского общества, участвующих в избирательном процессе; поддержки в разработке избирательной документации и законодательства; способствования безопасности передачи и обработки результатов выборов. Эти различные действия осуществляются организацией в координации с компетентными судами, избирательными комиссиями, средствами массовой информации, политическими партиями и представителями гражданского общества.

МОФ также предпринимает необходимые меры в целях признания результатов выборов и разрешения споров, которые могут возникнуть по итогам выборного процесса. С данной целью организовано обучение процедурам контроля (в том числе и разбирательствам таких споров в судебном процессе). Сеть франкоязычных избирательных советов (Réseau francophone de compétences électorales ) , созданная МОФ в партнерстве с органами государственной власти Квебека, предоставляет консультации по различным вопросам проведения избирательных процессов.

Как правило, наблюдатели МОФ действуют в сотрудничестве с другими наблюдателями международных и региональных организаций (например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)). Подробные и обстоятельные отчеты по окончании этих миссий позволяют сигнализировать международной общественности и заинтересованному государству о возможных проблемах и выработать рекомендации для последующих выборов.

Международные программы по поддержанию мира

Наконец следует отметить, что Организация участвует в процессе консолидации и поддержания мира в сотрудничестве с другими международными организациями. МОФ также способствует более широкому участию франкоязычных стран в международных программах по поддержанию мира, разработанных Организацией Объединенных Наций в пост-конфликтных или кризисных странах франкоязычного мира. Во время встречи на высшем уровне в Квебеке, состоявшейся в 2008 г., главы государств и правительств франкоязычных стран обязались «укреплять потенциал франкоязычных государств в деле поддержания мира и призывали эти страны обеспечить ООН и компетентные региональные организации, в меру их возможностей, войсками (военные, полицейские), чтобы помочь в переходный период в укреплении мира». Исходя из этих положений, МОФ разработала четырехлетнюю оперативную стратегию подготовки франкоязычных стран к участию в миротворческих операциях и в поддержке наращивания их потенциала в этой области.

Деятельность организации в области экологии и устойчивого развития, а также борьба с бедностью

Деятельность МОФ в этом направлении реализуется по нескольким направлениям.

Во-первых, новая франкоязычная Программа поддержки местного развития (Programme francophone d’appui au développement local ) призвана обеспечить сельские и пригородные общины местными планами развития. Определенные в этих документах приоритеты развития будут поддерживаться франкоязычными странами-членами МОФ, а также финансироваться и другими субъектами.

Программа поддержки местного развития была основана на опыте, приобретенным по итогам реализации Специальной программы по развитию (Programme spécial de développement ) и Программы по поддержке местного развития (Programme d’appui au développement local ). Начиная с 2012 г. в рамках этого проекта МОФ тестируется новый подход к глобальной поддержке участников процесса местного развития, который нацелен на уменьшение крайней нищеты и голода. Конечной целью программы является совершенствование стратегий развития местных общин и их гармоничная интеграция в национальные стратегии устойчивого развития..

Местные стратегии развития являются «основным элементом создания динамичной экономической ткани, генерирующим рост доходов и занятости сельского населения, которое зачастую является наиболее бедным». Как следствие деятельность МОФ разворачивается именно в отношении местных сообществ; особое внимание уделяется молодежи и женщинам. Основными бенефициарами этой программы являются субъекты местного гражданского общества (общественные организации, ассоциации и т.д.), институционные, национальные и местные субъекты.

Программа поддержки местного развития опирается в каждой стране на организацию-посредника. Выбранная компетентными органами из представителей гражданского общества на конкурсной основе, она призвана отвечать за координацию действий на местах, обучение ее партнеров, мониторинг и распределение средств.

В каждой местной общине (населенном пункте) организация-посредник заручается поддержкой местной власти или посредника в лице представителей гражданского общества. Таким образом, на местном уровне предоставляется обучение населения, и распределяются средства для реализации местных проектов.

В результате можно говорить о том, что борьба с бедностью в рамках Программы поддержки местного развития реализуется посредством двух компонентов:

· обучение и развитие представителей местных общин в различных областях (таких как местное планирование развития, управление проектами и развитие производства и т.п.);

· поддержка проектов, представляющих общий интерес, включенных в План местного развития или план первоочередных действий.

Имплементация принципов устойчивого развития осуществляется в развивающихся франкоязычных странах посредством уже апробированной политики. Институт энергетики и окружающей среды МОФ (L’Institut de l’énergie et de l’environnement de la Francophonie ) занимается, в частности, работами по укреплению потенциала и профессиональных навыков, а также распространению качественной информации об устойчивом развитии на французском языке. Привилегированным направлением деятельности этого института является обмен опытом и передовой практикой между франкоязычными странами в сфере реализации стратегий устойчивого развития.

По результатам экспертной оценки и анализа Институт энергетики и окружающей среды предоставляет франкоязычным странам рекомендации по реализации и разработке стратегий устойчивого развития. Институт также способствует появлению квалифицированных национальных кадров в ряде стран; поощряет обмен, особенно по вопросам стандартизации и социальной ответственности. Кроме того он обеспечивает страны информационными ресурсами по устойчивому развитию на французском языке посредством своего веб-сайт, а также распространяет периодические издания; издает руководства, монографии, а также другие публикации по вопросам устойчивого развития.

Так при непосредственной поддержке Министерства образования и МИДа Франции уже более 20 лет функционирует программа «Французский университетский колледж СПбГУ», участниками которой являются Санкт-Петербургский государственный университет и 9 престижных ВУЗов Франции, среди которых Paris I - Panthéon Sorbonne, Paris I - Panthéon Sorbonne, EHESS, l’ENS de Paris и т.д. Программа предлагает своим слушателям двухгодичное дополнительное образование не специальностям право, история, литература, социология и философия. При этом студенты могут выбрать одно из двух отделений: первое отделение - франкоязычное, преподавание ведется на французском языке. Второе отделение - русскоязычное с синхронным переводом лекций. Ежегодно 15 профессоров престижных французских ВУЗов читают курсы лекций. Кроме того, французские преподаватели проводят еженедельные занятия и консультации и помогают в написании дипломной работы .

МОФ, несомненно, является авторитетной профильной международной региональной организацией, деятельность которой направлена на развитие социокультурных аспектов внешней политики франкоязычных государств. Государства-члены МОФ не принадлежат одному конкретному региону мира, а разбросаны практически по всему земному шару, что дает возможность организации развивать и поддерживать свое социально -языковое пространство практически на всех континентах мира. Представляется, что выполнение основной миссии Франкофонии заключается не только в сохранении и укреплении статуса французского языка, но и в реализации геополитических интересов Франции посредством продвижения языковой культуры, создания франкоязычного социокультурного пространства.

Курбанов Р.А. Международная организация франкоязычных стран (Франкофония) // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. - 2017. - № 3. - С.1-24. DOI: 10.7256/2454-0633.2017.3.23176..html

Название:

Франкофония, La Francophonie

Флаг/Герб:

Статус:

международная организация сотрудничества

Структурные подразделения:

Секретариат,
Конференция министров национального образования франкофонных государств (CONFEMEN),
Агентство университетов Франкофонии,
Парламентской ассамблеей Франкофонии (APF),
Конференция министров молодежи и спорта (CONFEJES),
TV5, спутниковый канал, работающий 24 часа в сутки и имеющий статус оператора Франкофонии

Деятельность:

На начальном этапе в сотрудничестве франкофонных стран преобладал культурный фактор. Т.е. если изначально она создавалась «представителями пространства Франкофонии, желающими участвовать в распространении французского языка», то в 1997 г. ее комиссии вели деятельность в областях «сотрудничества и развития, образования, коммуникаций и культурной деятельности, политики и управления, парламентской деятельности», а в настоящее время «она участвует в становлении и усилении демократических институтов», организует «межпарламентское сотрудничество», деятельность в области «мира, демократии и прав человека». Таким образом, произошла существенная политизация и расширение функций данной организации.

Официальные языки:

французский

Страны-участницы:

Армения, Албания, Андорра, Бельгия, Бенин, Болгария, Буркина-Фасо, Бурунди, Вануату, Вьетнам, Габон, Гаити, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Греция,
Демократическая Республика Конго, Джибути, Доминика, Египет, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Канада, Кипр, Коморские Острова, Кот-д’Ивуар, Лаос, Латвия, Ливан, Люксембург, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Марокко, Молдавия, Монако, Нигер, Республика Конго, Республика Македония, Руанда, Румыния, Сан-Томе и Принсипи, Сейшелские острова, Сенегал, Сент-Люсия, Того, Тунис, Украина, Франция, Центральноафриканская Республика, Чад, Швейцария, Экваториальная Гвинея

История:

В 1958-1960 годах Франция предоставила независимость большей части своих африканских колоний. И уже в начале 1960-х гг. такие лидеры бывших колоний, как Л. С. Сенгор (Сенегал), А. Диори (Нигер), Х. Бургиба (Тунис), а также Н. Сианук (Камбоджа) начали предлагать проекты по сохранению солидарности и прочных связей с бывшей метрополией. Если, например, Сенгору такой проект казался «обращенным к культурным и лингвистическим вопросам», то Бургиба выступал за регулярные переговоры между франкофонными странами.

Президент Франции Ш. де Голль посчитал преждевременными такие предложения, однако идеи африканских лидеров становились все популярнее, и ещё найдут свое воплощение на первом Саммите Франкофонии (1986 г.). Необходимо сказать, что французский язык, несмотря на официальный статус в большинстве бывших африканских колоний, мало распространен там в повседневном общении. Однако не случайно лидеры именно этих государств были инициаторами создания Франкофонии: французский язык играет в этих странах огромную роль. Этот язык применяется в сфере административного управления, имеет то или иное распространение в образовательной сфере, является языком политических элит, интеллигенции, большая часть современной прессы выходила и выходит здесь на французском языке. Кроме того, этот язык является как бы способом интеграции объединения множества мелких этнических и племенных групп внутри стран. Французский - язык международного общения этих африканских государств. Но самое важное то, что, развивая сотрудничество с Францией и другими богатыми франкофонными странами Севера (Швейцария, Бельгия, Канада), страны Африки хотели разрешить свои экономические проблемы, получить «доступ к модернизации». Если последний фактор в наибольшей степени касается Африки, то остальные справедливы и для других франкофонных государств Юга.

Франкофония, возникшая на пространстве бывшей колониальной империи Франции, часто сравнивается с Содружеством. Однако сама Франкофония с самого начала позиционировала себя как противовес данному объединению. Французские исследователи считают, что «Французская империя… оставила глубокий след в бывших колониях», выражающийся в особенностях административной системы и «в культурном и лингвистическом распространении французского языка». Известно, что Франция, в отличие от Великобритании, применяла прямой способ управления колониями. Именно такое политическое и культурное наследие позволило сделать французский язык средством установления взаимодействия между разнообразными культурами. В отличие от Содружества, Франкофония базируется на общности языкового и культурного наследия, а не на факте принадлежности членов к бывшей колониальной империи, и «опасается… обращаться к колониальному прошлому», что делает ее «гораздо более открытой» для вступления.

Однако с 1970-х гг. начинается качественно новый этап развития Франкофонии. В 1969 г. была проведена первая конференция франкофонных государств в Ниамее (Нигер). С 20 марта 1970 г. начинается история институциональной Франкофонии, т. е. принципиально новый уровень координационных усилий государств-членов: было создано Агентство по культурному и техническому сотрудничеству (ACCT). Его проект был разработан Общей Афро-Малагасийской Организацией (OCAM), Хартия ACCT была подписана в Ниамее 21 государством. То, что Агентство было создано лишь в 1970 г., можно объяснить тем, что Франция опасалась «имиджа колонизаторов», даже при том, что идеи подобной организации выдвигались именно лидерами бывших колоний. Сотрудничество в начале в велось в основном в технической сфере. Однако необходимо было придать Франкофонии большую значимость в политических и экономических делах. Л. С. Сенгор выступал за проведение Саммита Франкофонии. В 1973 г. в Париже впервые состоялся франко-африканский саммит (то есть не присутствовали Канада и Квебек из-за напряженности между Парижем и Оттавой по вопросу о возможности признания Квебека государством-участником). С 1986 г. проводятся Саммиты Франкофонии, на которых присутствуют все государства-члены, затрагиваются важнейшие политические и экономические вопросы, принимаются программы по сотрудничеству, решатся вопросы о присоединении новых членов. В работе Саммитов участвуют государства с 4 статусами: полноправные члены, регионы, ассоциированные государства, наблюдатели; предусмотрен также статус «специального гостя» для территорий, не имеющих государственного статуса, но участвующих в Саммитах и в каких-либо программах Организации (например, это Валь-д’Аоста, Луизиана, Каталония). Безусловно, широкий круг статусов способствует увеличению числа государств, так или иначе участвующих в деятельности Франкофонии, уважающих французскую культуру и язык как альтернативный английскому способ международного общения. Все это повышает международное влияние Франкофонии.

Первый Саммит прошел в Париже в 1986 г. На Саммит прибыли главы государств и правительств 41 франкофонного государства, основная цель состояла в определении главных направлений совместной деятельности. Были выработаны 28 практических решений в рамках трех стратегических направлений: 1) «постоянное согласование действий, позволяющее играть реальную роль в мировом равновесии»; 2) «французский язык, способ прогресса и модернизации» 3) «учреждение конкретных и активных программ». Стремление играть важную роль в международных отношениях и «мировом равновесии» является, безусловно, больше политическим и экономическим, нежели культурным, направлением развития, не исключающим даже деятельность в сфере безопасности. Французский язык теперь рассматривается не как исключительно культурный вектор, а связывается с такими политическими и экономическими категориями, как «прогресс» и «модернизация». Установление же конкретных программ позволяет говорить о переходе от деклараций к реальным действиям.

На втором Саммите в Квебеке (Канада, 1987) происходила дальнейшая институционализация Франкофонии; произошло усиление ее экономической роли: был создан Деловой форум Франкофонии (Forum francophone des affaires). Франкофония заявила о себе как об акторе мировой политики: были приняты резолюции по важнейшим международным сюжетам (ситуация в Чаде, Ливане, на Ближнем Востоке; экономическая ситуация в мире, окружающая среда).

Третий Саммит в Дакаре (Сенегал, 1989) важен в контексте начала диалога Север-Юг в рамках Франкофонии. Было принято решение, воплощавшее в себе не обещания, а реальную помощь Африке: Ф. Миттеран предложил списать долг в 16 млрд франков 35 африканским государствам.

Диалог Север-Юг был продолжен на Саммите в Chaillot (Франция, 1991): развитые страны провозгласили в качестве условия экономической помощи необходимость демократизации африканских режимов, развивающиеся же настаивали на невозможности самих демократических преобразований без экономической помощи. Таким образом, экономическое и политическое измерения деятельности Франкофонии переплетаются и продолжают активизироваться.

На Саммите в Маврикии (1993) было принято несколько важных политических и экономических решений. Касательно политической сферы, обсуждались 2 сюжета: «Права человека и развитие», «единство в многообразии». Решения по этим вопросам позволили Франкофонии утвердиться в качестве заметного участника международных отношений. Примечательно высказывание премьер-министра Маврикия Анерада Жюгно: «Франкофония не может… оставаться на оборонительных позициях до того момента, когда сложится консенсус по поводу необходимости более сильного присутствия нашего сообщества в политической и дипломатической сферах. Мы должны принять меры, чтобы ясно сообщить миру и дать понять роль, которую мы… собираемся играть. Пришел час для Франкофонии утвердиться как реальной силе… для достижения мира на Земле». Были приняты резолюции на тему мира и демократии, в которых подчеркивалась важность деятельности по поддержанию мира с помощью механизмов ООН. На Саммите было признано, что «экономика является одним из неотделимых элементов культуры народов», что знаменует установление связи между культурным и экономическим векторами деятельности Франкофонии. Были разработаны основные параметры экономического сотрудничества между членами, в т. ч. в рамках ГАТТ.

На Саммите в Котону (Бенин, 1995) произошли важные изменения политического, экономического, институционального характера. Новый президент Франции Ж. Ширак выступил за придание Организации качественно нового политического измерения; был принят ряд политических резолюций. Важным фактом для усиления политической значимости Франкофонии явилось учреждение должности Генерального Секретаря, получившего большую часть политических функций и ответственного за деятельность всей Организации, что устранило двойственность функций некоторых органов и укрепило всю Франкофонию. ACCT стала Агентством Франкофонии во главе с Генеральным Администратором, ответственным перед Генеральным Секретарем, и приобрела роль главного оператора Франкофонии. Внимание на Саммите также уделили таким важным экономическим вопросам, как «региональное экономическое сотрудничество и интеграция, поддержка частных предприятий и партнерства предприятий и действия, благоприятствующие усилению экономии».

Саммит в Ханое (Вьетнам, 1997) стал одним из самых важных в истории Организации. Первым Генеральным Секретарем, с целью придания Франкофонии «ее полного политического измерения», стал Бутрос Бутрос Гали (большое значение имеет сама личность, т. к. Бутрос Гали являлся Генеральным Секретарем ООН и поэтому априори имеет определенный политический вес и опыт). Существенно усиливается значение Франкофонии в международных отношениях в мировом масштабе; с этого Саммита она «сможет действовать для того, чтобы планета не испытала разрушительных эффектов унифицированной культуры». Очевидно, что усиливается ее неприятие мирового доминирования английского языка. Важно отметить и то, что на данном Саммите обсуждались проблемы предотвращения конфликтов в государствах-членах (сфера безопасности), Организация также включилась в деятельность мирового сообщества по обеспечению прав человека (юридическая сфера). Что касается экономического сотрудничества, то к этому периоду, несмотря на многочисленные политические решения, не удалось добиться значимых результатов. Сказывались и сказываются как объективные причины (очень большое разнообразие стран Франкофонии как в географическом, так и в социально-экономическом плане, слабость экономических контактов Север-Юг), так и субъективные (нежелание инвестировать в страны Юга, «афропессимизм» европейских компаний). Однако в настоящее время можно констатировать, что экономическое пространство Франкофонии добилось существенных успехов в реализации многих проектов, совершенствовании экономических отношений между Севером и Югом.

На Саммите в Монктоне (Канада, 1999) внимание глав государств и правительств было обращено к проблеме укрепления демократии в государствах Франкофонии; впоследствии данный вопрос будет более подробно обсуждаться на симпозиуме об итогах и конкретных предложениях об опыте демократии в Франкофонии (2000 г.). Саммит в Бейруте (Ливан, 2002) очень важен в контексте политизации Франкофонии. Впервые Саммит был проведен в арабской стране. Была принята Бейрутская декларация (она будет рассмотрена ниже); в связи с терактами 11 сентября 2001 г. был осужден международный терроризм, нетерпимость, заявлено о приоритете диалога культур в поддержании мира на планете; в Декларацию были внесены решения по важнейшим вопросам мировой политики. Генеральным Секретарем стал бывший президент Сенегала Абду Диуф. Важно отметить и то, что на Саммите присутствовал Алжир в качестве специального гостя ливанского правительства, что может знаменовать начало смягчения противоречий между Францией и этой бывшей ее колонией. Интересно решение Саммита об ужесточении условий принятия во Франкофонию новых членов, что объясняется желанием «скорее углубления, чем расширения» взаимодействия между членами. Очевидно, это отражает тенденцию к превращению Франкофонии из культурного форума в четко организованную структуру, имеющую конкретных участников и четкие политические и экономические цели. Однако статус наблюдателя остался доступным для стран, заинтересованных в части в делах Франкофонии, что вписывается в логику политического интереса расширения и риторику культурного разнообразия.

В ноябре 2002 г. Международный симпозиум (Бамако, Мали) об итогах опыта демократии, правах и свободах на пространстве Франкофонии принял важнейший документ, касающийся демократии, прав человека, их защиты, - Декларацию Бамако. Этот шаг явился важнейшим показателем участия Франкофонии в международной политической и юридической жизни. На Десятом Саммите в Уагадугу (Буркина Фасо, 2004) были приняты два очень значимых документа: Декларация Уагадугу (основная идея - «единое пространство для долговременного развития», будет рассмотрена ниже в контексте политических вопросов) и «Стратегический десятилетний план» (2005-2014), являющийся выражением серьёзности целей Франкофонии, ее способности вырабатывать долговременные стратегии развития и приоритетные направления конкретной деятельности. Был принят ряд политических решений (ситуация в Кот-д’Ивуаре, на Ближнем Востоке); было уделено внимание информационному сообществу (что также является одним из приоритетов деятельности Франкофонии).

Одиннадцатый Саммит Франкофонии пройдет в Бухаресте (Румыния) в 2006 г., его темой станет «Образование и новые информационные технологии».

В Антананариву (Мадагаскар) 23 ноября 2005 г. Конференция министров Франкофонии приняла новую Хартию Франкофонии, установившую новое название организации - Международная Организация Франкофония (МОФ). На протяжении своего развития объединение превратилась из исключительно культурного в организацию, претендующую на существенное влияние в международных отношениях, в частности, в сферах политики, экономики, безопасности, информационных технологий, что, в свою очередь совмещается с активной культурной деятельностью. Франкофония приняла ряд важных решений и документов в этих областях и составила стратегию своего будущего развития.

Примечания:

Главным критерием для вступления в организацию считают не степень владения французским языком населения того или иного государства (хотя это приветствуется), а, скорее, культурные связи с Францией, сложившиеся на протяжении десятилетий и даже веков.

История организации

Впервые термин «франкофония» был употреблен в 1880 году французским географом Онезимом Реклю , который в своей научной классификации жителей планеты решил исходить от языка, на котором они говорят. Вплоть до официального учреждения франкофонии как международного института это понятие обозначало географические территории, где распространен французский язык, или совокупность людей, говорящих по-французски. В 1968 г. слово «франкофония» входит в словари, где получает два основных значения:

1. говорить по-французски, «быть франкофоном»;

2. сообщество, состоящее из народов, говорящих на французском языке.

Сейчас термином «Франкофония» обозначают международную межправительственную организацию.

Статистические данные, представляющие число франкофонов, разнятся. Это объясняется тем фактом, что существует несколько уровней франкофонии: во-первых, принимаются во внимание жители стран, где французский язык является единственным официальным языком, или сосуществует с другими официальными языками. Следом идут жители тех стран, которые выбрали французский языком коммуникаций параллельно с языком своей страны: это вариант многих африканских стран. Третья категория представлена людьми, которые пользуются французским языком как инструментом культуры - в этих странах язык изучают дополнительно по выбору в системе среднего и высшего образования как, например, в странах Магриба, Египте, Бразилии, Аргентине, Польше, России и др.

Области сотрудничества

Франкофония и некоторые проблемы мировой политики

Политизация МОФ в большой степени выражается в ее активном участии (попытках участия) в важнейших делах мировой политики. Особенно знаменательны в этом отношении Саммиты в Бейруте (2002 г.) и Уагадугу (2004 г.). Причины политической активизации МОФ со времени Бейрутского Саммита являются как объективными, так и субъективными.

Очевидно, что к первым относятся теракты 11 сентября 2001 г. в США , резкое возрастание террористической угрозы, обострение вопроса по Ираку .

Ко вторым можно отнести общий курс МОФ на усиление влияния в мире, наиболее явно обнаружившийся ещё с Саммита в Ханое (1997 г.). В столице Ливана была принята Бейрутская декларация, затронувшая важнейшие вопросы мировой политики. В декларации важнейший принцип МОФ - диалог культур - провозглашается в качестве главного фактора установления мира и борьбы с терроризмом, и превращается, таким образом, в реальный политический инструмент. В частности, главы государств и правительств заявили: «Мы убеждены, что диалог культур составляет необходимое условие в поиске мирных решений и позволяет бороться против… нетерпимости и экстремизма». Тот же тезис выдвигает и Жак Ширак : «Диалог культур - лучшее противоядие от риска столкновения цивилизаций».

Страна год присоединения
Армения 2008
Албания 1999
Андорра 2004
Бельгия 1970
Бенин 1970
Болгария 1993
Буркина-Фасо 1970
Бурунди 1970
Вануату 1979
Вьетнам 1970
Габон 1970
Гаити 1970
Гана 2006
Гвинея 1981
Гвинея-Бисау 1979
Греция 2004
Демократическая Республика Конго 1977
Джибути 1977
Доминика 1979
Египет 1983
Кабо-Верде 1996
Камбоджа 1993
Камерун 1991
Канада 1970
Кипр 2006
Коморские Острова 1977
Кот-д’Ивуар 1970
Лаос 1991
Латвия 2008
Ливан 1973
Люксембург 1970
Маврикий 1970
Мавритания 1980
Мадагаскар 1989
Мали 1970
Марокко 1981
Молдавия 1996
Монако 1970
Нигер 1970
Республика Конго 1981
Республика Македония 2001
Руанда 1970
Румыния 1993
Сан-Томе и Принсипи 1999
Сейшелы 1976
Сенегал 1970
Сент-Люсия 1981
Того 1970
Тунис 1970
Украина 2008
Франция 1970
Центральноафриканская Республика 1973
Чад 1970
Швейцария 1996
Экваториальная Гвинея 1989